Регион древнего междуречья (месопотамии)
Содержание:
- География
- Многолетний полив
- Почему именно Месопотамия стала колыбелью цивилизации?
- Культура и общество
- Восстания и междоусобицы.
- История возникновения государств
- Возникновение рабства.
- Вавилон как символ
- Презентация на тему: » Доброе утро!. Проверка знаний Покажите на карте территорию Междуречья. Покажите на карте территорию Междуречья. Чем занимались жители Междуречья? Чем.» — Транскрипт:
- Шумеры
- Ассирийская культура и религия
- Вавилонское царство
- Письменность
География
Месопотамия (др.-греч. Μεσοποταμία «Междуречье») — область в Передней Азии между реками Тигр и Евфрат. Как географическое целое образована Месопотамской низменностью — неглубокой впадиной между Аравийским плато и Иранским нагорьем. Границы Месопотамии на севере: горы Армянского нагорья, на юге — берег Персидского залива, на западе — Сирийско-Месопотамская степь, на востоке — Иранское нагорье. Выделяют две части страны — Верхнюю (Северную) и Южную (Нижнюю) Месопотамию, значительно отличающиеся по природным условиям; примерная граница между ними проходит по линии современных городов Хит—Самарра. Иногда под Месопотамией понимают всю территорию в бассейне Тигра, Евфрата и Каруна — так называемая Большая Месопотамия (англ. Greater Mesopotamia).
Верхняя Месопотамия
Ландшафт Верхней Месопотамии. Река Тигр в районе Мосула, Ирак
Верхняя (Северная) Месопотамия — занимает плато Джезире, Ассирию и прилегающие предгорья (Тавра и Загроса). Через Верхнюю Месопотамию проходит среднее течение Тигра и Евфрата и долины их притоков — рек Белих, Хабур, Большой и Малый Заб. Климат преимущественно субтропический, на юге — тропический. Джезире (Эль-Джазира, араб. «остров») — обширная равнина, пересечённая невысокой грядой Джебель-Синджар; значительная часть её покрыта cухими степями (полупустынями), переходящими на юге в голое плато — «гипсовую» пустыню. Ассирия — усеянная холмами каменистая степь с участками хорошей земли, пригодной для возделывания. Ландшафт Верхней Месопотамии сравнительно однообразен и уныл: бо́льшую часть времени он пустынен и гол, но весной покрывается травами и цветами (тюльпаны, крокусы); по берегам рек, в селениях обычны пирамидальные тополя. Лишь в предгорьях и на прилегающих горных склонах встречаются заросли кустарников (миндаль, фисташка, кизил) и рощи из низкорослого дуба, реже — хвойных деревьев. При приближении к южной пустынной зоне растительность становится редкой (преимущественно полынь) и исчезает вовсе. Наиболее плодородные земли лежат на севере (часть так называемого гористого обрамления Плодородного Полумесяца), наименее плодородные — на юге («гипсовая» пустыня).
Нижняя Месопотамия
Ландшафт Нижней Месопотамии. Река Дияла в районе Багдада, Ирак
Нижняя (Южная) Месопотамия — охватывает аллювиальную долину Тигра и Евфрата (совр. Южный Ирак); иногда именуется Ирак, Эль-Ирак (араб. العراق «берег, побережье»). Через Южную Месопотамию проходит нижнее течение Евфрата, Тигра и долина притока последнего — реки Диялы. Низкий уклон течения двух рек обуславливал частые миграции их русел, образование многочисленных рукавов, мелководных стариц, заболоченных участков; вся равнина Нижней Месопотамии сложена мощным слоем речных наносов (аллювия), остававшихся после ежегодных паводков. Климат жаркий, тропический. Высокие температуры (до 50°С летом) в сочетании со значительной влажностью, отсутствием естественной тени и обилием насекомых — переносчиков разнообразных болезней — делают Южную Месопотамию неблагоприятной для жизни человека. Исконный ландшафт однообразен: плоская равнинная пустыня, с тростниковыми зарослями у заболоченных водоемов; введение в доисторическое время культуры финиковой пальмы (основы местного, ярусного садоводства) сделали это растение обычным для Нижней Месопотамии и современного Ирака. Исконный растительный мир скудный: помимо тростника, растут тамариск, полынь; по берегам рек встречаются ивы. Главное богатство Нижней Месопотамии — аллювиальные почвы, отличающиеся особым плодородием, но их использование было возможно только с применением искусственного орошения (ирригации).
Многолетний полив
Плотное население возникло из-за тщательно продуманного орошения Вавилонской равнины, которое первоначально отвратило ее от ядовитого и необитаемого болота и сделало ее самой плодородной страной в мире. Наука ирригации и инженерия, кажется, впервые были развиты в Вавилонии, которая была покрыта сетью каналов, все они были искусно спланированы и регулировались. Три главных из них унесли воды Евфрата к Тигру над Вавилоном: канал Забзаллат (или Нахр Сарсар), протекающий от Фалуджи до Ктесифона , канал Кутха от Сиппара до Мадам, проходя по пути через Телль-Ибрагим или Кут’а. , и Царский канал или Ар-Малха между двумя другими. Последний, который, возможно, получил свое название от Хаммурапи , проводился от Евфрата к Упи или Опису, который, как показал Х. Винклер ( Altorientalische Forschungen , ii. Pp. 509 seq.), Находился недалеко от Селевкии на западе. сторона Тигра. Паллакопа, называемая в нововавилонских текстах Паллуккату, берет свое начало от Паллуккату или Фаллуджи и идет параллельно западному берегу Евфрата до Иддарату или Тередона (?) Орошает огромные участки земли и снабжает водой большое озеро неподалеку. Борсиппа. Б. Мейснер, возможно, прав, отождествляя его с «Каналом бога Солнца» в ранних текстах.
Благодаря этой системе орошения обработка почвы в Вавилонии была очень развита. Согласно Геродоту (1.193), пшеница обычно возвращалась сеятелю в двести раз, а иногда и в триста раз. Плиний Старший ( HN xviii. 11) заявляет, что он был дважды разрезан, и впоследствии стал хорошей охраной для овец, а Берос заметил, что пшеница, кунжут , ячмень , офрисы , пальмы , яблоки и многие виды очищенных от скорлупы фруктов росли одичалыми, как пшеница. все еще живет в районе Аны . В персидской поэме прославляется 360 использований пальмы (Страбон, XVI, I. 14), а Аммиан Марцеллин (XXIV, 3) говорит, что от точки, достигнутой армией Юлиана до берегов Персидского залива, был сплошной лес зелень.
Древние каналы
Местоположение большинства крупных городов, таких как Киш , Урук , Лагаш и др., Известно достоверно, тогда как расположение небольших поселений, расположенных вдоль сети каналов, реконструировать сложнее. Важным источником месопотамской топонимии является большая вавилонская энциклопедия Urra = hubullu и комментарии к ней. Эти тексты содержат списки топонимов, но требуются косвенные доказательства, чтобы соотнести их с их географическим положением. Наиболее полезной категорией текстов для этой цели являются маршруты, в которых населенные пункты перечисляются в той последовательности, в которой их проезжает путешественник.
Включены важные каналы Шумера
- Zubi канал ( Izubi , Аккадская Izubitum ), короткий покрой Тигра между местами современной Самарры и Багдадом . Поселения вдоль этого канала включали Хибаритум и Пуш.
- Irnina канал, канал присоединился к Zubi выше Push. Поселения вдоль этого канала включали Хиритум, Хурситум, Сарру-Лаба, Намзиум.
- гибил канал рассекал на юго — запад от Тигра до точки южнее пограничного города Кеша , мимо ветви , которые пошли на север , в этом городе. Гибил продолжался до Аписалы, где он пересекался с каналом Нинагина, который тек на юго-восток от Забалама. От Аписалы река Гибил перешла в Умму, где соединилась с каналом Итурунгал.
- Канал Иссиннитум уходил от правого берега Евфрата над Ниппуром и переправлялся через город Исин, а оттуда присоединялся к Евфрату в Кисурре.
- Канал Итурунгал оставил Евфрат ниже Ниппура, проходя мимо Адаба, Дабрума, Забалама, Уммы, Нагсу, Бад-Тибиры и Ларсы и между Уруком и Энеги, прежде чем снова соединился с Евфратом.
- Канал Нанагугал отходил от левого берега канала Итурунгал ниже Бад-Тибиры. Он обозначал восточную границу Ура и западную границу Лагаша.
- Канал Нинагина бежал от Итурунгала на юго-востоке Забалама, минуя Гирсу, Лагаш и Нину. Он пересекался с каналом Гибиль в Апичелле.
- Канал Сусука пролегал на юго-восток от Ура до Эриду.
Почему именно Месопотамия стала колыбелью цивилизации?
Около 6 тысяч лет назад на нашей планете произошло удивительное событие: примерно в одно время зародились две цивилизации – Египет и Древняя Месопотамия. Характер цивилизации одновременно и похож и не похож на первое древнейшее государство.
Схожесть заключается в том, что обе возникли на территориях с благоприятными для жизни человека условиями. Не похожи тем, что каждую из них отличает уникальная история (первое, что приходит в голову: в Египте были фараоны, а в Междуречье – нет).
Тема статьи, все же, государства Месопотамии. Поэтому не будем отклоняться от нее.
Древнее Двуречье – это своего рода оазис в пустыне. С двух сторон местность огорожена реками. А с севера — горами, которые предохраняют оазис от влажных ветров со стороны Армении.
Такие благоприятные природные особенности сделали эту землю привлекательной для древнего человека. Удивительным образом здесь сочетаются комфортный климат с возможностью заниматься земледелием. Почва настолько плодородна и богата влагой, что выращенные фрукты получаются сочными, а взошедшие бобовые – вкусными.
Первыми это подметили древние шумеры, которые заселили эту территорию около 6 тысяч лет назад. Они научились мастерски выращивать различные растения и оставили после себя богатую историю, загадки которой по сей день решают увлеченные люди.
Культура и общество
Экономика и Экономика
В 3-м тысячелетии (шумеры) правили жреческие князья, державшие в своих руках политическую и религиозную власть. Они также организовали канализацию земель и сельское хозяйство. Государственный бюджет был синонимом бюджета правителя, эта экономическая система называлась экономикой Ойкоса . Для этого организации требовался большой административный аппарат. Рабы, работавшие на князей-жрецов, получали натурой. Частная собственность возникла только во времена Вавилона. Задачи государства со временем были «приватизированы», т. Е. ЧАС. арендатор взял на себя работу и должен был предоставить за нее услугу (например, серебро).
Земледельцы II-I тыс. До н.э. До н.э., однако, обменивали свои продукты на продукты питания и текстиль, в которых они нуждались. Храмы и их священники имели гораздо меньшее экономическое влияние в Ассирии. Ассирийское государство терпимо относилось к частной собственности и финансировалось за счет дани и налогов. Земли принадлежали аристократическим семьям, которые делали мелких фермеров все более зависимыми. У земельной собственности было одно большое преимущество — она не облагалась налогом. Помимо владения землей, эти аристократические семьи в основном владели торговыми предприятиями.
В Вавилоне тоже были влиятельные купцы, которые со своими семьями образовывали настоящие династии. Они увеличили свое богатство не только за счет торговли, но и за счет финансовых операций. Удивительно, но в то время вроде бы не было рынков ( базаров ), чего можно было бы ожидать от восточной страны. Однако найденные документы не сообщают об этой форме торговли.
Месопотамия торговала с соседними странами. Торговые отношения на дальние расстояния простирались даже от Балтийского моря до дельты Инда . Товары привозили в страну кораблями или караванами . Первоначально караваны перевозили свои товары на ослах, начиная с 1-го тысячелетия до нашей эры. До н.э. верблюды несли товар. Лошади и повозки также использовались в небольших масштабах. Дороги существовали только со времен Новой Ассирийской империи. В Королевстве Миттани около 1400 г. до н.э. существуют традиции колесниц и тренировки лошадей, возницы на каретах. В северной Месопотамии.
Язык, письмо и числа
До 4-го тысячелетия до нашей эры. Жители Месопотамии использовали так называемые счетные камни для повседневных арифметических задач. Расширение торговли привело к развитию клинописи в 3-м тысячелетии . Первоначально шрифт состоял в основном из графических символов. Позже он стал более абстрактным. Поскольку многие люди не умели писать, они прибегали к услугам писцов . Таким образом, писатель стал уважаемым человеком в обществе .
Персонажи были нацарапаны ручками на глиняных табличках . Сначала вы нарисовали на глиняной табличке вертикальные и горизонтальные линии. Затем символы переносились в получившиеся коробки, вдавливая их в мягкую глиняную табличку треугольным концом тонкой трубки. Люди писали и читали слева направо. Так называемая клинопись появилась примерно в 2700 году до нашей эры. Их завершение. Клинопись использовалась в Месопотамии более 2500 лет, а также была найдена в Сирии и среди хеттов, а также в дипломатических архивах Египта.
Для шумеров отдельные символы обозначали целые слова, которые могли иметь несколько значений. Некоторые символы были объединены, например Б. изображать действия. Термин «еда» был представлен символами «рот» и «хлеб». Этот графический шрифт позволил людям лучше организовать повседневные дела.
С течением времени сценарий становился более сложным, отдельные символы теперь также могли представлять звуки, а несколько символов могли представлять целые предложения. Это способствовало рождению литературы, что также нашло отражение в эпосе о Гильгамеше, известном во всем регионе . До 2-го тысячелетия ни один из используемых языков не преобладал в Месопотамии. На шумерском и аккадском языках говорили одинаково . Многовековые поселения и распространение самых разнообразных арамейских племен по всему Плодородному полумесяцу сделали арамейский язык ведущим языком на Ближнем Востоке.
Шумерский язык оставался языком образованных до рубежа времен, подобно греческому во времена Римской империи или латыни в средние века.
Арамейцы также ввели алфавит , принятый финикийцами . Были написаны только согласные . В этот период для письма использовались папирус и пергамент .
Восстания и междоусобицы.
Обширное государство поддерживалось значительной частью рабовладельческой знати городов-государств Двуречья, ибо создание такого объединения было в её интересах. Что же касается народных масс Шумера, то они, несомненно, тяготились гнётом Аккадского государства и стремились освободиться от него. Сведения более позднего времени сообщают о двух восстаниях всей страны в годы старости Саргона. Последнее восстание, вспыхнувшее в результате голода, поразившего, конечно, беднейшее население, подавил, уже после смерти Саргона, его младший сын Римуш, захвативший в это время престол отца. Ниппурские надписи сохранили сведения о громадных потерях, которые несли мятежники в битвах с Римушем. Тот факт, что были убиты и захвачены в плен тысячи мятежников, говорит о том, что в восстании принимали участие народные массы.
В результате побед Римуша единство державы было на несколько десятков лет обеспечено. Сам же Римуш пал жертвой дворцового заговора, во главе которого стоял, вероятно, его старший брат Маништусу, который, очевидно, решил теперь, после подавления Римушем восстаний, воспользоваться в качестве старшего сына Саргона своим правом на престол. Пятнадцатилетнее царствование Маништусу не знало многочисленных войн, и поэтому одна и та же его надпись о победе в Эламе повторялась на нескольких памятниках. От времени Маништусу остался большой диоритовый обелиск, покрытый надписями на четырёх сторонах. Надписи сообщают о покупке царём земли и в заключение перечисляют свидетелей со стороны покупателя (царя Маништусу)—49 граждан Аккада, являвшихся наиболее крупными представителями придворной знати. Среди них назван и какой-то Урукагина—возможно, потомок царя Лагаша.
История возникновения государств
Первые государственные образования в Месопотамии появились в IV-III тыс. до н. э. Города начали строить на холмах в южной части Междуречья. Каждое образование включало в среднем 45 тыс. человек. На юго-западе были города Эрида, Ур, Ларса и Лагаш. Рядом с Евфратом располагались Ниппур и Урук. В Шумере создали несколько политических центров. Их правителей называли лугаль, или энси.
В этот период широко развивались земледелие, скотоводство и ремесло. Если судить по археологическим раскопкам, шумеры отличались высоким уровнем мастерства в металлургии. Они научились изготавливать бронзовые орудия труда. Торговцы продавали другим странам шерсть, зерно и финики, чтобы получить золото, камни и другие полезные ископаемые, которыми была бедна Месопотамия.
В середине XXV в. до н. э. Лагаш разгромил город Умму. Несмотря на победу, в городе творился беспорядок. Народ ущемляли в экономических и политических правах. Они восстали против правительства и выбрали себе нового энси. За 6 лет правления владыка провёл несколько важных реформ, которые сегодня считаются самыми древними правовыми актами в социально-экономической сфере.
Облегчению жизни населения способствовали такие реформы:
- снижение платы за проведение религиозных обрядов;
- отмена некоторых налогов с ремесленников;
- уменьшение повинности на оросительных сооружениях;
- восстановление судебной организации в сельских общинах.
Возникновение рабства.
Уже в период разложения первобытно-общинного строя шyмерские племена использовали рабский труд (упоминания о рабынях, а затем и рабах имеются в документах с периода культуры Джемдет-Наср), но использовали его в весьма ограниченных размерах. Первые ирригационные каналы прорывали свободные члены общин, но развитие ирригационного хозяйства большого масштаба потребовало значительного количества рабочей силы. Над созданием ирригационной сети и в дальнейшем трудились в порядке повинности и свободные представители общества, но на землекопных работах всё больше использовался труд рабов.
К работе по искусственному орошению города-победители привлекали и население покорённых общин. Об этом свидетельствует отражающая условия начала [II тысячелетия эпическая поэма о паре Киша Акке и царе Урука Гильгамеше, согласно которой царь города Киша требует от города Урука рытья больших и малых водных бассейнов во всей стране. В таком случае население зависимого города фактически превращалось в подневольных людей.
Положение рабов в древнейшем шумерском обществе было чрезвычайно приниженным. Раб часто назывался иги-ну-ду — «не поднимающий глаз», т. е. держащий глаза опущенными перед свободными людьми. Рабов приносили в жертву богам и умершим царям.
Вавилон как символ
Вавилон () —
столица Вавилонской монархии — своим грозным величием, блеском своего
культурного богатства и глубиной нравственного упадка произвела на воображение
человечества, и особенно на , такое неизгладимое впечатление, что имя
её сделалось вообще синонимом всякого большого безнравственного города.
У позднейших
писателей, а именно христианских, название «Вавилон» нередко употребляется в
таком таинственном смысле, который и доселе составляет предмет спора для
толкователей и исследователей. Так, много рассуждений возбуждало одно место в 1
Послании , где он
говорит, что «приветствует избранную церковь в Вавилоне». Крайне трудно
определить, что именно здесь разумеется под Вавилоном, и весьма многие,
особенно латинские писатели, утверждают, что под этим именем ап. Пётр разумеет , на чём даже основываются известные
притязания как преемников
ап. Петра.
Но особенно
замечательный пример таинственного употребления имени Вавилона находится в
Апокалипсисе, или Откровении ап. Иоанна (с конца XVI гл. по XVIII). Там под
именем Вавилон изображается «город великий», играющий огромную роль в жизни
народов. Такое изображение уже нисколько не соответствует месопотамскому
Вавилону, давно потерявшему к тому времени своё мировое значение, и потому
исследователи не без основания понимают под этим названием великую столицу , , в истории западных народов занимавший такое
же положение, какое раньше в истории Востока занимала столица .
В
Вавилон — символ белой цивилизации.
Презентация на тему: » Доброе утро!. Проверка знаний Покажите на карте территорию Междуречья. Покажите на карте территорию Междуречья. Чем занимались жители Междуречья? Чем.» — Транскрипт:
1
Доброе утро!
2
Проверка знаний Покажите на карте территорию Междуречья. Покажите на карте территорию Междуречья. Чем занимались жители Междуречья? Чем занимались жители Междуречья? Как называется письменность Древнего Двуречья, Египта и Финикии? Как называется письменность Древнего Двуречья, Египта и Финикии? Чем отличается алфавит от других видов письменности? Чем отличается алфавит от других видов письменности?
3
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
4
Месопотамия Двуречье, Междуречье, природная область в Западной Азии, в бассейне рек Тигр и Евфрат
5
Вавилон Древний город в северной части Двуречья на берегу реки Евфрат. Центр всего Древнего мира. Слово «Вавилон» («Бабили») означает «Врата Бога».
6
Хаммурапи Шестой царь первой династии Вавилонии, правил в 1792 – 1750 гг. до нашей эры. Выдающийся государственный деятель Изворотливый и хитрый дипломат Крупный полководец Мудрый законодатель Расчетливый и умелый организатор
7
Хаммурапи создал один из древнейших сборников законов. Текст законов, выбитый на каменной плите, был найден французской археологической экспедицией в Сузах (Иране) в 1901 году. Некоторые статьи законов касались частной собственности, недвижимости, торговли, деловых отношений, семьи, работы. В основе многих законов лежит известный принцип «око за око, зуб за зуб». Стела с законами Хаммурапи
8
Шамаш и Хаммурапи Фрагмент стелы с законами Хаммурапи. Около 1750 года до н.э. Шамаш – бог Солнца и справедливости в Месопотамии. Бог Солнца даровал Хаммурапи законы, которые он должен был передать своим подданным. От богов же царь получил страну и власть.
9
Законы Хаммурапи Свод законов, установленных царем Хаммурапи, которые по его приказу были высечены на каменном столбе. Законы включают 282 статьи по различным вопросам жизни людей.
10
Клинопись Особое письмо в Междуречье – клинообразные значки, которые рисовали на глине при помощи заостренной палочки. Клинописный текст законов
11
Законы Хаммурапи ( копия)
12
Ответственность за дачу ложных показаний суровая, чтобы люди не смели лгать перед судом. Суровые законы помогают бороться с преступностью.
13
Не все в Вавилонии были равны перед законом. Когда говорилось «человек», имелись в виду лишь свободные люди. А ведь имелись еще и рабы. И если раб оскорблял свободного человека, то по закону ему отрезали ухо. Не язык или пальцы, а именно ухо, чтобы не лишить раба возможности трудиться и отвечать на вопросы господина. Убежать с отрезанным ухом было невозможно: все знали – это раб, к тому же строптивый.
14
Основа хозяйства – соседские общины землевладельцев. Законы поощряли труд честный и кропотливый. Законы Хаммурапи поощряли и защищали частную собственность.
15
Законы Хаммурапи: Защищали права детей Приемные дети могли вернуться к своим родителям Дети должны уважать и почитать своих родителей
16
Законы Хаммурапи – один из известнейших во всемирной истории сборник законов. Хаммурапи выступил в роли земного бога – судьи, справедливо решающего спорные вопросы.
17
Суд царя Хаммурапи
18
Домашнее задание: 1. Прочитать параграф Устно подготовить ответ на вопрос 3
19
Всем спасибо за урок!
Шумеры
Шумер — ,
существовавшая на юго-востоке в —
Шуме́ры — , заселявший Южную Месопотамию (междуречие и на юге
современного ) на заре исторического
периода. Самоназвание народа — черноголовые.
Шумерам принадлежит изобретение ,
возможно — колеса, гончарного круга, обожжённого кирпича, системы орошения.
Происхождение
шумеров является предметом дискуссии. В качестве одной из предполагаемых «прародин»
выдвигаются горы к востоку от . Не
исключена возможность местного происхождения шумерской цивилизации, как
результат развития предшествующей ей . В эпосе
шумеров упоминается их родина, которую они считали прародиной всего
человечества — остров . имеет
агглютинативную структуру, но так и не удалось достоверно отнести ни к одной из
известных языковых семей, хотя ряд исследователей доказывают родство с , и, в частности, с .
Ассирийская культура и религия
Здесь снова можно проследить связь с шумерской культурой. Разговаривали ассирийцы на северном диалекте аккадского языка. В школах изучали литературные произведения шумеров и вавилонян; некоторые нравственные нормы древних цивилизаций были приняты ассирийцами. На дворцах и храмах местные архитекторы изображали смелого льва, как символ военных успехов империи. Ассирийская литература, опять же, связана с походами местных правителей: цари всегда описывались как отважные и смелые люди, а их противники, напротив, показаны трусливыми и мелочными (тут можно заметить очевидный прием государственной пропаганды).
Вавилонское царство
На юге Месопотамии (территория современного Ирака) между Тигром и Евфратом образовалось древнее царство Вавило́ния или Вавило́нское ца́рство, возникшее в начале второго тысячелетия до н. э. и утратившее независимость в 539 году до н. э. Столицей царства был город Вавилон. Семитский народ амореи, основатели Вавилонии, унаследовали культуру предыдущих царств Шумера и Аккада. Государственным языком Вавилонии был письменный семитский аккадский язык. Вавилон возник на месте древнего шумерского города Кадингир. В переводе с шумерского языка «Врата Бога». Первое письменное упоминание о Вавилоне содержится в записи аккадского царя Шаркалишарри, который правил в 2200 – 2176 годах до н.э. Расцвет Вавилона приходится на период наибольшего расцвета Нововавилонского царства (626—538 до н. э.) при царе Навуходоносоре втором(604—561 до н. э.). В Вавилоне появляются новые богатые архитектурные постройки, мощные оборонительные сооружения. Ведутся успешные войны с Египтом. Последний правитель эпохи Набонид, столкнувшись с ростом могущества персидского царства Ахеменидов, не удержал позиции. В итоге Вавилон был завоеван персидским царем Киром вторым. В 539 году эпоха Вавилона прекратила свое существование.
Письменность
Вы уже поняли, что в древних городах буквально все делали из глины. Из глины возводили храмы, из глины строили дома. Утварь в этих домах была тоже глиняная, и детские игрушки тоже, и, вы не поверите, писали местные жители тоже, опять таки, на глиняных табличках.
Изготавливались таблички так: сначала они формировались из сырой глины, а далее на них писец начинал уже записывать какую-то нужную ему информацию. Сами понимаете, что выписывать какие-то особо сложные знаки на сырой глине несколько затруднительно, поэтому письменность была весьма и весьма специфическая, в виде клинышков. Ученые так и называют ее клинопись. Если записи были важные, их сохраняли, их обжигали, и подобные книги становились практически вечными. А если записи были не нужны, то очень просто их можно было стереть.
Самые ранние из обнаруженных клинописных записей принадлежат храмовым чиновникам. Дело в том, что хозяйство храма было весьма обширным, и нужно было записать сколько зерна, сколько масла, сколько молока в нем произведено, сколько пошло работникам, а сколько осталось в хозяйстве храмов.