Храм всех святых на кулишках: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Архитектура[править | править код]

Здание церкви двухъярусное, одноглавое, с единственной полукруглой апсидой, обстроенной с трёх сторон галереей, к западному фасаду которой примыкает паперть. С северо-западного угла силуэт церкви оживляет трехъярусная восьмиугольная колокольня с барочными деталями. Это одна из немногих «пизанских башен» российской столицы.

Относительно времени строительства храма у искусствоведов нет единого мнения. Пышный декор окон и ложный пояс кокошников указывают на 1680-е годы как на наиболее вероятное время постройки. Впрочем, не исключено и то, что двухапсидный придел и трапезная были пристроены с южной стороны к четверику более раннего времени, возможно, даже годуновской эпохи.

Нижний ярус, скрытый от глаз культурным слоем, сохранил надгробия XV—XVI веков. Интересен северный портал с белокаменными деталями. Стенопись послепетровского времени в последнее время была отреставрирована.

На Кулишках был монастырь, который дал название холму — Ивановская горка

На Кулишках был основан монастырь во имя Рождества  Иоанна Предтечи, который и дал название холму — Ивановской горке.

В числе прихожан храма Трех Святителей были известные мастера-ремесленники и представители знати — Шуйские, Глебовы, Акинфовы.

В 1670 году на средства прихожан был построен новый каменный храм с очень редким для Москвы архитектурным приемом. Колокольня была поставлена на углу.

Изображение первоначального храма Трех Святителей на Кулишках, где колокольня построена на самом углу, считалась новым архитектурным приемом в Москве

На нижнем этаже храма располагались теплые приделы. Трехсвятительский  с южной стороны, а Флоролаврский с северной. На верхнем этаже был устроен холодный храм, летний во имя Святой Живоначальной Троицы.

Красивая одноглавая церковь увенчала Ивановскую горку. Фасады храма украшены узорными наличниками и порталами.

На стенах храма были сохранены белокаменные плиты с надписями захороненных людей.

Среди них известные люди с фамилиями Владикины, Паюсовы. Среди них также была найдена плита священника Филиппа.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках. Придел Флора и Лавра

Придел Флора и Лавра размещался в малой северной апсиде, поэтому был, как бы изолирован от других частей храма. Он также имел отдельный вход с улицы. Здесь находился и домовой храм М. И. Глебова, который имел усадьбу прямо напротив погоста.

Его сын и внук поддерживали этот храм и содержали в нем особый притч для служения каждодневных богослужений с поминовением предков.

Глебовы проживали в Малом Трехсвятительском переулке почти до 1830 годов. Они все также продолжали заботиться о храме и после того, как он был упразднен.

Граф Остерман — один людей, который проживал вблизи Трехсвятительской церкви в 18 веке

В 18 веке вблизи храма Трех Святителей находились такие известные люди, как графы Толстые, Граф Остерман, Лопухины и многие другие.

Именно на их средства храм перестраивали в 1770 годах. Была разобрана шатровая колокольня в углу и построена новая с западной стороны. Были сбиты некоторые убранства фасадов 17 века, был также протесан дополнительный ряд окон.

Храм приобрел более классицистический облик. В 1711 году было упразднено приходское кладбище.

Что еще стоит знать?

Храм Всех Святых на Кулишках был воздвигнут в княжение князя Дмитрия Донского, предположительно в память об одержанной им победе на Куликовом поле над татаро-монгольским воинством и вечного поминовения героев битвы. Но в русских летописях 1365 года, когда произошел пожар в Москве, церковь Всех Святых уже упоминается как существующая.

Храм расположен на Славянской площади, близ Солянки, в XV веке это место было малопригодным для заселения — одно из значений слова «кулишки» толкует его как топкое, болотистое место, или заболоченный участок земли. Предполагается, что раньше здесь было болото, на котором водились кулики, давшее местности свое имя.

В древности Кулички, где построена церковь, считалось пропащим местом, здесь якобы водилась нечистая сила. Согласно монастырским преданиям, в этих местах осенью 1666 г. в богадельне, устроенной патриархом Московским Иовом при церкви Троицы на Солянке, появился черт, который делал различные пакости: громко выкрикивал непристойности, сбрасывал людей с постелей и лавок, стучал и гремел на печи и в углах.

В 1488 году церковь Всех Святых перестроили в камне. В 1612 году храм пострадал во время битвы народного ополчения за Москву. Недалеко от церкви стояли пушки, что привело к сильным разрушениям храма.

Вновь Всехсвятская церковь была отстроена в 1687-1689 гг. Одноглавый двухъярусный храм с трехъярусной восьмиугольной колокольней возведен в стиле московского барокко. В последующие годы постоянно обновлялось внешнее и внутреннее убранство храма.

Храм чудом не был взорван в 1930-м г. Тогда его приспособили под нужды НКВД. В 1975 году здание церкви передали Музею истории Москвы, тогда же оно и было отреставрировано.

В 1991 г. церковь вернули РПЦ. В 1994 г. в подвале церкви были обнаружены останки расстрелянных людей. В память о них у стены подвала установили крест с изображениями новомучеников.

Святыни церкви

Наставниками привезены почитаемые христианами святыни с о. Кипр.

В церкви находятся частицы мощей:

  • Св. Серафима;
  • Св. Николая Угодника;
  • великомучеников: Поликарпа Смирнского, Параскевы Римской, Антипы Пергамского, Саввы Стратилата и Трифона;
  • пророков Филимона и Филиппа;
  • священномучеников: Маманта Кесарийского, Артемия Антиохийского;
  • Св. Онисифора.

Во время правления Алексия Первого Комнине, при молитвах святого Исайи, от образа чудесно излечились кипрский наместник и императорская дочь. Исайя захотел передать икону на Кипр. Алексий, который не желал расставаться с ней, приказал написать точную копию. Святому на оригинал указала пчела, которая села на икону.

По воле Богоматери, которая явилась Алексею, образ отправили на Кипр. На одном из холмов построили храм. Икона совершила множество чудес. Сейчас об этом образе знают во всем мире, в церкви не иссякает поток христиан.

В благословение из афонского прихода Ватопед был передан образ Богоматери «Всецарица». Чудотворная икона почитается как дарующая излечение от онкологических болезней.

«Кровавая гэбня» забирает церковь Всех Святых себе

После Великой октябрьской Революции значительная часть церквей, храмов и монастырей должна была пойти под снос. Большевики негативно относились к органу идеологической обработки царской эпохи.

Этим же объясняется раскол внутри самой православной церкви и гонения на отказавшихся признавать новую церковь. Храм Всех Святых также должен был пойти под снос. Однако его судьба круто изменилась в 1930 году, когда здание передали в нужды госбезопасности.

Интересно, что точной информации, чем занимались чекисты нет в открытом доступе. Если верить «правдивой» и «непогрешимой» Википедии, то гэбисты занимались там исключительно расстрелами и не убирали за собой трупы, оставляя те гнить в подвалах святого здания.

Это было доподлинно доказано в 1994 году, когда в подвальных помещениях церкви обнаружили останки расстрелянных граждан

Почему этот факт очень сомнителен? Все очень просто.

В 1975 году советская власть передала здание храм в распоряжении Музею истории города Москва. В следствии чего во всем здании был проведен капитальный ремонт. Включая подвалы. Видимо, останки расстрелянных сначала убрали на время ремонта.

1975
в этом году здание храма передали историческому музею Москвы, и сделали в нем ремонт

А потом положили обратно, чтобы «правдорубы» 90-х могли их найти.  Если факта капитального ремонта недостаточно, то стоит снова вспомнить Куликовскую битву. В 1980 году было отмечено 600 лет великого сражения.

По этой причине начиная с 1970 по 1982 годы в здании проводились археологические изыскания в ходе которых был вскрыт фундамент здания и обнаружена кладка 14-го века. Причем раскопки шли еще во время нахождения здания в ведомстве КГБ.

История[править | править код]

Возникновениеправить | править код

Первая деревянная церковь на этом месте была построена во времена Дмитрия Донского. В русских летописях под 1364 годом при описании большого московского пожара (получившего впоследствии название Всесвятского), церковь Всех Святых упоминается как уже существующая. В конце XVIII века в путеводителях по Москве появилось предположение о связи строительства храма с увековечиванием памяти воинов, павших 8 сентября 1380 года на Донском побоище. В XIV веке место, выбранное для церкви, было недалеко от границы Москвы и слово кулишки стало синонимом местонахождения «на краю земли»; теперь это исторический центр Москвы.

Фраза «у чёрта на куличках», как считается, связана с событиями 1666 года, когда в богадельне у Ивановского монастыря завелась нечистая сила, беспокоившая обитательниц богадельни своими проказами. Попытки изгнать нечистого духа силами монахов только раздражали его, так что он «стал обличать их самих в разных беззакониях». Избавиться от демона удалось лишь вмешательством призванного из Флорищевой пустыни иеромонаха Илариона (впоследствии митрополит Суздальский и Юрьевский), который «семь недель с двумя иноками там подвизался в молитвах».

Сейчас выражение «к чёрту на кулички» значит «очень далеко, неведомо куда, в глухомань». Современная форма, как обычно полагают и как считал ещё Владимир Даль, представляет собой переделку более старого выражения «к черту на кулижки», возникшую в результате подмены ставшего узкодиалектным слова кулижки «лесные полянки, острова на болоте» и созвучным существительному кулички «кулички, пасха».

Церковь была полностью перестроена в камне в 1488 году и затем вновь в стиле московского барокко в 1687—1689 годах.

Фотография из альбома Николая Найдёнова. 1882 год

Советский периодправить | править код

В 1930 году церковь была закрыта, но вместо планировавшегося сноса была приспособлена под нужды органов госбезопасности. О характере использования можно судить по тому, что в 1994 году в подвале церкви были обнаружены останки расстрелянных.

В 1975 году здание было передано Музею истории Москвы, в связи с чем в 1970—1982 годах была проведена реставрация этого памятника архитектуры.

В 1978—1979 годах, во время подготовки к празднованию 600-летия Куликовской битвы, были проведены археологические исследования и обнаружены остатки фундамента первоначального храма XIV века.

Восстановление церквиправить | править код

В 1991 году здание было возвращено Русской православной церкви (РПЦ). В 1994 году в подвале церкви были обнаружены останки расстрелянных, и в память о них у стены подвала был установлен крест с изображениями новомучеников.

Подворье Александрийского патриархатаправить | править код

31 марта 1999 года решением Священного синода Русской православной церкви храм был предоставлен для представительства (подворья) Александрийской православной церкви (ранее, с 1956 года, находилось в Одессе).

25 ноября 2019 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл приостановил работу Александрийского подворья в Москве. Причина — признание патриархом Александрийским неканонической Православной церкви Украины. 26 декабря Священный синод РПЦ, подчеркнув, что решение патриарха Александрийского о признании украинских раскольников противоречит его неоднократным заявлениям в поддержку канонической Украинской православной церкви и митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, постановил «приостановить деятельность представительства (подворья) Александрийского Патриархата при Московском Патриаршем престоле». Представитель Александрийского патриарха митрополит Киринский Афанасий (Киккотис) от служения отстранён.

Подворье Патриарха Московского и всея Руси

С ноября 2019 года обязанности настоятеля Всехсвятского храма исполняет протоиерей Сергий Звонарёв.

Местонахождение храма

Коренным москвичам и паломникам, желающим посетить храм Всех Святых на Кулишках, адрес которого Славянская площадь, дом 2, проще всего доехать на метро или на общественном транспорте.

  1. К храму до остановки «Станция метро Китай-город» следуют автобусы маршрутов м27, м7, м8, н4, н5, н7.
  2. Непосредственно у храма находится станция метрополитена «Китай-город» Таганско-Краснопресненской линии.

Любителям автомобильных прогулок не составит труда добраться до Славянской площади на собственной машине, преодолев проблемы городского трафика.

Храм Всех Святых признан историческим архитектурным памятником. Расположение Александрийского подворья на территории церкви свидетельствует о тесной духовной связи русского православия с африканской автокефалией. Но главное состоит в том, что всехсвятский собор на Кулишках является напоминанием о великой силе русского духа и православной веры.

Храм Трех Святителей на Кулишках вернули верующим только в 1992 году

Изменения наступили лишь с 1990 года. В 1991 году  была сформирована православная община во главе с протоиреем Владиславом Свешниковым, которые пожелали вернуть храм верующим. В июне 1992 года вышло постановление Правительства Москвы о передаче храма верующим.

Священник Владислав Свешников — именно этот человек создал православную общину, которая пожелала вернуть храм Трех Святителей

Но следующие четыре года прихожане все равно вымаливали храм, в тоже время, подыскивая другое место для мультипликационной студии.

6 июля 1996 года в день празднования Владимирской иконы Божией Матери была отслужена первая божественная литургия.

Храм заметно преобразился, были проведены различные ремонтные работы по благоукрашению. Побелили стены, устроили солею, сделали новый керамический пол из плитки.

В 1999 году были подняты колокола на новую колокольню, поставлены филенчатые двери, возведена снова ограда. Лестницу украсили резным парапетом.

Новая ограда храма Трех Святителей

К 2006 году храм был полностью перекрашен. Заменили и  часть крыши, были поставлены новые резные окна.

2 мая 2003 года была отслужена первая Божественная литургия в нижнем храме, в приделе Трех Святителей.

Сейчас при храме действует воскресная школа. Один раз  в месяц проводится занятия школы православной семьи, на которой обсуждаются такие сложные вопросы как семейное воспитание. С 1996 года  при храме открыты регентские курсы для будущих певчих.

Также прихожане верят и не теряют надежды на то, чтобы когда-нибудь обрести храмовую святыню икону Божией Матери «Прозрение очес».

Каждый,  кто хочет, может посетить это замечательное место по адресу: Малый Трехсвятительский переулок, д 4/6.

Архитектурные особенности

Храм всех святых на Кулишках в сегодняшнем виде отстроен к началу XVII века на основании прежней церкви времен Дмитрия Донского. Старое здание дополнили элементами в стиле русского барокко. Классический куб окружили галереями с подвальными этажами.

Исполнение сводчатых подклетов даёт представление об изначальной архитектуре древней церкви. Сохранились галереи, устроенные по сторонам четверика, с распалубками. С южной стороны апсиды алтаря освятили придел пророка Наума.

Произведенные в XX веке археологические и строительные работы подтвердили наличие древнего фундамента и каменной кладки XIV века. Барочные изменения в облике храма, произведенные в XVIII веке, существенно не изменили архитектурной самобытности. Появились окна, украшенные в манере, характерной барокко.


Храм всех Святых на Кулишках в разрезе

Двухсветный однокупольный храм выстроен в комплексе с четырехъярусной колокольней. С западной стороны к галерее пристроена паперть. Стены храма до карниза отделаны пилястрами.

Оформление окон, нишевые арки, образуют объемный, нарядный пояс. Оригинально исполнены алтарный фриз, брустверы паперти и галерей. Наличники окон колончатые, с большими белыми кокошниками.

Покрытие плоское, четырехстороннее. Барабан без окон, с мощными кокошниками у основания, увенчан главой. Центральная часть трапезной возвышена и завершается главкой. Колокольня восьмиугольная, трехъярусная, углы смягчены белыми колоннами.

Рост числа прихожан требовал расширения храма. Придел, освященный в честь святого Николая Чудотворца, возвели в 1662 году с юго-восточной стороны. Уничтоженные пожаром 1688 года части здания реконструировали. Тогда же пристроены колокольня и зимний храм, разобраны галереи. Строительные работы в разных объемах продолжались до XIX века.

Современные кресты и главы церкви восстановлены по сохранившимся аналогам XVII века. Изначально выбеленные стены храма покрыли красной краской с возведением колокольни. Внешние элементы исполнены в красном и белом цветах, характерных русскому барокко. Стиль привнес в церковную архитектуру светскую пышность, нарядность.

В 1785 году приход храма принял решение нанести росписи стен, заменить деревянный настил полов на каменные плиты. Расширили проёмы окон верхнего света. Проведены восстановительные работы в алтаре.

Хорошо сохранились подземные помещения храма, продолжительное время служившие усыпальницей. На верхнем ярусе расположен двойной алтарь с древним приделом южной стороны. Своды каждого придела вписаны в общий полукруг под кровлей. Придел пророка Наума снаружи завершался главкой. На сводах верхнего яруса и основного храма под поздними покрытиями найдены росписи XVIII-XIX века.

Повседневная жизнь храма

В будние дни двери храма открыты с 8 до 20 часов, в воскресные дни до 18 часов. Ежедневно в соборе совершается литургия в соответствии с церковным календарём. Кроме этого, проводятся дополнительные службы:

  • В понедельник — молебное пение с акафистом всем святым перед мощевиком.
  • Во вторник перед иконой Серафима Саровского совершается акафист преподобному святому.
  • В среду читается особая молитва перед святым образом Киккской божьей матери. Для миропомазания используется масло из лампады, горящей перед иконой.
  • В четверг проводится служба перед храмовой иконой Николая Чудотворца и ковчегом с частицами мощей Божьего Угодника.
  • В пятницу у распятия Христа поётся акафист Кресту Господню.
  • В субботний день поминовения усопших проходит панихида.

Школа греческого языка подразделяется на детский класс и взрослую группу одного года обучения. На занятиях учащиеся изучают греческую историю и культуру, приобретают разговорные навыки, общаясь с носителями языка. Дети посещают школу по субботам в течение пяти лет.

Участники церковного хора приобщаются к традициям византийского пения. Во все великие праздники византийские песнопения звучат на славянском и греческом языках. С 2006 года в воскресной школе взрослые прихожане изучают и обсуждают интересующие их вопросы православия. Беседы проводит священник отец Дмитрий Захаров.

На информационном сайте на текущий месяц представлено расписание богослужений в храме Всех Святых на Кулишках.

История появления

Основание церкви датируется 14 столетием. Согласно легенде, собор был возведен по приказу князя Дмитрия Донского. В 1379 г. при Куликовской битве объединенные княжьи дружины с большими потерями разбили войско Орды. В честь погибших солдат была освящена не одна церковь, в частности храм всех Святых на Кулишках в Москве.

По реконструкциям современных историков, битва происходила на площади около 3 км2 в сегодняшнем Воловском районе Тулы. Св. Сергий Радонежский дал благословение князю на битву, предрекая победу, и пополнил ряды дружины несколькими иноками из бывших солдат. Победа княжеского войска над Мамаем являлась началом освобождения от ордынского ига.

Сражение выдалось тяжким, князя с трудом отыскали после битвы без сил, находящимся на земле. Церковь всех Святых на Кулишках в Москве была освящена в честь русских воинов при Куликовском сражении. Солдаты, которые отличились храбростью, были погребены возле стен нового храма.

Существует еще одна версия, по которой церковь была сооружена до Куликовского сражения. Предместье Москвы быстро разрасталось.

https://youtube.com/watch?v=5vwXFpqTlAQ

Происхождение названия

Всехсвятскую церковь построили восточней Кремля, возле Васильевского луга. Тут в Средние века проходили дороги из Москвы в Коломну, Рязань, Владимир. Пересечение рек на этом участке было удобным для переправы. Здесь в древние времена находились торжища, поселения и брод при переходе «из варяг в греки».

Этимология непосредственно «кулишки» расшифровывается по-разному:

  • сенокосная пойма возле речных лугов;
  • заболоченный участок, топь (от этого «кулики» — птицы, которые обитают в болотной местности);
  • от названия Куликовского сражения в связи со строительством церкви в качестве памятника победы;
  • от слова «кульки» (границу селения «Яузские ворота» до этого называли «Кошели»);
  • место вырубки леса.

Первые упоминания

Впервые о храме упоминается после большого пожара в Москве 1487 г. Летописец указывает на колоссальное бедствие, которое едва не дошло от столицы до собора. Деревянные здания Москвы не редко горели.

Всехсвятская церковь не являлась исключением. В 1494—1548 гг. она повреждалась огнем, а в конце 18 столетия пожар полностью уничтожил приходские помещения. Собор и прилегающие сооружения обновляли и реставрировали.

Храм выгорел в пожаре 1811 г. и восстанавливался 18 лет, после был приписан к приходу Св. Иоанна и Кира. Статус самостоятельной церкви был заново присвоен в конце 19 столетия. Приход и священники много жертвовали на строительство соборов, содержание погорельцев, бедных людей, сирот.

В 1865 г. арки и оконные проемы были сделаны из мрамора, украсили икону Богоматери «Боголюбская». В 20 столетии при храме находилось училище. Во времена гонения на церковь в 1932 г. богослужения были запрещены. Планы по сносу церкви не были осуществлены из-за исторического сражения. В храме находилась база органов государственной безопасности.

Сегодняшние времена

В советские времена церковь неоднократно восстанавливалась. В 1992 г. храм вернули прихожанам, начали заново проводить богослужения.

Стараниями священнослужителей были выполнены капитальные восстановительные работы церкви и сооружений, построены дом причта, здание духовенства и архиерейский дом. Известняковый фундамент заменили на железобетонное основание. Так прекратилось образование трещин на поверхностях стен и было остановлено разрушение колокольного помещения.

Сегодня на входе в основную часть церкви установлена монументальная арка. Роспись икон регулярно реставрируется. Восстановлена потолочная живопись, заново был позолочен иконостас.

На западной стене установлены ростовые статуи святых Кирилла и Афанасия Александрийских. По левую сторону от алтаря расположена Киккская икона Богоматери.

Памятники

Кладбище

План Всехсвятского кладбища

Кладбище при церкви Всех Святых известно с XVIII века. Здесь были похоронены многие представители грузинских княжеских родов (Багратионы, Цициановы и другие). По некоторым данным, на Всехсвятском кладбище похоронен грузинский писатель Сулхан-Саба Орбелиани. В конце XIX века на этом кладбище хоронили зажиточных крестьян. При этом древние могильные плиты зачастую уничтожали или переставляли с места на место.

Кладбище существовало до 1982 года, после чего по распоряжению о ликвидации кладбищ в черте Москвы кладбище было ликвидировано, а останки умерших извлечены из земли, уложены в небольшие гробы и перезахоронены на другом кладбище[источник не указан 69 дней]. Туда же были перевезены памятники, ограды же на новом месте устанавливать было запрещено[источник не указан 69 дней]. По одной из версий, сносу надгробий способствовали высокопоставленные жильцы соседнего «Генеральского дома». Многих из них не устраивал открывавшийся из окна вид на кладбище.

Тем не менее до наших дней сохранились некоторые надгробные плиты. Среди них — надгробие князя Ивана Александровича Багратиона (—). Памятник поставил на могиле его сын, великий полководец Пётр Иванович Багратион. Монумент представляет собой каннелированную пирамиду на высоком постаменте. Надгробие И. А. Багратиона неоднократно меняло своё местоположение. Сейчас оно установлено с севера от храма около мемориала «Примирение народов». Надгробный памятник И. А. Багратиона относится к памятникам истории федерального значения.

Ограда

Храм во время реставрации

Согласно некоторым источникам, ограда храма датируется XIX веком. В 1990-е годы западная часть ограды была перемещена на несколько метров от стен храма. Эти работы проводились в связи с увеличением официальной территории храма. В 1994 году старые полуразрушившиеся боковые трехпролетные арочные ворота, выходящие к метро, были демонтированы и построены новые на новой границе участка ещё ближе к метро. Новые ворота сохранили пропорции и внешний облик старых, но были увеличены в объёме (в прежние не могла проехать даже легковая машина). Они были построены по проекту архитектора-реставратора Ретамосо Рохас М. В. Одновременно с этим были проведены работы по благоустройству территории храма, сделана новая каменная отмостка, отремонтирован белокаменный каменный цоколь, открывшийся из земли из-за восстановления первоначального уровня отмостки. В этот же период был перенесен надгробный памятник Ивана Александровича Багратиона, отца великого полководца, оказавшийся на середине обходной дороги, на несколько метров от алтаря. Этот памятник, а также надгробные плиты 17-19 века, найденные во время этих работ, и положили начало мемориальному комплексу на территории храма. В 2010 году железные решётки на восточной части ограды были демонтированы, а вместо них построена сплошная кирпичная стена. Главный вход находится с северо-запада от церкви и представляет собой трёхпролётные арочные ворота. Другие ворота находятся с юга от церкви. Ограда храма является объектом культурного наследия.

Мемориал «Примирение народов»

Мемориал «Примирение народов России, Германии и других стран, воевавших в двух мировых и гражданской войнах» был установлен в —1998 годах на территории храма Всех Святых по инициативе группы ветеранов Великой Отечественной войны и других частных лиц. Он включает в себя несколько мемориальных плит и крестов, посвящённых жертвам Крымской, Балканской, Русско-японской, Первой мировой, Гражданской и Первой чеченской войн, а также жертвам красного террора, представителям Белого движения и казакам. Часть памятников была первоначально установлена на территории бывшего Московского городского Братского кладбища, а затем перенесена к храму Всех Святых.

Широкий общественный резонанс вызвала установка плиты, посвящённой командирам 15-го кавалерийского казачьего корпуса СС, воевавшего во Второй мировой войне на стороне гитлеровской Германии. Неоднократно предпринимались попытки добиться сноса этого монумента, однако они не увенчались успехом. 8 мая 2007 года накануне Дня Победы плита была разбита неизвестными (по данным газеты «Московский комсомолец», плиту могли разбить члены одной из леворадикальных организаций). Настоятель храма протоиерей Василий Бабурин отметил, что данная плита не имеет никакого отношения к храму Всех Святых. От памятника оставался небольшой осколок, пока в 2014 году он не был заменён на плиту «Казакам, павшим за Веру, Царя и Отечество».

Как добраться до Храма Всех Святых на Соколе

В зависимости от местонахождения, до храма на Сколе можно добраться на личном автомобиле или общественным транспортом.

На автомобиле

Для того чтобы на машине доехать до собора, паломникам необходимо добраться до МКАД, и повернуть на пр. Маршала Жукова. Далее, двигаясь по проспекту, следует повернуть на улицу Народного Ополчения, у уже с нее повернуть на улицу Алабяна. Затем с улицы Алабна нужно повернуть направо, на улицу Песчаную и уже в конце этой улицы повернуть налево, и двигаться прямо к храму.

Общественным транспортом

В данном случае до церкви можно добраться любыми автобусами, маршрут которых проходит через остановку «Станция метро на Соколе».

Также до храма можно доехать на метро, для чего необходимо встать на станции метро Сокол, перейти автомобильную дорогу, и повернуть налево к церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector