Православие в болгарии

Еврейская община в Болгарии небольшая, но играет значительную роль в жизни общества

Евреи появились в Болгарии во II веке, когда они стали переселяться во Фракию после поражения восстания Бар-Кохбы. Вероятно, их переместили сюда власти Римской империи из Ближнего Востока. Римский историк Иосиф Флавий подтверждает существование еврейской общины в балканских провинциях.

Кроме того, существуют римские источники, подтверждающие разрушение синагог, находящихся на территории Фракии.

Серебряная тетрадрахма Бар-Кохбы. Аверс:Иерусалимский Храм, фасад с восходящей звездой, надпись «Шимон». В Болгарию еврей стали активно переселяться после подавления восстания Бар-Кохбы. Фото: upload.wikimedia.org

В Средние века евреи также продолжили активно переселяться на территорию Болгарии, так сюда в 1376 году из Венгрии, а позднее из других частей Европы началась миграция Ашкеназов.

После создания в 681 году Первого Болгарского царства, евреи страдавшие от гонений в Византии, начали массово переселяться в Болгарию. Большое число евреев проживало в 967 году в Никополе. Царь Иван Александр был женат на еврейке Саре (после крещения Теодора).

II
в этом веке, после поражения восстания Бар-Кохбы в Болгарии появились евреи

Султан Баязид II пригласил евреев в Османскую империю, рассчитывая на то, что они принесут развитие и обогащение территорий империи. Султан предоставил евреям гарантии автономии, и дал им ряд различных прав, к примеру право на владение недвижимостью, строительство синагог, право торговли по всей территории империи.

В 1470 году Ашкеназы изгнанные из Баварии переселились в Болгарию. С 1494 года начинается приток изгнанных из Испании Сефардов, они переселились в Болгарию через Салоники, Македонию, Италию и Боснию.

В результате этого на территории Болгарии сложились три отдельных еврейских общины: Романиты, Ашкеназы и Сефарды.

Миниатюра с изображением турецкого султана Баязида II. Султан Баязид II пригласил евреев поселиться о Османскую империю, в том числе и в Болгарию, надеясь, что они повысят уровень её благосостояния

Во времена Второй мировой воны евреи в Болгарии подверглись массовому уничтожению, в результате их число значительно сократилось. После её окончания и установления коммунистического режима большинство еврейского населения эмигрировало на Израиль.

В Болгарии в данный момент проживает около тысячи евреев (1,162 согласно переписи 2011 года).

Зачем нужна религия

Согласно статистике израильского правительства из Болгарии в Израиль в период с 1948 по 2006 год эмигрировали 43,961 человек, что делает болгарских евреев четвертой по величине группой эмигрировавшей из Европейских стран, после евреев СССР, Румынии и Польши.

Сегодня еврейская община в Болгарии немногочисленна. Во многих городах есть синагоги: Софии, Пловдиве, Самокове, Русе, Видине и др.

Протестантизм

Во второй половине XIX в. в болгарском городке Банско впервые появилась община протестантов. Предполагают, что это стало результатом деятельности миссионеров, прибывших из Америки. В северной части страны распространяется методистская конфессия, идет возведение первых церквей. На юге стали появляться последователи конгрегационализма. А в конце века организуются общины баптистов и адвентистов. Спустя еще несколько десятилетий состав групп протестантов пополняется прибывшими из России пятидесятниками.

Сейчас разные конфессии взаимодействуют между собой. Продолжает расти численность пятидесятников, эту веру принимают многие цыгане. Некоторые общины серьезно занимаются образовательной деятельностью, устраивают собственные институты, курсы. Все эти многочисленные организации разных конфессий не только сосредоточены в столице, но присутствуют также в Плевне, Ставерцах и некоторых других городах.

Из истории

О христианской религии на территории Болгарии узнали в I веке н. э. В Варну прибыл ученик Павла, одного из апостолов. Его звали Амплий, и он основал первую в стране епископскую кафедру. С этих пор начали появляться христианские храмы, художники стали писать иконы. В IV веке в столице Софии прошло собрание епископов в целях укрепления согласия между церквями Запада и Востока. Распространение христианства по территории государства началось только в IX веке. Царь Борис I принял решение о том, что страна должна принять крещение, и это произошло.

Сейчас в столице можно увидеть в непосредственной близости друг от друга храмы разных религий и конфессий. До наших времен сохранилось не так много религиозных сооружений Средневековья. Среди них есть храм святой Параскеве-Петке Тырновской, датируемый XIII в. А известный памятник – собор Святого Александра Невского – был построен лишь в 1908 г.

Ислам в Болгарии вторая по численности верующих религия

На территории Республика Болгария ислам считается второй по численности и значению религией. С XIV до середины XIX века ислам занимал ведущее место в жизни и культуры страны.

XIV-XIX
в эти века ведущее религией в Болгарии был ислам

Стоит отметить, что при этом, что большая часть славянского населения страны продолжала придерживаться православия даже во время зенита Османской империи. Несмотря на это, многие местные болгары, в также греки и цыгане перешли в ислам, в основном по бытовым причинам.

Долгое время мусульмане составляли основное население болгарских городов, так как здесь они были защищены от нападений гайдуков.

Мечеть в Софии. Софийская мечеть — самая старая мечеть в Европе. Фото: upload.wikimedia.org

В конце XVIII века после обретения Болгарией суверенитета, началась массовая эмиграция мусульман (мухаджирство). В результате компактные поселения мусульман в наше время сохранились только на северо-востоке и юго-востоке страны, рядом с границей с Турцией.

Кроме того, в 1989 году начался так называемый Возродительный процесс. Он заключался в болгаризации страны и входе его многие мусульмане покинули страну. В наше время значительная мусульманская община сохраняется на юго-вотоке Болгарии.

В столице страны — городе София — мусульмане ныне малочисленны, но действует одна мечеть Баня Баши (1576 года). Это самая старая мечеть в Европе. В провинциальных городах мечетей значительно больше.

В Болгарии самая большая автохтонная община мусульман в Европе.

Болгария считается первое страной в Европейском Союзе, в которой иметься такая значительная доля автохтонного мусульманского населения. На 2001 год здесь проживало 966 978 мусульман (или 12,3 % населения страны).

Если же брать этнический состав болгарских мусульман то это турки, болгары-мусульмане (помаки), цыгане-мусульмане, боснийцы, албанцы, арабы и т.д. Приверженцы ислама делятся на суннитов – меньшая часть верующих, и шиитов – большинство.

История Болгар

Болгары Татарстан, другое название Болгар, Булгар или Большой Волки, так называли раннее древний город и столицу средневекового государства. Руины средневекового Болгари сохранились недалеко от ближайшего поселка Болгари, на западе России. Археологические экспедиции в этой местности начались в 1870 году. Самое раннее поселение на месте Болгари датируется около 500 г. н.э. Во второй половине XIII века Болгар стал самым важным торговым и ремесленным центром Золотой Орды. В 1361 году Болгари был разрушен Золотой Ордой хана Булак-Тимуром. Позднее удалось сохранить ряд каменных сооружений XIII и XIV веков.

Спасский район в Татарстане

Исторический и археологический объект Болгара находится на берегу реки Волги к югу от ее слияния с рекой Камой. В нем представлены наследия средневекового города Болгар, раннего поселения цивилизации Волжских болгар, существовавшего между VII и XV веками. Болгар был также первой столицей Золотой Орды в XIII веке и оставался важным торговым центром во времена Казанского ханства.

Во второй половине XIV века Болгар был снова разрушен. Это произошло в результате нашествия Тамерлана. После распада поселка, новым центром в регионе стала Казань. Впоследствии знаменитый город превратился в поселок. Болгар остается региональным ориентиром для татарских мусульман и, вероятно, других людей этой религии во всей Евразии. Этот район совмещает в себе связанные религиозные и духовные ценности, которые иллюстрируются преимущественно в течение ежегодного сезона паломничества.

На заметку! В 1991 году Спасск сменил название на Болгар в честь останков средневекового города Болгар (Исторический и археологический комплекс), расположенного неподалеку от центральной части города. Во времена расцвета городище считалось одним из центров ремесленничества. В нем проживало множество ремесленников, ювелиров, кузнецов и портных.

С 2010 года по инициативе первого президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева в Болгаре была разработана комплексная программа «Культурное наследие — остров-город Свияжск и древний болгар». В городе Болгар сохранились древние архитектурные памятники, а также Главные археологические руины Болгар, такие как Ханский дворец, Ванна № 2, Керамические печи.

За последние годы в Болгар была возобновлена туристическая и исследовательская инфраструктура, в том числе речной вокзал с Музеем болгарской цивилизации, памятный знак в честь принятия Ислама в Волжской Болгарии, Белой мечети, выдающихся мастерских целителей, Международного центра археологических исследований, Международной археологической школы, Музея Хлеба.

Были созданы новые музейные экспозиции, в том числе Музей под открытым небом. Произвели реконструкцию нескольких домов на центральных улицах Назаровых и Мухамедьяра. К тому же были сохранены старинные здания, в которых в настоящее время располагаются современные кафе и музеи.

Обратите внимание! Погода в г Болгаре умеренная. Посмотреть прогноз на ближайшие дни можно на сайте

Средневековый город Болгар

Ислам

Во времена турецких завоеваний местных жителей заставляли насильно принимать ислам, ставший еще одной религией Болгарии. Многие мусульмане переселялись на территорию страны из других государств. Постепенно численность приверженцев этой религии возросла. Ислам приняли цыгане, греки, некоторые болгары – для того, чтобы избавить семьи от необходимости платить налог туркам.

В XVIII-XIX веках численность мусульман среди жителей страны стала сокращаться. Многие покинули страну. Остались лишь отдельные поселения исповедующих ислам в юго-восточной части страны. В основном это цыгане, турки, помаки (так называют исламизированных болгар), есть и некоторые другие народности: арабы, боснийцы. По стране действуют несколько мечетей. Главная находится в столице, там же, где и собор Святого Александра Невского. Мечеть Баня Баши была выстроена в XVI веке, она одна из старейших во всей Европе. Уникальный исторический памятник выполнен из кирпича и камня, имеет в своей конструкции множество башенок, колонн, арок, изящный минарет. Мечеть была построена Синаном, известным инженером времен Османской империи.

Помаки

Существуют здесь интересные представители мусульманской веры, так называемые помаки (по болгарски «помаци») — это болгары по языку, но мусульмане по вере. Потомки тех, кого насильно обратили в «басурманскую» веру в ранние годы османского режима. Назвали их так иронично — производным от слова «помогач» (то есть помощник). Впрочем, многие историки думают, что помаки возникли на территории Болгарии в основном по собственной инициативе, проживание было комфортнее для тех, кто принял веру господствующей Османской империи. Женщины у помаков покрывают голову и носят шарф, который называется «забродка». В ходу так же штаны шальвари (т.е. шаровары).

Свадебный наряд помаков
Мечеть Баня Баши в Софии

Демография [ править ]

Церковь Святого Георгия в Софии является самой старой церковью в Болгарии.

Члены Всемирного Белого Братства , герметическойтеософской религиозной организации, основанной в самой Болгарии, практикуют паневритмию на Семи Рильских озерах .

Данные переписей

Религия
1992 2001 2011
Число
%
Число
%
Число
%
христианство 7 350 016 86,6 6 638 870 83,73 4 487 554 60,9
Болгарская православная церковь 7 274 479 85,71 6,552,751 82,64 4 374 135 59,4
протестантизм 22 067 0,26 42 308 0,53 64 476 0,9
католическая церковь 53 470 0,63 43 811 0,55 48 945 0,7
ислам 1,111,838 13,1 966 978 12,2 577 139 7.9
Другой 11 882 0,14 14 937 0,19 11 444 0,1
Нет религии 308,116 3,88 682 162 9,3
Нет ответа 1 606 269 21,8
Всего населения 8 487 317 100,0 7 928 901 100,0 7,364,570 100,0

Подробные данные переписи 2011 года

Географическое распространение религий в Болгарии, перепись 2011 г.

Результаты болгарской переписи 2011 года, в которой указание ответа на вопрос о признании было необязательным, следующие:

Группа
численность населения
% ответивших
% от общей численности населения
Восточная Православная Церковь 4 374 135 76,0% 59,4%
Необъявленный 1 606 269 21,8%
Безбожие 682 162 11,8% 9,3%
Суннитский ислам 546 004 9,5% 7,4%
Протестантизм 64 476 1,1% 0,9%
католицизм 48 945 0,8% 0,7%
Шиитский ислам 27 407 0,5% 0,4%
Неаффилированные мусульмане 3728 0,1% 0,1%
Восточное православное христианство 1,715 0,0% 0,0%
Иудаизм 706 0,0% 0,0%
Другие 9 023 0,2% 0,1%
Цифра в процентах 5 758 301 7,364,570

Религии по этническим группам (перепись 2001 г.)

Результаты болгарской переписи населения 2001 года по этническим группам, последней переписи населения, в которой указание идентификации (будь то по вероисповеданию или как нерелигиозное) в вопросе о признании было обязательным, следующие:

Общее
Болгары Турки Цыганский Другие
Число
%
Число
%
Число
%
Число
%
Число
%
Православие 6,552,751
82,6
6 315 938
94,9
5 425
0,7
180 326
48,6
51 062
ислам 966 978
12,2
131 531
2.0
713 024
95,5
103 436
27,9
18 987
Никто 308 116
3.9
151 008
2.3
23 146
3.1
59 669
16.1
католическая церковь 43 811
0,6
37 811
0,6
2,561
0,3
Протестантизм 42 308
0,5
14 591
0,2
2 066
0,3
24 651
6,6
1,000
Другие
14 937
0,2
4 331
0,1
442
0,1
Всего населения
7 928 901
100,0
6 655 210
100,0
746 664
100,0
370 908
100,0
100,0

Достопримечательности Болгарии

Собор Александра Невского

Собор Александра Невского — культовый символ Болгарии и одна из самых известных достопримечательностей Софии. Эта православная церковь была построена между 1882 и 1912 годами, чтобы почтить память 200 000 русских солдат, погибших во время русско-турецких войн за освобождение болгарского народа от власти Османской империи. Внутри собор украшен замысловатыми мозаиками, росписями и изображениями святых.

Рильский монастырь

Рильский монастырь — одна из самых главных духовных святынь Болгарии. Это важный исторический и культурный памятник был основан в 10 веке. 

Копривштица

Исторический центр города Копривштица является ярким примером болгарского национального возрождения и содержит множество очаровательных извилистых улочек с симпатичными старинными зданиями. 

Бузлуджа

Бузлуджа — огромный памятник эпохи социализма, построенный в 1974 году болгарской армией. Расположен на месте битвы между турками и болгарами, которая произошла в 1868 году. Этот внушительный монумент в форме летающей тарелки был разрушен после распада Советского Союза. 

Фракийская гробница в Свештари

Фракийская гробница в Свештари — уникальная археологическая находка, которая датируется 3 веком до нашей эры. Гробница, вероятно, было построена для королевской пары из фракийского племени гетов. Это сооружение сочетает удивительную архитектуру, скульптуру и живопись, демонстрируя впечатляющие резные фигурки и росписи. Гробница была обнаружена только в 1982 году.

Крепость Царевец

Крепость Царевец в Велико-Тырново — важный символ болгарской истории. Это фортификационное сооружение было построено на месте средневекового дворца болгарских царей. Представляет собой внушительные руины, содержащие фрагменты более 400 домов и нескольких церквей. 

Римский театр в Пловдиве

Римский театр в Пловдиве — один из самых хорошо сохранившихся древних театров мира. Это величественное сооружение было построено в 1 веке нашей эры в период правления Домициана. Полагают, что здесь проходили театральные представления и знаменитые гладиаторские бои. Сам театр до сих пор используется для оперных и музыкальных представлений и вмещает около 7 000 зрителей. 

Несебыр

Несебыр — очаровательный старый город, расположенный на скалистом полуострове, соединённом с материком дорогой. Представляет собой музей под открытым небом, полный прекрасных площадей, церквей и мощеных улиц. История города и его памятники охватывают римскую и византийскую эпохи. Здесь можно увидеть остатки старых городских стен и традиционные деревянные дома, построенные на прочных каменных фундаментах.

Церковь Пресвятой Богородицы

Церковь Пресвятой Богородицы — средневековая православная церковь, расположенная на территории не менее древней Асеновой крепости. Это сооружение, скорее всего, построено в 12 веке. 

Боянская церковь 

Боянская церковь — средневековая православная церковь, включённая в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Была основана в 10 веке и расположена в 8 км от Софии. Самой примечательной её особенностью являются великолепные старые фрески. Помимо первого слоя фресок 11-12 столетий, из которых сохранились только фрагменты, и знаменитого второго слоя фресок 13 века, церковь также имеет несколько более поздних фресок 14, 16 и 17 веков. 

Баба Вида

Баба Вида — древняя крепость, которая считается единственным полностью сохранившимся средневековым замком в стране. Строительство текущей крепости началось в 10 веке на фундаменте римского замка

Баба Вида являлась главным оборонительным сооружением города Видина на протяжении всего Средневековья и самой важной крепостью Северо-Западной Болгарии. Крепость выдержала восьмимесячную осаду византийских войск, но в итоге была разрушена

Баба Вида была восстановлена в 14 веке. В османский период здесь располагались склад оружия и тюрьма. 

Белоградчик

Белоградчик — древняя крепость, расположенная на северных склонах Балканских гор. Первое оборонительное сооружение здесь было основано ещё римлянами. Современная Белоградчикская крепость была построена в 14 веке. Она имеет мощные стены толщиной до 2 метров и высотой до 12 метров, а также три отдельных укрепленных двора, которые связаны друг с другом воротами. Крепость является памятником культуры. 

Хозяйство Булгарии

Основой хозяйства сельских жителей Булгарии было крупное земледелие и скотоводство. Сеяли, в основном, пшеницу, рожь, овес, просо, ячмень, полбу, горох и коноплю. Разводить жители Булгарии предпочитали лошадей, крупный рогатый скот, овец, коз, содержались у булгар и верблюды.

Ремесленная жизнь в экономике Булгарии также играла важную роль. Тщательно обработанная кожа «булгари» пользовалась популярностью за пределами страны. Одной из ведущих отраслей ремесла была металлообработка, черная и цветная металлургия. Многочисленные браслеты, перстни и украшения свидетельствуют и о высокоразвитом ювелирном мастерстве. А булгарские гончары славились своими прекрасными сосудами.

Волжская Булгария экономически и политически была тесно связана с Арабским халифатом, Средней Азией и Древней Русью. Славяне и булгары находились в сильном влиянии друг от друга, многие русские купцы приезжали в государства булгар для ведения торговли.

Но вместе с тем периодически между булгарами и славянами вспыхивали военные столкновения. Из летописи известно, что когда киевский князь Владимир принимал решение о принятии истинной веры, к нему приходили исламские проповедники из булгарских земель. Но, не желая поступаться древними русскими обычаями, князь Владимир был смущен запретом ислама о невозможности употребления алкогольных напитков, поэтому исламская религия была отклонена.

Волжская Булгария является классическим примером феодального государства. Положение человека обуславливалось количеством его владения земельной собственностью. До 965 года во главе государства стоял эльтебер — фигура формально подчинявшаяся хазарскому правителю. После же 965 года (Победа над Хазарским Каганатом князем Святославом) булгарский правитель — эмир обрел полную самостоятельность. Булгарский престол передавался от отца к сыну, и лишь в исключительных случаях к ближайшим родственникам.

Православие — это традиционная конфессия в Болгарии

Православие в Болгарии признается традиционной христианской конфессией. Получило распространение в стране с V—VII веков. В настоящее время Численность православных в Болгарии, согласно переписи 2011 года, составляет 4,37 млн. человек, то есть 59,4 % населения.

Великая агиасма в Габрово. Православие — первая по значению религия в Болгарии. Фото: upload.wikimedia.org

Христианство на территории Болгарии появилось в І веке н. э. Существует предание Болгарской церкви, которое говорит о том, что Амплий, ученик апостола Павла, основал первую епископскую кафедру в г. Одес (нынешняя Варна.

Кроме того, известный римский историк Евсевий Кесарийский сообщает о том, что во II веке епископские кафедры существовали уже и в болгарских городах Дебелт и Анхиал.

Болгария первой среди славянских стран приняла христианство.

Епископ Сардики (теперешняя София) Протогон был участником Первого вселенского собора в 325 году. Среди славянских стран Болгария приняла христианство первой, и это было православие.

Произошло это в 865 году при святом князе Борисе I. После четырёхлетней унии с Римской церковью, в 870 г. Болгарская церковь стала автономной в юрисдикции Константинопольского патриархата.

После этого она несколько раз теряла независимость по политическим причинам.

Крещение Преславского двора, Н. Павлович, XIX век. Болгария была крещена святым князем Борисом I. Фото: upload.wikimedia.org

С 1953 года она снова стала автокефальной, т.е. управляет своей  внутренней жизнью сама, и занимает в диптихе (списке церквей, упоминаемых во время торжественных литургий) 6 место. В наше время прихожанами Болгарской православной церкви себя считают 5 905 000 человек.

Епископат БПЦ насчитывает 22 епископа. Резиденция патриарха Болгарского — кафедральный собор во имя Святого благоверного князя Александра Невского в Софии.

5,9 млн
столько прихожан насчитывает сегодня Болгарская православная церковь

БПЦ с 1948 года имеет подворье в Москве, находящееся в храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах.

С 10 февраля 2011 года официальным представителем Болгарской православной церкви и настоятелем подворья в Москве избран архимандрит Феоктист (Димитров). Русская православная церковь тоже имеет подворье в Софии.

Религия

Храм-памятник Александра Невского

Религия в Болгарии регулируется болгарской конституцией следующим образом:

Статья 13. 1. Вероисповедание свободно. 2. Религиозные учреждения отделены от государства. 3. Традиционная религия в Республике Болгария — восточно-православное вероисповедание. 4. Религиозные общности и учреждения, как и религиозные убеждения, не могут быть использованы в политических целях.

Христианство Ислам Иудаизм другие
77,96 10,02 0,012 0,16
Православие Католицизм Протестантизм Армянский апостолизм Сунниты Шииты
75,96 0,85 1,12 0,03 9,48 0,48

Только 13,6 % болгар посещают религиозные службы хотя бы раз в месяц. 67,3 % заявляют, что верят в Бога, а 24,1 % — в загробную жизнь.

Мусульманство

Ислам принесли турки в 14 в., когда Османская империя стала постепенно захватывать территорию Балканского полуострова. Жители Болгарии принимали мусульманство двумя способами – добровольно и насильно, что очень было распространено в городах.

Сторонники ислама в Болгарии отличаются по этническому признаку:

  • Есть этнические турки, проживающие в северо-восточных регионах страны и в приграничных регионах Болгарии, недалеко от Турции;
  • Отдельно выделяют помаков. Это этнические болгары, которые были обращены насильно в ислам в течение 15-17 вв. Локализуются, в основном, в Родопах и около них;
  • Цыгане, которые проживают в разных регионах страны, создавая небольшие общины;
  • Татары;
  • Черкесы;
  • Арабы;
  • Албанцы;
  • Боснийцы.

Приверженцы ислама делятся на суннитов – меньшая часть верующих, и шиитов – большинство. В столице страны расположена самая старая в Европе мечеть. В Софии также находятся красивые мечети Юаня Баши и Бююк; в Шумене расположен целый мусульманский комплекс, который называется «Томбул Джамия»; в Пловдиве, Разграде, Самокове, Варне, многочисленных поселках и селах есть старинные мечети.

Дискриминация

Мусульмане в Болгарии обязаны регистрировать периодические конференции в Софийском городском суде, чего не обязаны делать члены Болгарской православной церкви.

Партия нападения , IMRO — Болгарское национальное движение и другие крайне правые фракции использовали беженцев для разжигания ксенофобии, и в 2013 году было зарегистрировано как минимум три нападения на расовой почве. После нападения депутат предупредил страну, что сирийские беженцы являются «каннибалами» и что их присутствие было призвано замаскировать «исламскую волну», поддерживаемую американскими и турецкими интересами, группа сирийских беженцев подала жалобу в Государственную комиссию по дискриминации. В ноябре 2013 года была основана новая националистическая партия, пообещавшая «очистить страну от чужой иммигрантской нечисти». Ультранационалистические группировки сформировали «гражданские патрули», чтобы проверять, «соблюдают ли мигранты законы государства». Некоторые из них утверждали, что имеют официальное разрешение властей.

В феврале 2014 года 19 депутатов Партии нападения и Комитета по религиозным конфессиям и парламентской этике подготовили законопроект о внесении поправок в Законы о религиях , который остановит судебные иски о возвращении собственности вакфов, на которую претендует муфтият. В феврале 2014 года более 1000 человек со всей Болгарии выразили протест против решения Пловдивского суда о возвращении мечети Куршун в Карлово, которая была национализирована в коммунистическую эпоху. В том же месяце протестующие бросили камни и дымовые шашки в мечеть Джумая в Пловдиве. Они размахивали плакатами с надписью «Остановить исламизацию Болгарии». Подобные акции протеста поддержал Национальный фронт спасения Болгарии . В июле 2014 года президент Болгарии Росен Плевнелиев впервые в истории демократии в Болгарии провел ифтар. Ифтар прошел в резиденции президента Бояна, и на нем присутствовали премьер-министр, спикер Национального собрания, лидеры партий и представители всех религий страны.

Казанские татары

Современных потомков булгар принято видеть в казанских татарах, однако эта нация является уже смесью булгар и кипчаков, а современный татарский язык относится к кипчатской подгруппе тюркского языка, но куда же исчез язык булгар? Этот язык, как и многие другие, постигла участь ассимиляции, он просто умер, и хотя даже в современном татарском языке находятся отдельные слова вероятно булгарского происхождения, в целом язык все же продолжает оставаться тюрко-кипчакским.

Однако в современном Поволжье проживает еще один интересный народ — это чуваши. Чуваши говорят на архаичном тюркском языке, подобных которому более нет нигде, а при сопоставлении древне-булгарских текстов и чувашского языка выяснилось, что именно в нем остается максимальное количество слов приближенных к булгарскому.

Таким образом, был сделан вывод о том, что современный чувашский язык остается единственным выжившим языком из булгарской подгруппы тюркских языков. Вместе с тем нельзя утверждать и то, что современный чувашский есть прямой потомок булгарского языка. Дело в том, что сами чуваши относятся к потомкам суварских (суваз, сувар, савир — чуваш) племен, пришедших в составе булгар на Волгу.

Но значительная часть сувар не приняла ислам, а поэтому, в отличие от других не вошла в булгарский ассимиляционный процесс, а продолжала сохранять свои языческие обряды и оставаться носителями своего языка. Когда же пришли кипчаки, которые смогли ассимилировать, в том числе и в языковом плане, самих булгар сувары оказались последними носителями остатков языка относящегося к булгарской подгруппе. Произошло это именно из-за того, что они не вошли в исламский ассимиляционный процесс.

Сегодня потомками этих сувар являются чуваши, которые в своем большинстве всегда исповедовали язычество, и лишь, со временем, усилиями русских миссионеров перешли в христианство, а та часть суваров, которая принимала ислам всегда отатаривались.

То же самое, происходило и со всеми другими народами принимающими ислам, они входили как бы в этот плавильный котел. Итак, в него входили все те, кто принимал ислам. Так в итоге и получилось, что потомки жителей Булгарии не принявших ислама стали единственными носителями языка тюрко-булгарской подгруппы.

Читайте дальше Тайны Бермудского треугольника

Читайте дальше Одесская трагедия 2 мая – что же на самом деле случилось в Одессе?

Читайте дальше Что нужно знать о взятии рейхстага

Результат

По договоренности руководителей в Константинополе был проведен Церковный Собор . После окончания официальных конференций 28 февраля в Константинополь прибыли 870 болгарских эмиссаров, посланных князем и возглавляемых Ичиргубойлом (первым советником князя ) Стасисом, кан-Богатуром (высокопоставленным аристократом) Сондоке. Кан-Таркан (высокопоставленный военачальник) и другие.

Мало кто подозревал настоящую цель этих эмиссаров. 4 марта император Василий I закрыл собор торжеством в императорском дворце. Присутствовал болгарский Кавкан (примерно вице-хан или вице-князь) Петр. Поприветствовав представителей Римской и Византийской церквей (Римская была первой), Кавкан Петр спросил, под чью юрисдикцию должна подпадать Болгарская Церковь. Римские представители не были готовы обсуждать этот вопрос.

По всей видимости, между византийским патриархом, императором и болгарскими посланниками было заключено секретное соглашение. Православные отцы немедленно спросили у болгар, чье духовенство они нашли, когда пришли на земли, которыми они теперь управляли. Они ответили «по-гречески». Православные отцы заявляли, что право надзора за Болгарской церковью принадлежит только Константинопольской Матери-Церкви, которая в прошлом владела этими землями.

Протесты эмиссаров Папы не были приняты во внимание. С одобрения князя и отцов Собора Болгарская Церковь была объявлена архиепископством

Архиепископ должен был быть избран среди епископов с одобрения князя. Создание независимого болгарского архиепископства было беспрецедентным. Обычно независимые церкви основывались апостолами или учениками апостолов. В течение долгого времени Рим оспаривал притязания Константинополя на равенство с Римом на том основании, что Константинопольская церковь не была основана апостолом Христа. До середины IX века в практике формально объединенной Церкви не было прецедентов создания национальных церквей среди новообращенных народов. Такая национализация церкви и литургии была исключительным явлением и отнюдь не являлась частью практики других европейских христиан. Болгария создала этот прецедент и подала пример для подражания другим.

Всего через шесть лет после его обращения Православная церковь даровала князю Борису национальную независимую церковь и высокопоставленного верховного представителя (архиепископа). В течение следующих 10 лет Папа Адриан II и его преемники предпринимали отчаянные попытки восстановить свое влияние в Болгарии и убедить князя Бориса покинуть сферу Константинополя.

Обращение болгар в христианство и учреждение Болгарской национальной церкви заложили основу для беспрецедентного культурного процветания Болгарии, которое началось после прибытия учеников святых Кирилла и Мефодия, которые под покровительством князя Бориса осуществили учение своих учителей. Славянский алфавит и основали литературные школы в Плиске и Охриде . Позднее это привело к тому, что славянский старославянский язык стал официальным языком Болгарской церкви и государства в 893 году нашей эры во время Преславского Собора, а также к началу Золотого века средневековой болгарской культуры, во время которого была создана кириллица .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector