Церковь спаса нерукотворного в абрамцево: сказочный храм в лесу
Содержание:
- Из истории Новогирева
- ПЕТРОВСКИЙ КОЛОКОЛ
- Новомученники российские
- Святыни храма Спаса Нерукотворного
- Одним из архитекторов считают Никодима Тессина-младшего
- Информация для паломников
- Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Перове необычен и дорог жителям
- Усадебный храм князей Голицыных
- Храм Спаса Нерукотворного в Новогирееве в этом году отмечает 300-летие
- Маршал сразу подписал обращение
- Схема проезда к монастырю на машине, общественным транспортом
- Прихожане обратились к митрополиту
- Новая жизнь храма
- История храма
- Внутреннее убранство
- Разрешение от ивановцев и самого Торлецкого было получено
- Главный фаворит
- К истокам
- Легенды Перова
- Интересные факты
Из истории Новогирева
В петровском пассаже Торлецкий открывает контору, где можно было купить участок на свод леса и строительство дома в рассрочку. Желающих обзавестись землей предостаточно. С этого времени Гиреево стало Новогиреевым. А вот место, где стоит храм и располагается усадьба Торлецких, называют Старым Гиреевым или просто — «Гиреево».
Следует сказать, что Новогиреево был первый распланированный и благоустроенный посёлок под Москвой. Торлецкий довольно много бывал заграницей и решил построить посёлок по примеру тех, что видел в Германии.
Его территория была архитектурно распланирована, налажено уличное освещение, построена водонапорная башня с электрическими часами, насосная и электрическая станции. Рядом с водокачкой по 6-му проспекту находилось пожарное депо. При пожаре оттуда выезжала линейка с бочками воды и пожарной командой. В начале XX века была специально сооружена платформа «Новогиреево» Московско-Нижегородской железной дороги в 20 минутах езды поезда от Москвы. Станция находилась у 5-го проспекта (Гиреевский проспект).
Одной из главных достопримечательностей поселка стала конная железная дорога, проложенная от платформы к центру поселка, — уникальное явление для дачных поселений того времени. От железнодорожной станции можно было проехать на конке по Гиреевскому (5 проспекту), Баронскому (Союзному проспекту).
ПЕТРОВСКИЙ КОЛОКОЛ
У Петровского колокола интересная судьба , в 1812 во время нашествия Наполеона, обитель подверглась разграблению и осквернению от поганых европейских цивилизаторов.
Перед бегством из Москвы французы пытались взорвать спасо-Преображенский Собор, но у подонков, как всегда что-то пошло не так, взрывной механизм, Божьим попущением не сработал.
Единственно, как смогли нагадить европейские просветители, подожгли монастырь, предварительно разграбив захоронения. Во время пожара вспыхнули деревянные перекрытия на звоннице колокольни над церковью Саввы Освященного, заложенной патриархом Филаретом.
История Новоспасского монастыря в Москве
И колокол подаренный Петром упал, деревянные брусья прогорели и он сорвался с первого яруса, проломил свод , но при этом не пострадал. Когда колокольня вспыхнула полностью, то сверху упал колокол меньшей величины и разбил колокол Петра l.
К 400-сот летию дома Романовых для Спаса на Новом отлили подобный колокол, весом всего на сто пудов меньше. Средства на отливку гиганта собрали прихожане, изготовили на Тутаевском колоколо литейном заводе в Ярославской области и он получил название Романовский.
Сейчас он находится под колокольней и ждет своего часа , чтоб занять свое достойное место на колокольне которую построил русский архитектор Иван Гребцов в царствование императрицы Елизаветы Петровны и Екатерины II, колокольня всего на метр ниже колокольни Ивана Великого.
Новоспасский монастырь княжна Тараканова
Княжна Тараканова
Императрица Елизавета благоволила монастырю и часто посещала его и здесь нашли упокоение останки княжны Таракановой, которая была дочерью Елизаветы Петровны с графом Алексеем Разумовским.
Она была пострижена в монахини под именем Досифеи по воле императрицы Екатерины II, не хотевшей брать на себя душегубство невинной княжны.
Старица Досифея провела в Иоанно-Предтеченском монастыре 25 лет, умерла она 1810 году. На ее отпевании прибыла вся Московская знать во главе с генерал-губернатором.
Храм Романа сладкопевца в Москве
Погребение ее состоялось именно на территории Новоспасского монастыря в усыпальнице Романовых по прямому повелению Императора, этот прямо указывает на ее происхождение.
Спустя столетие 1907 году над захоронением была сооружена часовня. в конце XX века прах инокини Досифеи был перезахоронен в храме Преподобного Романа Сладкопевца.
Генерал-губернатор, Великий Князь Сергей Александрович Романов, сын Царя Освободителя
Последним захоронением усыпальницы Романовых стал прах великого князя Сергея Александровича сына императора освободителя Александра II и дяди императора Николая II. Он был Московским генерал-губернатором погиб от взрыва бомбы брошенной террористом Каляевым.
Вначале его останки были захоронены в Чудовом монастыре, после революции Чудов монастырь был уничтожен, наконец через 90 лет после гибели его останки обрели покой в усыпальнице Романовых.
Усыпальница Романовых В Новоспасском монастыре
О том, что произошло после взрыва молча, но красноречиво рассказывают личные вещи Сергея Александровича хранящиеся в музее Новоспасского монастыря. В музее хранятся сапоги Великого князя, обивка кареты.
Его гроб был вскрыт большевиками, жадными до чужих денег, искавшими сокровища. На могиле Сергея Александровича всегда лежат живые цветы и горит лампада. Особенно много людей приходит 17 февраля , именно в этот день в 1905 году он был убит.
В память о Великом князе на территории монастыря установлен поклонный крест. Точная копия памятника , созданного по проекту художника Виктора Васнецова в 1908 году.
Елизавета Федоровна вдова великого князя простила Каляева, она ходатайствовала о его помиловании , но он отказался подписывать прошение и был повешен.
Душегуб Каляев
Пришедшие к власти большевики , сразу кинулись осквернять и грабить могилы и крушить кресты.ьПервым был уничтожен поклонный крест-памятник Васнецова , в его разрушении участвовал Ульянов — Ленин, лично подписавший указ о сносе крестов на могилах Романовых.
Николай ll в Новоспасском монастыре
Все без исключения Государи Всероссийские, начиная с Михаила Федоровича совершали торжественные царские выходы в обитель к могилам предков.
Что является для нас примером отношения к своим усопшим прародителям, каждый день памяти усопших они приезжали в монастырь и совершали панихиду.
В год 300 — летия дома Романовых монастырь посетил император Николай II, 26 мая 1913 года государь изволил благодарить за стройное и красивое пение народный хор монастыря.
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь, Москва
Новомученники российские
В храме иконы Божией Матери «Знамение» служили два священника, в наши дни канонизированных РПЦ. Первый — протоиерей Николай Скворцов, рождённый в 1875 году. Он был настоятелем храма святых апостолов Петра и Павла в Лефортово, а с апреля 1937-го служил в Знаменской церкви в Перово.
В 1922 -м о. Николай впервые был арестован за «духовное обучение детей в храме», но через неделю отпущен. Затем его ещё дважды арестовывали — в 1925-м и в 1937 годах. В 1925 году на священника донесли в ОГПУ: говорили, будто он во время погребения покончившей самоубийством учительницы сказал, что она сделала это из-за гонений со стороны советской власти. Выяснив, что это навет, клирика вновь отпустили.
Но в последний раз, 26 сентября 1937 года, «тройка» при УНКВД СССР по Московской области за «систематическую контрреволюционную агитацию» вынесла о. Николаю расстрельный приговор. На следующий же день его привели в исполнение.
Несколькими месяцами позже, 21 января 1938 года, был арестован второй священник знаменской церкви иерей Василий Коклин, служивший тут с 1927 года, с момента рукоположения во священники. Во время следствия он находился в Таганской тюрьме, на допросах отрицал свою причастность к вменяемой ему контрреволюционной деятельности. Тем не менее, в марте того же года отца Василия приговорили к казни и расстреляли.
Оба священника были канонизированы на Архиерейском соборе Русской православной церкви 13—16 августа 2000 года.
Елена Ячменцева
Фото — открытые источники
Святыни храма Спаса Нерукотворного
Постепенно в храм стали возвращаться святыни. На четвертый день после первой службы одна из прихожанок принесла образ Святителя. Долгие годы икона хранилась в семье женщины. С недавнего времени в икону святителя Николая поместили частицу его святых и многоцелебных мощей.
Живущие поблизости прямые потомки князя Ивана Алексеевича Голицына подарили храму старинный образ Божией Матери «Тихвинской».
Кроме уже упомянутых святынь, в храме есть частица Животворящего Креста Господня и камень с Голгофы, помещенные в Распятие, икона святого врача священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей его святых мощей, икона преподобного Серафима Саровского, также с частицей святых мощей, и образ преподобного Нила Столобенского с частицей мощей этого святого. Все это пожертвованы храму семьями прихожан.
Особым почитанием среди прихожан пользуется икона «Дванадесяти (двенадцати) целителей и бессребреников: Космы, Дамиана, Кира, Иоанна, Пантелеимона, Ермолая, Сампсона, Диомида, Фотия, Аникиты, Фалалея, Трифона». Пациенты приходят молиться сюда об исцелении.
Одним из архитекторов считают Никодима Тессина-младшего
Имена архитекторов «голицынских» построек считаются утраченными. Однако можно предположить непосредственное участие в их возведении западноевропейских зодчих, которые, в отличие от мастеров московского барокко, не отталкивались от украинско-белорусской барочной традиции. От петровского барокко голицынское отличалось тем, что оно ориентированно не на североевропейские (шведские, голландские), а на австрийские образцы.
Последние, в свою очередь, следовали итальянским прототипам. И поскольку голицынское барокко не вписывалось в московское архитектурное пространство того времени, резко контрастируя с ним, стиль не получил дальнейшего распространения в России. Кроме того, он не смог оказать заметного влияния на развивавшееся на протяжении XVIII столетия искусство русского барокко. Восьмилепестковая в плане церковь, выступы которой ориентированы по сторонам света, обильно украшена тончайшей белокаменной резьбой, изображающей цветы, листья, плоды и херувимов. По одной из версий исследователей, создателем этого шедевра был ученик швейцарского архитектора Бернини – Никодим Тессин-младший.
Церковь в Перове необычна и поэтому столь дорога жителям района. Вот, например, как трогательно пишет о храме участник проекта «Я узнаю Москву» на тот момент шестиклассник из ГБОУ СОШ №1852 Илья Забазлаев: «Для участия в конкурсе <�…> я решил выбрать Храм иконы Божией Матери «Знамение». Наш район не может сравниться с центром города по количеству старинных зданий, но мне захотелось показать, что и у нас есть чем гордиться. <�…> Сейчас Храм полностью восстановлен, в нём снова идут службы. Наша семья, как и многие жители района, приходят сюда святить куличи на Пасху или в другие дни. Все посетители Перовского парка могут видеть это красивое белоснежное здание, которое пережило все невзгоды и сегодня является не только украшением нашего района, но и города».
Трудно не согласиться с Ильей. Гордиться есть чем. Богата и интересна история храма: красивые легенды и разные истории связаны с жизнью царских особ, известными именами, мученической кончиной священников, которые в тридцатых годах служили тут…
Информация для паломников
В Храме Спаса Нерукотворного Образа, как и в других, присутствует сувенирная лавка, в которой можно приобрести иконы и духовные предметы. Все товары освещены. Так же, благодаря просьбам прихожан, в храме действует специально организованный паломнический клуб, чтобы сохранить единство верующих за пределами фасада.
Праздничная служба, посвященная 300-летию храма
В районе Перово расположено несколько комфортабельных гостиниц и отелей, где можно переночевать:
- Мини-отель Ладомир.
- Шокотель.
- Гостиница «Луч».
- Мини-гостиница «Уют».
- Hotel Perovo Plaza.
- Отель kristinn.
Многие паломники приходят в храм, чтобы посетить религиозный памятник архитектуры, прикоснуться к древним святыням и мощам, а также приобрести сувениры.
Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Перове необычен и дорог жителям
Храм иконы Божией Матери «Знамение» построен в конце XVII — начале XVIII века в стиле «голицынское барокко». Он больше напоминает парковый павильон, предназначенный для отдохновения, романтических обедов, встреч с друзьями, чем церковь. Находится это красивое здание в Перове, на улице Лазо, дом 5.
Здание действительно выполнено в достаточно странном стиле для церкви. Это сооружение, нижний ярус которого украшен пышной белокаменной резьбой и замечательными фигурными фронтонами. Завершается храм изящной композицией из волют, поддерживающих небольшой купол и ориентированных по сторонам света.
Голицыны в постройках петровского времени окончательно отказались от сохранения традиционного силуэта русского храма, позаимствовав из арсенала западноевропейского барокко сложный лепной декор. Манифест нового стиля – церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах (1690-1704) — была увенчана не традиционным куполом, а золочёной короной. Другие характерные постройки — Знаменская церковь в Перово, о которой идёт речь, и Никольская в Полтево (1706 год). Все эти здания в плане не крестово-купольные, а эллиптические, более похожие на ротонды.
Принадлежит Храм иконы Божией Матери «Знаменская»к Рождественскому благочинию Московской городской епархии русской Православной Церкви, приписан к Храму Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском.
Усадебный храм князей Голицыных
Храм Спаса Нерукотворного становится усадебным храмом князей Голицыных. Об этом свидетельствует княжеское ложе, в котором молились сами князья отдельно от своих крепостных. Имеются надгробные плиты, в которых говорится, что именно здесь были захоронены дети князей — двухлетняя Татиана и годовалый Николай.
Первым священником в храме стал иерей Тимофей Авакумов. Отец Тимофей прослужил здесь 25 лет, и из уважения к этому священнослужителю князья Голицыны позволили похоронить его при храме. Во время проведения земляных работ в 2000 году надгробья были найдены и бережно восстановлены.
С 1809 года храм становится приписным к церкви Рождества Иоанна Предтечи села Ивановского, что в версте от Гиреева. Четыре раза в год в нём обязательно служил один из ивановских священников. За это ему платили 150 рублей ассигнациями от помещиков — владельцев Гиреева, пользовавшихся церковной землёй площадью в 33 десятины.
Храм Спаса Нерукотворного в Новогирееве в этом году отмечает 300-летие
В 1717 году князь Иван Алексеевич Голицын бил челом царю Петру Великому, прося его разрешить возвести новую церковь. «Вотчина у меня, — писал князь, — в Московском Уезде в Васильцовом стану, сельцо Гиреево, Губино тож, и в прошлом 1714 году по благословению Преосвящённого Стефана, Митрополита Рязанского и Муромского, а по моему челобитью велено в сельце Гирееве построить вновь каменную церковь во имя Нерукотворенного Спасова образа, а у тоя церкви попу с причётники земли и сенных покосов не справлено и чтоб указом повелено было к той новопостроенной церкви попу с причётники на прокормление земли и сенных покосов справить, и о том послать в Патриарший приказ память».
Несмотря на свой указ, где запрещалось строительство каменных зданий, где-либо, кроме Санкт-Петербурга, Пётр I разрешение дал. Строительство храма, который выглядит довольно аскетично, было начато в 1714. Через четыре года митрополит Стефан Яворский совершил его освящение.
В июне 1718 года церковный причт, о котором хлопотал Голицын, был обложен государственной данью: «С дворов: с попова, с дьячкова, просвирницына, да с приходских…- с пашни 10 чети, да сенных покосов с 10 копен дани заезда и десятильнича доходу по указанной статье 24 алтына 4 деньги, и те данные деньги велено имать с нынешнего 1718 года. И июля в 10 день те деньги платил человек его (Голицына) Макар Башкиров».
Маршал сразу подписал обращение
Храм Спаса Неруктворного в Новогиреево был возвращен Русской Православной Церкви в 1989 году по личному приказу министра обороны СССР Дмитрия Язова. Долгое время документам не давали ход. Наконец, на одном из заседаний съезда народных депутатов в 1989 году к маршалу Язову с просьбой о возвращении храма Русской Православной Церкви подошел депутат Перовского района Андрей Себенцов. После подписи министра храм вернули верующим.
Семнадцатого ноября 1989 года Указом Святейшего Патриарха Пимена настоятелем храма был назначен протоиерей Александр Дасаев. 9 мая 1991 года на куполе храма был воздвигнут крест. Восемнадцатого мая 1991 года, когда Церковь отмечает память святой великомученицы Ирины, была совершена первая со времени его закрытия Божественная литургия. Интересное совпадение — именно в тот же майский день 1991 года, когда в храме шла первая служба, хоронили бывшего начальника школы Медведева, по распоряжению которого Спасский храм был превращен в склад.
Схема проезда к монастырю на машине, общественным транспортом
Как доехать до обители на общественном транспорте, можно увидеть из таблицы:
ЦПКиО (Парк Горького) | Аэроэкспресс Москва-Домодедово | ТК «Город» | ТРЦ «Семёновский» | ТРЦ «Филион» | ТК «Город» |
Автобус-БЧ | Автобус 106, трамвай 35 | Автобус 759, 106, 156 | Автобус-М3, 40, БК | Поезд — КУРСКОЕ | Трамвай 12 |
36 мин | 20 мин | 64 мин | 62 мин | 95 мин | 36 мин |
Ближайшие остановки общественного транспорта и расстояние до монастыря:
Новоспасский Мост | Динамовская Улица | Улица Гвоздева | Дербеневская Набережная | Пролетарская |
528 м | 227 м | 537 м | 818 м | 539 м |
От метро «Крестьянская застава», «Пролетарская» пешком дойти до монастыря можно за 10 мин. Дойти 3-м Крутицким переулком до Новоспасского моста, это примерно полкилометра. Уже от перекрестка видна невероятной красоты высочайшая стрела Новоспасской колокольни, будто парящая в синем небе.
Кроме того, на речной причал «Новоспасский мост» можно приплыть на прогулочном теплоходе по Москва-реке.
Прихожане обратились к митрополиту
Поселок рос, число жителей в нём увеличивалось с каждым годом. К 1911 году в Новом Гирееве половина участков из 600 была уже заселена. Постепенно заселялись 1000 участков в смежном Старом Гирееве. Только число православных (не считая немцев-протестантов), достигало порядка 3000 человек.
Вполне понятно, что единственный в поселке небольшой храм не мог полностью отвечать духовным потребностям многочисленных жителей. Ведь богослужения в нем совершались только в период от дня Святой Пасхи и до праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Поэтому жители Новогиреева подали прошение Московскому митрополиту Владимиру (Богоявленскому), в котором просили его архипастырского благословения на сбор пожертвований для строительства нового храма в поселке.
«Мы вынуждены, — писали жители, — особенно в зимнее время, посещать Кусковскую домовую графа Шереметева церковь, всегда переполненную жителями, или выезжать в Москву, что… лишает детей возможности часто бывать на богослужениях…». Их поддержал и местный благочинный, который объяснил Владыке почему в зимнее время нельзя совершать положенные церковные службы. Причина более чем проста — в храме не было отопления и зимних рам.
Новая жизнь храма
В конце 18 века имение было продано и после этого часто меняло владельцев. В это время храм в Перово Спаса Нерукотворного Образа приходил в запустение и превратился в простую часовню. Новая жизнь храма началась в 1872 году, когда имение приобрел купец первой гильдии Торлецкий. Его сын построил поселок Новогиреево.
Несмотря на то что поселок считался дачным, люди жили здесь постоянно, и вскоре число жителей поселка приблизилось к отметке 15 тыс. Среди них было много верующих людей, и они обратились с просьбой к митрополиту о строительстве нового храма. Митрополит предложил возродить уже имеющийся храм. Жители деревни благоустроили его и возобновили богослужения.
История храма
Храм этот построен князьями Голицыными в своей усадьбе в Гиреево. Начало строительства относится к 1714 году. Именно тогда князь Голицын бил челом великому государю Петру I и спрашивал его о позволении построить в своей усадьбе каменный храм. Храм в Перово Спаса Нерукотворного Образа был построен в стиле нарышкинского барокко, но более аскетично. Связан этот аскетизм c тем, что в 1712 году Петербург был объявлен столицей Российской империи, и там было начато активное строительство, поэтому каменное строительство в Москве было заморожено.
Однако князь все-таки построил храм, и он стал усадебным храмом князей Голицыных. Об этом говорит и княжеское ложе, в котором молились сами князья отдельно от своих крепостных. Об этом же свидетельствует и надгробная плита, потому как именно здесь были захоронены дети князей. В 1718 году храм Спаса Нерукотворного Образа в Перове, фото которого вы видите, был освящен митрополитом Стефаном Яворским, и здесь начал проводить регулярные богослужения иерей Тимофей Авакумов. Отец Тимофей прослужил здесь 25 лет, и из уважения к этому священнослужителю князья Голицыны позволили похоронить его в храме, о чем также свидетельствует памятная доска.
Внутреннее убранство
Вплоть до конца XVIII-ого века Храм Спаса Нерукотворного Образа в Перово бы усадебной церковью Голицыных. Это отразилось и в особенностях внутренней обстановки.
Иконостас в храме.
В храме находятся характерные элементы для православных церквей, такие как:
- Иконостас.
- Алтарь.
- Престол.
- Царские врата.
Помимо прочего внутри присутствует так же княжеское ложе. Для молитв князей Голицыных в храме выделялось особое место. Храм богат множеством икон, часть из которых являются древними реликтовыми артефактами, содержащими в себе мощи святых.
В храме можно выделить северную и южную части. Они в свою очередь наполнены иконами разной тематики. Южная — посвящена образам русских святых. В северной располагается большое распятие, а в нём инструктирован маленький железный крест с останками Животворящего Креста.
Место, на котором он возведён, напоминает Голгофу. На нём расположено множество святых частиц и сред них есть сосуды земли, на которой, согласно приданию, был распят Христос.
Разрешение от ивановцев и самого Торлецкого было получено
Вскоре пришел ответ. Московская Духовная Консистория рекомендовала отремонтировать уже существующий Спасский храм. Правда, имелось условие. Предварительно следовало спросить причт и прихожан Ивановской церкви, согласны ли они чтобы их приписной храм стал самостоятельным. Ивановцы возражать не стали. Более того, даже выразили «удовольствие, что находятся добрые люди, которые принимают живое участие в благолепии храма».
Подобная просьба была направлена и владельцу имения Ивану Торлецкому. На что он написал:
«На запрос Московской Духовной Консистории от 15 сентября 1911 года долг имею ответить, унаследовав от своих предков, деда и отца, Старое Гиреево вместе с храмом во имя Спаса Нерукотворенного Образа, я, по примеру своих предков, дозволил свободно пользоваться храмом всем желающим молиться и не стеснял в этом никого. Зимою же служба в храме не совершалась, так как ни я, ни предки мои не жили по зимам в имении. В последнее время жители поселка обратились ко мне с просьбою дозволить им открыть богослужения в храме и зимой, предлагая при этом сделать на свой счет поправки в храме… Я дал им согласие только с тем условием, что храм останется в полном моем распоряжении, так как он находится на моей земле и при нем имеются могилы моих предков, где и я сам, если Богу будет угодно, желаю лечь…»
Таким образом, жители Гиреева получили разрешение на пользование храмом круглый год, но без права обращать его «в собственный приходской».
Главный фаворит
По по дошедшим до нас сведениям, Елизавета ещё в юности отличалась свободой нравов в личной жизни. При ней процветал фаворитизм. Известно, что её фаворитами были А.Б. Бутурлин, гофмейстер С.К. Нарышкин, гвардейский сержант Шубин. Но главным являлся Алексей Григорьевич Разумовский. Он родился в 1709 году в Черниговской губернии и был сыном простого днепровского казака Григория Розума. В детстве был обучен грамоте, бежал от самодура отца в соседнее село, где жил у дьячка и пел на церковном клиросе.
В 1731 году его, молодого красивого певчего с прекрасным голосом, отобрали певчим в Придворный хор. Так он попал в Петербург. Довольно скоро под именем Алексея Григорьева он оказался в списке двора цесаревны Елизаветы Петровны. Однако цесаревна недолго наслаждалась его прекрасным голосом, поскольку Разумовский потерял его. Тогда цесаревна сделала из молодого человека бандуриста. Вероятно он сумел отличиться в этой области, так как Елизавета доверила ему администрацию одного из своих поместий, а потом и всего хозяйства.
О Разумовском говорили: «Это действительно красавец, брюнет с окладистой черной бородой, черты которого, уже сложившиеся, имеют всю привлекательность, какую только может иметь деликатное лицо. Рост его также бросается в глаза. Он высок, широкоплеч, с нервными членами. Хотя в его манере держаться остается нечто неуклюжее, результат воспитания и происхождения, однако заботы царевны, направленные на то, чтобы вышколить его, могут исправить этот недостаток». Алексей Григорьевич не принимал активного участия в государственном перевороте 1741 года. Политика была не его делом. Он охранял дом царевны, и во время коронации держал шлейф царской мантии.
Фавор Разумовского был долгим — до самой смерти Елизаветы. Простой казак был удостоен звания фельдмаршала, ни разу не командуя даже полком. По свидетельству современников, Алексей Разумовский обладал большой трезвостью ума и многое воспринимал с иронией. Украинское происхождение тайного супруга императрицы повлияло на быт императорского двора: в штате значилась «малороссиянка-воспевальница», увеличилось число певчих, появились бандуристы, в меню были вписаны малороссийские блюда, например, борщ.
Несмотря на своё возвышение, граф Алексей Григорьевич до конца своих дней сохранял добрый, скромный и бесхитростный нрав.
К истокам
Название местности Перово пошло от характера основной деятельности местного населения — производства пера и пуха. В границы Перово входили большие лесные угодья, где проводились царские охоты на птицу, а после щипали перо. Об этом напоминает герб Перово: на зелёном щите перекрещены золотой охотничий рожок и серебряное перо.
Большую роль в удобстве и развитии охоты и ремесла сыграло и то, что по его территории проходила важная дорога – на город Владимир. Поэтому прямо здесь же на обочинах Владимирской дороги шла бойкая торговля пуховыми постельными принадлежностями.
Понятие слова «лес» в русском языке тесно переплетается со словом «леший». Первоначально «леший» означало «поросший лесом», а затем стало обозначать мифическое лесное существо, приносящее зло. Видимо, из-за обилия лесов по некоторым поверьям Перово считается родовым гнездом леших. Якобы здесь рождались эти духи и расселялись по всей центральной России. Подтверждение этому можно найти, например, в книге Владимира Даля «Пословицы и поговорки»: «Как леший перовский зовет куликовского в гости к родительской кости» (то есть к месту, где захоронения родителей, на родину).
Первые сведения об этой местности относятся к XVI веку, когда тут стояло село Тетеревники с церковью Успения Богородицы. Судя по названию, когда-то здесь жили великокняжеские тетеревники, охотники, обслуживающие птичью охоту на тетеревов. В описании 1573 года упоминаются пустоши Тетеревники, Бортное, Перово и Пирогово. Писцовая книга 1576 года фиксирует это владение за Михаилом и Романом Шокуровыми.
Легенды Перова
Позже финансовые дела у Николая Петровича шли не слишком удачно. В 1732 году он заложил всё село Перово с деревней Тетеревники одному из самых таинственных и загадочных людей петровской эпохи – Якову Вилимовичу Брюсу. В Глинках бытовал рассказ о том, как к «Брюсу в ночные часы прилетал огненный дракон». Ещё была история, что будто бы «в жаркий июльский день он к удовольствию гостей обратил пруд в парке в каток и предложил кататься на коньках». Брюс был одним из образованнейших людей России, естествоиспытателем и астрономом. Владел весьма крупной для своего времени библиотекой, насчитывавшей около 1500 томов почти исключительно научно-технического и справочного содержания. Он нигде не учился и всего добился самообразованием.
Так же существует предание о тайном венчании императрицы Елизаветы с Алексеем Григорьевичем Разумовским в церкви иконы «Знамение» в 1741 году. Несмотря на то, что сей факт ничем не подтверждён, легенда жива до сих пор! Сторонники легенды ссылаются на собственноручно вышитые Елизаветой «воздухи», действительно долгое время сохранявшиеся в перовской церкви. Также в пользу этой легенды может свидетельствовать факт покупки Елизаветой села в 1743 г. и строительства в нём дворца, преподнесённого в дар Алексею Разумовскому.
Интересные факты
- С начала открытия храм наполняли иконами местные жители и щедро приносили в дары священные образы.
- В военное время в храме была открыта снайперская школа для тренировок красноармейцев и большинство икон стали мишенями.
- Крест с храма был сорван танком.
- Храм привлекателен для молодёжи. Каждое воскресение на причастие приходит более 150 детей.
- Одна из прихожан сохранила Икону Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Девушка, увидев выброшенные большевиками иконы, на свой страх и риск взяла самую большую и отнесла домой. Ей оказалась Икона Святителя Николая. Прихожанка хранила её 50 лет и после возобновления деятельности храма вернула обратно.
- Для прихожан один раз в месяц проводит сеансы киноклуб по показу церковных и христианских фильмов.