Когенек, сигедек, сикпен, пого… о чём расскажет хакасский костюм?

Жизнь

Издавна хакасы вели полукочевой образ жизни. Поэтому земледелие было развито слабо и не во всех районах. Традиционными занятиями в древности были:

  1. 1.Скотоводство.
  2. 2.Охота.
  3. 3.Рыболовство.

Хакасы разводили овец, коров, лошадей. Часто выращивали домашнюю птицу. Женщины выделывали овечью кожу, из которой затем шили одежду, обувь. Также занимались валянием войлока. Из коровьей, лошадиной кожи изготавливали посуду, сундуки, латы. Шкуры предварительно коптили, обрабатывали на кожемялке. В результате получался прочный твердый материал. Из шерсти овец катали войлок. Из него делали ковры, покрывала для юрт, спальные принадлежности.

Рыбную ловлю кызыльцы стали практиковать уже в результате заимствования у русских. Ведь все же регион, в котором они жили, был богат речной и озерной рыбой. Это было своего рода подсобным занятием некоторой части хакасов. В одиночку ловля осуществлялась с помощью гарпунов, подводных ловушек. Во время осенне-весеннего сезона рыбу добывали группами, используя большие сети. Улов распределялся поровну между всеми участниками промысла. Сетями также ловили водоплавающую птицу. Водоем, возле которого располагалось поселение, считался собственностью его жителей. Посторонние могли рыбачить там за определенную плату.

Женщины и дети занимались собирательством. Выкапывали съедобные коренья, собирали ягоды, орехи

Важное значение имел промысел кандыка и саранки — луковичных растений. Их сушили и перемалывали в муку

Осенью разыскивали норки мелких грызунов с запасами корешков и зерен. На Бейском озере добывали соль. Позднее там было создано солеваренное производство. Хакасские женщины знали ткачество. Они пряли овечью шерсть. На основе шерсти и растений ткали разные виды материалов:

  • льняной;
  • конопляный;
  • крапивный;
  • сукно.

Хакасское национальное украшение

Из тканей делали повседневную и праздничную одежду, из овчины и меха животных — верхнюю одежду, головные уборы. У хакасов было развито гончарство. Они делали горшки, керамические вазы. Существовала добыча железной руды, кузнечное дело. Из железа ковали инструменты, элементы упряжи, оружие. Важным промыслом было ювелирное дело. В Средние века ценились хакасские серебряные изделия, украшения.

В хакасских семьях сохраняется патриархальный уклад. Родители обычно заводили много детей, которых очень любили. До вступления в брак дети жили в родительском доме. Женатому сыну отец должен был поставить отдельную юрту. Молодоженам давали наследство из скота и имущества. Все родственники были сплочены, подчинялись отцу. Вся работа разделялась на женскую и мужскую. Мужским делом считалось добывание пищи, строительство жилищ, женской — домашнее хозяйство, изготовление одежды.

Происхождение народа

Хакасы — это минусинские, абоканские или ачинские татары, как их раньше именовали в России.  Сам же народ называет себя кадарами. А официально, это потомки древнего поселения Минусинской котловины. Название народа пошло от слова, которым называли китайцы поселение — хягасы. История происхождения такова:

    1. I тысячелетие н.э. На территории Южной Сибири проживали киргизы.
    2. IX век. Создание нового государства — Киргизского каганата на реке Енисей (средняя часть).
    3. XIII век. Набег татаро-монголов и падение каганата.
    4. IX век. После распада Монгольской империи племена создали — Хонгорай. Новообразование послужило появлению хакасского народа.
    5. XVII век. Появление на территории представителей русского народа обернулось войной. После больших потерь территорию отдали по договоренности (Буринский договор).

https://youtube.com/watch?v=IM4t3AskGNQ

Ссылки [ править ]

  1. (Всероссийская перепись 2010 г.)
  2. Карл Skutsch (7 ноября 2013). . Рутледж. С. 705–. ISBN
  3. Пол Фридрих (14 января 1994). . GK Hall. ISBN
  4. . Эльзевир. 6 апреля 2010 г. С. 611–. ISBN
  5. EK Brown; RE Ашер; JMY Simpson (2006). . Эльзевир. п. 224. ISBN
  6. Джованни Старый; Алессандра Поцци; Юха Антеро Янхунен; Майкл Вейерс (2006). . Отто Харрасовиц Верлаг. С. 112–. ISBN
  7. Юха Янхунен (1996). . Финно-угорское общество. п. 112. ISBN
  8. Юха Янхунен (1996). . Финно-угорское общество. С. 111–112. ISBN
  9. Юха Янхунен (1996). . Финно-угорское общество. п. 59. ISBN
  10. Марджори Мандельштам Бальцер (1995). . ME Шарп. С. 75–. ISBN
  11. . ME Sharpe Incorporated. 1994. стр. 42.
  12. Эдвард Дж. Вайда (29 ноября 2004 г.). . Издательская компания Джона Бенджамина. С. 215–. ISBN
  13. Сью Бриджер; Фрэнсис Пайн (11 января 2013 г.). . Рутледж. С. 55–. ISBN
  14. Марджори Мандельштам Бальцер (1995). . ME Шарп. С. 71–. ISBN
  15. Эдвард Дж. Вайда (29 ноября 2004 г.). . Издательская компания Джона Бенджамина. С. 215–. ISBN
  16. . Университет острова Принца Эдуарда. 1997. стр. 149.
  17. Джеймс Б. Минахан (30 мая 2002 г.). . ABC-CLIO. С. 979–. ISBN
  18. Джеймс Минахан (1 января 2002 г.). . Издательская группа «Гринвуд». С. 979–. ISBN
  19. Джеймс Б. Минахан (10 февраля 2014 г.). . ABC-CLIO. С. 140–. ISBN
  20. Сью Бриджер; Фрэнсис Пайн (11 января 2013 г.). . Рутледж. С. 55–. ISBN
  21. . Państwowe Wydawn. Наукове. 1994. стр. 157.
  22. . ME Sharpe Incorporated. 1994. стр. 38.
  23. Пол Фридрих (14 января 1994). . GK Hall. п. 186. ISBN.
  24. Кира Ван Деузен (2003). Поющий рассказ, исцеляющий барабан: шаманы и сказители тюркской Сибири . Издательство Университета Макгилла-Куина . С. 8–9. ISBN 0-7735-2617-X.
  25. Джеймс Форсайт (8 сентября 1994). . Издательство Кембриджского университета. С. 300–. ISBN

Население


Этническая карта Республики Хакасия по населённым пунктам, перепись 2010 г.


Этнический состав Хакасии по городским и сельским поселениям, перепись 2010 г.

Численность населения республики по данным Росстата составляет 532 036 чел. (2021). Плотность населения — 8,64 чел./км² (2021). Городское население — 70,12 % (2020).

Всё и городское население (его доля) по данным всесоюзных и всероссийских переписей:

Национальный состав

Народность чел. %

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

% чел. чел. %
всего 88 872 100 % 272 730 100 % 411 047 100 % 445 824 100 % 498 384 100 % 566 861 100 % 546 072 100 % 532 403 100 %
Русские 41,390 46,6 % 205 254 75,3 % 314 455 76,5 % 349 362 78,4 % 395 953 79,4 % 450 430 79,5 % 438 395 80,3 % 427 647 80,3 %
Хакасы 44,219 49,7 % 45 799 16,8 % 48 512 11,8 % 54 750 12,3 % 57 281 11,5 % 62 859 11,1 % 65 421 12,0 % 63 643 12,0 %
Немцы 10 512 2,6 % 10 547 2,4 % 11 130 2,2 % 11 250 2,0 % 9161 1,7 % 5976 1,1 %
Украинцы 7788 2,9 % 14 630 3,6 % 9480 2,1 % 10 398 2,1 % 13 223 2,3 % 8360 1,5 % 5039 1,0 %
Татары 3043 1,1 % 3796 0,9 % 3647 0,8 % 4249 0,9 % 4721 0,8 % 4001 0,7 % 3095 0,6 %
Кыргызы 1875 0,4 %
Чуваши 1924 0,5 % 3316 0,7 % 3284 0,7 % 3433 0.6 % 2530 0,5 % 1824 0,3 %
Азербайджанцы 1672 0,3 % 1494 0,3 %
Белорусы 1598 0,6 % 3573 0,9 % 3243 0,7 % 3456 0,7 % 3947 0,7 % 2590 0,5 % 1452 0,3 %
Узбеки 1300 0,2 %
Шорцы 1015 0,2 % 1207 0,2 % 1078 0,2 % 1150 0,2 %
Мордва 3659 1,3 % 3933 1,0 % 3633 0,8 % 3415 0,7 % 3166 0,6 % 1853 0,3 % 1124 0,2 %
другие 3263 3,7 % 5589 2,0 % 9712 2,4 % 7846 1,8 % 8203 1,6 % 12 548 2,2 % 10 819 2,0 % 8095 1,5 %
не указали

национальность

77 0,0 % 192 0,0 % 8689 1,6 %
Показаны народы c численностью более 1000 человек

Населённые пункты

Населённые пункты с численностью населения более 3 тысяч человек
Абакан 187 239
Черногорск 75 419
Саяногорск 45 951
Абаза 14 990
Усть-Абакан 15 153
Сорск 11 215
Белый Яр 10 112
Шира 9448
Черёмушки 8081
Аскиз 7267
Таштып 5946
Бея 5247
Майна 4737
Бельтирское 4695
Аскиз 4355
Боград 4670
Туим 4211
Копьёво 4036
Подсинее 3646
Калинино 3718
Вершина Тёи 3017

Главный бог хакасов — Тенгри, он связан с небом

Древнейшее из сохранившихся изображений Тенгри

Сложно случайно указать народ, чей главный бог не был бы богом неба. Это и не удивительно, ведь небо — это лучший символ пропасти между человеком и миром духовного. Кажется, поднимешь голову — и вот он, вездесущий Бог, который видит всю твою жизнь как на ладони.

Но попробуй до него дотянуться. Даже с самой высокой горы не получится! И всё же горы имеют для представителей тенгризма особую святость. Да, собственно, для какого народа это не так? Олимп, Кайлас, Меру, Храмовая гора и пр. Список мог бы быть очень длинным!

Статуэтка Умай — матери-земли в тенгризме. Фото: matma.ru

Тенгри — ещё одно божество неба в ряде десятков других:

  • Зевс;
  • Юпитер;
  • Один;
  • Дьяус.

Это мужчина. В противовес ему есть женское божество Умай. Эта та самая, узнаваемая в десятках религий Мать-земля.

Ещё один интересный персонаж — Эрлик. Это жутковатого вида старик, который обитает под землёй. Вряд ли речь идёт о злом существе. Понятие безусловного негодяя характерно для монотеистических традиций. Языческие верования, как бы ни изображали своих божеств, никогда не считали их однозначно злыми.

У хакасов нет дьявола, но есть бог умерших.

Любопытно, что на некоторых изображениях Эрлик очень похож на буддийского бога Яму. К слову, тёска Ямы есть и в индуизме. Там он бог смерти, но выглядит не так страшно. Всё это указывает нам на общий источник этого образа. Можно сделать предположение, что восходит всё к арийским временам.

Это религия, призывающая к общей гармонии, а не к борьбе света и тьмы. В противовес нижнему миру есть мир высший (божественный), а также средний мир, где люди взаимодействуют с духами.

Эрлик — владыка нижнего мира, повелитель мёртвых, но никак не дьявол. Никакого дьявола нет в тенгризме

Физическая антропология

В 1920-е физическую антропологию хакасов изучал один из основоположников советской антропологии — А. И. Ярхо. Начиная с 1930-х, антропология древнего и современного населения Хакасии была предметом исследования крупнейших отечественных антропологов — Г. Ф. Дебеца, В. П. Алексеева, В. В. Бунака и др.

Хакасы подразделяются на два антропологических типа смешанного происхождения в целом относящиеся к переходной между монголоидной и европеоидной большими расами[источник не указан 1042 дня]:

  • уральский (бирюсинцы, кызыльцы, бельтыры, часть сагайцев)
  • южносибирский (качинцы, степная часть сагайцев, койбалы).

История [ править ]

Хакасы с традиционными инструментами.

Енисейские киргизы были вынуждены платить дань в соответствии с договором, заключенным между джунгарами и русскими в 1635 году. Джунгарские ойратские калмыки вынудили енисейских киргизов подчиниться.

Некоторые из енисейских киргизов были перемещены в Джунгарского ханства по джунгар , а затем Цин переместили их из Джунгарии на северо — востоке Китая в 1761 году, где они стали известны как Фуюй кыргызов . Знаменосцы Сибе дислоцировались в Джунгарии, а Северо-Восточный Китай (Маньчжурия) был местом, куда были депортированы некоторые из оставшихся Ёлет-ойратов. Бассейн Нонни был местом, где поселились депортированные Ойрат Элет. Енисейские киргизы были депортированы вместе с Элет. Китайский и ойрат заменили ойрат и киргиз во время Маньчжоу-Го в качестве дуальных языков нон-основанных енисейских киргизов.

Группа хакасов в Минусинске

В 17 — м века, Хакасские формируются Хакасия в середине земли Енисейской киргизы, которые в то время были вассалами из в монгольском правителе. В русских прибыл вскоре после того, как киргизы ушли, и приток русских поселенцев agragian стали. В 1820-е гг. Вокруг Минусинска начали разрабатывать золотые прииски , ставший региональным промышленным центром.

Имена Хонгорай и Хорай применялись к хакасам до того, как они стали известны как хакасы. Использование русскими имени татар для обозначения всех своих тюркских народов в царскую эпоху привело к тому, что современные хакасы стали называть себя тадаром, что не является историческим именем. Khoorai (Хоррей) также использовался для обозначения их. Теперь хакасы называют себя тадарами и не используют хакасов, чтобы называть себя на своем языке. Их еще называют абакскими татарами.

В течение XIX века многие хакасы приняли русский образ жизни, и большинство из них были массово обращены в русское православие . Шаманизм с буддийским влиянием, однако, все еще распространен, и многие христиане практикуют шаманизм с христианством. В Императорской России хакасы были известны под другими именами, использовавшимися в основном в историческом контексте: минусинские татары ( русский языкминуси́нские тата́ры ), абаканские татары (абака́нские тата́ры) и енисейские турки .

Во время революции 1905 г. развивалось движение к автономии. Когда в 1923 году к власти пришли Советы, был образован Хакасский национальный округ, и различные этнические группы (белтир, сагай, качин, койбал и кызыл) были искусственно «объединены» в одну — хакасов. Национальный округ был преобразован в Хакасского автономной области , части Красноярского края , в 1930 г. Республика Хакасия в ее нынешнем виде была создана в 1992 году.

Хакасы составляют лишь около 12% от общей численности населения республики (78,5 тыс. По переписи 1989 г.). Хакасы традиционно занимались кочевым скотоводством, земледелием, охотой и рыболовством. Бельтирцы тоже специализировались на ремеслах. Разведение овец и крупного рогатого скота по-прежнему широко распространено, хотя со временем республика стала более индустриализированной.

Происхождение

К гипотетическим предкам хакасов издавна относят енисейских кыргызов. При этом существуют и другие мнения. Так, известный специалист по истории Сибири С. В. Бахрушин, описывая «Киргизскую землицу» на Енисее (выходящую, впрочем, за пределы Республики Хакасия РФ), указывает: несмотря на название, кыргызы составляли лишь малую часть её населения. Более поздние исследования подтверждают, что под терминами «енисейские кыргызы» и «кыргызские земли» можно ошибочно подразумевать кыргызов, хотя на самом деле речь идёт о кыргызских кыштымах XVII века, сыгравших значительно большую роль в формировании хакасского этноса.

Предполагаемые этнические связи хакасов с монголами

Енисейские кыргызы в литературе известны также под именами: хягас, хагас, сяцзясы и др. Как полагают исследователи, хакасы проживают на территории древних хягасов, от которых они ведут свою родословную. При этом существует мнение, согласно которому древние кыргызы имели тесные этнические связи с монголами. Монгольское происхождение, как полагают исследователи, имеют хакасские роды ойрат, паратан (предположительно барыны) и халмах (калмак). Существует версия монгольского происхождения бурутов. Считается, что ранее на данную территорию переселились монгольские племена кереитов, туматов, меркитов, ордутов (предположительно, хонгодоры или удуит-меркиты), которые приняли имя кыргызов.

Часть средневековых татар вошла в состав хакасов, дав им самоназвание «тадар». Как указывают хакасские легенды, появление самоназвания «тадар» среди минусинских кыргызов связано именно с монгольскими завоеваниями.

По мнению Н. Я. Бичурина, древние кыргызы (хягасы) имели монгольское или смешанное тюрко-монгольское происхождение: «На южных пределах Енисейской губернии, где находилась столица хягасов, и ныне коренные жители суть тюркомонголы». «Хягас по первоначальному своему составу должно быть государство Монголо-тюркское и состоит из двух народов: тюрков и монголов».

Религия хакасов называется тенгризм, она связана с почитанием природы

Тенгризм (или тенгрианство) — общеупотребительное название религии хакасов. Но нужно сказать, что предки, которые исповедовали эту религию, так её не называли. Вряд ли они вообще как-то её называли. Как известно, для Востока вообще не характерно слово «религия», поэтому и нужды в таких терминах не было.

Слово «тенгризм» восходит к главному Божеству хакасов Тенгри. О нём мы ещё поговорим. А пока опишем тенгризм в целом.

Тенгризм — это почитание природы и духов, ею управляющих.

Можно смотреть на всё это поверхностно и полагать, будто верующие просто-напросто поклоняются олицетворённым рекам и ветрам, но всё намного глубже. Природа — есть воплощённая совершенная гармония. Человек — существо со свободной волей.

Волю можно применить во зло и во благо. Если пойти против природы, то это нанесёт урон природной гармонии

Человек, исповедующий тенгризм, старается жить в резонансе с природой, а потому для него важно прислушиваться к воле духовного мира

Музей-заповедник «Казановка»


Музей-заповедник «Казановка».

В 130 км от Абакана, в Аскизском районе, находится огромный музей-заповедник. В нем воедино сливаются природа Хакасии, ее этнография и культурное наследие. Основан музей в 1996-м и занимает территорию в 18 тыс. гектаров.

Зачем посещать.

Основу экспозиции составляют многочисленные археологические памятники – курганы, могильники, образцы наскальных росписей. Некоторые датированы III-IV тыс. до н. э. Всего открыто и исследовано 2 тыс. объектов. В числе основных достопримечательностей – Белый камень (Ах-Тас), служивший местом ритуального поклонения. Рассказывают, что он обладает целительной силой и особенно полезен при болезнях сердца и сосудов. 

Для посетителей «Казановки» проложены туристические маршруты разной протяженности. На территориях заповедника обитают в основном коренные хакасы, можно слышать их язык и видеть традиционные наряды.

Адрес: Музей-Заповедник Казановка, Хакасия, Россия.

Традиции

До прихода христианства хакасы поклонялись духам природы. У них был распространен шаманизм. Многие обряды связаны с земледелием и скотоводством. На хакасской земле множество мест, где совершались жертвоприношения богам, общественные моления. Шаманы выполняли не только роль посредника между богами и людьми, но и лечили население от разных болезней. Существовал культ священного скота. В основном священным животным была лошадь (ызых ат). В каждой семье выбирали ызых ат, в ее гриву вплетали разноцветные ленты. Шаман исполнял специальный обряд по посвящению лошади. Ызых ат ограждал остальных животных от различных неприятностей, болезней. Также был распространен культ гор. Каждый род хакасов имел свою священную родовую гору. Духи гор считались предками рода. Шаманы совершали обряды жертвоприношения горам, на вершине устанавливали священный камень для моления. Также хакасы поклонялись:

  • огню;
  • водной стихии;
  • небесным светилам;
  • великому небу;
  • умершим предкам.

Одним из самых важных был культ огня. Огненный дух представляли в виде женщины. Многие старики рассказывают, что видели красивую обнаженную женщину с рыжими волосами, которая разговаривала с ними. Иногда она предстает в облике старой женщины, одетой во все черное. Хозяйка огня показывалась только людям с чистой душой. С существованием духа связаны некоторые запреты: нельзя ворошить огонь острыми предметами, плевать в него, перескакивать через костер, кидать в него мусор. Богиня огня дает людям свет, тепло, защищает от злых демонов, очищает жизненное пространство.

Огонь необходимо уважать, ежедневно кормить его. Во время приготовления пищи огонь всегда кормили, подкладывали туда кусочки еды. Перед тем, как употреблять спиртные напитки, сначала угощали огонь. Если его дух обижался на хозяина, он мог устроить пожар. Существовало поверье, что, если поленья свистят, это хозяйка огня хочет кушать. В честь огненного духа совершались жертвоприношения. Это были бараны, лошади. Таким образом люди просили защитить их от несчастий, просили благополучия. Духи гор, воды, огня помогали мужчинам на промысле. Если они уважали духов, те давали легкую дорогу, за добычей не нужно было далеко идти. Шаманы всегда опирались на духов, как на своих помощников. Без их разрешения не совершали ритуалы, не отправлялись в дальний путь. При постройке дома всегда соблюдается обычай кормления огня, чтобы защитить жилье от бед и болезней. Уважение хакасов к силам природы указывает на их духовность, понимание естественного порядка вещей. Мифологические персонажи играют большую роль в формировании целостной картины мира этого древнего народа.

https://youtube.com/watch?v=QFsRAI2zhYI

http://pikabu.ru/story/vzglyad_iz_obektiva_proshlogo_khakasyi_7096703http://travelask.ru/articles/hakasy-istoriya-uklad-zhizni-drevnie-obychai

Сегодня большинство хакасов — православные, хотя в их представлениях намешаны буддизм, шаманизм, зороастризм и пр.

Храм Константина и Елены Абакан

Хакасы никогда не жили герметично от других культур и религий. В разные эпохи своё влияние оказывали следующие традиции:

  • ранний буддизм;
  • ламаизм;
  • несторианство;
  • православие;
  • зороастризм;
  • манихейство;
  • ислам.

Зачем нужна религия

Удивительно, что при таком арсенале религий хакасам удалось сохранить традиционные верования. Но, скорее всего, они сильно искажены чужими идеями.

В более-менее целостной форме тенгризм, вероятно, сохранялся среди хакасов до XIX века.

Именно XIX век нанёс сокрушительный удар по традиционным верованиям хакасов. Хакасия становится официально христианской в принудительном порядке. В 1876 хакасов окончательно крестили.

Спасо-Преображенский кафедральный собор в Абакане (Хакасия). Фото: s3.files.enjourney.ru

Для людей это мало чего изменило. Они остались преданы своим верованиям, хотя уже вряд ли могли так же открыто исповедовать их, как раньше. Антирелигиозный XX век сильно приглушил голос хакаской традиции. Многое забылось. Сегодняшние попытки реставрации — это не реконструкция, а изобретение религии.

300
столько лет продолжается христианизация хакасов

На фоне этого православие выглядит более надёжным источником духовных знаний. Официально хакасов, исповедующих христианство, много, но в большинстве случаев речь о синкретических верованиях. Двоеверцы «обогащают» православие различными ритуалами.

Впрочем, в той или иной степени это происходит по всей России: приметы, застолья на кладбище и прочие рудименты древних верований.

Протоиерей Геннадий (Фаст) рассказывает о нынешней ситуации в Абаканской епархии:


Геннадий Фаст
протоиерей

При этом отец Геннадий выступает противником миссинества, как форы подавления традиционных верований:

Геннадий Фаст
протоиерей

Одежда

Повседневная одежда мужчин состояла из рубахи и штанов, заправляемых в сапоги. Рубаха имела большой отложной воротник, свободные рукава, которые заканчивались узкими манжетами. Сверху надевался халат из сукна или шелка (праздничный). Его подпоясывали широким цветным поясом. Головным убором служила меховая шапка цилиндрической формы.

Женские национальные костюмы отличаются красотой и изяществом. Основная деталь женского гардероба — длинное платье в пол. Заднюю часть делают длиннее передней, за счет чего достигается эффект шлейфа. Под низ надеваются штаны, которые не должны видеть мужчины. Поэтому их заправляли в сапоги. Платья традиционно шьют из тканей ярких расцветок. Сверху наряд дополняется безрукавкой, имеющей приталенный крой. Ее делают контрастного оттенка, дополняют вышивкой, тесьмой. Верхней одеждой является кафтан или шуба.

На праздники хакасские замужние женщины надевают национальное украшение — пого. Оно представляет собой нагрудник округлой формы, расшитый бисером, кораллами, перламутровым декором. Интересен женский головной убор. Он выполняется в виде высокой округлой шапочки с расширением кверху. Передняя часть украшена вышивкой, ажурной тесьмой. Зимние шапки, сделанные из меха, имеют такую же форму. Такой покрой головного убора удачно гармонирует с расклешенным платьем, добавляя женственности образу.

Хакасская кухня разнообразна и питательна. Она составлена на основе мяса домашних животных, молочных продуктов, рыбы, даров леса. Мясо заготавливали впрок, для этого его вялили, сушили, делали колбасу. У хакасов существует множество вкусных блюд на основе баранины, конины, лесной дичи. После того как забивали скот, делали мясные заготовки — ысты. Брали ребра, позвоночник, лопатки, сало, печень, сердце и делали из них наборы. Части туши заворачивали в желудок, замораживали. Так оно хранилось длительное время. На основе коровьего, овечьего молока делается сметана, творог, масло, различные сорта сыров. Эти продукты употребляются отдельно и входят в состав других блюд. В качестве гарнира используются картофель, выращивать который хакасы научились у русских, корнеплоды, ячмень. Ягоды, орехи, мед служат для приготовления десертов. Популярные блюда хакасской кухни:

  1. Хыйма. Домашняя колбаса из конины с чесноком и приправами. Рубленый фарш набивают в кишки и варят. Колбасу подают горячей, политой бульоном.
  2. Мюн. Бульон из мяса дичи. Утку или куропатку варят до готовности, добавляют овощи, приправы. Затем мясо убирают, подают отдельно. Мюн едят из пиал.
  3. Потхы. Горячее блюдо на основе пшеничной муки и сметаны. Сметану кипятят, затем всыпают муку, добавляют яйцо.
  4. Чулма. Туша барана, запеченная целиком. Сначала тушу опаливают над костром, затем удаляют внутренности, закапывают ее в угли. Там мясо томится в собственном соку.
  5. Харбан. Мясное блюдо на основе баранины. Мясо мелко нарезают вместе с салом, варят в казане с луком.
  6. Хандых потхы. Каша из кандыка. Клубни сушеного растения толкут до получения муки, заливают сметаной, кипятят до готовности. Это блюдо готовят на праздники.

В качестве напитков используются айран, кумыс, травяные чаи. На основе айрана традиционно делали молочную водку — арака. Напиток изготавливался с помощью самогонных аппаратов. Водку применяли на праздниках для угощения гостей, а также в религиозных обрядах. Употреблять напиток разрешалось мужчинам с 25 лет, женщинам — после рождения 2-3 детей.

Интеграционные процессы среди хакасов в советский период

Еще в дореволюционный период, после включения в состав Российской империи, коренное население Минусинской котловины вступило в тесные эконоптические, культурные, бытовые связи с прибивающими с запада переселенцами, в основном русскими . В XIX веке пришлое население значительно преобладало2. Влияние русских сказалось на разных сторонах жизни хакасов. Однако в тот период существовали и серьезные препятствия сближению коренного и пришлого населения, выражавшиеся в социальном и сословном неравенстве. Проявлялись две стороны взаимодействия коренного населения и русских: с одной стороны полоштельное влияние при общешш с русским трудовым населением, ведущее к заимствованию более высокой культуры, а с другой стороны — политика самодержавия, консервировавшая отставание, тормозившая развитие местных племен и закрепляв-шая национальное и сословное неравенство .

После Великой Октябрьской социалистической революции препятствия на пути дальнейшего прогресса хакасов и сближения их с другими народами страны были устранены. Осуществление ленинской национальной политики привело к ликвидации антогонистических противоречий между национальностями.

В период административно-территориального устройства в Хакасский уезд вошли территории, населенные не только хакасами, но и русскими. При этом подразумевалось, что в условиях социалистического строя и равенства народов это будет способствовать положительному влиянию более развитого русского населения на хакасов. Такое объединение хакасов с русскими в одной административной единице способствовало развитию процессов межэтнической интеграции.

Создание развитой экономической структуры, особенно промышленности, на первом этапе социалистического строительства шло, в основном, силами пришлого населения. Остро нуждаясь в специалистах всех профилей, в квалифицированных рабочих, Хакасия получала их из более развитых областей страны, что вело к значительному притоку русского населения. В этом находила выражение интернациональная помощь русского рабочего класса национальным окраинам в тот период, когда там еще не созрели условия для подготовки большого числа специалистов коренных национальностей.

Русские специалисты, рабочие, представители интеллигенции внесли большой вклад в развитие промышленности, культуры, просвещения, здравоохранения в Хакасии, закладывая основы для выдвижения кадров из среды коренного населения1. Добрую память о себе оставили русские врачи, учителя, другие специалисты, приехавшие в хакасские улусы. Сорок лет отдала обучению хакасских детей русская учительница Матрёна Ивановна Веселкова (в последствии Ултургашева) в улусе Политов Аскизского района, за что награждена двумя орденами Ленина . Русские рабочие — двадцатипятитысячники, посланцы Ленинграда и других городов, оказали большую помощь в деле коллективизации в селах и улусах Хакасшг. Все это способствовало формированию положительных установок в отношениях с русскими.

Началась еще в двадцатые годы подготовка специалистов и из среды коренной национальности. Группы хакасской молодежи были направлены на учебу в вузы Томска, Новосибирска, Красноярска, Иркутска и других городов.

Практичная и красивая

«Сегодня при выборе одежды мы руководствуемся тем, чтобы она была удобная, красивая, практичная: кто-то отдаёт предпочтение моде, кто-то классике. А хакасская национальная одежда выполняет практическую, утилитарную, эстетическую, социальную функции».

Праздничный костюм хакасов яркий, красочный и самобытный. В изготовлении такой одежды использовались шёлк, парча, бархат, меха. Украшалась она оригинальной вышивкой, и всё это смотрелось очень органично.

Стилизованный хакасский костюм очень нравится современным модницам. Фото: Из личного архива/ Марина Алехина

«Территория современной Хакасии на протяжении многих веков была заселена народами, ведущими кочевой образ жизни. И одежда была приспособлена к быту. Так, например, мужская рубашка и женское платье одинакового кроя: широкие в подоле, что удобно для верховой езды, объёмные рукава, не сковывающие движений, а длинный узкий манжет подходит для занятий домашней работой. Такое платье (кӧгенек — хак.) женщины, чаще преклонного возраста, и по сей день носят в качестве повседневной одежды. Предпочтительными цветами женской одежды были оттенки тёплых тонов. Например, красный — считается, что он символизирует здоровое потомство. Мужской цвет — синий, приносящий удачу в охоте», — делится секретами хакасского костюма Раиса Петровна.

Комплекс национальной одежды хакасов, бытующий и сегодня, не будет полным без женской безрукавки (сигедек — хак.), надеваемой поверх праздничных шуб или платья с глубокими вырезами-проймами на спине, с отделкой полы и пройм. Другой вид верхней одежды — сикпен, сшитый из тонкого сукна свободного покроя с шалевым воротником. Праздничный сикпен расшивали перламутровыми пуговицами с мелкими кораллами. Обшлага и спинку вышивали растительным орнаментом.


Тропою предков. В Хакасии воссоздали комплекс жилища древних людей
Подробнее

Численность и расселение хакасов

При изучении этнических процессов велика роль численности объекта изучения, то есть, этноса Каждое изменение численности народа обычно отражает особенности его социально-экономического и этнического развития или важные исторические события. В свою очередь, численность этносов оказывает определенное влияние на их этническое развитие и историю .

Для понимания развития этнических процессов в территориальном отношении важно выделение районов и населенных пунктов, где эти процессы протекают особенно бурно. Большого внимания при этом требует процесс урбанизации, так как давно отмечено, что этнические процессы среди городского населения протекают более интенсивно0

Необходимо исследовать характер расселения контактирующих этносов относительно друг друга, так как этнические процессы имеют разный характер при пограничном или смешанном расселении. Валено при этом выявить, в частности, расположение однородных территорий и зон территориального смешения этносов, изучить этнические аспекты миграций, а также связь расселения и миграций с хозяйством, природными условиями и другими факторами .

В течение советского периода численность хакасов росла, хотя в разные отрезки времени неодинаковыми темпами (таблица 5). Минимальный прирост — +0,3% в год наблюдался между переписями 1939 и 1959 годов, в чем нельзя не увидеть отрицательного влияния на воспроизводство населения военного периода. В шестидесятые годы прирост был относительно высоким (+1,5$ ежегодно). Затем вновь наступил спад, в семидесятые годы ежегодный прирост составил лишь 0,6$. Это связано с массовытл переходом к планированию количества детей в семье, что и привело к снижению рождаемости, а значит и естественного прироста.

В целом с 1926 по 1979 год численность хакасов возросла с 46 до 71 тысячи человек (на 55$). Среднегодовой прирост между переписями колебался от +0,3 до +1,5$, в среднем за весь период составил около 1$.

Как и у подавляющего большинства народов СССР, в настоящее время женщины среди хакасов преобладают. Такое положение сложилось уже после революции, а до этого мужчин было больше. Преобладание мужчин сказывалось в первые годы советской власти, но затем соотношение полов изменилось, женщин стало несколько больше (таблица 6), главным образом за счет старших возрастов. Особенно заметно преобладание женщин в городах, причем максимум падает не на пожилые возрасты, а на молодежь 15-24 лет. Женщины в этой группе составили 60,8$ от общего числа. Это связано с более интенсивной миграцией девушек из сельской местности.

В показателях естественного воспроизводства за советский период у хакасов происходили значительные изменения. Налицо переход от неограниченной рождаемости, значительной смертности к средней, а в последнее десятилетие, особенно в городах, и низкой рождаемости и сравнительно невысокой смертности. I. Здесь и ниже вычисления проведены по материалам Всесоюзной переписи населения 1979 года, таблица 27 с, текущий архив Хакасского областного статистического управления.

Интересные факты

Многие россияне слышали о Хакасии, но не знают, кто там живет. Здесь проживают свыше ста национальностей. Первое место по численности национального состава занимают русские, затем хакасцы, немцы, украинцы, татары.

Республика Хакасия в народе имеет второе название – Теплая Сибирь. Зима здесь мягкая, а лето жаркое. Котловина, в которой находится данный регион, хорошо защищена от холодных порывистых ветров.

Республика Хакасия имеет свои сокровища, среди которых:

  • Дикая природная красота.
  • Таёжные чащи.
  • Бескрайние степи.
  • Полноводные реки.
  • Невероятные по красоте водопады.
  • Целебные соленые озера.
  • Этнографический колорит.

Коренное население Хакасии традиционно поклонялось духам природы. Здесь пользовались почетом шаманы, есть они и сейчас.

В России не много регионов где собрано столько культовых объектов как в Хакасии. Перечислим их:

1. Горная гряда Сундуки.

2. Менгиры – это каменные плиты, вкопанные в землю. Каждая плита весит до пяти тонн. Наиболее почитаемы в Хакасии два древнейших менгира, которые носят название Большие ворота.

3. Кошкулакская пещера – довольно мрачное место. Здесь настолько страшно, что некоторые люди даже теряют рассудок. В пещере нашли древние обгоревшие кости. Исследователи предполагают, что здесь приносили людей в жертву.

Еще одно интересное место Хакасии это эталонный кедровый лес, который находится в пределах заповедной зоны – Малый Абакан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector