Большой дворец в петергофе

Куропаточная гостиная

Забавное название эта комната получила от рисунка на шёлке, использованного для обивки стен: на голубом фоне изображены пшеничные колосья, цветы и венки, среди которых прохаживаются маленькие птицы – куропатки.

Куропаточная гостиная – своеобразная прихожая перед женской половиной дворца. Как и другие помещения, она была оформлена в барочном стиле Растрелли и перестроена Ю. М. Фельтеном. Ранее здесь развешивали изображения лучших выпускниц Смольного института благородных девиц.

Сейчас, как напоминание о тех временах, находится копия портрета Екатерины Нелидовой, выполненного в XIX веке. В центре комнаты стоит арфа, сделанная в Лондоне в филиале фирмы по изготовлению музыкальных инструментов, принадлежащей С. Эрару. Гостиная была восстановлена одной первых во время послевоенных реставрационных работ.

История дворца

Современный внешний облик ансамбля складывался больше полутора столетий. Первоначально идеи основателя Петергофа, Петра I, воплощали И.Ф.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон и Н.Микетти. При жизни первого российского императора здесь было только невысокое двухэтажное здание под названием Нагорных палат, которое использовалось для проведения праздников и приёмов.

Расширение дворца началось с 1732 года, когда к нему, по проекту М.Земцова пристроили две галереи. Но менялись времена, а ними менялись вкусы и стили, и уже дочь Петра I, Елизавета Петровна, поклонница роскоши, поставила перед итальянским зодчим Ф.Б.Расстрелли непростую задачу – сохранив отцовское наследие, создать ансамбль в стиле модного в то время барокко.

В результате дворец «вырос» на один этаж, заметно расширилась центральная зона, к ней были пристроены одноэтажные галереи с Церковным и Гербовым корпусами по краям. Внутреннее убранство восхищало роскошью: золочёная резьба, многочисленные зеркала, изысканные светильники, оригинальные окна, роскошная меблировка. Всё это великолепие стало своеобразным обрамлением кабинета Петра I, который был оставлен почти без изменений и по-прежнему располагался в центре строения.

Конец XVIII века был ознаменован пришествием более сдержанного, классицистического, стиля. В екатерининскую эпоху интерьеры дворца не раз перестраивался Ю.М.Фельтеном и Ж.Б.Валлен – Деламотом, приобретая черты простоты и изысканности.

В середине XIX века Большой Дворец становится выше ещё на один этаж – архитектор А.И.Штакеншнейдер, выполняя приказ императора Николая I, реконструирует восточную часть здания по случаю венчания дочери его Ольги, поэтому эта часть здания стала называться Ольгинской половиной.

Большой петергофский дворец, 1944г.

XX век стал роковым для дворца: после революции 1917 года представители дома Романовых здесь не появлялись. Сюда начали свозить ценности из других царских резиденций, вскоре была создана специальная Художественно-историческая комиссия, а еще через десять лет Петергоф превратился в один из крупнейших музейных центров Советского Союза.

Великая Отечественная война превратила многие помещения в руины, однако, ценой многолетнего кропотливого труда реставраторов с 1964 года один за другим начали открываться восстановленные залы.

Сегодня величественный дворец в Петергофе, хранящий в себе отпечатки нескольких художественно-архитектурных стилей, приглашает посетителей погрузиться в изысканный мир дворцовой роскоши дома Романовых.

Полезная информация для посетителей

Всю необходимую информацию о работе музея, стоимости экскурсии и графики работы можно найти на официальном сайте peterhofmuseum.ru или по телефону 8 (812) 450-56-52; 8(921) 922-14-79. Адрес местонахождения: город Санкт-Петербург, улица Разводная, дом 2.

Как добраться до Петергофа

  • Доехать можно от метро «Автово». Маршрутные такси № Т-224; Т-300. Автобусы № 200; 210.
  • От метро «Ленинский проспект». Маршрутные такси № Т-103; Т-420.
  • От метро «Проспект Ветеранов». Маршрутные такси № Т-343; Т-639Б.
  • От ж/д Балтийский вокзал идет электричка до станции «Новый Петергоф». Также идут автобусы под номерами 344; 348; 350; 351; 352; 355; 356.
  • Можно доехать и на собственном автомобиле. Рядом с Петергофом расположено несколько парковок как платных, так и бесплатных.

Что еще есть для удобства на территории Петергофа

  • По всему Нижнему парку действует бесплатный Wi-Fi.
  • Для посетителей с ограниченными возможностями оборудован специальный вход в Нижний парк, а также в Петергофский дворец. Коляску можно взять напрокат при необходимости.
  • На территории Нижнего парка открыты рестораны «Штандарт» и «Оранжерея» для отдыха посетителей. Кроме того, есть несколько точек быстрого питания и летние кафетерии.
  • Для крупногабаритных вещей есть камера хранения. Администрация парка настоятельно рекомендует посетителям пользоваться ею. Услуга предоставляется бесплатно.

В заключение хотелось бы сказать, что дворец Петра в Петергофе — настоящее золотое достояние нашей страны. В нем проживали Петр I, императрицы Елизавета и Екатерина Вторая. Каждый правитель вносил свои поправки, в результате которых и был создан уникальный шедевр архитектурного искусства. Большой Петергофский дворец — это достопримечательность, которая оставляет в памяти туристов только приятные впечатления и воспоминания.

*Цены актуальны на 2018 год.

Монплезир

Рассматривая дворцы Петергофа, нельзя пройти мимо Монплезира. Он был построен при Петре Первом, он сам выбрал место на побережье Финского залива, откуда прекрасно видны проплывающие корабли. Здание установлено на высокой гранитной «подушке», что подчеркивает его легкость и воздушность. Этот летний дворец в Петергофе сложен из красного кирпича и по своему стилю напоминает столь любимые императором голландские дома. Центральная квадратная часть сооружения покрыта шатром, к ней примыкают две галереи с павильонами. Дворец является образцом лаконичности и рациональности. Они проявляются не только в планировке и внешнем виде, но и во внутреннем убранстве. Залы дворца декорированы изразцами, мрамором, китайскими панно, декоративной резьбой и лепниной. Центр дворца – Парадный зал, к которому примыкают спальня, кабинет, секретарская, кухня, буфетная.

Китайские кабинеты

Две комнаты, напоминающие расписанные шкатулки, будто переносят посетителей дворца в Азию. Следуя моде, господствовавшей в России и Европе в XVIII веке, эти помещения были оформлены Ж. Б. Валлен-Деламотом в китайском стиле. На панелях, покрытых чёрным лаком и расписанных Ф. Власовым, изображены бытовые сцены из жизни Китая, драконы, восточные пейзажи и диковинные животные. Освещаются кабинеты фонариками с цветными стёклами.

Здесь представлена экспозиция изделий мастеров-эмальеров, лаковые шкатулки, мебель, инкрустированная перламутром, а также коллекции японского и китайского фарфора XVIII – XIX веков.

Эрмитаж

Описывая дворцы Петергофа, принято говорить о павильоне Эрмитаж. Это сооружение появилось также в результате впечатлений Петра Первого от поездки в Пруссию. Там он увидел такой домик для уединения и велел И. Браунштейну построить что-то подобное в Петергофе. Изящный, воздушный кубический павильон предназначался для аудиенций императора и иностранных высокопоставленных гостей. Первый этаж здания занимают различные служебные помещения, а на втором этаже находится Парадный зал, в котором Елизавета Петровна любила принимать гостей. С первого этажа на второй поднимается уникальный для России стол с механизмом, что позволяло убрать слуг из зала аудиенций.

История

?первые Петергоф упоминается в 1705 году как «путевой двор» и
пристань для переезда на остров Котлин. Это была одна из многих мыз
(«попутных светлиц»), построенных по дороге из Санкт-Петербурга
вдоль южного берега Финского залива. В 1710 году начинается
строительство загородной императорской резиденции для Петра I. В
1714 году был заложен Большой дворец.

Peterhof: the Standard Room — Anita363 @ Flickr

В 1715 году император Пётр I задумал создать парадную
императорскую резиденцию, способную превзойти знаменитый
Версаль. Для этих целей начали строительство в
Стрельне. Однако для круглосуточного функционирования фонтанов
необходимо было поднять воду до отметки примерно 10 метров над
уровнем моря, а это привело бы к затоплению бассейнов рек Стрелки и
Кикенки, так как окружающая их территория (южнее Петергофской
дороги) площадью в десятки квадратных километров находится ниже
указанной отметки. Способные решить проблему гидротехнические
сооружения обошлись бы Петру I слишком дорого, а стоило ли
тратиться, когда западнее от Стрельны существовал ландшафт идеально
созданный природой для круглосуточного поступления воды? Пойти
против царской воли, инженерными расчётами доказать невозможность
устройства «водных фиерий» в Стрельне и перенести
строительство в Петергоф смог талантливый инженер и гидротехник Б.
Миних.

Петергоф как дворцово-парковый ансамбль формировался на
протяжении XVIII — начала XX века.

После Октябрьской революции 1917 года дворцы превращены в музеи
(1918 год). Во время войны был оккупирован немецкими войсками
(1941—1944). Перед их приходом удалось эвакуировать свыше 8 тыс.
предметов убранства дворцов и около 50 статуй. Однако Петергоф был
практически полностью разрушен артиллерией.

После войны началось восстановление Петергофа, которое
продолжается до сих пор. В 1945 г. открыт Нижний парк, год
спустя пущены фонтаны. В 1947 году заработал утраченный во
время войны фонтан «Самсон». Ведется реставрация Большого дворца,
Монплезира, Марли, дворца Коттедж.

Peterhof: Empress’s Study — Anita363 @ Flickr

Часть дворцов и парков Петергофа (Нижний парк, Верхний сад,
Александрия, часть Колонистского парка) в настоящее время входит в
состав ГМЗ «Петергоф».

График работы музея

Петергоф дворец — режим работы на октябрь 2018 года:

  • Выходной: понедельник и последний вторник каждого месяца.
  • Индивидуальные посетители принимаются с 12 часов дня до 14 часов дня и с 16:00 до 17:00.
  • По субботам с 16:15 до 19:45.
  • В другое время принимаются группы туристов.

Стоимость билетов

Для граждан Российской Федерации:

  • цена входного билета для взрослых — 450 рублей*;
  • детям до шестнадцати входной билет бесплатный;
  • школьникам старше шестнадцати, студентам, пенсионерам — 300 рублей*.

Для посетителей стран СНГ:

  • взрослым — 450 рублей;
  • детям до шестнадцати входные билеты бесплатные.

Для иностранных посетителей:

  • взрослые билеты — 1000 рублей*;
  • детям до шестнадцати билеты бесплатно.

Заказать и оплатить билеты можно онлайн на официальном сайте музея .

Важно! Любительская съемка на территории музея запрещена. До конца октября разрешена съемка при проведении бракосочетания, но только исключительно в день заключения брака

Для этого требуется свидетельство о заключении брака.

Дубовый кабинет

Диванная

Диванная

До 1770-х годов это помещение, оформленное Растрелли, было парадной опочивальней, в которой стояла огромная кровать. По заказу Екатерины II оно было оформлено заново в турецком стиле. Поводом послужил подарок, полученный императрицей от своего фаворита Г. А. Потёмкина – софы внушительных размеров. С этого времени комната стала называться Диванной.

Стены Диванной обиты шелками с изображением человеческих фигурок и сценок «из китайской жизни», над софой висит копия портрета Елизаветы Петровны в юном возрасте. Кроме того, в комнате находятся ваза XVIII века, золочёный столик в стиле барокко, небольшая скульптура из фарфора, изображающая любимую собачку Екатерины II.

Каким был дворец в XVIII-XX веках

В 1760-70-е годы роскошные интерьеры барокко стали выходить из моды, поэтому помещения дворца оформили в более сдержанном классическом стиле. По распоряжению Екатерины II в здании появились два оригинальных Китайских кабинета, а залы декорировали лепниной.

Петродворец любили в императорской семье. В небольшой церкви крестили наследников и венчались. В главном здании устраивали пышные праздники и живописные маскарады, на которые собиралось до 3000 гостей. Дворцовые постройки претерпевали постоянные переделки, и каждый раз архитекторы приспосабливали их под новые потребности российского двора. В середине XIX века дочь Николая I Ольга вышла замуж за немецкого принца. По этому случаю в восточном флигеле дворца устроили восемь новых комнат, а саму пристройку стали называть Ольгинской половиной.

Вид дворца из нижнего парка от фонтана Самсон

Во время немецкой оккупации 1941-1944 годов дворец сильно пострадал. Отступающие фашисты сожгли и взорвали здание. Масштабы разрушений были так велики, что мало кто верил, что гордость Петергофа когда-либо будет восстановлена. Однако, благодаря кропотливому труду строителей и реставраторов, случилось чудо. Первые обновленные залы дворца смогли принять посетителей уже в 1964 году.

Дубовый кабинет Петра I

История Дубового кабинета тоже начиналась в петровское время. Этот интерьер мемориальный, который Елизавета Петровна потребовала сохранить в неизменном виде в память об отце. Над оформлением Дубового кабинета работал в первой четверти 18 века французский мастер Николя Пино. Идея оформить рабочий кабинет царя, словно каюту корабля, резными дубовыми панелями, принадлежала знаменитому французскому архитектору Леблону. В кабинете хранятся вещи, принадлежавшие Петру Великому: часы, дорожная чернильница. Копии русских и шведских знамен напоминают о победе России в Северной войне.

Как добраться до Петергофа – 4 способа

Самостоятельно доехать до Петергофа можно четырьмя способами. В Нижнем парке Петергофа существует всего 2 входа – один со стороны Санкт-Петербургского проспекта, другой со стороны Финского залива для прибывающих по воде. Кассы находятся на Дворцовой площади и на пристани..

План-схема Нижнего и Верхнего парка Петергофа, увеличивается

На метеоре или ракете по воде

Самый дорогой и самый удобный способ – проезд на метеоре прямо от Зимнего дворца в Петербурге (ближайшая станция метро – Адмиралтейская на Фиолетовой ветке №5). Этот метод хорош для тех, кто остановился в центре города и хочет отбыть в летнюю резиденцию, как император. Именно таким образом ездили к себе на дачу русские цари. Единственный недостаток этого метода – его очевидная дороговизна. Помню, что в моем советском детстве мы ездили в Петергоф водным путем, это не было критично дорого.

Если вы никогда не катались на метеоре, то раз в жизни можно позволить себе такое удовольствие. Билеты на метеор можно купить здесь (800 руб.), там же смотрите расписание, интервалы движения от 30 до 60 минут. Ракеты в Петергоф отправляются с 9:30 до 17:00. По утрам на пристани бывают очереди за билетами, поэтому лучше брать в интернете, во второй половине дня ажиотаж спадает. Сам по себе билет на метеор не дает вам права войти в Нижний парк, туда придется покупать отдельный билет. Однако, существует возможность купить билет на метеор и билет в Нижний парк в одном флаконе здесь.

Со стороны моря вход в любые времена был наиболее свободным, толп там никогда не  было, по сравнению со входом по суше. На Дворцовой площади перед входом в Нижний парк часто бывают очереди, особенно они обостряются по выходным дням, если на улице хорошая погода.

На маршрутке от станции метро «Автово»

Станция метро «Автово» считается одной из самых красивых, там почти стеклянные колонны, и это одна из самых мелких станций метро в Питере, вам даже не придется подниматься на поверхность на эскалаторе. Выйдя на поверхность, вы попадаете в заботливые руки настоящих джигитов, которые любезно вас направят в подземный переход к остановке маршруток Т-224, Т-300, Т-424, следующих в Петергоф. Интервал движения 10-15 минут, очередь движется быстро. Стоимость проезда до Петергофа 101 руб., потому что это загородная маршрутка. Проезд займет около 30 минут без пробок. Так же можно доехать на городских автобусах №200, №210, стоимость проезда на автобусах 100 руб., но там действительны месячные проездные билеты.

Маршрутки от метро АвтовоВывеска

Недостатком этого метода является возможность постоять в автомобильных пробках. Тут можно посоветовать проверить наличие пробок в сервисе яндекс-пробки. Если нет ремонтов, то по будним дням пробок нет. Пробки возможны в дачный сезон в субботу утром из города, в воскресенье вечером в город.

На электричке от Балтийского вокзала

На электричке от Балтийского вокзала (станция метро Балтийская на красной линии №1) до ж.д. станции Новый Петергоф. Но от станции до самого парка расстояние около 3 км, лучше будет воспользоваться автобусами №344, №348, №350, №351, №352, №355, №356, чтобы сэкономить силы. Стоимость билета на электричку – 60 руб., на Ласточку – 70 руб., на автобус от станции до парка еще 50 руб., но можно пешком. Электричка идет около 30 минут. В субботу утром это лучший метод добраться до Петергофа, в воскресенье вечером это лучший метод уехать из Петергофа.

На такси

Если вы едите в Петергоф большой компанией, то такси вам обойдется дешевле, чем проезд на общественном транспорте. Единственно, нужно выбирать правильное такси и заказывать его заранее, т.к. в Петербурге у разных таксомоторных компаний очень разные цены на проезд, отличаться могут чуть ли не в 10 раз. Проверяйте реальные цены на такси в любом городе на сайте Gettransfers, сервис сравнивает стоимость поездки у разных компаний.

Адрес Нижнего парка: Разводная ул., 2, Санкт-Петербург, 198516 ( для подстановки на сайт такси)

Фермерский дворец

Фермерский дворец в парке «Александрия»

Фермерский дворец был построен в 1831 году в парке Александрия специально для наследника престола Александра II. Здание неоднократно перестраивали и расширяли в связи с увеличением императорской семьи. Во дворце в хорошем состоянии сохранились элементы исторической отделки. В Синем кабинете, где проводились заседания министров, выставлены личные вещи Александра II, в том числе часы с несколькими циферблатами. В здании также открыта экспозиция «Петергофские дачники», воссоздающая атмосферу загородной жизни второй половины XIX века.

Наружный облик дворца и его окрестности

Вид на террасу Верхнего грота и ближайшее окружение, открывающийся через одно из окон, весьма живописен. Внутри каменной балюстрады, в промежутке между центральными столбами, — один из бесчисленных фонтанов Большого каскада. Называют его Трубящие тритоны, это фантастические существа с мужским торсом и головой, вместо ног у них хвосты ящериц или змей. Приложенные к губам раковины извергают струи воды.

Ниже открывается живописная панорама ближайших окрестностей Большого каскада, начиная от центрального бассейна (ковша). Уходящий к Финскому заливу отводной Морской канал несет родниковые воды фонтанов внутри каменных берегов. Зеленеющий травяной газон окружает приемную чашу и тянется вдаль, к Балтийскому морю. Он обрамлен древесными зарослями лесного массива, вблизи ограничен галереями.

Южным фасадом выходящий в Верхний сад, вместе с прилегающей продольной аллеей Большой Петергофский дворец образует замкнутое пространство. Почему-то здесь, на достаточно большой площади, размещения фонтанов не предусмотрено. Получается внутренний двор с регулярным партером из дорожек, газонов и одиночных растений, некоторые в контейнерах. Галереи и корпуса дворцового здания и отсюда выглядят привлекательно.

Осматриваемая территория лишена не только фонтанов, здесь нет никаких элементов развлечений или удобств для посетителей. Хотя говорить об отсутствии чего-либо интересного неправильно, можно изучать архитектуру или любоваться цветами и растениями. Возможно, разместив здесь посадочные места, удалось бы снизить нагрузку на популярные участки. Кое-где территория, окружающая Большой Петергофский дворец, перегружена публикой.

С другой стороны, установив садовые скамейки, просторный партер регулярного типа можно превратить в заурядный сквер. Что касается фонтанов, их достаточно, нельзя судить обо всей территории по локальной фотографии. Прогулка показывает, что в центре любого участка обязательно находится брызжущее водой сооружение. Хотя нелепо отрицать, что популярность, например, Большого каскада превосходит другие части территории.

Большой каскад издали и вблизи

Со стороны причала на Финском заливе Большой Петергофский дворец и Большой каскад едва виднеются. Немудрено, ведь до них около 600 метров протяженности Морского канала и заслоняющие видимость мосты. Поток воды по Морскому каналу сравним с небольшой рекой, сюда попадает весь сброс фонтанов Петергофа. Около полутора сотен струй, больших и малых, наполняют рукотворное русло.

Красота петергофских фонтанов очаровывает, но под стать ей техническое решение по подаче воды. Все установки работают без единого насосного агрегата, за счет перепада высот между источником и потребителями. Не верится, но факт – фонтаны Петергофа сродни вечному двигателю, энергия здесь расходуется только на вечернюю подсветку. Настоящее инженерное чудо создали почти три века назад, и работает!

Заключительная фотография обзора выполнена через минуту после прекращения подачи воды. Верхние фонтаны осушились, нижние самотеком спускают остатки из систем. Вода, забираемая на возвышенности в 20 км отсюда, продолжает через накопительные пруды пополнять море. Красивое техническое решение обеспечивает работу великолепного комплекса фонтанов, не затрачивая энергетических ресурсов.

Мечтой Петра Великого было превзойти французский Версаль красотой дворцово-паркового ансамбля, это ему удалось. Однако если этот факт некоторыми оспаривается, то отрицать инженерное превосходство Петергофа никто не пытается. Большую роль в решении сыграл француз Леброн, поэтому достижения нашего комплекса фонтанов интернациональны.

Большой Петергофский дворец – важнейшая составляющая Государственного художественно – архитектурного дворцово – паркового ансамбля музея-заповедника. Наше посещение освещено намеренно не полностью, чтобы предоставить читателям возможность для собственного восприятия остальных залов. Тронный и Танцевальный наиболее просторны, интересны Голубая и Куропаточная гостиные, Диванная комната. Приезжайте и любуйтесь!

Нижний парк

В Нижнем парке находится самая большая коллекция фонтанов в России, в том числе и знаменитый Большой каскад — лестница с фонтанами, переходящая в Морской канал. Это именно ее так часто можно увидеть на фотографиях и именно ради нее в Петергоф едут туристы из самых отдаленных концов Земли.

Вода в Большом каскаде красиво спускается по ступеням или бьет струей вверх из скульптур. Также здесь можно увидеть фонтан в форме пирамиды, в форме шахматной доски, фонтан со львами и античными колоннами. Есть фонтан с водой, пропадающей в основании — здесь очень любят играть дети.

Нижний парк в годы войны не понес существенных разрушений. Здесь сохранились деревья, на которых живут белки — они с удовольствием берут угощение из рук туристов. Из новшеств — живые скульптуры зайчиков, медвежат. Есть статуя Нептуна — существует поверье, что если потереть его ступню, загадав при этом желание, оно обязательно сбудется. Также здесь находится скамья, установленная в честь Александры Николаевны — дочери царя Николая I.

Коттедж

Комплекс Петергофской резиденции продолжал достраиваться до начала 20 века. В 1825 году император Николай Первый приказывает построить сельский домик для обеспечения резиденции необходимыми продуктами. Так появился дворец Коттедж. Это не ферма, а небольшое здание для императорской семьи, в котором ее члены могли заниматься повседневными хозяйственными делами. Сооружение выполнено в стиле средневековой английской готики. 19 век — время, когда семья монархов не только начала стремиться жить парадами и балами, но и хотела иметь возможность пожить обычной жизнью. Это было трудно сделать в Санкт-Петербурге, и для этого прекрасно подходил Петергоф. Дворец, экскурсия по которому очень интересна, показывает императрицу Александру Федоровну как очень практичную и умную хозяйку. Здесь можно увидеть ее кабинет, библиотеку, Большую и Малую гостиные, выдержанные также в готическом (столь редком для России) стиле.

Большой дворец в Петергофе — описание

Величественное здание выделяется несколькими объемными частями, самая крупная из которых, это средняя трехэтажная часть, связанная неширокими одноэтажными галереями с двухэтажными флигелями: в восточной части — это Церковный корпус и в западной — корпус «Под гербом».

Северный фасад, обращенный к морю и к Большому каскаду проходит вдоль края террасы парка и протянулся на 268 метров. С южной стороны Большой дворец построен в виде широкой буквы «П», образованной его средней частью и примыкающими двумя трехэтажными корпусами.

Отделка фасадов здания, окрашенных в ярко-желтый цвет, отличается сдержанностью, в ней нет ничего лишнего. Для украшения использованы элементы, характерные для архитектуры барокко: пышные картуши над оконными проемами, барельефы во фронтонах и кованые узорчатые решетки балконов, белые русты и пилястры.

В центре кровли — золотая ваза сложной конфигурации. Выразительность зданию придают купола флигельных пристроек — Церковного корпуса с пятью золочеными главами и Корпуса под гербом, увенчанного куполом с золоченым гербом.

Монументальное с виду здание имеет около 30 помещений.

Вход для гостей был устроен в западной части здания, где располагалась Парадная лестница, созданная Растрелли в 1751 году. В качестве украшений Парадной лестницы используются золочёные статуи и резные букеты, кариатиды и рокайльные, то есть в стиле рококо, картуши.

Через Проходные комнаты можно выйти в Голубую приемную, выполнявшую роль секретарской комнаты, в которой находился поденный журнал, где фиксировались все события в жизни дворца. Западные двери Голубой приемной ведут в Гербовый корпус.

По Парадной лестнице гости проходили в анфиладу, то есть в сквозные парадные залы официального назначения:

  • Чесменский зал — это зал ожидания, расположенный перед Тронным залом, здесь официальные лица ждали начала приема. Главное украшение зала — это картины, выполненные немецким художником Хаккертом, изображающие самые драматические эпизоды Чесменского сражения, в котором русский флот во главе с графом Алексеем Орловым одержал победу над турецким флотом
  • Тронный зал — это самое просторное, предназначенное для приемов, балов и концертов помещение площадью 330 кв. метров. Первоначально этот зал сверкал своим великолепием, но в 1777 году по проекту Юрия Фельтена он был украшен в классическом стиле
  • Аудиенц-зал предназначался для малых приемов императрицы Елизаветы. Его оформление было выполнено Растрелли и стало одной из лучших работ архитектора
  • Танцевальный зал в XVIII веке назывался Купеческим, его просторное помещение площадью 270 кв. м занимало большую часть западной половины Большого дворца. Окна расположены в два яруса, в качестве украшений использовалась резьба с позолотой, картины и многочисленные зеркала. Паркет выполнен из светлого и тёмного дуба, клена и ореха. По преданию, Елизавета Петровна приказала Растрелли оформить зал побогаче: «как можно более вызолотить…», поскольку эти апартаменты служили для приема знатных представителей купечества, любивших, по мнению императрицы, золото
  • Белая столовая предназначалась для торжественных обедов и первоначально ее оформил Бартоломео Растрелли. В 1774–1775 годах Юрий Фельтен существенно изменил зал — его отделка стала полной противоположностью предыдущей. Вместо блеска позолоты и света зеркал интерьер был оформлен в строгих канонах классицизма. В центре помещения находится огромный стол, покрытый белой скатертью и сервированный на 30 персон фаянсовым сервизом, созданным знаменитым английским мастером Джозайя Веджвуда
  • Картинный зал является самым старинным, он был оформлен еще при жизни Петра — его украшают гобелены французских мастеров и 16 картин итальянских художников. В то время это был самый большой зал, в отделке которого принимали участие Николо Микетти и Жан Батист Леблон. В середине XVIII века оформление зала было изменено по проекту Б.Ф. Растрелли.

За залами официального назначения следуют парадные комнаты приватной половины, куда могли пройти только некоторые приближенные лица. Здесь располагались спальни и личные кабинеты, туалетные и салоны, отделка которых была выполнена по замыслу Растрелли. Обилие позолоты, зеркал и росписей, подвесные «зеркальные» своды с плафонной живописью и паркеты из ценных пород дерева, — все эти детали создают атмосферу праздника.

Сохранился Дубовый кабинет Петра, украшенный дубовыми резными панно, выполненными французским мастером Николя Пино. Среди личных вещей императора можно увидеть его дорожные часы работы немецкого мастера Иоганна Беннера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector