Бутовский расстрельный полигон (20 фото)

Результаты переписи 1937 года признали вредительскими

Наиболее жестокими стали гонения, которые произошли в 1937-1938 гг., когда руководство Советского Союза провело так называемую операцию по борьбе с «врагами народа», вошедшую в историю как «Большой террор». Несомненно, что события 37-38 годов были результатом продолжающейся борьбы за власть между Сталиным и различными группировками партийной верхушки, а также борьбой разных кланов, сформировавшихся к этому времени внутри аппарата НКВД. Вместе с тем нельзя оставить без внимания мнение некоторых историков (Зубов А.Б., игумен Дамаскин (Орловский), Чумакова Т.В.), которые считают, что репрессии 1937-1938 гг. были ответом на результаты переписи населения начала 1937 г.

В 1937 году руководство страны готовилось отметить двадцатилетие большевистской революции. В январе юбилейного года была проведена перепись населения, целью которой было показать прогрессивное развитие социалистического общества. Перепись проводилась в Рождественский сочельник, 6 января. Одним из вопросов, который был включен в анкету, был вопрос об отношении к религии. Ожидалось, что верующими себя признают небольшое число граждан, и это будет свидетельствовать об идеологической победе большевизма.

Но к удивлению Сталина и его соратников, 44% населения заявило, что они христиане, 13% признали себя сторонниками других религий, преимущественно мусульманами. Неверующими себя назвало меньшинство – 43,3%.

Массовость положительного ответа на вопрос об отношении к религии ясно свидетельствует о том, что вера у большинства людей в момент переписи была столь сильной, что они предпочли лучше попасть в лапы палачей, нежели прогневать Бога отступничеством от веры. Такое открытое признание веры после многих лет кровавых гонений на религию стало уникальным в мировой истории одновременным массовым исповедничеством десятков миллионов людей разных вер и национальностей, ведь опрос не был анонимным, ответы заносились в личный переписной лист, с именем и адресом каждого.

Российский историк профессор А.Б. Зубов в связи с этим пишет:

«Перепись января 1937 года дает уникальный в мировой истории факт одновременного массового исповедничества десятков миллионов людей разных вер и национальностей, … после бесконечных репрессий, чинимых большевиками. Тоталитарная диктатура раздробила российское общество, уничтожила в нем любые содружества и организации, но она еще не смогла подавить дух людей, и те в одиночку или на семейном совете делали судьбоносный выбор между отречением от Бога и, следовательно, в религиозной системе координат, вечной гибелью и исповедничеством своей веры и, как результат, почти неизбежными страданиями и даже смертью от рук безбожников-большевиков. И 55 миллионов граждан России не испугались застенков и плахи».

Результаты переписи были признаны вредительскими, и ее организаторы репрессированы. На февральском пленуме партии большевиков принимается решение о проведении массовых репрессий. В июле наркомом внутренних дел Ежовым издается оперативный приказ № 00447 о проведении операции по репрессированию бывших кулаков, церковников, дворян и других «антисоветских элементов». Беспрецедентность этого приказа заключалась в том, что в нем была дана разнарядка по регионам, какое количество людей необходимо арестовать и какое число из арестованных должно быть расстреляно. Операция продолжалась с августа 1937 по октябрь 1938 г. В результате в 1937 и 1938 годах было арестовано 1 500 000 человек, из них почти 700 000 расстреляно. Вынесение смертных приговоров в большинстве случаев производилось несудебными органами, тройкой или вообще «особым совещанием», состоявшим из двух человек. Приговоры выносились заочно, т.е. без вызова обвиняемого, а также без участия защиты и обвинения, обжалованию приговоры не подлежали. Специально указывалось, что приговоры к расстрелу должны приводиться в исполнение «с обязательным полным сохранением в тайне времени и места приведения».

Бутово – место, которое будит христианскую совесть

Бутовский полигон становится все более посещаемым, как родственниками репрессированных, так и теми, кому дорога память о невинно пострадавших: это учащиеся светских и церковных учебных заведений, прихожане московских и подмосковных храмов, иностранные делегации. Для организации их приема при храме действует паломническая служба.

Богослужебная жизнь бутовского прихода в значительной степени определена днями памяти пострадавших на этом месте. 51 день в году, в дни памяти прославленных в лике святых бутовских новомучеников, совпадающие с днями их мученической кончины, совершаются богослужения в их честь.

Вместе с тем, понимая, что церковная в целом и богослужебная в частности форма почитания памяти пострадавших понятна не всем современникам, община храма развивает внебогослужебные формы поминовения и сохранения памяти.

По мнению участников, такая форма поминовения дает возможность каждому соприкоснуться с той трагедией, которая произошла в истории нашего народа. Как сказала одна из участниц, после прочтения каждого имени она слышала отзвуки выстрелов…

В течение многих лет приходом и мемориальным центром осуществляется деятельность по созданию Музея памяти пострадавших. Он будет посвящен истории Бутовского полигона и людей, которые были здесь репрессированы. Уже сейчас коллекция музея состоит из более 500 единиц хранения, идет работа по расширению экспозиции. Музей размещен в бывшем усадебном флигеле, где в конце 30-х годов прошлого века располагалась комендатура полигона.

В августе 2015 года на полигоне были начаты работы по созданию «Сада памяти», мемориала, в котором на каменных досках будут увековечены имена всех пострадавших на этом месте. В связи с множеством имен общая длина этих досок составит 300 м. Открытие этого мемориала предполагается совершить 8 августа этого года, в 80-ю годовщину начала массовых расстрелов в Бутове.

Таким образом, в результате совместных усилий Церкви, государства и общественности создан уникальный церковно-общественный мемориал, получивший известность как в России, так и за рубежом, как среди церковной, так и среди светской части общества.

В начале этой статьи были отмечены некоторые различия между гонениями, которые имели место в первые века христианства, и гонениями на Церковь Христову в России ХХ века, но следует сказать, что, несмотря на то, что эти события отделены друг от друга почти двумя тысячелетиями, они имели много сходного. В Риме до наших дней сохранилось аббатство Трех Фонтанов, где принял мученическую кончину апостол Павел и другие древние мученики. Это место имеет удивительное сходство с Бутовым. И одно, и другое использовалось для приведения в исполнение смертных приговоров. И одно, и другое располагались вне города, в дачной местности, в лесу, чуть в стороне от дорог, по которым было удобно доставлять осужденных. И в одном, и в другом месте были оборудованы темницы, в которых перед смертью содержались мученики. И в Аква Сальви, и в Бутове построены храмы, в которых возносятся молитвы к мученикам. И эти два места удивительно схожи еще с одним местом – Голгофой, где пострадал Сам Христос, которая, как это было отмечено еще ап. Павлом в его послании к Евреям (13:12), также находилась «вне врат» города, и где еще святой равноапостольной Еленой был воздвигнут храм Гроба Господня.

Несколько лет тому назад, завершая Божественную Литургию на Бутовских погребальных рвах, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Мы знаем, что сегодня происходит во многих странах мира, когда для того, чтобы быть членом благополучного и богатого общества, требуется отказаться от веры через принятие богохульных законов, идущих против Божественной воли и Божественной истины. И Бутово является не только памятником прошлого – Бутово является местом, которое сегодня будит христианскую совесть, свидетельствуя о величии Божией истины, которую невозможно помрачить или разрушить даже тогда, когда многие стараются это сделать».

Материал впервые опубликован в 2017 году

Мемориал

С конца 1997 г. в здании администрации деревни Дрожжино, около входа на полигон, стали проходить заупокойные службы.

На территории полигона расположены стенды с поименным перечислением 935 убитых служителей и прочих членов Русской православной церкви. Мемориальный комплекс открыт для посещений по выходным дням.

Вход на ухоженную территорию свободный. Каждый год сюда приезжает более 10 тыс. человек. Люди посещают достопримечательность, как в составе паломнических групп, так и небольшими партиями. Группы паломников принимаются каждый день с 10:00 до 15:00 часов, по предварительной записи.

Экскурсия по мемориальному комплексу занимает 1,5 — 2 часа. Она включает в себя посещение территории захоронений и приходских храмов, повествует об истории Бутовского полигона, периоде массовых репрессий и гонений на Русскую Православную Церковь в XX столетии.

Уточнить интересующую информацию о дате проведения экскурсии или времени ее выполнения, можно позвонив по телефону: 8 909 974 62 99.

История

В первый раз село Дрожжино упоминается в середине ХVІ в., тогда здесь находилось имение боярина Ф. М. Дрожжина. Известно, что в конце XIX в. владелец усадьбы — Н. М. Соловьёв основал на территории конный завод, а у леса построил ипподром. После Октябрьской революции И. И. Зимин (был хозяином усадьбы в то время) не дожидаясь конфискации, передал все хозяйство правительству, а сам уехал за границу.

В 1920 г. в Бутово появилась сельскохозяйственная колония ОГПУ. В 1934 г. здесь был создан Бутовский полигон, который использовался в качестве стрельбища НКВД (территория занимала 2 кв. км). Стрелковый полигон был окружен глухим забором, находился под круглосуточной вооруженной охраной и отлично подходил для казни.

Осужденных в сторону барского имения Дрожжино по вечерам направляли на хлебовозках. На полигоне их помещали в длинном бараке, где проходила перекличка и сверка людей.

Непосредственно перед расстрелом лицо жертвы сверяли с фотографией на документах, после чего был объявлен приговор. Действие продолжалось до рассвета.

jY-m-htp

Столичные кладбища не вмещали такого количества расстрелянных, поэтому людей хоронили как слоеный пирог — убивали стоящих возле рва, присыпали их землей, а сверху хоронили следующих пострадавших. Таких ям на полигоне 13 штук. Ширина каждой составляла 4–5 м, а глубина достигала 4 м.

Летом 1937 расстрелы дошли таких масштабов, что для захоронения тел уже не хватало ям-могильников. Тогда, с помощью экскаватора, начали копать траншеи длиной по 3–5 м и глубиной 3,5 м.

После прекращения массовых расстрелов, в 1938 г. урочище стали использовать для захоронения тех, кто был расстрелян в московских тюрьмах.

Во время Второй мировой войны в районе «Русской голгофы» был создан лагерь для немецких военнопленных. Их силы были задействованы на постройку Варшавского шоссе. Тех, кто отказывался принимать участие в строительстве — расстреливали и сбрасывали в ров.

Списки расстрелянных на панораме Гугл-карт

Памятник в ведении Церкви

То, что Бутовский полигон передали Церкви, – уникальное стечение обстоятельств. В 1990-е годы места расстрелов оказались никому не нужны: власть не знала, что с ними делать, с баланса ФСБ эти объекты переходили на бюджет субъектов РФ. То есть Бутовский полигон должен был быть передан Московской области. Но Московская область не стремилась увеличивать нагрузку на свой бюджет. Одновременно появилась общественная религиозная организация – группа активных мирян, которые построили храм. При этом сотрудникам ФСБ было понятно, что это место не могло стать парком для гуляний, что кто-то должен был вкладывать силы и деньги в содержание полигона.

В 1995 году было принято решение о строительстве нового микрорайона на территории бывшей спецзоны и дач. Непосредственно место захоронений, ограниченное забором, хотя оно и не было ещё объявлено памятником истории, трогать было нельзя, потому что из многочисленных публикаций в прессе люди знали, что именно здесь находилось. Но по периметру полигон можно было окружить девятиэтажками. Это сделало бы невозможным дальнейшую мемориализацию этого места. Тогда община Бутовского храма, родственники погибших и общество «Мемориал» решили во что бы то ни стало не допустить строительства. Семья Калед обратилась с просьбой о заступничестве к Патриарху Алексию II, который в свою очередь обратился в Правительство Москвы.

И случилось почти невозможное: строительство было прекращено на этапе застройки цокольного этажа, остовы фундаментов которого до сих пор торчат из земли.

Благодаря личному вмешательству Юрия Лужкова и московского правительства здесь была проложена автомобильная дорога и пущен рейсовый автобус № 18. И поскольку Церковь тогда фактически спасла Бутовский полигон, ей была отдана не только земля, на которой стоит деревянный храм, но и вся территория захоронений, которая перешла на баланс прихода храма Новомучеников и исповедников Российских (часть находится в собственности, часть в аренде, часть – в безвозмездном пользовании). В 1997 году по благословению Патриарха Алексия II был проведены археологические раскопки в одном из погребальных рвов, эти раскопки подтвердили наличие расстрельных захоронений.

27 мая 2000 года Патриарх Алексий II впервые отслужил на Бутовском полигоне литургию под открытым небом. Вместе с ним служило и молилось почти всё московское духовенство (8 архиереев, около 200 священнослужителей) и три с половиной тысячи мирян. С тех пор Патриаршая литургия на Бутовском полигоне в четвёртое воскресенье по Пасхе стала московской церковной традицией.

В 2001 году Бутовский полигон был объявлен памятником истории регионального значения, что позволило избежать дальнейших попыток застройки земли, прилегающей к месту захоронений.

В 2006 году была проведена рекультивация земли и установлены точные границы каждого погребального рва. Сегодня приход Новомучеников тратит только на содержание территории полигона и охрану около около 3 миллионов рублей в год, что делает невозможным финансирование дополнительных проектов, в том числе – связанных с мемориальной работой. Спонсоры или дополнительные бюджетные деньги иногда находятся на разовые мероприятия: каждый год к приезду Патриарха ремонтируется подъездная дорога, недавно была построена звонница. А вот чтобы открыть аллею памяти или сделать хорошие мемориальные доски, уже приходится искать дополнительные средства, которых пока нет.

Среди тех, кто покоится на Бутовском полигоне, довольно много людей других конфессий и религий и вовсе не верующих. Вопрос решён очень деликатно: символическое пространство полигона разделено. Помимо храма и поклонного креста есть площадка со стелой, рядом с которой поставлены скамейки и растут голубые ели – небольшой мемориал в светских традициях. Здесь проходят гражданские панихиды, к стеле возлагают венки, на скамейках родственники могут отдохнуть и вспомнить своих близких. Старообрядцы недавно проявили инициативу и нашли компромиссный вариант: в центр поклонного креста был врезан и освящён старообрядческий крест-медница, и теперь здесь проходят панихиды по древнерусскому обряду. Католики, лютеране, мусульмане и иудеи имеют возможность приезжать в Бутово и молиться по собственным правилам. Благоустройство полигона ведётся для всех.

Святая великомученица Параскева

Параскева Пятница считается покровительницей сельскохозяйственных тружеников. Промышленники, торговцы и путешественники тоже считают себя находящимися под ее опекой и заботой. В дореволюционной России не было ни одной торговой площади, где не стоял бы храм святой Параскевы Пятницы, в одной Москве их было 4. Имя Пятница дано было ей родителями в память о дне распятия Христа. Параскева в переводе с древнегреческого означает «канун праздника». В православной церкви день памяти этой великомученицы приходится на 28 октября. В этот день принято приносить к алтарю плоды для освящения и хранить их до следующего урожая, обеспечивая таким образом его последующее обилие. Этой святой молятся как об урожае, так и о предотвращении падежа скота.

У людей она способна исцелить тяжелые недуги — и душевные, и телесные. Кроме того, многовековой опыт способствовал образованию традиции просить девушкам у святой содействия в скорейшем и удачном замужестве. Поэтому каждый храм великомученицы Параскевы Пятницы популярен. На иконах святая всегда изображена с крестом в руках и красной мафории. Она всегда строга и сурова, а на росписях, связанных со Страстями Христовыми, она представляет собой Великую Пятницу, день распятия Христа. У православных ее образ переплелся с Мокошей, языческим божеством, тоже покровительницей полей и скота, которой также посвящалась пятница.

Литература

  • Бакиров Э. А., Шанцев В. П. Бутовский полигон, 1937—1938 : Книга памяти жертв политических репрессий / Постоянная межведомственная комиссия правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий; Московский Антифашистский центр. Выпуск первый. — М.: Институт экспериментальной социологии, 1997. — 364 с. — ISBN 5-87637-005-3. — ISBN 978-5-87637-005-1.
  • Бакиров Э. А. Бутовский полигон, 1937—1938 : Книга памяти жертв политических репрессий / Постоянная межведомственная комиссия правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий; Московский Антифашистский центр. Выпуск второй. — М.: Панорама, 1998. — 362 с. — ISBN 5-85895-052-3.
  • Бутовский полигон, 1937—1938 : Книга памяти жертв политических репрессий. Выпуск 3. — М.: Альзо, 1999. — 360 с. — ISBN 5-93547-001-2.
  • Бакиров Э. А., Шанцев В. П. Бутовский полигон, 1937—1938 : книга памяти жертв политических репрессий / Постоянная межведомственная комиссия правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. Выпуск 4. — М.: Альзо, 2000. — 362 с. — Список сокращений: С. 360—362. — ISBN 5-93547-003-9.
  • Бакиров Э. А., Шанцев В. П. Бутовский полигон, 1937—1938 : книга памяти жертв политических репрессий / Постоянная межведомственная комиссия правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. Выпуск 5. — М.: Изд-во ООО «Панорама», 2001. — 360 с. : ил. — Список сокращений: С.358-360. — ISBN 5-93547-004-7.
  • Бакиров Э. А., Шанцев В. П. Бутовский полигон, 1937—1938 : книга памяти жертв политических репрессий / Постоянная межведомственная комиссия правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. Выпуск 6. — М.: Изд-во ООО «Панорама», 2002. — 320 с. — ISBN 5-93547-004-7.
  • Бутовский полигон, 1937—1938 : книга памяти жертв политических репрессий / Постоянная межведомственная комиссия правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. Выпуск 7. — М.: Альзо, 2003. — 367 с. : ил. — Указатель имён по семи томам книги памяти «Бутовский полигон»: С. 145—299. — ISBN 5-93547-006-3. — ISBN 978-5-93547-006-7.
  • Любимова К. Ф. Бутовский полигон, 1937—1938 : книга памяти жертв политических репрессий / Постоянная межведомственная комиссия правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. Выпуск 8. — М.: Альзо, 2003. — 395 с. — ISBN 5-93547-007-1. ISBN 978-5-93547-007-4.

Престольные праздники

Поскольку в храме насчитывается 8 престолов, то и престольных праздников больше, чем в иных приходах:

  • Собор Св. Новомучеников – 7 февраля.
  • Собор Бутовских новомучеников – в четвертую субботу после Светлого Христова Воскресения.
  • Собор всех святых – 2-е воскресенье после Пятидесятницы.
  • Воскресения Христова – понедельник Пасхальной недели.
  • Чудотворной иконы Богородицы (Державной)» – 15 марта.
  • Память свт. Иоанна Шанхайского совершается 19 июня; 29 сентября отмечается день обретения его мощей.
  • Свт. Тихона – 7 апреля представление, 9 октября прославление.
  • 12. ежегодно память митр. Серафима (Чичагова).
  • Дни памяти Бутовских мучеников.

Часовня, церковь, храм

В их поместье была деревянная церковь, которая тоже сгорела во времена польско-литовского нашествия – в 1612 году. Спустя десятилетия, а именно в 1694 году, здесь была освящена новая каменная церковь, построенная в новом русском стиле по проекту архитектора Благовещенского. Храм Параскевы Пятницы в Бутово был невелик, и в XVIII веке к нему был пристроен придел Рождества Богородицы. Теперь здесь могло находиться до 400 верующих. В 1903-1904 годах храм обновлялся. Неподалеку, в селе «Знаменское Садки», усадьбе князей Трубецких, тоже была церковь, но она не сохранилась. Вместе эти два культовых сооружения то объединялись в один приход, то разъединялись.

Свое название храм Параскевы Пятницы в Бутово получил от придорожной часовенки, многие из которых издревле называли в честь этой святой, а она была популярна в Руси еще в домонгольские времена. Как же иначе – ведь она покровительствовала путешественника и торговца! Ее икона в застекленном киоте, такой своеобразной часовенке, находится в наше время с внешней стороны храма. Церковь очень красива. Она наряду с храмами, посвященными этой святой, возведенными в древнем Чернигове и Смоленске и сохранившимися до наших дней, является памятниками зодчества. Могила последнего настоятеля Николая Богоявленского находится недалеко от алтаря, с восточной стороны.

Архитектура

В архитектуре храма отчетливо прослеживается стиль древних русских церквей. Храм строили с учетом местности, чтобы не повредить и не потревожить последнего упокоения тысяч пострадавших на этом святом месте, сруб установили не в центральной, а в западной части территории захоронения. С трех сторон храм опоясывает П-образный погребальный ров.

Внутреннее убранство храма имеет свои особенности. Конструкция иконостаса не характерна для традиционных иконостасов Руси: он как бы выдвинут внутрь храма за счёт небольшого выступа. Это сделано для того, чтобы увеличить размер алтаря для торжественных богослужений. Необычен и светло-зелёный тон иконостаса. Зелёный цвет употреблялся в школах Средней Руси: Тверской и Ростово-Суздальской. На столбах Царских Врат изображены творцы Литургии: святители Василий Великий и Иоанн Златоуст. Ниже изображены первые русские святые мученики Федор Варяг и его сын Иоанн, пострадавшие в Киеве при князе Владимире (983 год). В самой нижней части столпов образы священномученика Лукиана Киево-Печерского (ок. 1243 г.) и преподобномученика Лукиана Антиохийского (312 г.).

Светло-зелёный тон иконостаса имеет и свой символический смысл. Как известно, в зеленом облачении и среди зеленого убранства празднуется День Святой Троицы. Так, цвет иконописи храма отождествляется с надеждой на то, что 1937-й год и страшные гонения на Православную церковь больше никогда не повторятся.

На Май 2021 год

1
Суббота
Часы. Вечерня с Литургией свт. Василия Великого. 8.00
Чтение Деяний святых апостолов. 22.30
Полунощница. 23.20
Великая Суббота
2
Воскресенье
Утреня. Часы. Литургия свт. Иоанна Златоуста. 0.00
Часы. Литургия свт. Иоанна Златоуста. 8.00
Великая Вечерня. 18.00
Светлое Христово Воскресение. ПАСХА.
3
Понедельник
Утреня с полиелеем. Часы. Литургия. 8.00
Великая Вечерня. 18.00
Понедельник Светлой седмицы. Блж. Матроны Московской. Прп. Феодора Трихины. Блж. Матроны Московской. Прп. Феодора Трихины.ликая Вечерня.
4
Вторник
Утреня. Часы. Литургия. 8.00
Великая Вечерня. 18.00
Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери.
5
Среда
Утреня. Часы. Литургия. 8.00
Великая Вечерня. 18.00
Среда Светлой седмицы. Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского.
6
Четверг
Утреня с полиелеем. Часы. Литургия. 8.00
Великая Вечерня. 18.00
Четверг Светлой седмицы. Вмч. Георгия Победоносца. Иверской иконы Божией Матери. Мц. царицы Александры.
7
Пятница
Утреня. Часы. Литургия. 8.00
Вечерня 18.00
Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери
8
Суббота
Утреня с полиелеем. Часы. Литургия. 8.00
Всенощное бдение. 18.00
Суббота Светлой седмицы. Апостола и евангелиста Марка.
9
Воскресенье
Часы. Литургия. 6.30
Часы. Литургия. 9.00
Утреня. Акафист. 18.00
Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Сщмч. Василия, еп. Амасийского. Благодарственный молебен.
10
Понедельник
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня.
11
Вторник
Часы. Литургия. 6.30
Часы. Литургия. 9.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Радоница. Поминовение усопших. Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра, Керкиры девы и иных, с ними пострадавших.
12
Среда
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня с полиелеем. 18.00
Девяти мучеников Кизических. Прп. Нектария Оптинского.
13
Четверг
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского.
14
Пятница
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Прор. Иеремии. Прп. Пафнутия Боровского.
15
Суббота
Часы. Литургия. 8.00
Всенощное бдение. 18.00
Свт. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского. Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба.
16
Воскресенье
Часы. Литургия. 6.30
Часы. Литургия. 9.00
Утреня. Акафист. 18.00
Свт. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского. Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба.
17
Понедельник
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Мц. Пелагии, девы Тарсийской.
18
Вторник
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Вмц. Ирины. Обретение мощей прп. Иакова Железноборовского.
19
Среда
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Прав. Иова Многострадального.
20
Четверг
Часы. Литургия. 8.00
Всенощное бдение. 18.00
Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме. Прп. Нила Сорского.
21
Пятница
Часы. Литургия. 8.00
Всенощное бдение. 18.00
Апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
22
Суббота
Часы. Литургия. 8.00
Всенощное бдение. 18.00
Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар.
23
Воскресенье
Часы. Литургия. 6.30
Часы. Литургия. 9.00
Утреня с полиелеем. 18.00
Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Апостола Симона Зилота.
24
Понедельник
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
25
Вторник
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца.
26
Среда
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Преполовение Пятидесятницы. Мц. Гликерии девы и с нею мч. Лаодикия, стража темничного.
27
Четверг
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Мч. Исидора. Блж. Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца.
28
Пятница
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Прп. Пахомия Великого. Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского.
29
Суббота
Часы. Литургия. 8.00
Всенощное бдение. 18.00
Прп. Феодора Освященного.
30
Воскресенье
Часы. Литургия. 6.30
Часы. Литургия. 9.00
Утреня. Акафист. 18.00
Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Ап. Андроника и св. Иунии. Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, вел. кн. Московской.
31
Понедельник
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев.

Знаменный распев

В нашем храме один раз в месяц по субботам проходят службы древнерусским знаменным распевом, которым пели на Руси до XVII века. Сейчас так поют в некоторых храмах и монастырях, а также в единоверческих общинах. Это пение пришло к нам из Византии вместе с Христианской верой, поется всеми в один голос по «крюкам» — знакам (знаменам), взявшим свое развитие от различных ударений над церковно-славянским текстом. Знаменное пение особо располагает к молитве, обладает целебными свойствами для души.

Подробнее о знаменном распеве можно узнать на сайте о.Павла (Коротких) и послушать ипакои на нашем Ю-туб-канале.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector