Московский преображенский храм на преображенской площади

Село во второй половине XIX — начале XX веков

В середине XIX в. в селе было 248 человек, в конце — 502 человека. Из 84 семей 83 были связаны с промыслами. 176 женщин занимались вязанием, молочной торговлей, 124 мужчины — были ломовыми извозчиками (прежде всего, перевозили грузы для окрестных фабрик) или нанимались в чернорабочие. Также зарабатывали продажей продуктов рабочим и сдачей им помещений, особенно после перевода сюда (1915 г.). В конце XIX в. в селе было два трактира и две торговые лавки. Под селом находилось сукновальное заведение, переделанное из Борисовской мельницы. Население в 1890 г. составляло 531 человек; по данным на 1912 г., указано 100 дворов.

В конце века село лишилось старой церкви Спаса Преображения, которая пошла трещинами из-за подмыва берега, на котором она стояла, и в результате в 1885 г. была запечатана и в 1890 разобрана. На её месте была поставлена деревянная часовня, а на другом конце села к тому времени (в 1886) уже была выстроена новая — существующая до сих пор (у платформы «Трикотажная»).

В 1906 г. в селе открыто начальное земское училище.

История

Храм является преемником известного с XIV века Сходненского Спасо-Преображенского монастыря. В XVIII веке, после закрытия монастыря, его храм был преобразован в приходской. В конце XIX века по проекту архитектора Владислава Осиповича Грудзина начато строительство нового храма, которое было в основном завершено к 1886 году. 6 (13) августа 1888 года храм освящён митрополитом московским Иоанникием.

После прихода советской власти храм переживает нелёгкие времена. В 1929 году настоятель храма Александр Буравцев — внук и сын двух первых настоятелей арестован за то, что оказался не в состоянии выплатить назначенный сельсоветом налог объёмом 15 пудов овса. Он приговаривается к одному году заключения, обжалывает приговор и приговор отменяют. Тем не менее, настоятель в храм уже не возвращается и продолжает службу в различных московских приходах[аффилированный источник? 1110 дней

]. В 1935 или в 1937 году храм закрыт. 11 декабря 1937 года бывший настоятель храма Александр Буравцев арестован, 22 декабря того же года, по вынесенному «тройкой» приговору расстрелян на Бутовском полигоне и похоронен в безымянной общей могиле. Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года Александр Буравцев признан новомучеником. Последний настоятель храма перед его закрытием Александр Соколов также арестован и 5 ноября 1937 года расстрелян в Алтайском крае, место его захоронения неизвестно.

После закрытия, здание бывшего храма занимают различные учреждения. В 1950-х годах местные жители обращаются к властям с просьбой об открытии храма, но их требование не только не удовлетворяется, но напротив, власти взрывают колокольню и главный купол. В 1965 году упразднено и снесено бывшее при храме Спас-Тушинское кладбище, а здание самого храма превращено в склад стройматериалов.

Тушинский храм возрождается начиная с 1990-х годов. Это первый храм, освящённый патриархом Алексием II после его интронизации. 17 августа 1990 года им освящается главный престол, и в храме возобновлены богослужения. В 1991 и 1993 годах освящены приделы Николая Чудотворца и Сергия Радонежского. Начато активное восстановления храма, вновь построены снесённые колокольня и ограда, восстановлен купол, интерьеры украшены мозаикой. Обустроена территория, перезахоронены все найденные людские останки с уничтоженного ранее кладбища.

Достопримечательности и святыни храма

  • Возведенный в конце XIX века, Преображенский храм отличался пропорциональностью и сдержанной изысканностью архитектуры. К сожалению, об этом мы можем судить только по дошедшим до нас фотографиям начала XX столетия. В советское время помещение храма использовалось в качестве склада стройматериалов, а местность вокруг превратилась в самую настоящую свалку.
  • Сегодня благодаря мастерству реставраторов внешний вид храма воссоздан определенной исторической точностью, а творческая жилка, бушующая в художниках и архитекторах, внесла в его облик несколько новых черт, ставших изюминкой осовремененной церкви.
  • Тимпаны кокошников украшены мозаичным изображением двенадцати апостолов, а киоты (специальные застекленные шкафчики для икон) – композицией «Деисус»: это находка современного художника А. И. Царева.
  • Кирпичный цоколь смотрится более живописно благодаря ажурной ограде, восстановленной реставраторами по сохранившимся фрагментам.
  • Главной святыней храма является мироточивый Животворящий Крест Господень. Расположен он недалеко от главного входа и за время новейшей истории храма, говорят, мироточил дважды. Также очень почитаются многие иконы, особенно – Божией Матери «Феодоровская», Матроны Московской и Феодора Стратилата.

Где находится храм?

Среди московских окраин Тушино может похвастаться чуть ли не одной из самых богатых историй. Ему, возникшему в XIV веке как маленькое бесцерковное сельцо, довелось побывать столицей Лжедмитрия II, сгореть дотла в часы Смуты, возродиться, стать рабочим поселком, побывать одним из «островов» «архипелага ГУЛАГ», получить статус города и в конце концов войти в состав Москвы. Сегодня Тушино объединяет 3 столичных района: к северу – Северное Тушино, к югу – Южное Тушино, и Покровское-Стрешнево, занявшее место давно канувшего в Лету села Спас.

  • Именно на территории последнего и расположился храм Преображения Господня, адрес которого выглядит следующим образом: город Москва, Волоколамское шоссе, 128.
  • Контактный телефон храма.

Современность

Здание передали православной церкви в 1990 году. В августе этого же года храм Спаса Преображения Господня в Тушино был освящён патриархом Алексием II. В течение следующих четырёх лет были восстановлены и освящены приделы святого Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского и колокольня.

К настоящему времени на храмовой территории расположено кладбище, на котором перезахоронены останки людей с разрушенного в советские годы погоста и здание воскресной школы.

Служители храма ведут активную просветительскую и социальную деятельность.

ИКОНА «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»

Сколько утешительного заключено в одном уже имени этой иконы — пробуждающем, укрепляющем веру людей в Богоматерь, как в дивную Заступницу, которая спешит всюду, где слышит стон страдания людского, утирает слёзы плачущих и в самом горе дает минуты отрады и радости Небесной.

По вере людей в милосердие Богоматери к роду человеческому, повелся обычай изображать Богоматерь сообразно тому, что слышится в словах молитвы: «О, Пресвятая Владычице Богородице, вышши еси всех ангел и архангел и всея твари честнейши. Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступнице, печальных утешение, алчущих кормительнице, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление». Поэтому и пишется Богоматерь во весь рост, иногда с Младенцем на руках (как на Московском образе) иногда без Младенца (как на образе в Петербурге), окруженная разного рода бедствующими людьми, обидимыми, алчущими. Около этих бедствующих изображают часто ангелов, посланных Владычицей для утоления страдания людского; ангелы, приникая к людям, указывают им на Богоматерь.

Первое чудо, явленное от этой иконы упоминается в 1648 г. над больной Евфимией, родной сестрой Патриарха Иоакима, жившей на Ордынке. Она жестоко страдала раной в боку, были видны даже внутренности. Больная имела большую надежду на помощь Божью. Она с великой верою стала взывать к Пресвятой Богородице:

— Услыши меня, Всемилостивая Владычица! Весь мир Тобою хвалится и все приемлют нескудные милости Твои. Достойна я наказания по беззакониям моим, но накажи меня не гневом Твоим. Призри на лютую немощь мою и помилуй меня.

После этой молитвы был голос:

— Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?

— Где же найти мне такую Целительницу? — отвечала Евфимия изумлённо.

И был ответ:

— Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый «Всех скорбящих Радость». Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославлении имени Моего.

Все было исполнено в точности и произошло исцеление Евфимии. 24 октября установлен праздник в честь этой иконы в память совершившегося в этот день исцеления. И с того времени не оскудевает милосердие Богоматери ко всем страждущим и нуждающимся.

История основания

На левом высоком берегу реки Сходня расположилось два небольших села Тушино и Спасское. На территории последнего находился Спасо-Преображенский монастырь, закрывшийся в 1764 году. На территории монастыря находились две церкви:

  • Преображения, разобранная в конце XVII века;
  • каменный храм имени Андрея Стратилата.

После закрытия монастыря каменный храм получает статус приходского. К середине XIX века постройка обветшала, и начала постепенно спускаться в реку. А также в ней стало невозможно разместить прихожан из разросшихся сел. Они решили возвести новую каменную церковь, поместив её вдалеке от речных берегов на границе с селом Тушино.

Храм Преображения Господня, Тушино

Церковь, возведённую по проекту архитектора В. О. Грудзинского, освятили в 1886 году в честь Преображения Господня. В процессе строительства использовали кирпичи от разобранного здания на берегу реки Сходня.

Другие храмы в честь Преображения Господня:

  • Храм Преображения Господня в Долгопрудном
  • Храм Преображения Господня в Люберцах
  • Монастырь в честь Преображения Господня на острове Валаам

Советское время стало тяжёлым испытанием для храма Преображения Господня и его прихожан из Тушино. В 1935 году прекратились церковные службы. В 50-е годы жители окрестных поселений просили власти вернуть культовую постройку Русской православной церкви. Но она подверглась ещё большему разорению — были разрушены колокольня, купол над основным помещением, уничтожено кладбище, расположенное рядом с церковью. До 1990 года здание использовалось в качестве склада, а на месте погоста образовалась большая свалка.

Детско-юношеский конкурс работ по истории храмов Москвы и Подмосковья

Научно-исследовательский центр «Приходская история», специализирующийся на приходской истории (истории храмов), особенно, на истории храмов Москвы и Подмосковья, сообщает  о начале детско-юношеского конкурса работ по истории храмов Москвы и Подмосковья.

В конкурсе могут принять участие мальчики и девочки, юноши и девушки 13-18 лет.

Конкурсные тексты должны быть посвящены истории одного конкретного храма, расположенного или располагавшегося на территории Москвы и Московской области (в современных границах).
Работы должны включать титульный лист с названием храма и ФИО автора, оглавление, текст, список использованной литературы. Приветствуется приложение фотографий с перечнем подписей к ним.

Материалы принимаются до 28 апреля 2019 г. на официальный адрес НИЦ «Приходская история» parish_history@mail.ru c пометкой «на конкурс».
Победители конкурса будут награждены грамотами и ценными призами, а все участники смогут заниматься в кружке «Юный церковный краевед», который создается НИЦ «Приходская история» совместно с приходскими храмами Москвы.

Информация об этом конкурсе размещена на официальном сайте http://parishhistory.ru/news/36902.html, а также в группах в соцсети https://vk.com/parish_history и https://vk.com/parish_history2.

Кроме того, есть информация о двух других аналогичных конкурсах:

1. Олимпиада «История и культура храмов столицы – 2019»: http://parishhistory.ru/news/36897.html
2. ХII Всероссийский конкурс юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению: http://parishhistory.ru/news/36194.html

Патриаршее послание Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам епархий на территории России

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам епархий на территории Российской Федерации.В нынешнее непростое время, в условиях, когда государственными властями предпринимаются все возможные меры по недопущению распространения коронавирусной инфекции, призываю архиереев, духовенство, монашествующих и мирян усилить молитву ко Господу об ограждении людей от вредоносного поветрия, а архипастырей и пастырей — продолжать ревностно совершать богослужения и особенно Божественную Евхаристию — таинство Тела и Крови Христовых, даже в отсутствие паствы по причине соответствующих рекомендаций властей. Воистину — «делу Божию ничего не должно предпочитать» (Устав преподобного Венедикта Нурсийского, глава 43).Сегодня многие из нас вынуждены возложить на себя подвиг неотлучного пребывания в своих жилищах. Таковым говорю: пусть место вашего уединения станет для вас пустыней личного и семейного молитвенного труда, по евангельскому слову: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:6). Пусть на этот подвиг вдохновляет нас и образ преподобной Марии Египетской, многие годы проведшей в уединенной молитве в пустыне.В эти дни мы лишаемся возможности быть вместе за любимыми всеми нами великопостными богослужениями. Но мы знаем, что даже врата ада не могут одолеть Христову Церковь (ср. Мф. 16:18). Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8:35-39). Даже будучи в вынужденном разобщении, как неоднократно в истории бывали в рассеянии по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли последователи Христовы, мы остаемся нерушимой общиной веры, объединенной сердечной молитвой к Господу Иисусу. В этой молитве мы не одиноки — вместе с нами предстоят Престолу Божию и наши святые сродники, подвижники Русской Церкви всех эпох ее исторического бытия, вдохновляя и ободряя нас. Мужайся, Христова Церковь Христови бо друзи о тебе пекутся, и предстояще, и обстояще (седален по полиелеи службы Новомучеников и исповедников Церкви Русской).Понесем, братья и сестры, временные лишения ради сохранения жизни и здоровья наших ближних. Будем терпеливо переносить посетившую нас скорбь в твердой надежде, что Всемогущий Господь, принявший страдания и крестную смерть за род человеческий и Своим Воскресением открывший нам путь ко спасению, во благовремении пременит эту скорбь на радость встречи в восхвалении Его в общей молитве за храмовым богослужением, и отрет Господь слезы со всех лиц и снимет Господь поношение с народа Своего по всей земле (Ис. 25:8).Будем в эти дни особенно молиться о тех, кто самоотверженно полагает свои силы ради прекращения морового поветрия, о тех, кто трудится ради жизнеобеспечения наших городов и сел. Будем им благодарны и окажем им всю возможную поддержку. Благодарю и всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, за ваше ревностное служение Господу, Его Церкви и друг другу.Непрестанно молюсь о всех вас.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

(3 апреля 2020 года.)

История

Сёла Спасское и Тушино, располагавшиеся на возвышенном левом берегу реки Всходни (современное название — Сходня), известны с XIV века. В то время они принадлежали боярину Родиону Нестеровичу Квашне. Своим названием село Спаское обязано Спасо-Преображенскому монастырю, находившемуся там с XIV века до 1764 года. Монастырь был передан потомками Василия Ивановича Квашнина, по прозвищу «Туша», во владение Троице-Сергиевой Лавры. Первой церковью монастыря была церковь Преображения — сначала деревянная, а затем каменная, которая в середине XVII века пришла в ветхость и была разобрана. Вторая церковь монастыря — каменная, во имя Андрея Стратилата, — была сооружена в XVI веке.

В 1764 г. монастырь был упразднен, и Преображенская церковь стала приходской церковью сел Спасское и Тушино. В XIX веке вследствие многочисленности прихода встал вопрос о ее расширении или перестройке. Кроме того, церковь находилась в достаточно ветхом состоянии, а из-за оползания берега реки в течение трех столетий оказалась на краю обрыва. Поэтому в 1870 г. было принято решение о строительстве новой каменной церкви в селе Спасском — в стороне от первой и вдали от опасного обрыва берега — на противоположном и ближнем к селу Тушино конце главной улице села Спасское.

Автором проекта новой Преображенской церкви села Спас-Тушино явился архитектор Палаты государственных имуществ Владислав Осипович Грудзинский. Вскоре после утверждения проекта, в 1875 г. кирпичную трапезную и колокольню старинной церкви разобрали до основания, а кирпич использовали на сооружение ограды вокруг новой церкви. Митрополит Московский и Коломенский Иоанникий лично освятил Спасо-Тушинский храм в день праздника Преображение Господне 6 августа 1886 г.

К 1917 году село Спас-Тушино превратилось в крупный промышленный центр текстильной промышленности. После революции церковные земли были национализированы. В 30-х гг. XX века Тушино стало крупным промышленным центром: в нем были построены предприятия тяжелой промышленности и открыт аэродром. В 1935 г. Преображенский храм был закрыт, последний настоятель Александр Соколов репрессирован как «враг народа», предыдущий, священник Александр Буравцев, в 1937 г. расстрелян на Бутовском полигоне.

В 1950-х гг. была взорвана колокольня и снесен купол, в храме размещался клуб, затем — склад и мастерские, прилегающая территория была превращена в свалку.

В 1990 г. храм был возвращен Русской Православной Церкви. Богослужение возобновлено в августе 1990 г.; храм стал первым в Москве, освященным Святейшим Патриархом Алексием II после его интронизации. Колокольня храма восстановлена в 1994 году.

В настоящее время, интерьер главного храма украшен мозаиками (работы художников А.Д. Корноухова, Д.М. и И.Д. Шаховских, Л.Д. Курило, Л.Д. Царева), трапезная часть храма расписана художниками В.А. Сидельниковым и В.И. Любарским. Восстановленный храм снаружи кирпичный. Три иконостаса в древнерусской манере выполнены художницей О.Г. Клодт. К 1999 г. храм был полностью восстановлен. Возрождение церковной жизни и реставрация возглавлялись прот. Феодором Соколовым (1959-21.02.2000), погребенным у алтаря храма.

Описание

Надо сказать, что здание строилось в тот период, когда начали возрождаться национальные русские традиции церковного зодчества. Храм отличается тщательной продуманностью пропорций и имеет одновременно изысканный и сдержанный декор. Он представляет собой одноглавый и довольно высокий четверик. Сверху он торжественно завершается крупными красивыми кокошниками и луковичной главой, а сильно выдвинутая вперед трехчастная аспида придает храму значительный объем.

Над каждым из полукружий располагается киот с иконами. Со стороны трапезной возвышается трехъярусная колокольня. Кирпичные стены храма не оштукатурены, поэтому на их фоне ярко выделяются побеленные и белокаменные детали декора. На центральном алтаре церкви расположен пятиярусный иконостас.

Храм Спаса Преображения в Тушине стоял на самой бровке водораздельной возвышенности между Сходней и Москвой-рекой. Он хорошо был виден за несколько верст вдоль а также с берегов и близлежащих деревень. Можно сказать, что церковь стала некоей архитектурной доминантой данной местности в то время.

История

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

6 (17) сентября 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта являлся архитектор Михаил Земцов. Освящение храма состоялось13 (24) июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века. В 1747—1748 годах живописец Луи Каравак создал храмовый образ «Рождества Богородицы».

В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь была местом, где отмечались многие победы русской армии.

В середине XVIII века планировалось придать храму более парадный вид. Так, архитектор Семён Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлён. В конце XVIII века ещё один проект разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов.

Строительство Казанского собора

В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбаро, Ж. Тома де Томон. Однако, ни один представленный проект утверждён не был.

Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н. Воронихиным. Этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.

Закладка нового храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии императора Александра I. На строительстве Казанского собора на общественных началах, в качестве помощника Воронихина работал архитектор и гравёр Николай Федорович Алфёров. Строительство было окончено в 1811 году и обошлось казне в 4,7 млн руб. 1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени.

15 (27) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.

Собор в XIX—начале XX века

Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены почётные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов.

До конца 1829 года в соборе продолжалась работа по отделке, которой руководил О. Монферран. Первый ремонт в соборе прошёл в 1844—1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию образов и стенной живописи, — в 1862—1865 годах.

27 октября (8 ноября) 1893 года в соборе отпевали П. И. Чайковского.

21 февраля (6 марта) 1913 года в соборе во время празднования 300-летия дома Романовых, произошла давка, по официальной версии унесшая жизни 34 человек.

24 мая (6 июня) 1917 года в соборе, путём «свободного голосования клира и мирян», состоялись выборы правящего архиерея (единственный раз за всю истории епархии). Большинство голосов выборщиков получил епископ Гдовский Вениамин (Казанский).

18 января 1921 года митрополит Вениамин (Казанский) освятил «пещерный» зимний придел священномученика Ермогена, Патриарха Московского.

С 1930-х годов

Гонения на церковь, происходившие при советской власти, коснулись и Казанского собора. Интерьер собора сильно пострадал при изъятии в 1922 году церковных ценностей. Храм перешёл в руки обновленцев и после закрытия в 1928 году Исаакиевского кафедрального собора получил статус кафедрального собора обновленческой Ленинградской епархии. 25 января 1932 года собор был закрыт, а 15 ноября1932 года в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950—1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963—1968 годах — фасадов.

Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест. Полное освящение собора состоялось 29 марта 1998 года. Его совершил митрополит Владимир (Котляров). В 2000 году собор получил статус кафедрального. Ранее имел этот статус в марте—ноябре 1923, январе 1925 — январе 1932 года, когда находился у обновленцев.

Телеканал «Спас» покажет фильм митрополита Илариона «Эпоха мученичества»

5 сентября 2017 года на телеканале «Спас» состоится показ фильма «Эпоха мученичества» из документального цикла «Церковь в истории». Автор и ведущий — митрополит Иларион (Алфеев). Режиссер — Мария Гусева. Начало в 22:15.Фильм создан студией «Неофит» по заказу Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.Картина, съемки которой проходили в Иерусалиме и Риме, рассказывает о первых трех веках истории христианской Церкви и гонениях на ее последователей. Эпоха мученичества закончилась в Римской империи в 313 году. За ее пределами, например, в Персии, гонения на христиан продолжались и в IV, и в V веках. Почитание мучеников, возникшее в первые века христианства, сохраняется до наших дней.Митрополит Иларион проведет зрителей по римским катакомбам, где погребены многие мученики, на примере настенных изображений расскажет о становлении христианского изобразительного искусства. Живопись катакомб являет мир раннехристианской Церкви во всем его многообразии

«Это Церковь, живущая напряженным ожиданием грядущего Царства Божия; Церковь, в которой стерты границы между миром живых и миром усопших, между настоящим, прошлым и будущим», – отмечает автор фильма.Лента знакомит с памятниками раннехристианской литературы – апокрифами и сочинениями мужей апостольских, а также указывает на такие свидетельства той эпохи, как мученические акты — протоколы допросов предаваемых на смерть христиан.Важное место в картине отводится святому Игнатию Богоносцу, епископу Антиохийскому, направлявшему верующим послания на пути из Сирии в Рим, куда его вели на страдания. «Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога

Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым», – звучат в фильме слова священномученика Игнатия.Эпоха гонений породила целое собрание апологетической литературы. Помимо защиты от внешних врагов, христианские писатели вынуждены были реагировать на ереси, возникавшие внутри Церкви

Большое внимание борьбе с гностическими ересями уделил мыслитель II века священномученик Ириней Лионский. Также в ленте отмечается, что период с I по III век был временем становления христианского богословия

Фильм доступен для онлайн-просмотра.

Село в советские времена

В 1926 г. в Спасе проживало 897 человек, в том числе 412 мужчин и 485 женщин. Благосостояние крестьян резко упало. В 1929 г. образован колхоз «Заветы Ильича», считавшийся передовым. В 1935 г. был закрыт храм, его священник Александр Соколов и отец последнего, бывший священник того же храма Александр Буравцев, были расстреляны в 1937 г. (храм вновь был освящен в 1990 г.).

В том же 1929 г. в корпусах начала работу «Тушинская чулочная фабрика» с 4 тыс.рабочих, образовавших при фабрике рабочий поселок «Трикотажный»; соответствующее название было дано и железнодорожной платформе, открытой в 1932 г.

После проведения в 1960 г. МКАД часть села, оказавшаяся на территории Москвы, была застроена, в том числе были переведены из центра Академия коммунального хозяйства им. Памфилова и НИИ астрофизики. Часть, остававшаяся за пределами МКАД, была включена в состав Москвы в 1984 г. Жители снесенной части села в 1971 году были переселены в новостройки района Северного Тушина по адресу: бульвар Яна Райниса, дом 6, к.1 и частично в дом 2, к.1. Большинство выходцев села Спас живут там и по сей день, именуя себя «Спасскими». Например, управление домом 6, к.1 на сегодняшний день осуществляет Титова Виктория Витальевна — правнучка председателя колхоза «Заветы Ильича» Грибкова Василия Петровича.

Достопримечательности и святыни храма

  • Возведенный в конце XIX века, Преображенский храм отличался пропорциональностью и сдержанной изысканностью архитектуры. К сожалению, об этом мы можем судить только по дошедшим до нас фотографиям начала XX столетия. В советское время помещение храма использовалось в качестве склада стройматериалов, а местность вокруг превратилась в самую настоящую свалку.
  • Сегодня благодаря мастерству реставраторов внешний вид храма воссоздан определенной исторической точностью, а творческая жилка, бушующая в художниках и архитекторах, внесла в его облик несколько новых черт, ставших изюминкой осовремененной церкви.
  • Тимпаны кокошников украшены мозаичным изображением двенадцати апостолов, а киоты (специальные застекленные шкафчики для икон) – композицией «Деисус»: это находка современного художника А. И. Царева.
  • Кирпичный цоколь смотрится более живописно благодаря ажурной ограде, восстановленной реставраторами по сохранившимся фрагментам.
  • Главной святыней храма является мироточивый Животворящий Крест Господень. Расположен он недалеко от главного входа и за время новейшей истории храма, говорят, мироточил дважды. Также очень почитаются многие иконы, особенно – Божией Матери «Феодоровская», Матроны Московской и Феодора Стратилата.

Открытый урок в Лицее 1571.

В 26 октября 2016 года священник нашего храма – отец Арсений Уланов в очередной раз посетил ГБОУ «Лицей №1571» где провел открытый урок «Основ Православной Культуры» для учеников 4-х классов. Отец Арсений рассказал ребятам о тех временах, когда мир находился в ожидании Спасителя, времени процветания Римской империи.Данный урок был организован усилиями и старанием педагога Лицея – Грипост Ольги Вячеславовны, которая всегда старается делать уроки ОПК интересными и плодотворными, на которых батюшка всегда желанный гость.В наше время присутствие священнослужителя на уроке в общеобразовательной школе уже не редкость, а насущная необходимость. Этот факт очень отраден. Для самих школьников общение с батюшкой не проходит бесследно. Дети получают возможность интересной беседы, разрешения своих духовных вопросов.

К сведению прихожан.

При нашем храме объявляется очередной набор на 2-х годичные певческие курсы для прихожан в возрасте от 16 до 45 лет.Прослушивание состоится 1 и 2 сентября с 14.00 до 16.00 ч. в помещении Воскресной школы.Двухгодичные Певческие курсы при храме Преображения Господня в Тушине действуют с 1998 года.Задача курсов – теоретическая и практическая подготовка к несению клиросного послушания.Дисциплины, преподаваемые на Курсах:
1. Обиход церковного пения (осмогласие и неизменяемые песнопения Всенощного бдения и Литургии).
2. Основы музыкальной грамоты.
3. Чтение на церковно-славянском языке с элементами Богослужебного устава.
4. Во время обучения учащиеся Курсов проходят богослужебную практику на клиросе.Занятия на Курсах проходят с 19.00 до 21.00 три раза в неделю (не считая богослужебной практики).

Требования для поступающих на Певческие курсы:
1. На Курсы принимаются лица православного вероисповедания, участвующие в Таинствах, ведущие христианский образ жизни, в возрасте от 16 до 45 лет.
2. Обязательно наличие музыкального слуха и вокальных данных(желательно иметь музыкальное образование).
3. Знание молитвы Господней и Символа веры.
4. Умение исполнить церковные песнопения«Царю Небесный», «Спаси Господи, люди Твоя», «Богородице Дево, радуйся» и что-либо из светских произведений, по своему усмотрению.
5. Чтение Псалтирина церковно-славянском языке (по возможности).
6. Собеседование(на тему веры и христианского благочестия).
7. Письменное благословение приходского священника.
8. Паспорт.
9. Цветное фото в электронном виде, как на паспорт Российской Федерации. Формат файла: JPEG. Размер прикрепляемого файла не должен превышать – 300КБ (килобайт). Фотография может быть выполнена в 24-битном цветовом пространстве. Минимальное разрешение прикрепляемой фотографии не должно быть меньше 300 dpi. Изображение лица должно быть четким, строго в анфас и без головного убора. Для женщин допустим платок, не закрывающий лица. Овал лица должен занимать не 80% от размера всей фотографии. Фотографию можно сделать в любом фотоателье, где делают фото на документы.

Расписание богослужений в Троицком храме Иваново

Храм Пресвятой Троицы принимает прихожан с 08:00 до 18:00 ежедневно.

По будням в Троицкой церкви Иваново проходят 2 службы:

  • 08:00 — Божественная Литургия.
  • 16:30 — Вечернее богослужение.

Суббота:

  • 08:00 — Божественная Литургия.
  • 16:30 — Всенощное бдение.

Воскресенье:

  • 08:00 — Божественная Литургия.
  • 16:30 — Вечернее богослужение с пением акафиста Пресвятой Богородицы.

Богослужения проходят на церковнославянском языке.

Рождественская служба в Троицком храме, Официальная группа Троицкого храма Иваново вконтакте

Расписание богослужений в храме Святой Троицы в Иваново (группа ВКонтакте)

Предыстория

Поскольку люди рано и охотно селились по берегам Москвы и Сходни, в районе Спаса находится значительное количество археологических памятников. Самые старые из них — курганы фатьяновской культуры бронзового века (II тысячелетие до н. э.). Далее, там находятся три городища и селище Дьяковской культуры раннего железного века (I тыс. до н. э. — I тыс. н. э.), принадлежавшей угро-финским племенам: Спас-Тушинское 1 и Спас-Тушинское-2 на западе бывшего села и Спас-Тушинское-3, или просто Тушинское, к северо-востоку от него (у бывшей деревни Петрово). Эти городища оставались обитаемы и с приходом славян, оставивших между Спасом и Братцевым курганную группу из 6 курганов (Спасские курганы XI—XIII вв.). Центром этой группы был курган Великая Могила, имевший более 7 м в высоту и около 20 м диаметром. Вокруг этого кургана складывалось множество легенд, считалось, что там лежат сокровища Лжедмитрия II, тогда как окрестные курганы считались могилами его соратников-поляков. Раскопки 1883 г. обнаружили завернутый в бересту костяк старого воина с двумя конским удилами и двумя горшками в изголовье; в окрестных курганах нашли обычные женские украшения вятичей: семилопастные височные подвески, сердоликовые красно-белые бусы и т. п..

В домонгольскую эпоху, в этой местности проходил волок, по которому переволакивали суда с Москвы-реки на Всходню (Сходню), чтобы сократить путь виду изгибов в низовье последней; далее по Сходне подымались примерно до современной станции этого имени, где суда переволакивали на Клязьму. Видимо, от того произошло и название реки. С XIV в

по этому месту проходила Волоколамская дорога (ныне шоссе), что также придавало ему важное торговое значение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector