Дмитриевский собор во владимире: режим работы 2020 и стоимость билетов, история и официальный сайт

Внешний облик Дмитриевского собора

Дмитриевский собор отличает ясность композиции. По своему типу он близок храму Покрова на Нерли. Представляет собой классический крестово-купольный трехапсидный храм, одноглавый и четырехстолпный. Будучи центром великокняжеского дворца, он воплощал собой идею могущества великокняжеской власти.

По теме: «Боголюбово, храм Покрова на Нерли и разлив на Клязьме»


Дмитриевский собор, южный фасад

Собор построен из белого камня — известняка. Фасады четко делятся на три яруса. Нижний лишен убранства, так как в прошлом был закрыт галереями. Аркатурно-колончатый пояс второго яруса богато орнаментирован. Он как бы отделяет «земную», нижнюю часть храма от верхней, «небесной», материальное и духовное. Верхний пояс и цилиндрический барабан богато украшены резьбой. Резьбой также украшен и барабан, который венчает шлемовидный золотой купол. Неслучайно собор называли «каменной поэмой», «драгоценным ларцом».


Дмитриевский собор, деталь западного фасада

566 резных камней украшают стены собора. Их можно рассматривать бесконечно: фантастические растения и животные, люди. Не все из них дошли до нашего времени в своем подлинном виде — многие рельефы были восстановлены в XIX веке или собраны из разобранных башен. Знаток искусства углядит здесь немало иноземных мотивов — распространенных некогда на Балканах, Византии, Западной Европе.

Южный фасад украшен композицией «Вознесение Александра Македонского на небо», сюжета, чрезвычайно популярного в Средние века в христианском мире. Северный фасад украшает рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Западная стена иллюстрирует подвиги Геракла. В декоре всех трех фасадов храма присутствует фигура царя Давида, который, по мнению ряда исследователей, предвосхищает образ Христа. По мнению других исследователей, это царь Соломон.

Когда рассматриваешь резные скульптуры, то не всегда можешь найти аналогии из реального мира. Скорее, это фантастический горний мир, населенный неведомыми существами. В то же время встречаются и вполне узнаваемые земные персонажи.

Весь собор пронизан символизмом. Так, например, птицы символизируют семью, львы — государство, львиные маски по верху барабана символизируют княжескую принадлежность собора.


Дмитриевский собор, деталь западного фасада


Дмитриевский собор, деталь аркатурно-колончатого пояса


Дмитриевский собор, деталь аркатурно-колончатого пояса

Особенности собора

Храм был построен по византийскому типу: четырехстолпный и трехапсидный. Венчает храм позолоченный купол, на котором стоит медный золоченый крест. Все здание было выполнено из белого известняка. Согласно историческому источнику «Повести временных лет» князь Всеволод пригласил для работы над строительством русских зодчих. Он не выписал из-за границы иностранных мастеров, как это делали другие представители княжеского титула.

Но отделкой здания занимались не только отечественные архитекторы. Им помогали греческие резчики. В связи с этим в украшении Дмитриевского собора можно разглядеть элементы, которые были свойственны базиликам западного средневекового мира.

Фасад собора разделён на три яруса. Первый, нижний, не имеет украшений. Второй ярус, колончатый пояс, щедро украшен белокаменными узорами. Главной темой всех изображений является тема власти.

Это раскрывают четыре композиции, помещённые на стенах здания:

  • Пророк Давид, как псалмопевец, пастырь и царь, символизируется с Иисусом Христом на восточном фасаде.
  • Полет Александровна Македонского. Это изображение на южном фасаде рассказывает историю о вознесении его на небо.
  • Северный фасад окрашен композицией, на которой представлен сам создатель храма — князь Всеволод. Вокруг него собрались его многочисленные сыновья.
  • На западном фасаде выполнены «Подвиги Геракла».

Все эти украшения проводят параллель: Владимирский князь как идеальный правитель. Вырезанные фигуры таких животных, как орлы, львы и барсы также являются элементами, означающими власть.

Третий ярус собора полностью украшает резьба, для которой использовалось 566 резных камней. Вместе они составляют интересное изображение мифических и реальных образов, стоящих рядом друг с другом.

Однако если раньше, при возведении храма, сюжеты рельефов были понятны каждому, то спустя всего несколько веков, их задумка стала тайной для обычных людей. И только историки и искусствоведы смогли восстановить почти потерянный смысл украшений.

Полезно знать! Внутреннее убранство собора по сравнению с внешним не производит сильного впечатления на посетителей. Раньше стены собора могли гордиться своими древними и красивыми фресками «Страшного суда». Однако множество пожаров и реставраций привели к тому, что храм потерял свою былую красоту.

Исследователям и искусствоведам удалось сохранить лишь несколько изображений:

  • Двенадцати апостолов, помещённых под хорами в центральном своде. Позади святых судей стоят ангелы.
  • На малом своде картины, показывавшие сцены Рая. Здесь апостол Пётр ведет свою жену к вратам, престол занимает Богоматерь, а также здесь присутствуют Авраам, Исаак и Иаков.

Краткая история

При Всеволоде Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество достигает наивысшего могущества. В ознаменование расцвета Владимирской земли Всеволод решил построить на княжеском дворе, в сотне метров от Успенского собора свой «личный», придворный храм.

Дмитриевский собор с высоты птичьего полёта

Между 1194 — 1197 годами князь воздвиг церковь, украшенную белокаменной резьбой, и освятил её в честь своего небесного покровителя — Дмитрия Солунского. В те времена князья носили два имени: княжеское и христианское, данное при крещении. Всеволоду досталось имя Дмитрий. За многодетность Всеволод получил прозвище «Большое Гнездо». Ко времени строительства собора у князя родился сын Дмитрий, что стало ещё одним поводом освятить храм в честь великомученика Дмитрия.

Общий вид на Дмитриевский собор

Архитектура и убранство сооружения

По архитектурному стилю собор характерен для владимирского зодчества 12 века в технике белокаменного строительства. Храм построен из блоков известняка.

Внешний вид

Собор четырехстолпный, с одной главой и тремя апсидами. Ранее его окружали галереи с лестничными башнями, они вели прямо в княжеские покои. По ним князь с семейством ходил на богослужения.

Фасад делится на 3 яруса:

  1. Нижний ярус лишен украшений, так как там бала галерея.
  2. Средний ярус – это фриз из непрерывных декоративных арок (аркатурный колончатый пояс).
  3. Верхний ярус – сплошной ковер каменной резьбы, который продолжается и на барабане.

На барабане расположился золоченый купол, похожий на богатырский шлем. На нем стоит большой, широкий крест из золоченой меди, щедро украшенный кружевным узором. На кресте закреплен флюгер в виде голубя. Он символизирует Святой Дух.

Особенности наружного рельефа

Арки и колонны среднего яруса имеют символ перехода от земной жизни к небесной. Материальное отделяют от духовного. Они украшены фигурами святых (есть здесь русские князья Борис и Глеб, апостолы Петр и Павел), мифическими животными (львы с расцветшими хвостами, гуси с переплетенными шеями), растительным орнаментом.

Верхний ярус, словно каменная древняя книга с картинками, рассказывающая старые истории и легенды:

  1. Южный фасад рассказывает о вознесении Александра Македонского на небо. В средние века этот сюжет был очень популярен, его можно наблюдать на различных храмах Европы и Руси. Царь сидит в коробе, который несут по небу грифы. В руках у Александра львята, служащие приманкой для грифов.
  2. Северная сторона выходит к городу и рассказывает о самом князе. Великий князь Владимирский восседает на троне с новорожденным сыном. Его окружают остальные сыновья. Потомство Всеволода было велико — 12 детей, за что он получил свое прозвище Большое Гнездо.
  3. Западная стена, выходящая к Клязьме, повествует о Геракле и его подвигах.
  4. На всех фасадах присутствует образ Давида-псалмопевца. В его руках гусли, он поет псалмы. Он как символ самого Бога. Все: звери, птицы, люди — его слушают и восхваляют. Весь мир, сотканный из противоречий добра и зла, подчиняется Господу.

Всего рельефов около 600. Здесь вы увидите христианские образы, языческую мифологию, образы древней европейской литературы. Все сплетено в единый белоснежный каменный узор. Подлинная резьба сохранилась на западном фасаде. Остальные фигуры были восстановлены в 19 веке.

Внутреннее оформление

Внутри храм выглядит куда более скромно. Князь Всеволод приглашал для росписи собора греческих мастеров. У посетителей собора дух захватывало от непередаваемой красоты. Разрушения и пожары повредили фрески, остатки были сбиты во время реставрации 19 века. Сейчас внутри строения первозданная белизна камня, почти ничего не осталось от былого великолепия.

В 1918 году под сводами хор были обнаружены остатки фресок 12 века. Из небытия возникли потрясающие образцы древнерусской живописи. Имен художников не сохранилось. Специалисты считают, что это были русские и византийские иконописцы. Образы на фресках реалистичны, с выраженными портретными чертами. Они строги и возвышены.

По цвету роспись очень нежная, здесь в основном светло-зеленые, голубые, зеленовато-желтые, синевато-серые оттенки:

  1. На южном склоне большого свода изображены сцены Страшного суда. Вы увидите апостолов, в руках у них мерила и сферы, за ними стоят ангелы.
  2. На малом своде изображение рая «Шествие праведных в рай». Во главе апостол Петр с крестом и ключом в руках. За ним следуют праведные жены, далее ангелы.
  3. На южном склоне малого свода – сидящая в беседке, увитой виноградом, на троне Богоматерь и ангелы с праотцами.

Кое-где сохранилась белокаменная резьба с изображением улыбающихся львов.

Святыни и реликвии храма

В экспозиции музея представлены реликвии:

  • икона святого Дмитрия Солунского (копия);
  • ларец с пропитанной кровью одеждой (копия);
  • на месте иконостаса стоит четырехметровый подлинный крест, снятый с храма.

Есть в соборе еще один экспонат. Это надгробие графа В.И. Воронцова. Граф был первым губернатором Владимира. Сделал для города много хорошего и завещал похоронить себя в храме. Его сыновья выполнили завет отца.

Архитектура

В архитектурном плане собор отличается композиционной ясностью, представлен византийским типом, четырехстолпный, с тремя полукруглыми апсидами с восточной стороны.

Глава собора одна, шлемовидной формы, на высоком барабане, увенчанная шаром с 4-конечным золоченым крестом с голубем наверху. Данная форма купола является одной из примет древнерусского зодчества до XVI века.

Из романской архитектуры в храме заимствованы следующие элементы:

  • перспектива порталов и окон;
  • техника кладки;
  • декоративность ложных арок на фасаде.

Собор имеет небольшие размеры. Первоначально это была домовая церковь для князя и его семьи, окруженная длинными галереями и лестницами, соединяющаяся с княжескими покоями.

Что можно увидеть внутри собора?

Внутри для обозрения доступна уникальная фресковая живопись работы выдающихся древних мастеров XII века. А также искусные украшения капители внутренних столбов белокаменной резьбой.


Икона святого мученика Дмитрия в Дмитровском соборе

Интерес представляет собой и копия древнейшей византийской иконы святого покровителя храма

Стоит обратить внимание и на старинные входные ворота с декоративными элементами

В качестве музейных экспонатов представляют интерес следующие исторические объекты:

  • Старинная хоругвь как образец древнего золотошвейного искусства.
  • Выточенный из дерева изящный подсвечник начала XVII века.
  • Серебряная церковная утварь 1714 года, пожертвованная представителями царственной династии.
  • Древнейшее евангелие XVII века.
  • Писаная грамота 1515 года на пергаменте, пожалованная самим великим князем Василием IV Иоанновичем.
  • Надгробная плита 1804 года первого местного губернатора графа Воронцова.

Умиротворенность и торжественное спокойствие пронизывает все внутреннее убранство собора, наполняющее пространство чистотой, светом и воздухом.

Владимиро-Суздальский музейный заповедник входит в большинство туристических маршрутов древнего русского зодчества и является одним из наиболее посещаемых федеральных музеев, занимая 6-е место в рейтинге.

По статистике на сегодняшний день Дмитровский собор посетило более миллиона туристов, десятой частью из которых стали иностранные гости города Владимира.

Оформление статьи: Владимир Великий

Мостик счастья и Камень желаний

Современной достопримечательностью Дмитровского кремля является Мостик счастья. Считается, что если пройти через две большие подковы и по пяти маленьким, поддерживающим мост, улыбнется удача. По нему жених должен на руках пронести невесту во имя Веры, Надежды и Любви. Весь мост увешан замками с именами молодоженов, а ключи от них нужно бросить в воду.

Мостик счастья

Мостик счастья

Мостик счастья

Мостик счастья. Подкова

Мостик счастья

Рядом с Мостиком счастья располагается Камень желаний с вмурованной в него сломанной подковой. По преданию, конь Юрия Долгорукого здесь споткнулся о камень и сломал подкову. Об этом рассказывает выбитая на валуне надпись.

Камень желаний

Камень желаний. Сломанная подкова

Немного об истории храма

Один из владимирских летописцев, рассказывая о кончине великого князя Всеволода Большое гнездо, упоминает среди его деяний во славу земли владимирской и сооружение дивной церкви на княжеском дворе, украшенной росписями, иконами и чудесными резными узорами на камне. Точной даты строительства в летописи нет, предположительно – между 1194 и 1197 годом.

Историки считают, что задумка возведения храма возникла у Всеволода давно – во время изгнания. Его мать, византийская принцесса, из-за притеснений Андрея Боголюбского оказалась вынужденной покинуть Русь и поселиться с малолетними детьми в Константинополе при императорском дворе, где особо почитали мученика за Христову веру Дмитрия Солунского. Князь Всеволод при крещении получил его имя и считал святого своим небесным покровителем, поэтому, возглавив Владимирское княжество, осуществил давнее желание – воздвиг храм рядом со своим дворцом в его честь. Собор соединили воедино с княжескими палатами длинной галереей, огибающей его у северного, южного и западного фасадов. В 1197 году из Фессалоник в Дмитриевский собор привезли реликвии – икону, написанную на гробовой доске и изображавшую святого Дмитрия Солунского в полный рост, и небольшой серебряный сундучок, украшенный чеканкой, в котором находилась часть одежды, пропитанная кровью мученика. 

Современный внешний вид храма серьёзно отличается от первоначального: пережив опустошительные пожары в 1536 и 1719 году, а потом ещё и в 1760-х годах, собор потерял часть своих декоративных элементов. Периодически велись восстановительные работы, но они скорее наносили урон шедевральной красоте древнего православного сооружения. Так, после посещения Владимира императором Николаем I в 1834 году государю показалось состояние храма чрезвычайно бедственным и ветхим, поэтому поступил приказ произвести реконструкцию собора, в результате которой горе-мастера разобрали галерею и башни с лестницами, ведущими на хоры, которые выполняли ещё и укрепительную функцию для храма. После таких «работ» в стенах появились трещины, и здание стало практически расползаться по сторонам. Очередной этап реставрационных мероприятий едва успел спасти сам собор, однако древние фрески на внутренних стенах утеряны безвозвратно. Появился новый иконостас, винтовая лестница на хоры и калориферное отопление, позволившее вести богослужения круглогодично.

