Эвенки

Культура эвенков

Эвенки говорят на собственном (эвенкийском) языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. По диалектам, распространённым в различной местности, он разделяется на группы: северный, южный и восточный. Больше половины эвенков владеют русским языком, а около трети и вовсе считают его родным.

Верующие эвенки в основном православные, хотя кое-где сохранились культы духов, промысловые и родовые культы, шаманизм. Традиционная одежда эвенков: суконные натазники, ноговицы, кафтан из оленьей шкуры, под который надевался специальный нагрудник. Женский нагрудник отличался бисерным украшением и имел прямой нижний край. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины – с игольницей, трутницей и кисетом. Одежда украшалась мехом, бахромой, вышивкой, металлическими бляшками, бисером.

Общины эвенков обычно состоят из нескольких родственных семей, насчитывающих от 15 до 150 человек. До прошлого века сохранялся обычай, согласно которому охотник должен был отдавать часть добычи сородичам. Для эвенков характерна малая семья, хотя раньше в некоторых племенах было распространено многожёнство.

Национальный фольклор эвенков включал песни-импровизации, мифологический и исторический эпос, сказки о животных, исторические и бытовые предания. Некоторые группы эвенков имели своих эпических героев. Национальные музыкальные инструменты эвенков: варган, охотничий лук. Из народных промыслов были развиты художественная резьба по кости и дереву, обработка металла, вышивка бисером, тиснение по бересте.

Свадебные обычаи

У эвенков еще в прошлом веке повсеместно практиковался интересный предбрачный обычай: если мужчине нравится некая женщина, и он хочет высказать свое расположение, он приходит к ней со словами: «Я замерз». Это означает, что она должна предоставить ему свою постель для согрева, но только дважды. Если же он и в третий раз придет с такими словами – это уже прямой намек на свадьбу, и его откровенно начинают выпытывать, определяют размер калыма для невесты и обсуждают прочие свадебные тонкости. Если же мужчина не изъявляет желание жениться, то его очень настойчиво проводят к двери, запрещая больше появляться у этой женщины. Если же он противится, то вполне могут пустить стрелу по нему: национальность тунгусов славится своим умением убеждать наглецов.

Калым обычно состоит из стада оленей (около 15 голов), многочисленных шкурок соболей, песцов и прочих ценных зверей, также могут запросить еще и деньги. По этой причине самые красивые тунгусские девушки всегда были у богатых, а малоимущие довольствовались теми, кто не просил слишком большой выкуп за свою некрасивую дочь. Кстати, брачный договор всегда составлялся от лица отца девушки, сама она не имела права выбора. Бывало так, что в возрасте восьми лет девочка в семье уже была помолвлена с каким-то взрослым мужчиной, который уже уплатил калым и ждал ее полового созревания. Также среди эвенков обширно распространено многоженство, только муж обязан обеспечивать всех своих женщин, а значит, должен быть богатым.

Литература

  • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 517
  • Эвенки: Сибирь. Атлас Азиатской России. — М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3
  • Эвенки: Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8
  • Иванов А. В краю долгой весны/ Издание «Молодая гвардия», 1963 год
  • Люй Гуандрейтянь Хайланьча — храбрый полководец эвенкийской народности периода правления Цяньлуна // Бэйфан луньцун. — Харбин, 1983. — № 5. — С. 103—107.
  • Сирина А. А. Катангские эвенки в XX веке: расселение, организация среды жинедеятельности. — 2-е изд-е, испр. и доп. — Москва-Иркутск: Изд-во «Оттиск», 2002. — 286 с., ил
  • Туголуков В. А. Следопыты верхом на оленях / АН СССР; Предисл. канд. геогр. наук Е. Е. Сыроечковского; Отв. ред. д-р ист. наук В. А. Александров; Худож. И. П. Борисов. — М.: Наука, 1969. — 216 с. — (Научно-популярная серия АН СССР). — 62 000 экз.
  • Цинциус В. И. Эвенкийский язык // Языки мира: Тунгусо-маньчжурские языки. М., 1997.
  • Bloch A.Longing for the Kollektiv: Gender, Power, and Residential Schools in Central Siberia // Cultural Anthropology, Vol. 20, No. 4 (Nov., 2005), pp. 534—569. (англ.)
  • Grenoble L. A. Morphosyntactic change: the impact of russion on evenki // Studies in Slavic and General Linguistics, Vol. 28, Languages in Contact (2000), pp. 105—120. (англ.)
  • Heyne F. G. The Social Significance of the Shaman among the Chinese Reindeer-Evenki // Asian Folklore Studies, Vol. 58, No. 2 (1999), pp. 377—395. (англ.)
  • Janhunen, Juha (1996), , Volume 222 of Suomalais-ugrilaisen Seuran toimituksia, Suomalais-ugrilainen Seura, Finno-Ugrian Society
  • Lee, Robert H. G. (1970), The Manchurian frontier in Chʼing history, Volume 43 of Harvard East Asian series, Center for East Asian Studies, Harvard University, ISBN 0-674-54775-6, SBN 674-54775-6

Одежда

Верхняя одежда эвенков в Сибири отличалась большим многообразием. Основным материалом для эвенкийской одежды служит шкура северного оленя — серо-коричновего цвета, белого цвета с темным, реже — белого цвета. Применяли также кожу лося. Для отделки использовали также белую шкуру оленя и белый камус.

Интересно отметить, что одежда коренного населения соответствует климатогеографическим особенностям местности — подтверждение тому «фраки». Определенное место жительства, разные климатические условия Сибири, а также различные виды их хозяйственной деятельности наложили свой отпечаток на своеобразие традиционного костюма. Для народов севера Сибири была характерна двойная меховая одежда глухого покроя.

Одежда эвенков одинаковая для мужчин и женщин. Мужская и женская одежда эвенков различалась лишь по форме нагрудника: нижний конец мужского нагрудника был в виде острого мыса, а у женского — прямого.

Одежда была распашная и именовалась в литературе обычно «фраком». Одежда эвенков кроилась также из одной целой шкуры, но со сходящимися полами и с двумя узкими прямоугольными клиньями, вшитыми на спине от пояса вниз до подола, таким образом, что центральная часть шкуры покрывала спину, а боковые части шкуры представляли собою узкие полки. В верхней части шкуры эвенки делали вертикальные надрезы-проймы для вшивания рукавов, на плечах располагали швы. С этой одеждой обязательно надевали специальный нагрудник, защищавший грудь и живот от холода. Шили одежду из ровдуги и оленьих шкур мехом наружу. Рукава делали узкие, с узкими проймами и ластовицами, с обшлагами и пришивными рукавицами. Подол одежды эвенки сзади выкраивали мысом, и он был длиннее, чем перед. По подолу одежды, пополам вниз от пояса, на спинке от плеча вдоль проймы рукава пришивали длинную бахрому из козьей шерсти, по которой скатывалась дождевая вода. Одежду украшали мозаикой из меховых полосок, бисером и полосками из окрашенной ровдуги и тканей.

Самой распространенной верхней зимней одеждой у всех групп эвенков была так называемая «парка» (порхы, порга), шившаяся из оленьих шкур мехом наружу, как и у народов Севера Сибири. Носили ее как мужчины, так и женщины. Она была короткой, с прямыми сходящимися полами, завязывающимися на завязки, с отдельно выкроенной спинкой в талию, поэтому же покрою эвенки делали одежду из ровдуги и сукна.

У забайкальских эвенков, кроме описанной выше парки, была еще женская верхняя одежда, шитая из ровдуги, бумажных и шелковых тканей, в виде кафтана с прямым разрезом спереди, со сходящимися полами, со спинкой, кроенной в талию, боковые полотнища ее в поясной части имели надрезы и были собраны в мелкие сборки. Воротник отложной. Украшение одежды эвенков состояло из аппликации матерчатыми полосками и пуговицами.

Покрой этой одежды так называемый «монгольский», то есть, стан одежды, кроенный из одного полотнища, перекинутого через плечи, был прямоспинный, расширяющийся книзу, левая пола покрывала правую, воротник стоячий. Рукава, широкие в пройме суживались к обшлагу особого покроя с выступом, закрывающим тыльную часть кисти руки. Женская одежда эвенков была отрезная и по поясу собиралась в сборки, представляя собой как бы кофту с юбкой, причем спинка одежды замужней женщины имела покрой в талию, обусловленный закругленной формой пройм, в то время как в девичьей одежде эта же часть одежды была покроя кимоно, т. е. перед, спинка и часть рукавов выкраивались из одного полотнища ткани, сложенной поперек вдвое.

Обувью для эвенков служили олочи из кожи, сукна или ровдуги летом и оленьего меха зимой. Самой же распространенной обувью эвенков являлись и являются унты, от эвенкийского » унта» обувь, или иное название «торбасы», меховая обувь у народов Севера и Сибири.

В суровых условиях севера Сибири наряд эвенков обязательно включал варежки, украшенные по желанию мастерицы.

Головным убором эвенкийских женщин является капор. Детский и женский капор украшался лентами, завязывающимися под подбородком.

Поверья, связанные со смертью

Народ тунгусов верит, что после смерти душа человека попадает в загробный мир, а те души, кто туда не добрался из-за неправильных ритуалов погребения, становятся привидениями и злыми духами, которые насылают порчу на родственников, болезни и различные неприятности. Поэтому обряд похорон имеет несколько важных моментов:

  • Когда умирает муж, то жена должна сразу же отрезать свою косу и положить в гроб мужу. Если же муж очень любил свою женщину, то он также может отрезать свои волосы и положить ей под левую руку: по поверью, это поможет им встретиться в загробном мире.
  • Все тело умершего обмазывают кровью свежезарезанного оленя, дают ей подсохнуть, а затем одевают в лучшие одежды. Рядом с его телом располагают все его личные вещи: охотничий нож и все остальное оружие, кружка или котелок, которые он брал с собой на охоту, или оленьи перегоны. Если умирала женщина, то это были все ее личные вещи, вплоть до лоскутка ткани, — ничего не оставалось, чтобы не навлечь гнев духа.

Выстраивают специальный помост на четырех столбах, который называется Geramcki, обычно он высотой около двух метров над землей. Именно на этом помосте и располагают покойника с его вещами. Под помостом разводят небольшой огонь, на котором коптят жир и сало оленя, а также варят его мясо, которое делится между всеми и съедается с громкими причитаниями и слезами по умершему. Потом помост плотно упаковывают шкурами животных, прочно забивают досками, что ни в коем случае до трупа не добрались дикие животные и не съели его. По преданиям, если это случится, то разгневанная душа человека никогда не обретет покоя, а все, кто нес покойного на помост, умрут на охоте, разорванные зверями.

История

II тыс. до н.э. — I тыс. н.э. – заселение человеком долины Нижней Тунгуски. Стоянки древних людей неолита эпохи бронзы и железного века в среднем течении Подкаменной Тунгуски.

XII в. – начало расселения тунгусов по Восточной Сибири: от побережья Охотского моря на востоке до Обско-Иртышского междуречья на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья на юге.

Среди северных народностей не только российского Севера, но и всего арктического побережья, эвенки – самая многочисленная языковая группа: на

территории России их проживает более 26000 человек, по различным источникам, столько же в Монголии и Маньчжурии.

Наименование «эвенки» с созданием Эвенкийского округа прочно вошло в социальный, политический и языковой обиход. Доктор исторических наук В.А. Туголуков дал образное объяснение наименованию «тунгусы» – идущие поперек хребтов.

Тунгусы с древнейших времен расселились от берегов Тихого океана до Оби. Их образ жизни вносил изменения в наименование родов не только по географическим признакам, но, чаще, бытовым. Эвенки, живущие по берегам Охотского моря, именовались эвенами или, чаще, ламутами от слова «лама» – море. Забайкальские эвенки именовались мурченами, ибо они в основном занимались коневодством, а не оленеводством. А наименование коня – «мур». Эвенки-оленеводы, расселившиеся в междуречье трех Тунгусок (Верхняя, Подкаменная, или Средняя, и Нижняя) и Ангары называли себя ороченами – оленными тунгусами. И все они разговаривали и разговаривают на едином тунгусо-маньчжурском языке.

Большинство историков-тунгусоведов считают прародиной эвенков Забайкалье и Приамурье. Во многих источниках утверждается, что они были вытеснены более воинственными степняками в начале Х в. Однако существует еще одна точка зрения. В китайских хрониках упоминается, что еще за 4000 лет до того, как эвенки были вытеснены, китайцы знали о народе, сильнейшем среди «северных и восточных иноземцев». И эти китайские хроники свидетельствуют о совпадениях по многим признакам того древнего народа – сушеней – с более поздним, известным нам как тунгусы.

1581-1583 гг. – первое упоминание о тунгусах как народности в описании Сибирского царства. Первые землепроходцы, исследователи, путешественники высоко отзывались о тунгусах: «услужливы без раболепства, горды и смелы». Харитон Лаптев, обследовавший берега Ледовитого океана между Обью и Оленеком, писал:

«Мужеством и человечеством, и смыслом тунгусы всех кочующих в юртах проживающих превосходят». Ссыльный декабрист В. Кюхельбеккер называл тунгусов «сибирскими аристократами», а первый енисейский губернатор А. Степанов писал: «их костюмы напоминают камзолы испанских грандов…» Но нельзя забывать, что первые русские землепроходцы отмечали также, что «копейца и рогатины у них каменные и костяные», что нет у них железной посуды, и «чай варят в деревянных чанах раскаленными камнями, а мясо только на угольях пекут…» И еще: «иголок железных нет и одежду шьют и обувь костяными иглами и оленьими жилками».

Вторая половина XVI в. – проникновение русских промышленников и охотников в бассейны рек Таза, Турухана и устье Енисея. Соседство двух разных культур было взаимопроникающим. Русские обучались навыкам охоты, выживания в северных условиях, вынуждены были принимать нормы морали и общежития аборигенов, тем более что пришлые поселенцы брали в жены местных женщин, создавали смешанные семьи.

Постепенно племена эвенков были вытеснены якутами, русскими и бурятами с части своей территории и переселились в Северный Китай. В позапрошлом веке Эвенки появились на нижнем Амуре и Сахалине. К тому времени народ был частично ассимилирован русскими, якутами, монголами и бурятами, даурами, маньчжурами и китайцами. К концу XIX века общая численность эвенков составляла 63 тысячи человек. Согласно данным переписи 1926-1927 годов в СССР их проживало 17,5 тысяч. В 1930 году Илимпийский, Байкитский и Тунгусо-Чунский национальные

районы были объединены в Эвенкийский национальный округ. По данным переписи 2002 года на территории России проживает 35 тысяч эвенков.

Навигация

Народы

  • Эвены
  • Эвенки
  • Юкагиры
  • Долганы
  • Чукчи
  • Алеуты
  • Алюторцы
  • Коряки
  • Кереки
  • Ительмены
  • Камчадалы
  • Эскимосы
  • Нанайцы
  • Негидальцы
  • Ороки
  • Орочи
  • Тазы
  • Удэгейцы
  • Ульчи
  • Нивхи
  • Нганасаны
  • Кеты
  • Чулымцы
  • Чуванцы
  • Энцы
  • Ненцы
  • Селькупы
  • Ханты
  • Манси
  • Кумандинцы
  • Вепсы
  • Саамы
  • Сойоты
  • Тофалары
  • Тубалары
  • Челканцы
  • Шорцы
  • Телеуты
  • Теленгиты
  • Тоджинцы

Арктика

  • Арктическая зона РФ
  • Арктические улусы РС(Я)
  • Адаптация человека в Арктике
  • Краткая характеристика климата Якутии
  • Коренные народыːтрадиционные знания, культура и окружающая среда
  • Видеолекции по проблемам Арктики

Расселения КМНС РФ

  • Карта расселения КМНС РФ
  • Схема расселения КМНС ДВ РФ
  • КМНС Республики Саха(Якутия)
  • КМНС Сахалинской области
  • КМНС Чукотки
  • КМНС Хабаровского края
  • КМНС Камчатской области
  • КМНС Магаданской области
  • КМНС Приморского края
  • КМНС Амурской области
  • КМНС Забайкальского края
  • КМНС Республики Бурятия

Полный матриархат

Выставку назвали «Вселенная — женщина», причём не потому что на ней представлено много женских костюмов, украшений и аксессуаров. В название заложен более глубокий смысл. Дело в том, что у эвенков матриархат, когда за всё отвечает женщина. Её авторитет в общине непререкаем.

Кроме традиционных обязанностей хранительницы домашнего очага: воспитания детей, приготовления пищи, поддержания чистоты и создания уюта в жилище — эвенкийка с лёгкостью справлялась и со множеством совершенно не женских, в понимании современного человека, занятий. Она занималась выделкой шкур и пошивом из них верхней одежды, унтов и шапок, сбором и обработкой бересты, из которой делала посуду и тиски (покрытие для лодок и чумов из проваренной в пресной воде бересты). Также женщина вьючила караван и вела его по определённому маршруту на место стойбища. Сама ставила чум (расчищала площадку в лесу, рубила жерди) и разжигала очаг.

Статья по теме

«Исчезать не собираемся». Коренная эвенкийка — о жизни иркутского севера

«Мужчина у эвенков лишь охотник, добытчик, но если у женщины нет сильного плеча в виде супруга или сына, то она и с таёжным промыслом легко справится: и зверя добудет, и рыбы наловит», — добавляет Алла Леонидовна.

Наравне с мужчинами женщина могла становиться и посредником между миром людей и духов — шаманом. Кстати, главное божество в религиозной культуре эвенков тоже женщина. Это Буга (Бува, Боа) — добродушная сгорбленная старушка, олицетворяющая собой весь видимый мир. Даже к сакральным предметам и местам эвенки обращаются по женскому роду: бабушка Огонь, мать Река.

Социальная организация

Общетунгусские черты в организации эвенского общества представлены его родовой организацией. В XVIII в. у эвенов формируются так называемые административные роды, в состав которых входят не только кровные родственники, но и соседи по территории проживания. Эти объединения выступают в качестве субъектов экономического права в сфере организации хозяйственной жизни, уплаты ясака и т. п. Традиционные родовые связи реализуются через нормы экзогамии, институты родовой взаимопомощи, по перераспределению мясной добычи между всеми членами стойбища (обычай «нимат»), что обеспечивало патронат над всеми сородичами, систему родовых культов. Внутренняя структура эвенского общества базировалась на половозрастной стратификации, которая и определяла социальные роли каждого человека.
В эвенском обществе отмечается особая мягкость в отношении к детям, они «глаза» матери, «душа» отца. Их не принято было наказывать, гость вошедший в жилище, здоровался за руку даже с маленькими детьми, если они уже умели ходить. Имянаречение проводили, когда ребёнок начинал «лепетать», угадыванием имени родственника, воплотившегося в нём. Эти имена, в детском возрасте, не членами семьи не применялись. В 3-5-и летнем возрасте детей крестили и православное имя становилось официальным, а традиционное использовалось в домашнем обиходе. Социализация детей происходила через игры, имитирующие основные виды взрослой деятельности в соответствии с половой принадлежностью. До 7—8 лет дети были связаны с домом, мальчиков после этого начинали брать на ближнюю охоту или на выпас оленей, с 14—15 лет мальчики могли охотиться самостоятельно.

Брачный возраст устанавливался в 16—17 лет, были возможны и ранние браки. Воспитание детей, в случае отсутствия родителей, возлагалось на сородичей, был распространён обычай авункулата. При заключении брака обязательно выплачивался калым, обычно оленями. Основным типом семьи эвенов была малая с чёткими сферами разделения труда, но паритетными ролями супругов в принятии общесемейных решений. Для эвенского общества характерен высокий статус женщины в общественной жизни, в то время как в экономической и имущественной сферах, в условиях патриархальных отношений и начал социальной дифференциации, главенствующее положение занимает мужчина. Большую роль в общественной жизни эвенов играли люди старшего поколения, знатоки и хранители традиции. Неформальной была роль старейшины рода, локальной группы, организатора хозяйственной и общественной жизни.

Традиционные занятия

Основой хозяйства эвенков было сочетание трех видов деятельности: охоты, оленеводства, рыболовства, которые тесно связаны и взаимно дополняли друг друга. Весной эвенки подходили к рекам Сибири и до осени промышляли рыболовством, осенью уходили вглубь тайги, и в течение всей зимы занимались охотничьим промыслом.

Для каларских и тунгиро-олекминских эвенков традиционными формами хозяйствования оставались охота и оленеводство. Они вели мобильный образ жизни, в летний период, откочевывая в высокие горы Сибири, в верховья рек, где были достаточные ресурсы промысловых животных и пищи для оленей, а ветер отгонял гнус. В зимний период эвенки со стадами спускались в долины рек, где было меньше снега, и располагались места зимней охоты.

Вплоть до XIX века эвенков охотились при помощи лука и стрел. В XIX веке важнейшим охотничьим оружием стало кремневое ружье. Из охотничьего инвентаря следует отметить такие предметы, как пальма — палка с широколезвенным ножом, поняга — деревянная доска на лямках для переноски тяжестей за плечами, нарта-волокуша. Охотились эвенки в специальной промысловой одежде, передвигались на лыжах, обычно без палок. Обязательно присутствовала собака.

Охота производилась преимущественно в одиночку. Группой в два-три человека охотились на крупного зверя, когда надо было гнать его на стрелка, а также на переходах через речки мелких парнокопытных, когда те переходили на новые места. На охоте тунгусы пользовались луками, рогатиной и устанавливали самострелы и петли, использовались также засады на водопойных тропах и лодки. Для выслеживания зверя охотники маскировались, накидывая на себя шкуру с головы оленя, а иногда целую. Бродячие охотники добывали рыбу с помощью лука и остроги. Зимой старики кололи рыбу через лунки, а летом рыбаки занимались лучением с лодки.

Основная охота была на мясного зверя, пушного били попутно. Охота имела двойное значение: она давала пищу, материал для одежды и жилища, кроме того, она приносила продукт, обладающий высокой стоимостью при обмене.

Оленеводство в хозяйственном комплексе эвенков играло подсобную роль. Олени, в основном, использовались как транспортное средство. На них эвенки совершали перекочевку внутри тайги Сибири к месту зимнего промысла и обратно, к месту летней стоянки. Важенок доили. Оленей очень берегли и старались не забивать на мясо.

Рыболовство было в основном летним промыслом, хотя эвенки знали также и зимний подледный лов. Ловили при помощи «морд», сетей, били острогой, сохранялся архаический способ охоты на рыбу с помощью лука и стрел. Лодки изготавливали из дерева, гребли обычно одним веслом с широкой лопастью.

Охота и рыболовство эвенков определяли рацион питания. Мясо и рыбу ели в свежем, вареном или жареном виде и заготавливали впрок — вялили, сушили, летом пили оленье молоко. От русских, эвенки научились готовить мучные изделия — лепешки, заменявшие хлеб. Все необходимое для жизни в тайге эвенки делали сами. Из оленьих шкур изготавливали тонкую замшу «ровдугу». Кузнечное дело было известно каждому эвенку, но существовали и кузнецы — профессионалы.

К мужским занятиям относились изготовление изделий из дерева, кости и металла, а также изготовление лодки-берестянки (бересту шили женщины), лодки-долбленки и нарт. Женщины выделывали шкуры, шили из них одежду, обувь, покрышки для чума, предметы домашнего обихода. Они обрабатывали бересту и шили из нее посуду, а также «тиски» — берестяные полотнища для чумов и для лодок-берестянок. Мужчины умели украшать узорами деревянные, костяные и металлические вещи, женщины — ровдугу, бересту и меха. На женщинах лежали обязанности ухода за детьми и приготовление пищи.

Сейчас традиционные виды деятельности во многом утратили свою актуальность. Сегодня приоритет отдан оленеводству и охоте.

История

Эвенки, народ, издревле населяющий эти места, раньше занимали огромные площади Сибири — от реки Оби с запада до берегов Охотского моря на востоке, от Заполярья до Ангары. Как же могли они при довольно скромной численности заселять такие территории Сибири? Все дело в том, что, занимаясь оленеводством, рыболовством и охотой, эвенки вели кочевой образ жизни. Кроме такой мобильности особенностью этого народа севера была легкая адаптация к новым условиям жизни и разному климату. При этом они приспосабливались к другому укладу хозяйства и быта.

История этой местности как административного округа начинается с 1930 года. Тогда советская власть стала образовывать национальные округа. Главной задачей было освоить эти территории, бороться с неграмотностью далеких туземных народов, поднять экономику и культуру местного населения. Позже этот период историки отмечали как резкое изменение статуса края. Местные жители из полуфеодальной глубинки перенеслись в эпоху индустриализации.

Освоение севера началось со строительства Туринской культбазы. Эвенки, которые умели только управлять оленьими упряжками и находить зверей по их следам, научились выращивать пшеницу, картофель, овощи, смогли заниматься животноводством. Конечно, это заслуга советских первопроходцев, которые привнесли в эти края знания и опыт. В 1927 году была построена первая в Эвенкии больница, начальная школа. Начали проводить паспортизацию населения. И уже в 1930 году ввели обязательное начальное образование для людей. Тогда же стали благоустраивать округ. Появились деревянные тротуары, вокруг администрации Туры возвели сквер, засадили его деревьями. В 1938 году появился почтамт. В 1968 году впервые увидел вертолет Эвенкийский автономный округ.

Время сейчас изменилось, но до сих пор тяжело представить жизнь этих мест без воздушного сообщения. Главная особенность — огромная удаленность населенных пунктов друг от друга. По воздуху и сейчас доставляют продукты, материальные ценности, пассажиров, вахтовиков и охотников, осуществляется связь с оленеводами.

В 1933 году в Эвенкии была выпущена первая газета. Печатали ее с большим трудом, в условиях отсутствия электричества колесо печатной машинки крутили вручную редакторы «Эвенкийки». Так жители Эвенкии стали получать новости со страниц печатного издания.

Спокойную мирную жизнь нарушил 1941 год. Тогда защищать Родину на фронт отправились 1816 человек, это пятая часть населения тех лет. 306 жителей не вернулись с полей сражений. После войны здесь все вместе восстанавливали экономику страны. Русские, эвенки и другие национальности работали в колхозах, занимались оленеводством, животноводством, звероловством, рыболовством, охотничьим и пушным промыслом. Кадровая политика Советов склонялась к местному человеческому ресурсу.

К 1950 году большую часть руководящих должностей занимали выходцы Эвенкии. С 1970 годов активно велись исследовательские работы, направленные на поиск полезных ископаемых. Тогда же быстрыми темпами строились жилые дома руками геологов и нефтяников. С 1968 года на новый уровень вышла культура. К местному населению все чаще стал обращаться советский кинематограф. В 1975 году телевидение появилось и в Эвенкии. Развал Советского Союза отразился на жизни округа. Все слаженные отрасли стали разваливаться.

Следом за солнцем

Быт эвенков подчинялся условиям кочевого образа жизни. Навьюченных оленей соединяли в связки и выстраивали в караван таким образом, чтобы эвенк, обернувшись, видел всех животных в связке. Впереди стада, отдельно от всех, шёл «табуированный», обычно белый, олень. Он нёс сумки с родовыми святынями — изображениями семейных охранителей и охотничьими амулетами.

Дневной переход у эвенков называется аргиш. Завершив его вечером, нужно было готовить временную стоянку. Место выбиралось в нескольких метрах от старых «чумовищ». Три основные жерди «тургу» брали из остова чумов прошлых лет. Их устанавливали так, чтоб одна из сторон получившегося треугольника смотрела в сторону, откуда пришли на стоянку. Затем, двигаясь по солнцу, ставили остальные жерди каркаса. Покрывали чум оленьими шкурами, берестой, тканями. Отверстие вверху оставалось свободным. Низ обкладывали хвойными ветками и засыпали для тепла снегом.

Внутри чума из соснового лапника устраивали плотный настил, на который раскладывали постели. В центре — место для очага. Слева — женское место со всеми кухонными атрибутами и продуктами, по бокам — постель хозяев. Справа от двери — место для детей или ближайших родственников. За костром, напротив входа, располагалось сакральное место — для дорогих гостей, а когда их нет — для хозяина, где он занимался своими мужскими делами: работой ножом, ремонтом, заряжал патроны, чистил ружьё. Летом в чуме костёр обычно не разжигали, клали только дымокур, а еду варили на улице у большого костра.

Эвенкийский чум — это очень гостеприимный дом. Гостю отводили самое удобное место. Первая встреча сопровождалась особым рукопожатием: гость протягивал обе руки, сложенные друг на друга, ладонями вверх, а глава семьи пожимал их: сверху правой ладонью, снизу — левой. Женщины ещё и прижимались поочерёдно обеими щеками друг к другу. Старшая по возрасту приветствовала гостью нюханьем.


Снегоход, джипиэс и благоустроенный чум. Как живут оленеводы Таймыра?
Подробнее

В честь гостя забивали оленя и потчевали лучшими кусками мяса. По окончании чаепития он должен был поставить чашку вверх дном, показывая этим, что больше не будет пить. Если просто отодвинуть чашку от себя, хозяйка могла наливать чай бесконечно. Желанного гостя глава семьи провожал по-особому: отъезжал с ним на несколько километров, а перед прощанием хозяин и гость останавливались, раскуривали трубку и договаривались о следующей встрече.

Традиционная одежда выполняла первоочередную задачу — защиту от лютого холода. Шили её так, чтобы даже самый сильный ветер не смог пробраться к телу и унести драгоценное тепло. При этом эвенкийская одежда выделялась среди одеяний других народов Сибири своей красочностью и элегантностью.

Верхняя одежда, так называемые «кафтаны», были одинакового покроя у мужчин и женщин. Их делали из цельной шкуры, полы не сходились — связывались ремешками, а грудь и живот прикрывали нагрудником, защищавшим от холода. Мужской нагрудник был более узкий, чем женский, и заканчивался внизу острым мысом, а у женского, расшитого бисером, низ был прямой. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины — с игольницей, трутницей и кисетом. Одежда украшалась полосками козьего и собачьего меха, бахромой, вышивкой конским волосом, металлическими бляшками, бисером. Эвенкийская обувь, унты, считалась очень тёплой, она пользуется популярностью и в наши дни.

Многие эвенки наносили на лицо и руки татуировки при помощи сухожильной нитки, пропитанной разведённой сажей. Русские того времени  называли их «шитолицыми».


Язык под угрозой исчезновения. Коренные народы Севера забывают родную речь
Подробнее

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector