Буддийский храм в санкт-петербурге
Содержание:
- Другие буддийские храмы в России
- Прихрамовая территория Буддийского храма Дацан СПБ
- История строительства Иволгинского дацана
- Обитатели монастырей и их образ жизни
- История дацана
- Ширээтэ Ламы Иволгинского дацана
- Буддизм
- Достопримечательности Иволгинского дацана и его окрестностей
- Биография
- Предыстория
- Особенности архитектуры
- История дацана
- Службы и ритуалы
Другие буддийские храмы в России
Еще один известный буддийский храм России – это Хамбын Хурэ, находящийся в городе Улан-Удэ. Он представляет собой большой буддийский комплекс, состоящий из нескольких храмов и служебных зданий. При одном из них имеется университет, где студенты могут обучиться искусству рисования Мандалы. Главный храм комплекса Цогчеган-дуган был освящен в 2003 году и сегодня он регулярно проводит традиционные религиозные службы.
Также внимание паломников привлекает буддийский храм Римпоче-багша, Агинский дацан, расположенный в Читинской области, Ацагатский дацан рядом с Улан-Удэ и Дацан Баргузинской долины. В Калмыкии расположены: Храм Великой Победы, Золотая обитель Будды Шакьямуни, Гедден Щеддуп Чойкорлинг
Все они по-своему уникальны
В Калмыкии расположены: Храм Великой Победы, Золотая обитель Будды Шакьямуни, Гедден Щеддуп Чойкорлинг. Все они по-своему уникальны.
Несмотря на малый процент россиян, исповедующих древнюю восточную религию, в нашей стране все же можно найти буддийский храм. Петербург, Читинская область, Улан-Удэ и другие города имеют свои дацаны, некоторые из которых были заложены много лет назад.
В советское время древнеиндийское учение подвергалось многочисленным репрессиям, многие храмы были уничтожены, поэтому сегодня буддийской традиции в полном смысле этого слова в России не существует, а дацанов насчитывается небольшое количество. Поэтому буддисты, у которых нет возможности отправиться в храм, посещают соответствующие центры, молельные дома и ретритные центры.
Прихрамовая территория Буддийского храма Дацан СПБ
На территории при храме установлены вращающиеся красные цилиндры, или молитвенные барабаны. В тибетской традиции принято крутить эти барабаны в молитве, придавая духовному содержанию физическое подкрепление.
Но и люди, неразделяющие взгляды буддизма на мир, неищущие помощи, поддержки или удачи, найдут, чем заняться в Дацане Петербурга. Ещё с 60-х годов прошлого века здание признано архитектурным наследием Петербурга, а недавно храм пополнил Белую книгу – перечень зданий, составляющих гордость Петербурга, так что храм может принести и исключительно эстетическое наслаждение.
Тёмные стены из гранитного камня, прямые рубленые линии, тяжеловесное строение на первый взгляд давит и довлеет над окружающим пространством. Подойдя ближе, можно заметить яркую отделку Дацана, характерные орнаменты вдоль крыши и яркие многоцветные флажки, связывающие деревья на храмовой территории с самим зданием.
Во дворе живут устрашающие львы и стоят ярко-красные молитвенные барабаны, которые оживят соцсети самого привередливого посетителя. Внутреннее убранство погружает зрителя в совершенно другую реальность. Пройдя за тяжёлые двери Буддийского храма в Петербурге, легко забыть, что находишься в северном городе. Чувственно-яркие краски, многоцветные полотна и фрески украшают стены высокого здания, а во время служений монах читает молитвы, погружая слушателей в некий транс.
Буддийский храм Дацан Гунзэчойнэй в Санкт Петербурге СПБ находится на берегу реки Большой Невки. Добраться до него удобнее всего пешком от станции метро Старая Деревня – достаточно пройти железнодорожные пути и спуститься на насколько сотен метров по Липовой аллее. Пропустить это необычное сооружение при всём желании сложно.
История строительства Иволгинского дацана
Буддизм проник в Забайкалье примерно в XVII столетии, потеснив шаманизм, православие и старообрядчество. До революции на территории современной Бурятии функционировало несколько десятков буддистских дацанов, уничтоженных большевиками наряду с храмами других религий.
С историей возведения первого в Советском Союзе дацана связывают известный факт крупной денежной помощи фронту в сумме 350 тысяч рублей, собранных верующими буддистами Бурятии. Когда ламам задают вопрос по поводу разрешения на строительство монастыря, они отвечают – Сталин позволил. За несколько дней до окончания войны Постановлением Совнаркома Бурят-Монгольской АССР в местности Ошор-Булаг Иволгинской долины разрешалось сооружение буддийского храма «Хамбийское Сумэ».
Верующие со всех ближайших окрестностей потянулись к месту строительства, чтобы помочь, кто физически, кто материально, многие приносили религиозную утварь, сохранённую после разрушения храмовых зданий. В конце декабря 1945 года возведён деревянный дом, которому позже придали вид дугана с традиционно загнутыми кверху уголками крыши. В нём прошли первые службы – хуралы, а первый Цогчен-дуган построен к 1948 году, который после сооружения второго храма стал Чойра-дуганом философского факультета.
В 1951 году за Иволгинским дацаном официально закреплён участок земли. Основные храмовые сооружения монастырского комплекса возводились в 70-е годы прошлого столетия, а в 1991 году при нём основан Буддийский университет, в котором сейчас обучаются на 4 факультетах около 100 студентов-хувараков, изучающих философию, восточную медицину, иконографию, тибетский язык, а также целый ряд светских предметов – логику, историю и прочие.
Осенью 2002 года в Иволгинский дацан переместили главную реликвию российских буддистов – нетленное тело Даши-Доржо Итигэлова, бурятского религиозного деятеля, одного из выдающихся буддийских подвижников.
В нём находится и резиденция главы Буддийской традиционной Сангхи России Пандито Хамбо-ламы Дамбы Бадмаевича Аюшеева.
Исторический и архитектурный памятник, Иволгинский дацан сегодня – обязательный пункт посещения всех экскурсионных и паломнических туров по Бурятии благодаря удобному месторасположению рядом со столицей и хорошей транспортной обеспеченности.
Обитатели монастырей и их образ жизни
В середине XIX века в России был принят документ, который определял штат лам (монахов) и максимально возможное количество храмов. Это было «Положение о ламайском духовенстве Восточной Сибири».
В 34 дацанах надлежало отправлять службы 216 ламам, а их настоятели – ширээтэ, подчинялись главному Пандито Хамбо-ламе.
Пандито Хамба Лама Даши-Доржо Итигэлов
У священнослужителей могло быть 34 ученика – хуварака. Большинство духовников состояло в штате храма, но были и заштатные. Их называли служивые. Положение категорически запрещало возводить новые дацаны.
Священнослужителей-врачей называли эмчи. Только в Агинском дацане их было 60.
Ими изучались и переводились медицинские трактаты. Для лечения верующих собирались местные травы – аналоги тех, которые были в древних рецептах.
К концу XIX века всего лишь 5 храмов из 34 не занимались книгопечатанием. Остальные вели оживлённую издательскую деятельность, выпуская:
- литературу для ритуалов и обрядов,
- учебники,
- книги с популярным изложением вероучения.
Всего было около 600 наименований печатной продукции. Преимущественно она издавалась на монгольском и тибетском языках.
Дацаны обладали немаленьким имуществом, как движимым, так и недвижимым. Доходы лам складывались из:
- выручки от реализации предметов культа и печатной продукции;
- пожертвований паствы в денежном и натуральном выражении;
- денежных сумм, получаемых за аренду своих угодий и скота;
- высоких процентов за данные взаймы деньги, зерно.
История дацана
По меркам религии, которая насчитывает более 2500 лет, буддизм проник на территорию нашей страны не так давно. Первые упоминания о российских буддистах появились в XVII столетии.
При Петре I на берега Невы попали буддисты из Волжской Калмыкии и Забайкалья. Сначала их было совсем мало. В конце XIX века среди жителей города насчитывалось 75 приверженцев буддизма, а перед Первой мировой войной – 184 буддиста.
В начале прошлого века российскими буддистами руководил Агван Лобсан Доржиев. Он был официальным представителем Далай-Ламы XIII и предпринимал много усилий, чтобы сблизить Тибет и Россию. В 1900 году Доржиев прибыл в столицу страны, чтобы собрать пожертвования для монастырской школы, встретился с Николаем II и получил от императора разрешение на строительство дацана.
Вид на Буддийский храм с Приморского проспекта
Уникальный проект буддийского храма был создан талантливым архитектором и искусствоведом Гавриилом Васильевичем Барановским. Деньги на возведение монастыря пожертвовали Доржиев, Далай-Лама XIII, верующие калмыки, буряты и русские. Участок для нового дацана купили на тихой окраине, за Черной речкой.
Строительство началось в 1909 году и длилось 6 лет. Первую службу провели в еще недостроенном дацане в честь 300-летия императорской династии. В 1915 году, когда храм открыли, его священнослужителем стал Доржиев.
В те времена это был первый дацан в Европе. Создание буддийского храма в Санкт-Петербурге получило большую поддержку в странах, где издавна исповедовали буддизм. Король Сиама Рама V дружил с российским императором Николаем II. В качестве подарка тайский монарх отправил в Санкт-Петербург старинную статую Будды.
Вид на фасад Буддийского храма
К сожалению, история дацана началась с трагических событий. Питерский храм появился в неспокойные времена. С 1914 года Россия участвовала в Первой мировой войне и тратила огромные средства на содержание и вооружение армии. Многие россияне обнищали. Буддистам в Санкт-Петербурге было тяжело видеть нарастающий в стране хаос. В 1916 году они покинули город, и храм опустел.
Во время Гражданской войны дацан разграбили мародеры. Пропали библиотека буддийской литературы и собранный Доржиевым архив. С 1919 по 1921 год в культовом здании находилась казарма для красноармейцев.
В 1924 году буддийские молебны в храме разрешили, но верующих было мало. Буддийской усадьбой владела Тибетско-монгольская миссия, которой тогда покровительствовал Наркомат иностранных дел СССР.
Вход в Буддийский храм
Спокойное время длилось недолго. В начале 1930-х годов в стране развернулась кампания по борьбе с религией – «опиумом для народа». Репрессии коснулись не только христиан, но и мусульман, и буддистов.
В 1937 году, когда начался Большой террор, НКВД стал разрабатывать дело о японских разведчиках и диверсантах. Под подозрение спецслужб попали немногочисленные буддийские монахи и жившие при храме русские ученые-востоковеды. Их стали считать изменниками родины, агентами японской разведки и арестовали.
Большинство из тех, кто имел отношение к дацану, в скором времени были расстреляны. Безвинно погиб ученый, литератор и основатель бурятской письменности Базар Барадиевий Барадийн. Создатель дацана и его первый лама – Агван Доржиев в возрасте 85 лет скончался в Улан-Удэ после жестокого допроса в тюремной больнице. Оставшихся буддистов выслали в Сибирь, и они оказались в ужасных условиях лагерей для политзаключенных.
Перед войной буддийское здание отдали физкультурникам, а предметы культа отправили в Музей религии и атеизма. В военные годы в бывшем храме оборудовали мощную радиостанцию, которая использовалась для глушения радиосигналов.
Ситуация поменялась в лучшую сторону в 1960 году, когда по просьбе Юрия Николаевича Рериха храм приспособили под лаборатории, принадлежавшие Зоологическому институту Академии наук. Спустя 30 лет здание вернули буддистам.
Ширээтэ Ламы Иволгинского дацана
Шэрээтэ Лама (ཁྲི་པ་བླ་མ།)- это титул, которого удостаивается настоятель дацана (монастыря).
Значение слова Шэрээтэ Лама, исходит от понятия «лама, имеющий трон (Шэрээ ཁྲི)». В некоторых текстах, Шэрээтэ Лама трактуется, как лама, восседающий на троне в центре дугана (храма).
В «Большом словаре земли снегов (གངས་ལྗོངས་ཚིག་མཛོད་ཆེན་མོ།)» говорится: «Шэрээтэ — на языке Шаншун означает: Храбрый, духовный герой (སེམས་དཔའ།)».
В некоторых районах Бурятии Шэрээтэ Ламу называют Ламхай, это понятие исходит согласно Жаиг — уставу (བཅའ་ཡིག), в каждой сангхе по уставу есть иерархия, самый высший иерарх -это Хамбо (མཁན་པོ།), его полномочия распространяются на все дацаны.
Далее ниже следует — Дид Хамбо (རྗེ་མཁན་པོ།), он же имеет полномочия на несколько дацанов.
Потом идет Лама (བླ་མ།), под этим понятием подразумевается Ламхай-Шэрээтэ, его полномочия распространяются лишь на один дацан, далее идут Ловбон или Соржо (སློབ་དཔོན། ཆོས་རྗེ།), Гыбгы (Гэсхы) (དགེ་བསྐོས།), Унзад (དབུ་མཛད།),
Засаг (ཛ་སག) и т.д, их полномочия заключаются в одном дацане, и на определенное направление.
Семантика слова Ламхай, произносительная норма : «Лам» -Лама, наставник, «Хай» -уважительная частица.
Трон Шэрээтэ Ламы называют «львиный трон» (སེང་གེའི་ཁྲི), или же «золотой трон» (གསེར་ཁྲི).
Этот трон имеет восемь украшений:
- изображение Слона (གླང་པོ་ཆེ།), символизирующего 10 сил Будды (སྟོབས་བཅུ།),
- изображение Льва (སེང་གེ), символизирующего четыре бесстрашия (མི་འཇིགས་པ་བཞི།),
- изображение Антилопы Кришнасара (རི་བདག་ཀྲྀཥྞ་ས་ར།), символизирующей сострадание (སྙིང་རྗེ།),
- изображение Журавля (ཤང་ཤང་།), символизирующего контроль благодеяния — не благодеяния (དགེ་སྡིག་བྱ་ར།),
- изображение Лебедя (བྱ་ངང་པ།), символизирующего доброту (བྱམས་པ།),
- изображение Макары (ཆུ་སྲིན།), символизирующей милосердие (ཐུགས་རྗེ།),
- изображение Нага, Дракона (ཀླུ་འབྲུག), символизирующих мудрость (ཡེ་ཤེས།),
- изображение Гаруды (བྱ་ཁྱུང་།), символизирующей благословения, взгляды (བྱིན་རླབས་ལྟ་བ།).
Львиный трон бывает не только у Шэрээтэ Ламы, но и у Хамбо Ламы, почему же понятие Шэрээ акцентируется с Шэрээтэ ламой? Шэрээтэ Лама взял на себя ответственность за дацан, также Хамбо Лама не может бывать во всех дацанах одновременно, и Шэрээтэ Лама сам восседает на троне в центре или же выше относительно других лам.
Трон Хамбо Ламы и Шэрээтэ Ламы отличаются габаритами и числом олбоков (тюфяк, подстилка под трон), у Хамбо Ламы трон выше и шире, на нем семь олбоков, а у Шэрээтэ Лаиы пять олбоков.
Ламхай на хурале (служении) возглавляет несколько текстов, такие как Этигэл (Прибежище སྐྱབས་འགྲོ), Шибдаг дорма (Подношения яства хозяевам сакральных мест གཞི་བདག་གཏོར་མ།), Өва юрөөл (Напутствие благопожелание, посвящая заслуги བསྔོ་བ་སྨོན་ལམ།), а остальные тексты возглавляет Унзад лама.
В тибетской системе понятие Шэрээтэ имеет несколько значений:
- Гандан Шэрээтэ (དགའ་ལྡན་ཁྲི་པ།), это глава традиции школа Гелуг,
- Цогчен Шэрээтэ (ཚོགས་ཆེན་ཁྲི་པ།), это глава центрального дугана, а настоятелей этих дуганов называют Ловбон,
- Галон Шэрээтэ (བཀའ་བློན་ཁྲི་པ།) — это премьер-министр.
Список Шэрээтэ Лам Иволгинского дацана:
1. Габжа лама Янгажинского дацана Ринчин Жамьянов (1946- 1950 гг.)
2. Габжа лама Анинского дацана Бал-Самбу Раднаев (1951- 1954 гг.)
3. Габжа лама Чесанского дацана Бадма-Доржо Жамбалов (1955-1967 гг.)
4. Габжа лама Янгажинского дацана Цыден Цыбенов (1967- 1974 гг.)
5. Габжа лама Тамчинского дацана Цыренжап Бальжиров (1974- 1976 гг.)
6. Лама Кижингинского дацана Нима Жапов (1976-1980 гг.)
7. Дарма-Доди Жалсараев (1980- 1986 гг.)
8. Чимит-Доржи Дугаров (1986-1989 гг.)
9. Содбо Доржиев (1989-1991 гг.)
10. Дашинима Гармажапов (1991- 1995 гг.)
11. Дашинима Содномдоржиев (1995-1998 гг.)
12. Балдан Жамсуев (1998-1999 гг.)
13. Дагба Очиров (1999-2011 гг.)
14. Аюр Цырендылыков (2011- н.в.)
Буддизм
Буддизм — это учение, проповеданное Буддой Шакьямуни (Сиддхартхой Гаутамой) в Индии. Позднее буддизм попал в Тибет. Буддизм учит всех живых существ любить и сострадать друг другу, развивать в себе благие качества и избавляться от негативных. По-тибетски слово «будда» звучит как «сангье», и означает «тот, кто избавился от всех плохих качеств и развил в себе все хорошие качества». Буддизм учит, как избавиться от страданий сансары и обрести постоянное счастье (нирвану). Под сансарой в буддизме подразумевается не мир, населенный существами, а три яда, отравляющих сознание существ — неведение, гнев и привязанность. Избавление от этих трех ядов и есть достижение Освобождения, или Нирваны шраваков и пратьека-будд. Освобождение также называется малым путем или Тхеравадой (Хинаяной). Если же ум практика полон сострадания и любви ко всем живым существам, то он вступает на Большой Путь, или Махаяну. Он становится бодхисаттвой и развивает в себе бодхичитту (просветленный ум). Реализовав в себе полный потенциал, который заложен в каждом существе, такой человек становится Просветленным, или Буддой. Он достигает полной Нирваны. Но, полный сострадания, он не уходит в Нирвану, а перерождается в мирах сансары, чтобы вести живых существ к Просветлению.
Достопримечательности Иволгинского дацана и его окрестностей
Одна из достопримечательностей и, пожалуй, самая главная – нетленный старец, сидящий в позе лотоса практически 90 лет. Феномен, озадачивший всё научное мировое сообщество, не нашедшее объяснения тому состоянию, в котором сейчас пребывает Даши-Доржо Итигэлов.
Летом 1927 года хамбо-лама созвал своих учеников и сообщил, что уходит из жизни, но через 75 лет вернётся живым. Сел в позу лотоса и стал медитировать, а затем ушёл в нирвану. Ученики, увидев, что лама не дышит, поместили его в кедровый куб-саркофаг и опустили в подземную камеру на глубину больше 2,5 м. В 50-х и 70-х годах тело извлекали, меняли одежду, убеждались в том, что оно осталось прежним, без видимых признаков разложения, и опускали обратно.
В 2002 году, как и завещал Учитель, произвели эксгумацию трупа с соблюдением всех необходимых процедур. Все присутствовавшие судмедэксперты были поражены состоянием тела, выглядевшего просто спящим, но не дышащим. Все биохимические анализы кожи, ногтей и волос подтвердили увиденное – ткани не омертвели, а тело находится в неизвестном науке состоянии.
Итигэлова переместили в Иволгинский дацан, а вскоре соорудили для него храм. Ламы, ухаживающие за ним, говорят, что наблюдают изменение температуры тела, небольшие скачки веса в сторону увеличения и обратно, в дни особенного скопления народа он потеет.
Увидеть священное нетленное тело доступно каждому, но лишь 8 раз в году во время больших буддистских праздников. В остальные дни в храм к Итигэлову пропускают разве только высокопоставленных лиц.
Ещё одна важная святыня в Иволгинском дацане – камень с отпечатком ладони якобы самой Зелёной Тары, богини, спешащей на помощь к каждому. Говорят, если отойти от камня шагов на десять, закрыть глаза, вытянуть вперед руки, двигаться по направлению к камню и попасть своей ладонью в отпечаток Тары, то любое загаданное бескорыстное желание обязательно сбудется.
В окрестностях также находится несколько интересных мест, достойных внимания туристов и паломников. Несколько святых источников у окраин посёлка Верхняя Иволга с целебной студёной водой, говорят, наделяют силой и бодростью каждого испившего глоток влаги. Ошор-Булаг юго-западнее села ещё и связывают с легендой, рассказывающей о ламе-путешественнике, закопавшем на дне небольшого водоёма у этого источника камень силы – ошор. Из источника Булаг севернее посёлка берут воду ламы монастыря для совершения всех ритуальных служб. Ута-Булаг также обладает чистейшей студёной водой, оказывающей благотворное влияние на состояние желудочно-кишечного тракта.
В 12 км севернее Верхней Иволги находится Халютинский аршан с холодными гидрокарбонатными водами. Многие приезжают сюда подлечить своё здоровье.
В 10 км на северо-запад от селения на вершине Лысой горы располагаются святые места обо Улзытэй Ундэр. Летом к ним собираются ламы и жители ближайших деревень на обряд почитания, во время которого произносят молитвы с просьбой о дожде для хорошего урожая. А юго-западнее Верхней Иволги, примерно в 3 км от её окраины, проезжающие мимо туристы останавливаются, чтобы осмотреть трёхметровый субурган «Бунхан».
Биография
Будущий настоятель дацана родился 16 июля 1961 года. Его родное село – Нижний Бургалтай Джидинского района в Бурятии.
В 80-е годы прошлого века, будучи юношей, Буда Бальжиевич жил в Санкт-Петербурге (на то время – в Ленинграде), где окончил Индустриально-педагогический техникум. В 1991 году он стал послушником дацана Гунзэчоийнэй, а в 1993 году принял монашество.
Его духовную карьеру можно назвать довольно стремительной: еще четыре года спустя сам Пандито Хамбо Лама назначил его на пост ширээтэ родного монастыря в Санкт-Петербурге.
Однако в это время начались тяжелые для монастыря времена. Его здание и территорию нелегально захватили представители одной из городских сект, а чиновники и правоохранительные органы не предпринимали ничего в пользу законных хозяев.
Смутное время продолжалось долгих пять лет. Настоятеля иногда преследовали, вследствие чего ему приходилось скрываться. Одновременно с этим он готовил документы для судебных слушаний, но заседания постоянно откладывались, поэтому движение дела происходило очень медленно.
При этом монахи и прихожане в монастырь не допускались, за несколько лет образовалась задолженность за жилищно-коммунальное хозяйство. И хотя представители всех религиозных направлений в России поддерживали позицию буддистской сангхи, журналисты почти не реагировали на эти события.
Наконец в середине 2002 года суд вынес положительное решение в пользу буддистов, а к концу года дацан вновь распахнул свои ворота для посетителей, там заново начали проводиться службы. Стараниями ширээтэ монастырь вновь взял курс на возрождение и расширение географии буддийской мысли в Российской Федерации, восстановил былую мощь и славу. Более того, с тех пор Гунзэчоийнэй стал главным храмом буддизма в европейской части России, воплотившим духовную силу и символизм традиционной буддийской архитектуры.
Одновременно с тяжелым периодом монастыря в 2000 году ширээтэ успешно окончил обучение в Буддийском университете Даши Чойнхорлин, который находится в знаменитом Иволгинском дацане в Бурятской республике. Пять лет спустя он стал доктором философии буддизма, а еще через год удостоился аналогичной степени по мировому стандарту Оксфордской системы образования.
Благодаря настоятелю внешний фасад и внутренние покои монастыря стали реставрировать. 23 августа 2015 года был отмечен первый по-настоящему значимый юбилей – 100-летие дацана. Также Гунзэчоийнэй стал сотрудничать с важными культурными учреждениями Петербурга, в числе которых:
- Эрмитаж;
- Музей истории религии;
- Музей Николая Рериха;
- организации, непосредственно связанные с наукой.
Сегодня в самом дацане проводятся многочисленные экскурсионные программы, лектории. Настоятель сам ведет лекции для посетителей об основах буддизма. Кроме того, он написал и выпустил книгу «Лекции по философии и практике буддизма».
Здесь же, в монастыре, все желающие могут прийти к местным ламам на лечение с помощью традиционной медицины Тибета. Главнейший среди эмчи-лам, конечно же, сам Буда Бальжиевич.
В конце 2016 года он стал членом Общественной палаты Санкт-Петербурга. Надо сказать, он вообще довольно публичный человек и открыт к диалогу с прессой и общественностью. Его часто приглашают на радио, берут интервью известные печатные и интернет-издания.
Предыстория
По свидетельству летописцев Санкт-Петербурга[кто?], первые буддисты на берегах Невы появились во времена строительства Петропавловской крепости, с которой начиналась новая столица России. Это были волжские калмыки (подданные Калмыцкого ханства, вошедшего в состав России в 1609 году), трудившиеся вместе с другими работными людьми над возведением каменных валов крепости после 1706 года[источник не указан 3492 дня]. Жили они неподалёку, в Татарской слободе, расположенной за кронверком (в районе Большой Спасской улицы). О том, сколько их было и как долго они пробыли в Петербурге, сведений не сохранилось. В более поздних источниках XVIII — середины XIX веков, однако, нет упоминаний ни о калмыках, ни о каких-либо других представителях буддийской конфессии среди жителей российской столицы.
Буддийская община в Санкт-Петербурге стала складываться лишь в самом конце XIX столетия. Согласно переписи населения 1869 года, в городе проживал лишь один буддист, записавшийся разночинцем. В 1897 году насчитывалось уже 75 буддистов, а в 1910 году — 184 (163 мужчины и 21 женщина). В этническом отношении это были в основном забайкальские буряты и волжско-донские калмыки. Селились они, как правило, на Петербургской стороне (буряты) и в Литейных частях (калмыки).
Особенности архитектуры
На архитектурный стиль этих культовых заведений влияло то, что возводили их русские зодчие мастера, учитывавшие суровый климат и географические особенности местности. Первые постройки имели план в виде креста, где в северной глухой части без окон был алтарь. Здание было пятиглавым.
С южной стороны располагался вестибюль, который не давал холодному воздуху проникнуть в главный зал, в то время как в монгольские и тибетские храмы верующие заходили прямо с улицы.
Если в Тибете храмы были каменными, и их стены возводились без использования раствора, за счёт чего имели наклон вовнутрь, то в Бурятии большинство храмов были деревянными. Первым каменным дацаном стал Агинский.
Позже строители привнесли больше восточных элементов в здания храмов. Они стали ближе к квадрату по форме, многоярусными, с галереями и колоннами, с загнутой вверх крышей, как в китайских пагодах.
Кстати сказать, японские храмы тоже в большинстве своём деревянные, но строятся для вентиляции на сваях из-за сырости и угрозы наводнений.
Богатое внутреннее убранство бурятских храмов соответствовало тибетскому стилю.
История дацана
Строительство дацана Гунзэчойнэй в Петербурге инициировал бурятский лама Агван Лобсан Доржиев: он приобрел для этой цели около 3 000 кв. метров в северной части города. Несмотря на то, что официальное разрешение властей на строительство дацана было получено в 1900 году, строительные работы начались только спустя девять лет. Пожертвований самого Агвана Доржиева, а также денег, переданных на строительство храма из Тибета, оказалось недостаточно. Потребовалось время на сбор дополнительных средств среди бурятских и калмыцких буддистов.
Разработкой архитектурного проекта храма занимался специальный комитет. В него вошли не только зодчие, но и светила русского востоковедения – Василий Радлов, Сергей Ольденбург и Николай Рерих. Строительными работами руководил архитектор Гавриил Барановский.
Первое богослужение в недостроенном храме прошло зимой 1913 года. Посвятили его юбилею дома Романовых. Освящение и открытие храма состоялись в 1915 году. Примечательно, что две алебастровые статуи Будды (сидящий Шакьямуни и стоЯщий Майтрея), установленные в двух алтарях нового дацана, были подарены Санкт-Петербургу королевской семьей Сиама.
Здание храма возвели с учетом канонов классической архитектуры Тибета. Для его строительства вместо дерева или кирпичей использовался колотый гранит, что обусловило огромные денежные затраты. Также весомой статьей строительного бюджета выступила позолота и облицовка архитектурных деталей дацана. Витражи с изображениями буддийских символов выполнил сам Николай Рерих. Храм в Санкт-Петербурге и поныне считается одной из самых дорогих буддийских культовых построек Европы. В храмовый комплекс вошло общежитие для монахов и паломников.
Религиозные гонения, принесенные революцией, а также гражданская война не обошли стороной дацан Гунзэчойнэй. Последнее богослужение состоялось в 1916 году, после чего все монахи покинули город, а три года спустя дацан полностью разграбили. В итоге были утрачены уникальные культовые принадлежности, погибла храмовая библиотека, а документальный архив бесследно исчез. Здание же осталось в ведении Тибето-монгольской миссии. На некоторое время работу дацана удалось возобновить, но с приходом 35-го года, антирелигиозная политика СССР ударила по нему с новой силой. Группа лам была арестована НКВД. Во время планового ночного разгрома в храме ЧК продолжил аресты среди монахов и верующих. Под «расстрельную» статью попали и несколько выдающихся востоковедов, находившихся в дацане в ту ночь. В ноябре 1937 года был арестован основатель храма Агван Доржиев, которому на тот момент исполнилось 85 лет. Он скончался в Улан-Удэ после первого же допроса.
После жестокой ликвидации буддийской общины храмовые реликвии пополнили коллекцию Музея истории религии, а само здание было отдано под спортивную базу. Впоследствии здесь размещались радиостанция и лаборатория Зоологического института.
В 80-е годы прошлого века Санкт-Петербург посетил с визитом Далай-лама XIV, результатом чего стало решение о передаче дацана Ленинградской буддийской общине. В 1990 году в храме возобновились богослужения.
Службы и ритуалы
Ежедневно в Дацане Санкт-Петербурга читаются хуралы Сахюсан и Согчен, если на этот день не приходятся другие молебны. В зависимости от месяца и дня в храме читаются следующие хуралы:
- Балдан лхамо, позволяющий создать мощную защиту от зла, прочитывается для устранения препятствий и преодоления проблем.
- Согчен хурал — молебен о продлении жизни и преодолении различных препятствий, встречающихся на пути.
- Лмчиг нинбо — молебен, открывающий перед каждым двери к учению Будды, помогающий бороться с препятствиями, мешающими духовной практике. Также этот хурал помогает обрести спокойствие.
- Юроол — хурал для благих пожеланий, молитвенные слова о лучшем перерождении всех умерших.
- Банзарагша — молебен, посвященный благополучию маленьких и новорожденных детей, беременным женщинам.
- Намсарай — молебен, посвященный покровителю материального благополучия и благоденствия.
- Алтан Гэрэл — молебен, который способствует семейному взаимопониманию, благоденствию в теперешней и будущей жизни после перерождения.
- Сундуй — ритуал, защищающий молящихся от сглаза, порчи, проклинающих слов, болезней, наговоров, плохих снов, мистических знаков.
Помимо молебнов, в Дацане проводятся традиционные буддийские ритуалы. Некоторые из них — это полноценные хуралы, другие — отдельные самостоятельные службы. Многие ритуалы проводятся ламами по просьбе прихожан-буддистов. Также бывают частные служения, помогающие людям справиться с трудными жизненными ситуациями. Обращающиеся к ламам верующие буддисты вновь обретают способность взглянуть на проблему свежим взглядом, настраиваясь на внутренние изменения. Все традиционные ритуалы проводятся по расписанию.