После революции Дмитриевский собор, к счастью, не постигла участь многих православных святынь, использовавшихся в лучшем случае как медицинские или образовательные учреждения. В 1918 году в здании работала Комиссия по сбережению памятников искусства, которая обнаружила под хорами чудом уцелевшие фрески, изображавшие сцену «Страшного суда». Собор передали Владимирскому музею. Восстановительно-ремонтные работы проводились периодически, даже во время войны, но их окончательный этап завершён совсем недавно – в 2004 году. Для защиты белого камня применена специальная пластическая смесь, здание снабжено водоотводными трубами, заменён крест и внутри помещения создан особенный микроклимат, позволяющий сохранить этот уникальный памятник владимиро-суздальского зодчества.

Успенский собор Дмитровского кремля

В центре Дмитровского кремля возвышается величественный Успенский собор (Собор Успения Пресвятой Богородицы). Существующее ныне здание было построено в начале XVI века (1509-1523) при князе Юрии Ивановиче, брате Василия III. Однако большинство историков сходятся во мнении, что уже на рубеже XIV-XV веков, в период княжения Петра Дмитриевича здесь должен был стоять каменный собор. Об этом свидетельствуют, в частности, белокаменные подвалы, находящиеся под подклетом существующего ныне собора.

Дмитровский Успенский собор напоминает московские Успенский и Архангельский соборы, построенные в это же время. Иконостас, украшенный ажурной растительной резьбой, относится к концу XVII века.

Успенский собор украшают изразцовые рельефы. В тимпанах средних закомар южного и северного фасадов находятся изображения Распятия. На южной стороне собора, у портала помещен изразцовый рельеф Георгия Победоносца.

В 1841 году к собору пристроили паперти в псевдоготическом стиле. В 2004 году был установлен памятник Кириллу и Мефодию (скульптор А. И. Рукавишников, архитектор Р. В. Нарский).

Успенский собор Дмитровского кремля

Успенский собор и здание гимназии

Колокольня Успенского собора

Памятник священномученику Серафиму, епископу Дмитровскому

Образ Успения Пресвятой Богородицы на Успенском соборе

Успенский собор. Деталь

Успенский собор. Деталь

Вход в Успенский собор

А далее, можно сказать, редкие фотографии. Войдя в Успенский собор я спросила у служителя, можно ли фотографировать. Он сказал, что пока службы нет, можно. Сам собор тоже оказался открытым. Я сделала несколько кадров, когда служительница, которая убирала там, сказала, что фотографировать без благословения нельзя. Я бы рада попросить благословения, но священника-то нет на месте. Закончив уборку, служительница закрыла храм.

Внутреннее убранство Успенского собора

Внутреннее убранство Успенского собора

Внутреннее убранство Успенского собора

Внутреннее убранство Успенского собора

Внутреннее убранство Успенского собора

Внутреннее убранство Успенского собора

Северный фасад Успенского собора и памятник Кириллу и Мефодию

Успенский собор

Немного об истории храма

Один из владимирских летописцев, рассказывая о кончине великого князя Всеволода Большое гнездо, упоминает среди его деяний во славу земли владимирской и сооружение дивной церкви на княжеском дворе, украшенной росписями, иконами и чудесными резными узорами на камне. Точной даты строительства в летописи нет, предположительно – между 1194 и 1197 годом.

Историки считают, что задумка возведения храма возникла у Всеволода давно – во время изгнания. Его мать, византийская принцесса, из-за притеснений Андрея Боголюбского оказалась вынужденной покинуть Русь и поселиться с малолетними детьми в Константинополе при императорском дворе, где особо почитали мученика за Христову веру Дмитрия Солунского. Князь Всеволод при крещении получил его имя и считал святого своим небесным покровителем, поэтому, возглавив Владимирское княжество, осуществил давнее желание – воздвиг храм рядом со своим дворцом в его честь. Собор соединили воедино с княжескими палатами длинной галереей, огибающей его у северного, южного и западного фасадов. В 1197 году из Фессалоник в Дмитриевский собор привезли реликвии – икону, написанную на гробовой доске и изображавшую святого Дмитрия Солунского в полный рост, и небольшой серебряный сундучок, украшенный чеканкой, в котором находилась часть одежды, пропитанная кровью мученика.

Современный внешний вид храма серьёзно отличается от первоначального: пережив опустошительные пожары в 1536 и 1719 году, а потом ещё и в 1760-х годах, собор потерял часть своих декоративных элементов. Периодически велись восстановительные работы, но они скорее наносили урон шедевральной красоте древнего православного сооружения. Так, после посещения Владимира императором Николаем I в 1834 году государю показалось состояние храма чрезвычайно бедственным и ветхим, поэтому поступил приказ произвести реконструкцию собора, в результате которой горе-мастера разобрали галерею и башни с лестницами, ведущими на хоры, которые выполняли ещё и укрепительную функцию для храма. После таких «работ» в стенах появились трещины, и здание стало практически расползаться по сторонам. Очередной этап реставрационных мероприятий едва успел спасти сам собор, однако древние фрески на внутренних стенах утеряны безвозвратно. Появился новый иконостас, винтовая лестница на хоры и калориферное отопление, позволившее вести богослужения круглогодично.

После революции Дмитриевский собор, к счастью, не постигла участь многих православных святынь, использовавшихся в лучшем случае как медицинские или образовательные учреждения. В 1918 году в здании работала Комиссия по сбережению памятников искусства, которая обнаружила под хорами чудом уцелевшие фрески, изображавшие сцену «Страшного суда». Собор передали Владимирскому музею. Восстановительно-ремонтные работы проводились периодически, даже во время войны, но их окончательный этап завершён совсем недавно – в 2004 году. Для защиты белого камня применена специальная пластическая смесь, здание снабжено водоотводными трубами, заменён крест и внутри помещения создан особенный микроклимат, позволяющий сохранить этот уникальный памятник владимиро-суздальского зодчества.

Краткая история Дмитрова

В XII веке сразу за Дмитровом начинались непроходимые леса и топи, местность, малопригодная для жилья. Город был северо-западным форпостом Владимиро-Суздальского княжества

Дмитров занимал важное стратегическое положение, прикрывая дорогу на Суздаль по рекам Веле и Дубне. Водным путем из Дмитрова, через Яхрому, Сестру и Дубну можно было попасть на Верхнюю Волгу

После того, как в 1364 году Дмитров отошел к Москве, он принадлежал одному из младших братьев московских князей. Первым князем, который жил и умер здесь, был Петр (1389-1428), один из младших сыновей Дмитрия Донского. В конце XIV – начале XV столетия в период междоусобицы между Дмитрием Шемякой и Василием Косым с московским князем Василием II Темным город неоднократно переходил из рук в руки. Последним дмитровским князем был Юрий, второй сын Ивана III. Иван Грозный в 1556 году обменял Дмитров на Старицу у князя Владимира Андреевича Старицкого. После казни последнего в 1569 году Дмитров окончательно отошел к Москве.

Дмитров много раз был разорен татарами, а в 1372 году — князем Михаилом Тверским. Своего расцвета город достиг в XVI веке, в княжение Юрия Ивановича. Согласно «Запискам о Московии» Герберштейна (1549 г.) и Дмитровской таможенной грамоте, дмитровские купцы торговали солью, рыбой, икрой, хлебом, медом, оловом, свинцом и т.п.

В 2001 году у южного входа в Дмитровский кремль был установлен памятник Юрию Долгорукому (скульптор В. М. Церковников).

Памятник Юрию Долгорукому около Дмитровского кремля

Реликвии

Святой Дмитрий почитался христианами как покровитель воинов. В его житие указывается, что он занимал должность проконсула в городе Фессалоники, который жители древней Руси называли Солунью. Узнав, что Дмитрий является христианином, император Галерий бросает его в тюрьму, а затем приказывает заколоть копьями. Тело мученика отдают на съедение диким зверям, но те не прикасаются к нему. Позже христиане города предают останки святого земле. Спустя годы император Константин приезжает в Фессалоники и на месте казни Дмитрия основывает церковь, в которой сегодня хранятся мощи святого.

Так вот, освятив свой Дмитровский собор во Владимире (описание представлено выше), князь Всеволод отправился по следам Константина и привез для этой церкви некоторые реликвии из Фессалоникского храма. Ими стали икона, изображающая Солунского великомученика, написанная на его гробовой доске, и частица одежды, на которой были капли крови святого.

Дмитриевский собор — мощевик-реликварий

Издревле святой Дмитрий почитался как покровитель воинов. Согласно житию, Дмитрий занимал должность проконсула в греческом городе Фессалоники (другое название — Солунь, современные Салоники). Помимо задач управления, проконсул должен был оборонять город от варваров и истреблять христианство.

Защищая границы, Дмитрий проявил себя как талантливый полководец, но разгневал языческого императора Галерия тем, что проповедовал христианскую веру. Дмитрия закололи копьями в тюрьме, а после казни его тело бросили на растерзание диким зверям, но те не тронули его, и христиане Фессалоник предали останки земле.

Юго-восточный фасад собора

Будучи в Фессалониках, христианский император Константин (306 — 337 гг.) на месте казни великомученика основал церковь, в которой и по сей день хранятся мощи Дмитрия Солунского. Спустя 8 веков Всеволод Большое Гнездо, создавая придворный храм, съездил в Фессалоники и привёз оттуда реликвии.

В качестве святынь Дмитриевского собора были избраны икона великомученика Дмитрия, написанная, по преданию, на его гробовой доске, и частица одежды, пропитанная кровью святого.

Северно-восточный фасад собора

История возведения собора

Владимиро-Суздальское княжество в пору правления князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо достигло зенита своей славы. «Суздальская область, еще в начале XII века — захолустный северо-восточный угол Русской земли, в начале XIII века является княжеством, решительно господствующим над остальной Русью» (В.О. Ключевский). И олицетворением этой славы должен был стать Дмитриевский собор.

Князь, получивший при крещении христианское имя Дмитрий, решил построить новый храм в честь своего покровителя, святого Дмитрия Солунского. Строительство Дмитриевского собора пришлось на промежуток между 1194-1197 гг. Возводился храм руками лучших русских мастеров, в качестве строительного материала для стен использовали белый известняк.

Из далёкого византийского города Фессалоники привезли для возведенного храма редчайшие святыни: «доску гробную» — икону с изображением Димитрия Солунского, и серебряный чеканный ковчег с «сорочкой» – кусочком одежды мученика со следами его крови.

Икона св. Дмитрия Солунского

Перед Куликовской битвой эти святыни увезли в Успенский собор Московского Кремля, где они поныне и хранятся, во владимирском же соборе сейчас остались лишь копии.

В 1237 году храм был разграблен татаро-монголами, после этого он пережил еще несколько грабежей и пожаров. Но самый большой ущерб был нанесен ему в 1837—1839 годах, когда Николай I, посетив собор и увидев, в каком состоянии он находится, распорядился срочно его реставрировать. Но «знатоки русского стиля», взявшиеся за эту работу, вместо восстановления изуродовали храм, и он начал разрушаться.

С 1919 года храм передали в ведение владимирского музея. Его известняковые стены стремительно разрушались, однако долгое время ничего по спасению храма не предпринимали, реконструкцию смогли провести лишь в 1941 году, перед самой войной.

К очередному этапу работ по сохранению каменных стен собора приступили лишь после 1974 года. А окончательную реставрацию, в результате которой храму удалось в значительной степени вернуть утраченный первоначальный облик, завершили уже в 2000-х годах. Каменные стены покрыли защитной смесью, сделали водоотливы и создали необходимый микроклимат внутри собора. Сейчас Дмитриевский собор включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Вот он, Дмитриевский собор, во всей своей красе!

Поскольку этот собор строился на территории княжеского двора и предназначался лишь для княжеской семьи, его размеры невелики, зато впечатляет богатый декор его фасада — на нем можно насчитать более 600 рельефных изображений животных, растений, мифических существ, святых. Причем, многие рельефы сохранились в своем первозданном виде, те же, которые были утрачены, восстановлены.

Фасады храма состоят из трех ярусов. На нижнем ярусе декор практически отсутствует, резьбой украшены лишь порталы.

Дмитриевский собор, 1911 год

Западный фасад

Это объясняется тем, что раньше храм с трех сторон окружала галерея, соединявшая его с домом. Заканчивалась она с обеих сторон башнями. Галерея, к сожалению, не сохранилась, а стены так и остались гладкими снизу.

Украшением среднего яруса является пояс-колоннада с богатейшим орнаментом из резных фигур.

Верхний ярус, имеющий узкие окна, сплошь испещрен резьбой.

Украшен резьбой и барабан, на котором установлен золоченый купол с ажурным золоченым крестом.

Крест на вершине купола (копия)

Крест (настоящий), хранится внутри собора

В белокаменном убранстве собора присутствует очень много мотивов, которые были широко распространены в Византии, на Балканах, да и во всей Европе. Поэтому ученые предполагают, что наряду с русскими мастерами-резчиками над каменной резьбой работали и выходцы с Балканского полуострова – болгары, сербы, далматинцы.

Однако замысел создателей восхитительной белокаменной резьбы Дмитриевского собора до сих пор до конца не изучен, расшифровка многих композиций и сюжетов является предметом споров не одного поколения ученых.

Белокаменная резьба

Дмитровский собор знаменит своей уникальной каменной резьбой, созданной лучшими русскими и сербскими мастерами того времени, собранными во Владимире.

Сегодняшнему человеку не до конца понятен смысл многих узорчатых образов и символов. Более шестисот резных каменных изображений складываются в замысловатые картины христианского мира вперемешку с языческими мифами и литературными героями.

Предполагается, что изначальной идеей скульптурного оформления собора была тема власти: Александр Македонский, царь Давид, фигуры Великих князей и их сыновей.

Под каждой из фигур вырезаны реальные и фантастические растения и животные:

  • львы;
  • голуби;
  • грифоны.

Западные стены украшают три рельефа со стилизованными иллюстрациями подвигов Геракла. Есть изображения библейского богатыря Самсона.

Главные скульптурные композиции посвящены пророку, музыканту и псалмопевцу царю Давиду — прообразу Христа. Новозаветную тему поддерживают и образы целого ряда древних христианских святых в узорных медальонах, но вырезаны они гораздо позже, в XIX веке. Выглядят они более примитивно и грубо.

Рельефы на западной стене с фигурами сидящих святых аутентичны, сняты с разрушенных башен при реконструкции. Их отличает особенная графичность и декоративность.

Среди наиболее известных и узнаваемых святых можно отметить:

  • Святого Георгия;
  • Димитрия Солунского;
  • первых святых русских князей Бориса и Глеба.

Северный фасад сохранил изображения самого князя Всеволода, создателя собора, со своими сыновьями и младшим Дмитрием на коленях.

Необходимо особо отметить композиционное разнообразие каменных рельефов: от сцен битвы с воинственными всадниками, грозными хищниками и кровопролитной борьбы до райских видений и восхваляющих Господа иллюстраций текстов псалмов. Камни очень отличаются манерой исполнения.

Отмечаются два основных типа резьбы в уборе собора:

  • высокий рельеф с большой пластичностью изображения;
  • плоский рельеф с обилием деталей и орнаментов.

Большая часть декоративных каменных барельефов дошла до нас в первозданной красоте, часть резьбы заменили во время реставрации Дмитровского собора мастерами и сотрудниками музея во Владимире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector