Храм воскресения словущего на успенском вражке: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото
Содержание:
- Архитектура
- Святыни и мощи храма
- Примечательные здания и сооружения
- Приход и хор храма
- Происхождение названия
- Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке — прекрасный образец посадского храма 17 века
- Умолкшие, и вновь ожившие колокола
- Храм с мощами Спиридона Тримифунтского в Москве, историческая справка
- Адрес храма и официальный сайт
- Святыни
- Что такое «Воскресение cловущего»?
- Воскресная школа
- Русская Православная ЦерковьФинансово-хозяйственное управление
- Расписание богослужений
- Умолкшие, и вновь ожившие колокола
- Социальная работа, повседневная жизнь
- Расписание богослужений
- Храм на Сивцевом Вражке: история
Архитектура
Здание храма (бесстолпный одноглавый четверик) — типично для «уличанской» церкви и представляет собой характерный образец небольшого бесстолпного посадского храма XVII в.
Стены его завершаются декоративными полукруглыми закомарами с нишками; скромные наличники окон, угловые пилястры с полуколонками, строгий по профилю карниз, колончатый пояс на глухом, без окон, барабанчике главы — вот и все архитектурные детали его убранства. Только хорошо найденные общие пропорции и довольно изящный, хотя и простой, рисунок оконных обрамлений говорит о том, что строил храм незаурядный и опытный московский зодчий.
От первоначальной композиции здания сохранились лишь небольшой двухсветный четверик храма и трехчастная апсида, а широкая двухпридельная трапезная в стиле классицизма и колокольня, примыкающие с запада, возведены в 1816—1820 гг.
Некогда пятиглавый четверик храма сохранил завершение стен широким антаблементом с поясом крупных кокошников и цилиндрический барабан центральной главы, украшенный аркатурой.
Трапезная с овальными в плане приделами обработана на боковых фасадах рустованными на углах ризалитами с пилястровыми портиками, завершенными фронтонами.
Святыни и мощи храма
В богато украшенном киоте в левой части храма можно увидеть старинный Богородичный образ Взыскания погибших в богатой серебряной ризе с множеством пожертвованных украшений и драгоценностей получившими чудесную помощь.
Божья Матерь изображена на этой иконе с непокрытой головой, что символизирует отданный ею покров для спасения грешников. Сюда ежедневно приходит огромное количество паломников и просителей.
По древнему преданию эту икону сохранил благочестивый прихожанин Христорождественской церкви, вдовец, постоянно молящийся о благополучии своих дочерей. Во сне ему было повеление отдать икону в храм, что он незамедлительно исполнил.
Позже церковь была разграблена наполеоновскими солдатами, а чудотворный образ брошен и расколот. Художники реставраторы смогли восстановить святую икону, которая была перенесена из Палашинского храма в 30-х годах прошлого века.
Стоит обратить внимание на расположенный в главной части храма в богатой резной ризе редкий чудотворный образ Спиридон Тримифунтского, справа от иконы Спасителя. В центре иконы имеется маленький ковчег, который открывает частицу святых мощей
Имеется в левом приделе церкви древнейшая Можайская икона XVI века с изображением святого архиепископа Николая Мир Ликийских с частицей чудотворных мощей. Почитаемые святыни XVII-XVIII столетия с образами пророков Елисея и Илии с житием можно увидеть в правом пределе.
Древняя икона XVII века с изображением Иустина Философа установлена в иконостасе Никольского придела.Имеется в храме почитаемый образ Анны Кашинской с частицами ее святых мощей.
В главном престоле между окнами находятся почитаемые изображения Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Великого князя Владимира и княгини Ольги, выполненные знаменитым мастером церковной росписи Нестеровым.
Примечательные здания и сооружения
Палаты Г. Арасланова XVII века в Брюсовом переулке По нечётной стороне
- № 1 — Доходный дом М. Г. Коровина (1906, арх. И. Г. Кондратенко)
- № 3 —
- № 5 — Англиканская церковь Св. Андрея.
- № 7 — Жилой дом ГАБТ 1935, архитектор А. В. Щусев. В доме жили певицы А. В. Нежданова, М. П. Максакова, Н. А. Обухова, певец Марк Рейзен, певец Иван Козловский, балерина О. В. Лепешинская, композитор С. Н. Василенко, скульптор И. Д. Шадр, художник Ф. Ф. Федоровский, дирижёр Н. С. Голованов, певцы А. С. Пирогов, Н. С. Ханаев, Е. К. Катульская, дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев.]. В кв. № 10 находится Музей-квартира Н. С. Голованова (филиал ГЦММК им. М. И. Глинки).
- № 11 —
Храм Воскресения Словущего, Брюсов переулок, 15/2
- № 15/2 —Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Деревянный храм стоял на этом месте с 1548 года. Каменное здание возведено в 1629—1634 (?) годы. Церковь ремонтировалась в 1688 г. на средства Поместного приказа. Храм стоял на берегу проходившего здесь глубокого Успенского оврага (вражка), по дну которого протекал одноименный ручей (правый приток реки Неглинной). Современный вид здание приобрело после реконструкции 1879 года. Эклектичные иконостасы в интерьере и настенная живопись относятся ко второй половине XIX века. Святыни в храме: икона Богоматери «Взыскание погибших» и образ Святого Спиридона, епископа Тримифунтского. Росписи XIX века дополнялись в 1940-е годы (художник Ф. П. Нестеров). В 1982—86 гг. проведены реставрационные работы. В советское время храм не закрывался, его прихожанами были многие выдающиеся русские артисты.
- № 17 — Жилой дом артистов МХАТ, 1928, архитектор А. В. Щусев. Здесь жили: В. И. Качалов и его жена Н. Н. Литовцева, Л. М. Леонидов, И. М. Москвин и его жена актриса Л. В. Гельцер (родная сестра известной балерины Е. В. Гельцер). В феврале 2012 года о переезде после реконструкции в 15-комнатную квартиру общей площадью около 1000 кв. м, расположенную на 3 верхних этажах дома, объявил современный художник Никас Сафронов].
- № 19 — на этом месте было одноэтажное строение постройки 1863; здание перестроено в 1881, архитектор М. К. Геппенер, там находился склад для магазина «колониальных товаров» А. В. Андреева, он же был владельцем гостиницы «Дрезден». На близкой родственнице Андреева был женат поэт Константин Бальмонт. Здание снесено в 2003 г., строится Культурно-деловой центр.
- № 21 — Сохранившаяся часть здания, выходившего углом на Тверскую. В начале XIX в. он принадлежал А. и К. Гудовичам. В 1847—49 в этом доме жил драматург А. В. Сухово-Кобылин. В 1898 году дом был заново отделан по фасаду (архитектор С. К. Родионов). При реконструкции улицы Горького часть большого дома Гудовичей была передвинута внутрь квартала.
По чётной стороне
- № 2/1 — Доходный дом, 1914, архитектор В. А. Чернопятов. Здание скульптурной мастерской построено в 1916 году по проекту архитектора Л. Ф. Даукша.
- № 2/14 — Доходный дом, 1915—1916, архитектор А. А. Иванов-Терентьев. В этом доме жила Г. А. Бениславская, с которой одно время жил Сергей Есенин.
- № 6 — Доходный дом, 1900, архитектор А. Ф. Мейснер — в этом доме жили профессор В. Ф. Лугинин, химик В. Н. Ипатьев, композитор Ф. Ф. Кенеман, профессор медицины К. М. Павлинов, выдающийся оперный певец уехавший из России в 1920 г. Д. А. Смирнов].
- № 8/10 — На этом месте в 1814—1818 гг. помещался пансион-школа московского педагога А. П. Терликова. Здесь учился прославленный трагик П. С. Мочалов.] В 1953—1956 построен Центральный дом композитора и жилой дом для жилищно-строительного кооператива (ЖСК) «Педагог Московской консерватории», архитектор И. Людвигович Маркузе. В доме жили Д. Д. Шостакович (с 1962 г.), А. И. Хачатурян (с 1962 г.), Д. Б. Кабалевский (с 1962 г.), выдающийся скрипач Л. Б. Коган (с 1956 г.), композиторы А. И. Островский, В. А. Золотарев, пианист Г. Р. Гинзбург, Р. И. Грубер.
- В сквере между домами № 6 и 8/10 в 2006 году установлен памятник Араму Хачатуряну (скульптор Г. В. Франгулян).
- № 12 — В доме жили В. Э. Мейерхольд c З. Н. Райх, артист И. Н. Берсенев и С. В. Гиацинтова, А. П. Кторов, балерины В. В. Кригер, М. Т. Семёнова, балетмейстер В. Д. Тихомиров, архитектор И. И. Рерберг. Сейчас здесь находится музей-квартира В. Э. Мейерхольда.
Приход и хор храма
После воскресной литургии прихожане храма собираются на совместное чаепитие в приходском доме, где обсуждают насущные проблемы жизни прихода, выслушивают отчеты о проведенных конкретных делах милосердия нуждающимся и помощи пожилым людям, планируют организацию культурной программы проведения ближайших праздничных мероприятий.
При храме работают постоянные курсы изучения церковнославянского языка для всех желающих, проводятся занятия по фотографии, организуются лекции и встречи с интересными гостями, концерты классической музыки.
По субботам и воскресеньям проходят еженедельные встречи членов киноклуб, где организуется совместный просмотр и обсуждение различных православных и документальных фильмов. Проводятся встречи молодежного литературного клуба, где читаются произведения классической литературы.
В дни памяти служителей и известных прихожан служат панихиды, а также проводятся встречи на приходе с чаепитием и просмотром документальных хроник и фильмов. При храме организован хор, где желающие изучают церковные песнопения и распевы.
К праздничным датам проводятся концерты и выступления в музыкальной гостиной, где воспитанники воскресной школы демонстрируют свои успехи и таланты родителям и прихожанам.
Происхождение названия
В XVI веке на месте современного Брюсова переулка, между улицами Никитской и Тверской, проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище») получило наименование «Успенского вражка» (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом «Белом городе» Москвы.
Посвящение же храма относится к празднику Воскресения Словущего, посвященному восстановлению Храма Воскресения Христова в Иерусалиме (более известного как Храм Гроба Господня
) в 335 году. Считалось, что поскольку Храм Воскресения Христова в Иерусалиме построен на месте реальных исторических событий, связанных с воскресением Христа, церкви в других городах не могли иметь такое же название. Поэтому храмы за пределами Иерусалима строились не во имя самого Воскресения, а именно в честь праздника, который «слывет» Воскресением.
Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке — прекрасный образец посадского храма 17 века
Благодаря тому, что храм постоянно находился в ведении Русской Православной Церкви, его внешний вид и внутреннее убранство остался неизменным. Здание церкви храма — это бесстолпный одноглавый четверик.
Оно типично для «уличанской» церкви и поэтому его можно взять в качестве образца небольшого посадского храма XVII века.
Церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке в Москве. 1979 год. Здание Хрма Воскресения Словущего ― типичный пример обычной слободской церкви XVII века
Стены церкви оформлены декоративными полукруглыми закомарами с нишками. Наличники окон здания скромные, в архитектуре его использованы угловые пилястры с полуколонками, карниз строгий по профилю, пояс колончатый размещён на глухом, не имеющим окон, барабанчике главы.
Таким образом, только общие пропорции и рисунок оконных обрамлений может указать на то, что строил церковь опытный и талантливый зодчий.
Северный придел Николая Чудотворца церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке, в Москве. 2016 год. Придел во имя Николая Чудотворца ― один из двух приделов храма Словущего на Успенском вражке
Главный престол — Воскресения Словущего (1634), приделы: святителя Николая Чудотворца (сев., 1634), пророка Елисея (юж., 1820, до этого сначала назывался приделом святой Параскевы, с 1705 — Покрова).
Кроме того, от первоначальной архитектурной композиции церкви после многочисленных перестроек и переделок сохранился небольшой двухсветный четверик и трёхчастотная апсида, а также двухпридельная трапезная, пристроенная к основному зданию в 1816 — 1820 годах.
Умолкшие, и вновь ожившие колокола
Тем не менее антирелигиозные кампании советских времен не обошли стороной и храм в Брюсовом переулке. Расписание его богослужений все эти годы продолжало извещать прихожан о том, что они проводятся в полном объеме (и это, безусловно, отрадный факт), однако призывавший на них благовест умолк на долгие годы. По распоряжению городских властей уникальные колокола, помнившие еще Ивана Грозного, были сняты и отправлены в переплавку. С тех пор церковная колокольня, утратив свое основное предназначение, стала чисто декоративным элементом.
Праздничный перезвон вновь огласил Брюсов переулок лишь в феврале 2008 года, когда на его колокольню был торжественно поднят главный колокол, незадолго до этого освященный, и нареченный «Архангелом Михаилом». С тех пор его голос можно услышать во дни всех канонических православных праздников.
Храм с мощами Спиридона Тримифунтского в Москве, историческая справка
Первое упоминание о церкви было еще в 1548 г. Она была изготовлена из дерева, однако в 1629 г. была уничтожена пожаром. В 1634 г. на этом же самом месте была возведена новая церковь из камня, которая существует и по сей день. На протяжении почти нескольких веков она простояла без каких-либо изменений, и уже в период с 1816-1820 гг. были проведены строительные работы по перестройке колокольни и трапезной.
Неподалеку от церкви располагалась богомольня пророка Елисея, которая была построена в 1620 г. как память о встрече государем Михаилом Федоровичем отца своего Патриарха Филарета, вернувшегося из плена польского. Но в 1812 г. во время пожара молельня выгорела дотла и была восстановлена спустя 8 лет в качестве придела церкви Воскресения Словущего.
Во второй половине 19 века окна богомольни были растесаны и в последствии получили килевидное штукатурное обрамление, выполненное в русском стиле. Верхние же ярусы колокольни в 1897 г. были заменены новыми с псевдоклассической формой, после чего сооружение приняло нынешний облик.В 1930-м году церковь хотели закрыть, однако за счет большого количества просьб, поступивших не только от простых людей, но также и от довольно известных артистов, проживавших неподалеку от него на Неждановой улице, богомольня осталась открытой, но купола ее все же были сняты.
Работы по реставрации в молельни проводились в период с 1963-1964 гг., в 1979-м, а также на протяжении 4-х лет с 1982 по 1986 гг.
Адрес храма и официальный сайт
Церковь расположена по адресу: Филипповский переулок, дом 20.
В зависимости от станции метро пройти можно следующими путями:
-
- Арбатская Филевской линии: выйдя из метро, необходимо повернуть налево и пересечь Гоголевский бульвар. Затем пройти в Малый Афанасьевский переулок и на первом же повороте свернуть налево на Филипповский переулок.
Примите во внимание: ориентиром может служить Посольство Туркменистана: оно соседствует с храмом.
- Арбатская Арбатско-Покровской линии: выйдя из метро, нужно повернуть налево и пройти до Гоголевского бульвара, пересечь его и повернуть налево. Затем пройти прямо до пересечения с Малым Афанасьевым переулком.
- Кропоткинская: потребуется выйти в сторону Гоголевского бульвара и пройти по нему 2 остановки в сторону Старого или Нового Арбата. Ориентиром может служить сам Гоголевский бульвар: это зеленый парк, который тянется от станции до Малого Афанасьевского переулка.
Телефон – (495) 690-5701.
Святыни
- Икона Божией Матери «Взыскание погибших» (написана, очевидно, в XVIII веке и до начала XIX века являлась семейной святыней одной московской семьи; перенесена из снесенного в 1930 годах Храма Рождества Христова в Палашах.
- К редким московским святыням относится образ святителя Спиридона Тримифунтского , чудотворца, с частью его святых мощей, а также частицами мощей иных угодников Божиих (с правой стороны от амвона в главном приделе, рядом с образом Спаса Нерукотворного). Перед ним тоже всегда можно встретить богомольцев. Святителя Спиридона, жившего на Кипре в IV веке, почитают помощником бедных и обездоленных, надеждой лишенных крова. При жизни святитель исцелял многих больных, поэтому ему молятся и об исцелении в болезнях. Акафист святителю Спиридону совершается по вечерам во вторник.
- Древнейшая икона храма – образ Николы Можайского (конец XVI века), расположенный в левом приделе святителя Николая Чудотворца, в киоте слева от амвона. Он также содержит частицу святых мощей милостивого угодника Божия Николая, архиепископа Мир Ликийских (Николая Чудотворца).
- Из других особо чтимых святынь можно отметить образ св. пророка Божия Елисея и образ св. Илии-пророка с житийными клеймами – древние иконы XVII–XVIII веков (в правом Елисеевском приделе, справа от амвона) и образ святого мученика Иустина Философа (XVII века, обновлена в XIX веке – в иконостасе левого Никольского придела.
Что такое «Воскресение cловущего»?
В день памяти Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме воспоминается торжество по случаю освящения храма Воскресения Христова, сооруженного равноапостольным Константином Великим и матерью его равноапостольной царицей Еленой. Праздник этот еще называется в народе «Воскресением словущим» и означает, что он словет, или слывет, Воскресением, в отличие от Праздника Светлого Христова Воскресения и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова.
История сооружения этого храма такова. После вольных страданий и Крестной смерти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа священное место Его страданий долго попиралось язычниками. Когда римский император Тит в 70 году завоевал Иерусалим, он разорил город и разрушил храм Соломона на горе Мориа, не оставив там камня на камне, как об этом предсказал еще Спаситель в беседе с учениками (Мк. 13, 1—2). Позднее ревностный язычник, император Адриан (117—138), построил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, который назвал своим именем — Елий-Адриан и запретил называть город прежним именем. Святой Гроб Господень он приказал засыпать землей и камнями и на том месте поставил идола, а на Голгофе, где был распят Спаситель, в 119 году построил храм, посвященный богине Венере. Перед статуей ее приносились жертвы демонам и совершались языческие обряды, сопровождавшиеся блудодеянием. В Вифлееме, на месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса. Все это он делал намеренно, чтобы люди совершенно забыли о Христе Спасителе и никогда более не вспоминали мест, где Он жил, учил, пострадал и воскрес со славою. Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий (306—337), первый из римских императоров признавший христианскую религию, он вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить город Иерусалим и на месте страдания и Воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от скверных языческих культов места, связанные с памятью Спасителя, и вновь все их освятить. Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а равноапостольный Константин Великий написал письмо Патриарху Макарию I (313—323), в котором просил его всячески содействовать святому делу обновления христианских святынь. Прибыв в Иерусалим, святая царица Елена уничтожила все идольские капища, очистила город от языческих идолов и освятила осквернявшиеся места. Она горела желанием отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого были найдены три креста и гвозди. Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, Патриарх Макарий повелел возлагать кресты поочереди на усопшего, которого проносили мимо к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, он тотчас ожил. В величайшей радости благоверная царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали Его всему стоявшему народу.
Святая царица немедленно приступила к построению большого храма, который включил в свои стены место распятия Спасителя — Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга, как об этом пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «На том месте, где Он был распят, был сад и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» (Ин. 19, 41—42). Храм Воскресения строился 10 лет, и святая царица Елена не дожила до завершения строительства. Возвратившись в Константинополь, она преставилась в 327 году. За время своего пребывания в Иерусалиме благоверная царица построила храмы в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании и во многих других местах, связанных с жизнью Спасителя и событиями Ветхого Завета.
Окончание сооружения Новозаветного храма Воскресения Христова, названного «Мартирион», в память Крестных страданий Спасителя, совпало с прохождением 1-го Тирского Собора и с тридцатилетием царствования равноапостольного императора Константина Великого. Поэтому состоявшееся 13 сентября 335 года освящение храма Воскресения было особенно торжественным. В освящении храма принимали участие иерархи Христианской Церкви из многих стран: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта. На торжество обновления были приглашены отцы только что закончившегося Тирского Собора. В тот же день был освящен весь город Иерусалим. Память этого знаменательного события отцами Церкви была установлена 13 (26 н.ст.) сентября.
Воскресная школа
При храме с 1989 года работает воскресная школа, которая сегодня принимает всех желающих взрослых и детей. Регулярные познавательные занятия проходят на неделе и по выходным дням, которые начинаются в 14-30 и в 17 ч. На занятиях проводятся чтения, изучение и толкование Писания, книг Нового и Ветхого завета.
Кроме этого проходят празднования религиозных событий и фестивали, организуются экскурсии и поездки по святыням Москвы и области, посещения выставок и музеев, проводятся концерты и ставятся спектакли.
Воспитанники детской школы принимают активное участие в творческих встречах центрального благочиния других храмов. Они показывают литературно-музыкальные и театральные композиции, выступают на вокальных конкурсах и балах.
Русская Православная ЦерковьФинансово-хозяйственное управление
Объект культурного наследия федерального значения «Церковь Воскресения на Успенском Вражке, 1629 г. Колокольня и Трапезная, 1820 г.»
Адрес: г. Москва, ЦАО, Брюсов пер., д. 15/2, стр. 3
Настоятель: протоиерей Николай Балашов
Подрядчик: ООО «АРТ»
Технический надзор: НП «Единая Служба Заказчика Московской Патриархии»
Авторский надзор: ООО «РСК «Архитектурное наследие»
Сайт храма: vslov.ru
РЕСТАВРАЦИЯ
В 2020 году реставрационные работы финансировались по Программе предоставления субсидий из бюджета г. Москвы. А именно: реставрация фасадов, включая элементы архитектурно-лепного и белокаменного декора, реставрация завершения колокольни, замена окрытия выступающих частей, ремонт кровли, металлических козырьков и ограждения яруса звона колокольни, замена окон, устройство молниезащиты и заземления.
История храма
В самом сердце Москвы, в тихом Брюсовом переулке, между улицами Тверской и Большой Никитской находится замечательный старинный храм, который носит необычное название Воскресения Словущего на Успенском вражке. «Воскресение Словущее» – такое загадочное, не каждому понятное название. Оно означает, что церковь слывет, прозывается Воскресной. Главная христианская Святыня, главный христианский храм — это храм Воскресения Господа Нашего Иисуса Христа в Иерусалиме. Он был «обновлен», т.е. возрожден святыми равноапостольными Константином и Еленой в 355 году на Голгофе — на месте страданий Христовых и обретения Животворящего Креста. После вольных страданий и Крестной смерти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа священное место Его страданий долго попиралось язычниками. До 326 года на этом святом месте стоял языческий храм Венеры, поэтому освящение нового храма стало возрождением, «обновлением» поруганной святыни.
С того времени и поныне Святая Церковь ежегодно 13/26 сентября воспоминает это величайшее для всех христиан событие, и храм в Брюсовом переулке построен в память о нем. У этого праздника есть одна очень интересная особенность — в этот день в храмах, освященных в честь Воскресения Словущего, служба совершается как на Пасху — пасхальным чином, торжественно восклицается: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!». Представляете, как необычно выглядит пасхальный Крестный ход, который ведут священники в красных пасхальных облачениях с пасхальными трисвешниками в руках, на фоне осенней листвы! Воскресение Словущее — это символ обновления духовной жизни человека, знаменующее собой воскресение.
Многовековая (начиная с XVII века) история храма в Брюсовом переулке увлекательна, таинственна и, конечно же, промыслительна. Уцелевший в советский период храм не только не был закрыт, но и не прекращал своего молитвенного служения в очень тяжелые для всего русского народа годы, неся возложенную на него Промыслом Божиим духовную миссию – окормлять православных людей, объединенных под омофором Русской Православной Церкви, утешать в земных скорбях и помогать найти дорогу на Небо.
Храм расположен в квартале, где всегда проживала творческая интеллигенция столицы: рядом находятся Дом композиторов и Дом художников, в нескольких минутах ходьбы — Консерватория. Поэтому прихожанами храма всегда были люди искусства и науки, писатели и общественные деятели, актеры и режиссеры. В советское время в храме за богослужениями можно было видеть певца Ивана Козловского, актеров Иннокентия Смоктуновского и Владимира Заманского, выдающихся певцов отечественной оперы братьев Пироговых, театрального режиссера и актера Константина Станиславского, артиста оперы Сергея Мигая, советскую оперную певицу Антонину Нежданову, солистку Большого театра Марию Петровну Максакову и многих других всемирно известных деятелей культуры и искусства, которые вошли в историю храма и во многом благодаря которым в тяжелое для Церкви советское время храм не был закрыт.
В каждый воскресный и праздничный день храм Воскресения Словущего был переполнен молящимися, а в пасхальную ночь все примыкающие к нему улицы заполнялись народом, стоявшим с зажженными свечами. Имеются данные о том, что на Пасху 15/16 апреля 1944 года в храме было 2500 человек!
На протяжении четырех десятилетий в храме Воскресения Словущего служил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим.
Служение владыки Питирима было всегда торжественным, величественным и в то же время глубоко молитвенным. Многие люди искусства и науки приходили в этот храм специально для того, чтобы послушать проповеди и беседы митрополита Питирима. Многие становились его духовными чадами. Здесь же он возглавлял отпевание многих выдающихся деятелей русской культуры: Сергея Бондарчука, Евгения Евстигнеева, Олега Борисова и многих других.
Расписание богослужений
Как правило, службы идут в храме по установленному порядку, хотя возможны изменения, вносимые великими и двунадесятыми праздниками.
Понедельник | 08:00 18:00 | Утреня и Литургия; Вечерня, Утреня |
Вторник | 09:00 18:00 | Литургия; Вечерня, Молебен и акафист святителю Спиридону |
Среда | 08:00 18:00 | Утреня и Литургия; Вечерня |
Четверг | 08:00 18:00 | Утреня, Литургия; Вечерня и Водосвятный молебен |
Пятница | 08:00 18:00 | Утреня и Литургия; Вечерня, Молебен и акафист Господу Иисусу Сладчайшему |
Суббота | 08:00 18:00 | Утреня и Литургия; Всенощное Бдение |
Воскресенье | 07:00 10:00
18:00 |
Ранняя Литургия; Поздняя Литургия;
Вечерня, Водосвятный молебен и акафист пред иконой «Взыскание погибших» |
Важно! Накануне великих праздников совершается Всенощное Бдение
Умолкшие, и вновь ожившие колокола
Тем не менее антирелигиозные кампании советских времен не обошли стороной и храм в Брюсовом переулке. Расписание его богослужений все эти годы продолжало извещать прихожан о том, что они проводятся в полном объеме (и это, безусловно, отрадный факт), однако призывавший на них благовест умолк на долгие годы. По распоряжению городских властей уникальные колокола, помнившие еще Ивана Грозного, были сняты и отправлены в переплавку. С тех пор церковная колокольня, утратив свое основное предназначение, стала чисто декоративным элементом.
Праздничный перезвон вновь огласил Брюсов переулок лишь в феврале 2008 года, когда на его колокольню был торжественно поднят главный колокол, незадолго до этого освященный, и нареченный «Архангелом Михаилом». С тех пор его голос можно услышать во дни всех канонических православных праздников.
Социальная работа, повседневная жизнь
При храме постоянно находится дежурный священник, которому можно лично или по телефону горячей линии задать интересующие вопросы, попросить совета и заказать требы.
При храмовом складе проводится сбор вещей и продуктов для нуждающихся и многодетных семей. Кроме того добровольцы прихода и члены молодежного клуба в рамках церковного социального служения регулярно готовят обеды, а потом кормят на Курском вокзале всех нуждающихся.
По понедельникам и пятницам проводятся встречи членов группы анонимных алкоголиков, где оказывается поддержка людям в трудной жизненной ситуации и членам их семей.
Расписание богослужений
Посещение храма Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом
Главные службы проходят в православные праздники (Рождество, Пасху и т.д.), а также в дни покровителей храма, главных икон и святынь.
Традиционно они совершаются:
- по будням – в 8:00 и 18:00;
- в воскресенье – в 9:30 и 18:00.
Следует учесть: время может быть сдвинуто, так что лучше проверить его заранее. Например, служба может быть только одна (в 8:00) или сместиться на 9:00.
Иерусалимское подворье в Москве представляет собой «филиал» православного ответвления
Это важное для многих верующих место, которое символизирует дружбу между двумя диптихами патриархата – Иерусалимским и Русским
Предлагаем Вашему вниманию видео об Иерусалимском подворье в Москве:
Храм на Сивцевом Вражке: история
Можно сказать, что у храма Святителей Афанасия и Кирилла довольно типичная для московских (и не только!) церквей история.
Сначала на его месте располагалась деревянная церковь и только в начале XVIII века на ее месте построили каменную. Каменный храм в переулке Сивцев Вражек не раз достраивали и переделывали и окончательный свой вид он приобрел в 1899 году. Вот, такой:
В 1930-х годах храм закрывают, и в нем располагаются попеременно: склады, электромеханический завод, общежитие. Позже планировалось организовать концертный зал с органом.
В 1992 в храме Храме на Сивцевом Вражке была сослужена первая за многие десятилетия Литургия.