Чем знаменит город ханты-мансийск

Быт и хозяйство

Основными занятиями северных хантов были оленеводство и охота, реже рыболовство. Культ оленя прослеживается во всех сферах жизни саверных хантов. Олень, без преувеличения, был основой жизни: он был и транспортом, шкуры использовались при строительстве жилищ и пошива одежды. Не случайно, с оленем связаны и многие нормы общественной жизни (собственность на оленей и их наследование), мировоззрения (в погребальном обряде).

Южные ханты в основном занимались рыболовством, однако им были известны также земледелие и скотоводство.

Исходя из того, что хозяйство влияет на характер оседлости, а тип поселения на конструкцию жилища, у хантов выделяются пять типов расселения с соответствующими особенностями поселений:

кочевые стойбища с переносными жилищами кочевых оленеводов (низовья Оби и ее притоков)
постоянные зимние поселения оленеводов в сочетании с летними кочевыми и переносными летними жилищами (Северная Сосьва, Лозьва, Казым, Вогулка, Нижняя Обь)
постоянные зимние поселения охотников и рыболовов в сочетании с временными и сезонными селениями с переносными или сезонными жилищами (Верхняя Сосьва, Лозьва)
постоянные зимние селения рыболовов в сочетании с сезонными весенними, летними и осенними (Обские притоки)
постоянные поселения рыболовов и охотников (при подсобном значении земледелия и животноводства) в сочетании с промысловыми избушками (Обь, Иртыш, Конда)

Ханты, занимавшиеся охотой и рыболовством имели по 3-4 жилища в разных сезонных поселениях, которые менялись в зависимости от сезона. Такие жилища делали из бревен и ставили прямо на землю, иногда строили землянки и полуземлянки с деревянным столбовым каркасом, который сверху покрывался жердями, ветками, дерном и землей.

Ханты-оленеводы жили переносных жилищах, в чумах, состоящих из поставленных по кругу шестов, скрепленных в центре, покрытых сверху берестой (летом) или шкурами (зимой).

Народ Манси

Каждый род имел свое тотемное животное, его почитали, считая одним из далеких родственников. Данное животное нельзя было убивать и употреблять в пищу.

Медведя почитали повсеместно, его считали защитником, он помогал охотникам, охранял от болезней, разрешал споры.

При этом на медведя, в отличии от других тотемных животных, можно было охотиться. Для того чтобы примирить дух медведя и убившего его охотника ханты устраивали медвежий праздник. Лягушка почиталась как хранительница семейного счастья и помощница рожениц.

На таких места запрещалась охота и рыбалка, так как животных охраняет сам покровитель.

До наших дней традиционные ритуалы и праздники дошли в измененном виде, их адаптировали под современные взгляды и приурочили к определенным событиям (например медвежий праздник проводят перед выдачей лицензий на отстрел медведя).

Динамика по годам

Начиная с довоенного периода, а точнее с 1939 года, вот как изменялась численность населения в регионе:

  • На 1939 год количество человек, проживающих в регионе составляло всего лишь 92.932.
  • К 1959 году увеличилось до 123.926.
  • К 1979 составило 569.139.
  • В 1989 – 1.268.439.
  • К 1999 году количество населения продолжало увеличиваться до 1.359.069 человек.
  • В 2009 приравнивалось к 1.519.962.
  • На 2019 год этот показатель составил – 1.663.795 граждан.
  • И постепенный рост продолжается и по 2020 год включительно, увеличив тем самым численность жителей на этой территории до более, чем 1,6 млн.

Стоит отметить, что за весь советский период существования ХМАО и российский период, население по региону увеличивалось практически непрерывно. Исключение составляют только период с интервалом с 1992 по 1993 года. За этот срок произошло уменьшение численного состава жителей в области приблизительно на 13.000 человек. Но потом, начиная уже с 1993 года, рост стал продолжаться. Этого удалось достичь благодаря развитой экономике и залежам нефти и газа.

Именно нефте-газовая промышленность дает экономический импульс региону и возможность реализовывать разнообразные экономические и социальные программы. К тому же, высокий , в сравнении с другими регионами позволили привлечь сюда работников определенных отраслей.

Православные ханты объединены вокруг Ханты-Мансийской митрополии

Православные ханты объединены в составе Ханты-Мансийской митрополии, действующей в административных границах Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Она образована решением Священного Синода Русской православной церкви 25 декабря 2014 года и включает в свой состав Ханты-Мансийскую и Югорскую епархии.

Главой её назначен митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел. Всего же 36% населения республики считает себя православными.

Православная Церковь Воскресения в Ханты-Мансийске. Православие — доминирующая религия в Ханты-Мансийском автономном округе. Фото: upload.wikimedia.org

Ханты-Мансийская епархия была образована 30 мая 2011 года решением Священного синода с выделением её из составаТобольско-Тюменской епархии. Тогда же Епископом Ханты-Мансийским Синод избрал архимандрита Павла (Фокина), настоятеля Свято-Николаевского ставропигиального прихода Рима.

В епархии 156 храмов, молитвенных домов, молитвенных комнат, часовен. В стадии строительства в Ханты-Мансийской епархии сегодня 47 храмов и часовен. В честь иконы Божией Матери «Умиление» женский монастырь. Количество клириков — 118.

36%
столько населения Югры считает себя православными

Югорская епархия — епархия Русской православной церкви в административных границах Белоярского, Березовского, Кондинского, Октябрьского, Советского муниципальных районов, городов окружного значения Югорск, Нягань, Урай Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Входит в состав Ханты-Мансийской митрополии.

Образована 25 декабря 2014 года решением Священного Синода Русской православной церкви путём выделения части территории Ханты-Мансийской епархии. Епископом Югорским и Няганским был избран архимандрит Фотий (Евтихеев), клирик Иркутской епархии. Хиротония состоялась 15 февраля2015 года.

Семья хантов. В наше время большинство хантов считает себя православными. Фото: upload.wikimedia.org

Необходимо отметить, что для хантыйского православия характерны черты религиозного синкретизма и дуализма. Так до сих пор, особенно в глубинке, ханты сочетают православные обряды с языческими.

Это проявляться, например, в том, что часто ханты мажут кровью уста на православных святых на иконах, отождествляя их с языческими божками. Кроме того, ими также отмечаются языческие праздники, например, Медвежий праздник.

Православное духовенство выступает протии таких обычаев, но как-то повлиять на существующее положение не может.

Традиции

Календарный год у хантов состоял из двух полугодий, каждое из которых считалось отдельным временным промежутком. Летний полугодовой период начинается весной, так же, как у славян, зимний — с октября. Отсчет месяцев велся по лунам. Каждый месяц имеет свое название, в котором отражены явления природы. Вот некоторые из них:

  1. 1.    Февраль — месяц ленивого орла. Орел то летает, то сидит. По хантыйской легенде, он предвещает пробуждение солнца.
  2. 2.    Май — месяц ледохода, нереста рыбы, рождения оленят.
  3. 3.    Июнь — месяц высокой воды. В этот период подготавливали лодки, снасти к рыболовному промыслу.
  4. 4.    Сентябрь — месяц опадания листвы. Завершается летний полугодовой цикл. Начинается сезон охоты.
  5. 5.    Ноябрь — месяц застывания Оби. Начинаются морозы, земля покрывается толстым слоем снега, собаки не берут след животных.
  6. 6.    Декабрь — месяц большой темноты. Это период поддержания тепла в доме.

Народные праздники хантов связаны с животными, которым они поклонялись. Весной отмечают Вороний день, это праздник наступления тепла, о котором возвещают вороны. Это первые птицы, прилетающие на север. Они вьют гнезда, своими криками пробуждая природу и призывая весну. Ворона почитается как покровительница матерей и младенцев. Мох, на котором посидела эта птица, стелют в детские люльки. На Вороний день нельзя шить, рубить дрова. На священных местах готовят еду, молятся духам природы и березе. Береза символизирует женское начало. На ее ветки привязывают цветные ленты, вешают баранки, монеты. Лента означает подарок богу Торуму. Если загадать желание в этот день, то оно исполниться. В честь Торума делают жертвенное подношение — закалывают оленя. Его голову и шкуру развешивают на дереве. Мясо едят, пьют оленью кровь.


В мае отмечался праздник Водяного царя. Его устраивают после вскрытия рек, когда начинается ледоход. Просыпается Вит-куль — покровитель водоемов. Это сын Торума, который должен присматривать за реками и озерами. Вит-куль распределяет рыбу по водоемам так, чтобы всем доставалось поровну. Он является в образе старика или очень большой рыбы. В день начала спуска лодок на воду делают жертвоприношение. Раньше это были животные, сейчас в воду бросают еду, выливают водку. Также Вит-куль традиционно получает в подарок крупную рыбу из первого улова. Летом проводится еще один водный праздник — день Обласа. Облас — это узкая лодка, сделанная способом выдалбливания из куска дерева. Управлять ей сложно, для этого требуется умение и опыт. Мужчины устраивают гонки на лодках, состязания по борьбе.

Особое значение у хантов имеет Медвежий праздник. Древняя легенда говорит о том, что медведь — это младший сын Торума. Этим объясняется его огромная сила и непобедимость. Когда бог послал его на землю, то дал указание не уничтожать поселения людей и не убивать оленей (еще одно священное животное). Однако из-за голода сын ослушался отца. В наказание Торум сделал его смертным, как людей. Душа осталась бессмертной и после смерти медведя должна вернуться к отцу. Поэтому в честь убитого медведя охотники устраивают праздник. Он продолжается несколько дней. Люди надевают шкуру медведя, устраивают представление с танцами, песнями. Исполняется ритуальный танец со стрелами. Медведя восхваляют как сильного и ловкого зверя. В песнях приносят извинения за его смерть. В его убийстве обвиняется ружье. Вороны представляются ворами, которые хотят украсть душу и мясо медведя. Люди же, наоборот, защищают его и не отдают воронам душу. После выступления варят мясо с соблюдением определенных ритуалов. Кости подвергаются захоронению. Отдельные части тела: губы, череп, куски шкуры складывают и хранят отдельно как священные предметы.

Современные ханты отмечают День оленевода. Это ежегодный национальный праздник, который утвердили недавно с целью возрождения культуры древнего народа. Он празднуется в марте, когда заканчивается охотничий сезон. Это масштабное мероприятие со спортивными соревнованиями, конкурсами, танцами

Антропологический тип

Атропологические особенности хантов, позволяют отнести их к уральской контактной расе, которая внутри неоднородна в территориальном соотнесении монголоидных и европеоидных черт. Ханты, наряду с селькупами и ненцами, входят в западносибирскую группу популяций для которой характерно повышение доли монголоидности, по сравнению с другими представителями уральской расы. Причем женщины в большей степени монголообразны, чем мужчины.

По своему складу ханты среднего или даже ниже среднего роста (156-160 см). Имеют обыкновенно прямые черные или каштановые волосы, которые имеют, как правило большую длину и носятся или распущенными, или заплетенными в косы, цвет лица смуглый, глаза темные.

Благодаря уплощенному лицу с несколько выдающимися скулами, толстоватым (но не полным) губам и короткому, вдавленному при корне и широким, вздернутому на конце носу, внешне тип хантов напоминает монгольский. Но, в отличие от типичных монголоидов имеют правильно прорезанные глаза, чаще узкий и длинный череп (долихо- или субдолихоцефальный). Все это придает хантам особый отпечаток, из-за чего некоторые исследователи склонны видеть в них остатки особой древней расы, населявшей некогда и часть Европы.

Жилище

В связи с полуоседлым образом жизни у хантов имелось 2 вида жилищ: постоянные и временные. Постоянными были зимние, в остальные времена года использовались переносные юрты облегченного типа. Их делали разной формы: конической, полусферической, с многоугольным основанием. Самым простым жилищем был чум конической формы. Строение держалось на наклонных жердях, одни концы которых связывали вместе, другие расставляли по кругу. Поверх укладывали бересту, закрепляли ее палками. Многоугольные юрты представляют собой более сложное сооружение. Обычно они состоят из стен-плетенок, установленных по периметру жилья. К ним крепят жерди, сходящиеся в центре под углом. Они образуют конусообразную крышу. Такие юрты покрывали войлоком или звериными шкурами. Кочевники оставались на одном месте какое-то время, затем складывали юрты и вещи на собачьи или оленьи упряжки и переезжали.

 

Зимние поселения были больше, чем летние, в них концентрировалась основная масса людей. Летние состояли из нескольких семей, занимающихся совместным промыслом. Наблюдается разнообразие зимних типов жилищ, в зависимости от региона и специфики занятий. Тундровые оленеводы жили в чумах, покрытых шкурами животных. Охотники на зимовье строили срубные домики в лесу. Капитальные зимние жилища представляли собой либо полуземлянки, либо деревянные дома. Первые углубляли в землю. Устанавливали каркасные стены, крышу конической формы или двускатную. Вторые делали из срубов. Рядом располагали навесы, амбары для хранения вещей, припасов. В настоящее время многие южные ханты живут в обычных поселках, построенных по типу русских. Часть этноса живет в традиционных национальных жилищах.

Ход занятия.

Широка и необъятна наша Родина. Раскинулись ее просторы на многие — многие километры с севера на юг, с запада на восток. И живут в стране нашей народы разные. Мы –россияне,а есть еще белорусы, украинцы, (называйте, ребята, какие вы еще знаете народы)

А на самом севере, живут такие народы как ненцы, чукчи, эскимосы, ханты и манси. У них тоже есть своя территория (воспитатель показывает на карте).Ребята, мы с вами можем отправиться на Север и посмотреть,как живут, трудятся народы ханты и манси. Хотите? Тогда закройте глаза и мы очутимся с вами на родине хантов и манси. (Дети закрывают глаза, включается проектор с презентацией).Теперь можете открыть глаза, мы с вами очутились на крайнем Севере. Основные занятия хантов – оленеводство,рыболовство и охота (воспитатель показывает на слайдах).Оленеводством они почти не занимаются,используют оленей только как транспорт. (Показывает слайд с изображением чума).Что это (Чум.)Кто живет в таком доме (ханты и манси).Почему они живут именно в чуме (они часто кочуют вместе с оленями, а чум легко разобрать,перевезти в другое место, а потом установить).Существует определенный порядок установки чума. Прежде всего ханты и манси выбирают место для жилища, которое зимой расчищают от снега. Потом намечают середину чума, куда кладут железный лист. Летом на нем разводят костер, а зимой устанавливают железную печку — тюмю. Вокруг листа (воспитатель показывает на слайдах) укладывают по две – три доски – это пол. Затем на землю кладут циновки, которые ханты и манси плетут из веток ивы.

Подвижная игра «Чум»

Играющие распределяются на пары, образуя два круга, — внутренний и внешний.В центр выходит ребенок и читает стихотворение :

Ставит чум моя семья –

Трудятся отец и мать.

Что мне делать? Отдыхать?

Быть без дела не люблю,

Я кустарник нарублю.

Разожгу костер скорей,

Пусть горит он веселей.

(Ребенок возвращается на место. Дети в кругу поочередно читают следующее стихотворение и выполняют движения).

Чум, чум, круглый дом,

Побывайте в чуме том!

(Внутренний круг движется в одну сторону, внешний – в другую)

Гости явятся едва –

В печку прыгают дрова.

Печка жарко топится,

Угостить торопится.

(Дети ищут свою пару).

Ладушки, ладушки,

Круглые оладушки

(все дети кружатся).

Ребята,давайте теперь поиграем с вами в слова. (Воспитатель показывает карточки с различными этнографическими диалектизмами хантов и манси, таким как нарты,береста,мыг – хат,парка, малица, сах, унты и др.)

А что вы знаете о нартах,ребята (Ответ детей)

Нарты – это большие сани, на которых ездят ханты и манси. (Воспитатель указывает на слайд с нужным изображением.) Без хороших нарт в тундре не обойтись. Нарты строят мужчины. Эти сани изготавливают из лиственницы, поэтому они получаются прочными и легкими. Древесина этого дерева обеспечивает хорошее скольжение как по снегу, так и по растительному покрову, не нарушая его. На нартах оленеводы ездят на свои пастбища. Ребята, давайте мы с вами попробуем, каково это быть оленеводом и поиграем с вами в игру.

Игра «Загони оленя»

Дети распределяются на две группы : оленей и оленеводов, последние пытаются загнать оленей в стойло, после чего дети меняются ролями.

Ребята, а вы знаете во что одеваются коренные народы Севера – ханты и манси? Поскольку большую часть года на Севере холодно,то местные жители носят теплую одежду, такую как парка (куртка), малица, на ноги одевают унты, женщины любят носить яркие расписные платки.

Всю свою утепленную одежду ханты и манси делают из оленьих шкур. (На проекторе показывают соответствующие слайды).

Ребята, летом на севере светло, яркое солнце освещает бескрайние северные просторы, а зимой здесь можно увидеть необычайное явление – северное сияние, которое появляется в разных формах и размерах, несколько раз в сутки. (Зажигается разноцветный шар, имитирующий северное сияние).

Состав округа

По статистическим данным 2017 года, список городов ХМАО состоит из 16 территориальных единиц. В округе лишь 2 крупных города, в эту «пару» даже не входит центр административной единицы России – Ханты-Мансийск.

1. Город Сургут с населением в 360 тысяч человек. История населенного пункта начинается с 1594 года. Город является важным транспортным узлом всего округа, расположен на берегу реки Оби.

2. Город Нижневартовск с численностью населения в 274 тысячи человек. Основано поселение в 1909 году, а статус города присвоен в 1972 году. Город расположен на берегу реки Оби и является одним из основных нефтедобывающих и перерабатывающих центров всей страны.

Первооткрыватель сибирской нефти…

Говоря о становлении газоносного региона первым в голову приходит выдающаяся личность Фармана Салманова. В 1954 году он окончил Азербайджанский индустриальный института по специальности «горный инженер-геолог» и по распределению направлен искать нефть в Кузбассе. Два года проработал там и посчитал бесперспективным поиск нефти на этой территории. В августе 1957 года самовольно и тайком увел свою геологическую партию в Сургут, уверенный в том, что там есть нефть. Салманова пытались отстранить от работы и судить, однако он продолжал бурение. Позднее Салманов вспоминал: «Шуму было много, мы же связь отключили. С должности меня хотели снять. Но, в конце концов, разрешили остаться. Сначала ютились на вокзале вместе с женами и детьми. А 21 марта 1961 года, на мой любимый азербайджанский праздник — Новруз байрам, первая скважина в районе селения Мегион дала фонтан нефти. Я прыгал и кричал: «Мы победили!»

Новость по теме

Аэропорту в Сургуте официально присвоено имя Фармана Салманова

Жилье

Чум – традиционное жилище ханты и манси. Коническую постройку с деревянным каркасом очень удобно перевозить. Установка дома занимала у кочевников около 40 минут. Внутреннее убранство чума:

  • Шест. Главный элемент дома состоял из 20-30 жердей. Он был очень прочным и не прогибался под тяжестью покрытия и снега.
  • Очаг. Его располагали точно под верхушкой жилища. Огонь считали живым существом. Когда хозяйка шила новое платье, она обязательно отрезала кусок ткани и бросала в очаг.
  • Спальные места. В жилище пространство четко разграничено. Почетное место предназначалось для гостей, дальше к двери располагались члены семьи. Причем мужское население размещалось ближе к очагу, а женское – к выходу.


Чум

Освоение новых территорий города

«В среднем в течение последних десяти лет в окружном центре ежегодно появляются на свет 1500 малышей. Это требует от органов власти принятия мер по опережающему развитию, в том числе по освоению новых территорий. В настоящее время идет активное строительство новых микрорайонов, в которых предусмотрена вся необходимая инженерная и социальная инфраструктура. Это микрорайоны «Иртыш», «Западный», «Восточный», «Югорская звезда». Комплексная застройка ведется с учетом современных требований к городской среде и, конечно, мнения наших жителей», – говорит глава Ханты-Мансийска Максим Ряшин, добавив, что на этих территориях в рамках государственных программ одновременно строятся четыре больших спортивных комплекса.
По словам градоначальника, благодаря поддержке губернатора округа Натальи Комаровой Ханты-Мансийск в прошлом году получил мощный импульс инфраструктурного развития – повышение качества городской среды. Принимая участие в восьми национальных проектах, город достиг 100-процентного исполнения по 15 направлениям. До конца года планируется полное исполнение взятых обязательств.

Площадь и информация

ХМАО – один из субъектов РФ, который по территориальному признаку входит в Тюменскую область. По экономическим показателям является регионом донором благодаря развитой нефтегазовой промышленности. Площадь автономного округа составляет 534.801 км².

В автономном округе к 2020 году насчитывается 16 городов, численность которых варьируется от 18076 (г. Покачи) до городской агломерации с максимальным числом жителей в 380.000 в городе Сургут.

Также на территории остаются заселенными 24 поселка городского типа. Правда, стоит отметить, что в период с 50-х по 80-е их было больше. Как минимум, на 6 единиц. Но преобладающее число из них со временем и развитием промышленности разрослось и преобразовалось в города, такие как Нефтеюганск, Белоярск, Сургут и некоторые другие.

Именно они были сначала небольшими поселениями, но благодаря тому, что промышленность, связанная с добычей полезных ископаемых была продуктивно налажена они разрослись в достаточно крупные и развитые по инфраструктуре города.

В Югре также действуют религиозные общины иудеев, кришнаитов, католиков

Зачем нужна религия

Впервые иудеи появились в Югре в XVII столетии. Наиболее ранний сохранившийся документальный факт присутствия отдельных представителей иудаизма в Сибири датируется 1735 годом.

Несмотря на формирование еврейской диаспоры, общинная ор- ганизация в Сибири не получила широкого распространения. Причиной этого была незначительная концентрация евреев мужчин в одном населенном пункте, что не позволяло образовать миньян (еврейскую религиозную общину).

Особенностью религиозной жизни евреев  на современной территоии ХМАОбыло отсутствие некоторых свойственных иудаизму традиций, в первую очередь, таких как кагалы и институт раввината.

Представители «Общества сознания Кришны». В Югре кроме православия и ислама действуют другие религиозные общины, чья численность незначительна. Фото: k-istine.ru

Стоит отметить, что здесь не столь строго соблюдались религиозные традиции — не всегда соблюдался шаббат, не совершались ритуальные омовения, многолюдные службы в еврейских молельнях проходили только по праздникам.

После революции 1917 г. произошли кардинальные изменения в религиозной жизнь еврейского населения Югры. В 1920‑е — 1930‑е гг. еврейские общины были лишены многих предметов религиозного культа, а позже и своего недвижимого имущества, включая синагоги.

Иудеи, кришнаиты, католики составляют не более 2% населения ХМАО.

В настоящее время в ХМАО развивается реформистский иудаизм. Иудейская община в автономном округе немногочисленна и насчитывает несколько сотен человек.

Кроме того, среди немногочисленных религиозных объединений Югры можно назвать католиков, кришнаитов, последователей новых религий и т.д.

Жилище

В связи с полуоседлым образом жизни у хантов имелось 2 вида жилищ: постоянные и временные. Постоянными были зимние, в остальные времена года использовались переносные юрты облегченного типа. Их делали разной формы: конической, полусферической, с многоугольным основанием. Самым простым жилищем был чум конической формы. Строение держалось на наклонных жердях, одни концы которых связывали вместе, другие расставляли по кругу. Поверх укладывали бересту, закрепляли ее палками. Многоугольные юрты представляют собой более сложное сооружение. Обычно они состоят из стен-плетенок, установленных по периметру жилья. К ним крепят жерди, сходящиеся в центре под углом. Они образуют конусообразную крышу. Такие юрты покрывали войлоком или звериными шкурами. Кочевники оставались на одном месте какое-то время, затем складывали юрты и вещи на собачьи или оленьи упряжки и переезжали.

Зимние поселения были больше, чем летние, в них концентрировалась основная масса людей. Летние состояли из нескольких семей, занимающихся совместным промыслом. Наблюдается разнообразие зимних типов жилищ, в зависимости от региона и специфики занятий. Тундровые оленеводы жили в чумах, покрытых шкурами животных. Охотники на зимовье строили срубные домики в лесу. Капитальные зимние жилища представляли собой либо полуземлянки, либо деревянные дома. Первые углубляли в землю. Устанавливали каркасные стены, крышу конической формы или двускатную. Вторые делали из срубов. Рядом располагали навесы, амбары для хранения вещей, припасов. В настоящее время многие южные ханты живут в обычных поселках, построенных по типу русских. Часть этноса живет в традиционных национальных жилищах.

Внешность

Антропологически ханты относятся к уральской расе, которая имеет признаки монголоидных и европеоидных черт. Причем преобладают монголоидные черты. Ханты небольшого роста, у мужчин он составляет 160 см, что ниже среднего. Телосложение худощавое. Лицо плосковатое, с несколько выступающими скулами. Нос короткий, расширенный книзу, что характерно для монголоидов. Распространено наличие эпикантуса (складки возле внутреннего уголка глаза). Другие черты, характерные для хантов:

  • прямые черные волосы;
  • толстые губы;
  • глаза карие;
  • широкое лицо.

У мужчин практически не растет борода (признак монголоидной расы). Волосы на голове носят распущенными, девушки заплетают их в косы.

Это два разных народа

Несмотря на безусловное родство, которое выражается в схожести языков и многих обрядов, ханты и манси – разные народы. Но так уж повелось, что колонизаторам Западной Сибири, представлявшим интересы Российской империи, было не до выявления этнографических различий. Жителей Югры упоминали всех скопом и в официальных документах, и в научных исследованиях. Такой подход привел к возникновению Ханты-Мансийского автономного округа.

Общее название, которое ученые придумали, чтобы оправдать объединение двух народов, звучит как «обские угры». Поскольку эти люди живут в бассейне Оби и относятся к финно-угорским народам. Кстати, их ближайшими родственниками, по мнению лингвистов, являются венгры (мадьяры). Хантыйский, мансийский и венгерский входят угорскую группу уральской языковой семьи.

Язык и письменность

Язык хантов вместе с мансийским и венгерским составляет обско-угорскую группу уральской семьи языков. Хантыйский язык известен своей необычайной диалектной раздробленностью. Выделяется западная группа — обдорское, приобское и прииртышское наречия и восточная группа — сургутское и вах-васюганское наречия, в свою очередь разделяющиеся на 13 диалектов.

Диалектарная раздробленность затрудняла создание письменности. В 1879 году Н.Григоровский издал букварь на одном из диалектов хантыйского языка. В последствии, священником И.Егоровым на обдорском диалекте создан букварь хантыйского языка, который затем был переведен на ваховско-васюганский диалект.

В 1930-е годы основой хантыйской азбуки послужил казымский диалект, с 1940 года в основу литературного языка был положен среднеобской диалект. В это время письменность первоначально была создана на основе латиницы, а с 1937 основывается на килиллице. В настоящее время письменность существует на основе пяти диалектов хантыйского языка: казымском, сургутском, ваховском, сургутском, среднеобоком.

В современной России 38,5% хантов считают родным языком русский. У части северных хантов распространены также ненецкий и коми языки.

«Душа России»

Ни один национальный праздник, фестиваль или форум в округе не проходит без ее активно участия. Мария Волдина – народная сказительница, исполнительница обрядового фольклора, народных песен, первая хантыйская поэтесса, руководитель фольклорной школы.

 Ее народному самодеятельному коллективу – семейному фольклорно-этнографическому ансамблю «Ешак най» уже больше 30 лет. Она родилась в 1936 году и всю жизнь прожила в округе, отдав более 25 лет своей работе корреспондентом окружного радио «Югория». Недавно она получила премию правительства страны «Душа России» за вклад в развитие творчества.   

«Жизнь и творческий путь Марии Кузьминичны– сказание о прошлом, настоящем и будущем нашей земли. Она – югорский характер, знаток наших традиций и культуры. Эта женщина создала семейный ансамбль, собрала всю семью и дала им дело, поручила большую важную задачу сохранять культуру народа», — так о Волдиной высказалась губернатор ХМАО Наталья Комарова.

История

Во втором тысячелетии до нашей эры, территории между Камой и Иртыша реки были домом прото-Uralic -speaking населения, имели контакты с прото-индо-европейских спикеров с юга. Жители ареала принадлежали к европеоидной расе, но ханты преимущественно уралоидные . Лесное население является предком современных угорских жителей Зауралья. Некоторые считают, что предками хантов являются доисторические мастера андроновской культуры. Другие исследователи говорят, что ханты возникли в степях Южного Урала и переселились на север в свои нынешние места около 500 года нашей эры.

Ханты, вероятно, фигурируют в русских летописях под названием Югра (ок. 11 век), когда они контактировали с русскими охотниками и купцами. Название происходит от коми- зырянского языка jögra («ханты»). Также возможно, что они были впервые зарегистрированы английским королем Альфредом Великим (ок. 9 век), который расположил Фенланд ( водно-болотные угодья ) к востоку от Белого моря в Западной Сибири. Старшее русское название остяк от Ханты как-Кхо «человек из Оби ( а ) реки,» с — яка после других этнических терминов , как Пермяцкий .

Некоторые хантыйские княжества частично входили в состав Сибирского ханства с 1440–1570-х годов.

В XI веке Югра на самом деле была термином для множества племен, каждое из которых имело свой центр и своего вождя. Каждое племя имело две экзогамные фратрии , называемые монт ‘ и пор , и все члены считались кровными родственниками. Позднее эта структура была заменена кланами , где каждый лидер клана ( князец ) вел переговоры с русским государством. Они также участвовали в русских походах и получили право собирать ясак (дань) с двух хантыйских волостей (округов) соответственно. Когда в этой структуре отпала необходимость, Россия лишила их привилегий.

Между 17 и 19 веками были попытки ввести христианство , но образ жизни хантов не претерпел реальных изменений. Во второй половине 19 века они постепенно приняли государственное право.

В советский период ханты были одним из немногих коренных малочисленных народов Сибири, которым была предоставлена ​​автономия в форме округа (автономного округа). Установление автономии сыграло значительную роль в консолидации этноса (западные ханты называли своих восточных соседей кантык ). Однако в 1930-е годы Советское государство предприняло согласованные усилия по их коллективизации. На начальных этапах это означало казнь вождей племен, которых называли « кулаками », а затем казнь шаманов . Похищение государством детей, отправленных в русскоязычные школы-интернаты, спровоцировало в 1933 году народное восстание под названием Казымское восстание .

После окончания сталинского периода этот процесс был ослаблен, и в 1980-х и 1990-х годах были усилены усилия по защите их общей территории от промышленной экспансии различных министерств и ведомств. Автономия также сыграла важную роль в сохранении традиционной культуры и языка.

Духи

Издревле народы почитали духов. Одни из них помогали, а другие – вредили человеку. Для борьбы с силами зла совершались обряды и строго соблюдались правила и запреты. Место вокруг костра считалось священным. Туда нельзя было бросать мусор, втыкать нож или другое орудие.

Обряды и традиции ханты и манси неразделимо связаны с охотой и рыболовством. Перед тем, как отправиться на промысел, они не забывали «задабривали» духов хлебом или мясом. А после охоты хозяину леса оставляли часть трофея.

Охотники проводили церемонии с черепами и шкурами зверей, чтобы убитые животные как можно быстрее возродились.

Ханты и манси верили в существование духов-защитников. Считалось, что связь с покровителем устанавливается во время ритуала вскоре после рождения ребенка.

Народы не сомневались, что после смерти человек становится духом, которому живые обязаны делать подношения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector