Экономика японии — ведущие отрасли, ввп и уровень благосостояния
Содержание:
- Уникальные достопримечательности в Японии
- Характеристика и структура экономики Японии
- Электроника
- Особенности японской экономики
- Япония в 20-м веке — Послевоенная экономика
- Плюсы и минусы экономики Японии кратко
- Военная промышленность
- Авиастроение
- Транспорт
- Животноводство как часть сельского хозяйства
- Рыболовство как одна из ведущих сфер
- Воздушный и морской транспорт
- Начало 18 века
- Импорт и экспорт
- Особенности экономико-географического положения
- Период 1970—80-х годов. Направления развития
Уникальные достопримечательности в Японии
Смотровая площадка Sky Tree
“Захватывающие дух высотные обзорные площадки с панорамными видами мегаполисов ”
Самая высокая телебашня в мире, которая называется «Небесное дерево», находится в Токио, ее высота составляет 634 метра. В этой телебашне для любителей смотреть на город с высоты птичьего полета оборудовано три смотровые площадки, самая высокая в их числе находится на высоте 450 метров. Эта смотровая площадка является спиральной, к ней посетителей доставляют стеклянные скоростные лифты, которые поднимаются на башню со скоростью порядка 10 м/с. Строительство самой высокой в мире телебашни было завершено в 2012 году, сегодня она является местом расположения популярных торговых и развлекательных центров, ресторанов и кафе. Смотровые площадки доступны для посещения каждый день, с 8 часов утра до 10 часов вечера. Опытные путешественники рекомендуют приобретать билеты на смотровую площадку заранее, через официальный …
Читать полностью
Характеристика и структура экономики Японии
Экономика островного государства развивается в соответствии с доктриной, принятой в середине XX века.
Поэтапное и одновременно грамотное воплощение этой доктрины в жизнь дало плоды. Рассмотрим лишь основные характеристики, отображающие уровень экономического развития Японии.
Размер ВВП
По объему ВВП Япония на начало 2021 года занимала в мире 3-е место и уступала лишь США и КНР. Динамика изменения этого показателя в 2010-2018 годах представлена на диаграмме. Единица измерения – млрд долларов.
На размер ВВП Японии существенное влияние оказывает объем экспорта продукции электротехники, электроники, машиностроения. Интересно, что даже во время мирового кризиса 2008-2012 годов валовый внутренний продукт государства увеличивался. А в последующие 3 года было зафиксировано снижение этого показателя на 16,8 %.
Эксперты объясняют данное явление неблагоприятными колебаниями курса американской валюты, обусловившими падение спроса на автомобили японских производителей на мировом авторынке.
В пересчете на душу населения величина ВВП Японии на конец 2021 года составила 39 306 долларов. За год значение этого показателя выросло на 2,51 %. Такие невысокие темпы прироста являются следствием того, что при определенном уровне технологий экономика Японии достигла порога развития. То есть и в ближайшие годы ВВП будет возрастать относительно медленно.
Всемирный Банк озвучил такой прогноз: в течение 3 лет ежегодный рост ВВП Японии составит в среднем от 0,4 до 1,5 %. В цифрах это выглядит так:
- 2021 год – до 4,992 трлн долл.;
- 2021 год – 5,008 трлн долл.;
- 2021 год – 5,015 трлн долл.
Формирование государственного бюджета
Госбюджет Страны восходящего солнца на 2021 год утвержден на рекордную сумму – около 101,5 трлн иен (950 млрд долл.). Правительство планирует увеличить расходы на оборону на 1,93 % – до отметки 48,1 млрд долл. Необходимость этого обусловлена нестабильностью ситуации на корейском полуострове.
Кстати, по этой причине в марте 2021 года государственный долг страны достиг 1103 трлн иен (10,38 трлн долл.). Дело в том, что покрывать социальные расходы только за счет налогов правительство не может, и поэтому вынуждено выпускать государственные облигации. За счет этих средств также предполагается финансирование бесплатного дошкольного образования.
Что же касается доходной части госбюджета, то, по расчетам правительства Японии, в 2021 году ее размер составит 99,113 трлн иен (932,567 млрд долл.).
В отраслевой структуре экономики островного государства на долю сферы услуг приходится до 70 % ВВП. Большинство фирм данного типа работает в розничной и оптовой торговле, связи, информационных сетях. Промышленное производство привносит в ВВП примерно 18 %. А вот доля сельскохозяйственной отрасли составляет всего 1,5 %.
Что производится в Японии
Специализируется промышленность Японии на производстве материалов и разнообразных товаров на основе высоких современных технологий. Несмотря на относительно небольшую территорию, в Стране восходящего солнца выпускается 12 % мировой продукции.
Наибольшим спросом сегодня пользуются изготовленные в Японии:
- автомобили;
- суда, корабли и плавсредства иных типов;
- робототехника;
- персональные компьютеры, бытовая электроника;
- пластмассы, химические волокна, синтетический каучук.
Разговор о том, что производит Япония, будет неполным без упоминания продукции военной промышленности. Да, несмотря на пацифистскую конституцию, данная отрасль здесь очень развита. На вооружении спецназа, полиции и сил самообороны этой страны находятся револьверы Miroku Liberty Chief, снайперские винтовки, пулеметы, автоматы Howa Type 89 и Howa Type 64 местного производства.
Электроника
Большое внимание уделяется развитию информационно-телекоммуникационной сферы. В роли «основного локомотива отрасли» выступают технологии передачи трехмерного изображения, робототехника, оптоволоконные и беспроводные сети нового поколения, интеллектуальные сети, «облачные вычисления»
По масштабам инфраструктуры Япония догоняет Китай и США и входит в тройку лидеров. В 2012 году общее число пользователей сети Интернет в стране достигло 80% от всего объема населения. Силы и средства направляются на создание суперкомпьютеров, разработку эффективных систем управления энергопотреблением и энергосберегающих технологий.
Особенности японской экономики
В экономической модели Японии есть положительные и отрицательные аспекты.
Из положительных можно выделить
- быстрый уровень развития научных технологий, что позволяет создавать современное и конкурентоспособное оборудование для экспорта в области автомобилестроения и промышленности;
- высокий уровень жизни;
- развитость инфраструктуры;
- регулирование государством долга страны. Особенностью экономики страны является распределение займа между гражданами. Это позволяет правительству управлять им в зависимости от экономической ситуации;
- низкий показатель безработицы.
Отрицательные аспекты
- высокая стоимость на экспортируемую продукцию приводит к снижению ценовой конкурентоспособности на мировом рынке;
- зависимость от сырья, которое поставляется из регионов с нестабильной военной ситуацией;
- высокая продолжительность жизни. И это, действительно, является проблемой в стране восходящего солнца. Количество пожилых людей превышает трудоспособных граждан, что сказывается на развитии страны;
- внутренний долг превышает ВВП страны в несколько раз;
- высокая оплата труда и поддержка крупных предприятий государством способствует уменьшению конкуренции. Это постепенно приводит государство к финансовой стагнации.
Экономика Японии активно развивалась до 2000 года. Экономический кризис и разрушительное цунами способствовали снижению уровня ВВП. Несмотря на негативные факторы, экономика Японии в настоящее время является одной из развитых среди мировых держав.
Япония в 20-м веке — Послевоенная экономика
Содержание материала
Страница 7 из 8
Послевоенная экономика
После войны японская экономика была почти полностью разрушена: часть промышленных предприятий пострадали из-за бомбардировок противников, но больший урон был нанесен тем напряжением, с которым были вынуждены функционировать предприятия во время войны. Началась инфляция, остановить которую было невозможно. Оккупанты, озабоченные политическими изменениями, практически никакого внимания не уделяли экономическому кризису и ликвидации его последствий. Только спустя несколько лет японская экономика начала оживать благодаря американским инвестициям. США размещали в японской промышленности свои военные заказы, а также оказывали экономическую помощь в преодолении кризиса. В итоге к 1951 году уровень производства достиг довоенной отметки. Постепенно Япония вернула себе свои позиции на внешнем рынке, составив конкуренцию западным странам в торговле на территории Юго-Восточной Азии. Довольно скоро Япония стала сама вкладывать инвестиции в развитие производства соседних стран.
В конце 50-х годов по темпам промышленного роста Япония заняла первое место в мире. Причин тому было много, но главное — это то, что почти полностью разрушенное производство Японии восстанавливалась уже с учетом новейших достижений в области технологии. Между тем положение рабочих оставалось очень тяжелым. Сохранялся удлиненный рабочий день, принятый еще во время войны, а заработная плата не повышалась, несмотря на увеличение объема выпускаемой продукции. Все это, а также подписание новых неравноправных договоров «безопасности» с Америкой породило массовые выступления против правящего кабинета министров. В результате к власти пришел Хаято Икэда, с чьим именем связаны значительные изменения как внутренней, так и внешней политики Японии. Правительство Икэда в обход действующей конституции провело реорганизацию вооруженных сил и их увеличение. Был разработан проект об удвоении выпускаемой продукции, который, однако, был скоро отвергнут из-за очевидной невозможности его выполнения. Важным событием, способствовавшим увеличению количества рабочих рук, необходимых промышленности, стал сельскохозяйственный закон, ликвидирующий мелкие и средние земельные хозяйства в пользу более крупных и самостоятельных. В области внешней политики Икэда сохранил проамериканскую ориентацию, еще более связав свою страну с США. В 1963 году Япония подписала ряд договоров, свидетельствующих о ее согласии на создание южноазиатского военного блока (Корея, Тайвань, Вьетнам) под контролем Америки. На территории Японии располагались американские военные базы, американские субмарины получили разрешение на размещение в японских портах. Однако тесное военно-политическое сотрудничество не способствовало взаимопониманию в области экономики, в частности, внешней торговли. Америке принадлежали эксклюзивные права на почти неограниченный экспорт на японский рынок, что подрывало экономику страны. Главы японских концернов пытались освободиться от навязанных им односторонних экономических отношений. Япония заняла первое место по темпам роста промышленности, первое место по судостроению, второе по сталелитейному производству, а также по автомобилестроению, производству цемента и электроники. Большой прогресс наблюдался в таких отраслях, как радиотехника, оптика, химическая промышленность, но при всем при этом вынуждена была мириться с засилием низкокачественных американских товаров на своем рынке. Первый министр Икэда в начале 60-х годов совершил несколько деловых поездок с целью налаживания рынков сбыта в странах Азии и Западной Европы, в частности, в ФРГ, Франции, Италии и Англии. Также по требованию японских монополистов правительство было вынуждено пойти на расширение связей с Советским Союзом. В 1961 году в Токио была организована выставка советских промышленных достижений. В 1962 году был подписан ряд договоров между советским правительством и крупнейшими японскими концернами.
В целом дальнейшее развитие японского государства было связано с наращиванием экономической мощи за сет практического отсутствия военных интересов. Япония наконец поняла, что достичь мирового господства можно не с помощью оружия, а с помощью расширения сфер экономического влияния. Ориентация Японии на экономическое развитие определила ее современной облик.
-
Prev
-
Next
Prev
Плюсы и минусы экономики Японии кратко
К положительным сторонам относят:
- развитые технологии;
- наличие запаса прочности и высокий уровень жизни людей;
- производство и продажа по всему миру продукции высокого качества и с высокой добавленной стоимостью.
Минусами являются:
- большой государственный долг в сравнении с величиной ВВП;
- слабый покупательский спрос внутри страны (предложение резко доминирует);
- дефляция и чрезмерно высокие заработные платы;
- недостаток собственных ресурсов, которые приходится импортировать;
- возрастная структура населения.
Власти страны стараются снизить отрицательное влияние негативных факторов на экономику Японии, однако пока принимаемые меры не меняют ситуацию кардинально, а государственный долг только растет. Это отражается и на бюджете Японии.
Военная промышленность
Несмотря на поражение во Второй мировой и пацифистскую конституцию, в современной Японии есть относительно развитая военная промышленность (и военно-промышленный комплекс).
Япония производит практически весь спектр ручного огнестрельного оружия. В настоящее время производятся автоматы Howa Type 64 и Howa Type 89, снайперскую винтовку Howa M1500, пулемёт Sumitomo NTK-62, а также револьвер Miroku Liberty Chief. Всё это оружие состоит на вооружении сил самообороны Японии, полиции и спецназа. В силу конституционных ограничений, ни одно из произведённых в Японии типов огнестрельного оружия не поставляется на экспорт.
В разные промежутки времени, японская военная промышленность также производила, по лицензии, иностранные виды оружия.
Строятся свои военные суда для ВМС Японии
Производятся танки (Тип 10)
Разрабатывается свой истребитель пятого поколения (Mitsubishi X-2 Shinshin).
До недавнего времени экспорт вооружений на мировой рынок был невозможен, по причине законодательного запрета на экспорт высокотехнологичной продукции военного и двойного назначения; однако в 2014 году в законы были приняты поправки, разрешившие Японии экспорт вооружений.
Авиастроение
Авиастроение в Японии начало реально развиваться только с 1970х годов, благодаря соглашениям с западными странами. В последнее время всё больше развивается гражданское авиастроение, по объёмам продаж уже перегоняющее военное. Несмотря на это, японское военное авиастроение тоже активно развивается, хоть у правительства и вызывает беспокойство превосходство США в этой области. Проблемой японского авиастроения является зависимость страны от США в вопросах производства двигателей и их деталей, однако правительство пытается её решить путём инвестиций в науку и создания собственных производств.
Транспорт
В 1924 году парк легковых автомобилей в стране насчитывал всего около 17,9 тыс. единиц. В то же время имелось внушительное число рикш, велосипедистов и повозок, которые двигались за счет волов или лошадей.
20 лет спустя увеличился спрос на грузовые машины, в основном за счет растущих потребностей армии. В 1941 году в стране было произведено 46706 автомобилей, из которых всего 1065 – легковых.
Автомобильная промышленность Японии начала развиваться только после Второй мировой войны, толчком к чему послужила война в Корее. Более выгодные условия предоставлялись американцами тем компаниям, которые брались за выполнение военных заказов.
Во второй половине 50-х годов стремительно вырос и спрос на легковые авто. К 1980 году Япония обогнала США и стала главным мировым экспортером. В 2008 году эта страна была признана крупнейшим автопроизводителем в мире.
Животноводство как часть сельского хозяйства
В отличие от земледелия, животноводство в Японии не получило столь широкого практического развития. Однако начиная с середины двадцатого века, ситуация начала стремительно меняться. Животноводство в настоящий период времени получило интенсивный толчок для развития, что было обусловлено повышающимся спросом на мясную и молочную продукцию. До этого основной рацион японцев составляли рыба и различного рода морепродукты, а также рис.
Постепенно в стране осуществлялся переход на западный путь потребления, в котором лидирующие позиции занимает потребление как мясной продукции, так и зерновых культур и картофеля. Таким образом, в настоящее время в условиях глобализации Япония осуществляет интеграцию на международный рынок. Этот процесс будет продолжаться и в перспективе.
Главным центром по производству мясной продукции традиционно считается остров Хоккайдо, в котором сосредоточены специальные фермы и кооперативы. В южных регионах страны основное место занимает свиноводство, а в больших пригородах — птицеводство. В структуре валового национального продукта производство мясной продукции составляет в среднем около четырех миллионов тонн в год. В отношении молока этот показатель немного выше и составляет в среднем около восьми миллионов тонн.
Говоря об общей характеристике хозяйства Японии, необходимо выделить особое направление, которое получило название «шелковое производство». Эта сфера бизнеса является очень рентабельной и выгодной для Японии, поскольку в современном мире шелк достаточно широко используется во всем мире, а также имеет высокую ценность.
Рыболовство как одна из ведущих сфер
Выращивание рыбы для японца имеет такое же важное значение, как и возделывание риса, поскольку употребление этих двух видов продуктов традиционно являлось основой пищевого рациона. В настоящее время рыболовство находится на втором месте после возделывания риса.. Помимо выращивания и ловли рыбы, крупные японские компании также занимаются добычей морской капусты, а также моллюсков и мидий
Широкое распространение также получило развитие жемчужного промысла. Характерной чертой японского рыболовства является наличие достаточно большого рыболовного флота, который насчитывает около ста тысяч судов.
Помимо выращивания и ловли рыбы, крупные японские компании также занимаются добычей морской капусты, а также моллюсков и мидий. Широкое распространение также получило развитие жемчужного промысла. Характерной чертой японского рыболовства является наличие достаточно большого рыболовного флота, который насчитывает около ста тысяч судов.
Следующей отраслевой особенностью является выращивание аквакультур. К аквакультурам относятся разведение рыбы в заводях или лагунах, рисовых полях, а также горных озёрах.
Воздушный и морской транспорт
Только с 1970-х годов здесь начало развиваться авиастроение. Япония заключила соглашения о поставке оборудования и испытаниях готового транспорта с другими странами. Но в государстве уже гораздо больше гражданских самолетов и вертолетов, чем военных. Заказчиками выступают частные предприниматели и бизнесмены, которым нужно быстро передвигаться или перевозить свою продукцию.
Правительство Японии все же продолжает финансировать военное авиастроение. Власти обеспокоены тем, что уже который год не могут обогнать США в этой сфере. Дело в том, что азиатская страна зависит от Соединенных Штатов, так как ей постоянно приходится согласовывать производство деталей и двигателей. Своих научных и технологических ресурсов у Японии пока не хватает, хотя правительство много инвестирует в создание собственных предприятий по изготовлению такой продукции.
Государство омывается водами Тихого океана и морей, поэтому в нем развито и судостроение. Им занимаются известные компании — Сасебо и Мицубиси. Их филиалы и заводы расположены на побережьях. Но в последнее время они стали производить меньше кораблей, так как спрос на такой вид транспорта падает начиная с 1980-х годов. Оставшиеся заводы выпускают судна по заказам ВМФ и частных предпринимателей, а их еще достаточно для того, чтобы обеспечить работой жителей прибрежных городов.
Начало 18 века
Первые данные об истории Японии этого периода историки черпают из записей мореплавателей и торговцев. Самыми ценными для исторической науки считаются записки Дж. Харди – английского торговца и писателя. Он писал: «Мы увидели страну необычайной красоты с высокоразвитой культурой. Она обладала сильной армией и национальной идеей, однако, в сфере экономики уже начали прослеживаться первые проблемы: народ был беден, правящая верхушка купалась в золоте. Япония в 18 век.».
Первая попытка справиться с нестабильным социально-экономическим положением страны принадлежит сегуну Ёсимунэ (1716-1745 гг.). Он вошел в историю, как автор реформ Кёхб:
- Административная реформа. Администрацию сегун решил оставить без изменений. Верховный владыка приказал заменить около 80% состава администрации, сделав ее более гражданской (уволил самураев и даймё).
- Финансовая реформа. Появилась должность министра финансов. Ответственный человек контролировал финансовую деятельность городских магистратов и бакуфу. В обязанности министра финансов также входило поиски схем по улучшению структуры управления.
- Борьба с излишествами. Сегун приказал убрать с дворца роскошь, богатую пищу, ленивых самураев, азартные игры и запретил пышные торжества.
- Борьба с коррупцией. За взятку назначили смертную казнь. Кроме этого, со всех родственников брался огромный штраф за то, что не научили своего ближнего морали и честности.
- Политика экономии государственных средств. Ёсимунэ сократил количество гокэнин и хатамото (местных управленцев, которые находились на пособии государства).
- Приказал увеличит площади посева риса. Также Ёсимунэ учредил систему награждений за лучшие рисовые поля. Такая политика позволила навсегда избавиться от проблем с продовольствием и заложила фундамент для открытия Японии.
Импорт и экспорт
Территория Японии бедна полезными ископаемыми. Поэтому основной статьей импорта является сырье. Особенно это касается энергоресурсов. Практически весь объем потребляемых углеводородов ввозится из других стран. При этом половина нефти поставляется с Ближнего Востока. А газ – из Малайзии, Австралии, Индонезии. Также ввозится уголь – из Австралии, Индонезии и Китая. Топливо составляет около 40% всего импорта страны. Причем его закупка осуществляется по довольно высоким ценам
Другой важной статьей импорта являются металлы и металлопрокатные изделия. Все это делает государство зависимым от поставок сырьевых товаров
Особым фактором риска здесь можно назвать ввоз нефти из нестабильного ближневосточного региона. Чтобы решить данную проблему, Япония долгое время строила атомные станции, доведя их долю в энергобалансе страны до 10%. Но авария на Фукусиме в 2011 г. затормозила этот процесс.
Второй по объему (после сырья) категорией импорта является компьютерная техника, простые микросхемы и различное оборудование.
Также ввоз продуктов питания превышает объем продаж за рубеж.
Главная статья экспорта Страны восходящего солнца – машины и различные комплектующие к ним. Причем японские автомобили славятся своим качеством и долговечностью. Данная отрасль до 90-ых годов была крайне конкурентоспособной, что приводило к торговым конфликтам с Америкой. И поскольку страна политически зависит от Америки, то разрешение конфликтов часто происходило не в пользу Японии.
Большую долю экспорта занимает и различное высокотехнологичное оборудование (помимо машин), бытовая техника, оргтехника, сложные микросхемы и компьютеры.
Металлургическая промышленность и химическая промышленность также поставляют много продукции на внешние рынки – в том числе металлопрокат и готовые нефтепродукты.
Японию можно назвать экономикой высоких переделов. То есть страна закупает сырье и производит из него много продукции с высокой добавленной стоимостью.
Основные торговые партнеры Японии: Китай (19% японского экспорта и 22% импорта), США (18% экспорта и 9% импорта), Южная Корея (8% экспорта и 5% импорта), Австралия (2% экспорта и 6% импорта), Саудовская Аравия (1% экспорта и 6% импорта), а также страны Евросоюза (особенно Германия) и Ближнего Востока.
Особенности экономико-географического положения
Япония расположена на 4 крупных островах – Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также на более чем 6 тысячах более мелких. Ее общая площадь составляет 378 км2.
Недра Японии бедны полезными ископаемыми. На ее территории ведется добыча преимущественно:
- известняка;
- серы;
- нефти;
- цинковых и свинцовых руд;
- каменного угля.
Особенности экономики Японии являются прямым следствием того, что она находится в центре Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Этот фактор открывает перед страной широкие перспективы участия в международном разделении труда.
Несмотря на недостаток природных ресурсов (сырье для большого количества промышленных отраслей завозится из-за рубежа), Япония занимает лидирующие позиции в некоторых производственных отраслях. Например, по объемам выплавки стали в мировой черной металлургии на ее долю приходится 23 %.
А словосочетание Made in Japan твердо ассоциируется с высоким качеством разнообразных товаров.
Период 1970—80-х годов. Направления развития
В 70-е годы начался новый этап в развитии японской экономики. Резкий рост цен на сырье и энергетические ресурсы на мировых рынках создал новую ситуацию для ресурсоемких отраслей, а начавшийся с середины 60-х годов рост реальной заработной платы начал подрывать конкурентоспособность трудоемких отраслей. До 70-х годов Япония была практически единственной среди промышленно развитых государств страной с дешевой рабочей силой. Действие прежних факторов, способствующих высоким темпам экономического роста, выявило структурное отставание японской промышленности, и национальное хозяйство вынуждено было переходить к энерго- и материалосберегающим технологиям, к опережающему росту наукоемких отраслей. Поворот к новому типу воспроизводства был также связан с повышением роли услуг.
Доля обрабатывающей промышленности в структуре валового внутренне-го продукта повышалась до начала 70-х годов (36,8% ВВП в 1970 г.), после чего она стала понижаться и, в 1995 г. составила 24%. В рамках обрабатывающей промышленности произошли серьезные сдвиги. Возросла доля машиностроения с 30,7% в 1960 г. до 45% в 1990 г. и 56,5% в 1993 г., прежде всего за счет электротехнических производств. Доля текстильной, деревообрабатывающей промышленности значительно сократилась.
В течение всего времени происходило сокращение доли сельскохозяйственного производства (1960 г. — 12,9%, 1995 г. — 2,1%). При значительных сдвигах сельское хозяйство осталось трудоемким с относительно низкой производительностью труда и более высокими издержками в сравнении с другими развитыми странами. Оно сохраняет земледельческое направление (выращивание риса) с преобладанием мелкотоварных крестьянских хозяйств.
Переход к новому типу воспроизводства сопровождался развитием само-стоятельных научно-исследовательских работ. Значительно возросли усилия государства и компаний не только в прикладных, но и в фундаментальных исследованиях в таких областях, как использование атомной энергии, освоение космического пространства, разработка информационных систем. Расходы Японии на НИОКР возросли с 2,1% в 1975 г. до 6,1% в 1985 г. и до 2,8% национального продукта в 1994 г. Особенно значительны они в электронной промышленности, точном приборостроении, достигая соответственно 6 и 5% от объема продаж этих отраслей. По объему НИОКР Япония сократила разрыв с США. Если в 1980 г. японские расходы достигали только 1/3, то в 1994 г. — уже 4/5 американского уровня. В результате произошедших сдвигов в производительных силах Япония превратилась в одного из крупнейших в мире производителей роботов (свыше 50% мирового производства), полупроводников (свыше 40%), легковых автомобилей, судов, станков, резины, стали, холодильников, стиральных машин. Сохраняя ведущие позиции в производстве традиционных товаров, она уступает только США в развитии наукоемких производств.
В течение длительного времени ВВП был единственным критерием развития японской экономики. Считалось, что экономический рост автоматически ведет к повышению благосостояния, поэтому специальные меры в этой области откладывались, пока страна не достигнет уровня других стран. В 60-е годы около 60% государственных инвестиций шло на развитие промышленной инфраструктуры и лишь незначительная часть вкладывалась в социальную сферу.