Московский кремль: дворцы, музеи, оружейная палата и алмазный фонд

Большой кремлевский дворец

Большой кремлевский дворец (БКД) был построен по указу Николая I в 1838 — 1849 годах группой русских архитекторов под руководством Константина Тона в русско-византийском стиле. Его фасад украшен резным белокаменным декором и обращен в сторону Москва-реки, дворец протянулся с запада на восток на 120 метров, его высота 47 метров. Снаружи дворец выглядит трехэтажным, но по факту состоит из двух этажей. Это связано с тем, что парадные залы получили сразу два ряда оконных проемов.

В дворцовый ансамбль Большого кремлевского дворца включены Грановитая палата, Золотая Царицына палата, Теремной дворец, дворцовые церкви и Оружейная палата. Владимирский зал является временным мостом между историческими эпохами и соединяет парадные залы Большого Кремлевского дворца с Грановитой палатой и Теремным дворцом.


Владимирский зал Большого кремлевского дворца

Во дворце, поражающим роскошью интерьеров, около 700 комнат, 5 парадных орденских залов: Екатерининский, Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский. В Андреевском зале проводятся инаугурации российского президента. Екатерининский зал используется для встреч с иностранными делегациями и проведением переговоров.


Андреевский зал Большого кремлевского дворца

Дворец был временной резиденцией императорской семьи во время ее пребывания в Москве, императорские жилые покои назывались Собственная половина. В 1913 году во дворце проходили торжества в честь 300-летия дома Романовых. После революции здесь поселились члены советского правительства. Великолепные Андреевский и Александровский залы были перестроены в 1933-1934 годах в зал заседаний Верховного совета СССР с партером и балконами. В 1939 году на месте императорских тронов были установлена огромная скульптура Ленина из белого мрамора и трибуна для выступлений. Зал заседаний вмещал в себя около 5,5 тысячи человек.


Зал заседаний Верховного совета СССР

Первый съезд КПСС прошел здесь в 1934 году — это был знаменитый XVII съезд, вошедший в историю, как Съезд расстрелянных, так как большая часть делегатов была репрессирована в годы Большого террора. В 1956 году здесь прошел XX съезд КПСС, на котором Хрущев прочитал свой доклад «О культе личности и его последствиях». В 1990 году в зале заседаний прошел Первый съезд народных депутатов РСФСР. По указу Бориса Ельцина в 1994—1999 годах исторический облик Андреевского и Александровского залов был восстановлен по сохранившимся чертежам, в том числе царское место с императорскими тронами.


Георгиевский зал Большого кремлевского дворца

Георгиевский зал дворца является самым большим (длина — 61 метр, ширина — 20,5 метров) и первым залом в парадной анфиладе дворца. Здесь проходило торжество по случаю Победы в 1945 году, здесь отмечали полет Гагарина в космос в 1961 г., в зале проходят приемы, банкеты, встречи президента РФ с иностранными делегациями. Георгиевский зал является залом военной славы, на его стенах выгравированы имена кавалеров Георгиевского ордена и наименования более 500 полков, экипажей и батарей, получивших Георгиевские знамена.

Сейчас дворцовый комплекс, кроме Оружейной палаты, действующая резиденция президента России, где проводятся официальные мероприятия. Посетить Большой кремлевский дворец можно только в составе экскурсии по предварительной записи, постоянных сеансов для его просмотра нет.

Другие ценные экспонаты

Большая часть редких экспонатов собрана во времена правления царей. Над созданием многих изделий работали лучшие ювелиры Европы и России.

Корона Российской империи

Изделие было изготовлено в 18 в. по специальному заказу французским ювелиром Позье и подарено императрице Екатерине Великой в честь ее коронации. После революции корону перевезли в Ирландию в виде частичной оплаты оказанной материальной помощи, в Москву она вернулась лишь в 1950 г. Полностью отлитая из золота, корона является главной ценностью Алмазного фонда и не имеет аналогов в мире. Изделие, состоящее из полусфер, содержит россыпь из 5000 бриллиантов и более 70 жемчужин, переливающихся радужным светом. Вес короны достигает 2 кг.

Корона Российской империи

Малая императорская корона

Из всех существовавших сохранилась лишь одна Малая императорская корона, которая и стала частью Алмазного фонда. Она была изготовлена в 1801 г. ювелирами Дюваль и преподнесена в дар императрице Елизавете, жене Александра Первого, во время ее коронации с мужем. Согласно слухам, корону заказала Екатерина Вторая, но закончить работу смогли только после ее кончины.

По другой версии, величественное украшение было изготовлено в 1856 г. для жены Александра Второго Марии Александровны и использовалось в последующем для коронации ее преемницы — Марии Федоровны.

Малая императорская корона

Изделие имеет серебряную основу, которую украшает множество камней — рубинов, алмазов, турмалинов. Необычный крупный турмалин темно-красного цвета располагается под венчающим корону алмазным крестом. Редкий самородок весом 100 г был привезен из Китая.

Скипетр и держава

Скипетр с двуглавым орлом — гербом Российской империи, у основания украшен дорогим алмазом. Он был изготовлен специально для императрицы Екатерины Второй. Скипетр сделан из золота и эмалированного серебра, инкрустирован драгоценными камнями, его корпус охватывает 8 бриллиантовых ободков. Длина изделия составляет около 60 см.

Венец, скипетр и держава

Держава или «Царское яблоко» является символом царской власти. Державу изготовили в 1762 г. ко дню коронации Екатерины Великой придворным ювелиром Экартом. Она была переделана во времена правления императора Павла Первого. В то время под крестом разместили красивый крупный сапфир ярко-синего цвета величиной в 200 карат. В месте пересечения бриллиантовых ободов появился крупный бриллиант. Драгоценная держава состоит из таких металлов и камней, как:

  • золото
  • серебро
  • алмазы.

Высота царской регалии — 24 см. Длина окружности шаровидной державы — 48 см.

Прочие драгоценности

Изысканная диадема «Русская красавица» была изготовлена в 1841 г. Император Николай Первый преподнес ее своей супруге. Оригинальное украшение было потеряно, в Алмазном фонде находится его интерпретация — изделие, изготовленное в 1987 г. по сохранившимся описаниям. Точная копия состоит из 1000 бриллиантов, платины, 25 жемчужин. По форме хрупкая тиара напоминает кокошник, вес изделия — 400 г.

Сокровище фонда — крупный изумруд сочного зеленого цвета, вес которого достигает 1384 карата. Он принадлежал бразильскому государю, который подарил ценный камень герцогу Девонширскому, именем которого в дальнейшем и был назван. Плоский самородок имеет ровную прозрачную поверхность, напоминающую своей чистотой родниковую воду.

Знаменитая пряжка Елизаветы Петровны в форме банта также вошла в коллекцию фонда. Изделие, состоящее из 3 ветвей, усыпано бриллиантами индийского и бразильского происхождения. Украшают пряжку хрупкие стебли с цветками тонкой ювелирной работы. Корпус украшения изготовлен из золота и серебра.

«Эгрет» использовался в старину в качестве украшения для прически или шляпы. Изделие, изготовленное в форме фонтана, состоит из россыпи бриллиантовых снопов, которые венчают сапфиры, отливающие ярким синим цветом.

Брошь в виде большого цветочного букета состоит из благородных металлов, украшена изумрудами, алмазами и бриллиантами. Драгоценность прикреплялась к корсажу парадного платья, когда-то его носила императрица Елизавета Петровна.

Розовый турмалин — редкий по красоте камень коллекции, имеющий форму виноградной грозди, весит около 255 карат. Шведский король Густав преподнес драгоценность в качестве подарка императрице Екатерине Второй в конце 18 в.

Современность

По традиции в Георгиевском зале проводятся встречи президента России с иностранными делегациями. По сложившемуся церемониалу первым в помещение входит глава иностранного государства, которого ожидают сопровождающие и другие участники встречи. После выхода президента России и обмена рукопожатиями первыми располагаются представители российской стороны. В марте 2014 года в зале был подписан договор о вступлении Республики Крым в состав Российской Федерации. На церемонии присутствовали Владимир Путин и севастопольский депутат Алексей Чалый, а также председатель Совета министров Крыма Сергей Аксёнов и председатель Государственного совета Владимир Константинов. Зал используют для организации торжественных обедов и фестивалей. Так, в 2017-м в помещении проходил международный музыкальный детский фестиваль «Мелодика поколений».

История дворцового комплекса

Первые здания ансамбля датируются XV в, активное строительство в XVII в прервалось с переносом столицы в Санкт-Петербург, начался период затишья. В эпоху дворцовых переворотов и нестабильности интересов знати дворец много раз перестраивался, создавались новые, более масштабные проекты, разрушались старинные постройки.

Большой Кремлевский дворец в том виде, в котором он дошел до нас, отстроили после Отечественной войны 1812 года при Николае I. Император, поручив планирование своему зодчему-фавориту Константину Тону. Перед архитектором стояла непростая задача: строящийся около кремлевских стен Храм Христа Спасителя задавал новый тон всему архитектурному облику исторического центра столицы. Кремлевский дворец должен был соответствовать обновленному образу Москвы с сохранением сложившихся многовековых традиций.

Строительство началось в один год с Храмом Христа Спасителя, в 1839. Работами руководил обер-гофмейстер Л.Боде. Дворец был закончен через 10 лет. Помимо К. Тона и Л. Боде над сооружением работала целая команда московских мастеров. Так, художественной частью руководил Ф. Солнцев, а внутренним убранством занимались Ф.Ф. Рихтер и Н. И. Чичалов. Николай I лично присутствовал на освящении дворца, пришедшегося на Пасху, и по тем временам чрезвычайно щедро наградил архитекторов за труд.

Теремной дворец

Дворец построен в 1635-1636 г. по указу царя Михаила Алексеевича. Возведение дворца велось мастерами Ларионом Ушаковым, Баженом Огурцовым и другими зодчими. Сам Теремной дворец невозможно увидеть изнутри Кремля, так как часть его территории закрыта для посещения. Зато его видно с Моховой улицы, а также с Патриаршего моста. Фасад Теремного дворца невероятно красив. Порталы, наличники и карнизы сплошь покрыты искусной резьбой по камню. Окна украшены наличниками с висячими гирьками – очень популярный декоративный элемент 17 века. Над окнами размещены разорванные фронтоны – барочный элемент. Пышный резной декор сочетался с многоцветной росписью – при исследовании порталов и наличников были обнаружены следы различных красок. Древнее убранство дворца не сохранилось, но во время реставрации, проводимой еще в 19 веке, все покои были расписаны масляными красками, восстановлена мебель и необыкновенные изразцовые печи.

Екатерининский зал Кремля

Екатерининский зал Большого Кремлевского дворца также является одним из парадных залов. В момент своего создания был тронным залом для российских императриц.

Назван зал в честь Ордена во имя Святой Екатерины, который был учрежден еще Петром I в далеком 1713-м году и, по сути, являлся единственным женским орденом в Российской империи.

Паркетный пол выполнен с нанесением стилизованного изображения Ордена Святой Екатерины в виде золоченого рисунка. Изображение ордена в обрамлении искусственных алмазов и надписью «За любовь и Отечество» присутствует и на стеновых плоскостях и парадных дверях помещения.

Общая длина Екатерининского зала Кремля около 21 метра. Главным приметным элементом помещения являются пилястры, украшенные малахитовыми вставками, и закрепленные на мощных столбах у дверных проемов.

Стены и своды украшены муаром сероватого оттенка с обрамлением из материала, под стать рисунку орденской ленты. Также в качестве декора используется позолоченная лепнина, выполненная российскими мастеровыми.

Геометрический рисунок паркета Екатерининского зала Кремля был спроектирован академиком Федором Григорьевичем Солнцевым.

В качестве освещения используются позолоченные люстры, отлитые из бронзы, с канделябрами из тончайшего хрусталя, изготовленного по специальному заказу на одном из императорских заводов по производству стекла в городе Санкт-Петербурге.

Екатерининский зал КремляФото 5. Екатерининский зал Кремля и орден Святой Екатерины

Познавательные статьи о Москве

История строительства

Решение о строительстве нового дворца на территории Кремля было принято Николаем I в первые годы правления, когда Москва еще только приходила в себя после наполеоновских войск и крупномасштабных пожаров. По задумке императора, дворец должен был стать своего рода памятником всем русским воинам. Автором проекта Кремлевского Дворца стал Константин Андреевич Тон. Также в работах по его созданию принимали участие Н. И. Чичагов, Ф. Ф. Рихтер, П. А. Герасимов, В. А. Бакарев, Н. А. Шохин и многие другие.

До
начала строительства на месте запланированного цоколя был заложен памятный
камень с лаконичной надписью «1838 г. июня 30 дня». Кроме того, под цоколь
угловой части комплекса, где согласно планировке должен был быть размещен
кабинет императора, была помещена табличка из меди, на которой значилось: «Заложен
в царствование государя Николая I, под управлением министра Императорского
двора генерала от инфантерии князя Петра Михайловича Волконского,
обер-гофмейстера барона Боде. Строителем был архитектор Константин Тон».

Изначально
постройка нового кремлевского дворца оценивалась в 6 миллионов рублей, однако в
итоге в него было вложено почти в два раза больше.

При
проектировании комплекса К. А. Тон запланировал возведение облегченных
кирпичных сводов и металлических стропильных конструкций кровли. На тот момент
это было первое в России здание с подобным каркасом. Также при строительстве
были использованы металлические конструкции, цемент и бетон, что также стало
необычным новшеством. Все эти инновационные методы позволили автору воплотить в
жизнь ряд интересных идей, среди которых подвесной потолок в одном из залов
дворца.

Для
отопления дворцовых помещений, в подвале установили 56 больших калориферов,
которые поставляли горячий воздух по тепловым каналам, расположенным в межстенном
пространстве, во все уголки строения. В качестве дополнительного источника
тепла использовали камины.

В
сенях, коридорах, служебных помещениях и комнатах слуг пол был выложен серым
ревельским камнем, белым коломенским мрамором и гжельской лещадью. В парадных
же залах и императорских покоях пол был паркетным.

Мебель,
двери и предметы декоративного оформления выполняли по специальным заказам на
крупных известных заводах и фабриках Москвы и Санкт-Петербурга. При этом все
полотна, используемые для обивки стен и драпировок, включали золотые и
серебряные нити. Впоследствии технология изготовления подобных тканей была
утрачена, поэтому при последней реставрации использовали обивку с цветными, а
не с металлическими нитями.

Мебельные
гарнитуры для дворцовых комнат делали в московских мастерских Эрнеста
Блехшмидта, Федора Дункера, Александра Шмидта и других известных мебельщиков.
Они также выполнили двери из ценных сортов дерева в парадных апартаментах и
жилых покоях Собственной половины. Люстры и светильники парадных комнат были созданы
на гальванопластической и литейной фабрике, принадлежавшей мужу княжны Марии
Романовой — Максимилиану Лейхтенбергскому, и на предприятии Феликса Шопена.

Под
куполом дворца поместили часы с боем. Колокола для часов были сняты с Троицкой
башни и отличались чистым звуком. В самом куполе сделали 4 слуховых окна, а на
его вершине установили позолоченный флагшток для императорского штандарта. При
участии академика Д. М. Перевощикова и майора И. И. Ильина, купол был объединен
металлическими связями с кровлей дворца. Эти связи служили громоотводами.

Новый
дворцовый комплекс получил название Большого Кремлевского. После завершения
строительства Николай I
лично проинспектировал все помещения. По его указу участники строительных работ
были вознаграждены и отмечены медалью «За строительство Кремлевского Дворца».

Освящение
Большого Кремлевского Дворца состоялось на Пасху, 3 апреля 1849 года.

Всевидящее око

Над тронами расположено Всевидящее око (в Андреевском зале Кремля), сделанное из золота. Тронный зал был возведен в честь высшего ордена России — масонского ордена святого Апостола Андрея Первозванного. Некоторые считают, что Всевидящее око означает Бога в христианстве (на иврите переводится «хозяин орды», одно из семидесяти двух тайных наименований иудейского Господа Бога).

Этот знак используется во многих христианских церквях, в масонстве. На однодолларовых купюрах также напечатано Всевидящее око. Другие считают, что этот библейский знак — символ Божественного Промысла и эмблема Троицы. В христианстве Всевидящее око в треугольнике означает Троицу и смысл заключается в таких словах: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его».

Ямочный ремонт

Почему нельзя было отремонтировать паркет частично — практикуют же в стране ямочный ремонт? Там подлатали, здесь подкрасили — и еще лет двести прослужит.

«Можно что-то зашить ветхое, заштопать, но в другом месте все равно порвется, — говорит Анастасия Михайловна. — Это лишние деньги. Если уж делать, то сразу хорошо, если есть такая возможность».

И вот пример. В 1968 году Георгиевский зал закрыли на масштабный ремонт: почти год его приводили в порядок и заменили около 30% покрытия. Увы, сроки были сжатые, так что идеального вида паркета добиться не получилось.

BED_1083

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

«Реставраторы были вынуждены отказаться от циклевки паркета вручную, применили паркетно-шлифовальные машины, от которых появились круги и царапины. Начали покрывать лаком, а он оказался с истекшим сроком годности. Это не сплетни, есть реальный отчет о реставрационных работах, — говорит Анастасия Павлова. — Лак загустел, образовались наплывы и потеки. Только в 1999 году поверхность пола очистили от этого лака, нанесли другой, но все равно как не покрывай, а старое есть старое».

По словам Анастасии Михайловны, исторический паркет можно было бы сохранить, но в одном случае — законсервировать и показывать зал от двери.

«Но это же дворец, а не экспозиционное помещение: огромное количество мероприятий, гостей, — объясняет специалист. — Либо статус дворца менять, либо менять паркет. Третьего не дано».

Обновленный паркет опробуют уже совсем скоро — 9 мая.

Сенатский дворец

Сенатский дворец был построен в неоклассическом стиле по указу Екатерины II в 1776-1787 годах знаменитым архитектором Матвеем Казаковым. Трехэтажное желтое здание украшает купол, над которым развевается российский флаг. Когда-то его украшала императорская корона, а позже флаг СССР.

Проект дворца необычен — в форме равнобедренного треугольника со срезанными углами и внутренним двором. Главное украшение дворца — ротонда с круглым Екатерининским залом, увенчанная огромным куполом. Купол Сенатского дворца хорошо виден на Красной площади, он возвышается над кремлевской стеной за мавзолеем Ленина.

В Сенатском дворце императорская семья не жила, использовала для этого Большой кремлевский дворец. В здании размещались различные учреждения: Окружной суд, Судебная палата и другие, здесь была квартира московского окружного прокурора, служебная квартира министра императорского двора. После революции в 1918 году сюда въехало советское правительство. На третьем этаже Сенатского дворца размещалась квартира Ленина, где он жил с женой Надеждой Крупской и сестрой Марией Ульяновой.

В Сенатском дворце жил Сталин с детьми, куда он переселился после самоубийства жены Светланы Алилуевой, здесь были квартиры Хрущева, Брежнева, Горбачева. Тут размещался рабочий кабинет Бориса Ельцина, сейчас во дворце рабочая резиденция Путина, которая разделяется на деловую и представительскую. В Сенатском дворце проходят протокольные мероприятия и международные встречи.

Царь-колокол

Царь-колокол был отлит в 1733–1735 годах по указу императрицы Анны Иоанновны московскими литейными мастерами Иваном Моториным и его сыном Михаилом. Вес царь-колокола почти 202 тонны, высота 6,14 метров, диаметр 6,6 метров. Это самый большой колокол в мире, по назначению никогда не использовался — ни разу не звонил.

Отливка и формовка колокола происходила в специальной яме на Ивановской площади кремля. Во время московского пожара в 1737 году — кусок колокола откололся. Вытащить колокол из ямы удалось только в 1836 году архитектору Огюсту Монферрану, разработавшему проект подъемного устройства. Он был установлен на специальный каменный постамент, где находится до сих пор.

Царь-колокол интересен не только огромными размерами, но и уникальным декором. Он украшен горельефными портретами царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоановны, а также изображениями святых, ангелов, растительным орнаментом и надписями об истории создании колокола.

Соборная площадь

Я рекомендую прийти на Соборную площадь в субботу. С апреля по конец октября в 12:00 здесь проходит развод караулов Президентского полка — пешего и конного.

Зрелище потрясающее: на фоне старинных церквей играет оркестр и маршируют красавцы-военные. Они перестраиваются, показывают строевые приемы с оружием. Самый захватывающий момент — «конная карусель». 20-минутное представление проходит бесплатно для всех, кто находится на территории Кремля.

Далее расскажу о храмах и палатах Соборной площади. Знакомиться с ними будем по часовой стрелке.

Архангельский собор

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Алевиз Новый

Врата Архангельского собора / фото автора

Первый каменный собор заложил на этом месте князь Иван Калита в 1333 году. Здание, которое дошло до наших дней, возвели в XVI веке.

Это не просто храм, а усыпальница царей и князей. Внутри 46 гробниц: погребены Иван Грозный и его сын, Михаил Романов и братья Петра I. Усыпальница Годунова стоит пустой: его останки вынесли из храма в 1605 году по приказу Лжедмитрия I, чтобы «не осквернять» церковь.

В южной пристройке храма посмотрите выставку, посвященную Вознесенскому женскому монастырю. Его основала Евдокия, жена Дмитрия Донского.

Благовещенский собор

  • Даты постройки: 1484–1489
  • Архитекторы: покровские мастера Кривцов и Мышкин

Благовещенский собор / фото автора

Благовещенскому храму более 500 лет. Первоначально он был квадратным и с тремя главками. Сейчас их девять.

Собор работает как музей. Спуститесь в подклет, там организовали экспозицию «Клады и древности Московского Кремля». Выставлены оружие, ювелирные изделия, денежные слитки — всего более 1500 экспонатов.

Раз в год, 7 апреля, в Благовещенском проходят патриаршее богослужение. С крыльца выпускают в небо белых голубок.

Грановитая палата

  • Даты постройки: 1487–1491
  • Архитекторы: Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари

Фрагмент облицовки Грановитой палаты / фото автора

У строения необычный фасад: его облицевали белым камнем, который обтесали на 4 грани. Поэтому палату и назвали Грановитой. Это самый древний церемониальный зал Москвы. Здесь проходили Земские Соборы и Боярские Думы.

Через парадное Красное крыльцо выходил царь. После революции крыльцо разобрали, чтобы построить партийную столовую. Восстановили только в 90-х годах, так что это — исторический новодел.

Церковь Ризоположения

  • Даты постройки: 1484–1485
  • Архитектор: неизвестен

Скромная Церковь Ризоположения выглядит миниатюрной, но в XV веке она была одной из крупнейших в Москве. У храма один купол. По архитектурным особенностям и облику он напоминает храм Покрова на Нерли.

В крытой галерее стоит посмотреть выставку деревянной скульптуры. В небольшой экспозиции представлены резные иконы, складни, кресты.

Успенский собор

  • Даты постройки: 1475–1479
  • Архитектор: Аристотель Фиораванти

Успенский собор Кремля / фото автора

С 1498 года в Успенском соборе венчали на царство, поэтому он считается главным в Кремле.

Южный фасад собора украшен изображением Богоматери Владимирской — копией иконы, которая хранилась в храме, а теперь перенесена в Третьяковскую галерею.

В храме сохранились росписи и иконостас XVII века. Одна из важнейших реликвий собора — Гвоздь Господень.

Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов

  • Даты постройки: 1635–1656
  • Архитекторы: русские зодчие Огурцов и Константинов

Патриаршие палаты и Собор 12 апостолов. На заднем плане фрагмент Государственного Кремлевского Дворца / фото автора

Патриаршие палаты — редкий памятник гражданского зодчества. Их возвели по распоряжению патриарха Никона на месте более древних.

Поднимитесь на второй этаж, чтобы увидеть постоянную выставку, посвященную русской культуре XVII века. В экспозиции есть старинная мебель, предметы царской охоты, драгоценная посуда, золотое шитье.

В церкви Двенадцати апостолов работает выставка икон.

Колокольня Ивана Великого

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Бон Фрязин

Колокольню возвели в память об Иване III. Столетие спустя по указу Бориса Годунова сооружение достроили. Оно стало самым высоким в Москве XVII века — 81 метр.

Всего здесь 22 колокола. Самый большой весит 64 тонны, самый древний — Медведь — отлит в 1501 году.

Подняться на колокольню разрешают только с мая по сентябрь. Выход на смотровую площадку строго по времени: 10:15, 11:30, 13:45, 15:00 и 16:00.

О лучших смотровых площадках Москвы читайте здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector