Главный храм буддийской традиционной сангхи россии
Содержание:
- Мьянма
- История дацана
- Архитектурные особенности, интерьеры и святыни
- О дацанах
- Интерьер внутренних помещений
- Как вести себя в буддийском храме
- Символизм сооружений
- Япония
- Соединенные Штаты
- Исторические сведения о храмовом комплексе — Храм Махабодхи
- Место, где можно отрешиться от суетного мира
- Экскурсии в Элисту
- Borobudur, Индонезия
- Буддизм в Москве
- Таиланд
- Танкография
- Описание храма
- Открытие святыни
- Как называется буддийский храм
- Лунмынь
- Экстерьер построек
Мьянма
Пагода Шведагон в Янгоне — самая почитаемая пагода в Мьянме.
Древние пагоды построены в стиле мон , баган .
Храм Дхаммаянгьи — буддийский храм пирамидальной формы.
Монастырь Швенандо в Мандалае .
Пагода Швезигон в Багане .
- Янгон (Рангун)
- Пагода Ботахтаунг
- Пагода Каба Айе ( Пагода мира во всем мире)
- Пагода Шведагон
- Пагода Суле
Мандалайский регион
- Баган (языческий)
- Храм Ананды
- Пагода Бупая
- Храм Дхаммаянгьи
- Пагода Дхаммаязика
- Храм Гавдавпалин
- Хтиломинло Храм
- Пагода Лавкананда
- Храм Махабодхи
- Храм Мануха
- Пагода Мингалазеди
- Храм Паятонзу
- Храм Швегуджи
- Пагода Швесандо
- Пагода Швезигон
- Храм Суламани
- Ворота Тарабха
- Храм Татбиинню
- Мандалай
- Монастырь Атумаши
- Пагода Кутходав
- Будда Махамуни
- Монастырь Швенандо
- Баго
- Shwethalyaung Buddha (Лежащий Будда)
- Пагода Швемавдо
- Пяй
Пагода Швесандо (Пьяй)
История дацана
По меркам религии, которая насчитывает более 2500 лет, буддизм проник на территорию нашей страны не так давно. Первые упоминания о российских буддистах появились в XVII столетии.
При Петре I на берега Невы попали буддисты из Волжской Калмыкии и Забайкалья. Сначала их было совсем мало. В конце XIX века среди жителей города насчитывалось 75 приверженцев буддизма, а перед Первой мировой войной – 184 буддиста.
В начале прошлого века российскими буддистами руководил Агван Лобсан Доржиев. Он был официальным представителем Далай-Ламы XIII и предпринимал много усилий, чтобы сблизить Тибет и Россию. В 1900 году Доржиев прибыл в столицу страны, чтобы собрать пожертвования для монастырской школы, встретился с Николаем II и получил от императора разрешение на строительство дацана.
Вид на Буддийский храм с Приморского проспекта
Уникальный проект буддийского храма был создан талантливым архитектором и искусствоведом Гавриилом Васильевичем Барановским. Деньги на возведение монастыря пожертвовали Доржиев, Далай-Лама XIII, верующие калмыки, буряты и русские. Участок для нового дацана купили на тихой окраине, за Черной речкой.
Строительство началось в 1909 году и длилось 6 лет. Первую службу провели в еще недостроенном дацане в честь 300-летия императорской династии. В 1915 году, когда храм открыли, его священнослужителем стал Доржиев.
В те времена это был первый дацан в Европе. Создание буддийского храма в Санкт-Петербурге получило большую поддержку в странах, где издавна исповедовали буддизм. Король Сиама Рама V дружил с российским императором Николаем II. В качестве подарка тайский монарх отправил в Санкт-Петербург старинную статую Будды.
Вид на фасад Буддийского храма
К сожалению, история дацана началась с трагических событий. Питерский храм появился в неспокойные времена. С 1914 года Россия участвовала в Первой мировой войне и тратила огромные средства на содержание и вооружение армии. Многие россияне обнищали. Буддистам в Санкт-Петербурге было тяжело видеть нарастающий в стране хаос. В 1916 году они покинули город, и храм опустел.
Во время Гражданской войны дацан разграбили мародеры. Пропали библиотека буддийской литературы и собранный Доржиевым архив. С 1919 по 1921 год в культовом здании находилась казарма для красноармейцев.
В 1924 году буддийские молебны в храме разрешили, но верующих было мало. Буддийской усадьбой владела Тибетско-монгольская миссия, которой тогда покровительствовал Наркомат иностранных дел СССР.
Вход в Буддийский храм
Спокойное время длилось недолго. В начале 1930-х годов в стране развернулась кампания по борьбе с религией – «опиумом для народа». Репрессии коснулись не только христиан, но и мусульман, и буддистов.
В 1937 году, когда начался Большой террор, НКВД стал разрабатывать дело о японских разведчиках и диверсантах. Под подозрение спецслужб попали немногочисленные буддийские монахи и жившие при храме русские ученые-востоковеды. Их стали считать изменниками родины, агентами японской разведки и арестовали.
Большинство из тех, кто имел отношение к дацану, в скором времени были расстреляны. Безвинно погиб ученый, литератор и основатель бурятской письменности Базар Барадиевий Барадийн. Создатель дацана и его первый лама – Агван Доржиев в возрасте 85 лет скончался в Улан-Удэ после жестокого допроса в тюремной больнице. Оставшихся буддистов выслали в Сибирь, и они оказались в ужасных условиях лагерей для политзаключенных.
Перед войной буддийское здание отдали физкультурникам, а предметы культа отправили в Музей религии и атеизма. В военные годы в бывшем храме оборудовали мощную радиостанцию, которая использовалась для глушения радиосигналов.
Ситуация поменялась в лучшую сторону в 1960 году, когда по просьбе Юрия Николаевича Рериха храм приспособили под лаборатории, принадлежавшие Зоологическому институту Академии наук. Спустя 30 лет здание вернули буддистам.
Архитектурные особенности, интерьеры и святыни
Оригинальный храм из красно-фиолетового гранита – настоящее произведение искусства. Благодаря необычному оттенку облицовочного камня, его часто называют «Аметистовым храмом».
Вид Буддийского храма со стороны улицы Савушкина
Питерский дацан построен в соответствии с канонами архитектуры, которые использовались для соборных храмов Тибета «цогчен-дуган». В начале прошлого века Барановский европеизировал традиционный проект и внес в него элементы модерна. Здание поражает ярким декором фасадов, позолотой и красочными витражами, эскизы для которых создал известный художник Николай Константинович Рерих.
В начале истории дацана из мест традиционного распространения учения Будды – Таиланда, Тибета, Монголии и Бурятии сюда привозили редкие святыни и реликвии. В годы опустошения все буддийские артефакты были утрачены, но, благодаря спонсорам, ситуация постепенно исправляется.
В главном алтаре дацана можно увидеть скульптуру Будды высотой 2,5 м, сделанную мастерами из Монголии. По старой традиции она изготовлена из папье-маше и покрыта сусальным золотом. Изящный трон Будды из нефрита украшен фигурами мифологических существ.
Вид Буддийского храма со стороны Липовой аллеи
В зеленом саду дацана стоит красивая курильница – «байпур». Она имеет высоту 120 см и весит 230 кг. Массивную бронзовую чашу украшают буддийские символы – цветок мудрости лотос, фигура непобедимого снежного льва, мифическое существо с головой птицы – Гаруда, затейливый орнамент в виде завитков и изображение священного Колеса Учения.
Курительнцу у храма используют для возжигания благовоний. По верованиям буддистов, густой ароматный дым очищает пространство и умиротворяет злых духов.
О дацанах
Как мы уже выяснили, правильное название буддийского храма — «дацан». Изначально так называли буддийские монастыри-университеты, а в тибетском буддизме дацанами называют отдельные факультеты таких университетов. Обычно в классическом дацане было три факультета: один был посвящён изучению философии, второй — изучению медицины, а третий — тантрическому направлению в буддизме. Дацаны были особенно распространены на территории Бурятии.
До Октябрьской революции в Российской Империи насчитывалось 35 дацанов, практически все из них — в Забайкальской области и только один — в Санкт-Петербурге. Не все из храмов пережили суровые годы революции и гражданской войны, поэтому на сегодняшний день их осталось не более тридцати.
Интерьер внутренних помещений
Дворец имеет семь уровней:
- 1 уровень. Находится библиотека, конференц-зал, музей. Музей хранит до 700 исторических экспонатов. Статуэтки Будды, подаренные индийскими учителями. Одеяния жрецов, маски древних божеств. Тханки (иконы), возрастом более трехсот лет, написанные натуральными красками на минеральной основе, вышиты золотыми нитями на ткани. На некоторых остались следы крови, напоминающие о лишениях, которые пережил многострадальный народ. В 2001 году лама Сопа Ринпоче открыл миру собрание древних, буддийских реликвий. В библиотеке собрано полное собрание сочинений текстов «Ганжур», переведенных на тибетский язык. Много книг из разных стран. Конференц-зал был открыт для проведения семинаров, лекций.
- 2 уровень. Занимает просторный зал со скамьями для пришедших помолиться прихожан. По центру находится статуя будды. Изваяние покрыто сусальным золотом, украшено бриллиантами. Внутри находятся божественные мантры, благовония, злаковые растения, земля, привезенная с других районов республики. Стены расписаны живописцами тибетской школы. Использованы натуральные минеральные краски, золото. Оформляли стены еще три года после открытия. Сотни маленьких статуй, собранных в пирамиды, дополняют интерьер комнаты.
- 3 уровень. Администрация, комнаты для индивидуальных встреч монахов с прихожанами. Осмотр ведут тибетские целители, астрологи.
- 4уровень. Комнаты Тэло Тулку Ринпоче — главы калмыцких буддистов. Имеется небольшой конференц-зал.
- 5 уровень. Расположилась резиденция Его святейшества Далай-ламы Тензина Гьятцо. Посетить которые, он еще не успел. Апартаменты вмещают несколько комнат. Большой зал для индивидуального приема гостей, рабочий кабинет. Находится небольшая комната для медитации, кухня, спальня.
- 6 уровень. Служебные помещения.
- 7 уровень. Помещение для медитации, занятий йогой.
Как вести себя в буддийском храме
Войти в Буддийский храм могут все, и мужчины, и женщины любой веры, однако, существует несколько правил, которые следует обязательно выполнять:
- Перед входом в закрытое помещение буддийского храма, необходимо снять обувь или одеть бахилы
- Независимо от пола, и женщины, и мужчины снимают головные уборы
- Одежда посетителей — в рамках приличия, она не должна быть открытой и вызывающей, в шортах по монастырям ходить тоже не стоит
- Нельзя дотрагиваться друг до друга и, тем более, до монаха. Ни в коем случае посетители не должны обниматься
- Во многих монастырях имеются возвышения, предназначенные только для монахов и миряне садиться на них ни в коем случае не должны. Если Вы увидите стулья, то они, как и в православной церкви, предназначены только для пожилых людей
- Если Вам захотелось сесть, то ноги надо подвернуть под себя или сесть по-турецки и ни в коем случае не вытягивать из по направлению к алтарному пространству
- Обходить ступу или любую статую желательно по часовой стрелке
- В храме имеются емкости для пожертвований, собранные деньги идут на благоустройство территории и реставрацию здания. Оставить небольшую денежку, вместо платы за «входной билет» не возбраняется
- Фотографировать можно только во дворе дацана, внутри съемка запрещена.
В дацане Санкт-Петербурга имеется столовая, где готовят традиционные бурятские блюда — чай с молоком, буузы (мясо в тесте), суп и салат. Столовая работает ежедневно, кроме среды.
По субботам проводятся лекции по буддизму для начинающих.
Напомним, что мировым центром буддизма считается Тибет, а в России основными представителями буддизма являются буряты, тувинцы и калмыки. В настоящее время в нашей стране насчитывается около 30 дацанов (дацан — это буддийский монастырь). Лама — это религиозный учитель (монах) буддийского храма.
Символизм сооружений
Значение ступы в буддизме священно. Буддисты верят, что все посещающие это магическое строение привнесут мир и гармонию в свою жизнь. Оно помогает избавиться от пороков и, напротив, развить добродетели. Особое сакральное значение придается обходу строения в направлении восхождения и движения солнца как осуществлению особого ритуала. Таким образом можно благотворно повлиять на свою карму, позитивно воздействовать на свою жизнь.
Более действенным считается ритуал, выполняемый в виде простираний на земле. Выглядит это следующим образом. Сначала человек, совершающий обряд, укладывается на землю, затем встает и становится ногами туда, где только что было его лицо. И так до тех пор, пока не будет совершен круг. Желательно выполнить 3, 7, 11, 21 или 108 обходов. Магическое воздействие будет усилено, если при этом будет произноситься мантра «Ом Мани Падме Хум». Подробнее про символ Аум.
Ступа буддизма в Непале
Разновидности буддийских ступ
По мере того, как эти культовые сооружения буддистов стали распространяться по разным странам, постройки начали приобретать различные архитектурные особенности, необычные формы.
Так, в Тибете ступы строились по строгим архитектурным канонам с соблюдением всех пропорций. Тринадцать колец шпиля олицетворяют путь к Просветлению. Наиболее популярной тибетской ступой можно назвать Ступу Калачакры в Индии, относящейся к Тантре. Согласно ваджраянским источникам, здесь свершились поучения Будды и церемония Калачакры.
В Китае ступы имеют форму пагоды. Они прекрасно вписываются в пейзаж, так как их сооружали в горах и на берегах рек. Такое сочетание природы и архитектурного искусства стали объектами созерцания. По примеру китайских построек стали сооружать такие же пагоды в Японии, Вьетнаме, Корее.
В таких странах Юго-Восточной Азии, как Бирма и Таиланд, получили широкое распространение ступы в виде храма-пагоды. Их формы – преимущественно конусообразные со скошенными углами. Часто их украшают таким образом, чтобы они выглядели сверкающими, поэтому выкрашивают золотым цветом или выкладывают блестящей плиткой.
На острове Ява в Индонезии в период между 750 и 850 годами была построена поразительно огромная ступа Боробудур в форме мандалы. Его считают самым большим памятником буддийской культуры. Квадратный фундамент и длина одной стороны в 118 метров – её особенности. Из восьми ярусов пять являются также квадратными, а три – круглыми. На верхнем ярусе находятся 72 малые ступы, расположенные вокруг большой Ступы, выполненные в форме колоколов. Постройка мандалы символизирует буддийские представления Абхидхармы о схеме мироздания.
Япония
Эйхэй-дзи в Эйхэйдзи, Фукуи
Эйхэй-дзи
Хёго
- Антаи-дзи
- Chōkō-ji
- Энджё-дзи
- Хурин-дзи
- Hōun-ji
- Ичидзё-дзи
- Дзёдо-дзи в Оно
- Какурин-дзи в Какогаве
- Сагами-дзи
- Тайсан-дзи в Кобе
Зенцу-дзи ( место рождения Кукая )
- Мотояма-дзи
- Зенцу-дзи
Киото
Кинкаку-дзи ( Риндзай — секта Сёкоку-дзи ), Храм Золотого Павильона, расположенный в Киото . Он был построен в период Муромати .
Киёмидзу-дэра в Киото, Киото
Нара
Дайбуцу Тодаи-дзи в Наре, Нара
Хурю-дзи в Икаруге, Нара
- Аска-дера
- Дайан-дзи
- Ганго-дзи
- Хаседера
- Хокке-дзи
- Хоки-дзи
- Hōryū-ji
- Kimpusen-ji
- Кофуку-дзи
- Ōminesan-ji
- Сайдай-дзи
- Муро-дзи
- Син-Якуси-дзи
- Тайма-дера
- Тодаи-дзи
- Тошодаи-дзи
- Якуси-дзи
Шига
Конпон Чу-до из Энрякудзи в Оцу, Сига
- Эйген-дзи
- Энряку-дзи (Храмовый комплекс на горе к северо-востоку от города)
- Исияма-дера
- Mii-dera
Вакаяма
Данджогаран горы Коя
- Chōhō-ji
- Фударакусан-дзи
- Джисон-ин
-
Гора Коя
Конгобу-дзи
(Храмовый комплекс)
- Негоро-дзи
- Сейганто-дзи
Соединенные Штаты
Храм Си Лай (китайский) в Хасиенда-Хайтс, Калифорния — крупнейший буддийский храм в США.
Храм Бёдо-Ин (японский) Оаху , Гавайи .
Зал для медитации монастыря Олень Парк (вьетнамский) в Эскондидо, Калифорния .
Центр Со Шим Са Дзен (корейский) в Плейнфилде, Нью-Джерси .
Ват Бостон Будда Варарам (тайский) в Бедфорде, Массачусетс .
Центр Шамбалы (тибетский) в Боулдере, штат Колорадо .
Буддийский храм Кадампа в Сиэтле, Вашингтон .
Ват Буддхавас из Хьюстона (тайский) в Хьюстоне, штат Техас .
Daifukuji Soto Zen Mission (японский) в Хонало, Гавайи — на США Национальный реестр исторических мест .
Буддийский центр Линь Куанг (вьетнамский) в Линкольне, Небраска .
Пустой Облачный монастырь в Вест-Ориндж, Нью-Джерси .
Флорида
- Храм Гуан Мин , Орландо
- Тубтен Кунга Центр , Дирфилд-Бич
- Ват Флорида Дхаммарам , Киссимми
- Ват Монгколратанарам, Тампа
Массачусетс
- Кембриджский центр дзен , Кембридж
- Пагода мира Новой Англии , Леверетт
- Долина Зендо , Шарлемон
- Ват Бостон Будда Варарам , Бедфорд
- Wat Nawamintararachutis , Raynham
Миннесота
- Буддийская Вихара Миннесоты , Миннеаполис
- Дзен-центр Dharma Field , Миннеаполис
- Центр дзен Миннесоты , Миннеаполис
Нью-Джерси
- Буддийский храм Сибрук , поселок Аппер Дирфилд
- Центр Со Шим Са Дзен , Плейнфилд
- Монастырь Пустого Облака , Вест-Ориндж
Нью-Мексико
- Хокодзи Зендо , Арройо Секо
- Кагью Шенпен Кунчаб , Санта-Фе
- Институт Упая и Дзен-центр , Санта-Фе
- Ступа горы Зуни , Гранты
Нью-Йорк
- Монастырь Голубой Утес , Сосновый куст
- Буддийский ретритный центр Chapin Mill , Батавия
- Международный центр дзен Чогье , Нью-Йорк
- Монастырь Чуанг Йен , графство Кент
- Дай Босацу Зендо Конго-дзи , Усадьба Ливингстона
- Карма Трияна Дхармачакра , Вудсток
- Центр буддийской медитации Махамевнава в Нью-Йорке , Статен-Айленд
- Храм Махаяны в Нью-Йорке , Лидс
- Нью-Йорк Зендо Шобо-Джи , Манхэттен
- Рочестерский дзен-центр , Рочестер
- Храм Шаолинь в США , Нью-Йорк
- Still Mind Zendo , Нью-Йорк
- Храм Ваджирадхаммападип , Сентрич и гора Вернон
- Деревня Зендо , Нью-Йорк
- Дзен-центр в Сиракузах , Сиракузы
- Горный монастырь Дзен , гора Тремпер
Техас
- Американский центр бодхи , округ Уоллер
- Чуа Буу Мон , Порт-Артур
- Буддийский храм Чуа Линь-Сон , Остин
- Храм Нефритового Будды , Хьюстон
- Дзен-центр Марии Каннон , Даллас
- Ват Буддхананачат в Остине , Дель Валле
Исторические сведения о храмовом комплексе — Храм Махабодхи
Некоторые историки считают, что храм был построен или перестроен во времена Кушанского царства в I в.
Нынешний храм стоит со времен V–VI вв. н. э. В те времена он был важнейшей святыней, его курировали буддисты не только Индии, но и Бирмы, Шри-Ланки, Аракана. Махабодхи был целью паломничества, священным местом.
Восстановлен он был уже англичанами. С 1883 г. Александр Каннингэм, Дж. Д. Беглар и доктор Раджендралал Миитра вели здесь тщательные археологические раскопки в рамках Британского археологического общества. В результате храм был восстановлен в прежнем виде.
Сейчас храм снова принимает паломников
Вход в храм расположен несколько ниже площади, на которой он стоит, а склоны «стен» украшены резьбою еще времен царя Ашока, основателя первого строения Махабодхи.
Возле храма растет и дерево Бодхи, даже более знаменитое, чем сам храм.
Но каждый новый выращен из ростков старого фикуса, поэтому хранит священную традицию буддизма.
Место, где можно отрешиться от суетного мира
На третьем уровне находятся выставочный зал, комнаты монахов, администрации и кабинеты для индивидуального приема. С галереи открывается вид на статую Будды Шакьямуни. Колонны расписаны узорами, священными мантрами ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ на калмыцком и тибетском языках. Специально для проведения уроков медитации была написана большая танка «Путь освоения сконцентрированной безмятежности ума» (Шаматха). Звуки мантр и молитв пронизывают пространство всего храма.
По всему периметру зала расположены удобные кресла и диваны, здесь можно отрешиться от суетного мира, просто отдохнуть в одиночестве или с друзьями, побеседовать со священнослужителем о религии, философии, о чем-то другом.
Экскурсии в Элисту
Кроме посещения храмов интересна поездка на места цветения лотоса в Лагане. Проехать на поля можно заказав тур в Элисте. Будет интересным развлечением остановиться на озере, созерцать, купаться в этой красоте. Туристы, кто ездил оставили восторженные отзывы (программа тура в Элисту).
Посещение республики Калмыкия, оставит неизгладимый след в сердце каждого туриста, посетившего этот удивительный край. С ее природой, заповедниками, самобытной культурой. Храмами, ставшими центром возрождения религиозных, нравственных традиций. Несущими источник вдохновения, знаний для тысяч людей во всем мире.
Borobudur, Индонезия
Самый большой в мире буддийский храмовый комплекс в форме мандалы c 504 статуями Будды раскинулся в джунглях острова Ява в 40 км от Джокьякарты. В XI веке Боробудур был засыпан пеплом вулкана Мерапи и обнаружен голландцами лишь в XIX веке.
Borobudur, Индонезия
Как доехать_:_ Emirates до Джокьякарты с пересадками в Дубае и Джакарте, 27 часов, от 41 000 руб.
Где остановиться_:_ Amanjiwo, Ds. Majaksingi, Borobudur, Magelang, Central Java, +62 293 788 333, от $850.
Маршрут: пятикилометровый путь на вершину храма паломникам положено проделать, перемещаясь по спирали против часовой стрелки через все восемь ярусов комплекса.
Буддизм в Москве
Буддизм пришел в Россию вместе с племенами калмыков, которые в далёком VII веке согласились принять русское подданство, а также с тибетскими и монгольскими ламами, покинувшими родину из-за политических передряг. Именно они стали распространять тибетско-монгольские традиции буддизма на территории нынешней Республики Бурятия. Дальновидная императрица Екатерина II в 1764-м году учредила пост Пандита-хамбо-ламы, официально признав буддизм одним из государственных вероисповеданий. Два года спустя бурятские ламы провозгласили Екатерину II земным воплощением Белой Тары.
С той поры до советских времен приверженцы этой религии чувствовали себя защищенными. Но в XX веке, в советские времена, все изменилось: буддисты подверглись тем же гонениям, что и все верующие граждане. После крушения Советского Союза, в 1990-х годах, буддистские организации Бурятии, Калмыкии, Петербурга и Москвы частично были объединены религиозной организацией «Центральное духовное управление буддистов». А в 2002 году в Москве состоялась официальная регистрация первых буддистских общин столицы: свой правовой статус обрели «Московское объединение буддистов «Соломенная хижина», община «Дзогчен Шри-Синха центр» и «Буддийский центр Алмазного Пути Традиций Карма Кагью».
Сегодня в Москве изучаются и практикуются философия и медитативные техники различных тибетских школ: кагью, гелук, сакья, ньингма, бон. В различных практиках ощущается разница в способах и методах достижения просветления, в специфике обрядов, даже языке, на котором проводится служба. Тем не менее, единые фундаментальные основы позволяют буддистам разных школ присутствовать на службах в любом сообществе.
Самой активной школой тибетского буддизма в Москве считается Гелук, исторически преобладающая в России. Вторая активная школа буддизма – Карма Кагью, которая формально почти на два столетия старше школы Гелук. Официально же в Москве зарегистрированы два десятка буддистских религиозных организаций и три буддистских фонда: Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет», благотворительный Фонд содействия созданию и развитию Мемориального буддийского храма и Благотворительный фонд строительства буддийского храма в городе Москве.
Таиланд
Ват Пхра Кео в Бангкоке .
Ват Ронг Кхун в Чианграе .
Wat Phrathat Doi Suthep , Doi Suthep, Чиангмай
Вихан Ват Пхра Си Раттана Махатхат , Пхитсанулок
Ват Пхра Дхаммакая в провинции Патхум Тани .
В храме Ват Траймит находится Золотой Будда — самая большая в мире статуя из чистого золота.
Ват Пхра Си Санпхет
Ват Чайваттханарам
Аюттхая
- Ват Банг Ном Кхо
- Ват Чайваттханарам
- Ват Махейонг
- Wat Niwetthammaprawat
- Ват Пхра Шри Санпхет
- Ват Пханан Чонг
- Ват Ратчабурана
- Ват Яй Чай Монгхон
Бангкок
- Ват Бенчамабопхит (мраморный храм)
- Ват Сутхат с гигантскими качелями
- Ват Ратчанадда
- Ват Пхра Кео
- Ват Пхо
- Ват Арун
- Ват Пакнам Бхасичароен
- Ват Интхаравихара
- Ват Сакет (храм Золотой горы)
- Ват Яннава
Чиангмай
- Wat Aranyawiwake
- Ват Чеди Лиам
- Ват Чеди Луанг
- Ват Чианг Ман
- Wat Doi Mae Pang
- Ват Пхра Сингх
- Wat Phra That Doi Suthep
- Ват Умонг
Пхитсанулок
- Ват Пхра Шри Раттана Махатат Ворамахавихан
- Ват Нанг Пхая
- Ват Ратчабурана, Пхитсанулок
- Ват Сэм Руен
- Ват Гронг Гренг Рин
- Wat Laemphrathat
Танкография
Одним из примеров такого представления является изобразительное искусство.
Выполняется оно обычно на различных видах ткани:
- льняной,
- хлопчатобумажной,
- шёлковой.
Выполняется танка минеральными красками: малахитом или киноварью. Вместе с тем используются и краски из растительного сырья: корешков, лепестков.
Они смешиваются с желчью и клеем животного происхождения, для придания краске прочности. Для поверхности полотна на выходе характерна матовость и шелковистость.
Контуры или украшения божества прорисовываются золотом. Законченная работа пришивается к окаймлению, выполненному из парчи.
После этого произведение искусства освящается ламой во время специального религиозного обряда. На полотнах обычно изображаются будды, великие учителя, сцены из жизни буддийских святых и бодхисаттв, мандалы.
Танка бывают размером с книгу, а иногда занимают и всю стену храма. Тогда такое большое произведение выполняется несколькими живописцами, и трудятся они над ним от нескольких месяцев до нескольких лет.
Если танка не демонстрируется, она может быть свёрнута в свиток, что и значит это слово по-тибетски.
В Индии пользуются популярностью изображения Белой и Зелёной Тары. Они задействованы в практиках медитации на долголетие, здоровье и избавление от несчастий.
Раньше танкография была очень развита в Тибете. Но, не находя государственной поддержки, это искусство здесь стало постепенно угасать.
После того, как в середине прошлого века значительная часть тибетцев была вынуждена покинуть родные места в результате китайской агрессии, многие танкописцы поселились в Северной Индии. Вынужденно проживая в Дхарамсале, они ставят целью сохранить уникальную культуру своей родины.
Описание храма
Здание в большинстве случаев имеет крестообразную форму в своем плане. Основной, квадратный зал имел пристройки, в одной из которых располагался алтарь (северная часть), вестибюль (южная часть). Так называемые прирубы строились с восточной и западной частей света и использовались для вспомогательных целей.
Наиболее яркий и богато украшенный главный фасад располагается на южной стороне. Отличительной чертой дацанов Бурятии является вестибюль. Он имеет практическое назначение, а именно, служит своеобразным, отсекающим холодный воздух помещением. В тибетских и монгольских храмах вход в здание осуществляется напрямую с улицы.
Над каждым пристроем (объемом) строится крыша. Изначально ее края имели прямые окончания, однако позже углы начли приподнимать. Периметр строения чаще всего опоясывает галерея, находящаяся на колоннах, по которой осуществляется ритуальный обход. Алтарная северная часть здания не имеет ни окон, ни дверей.
Открытие святыни
27 декабря 2005 года прошел ритуал освящения центрального калмыцкого хурула. В главном зале для молитв возвышалась девятиметровая статуя Шакьямуни, наполненная реликвиями, мантрами. Признанная самой крупной в Европе.
Открытие, празднование приурочили к годовщине депортации всего калмыкского народа в Сибирь. По обвинению в связях с нацистами 1943 года.
На торжество были приглашены почетные гости из Бурятии, Тувы. Вместе с калмыцкими, тибетскими монахами призвали будд, защитников учения. Таким образом благословив хурул. Приехали представители других стран, многих городов России. Собралось большое количество местных жителей из столицы, других районов.
После торжественного открытия со временем предстояло еще многое сделать. Талантливые художники, приглашенные из Тибета, несколько лет занимались росписью стен храма в традициях буддийского духовного искусства. Называется древний стиль – менри.
Как называется буддийский храм
Храм Будды может иметь разные названия: дацан, или, непосредственно название самого храма, сочетающееся со словами дзи, дэра, тэра, гаран.
В том случае, если храм называют по местности или в честь основателей, то в названии присутствует тэра или дэра. Например, Асука-дэра так называется в связи с тем, что храм расположен на равнине Асука. А Татибана-дэра является храмом рода Татибана.
Если же в названии строения используется величание учителя или имя почитаемого божества, то используется дзи. Например: Якусидзи – храм Бхайшаджьягуру или будды-целителя Якуси.
Дополнительное название гаран применяют для обозначения древних храмов. С санскритского «сангхарама» – «общинное жилище».
Если в сооружении для проведения обрядов нет всего, что необходимо для такого помещения, то такое здание называется молельней.
Храм буддизма штата Махараштра
Лунмынь
В тройку главных китайских храмовых комплексов входит Лунмынь, известный также как Лунмень или Пиньинь. Это название переводится как «Пещеры из камня у ворот дракона».
Монастырь Луньмэнь, Китай
Комплекс находится в Китае, в провинции Хэнань, на десять километров южнее местечка Лоян. В конце 5-го столетия здесь протекала речка Ихе, а ее с обеих сторон окружали известняковые горы Сяньшань и Лунмэньшань. Последняя и дала название храму, который начал строиться в 495 году нашей эры, когда правило семейство Северная Вэй.
Активно возводился храм, когда у власти находилась династия Тан – с 7-го по 9-е столетие. В это время было построено больше половины от общего числа всех статуй. Завершение глобального строительства относят к рубежу 9-го и 10-го веков.
Сегодня храм отнесен в список мирового наследия Юнеско. Но даже сейчас сложно сказать точно, сколько здесь таится уникальных скульптур, фресок, произведений живописи. Несколько сотен пещер, больше 2300 гротов, 43 храма, почти три тысячи надписей и сто тысяч картин на буддийские мотивы – цифры в самом деле поражают.
К главным пещерам относятся:
- Биньян;
- Гуян;
- Фынсянь.
Здесь заключены работы выдающихся мастеров, которые воплощены в барельефах и скульптурах будд, монахов, дакинь. Среди них можно выделить пятнадцатиметровое изваяние Будды Вайрочана. Всю архитектуру хочется охарактеризовать как сочетание четких мелких деталей и мягких очертаний фасадов.
15-ти метровая статуя Будды Вайрочаны в пещерном храме Лунмэнь, Китай
Экстерьер построек
Фасады буддистских храмов, или ватов, есть воплощение нескольких видов искусства. Здесь современная архитектура сочетается с древним деревянным зодчеством, обрамляется в искусную резьбу, обставляется удивительными произведениями скульптуры и ненавязчиво вписывается в природный ансамбль, сдобренный садово-парковым искусством.
Религиозные здания буддистов часто раскинуты в природных ландшафтах: посреди лесов, на холмах, около рек и озер. Это целые храмовые комплексы под открытым небом, которые состоят из пагоды (ступы), домов для монахов, библиотеки, крематория, школы, вихарна – части вата, куда разрешается входить любому: служащему, паломнику, иностранному туристу.
Постройки невысокие, они окружены цветами и деревьями собственного сада, и только золотые шпили пагод высятся над ними.
С течением времени монастыри трансформировались и приобрели новую форму. Крупные камни и плиты обтесывали, после чего из них возводили стены без сводов. Крыши все больше вздымались вверх, будто слоями накладывались друг на друга. До нашего времени сохранились даже некоторые деревянные пагоды.
Сегодня ваты – воплощение красоты, труда многих мастеров. Все начинается с ворот, резных, деревянных или каменных. Территория ограждена от внешнего мира таким же забором или естественными преградами, например, деревьями.
Главное здание – ступа, которая заканчивается золоченым шпилем на центральной колонне. Под ней хранят те самые ценные вещи, которые остались от Будды и его последователей. Обычно ступа трех- или пятиярусная, а изгибы каждого карниза настолько изящные, что архитектуру буддистов нельзя спутать ни с какой другой.
Неотделимой частью любого вата является его магические стражи в виде скульптур. Выполненные из камня, дерева, металла, глины, они принимают форму разных животных, мифических и не совсем, например, нагов, драконов, тигров, слонов. Повсеместно встречаются статуи Будды, боддхисаттв, святых, которым всегда молились, поклонялись, приносили подношения.