Ассирийское государство
Содержание:
- Отношение Ассирии к покоренным странам
- Город, возвращённый из небытия
- Завоевания Ассирии
- Ашшур — древний религиозный центр
- Падение Ассирии
- Постбатаистский Ирак
- Карта древней Ассирии
- Внутриполитический кризис
- Культура ассирийцев
- Похожие термины:
- Особенности Ассирийского народа
- Упадок Ассирии в IX—VIII веках до н. э.
Отношение Ассирии к покоренным странам
Для понимания причин кризиса Ассирийской державы необходимо остановиться на характере политики Ассирии по отношению к покоренным странам.
Страны, наиболее удалённые от центра Ассирии и являвшиеся объектами лишь случайных походов, обычно приносили ассирийскому царю единовременную дань. Такая дань обыкновенно бывала значительной и имела целью надолго откупиться от Ассирии. Так, во второй половине VIII в. до н. э царь Израиля, по преданию, сохранённому в Библии, заплатил Ассирии дань в 30 от серебра, обложив для этого всех полноправных общинников страны налогом в 1/2кг серебра (поидимому, на семью). В других случаях для выплаты дани опустошались царские сокровищницы и храмы.
Затем устанавливалась ежегодная натуральная «тяжёлая дань», как называют её ассирийские источники. Регулярная выплата такой дани обычно была связана с немалыми экономическими трудностями и вызывала возмущение в стране, обложенной данью. В непродолжительном времени дело доходило до восстания, до попыток отложиться от Ассирии. Если в данный момент Ассирия была достаточно сильна, то такое восстание нередко провоцировалось самой Ассирией. Изредка восстание удавалось, гораздо чаще дело кончалось разорением страны и уводом части населения в плен, после чего страна превращалась в ассирийское наместничество. Подо 745 г. до н. э. организованное переселение жителей производилось сравнительно редко и в небольшом масштабе; гораздо чаще людей вырезали. К тому времени, когда народ данной страны причислялся «к людям Ассирии», страна эта представляла собой картину полнейшего запустения; только редкое население ютилось среди развалин сёл и городов, вытоптанных полей, сожжённых виноградников и вырубленных садов. Можно подсчитать, что, например, за период с 883 по 876 г. до н. э. на территориях, отошедших к Ассирии, было физически истреблено или обращено в рабство не менее трети взрослого мужского населения. Число убитых и в особенности обращённых в рабство женщин было не меньшим; что касается маленьких детей, то их обычно в условиях древневосточных рабовладельческих войн того времени в плен не брали, а истребляли на месте. Оставшееся население ввиду полного разорения хозяйства и непомерных поборов в пользу Ассирийского государства было обречено на голод и вымирание.
Отсюда видно, что войны, которые вело Ассирийское государство, не имели своей основной целью присоединение территории и подчинение населения для систематической эксплуатации на месте; те пленные, которые захватывались, уводились ради обогащения рабовладельцев в самой Ассирии. Целью хищнических войн Ассирии был главным образом грабёж. Ассирийская держава закреплялась затем на завоёванных и обезлюдевших территориях не столько для того, чтобы планомерно их эксплуатировать, сколько для того, во-первых, чтобы иметь плацдарм для дальнейших грабительских экспедиций и, во-вторых, чтобы облегчить себе захват как важнейших мест добывания сырья (железные и серебряные рудники Малой Азии, лес Амана и Ливана), так и караванных путей. Результатом явилось сокращение населения и разорение сельского хозяйства на захваченных территориях.
Дальнейшее расширение рабовладельческого хозяйства Ассирии было возможно за счёт освоения этих территорий, но для этого надо было располагать на них значительно большими ресурсами рабочей силы. Для того, чтобы получить эту силу, а также производить новые захваты территорий, прежняя численность войска и прежние формы его организации были уже недостаточны.
Город, возвращённый из небытия
В период его правления столицей Ассирии, а фактически и всего Древнего Междуречья, стал город Ниневия, упоминаемый в Библии, но долгое время считавшийся вымышленным. Лишь раскопки французских археологов, проведённые в 40-х годах XIX века, позволили доказать его историчность. Это явилось сенсационным открытием, поскольку до той поры не было точно известно даже само местоположение Ассирии.
Благодаря трудам исследователей удалось обнаружить многие артефакты, свидетельствующие о необычайной роскоши, с которой Саргон II обустроил Ниневию, сменившую прежнюю столицу государства – город Ашшур. Стало известно о построенном им дворце и мощных оборонительных сооружениях, опоясывавших город. Одним из технических достижений той эпохи стал акведук, поднятый на высоту 10 метров и снабжавший водой царские сады.
Среди прочих находок французских археологов были и глиняные таблички, содержавшие надписи на одном из языков семитской группы. Расшифровав их, учёные узнали о походе царя ассирийского Саргона II в юго-западную часть Азии, где им было покорено государство Урарту, а также о захвате Северо-Израильского царства, что также упомянуто в Библии, но вызывало сомнение у историков.
Завоевания Ассирии
Основными полками армии ассирийцев были пешие войска, атаковавшие ударами стрел из луков, защищенные железными мечами. Всадники на конях были вооружены луками и копьями и могли перемещаться на выкованных боевых запряженных колесницах. Искусство войны так проникло в жизни древней цивилизации Ассирия, что они изобрели машины, которые двигались, уничтожая все на своем пути. Они были оборудованы стропилами, по которым войска могли забираться на стены крепостей врагов либо таранили их. Нелегко пришлось в те времена соседям этого воинственного народа. Их проклинали и желали скоро часа расплаты за все их злодеяния. Раннехристианский пророк Наум предрекал гибель последнего центра Ассирийской империи Ниневии: «Империя и ее столица будут разграблены и уничтожены! Придет расплата за пролитую кровь!»
В результате многочисленных военных походов стала расти не только военная мощь и мастерство народа империи, но и пополняться сокровищница богатств за счет грабежа других государств. Цари устраивали для себя огромные роскошные дворцы. Расширялась инфраструктура городов.
Ашшур — древний религиозный центр
Раскопки свидетельствуют о том, что город был развитой столицей для своего времени. Во многих жилых домах были ванны, функционировали канализация и водопровод. Поскольку город был связан с верховным божеством, он приобрёл статус религиозного центра.
Ярким примером наличия в Ашшуре культовых сооружений служит монументальный зиккурат, построенный из глинобитного кирпича. В результате многовековой эрозии, вызванной ветрами и дождями, он утратил свой первозданный вид. В надежде найти царские гробницы или клад археологи прорыли у основания пирамиды большой тоннель, но не обнаружили ни того, ни другого.
По мнению исследователей, зиккурат в Ашшуре использовался как храм. Находясь на вершине его башни, верховные жрецы (правители) совершали жертвоприношения и молились за хороший урожай. Предполагается также, что зиккурат использовался в качестве укрытия при разливе реки Тигр. В Ветхом Завете написано, что люди с домашними животными спасались от наводнений именно в таком строении.
Каменная дорога, ведущая к главному храму (согласно клинописному «путеводителю» по городу, им был храм главного божества — Ашшура) от берега реки Тигр, считалась священной. Во время праздников по ней передвигались ритуальные процессии.
Ещё одним значительным святилищем Ашшура был двойной храм Адада, бога непогоды, и Ану, верховного бога неба.
В ходе раскопок в городе учёные обнаружили не только руины культовых сооружений, но и разрушенные стены царских дворцов, украшенных рельефами со сценами охоты, изображениями Ашшура, а также неких крылатых существ с головами орла или человека.
Падение Ассирии
Ассирия росла стремительно, новые и новые захваченные земли приносили в страну постоянный поток золота, рабов, ассирийские цари строили роскошные города, так была построена новая столица ассирийского царства – город Ниневия. Но с другой стороны захватническая политика ассирийцев плодила ненависть захваченных, покоренных народов. То там, то тут вспыхивали мятежи и восстания, много их было потоплено в крови, например сын Саргона Синехериб после подавления восстания в Вавилоне жестоко расправился с восставшими, оставшееся население приказал депортировать, а сам Вавилон сровнять с землей, залив водами Евфрата. И только при сыне Синехериба царе Ассархаддоне этот великий город был отстроен заново.
Жестокость ассирийцев по отношению к покоренным народам нашла свое отражение и в Библии, в Ветхом завете не раз упоминается об Ассирии, например в истории пророка Ионы, Бог велит ему идти проповедовать в Ниневию, что тот делать очень не хотел, в итоге оказался во чреве большой рыбы и после чудесного спасения, таки отправился в Ниневию проповедовать покаяние. Но не уняли ассирийцы проповедям библейских пророков и уже около 713 года до н. е. пророк Наум пророчествовал о гибели греховного ассирийского царства.
Что ж, его пророчество сбылось. Против Ассирии объединились все окрестные страны: Вавилон, Мидия, арабские бедуины, и даже скифы. Объединенные войска разбили ассирийцев в 614 году до н. е., осадили и разрушили сердце Ассирии – город Ашур, а через два года подобная участь постигла и столицу Ниневию. В это же время вновь вернул свое былое могущество легендарный Вавилон. В 605 году до н. е. вавилонский царь Навуходоносор в битве при Каркемише окончательно разбил ассирийцев.
Постбатаистский Ирак
С падением Саддама Хусейна и вторжением в Ирак в году нет надежных данных переписи ассирийцев в Ираке (как и не для иракских курдов или туркмен ), хотя количество ассирийцев оценивается примерно в 800 000 человек.
Ассирийский демократическое движение (или ADM) был один из небольших политических партий , которые возникли в социальном хаосе оккупации. Его официальные лица говорят, что, хотя члены ADM также принимали участие в освобождении ключевых нефтяных городов Киркук и Мосул на севере, ассирийцев не пригласили присоединиться к руководящему комитету, которому было поручено определять будущее Ирака. Этнический состав Временного управляющего совета Ирака на короткое время (сентябрь 2003 г. — июнь 2004 г.) руководил Ираком после вторжения, в него входил единственный ассирийский христианин, Юнадем Кана , лидер Ассирийского демократического движения и противник Саддама Хусейна с 1979 года.
В октябре 2008 года многие иракские христиане (около 12 000 почти ассирийцев) покинули город Мосул после волны убийств и угроз, направленных против их общины. Убийство как минимум десятка христиан, угрозы расправой другим, разрушение домов вынудили христиан в спешке покинуть свой город. Некоторые семьи пересекли границу с Сирией и Турцией, а другим предоставили убежище в церквях и монастырях. Суннитские фундаменталисты и некоторые курдские группы обмениваются обвинениями и обвинениями в том, что они стоят за этим новым исходом. В настоящее время мотивация этих преступников остается загадкой, но некоторые утверждения связаны с провинциальными выборами, которые должны состояться в конце января 2009 года, и особенно связаны с требованием Кристиана о более широкой представленности в провинциальных советах.
В последние годы ассирийцы на севере Ирака и северо-востоке Сирии стали мишенью крайнего неспровоцированного исламского терроризма . В результате, ассирийцы взяли в руки оружие, наряду с другими группами (например, курдов, туркмен и армян) в ответ на спровоцированных нападений со стороны Аль — Каиды , ISIS / ISIL , Nusra фронта и других террористических исламских фундаменталистов групп. В 2014 году исламские террористы ИГИЛ атаковали ассирийские города и деревни на ассирийской родине в северном Ираке вместе с такими городами, как Мосул и Киркук, где проживает большое количество ассирийцев. С тех пор поступали сообщения о зверствах, совершенных террористами ИГИЛ, в том числе; обезглавливания, распятия, убийства детей, изнасилования, принудительное обращение в другую веру, этнические чистки , грабежи и вымогательство в виде незаконных налогов, взимаемых с немусульман. Ассирийцы в Ираке ответили формированием вооруженных ассирийских ополченцев для защиты своих территорий.
Карта древней Ассирии
Новый, третий этап ассирийского наступления приходится уже на IХ—VII вв. до н. э. После двухсотлетнего перерыва, бывшего временем упадка державы и вынужденной обороны от орд кочевников с юга, севера и востока, Ассирийское царство вновь заявила о себе как о могучей империи. Первое серьёзное наступление она предприняла на юг — на Вавилон, который потерпел поражение. Затем в результате нескольких походов на запад вся область Верхней Месопотамии перешла под власть древней Ассирии. Открылся путь для дальней- шего продвижения в Сирию. Древняя Ассирия в течение нескольких последующих десятилетий практически не знала поражений и неуклонно двигалась к своей цели: взять под контроль основные источники сырья, центры производства и торговые пути от Персидского залива до Армянского нагорья и от Ирана до Средиземного моря и Малой Азии.
В ходе нескольких успешных походов ассирийские армии разгромили северных соседей, после изнурительной и безжалостной борьбы привели к покорности государства Сирию и Палестину, и, наконец, при царе Саргоне II в 710 г. до н. э. был окончательно завоёван Вавилон. Саргон короновался как царь Вавилонии. Его преемник — Синахериб — ещё долго боролся с непокорностью вавилонян и их союзников, но к этому времени Ассирия стала самой сильной державой Ближнего Востока.
Однако триумф Ассирийской цивилизации продолжался недолго. Восстания покорённых народов потрясали разные области империи — от Южной Месопотамии до Сирии.
Наконец, в 626 г. до н. э. вождь племени халдеев из Южной Месопотамии Набопаласар захватил царский трон в Вавилонии. Ещё раньше к востоку от царства Ассирии разрозненные племена мидян объединились в Мидийское царство. Время культуры Ассирии прошло. Уже в 615 г. до н. э. мидийцы появились у стен столицы державы — Ниневии. В том же году Набопаласар осадил древний центр страны — Ашшур. В 614 г. до н. э. в Ассирию вновь вторглись мидяне и тоже подступили к Ашшуру. Набопаласар немедленно двинул свои войска на соединение с ними. Ашшур пал до прихода вавилонян, и у его развалин цари Мидии и Вавилона заключили союз, скреплённый династическим браком. В 612 г. до н. э. союзные войска осадили Ниневию и взяли её всего через три месяца. Город был разрушен и разграблен, мидяне с долей добычи вернулись в свои земли, а вавилоняне продолжили завоевание ассирийского наследства. В 610 г. до н. э. остатки ассирийской армии, усиленные египетскими подкреплениями, были разбиты и отброшены за Евфрат. Через пять лет потерпели поражение последние ассирийские отряды. Так закончила своё существование первая в истории человечества «мировая» держава. При этом не произошло сколько-нибудь значительных этнических перемен: погибла лишь «верхушка» ассирийского общества. Огромное многовековое наследство царство Ассирии перешло к Вавилону.
Внутриполитический кризис
Перед Ассирией стояла трудная задача укрепить свою собственную экономическую базу путём развития своего сельского хозяйства. Что могло сделать для этого рабовладельческое государство?
Разумеется, можно было на обширных опустошённых территориях насильственно расселить рабов, но существовавшее в то время рабовладельческое государство не имело достаточных возможностей для повседневного надзора за их подневольным трудом. Это была трудная задача социального и политического характера.
Следует также отметить новое немаловажное обстоятельство, характерное для этого времени: в результате ассирийских завоеваний и уничтожения на завоёванных территориях основной массы собственников и представителей прежнего господствующего класса собственником почти всей земли на территории Ассирийского государства стала царская власть. В Ассирийской державе впервые большая часть земли, кроме земли храмов, земель жителей привилегированных городов и отдельных крупнейших ассирийских рабовладельцев—царских приближённых и военачальников,— находилась в собственности царя
Таким образом, в Ассирийской державе VIII в. до н. э. складываются явления, ставшие типичными для всего дальнейшего развития рабовладельческого общества в Западной Азии.
Для истории Ассирийской державы в конце IX — первой половине VIII в. до н. э. новым явилось, во-первых, резкое обострение классовой борьбы. Хотя о конкретных фактах этой борьбы источники прямо не говорят, но бесспорным её свидетельством являются ожесточённые междоусобицы 827—822, 772—758 и 746—745гг., в которых недовольство масс использовалось боровшимися кликами господствующего класса. Во-вторых, имело место огромное усиление власти наместников покорённых областей, причём проявляется тенденция к полной их самостоятельности. В-третьих, всё более сказывается очевидное несоответствие военной организации Ассирии задачам, вставшим перед рабовладельческим Ассирийским государством. Исторический опыт показывал, что, одерживая победы над отдельными арамейскими племенами, над мелкими и мельчайшими царствами, Ассирия не сумела добиться прочных успехов в борьбе с более крупными противниками.
Культура ассирийцев
Нельзя не отметить, что вклад ассирийцев в культурное наследие человечества поистине огромен. Становление их цивилизации началось ещё в древнейшие времена, когда большинства современных народов и вовсе не существовало.
В Ассирии активно развивалась письменность, создавались литературные творения, совершенствовалось искусство юриспруденции, медицины, архитектуры. Важнейшее место в древней ассирийской культуре занимали магические обряды. Врачи должны были детально изучать особенности проведения ритуалов, связанных с верованиями и почитанием божеств.
Несторианская ассирийская христианская семья, делает масло Мавана, ПерсияМестонахождение: Библиотека Конгресса США
Ассирийцы хранят старинные традиции, что и сегодня занимают значительное место в их жизни. Это гостеприимные люди с добрыми сердцами
Они верят, что гость является посланником небес, а потому стараются окружить его заботой и вниманием
Человек, пришедший в дом ассирийца, никогда не почувствует себя одиноким и брошенным
Однако гостям важно придерживаться особого этикета. Гость не должен задавать личных вопросов и допытывать хозяев об их жизни, не стоит увлекаться употреблением спиртных напитков и слишком задерживаться
Ассирийцы празднуют ассирийский новый год (Акиту) / Levi Clancy
Настоящим сокровищем ассирийской культуры стал фольклор этого народа. Из поколения в поколение передаются легенды, пословицы и поверья. “Была бы голова, а шапку из Багдада доставят” – гласит ассирийская поговорка, что очень точно отражает менталитет этих людей. Особое место в народном эпосе занимают предания “Катыне Габбара”, ставшие национальным достоянием Ассирии.
Ассирийцы – представители древнего народа с богатейшей культурой. Конечно, со времён возникновения и распада Ассирии до наших дней многое в укладе жизни этой народности изменилось, но суть ассирийцев осталась прежней. Это гордые, свободолюбивые люди, что главной своей ценностью считают память о предках и славных делах, что мечтают повторить в будущем.
Картинка на обложке: Древние ассирийцы / Давид Григорян / eltonstudio.com
Похожие термины:
-
форма международных отношений, когда отсутствие реального делового партнерства временно компенсируется личной дружбой политических лидеров. Особенно характерно для российских президентов (вкл
-
В конце своего правления Асархаддон решил передать пре стол Ассирии своему сыну Ашшурбанапалу, а другого сына, Шамашшумукина, сделать царем Вавилона. С этой целью население Ассирии еще при жизни
-
По мере того как в Ассирии господствующий класс переходил к политике завоеваний, роль царя все более усиливалась, поскольку он был не только жрецом, но и военачальником. С другой стороны, в связи с
-
В долине рек Евфрата и Тигра наиболее благоприятные условия для развития производительных сил и перехода к классовому обществу, для организации искусственного орошения в крупных масштабах и про
-
В среде господствующего класса Ассирии в это время боролись две группировки. Одна из них, состоявшая из жречества и связанных с ним крупных рабовладельцев, объединявшихся также с крупными рабовл
-
Царские династии, правившие в XXI-VII вв. до Р. Х. в Ассирии (Месопотамия). Древнейшая история Ассирии оставила нам очень мало источников. Сердце страны — город-государство Ашшур на Среднем Тигре, получи
-
Среди мятежников, однако, царили разногласия, и Асархаддону удалось справиться с мятежом; его восставшие братья бежали в недоступные области Армянского нагорья, а их сторонники были истреблены. А
-
массовая насильственная депортация евреев из Северного Израильского царства и из Иудейского царства ассирийцами во внутренние области Ассирийской державы. В VIII веке до нашей эры Ассирия стала с
-
Литература и наука Собственный вклад Ассирии в культуру древнего мира был невелик. Так, в области литературы Ассирия, повидимому, не создала ничего своего, кроме военных царских анналов. В своем р
-
В области литературы, науки и искусства ассирийцы во II тысячелетии до н.э. не создали почти ничего оригинального, полностью переняв вавилонские и частично хурритско-хеттские достижения. В ассирий
-
О повседневной жизни ассирийцев, особенно рядовых, мы знаем довольно мало. Дома ассирийцев были одноэтажными, с двумя внутренними двориками (второй служил «семейным кладбищем»). Стены домов соору
-
Вавилоно-ассирийская религия — религия древних народов Двуречья (терр. совр. Ирака) — шумеров, вавилонян и ассирийцев. Она не составляла стройной догматической системы, а складывалась из отд. местны
-
наука и техника народов, населявших в теч. 4 — 1-го тыс. до н.э. терр. древ. Месопотамии (Двуречья). Уже с 5 — 4-го тыс. до н.э., в связи с потребностями ирригац. земледелия, прорываются каналы, возводятся д
-
развивалась в обстановке формирования военнодеспотического государства, (ХV в. до н.э. — ок. 608 г. до н.э.) с неограниченной властью царя, жестокость которого оправдыва-лась тем, что была угодна богу.
-
культура народов, населявших в древности, в 4 – 1 тыс. до н.э., Месопотамию – Двуречье Тигра и Ефрата (территория современного Ирака), — шумеров и аккадцев, вавилонян и ассирийцев, создавших крупные го
-
лит-ра древ. народов Месопотамии. Восходит ко времени возник-нов. шумерской культуры в 4-м тыс. до н.э. Шумерская лит-ра оказала значит. влияние на формиров. более позд-ней, чем она, В.-а. л. Использовав
-
Города, впоследствии составившие ядро ассирийского государства (Ниневия, Ашшур, Арбела и др.), до XV в. до н.э., по-видимому, не представляли собой единого политического или даже этнического целого. Бо
-
В поздней Ассирии общинная и большесемейная собственность на землю исчезает. Возникает частное землевладение, а «большая семья» превращается в индивидуальную. Широкое распространение товарно-д
-
Изменения в Ассирийском государстве начались при Тиглатпаласаре III (Тукультиапалэшарра, 745—727). Иным стало отношение Ассирийского государства к населению завоеванных территорий. При завоевании
-
Если можно воочию наблюдать богатство и разнообразие аккадской литературы II тысячелетия до н. э,, то об изобразительном искусстве этого времени известно мало. Большинство строении — даже огромны
Особенности Ассирийского народа
Изначально на ассирийских территориях проживали различные племена, многие из которых называли себя сирийцами, однако имели отличительные черты в сравнении с большей частью сирийского этноса. Важнейшим консолидирующим фактором для них стало распространение христианских верований.
При этом отмечу, что окружением ассирийцев выступали сторонники зороастризма, иудаизма и ислама. В вопросах происхождения ассирийцев подавляющее большинство исследователей склоняется к тому, что формирование племён началось во времена расцвета Ассирии, древней и могущественной державы.
Ассирийцы в древности VIII век до н.э / Ангус МакБрайт
Государство просуществовало немало столетий и занимало обширные территории. Язык ассирийцев принадлежит к арамейской группе, что также открывает связь этого народа с другими племенами. Культурное влияние арамейцев было крайне значимым.
Известно, что аккадский язык сумел вытеснить основные наречия, на которых говорили этносы Междуречья, после чего занял господствующее положение в регионе. Что примечательно, учёные отметили ярко выраженные черты семитского типа в большинство представителей ассирийского народа.
В издательстве 1903 года, посвящённом исследованиям истории жителей Ассирии, указывается следующее:
В некотором роде эти сведения противоречивы. Как видите, загадок меньше не становится.
Упадок Ассирии в IX—VIII веках до н. э.
При преемниках Ашшур-нацир-апала II ситуация в Ассирийском государстве начала ухудшаться. Жестокая политика по отношению к завоёванным странам вела к тому, что, будучи опустошёнными, провинции переставали давать доход, но в то же время требовались постоянные расходы на их удержание. Области коренной Ассирии из-за военных потерь тоже сильно обезлюдели. Торговля стала идти в обход ассирийских владений. Из-за экономического упадка значительная часть мелких производителей попадала в долговую кабалу, теряла свои земли, что ослабляло и военную мощь Ассирии. Огромная военная добыча расходовалась на новые военные экспедиции или оседала в руках военно-бюрократической верхушки, приобретавшей все большее влияние. Наместники провинций обладали чрезмерной властью, были там почти царями и не прочь были стать царями настоящими.
Изменилась и политическая ситуация вокруг Ассирии, и уровень военно-политического могущества Ассирии тоже начал постепенно падать. Мелкие сирийские государства перед лицом общего врага образовали два довольно мощных союза — Северный с центром в Каркемише и Южный с центром в Дамаске, а на Армянском нагорье разрозненные племена объединились в сильное государство Урарту. Несколько походов Салманасара III (859—824) в Сирию были неудачными, несмотря на то что у него было более ста тысяч воинов, а Южный и Северный сирийские союзы не оказывал друг другу поддержки. И даже добившись в конце концов там успеха, взять Дамаск он всё равно не смог. Потом для поддержания ассирийской власти в Сирии требовалось повторять походы. Походы против Манны и Урарту были более удачными.
Вавилония, чей царь обратился за помощью к Салманасару III в борьбе со своим соперником за удержание трона, стала фактическим вассалом Ассирии. Беспрерывные войны истощили Ассирию, и в ней росло недовольство, а в последние годы его царствования вспыхнул мятеж, который был поддержан всей коренной Ассирией и во главе которого стоял царевич, обойдённый отцом при назначении наследника. Вновь двинуться за Евфрат ассирийский царь в такой обстановке уже не пытался, и таким образом, была потеряна Сирия. Действующая армия осталась верна царю и назначенному наследнику Шамши-Ададу V (824—811), но для подавления мятежа потребовалось целых два года, и пришлось возвратить вавилонскому царю захваченные у него земли.
Экспансия Ассирии возобновилась при Адад-нирари III (811—783). Воспользовавшись распрями в Южносирийском союзе, он в 805 году до н. э. двинулся в Сирию. Там он собрал дань с местных царств, но закрепиться не смог. Не смог он предпринять и успешных действий против Урарту. В его правление были предприняты походы против маннейцев и мидян. В Вавилонии он добился успеха, заключив договор, на основании которого ассирийский царь стал «покровителем» Вавилонии. Конец правления Адад-нерари III ознаменовался новыми мятежами и мощным наступлением Урарту, под чьё влияние теперь подпали государства верхнего Евфрата и Северной Сирии.
В конце IX века в Ассирии начала распространяться вавилонская культура — обогатившаяся военной добычей верхушка ассирийского общества стала уделять больше внимания искусству, литературе, науке, а главным хранителем общемесопотамских культурных традиций являлся Вавилон. Адад-нерари III послал в главные вавилонские святилища богатые дары, ассирийцы стали всячески подчёркивать культурное и религиозное единство двух народов.
Все царствовавшие один за другим три сына Адад-нерари III вели тяжёлые войны с Урарту, шаг за шагом теряя свои позиции. Новые мятежи и эпидемии довершили крах политики, начало которой положил Адад-нерари II. В результате гражданской войны к власти пришёл Тиглатпаласар III (745—727).