Архангельский собор московского кремля
Содержание:
- Восстановительные и реставрационные работы, проводившиеся в XIX веке
- Храм Благовещенья сквозь века
- Архитектура и внутреннее убранство
- История собора
- Усыпальница
- Ангельские чины
- Посещение храма
- Архитектурные особенности Архангельского собора
- [Summary]
- Пролог
- [List of illustrations]
- Настоятели собора
- Молитвы Архистратигу Божиему Михаилу
Восстановительные и реставрационные работы, проводившиеся в XIX веке
За последние два столетия Архангельский собор неоднократно ремонтировался и подлежал реставрации. Обычно это происходило из-за его естественного износа, являющегося неизбежным следствием прошедших веков, но порой причиной становились и чрезвычайные обстоятельства. Так, в 1812 году захватившие Москву французы устроили в алтаре собора военную кухню. От дыма костров и пара, поднимавшегося из котлов, серьезно пострадал иконостас и часть росписи стен. После изгнания этих европейских варваров пришлось проводить масштабные восстановительные работы. Тогда же была заменена часть колонн, входивших в убранство нижнего яруса, и восстановлена уникальная резьба иконостаса.
Храм Благовещенья сквозь века
В начале XIV века на месте современного храма стояла деревянная церковь на каменном основании, построенная сыном Александра Невского – Андреем Александровичем. В 1397 году по велению великого князя Василия I, сына Дмитрия Донского, на ее месте построили деревянный Благовещенский собор.
История возникновения
В конце XV века великий князь Иван III, перестраивая храмы и стены Кремля, повелел возвести домашнюю церковь для православных служб в узком кругу близких царю людей. В реконструкции Кремля работали итальянские скульпторы, но построить домовую церковь по высшему повелению пригласили русских мастеров из города Пскова.
Перед зодчими поставили трудную задачу – гармонично вписать русский храм в скульптурные сооружения итальянских архитекторов. Так появился белокаменный храм, сохранившийся до наших дней. У восточной стороны храма для хранения государственной казны возвели двухэтажное хранилище – Казенный двор.
Собор – домовая церковь русских правителей
Собор являлся частью обширного дворцового хозяйства, и вход посторонним был закрыт. Здесь венчались высочайшие особы и крестили своих детей, в том числе наследников престола, праздновали именины цариц и царевен. Особые переходы соединяли Благовещенский собор с великокняжескими хоромами, так что они проходили из дворца в церковь, не выходя на улицу.
В торжественные дни отсюда начинались шествия на Соборную площадь, через крыльцо Благовещенского собора выносили царские регалии во время церемонии венчания на царство, здесь хранились ценности из царской сокровищницы. По ступеням крыльца Благовещенского собора через галерею следовали во дворец послы, прибывшие из христианских государств.
Вклад русских государей в развитие собора
Великий князь Василий III, сын и преемник Ивана III, повелел благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать его. К работе привлекли лучших иконописцев: Андрея Рублева и Феофана Грека. В настенных росписях собора на паперти появились изображения языческих мудрецов, живших до рождения Христа: Аристотеля и Фукидида, Птоломея и Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения.
В 1547 году Благовещенский собор пострадал от пожара. Тогда по указу Ивана Грозного в 1654 году храм восстановили, расписали и украсили более пышно, чем при отце Ивана Грозного, Василии III.
Паперти украсили резные порталы из белого камня, выполненные итальянскими мастерами. Медные двери украсили золотом, к собору пристроили крыльцо, названное Грознинским. Украшенное резьбой крыльцо построено специально для Ивана Грозного.
После четвертого брака по православным канонам царь не имел права находиться в храме. С этого крыльца он слушал проповеди. Во время торжественных церемоний на Соборной площади из храма на крыльцо выходил царь со свитой.
Во времена Ивана Грозного на башенной стене чудесно явился образ иконы Благовещенья. Легенда гласит, что по приказу царя несправедливо обвинили воеводу. В ожидании смертного часа, потеряв надежду на спасение, узник беспрестанно молился.
Однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела попросить царя об освобождении. Не поверив сну, заключенный не стал просить о помиловании. Сновидение повторилось: Царица Небесная велела просить, обещая помощь.
Царю передали прошение обвиняемого. Взбешенный дерзостью осужденного, Иван Грозный повелел привести к нему пленника. Явившиеся за смертником стражники увидели на стороне башни, обращенной к царскому дворцу, явление иконы Благовещения. Потрясенный знамением, царь повелел немедленно освободить узника.
Архитектура и внутреннее убранство
Внешне собор похож на средневековые палаццо Венеции. По вертикали стены поделены традиционными пилястрами, карнизы между ними делят их по горизонтали. Обилие декораций снаружи делает здание непохожим по стилю на классические древнерусские храмы, где капители, карнизы, пилястры создают впечатление регулярности, а также разделяют стены на две части. Нижний ярус с его декоративными арками видится мощным и тяжёлым. Верхняя часть украшена филёнками прямоугольной формы. Венчают здание необычные детали:
- скульптурные рельефы;
- раковины с орнаментом;
- окна-медальоны.
Но внутреннее устройство собора по-русски традиционно. Структура его по плану крестово-купольная, то есть купол находится на пересечении внутренних основных проходов здания. Особое значение церкви подчёркивают пять куполов. Четыре из них не покрыты золотом. Это означает, что собор имеет ритуальное значение, как место захоронения. Если смотреть на храм с Соборной площади, он видится удлинённым. Действительно, здание вытянулось в длину с этой стороны благодаря пристройке к лоджии. Это помещение возвели для женщин правящих семей.
Из-за ярусной системы собора кажется, что пространство внутри поделено двумя этажами. Это не так. Внутри собора тесно и сумеречно, что для русской архитектуры традиционно. Недостаток света объясняется узкими и вытянутыми окнами-бойницами, которые пропускают мало солнца. Мрачность помещению придают тёмные, покрытые росписью стены, а сужают пространство столбы, которые поддерживают центральную главу. Иконостас из дерева, покрытый резьбой, сделан в конце XVII века.
История собора
Феофан Грек
На территории нынешнего собора в середине XIII века был построен деревянный храм имени Архангела Михаила. А в 1333 году по указанию Ивана I Калиты на его месте возвели церковь из камня – Архангельскую. Здесь же располагалась усыпальница великих князей. Росписью занимался известный на Руси иконописец Феофан Грек вместе с учениками.
В начале XVI века здание пришло в полное расстройство, и Иван III приказал разобрать его. Было решено построить новый собор, для чего из Италии приглашены архитекторы во главе с Алевизом Фрязиным («Новым»).
Этот зодчий был легендарной личностью – до сих пор не установлено его настоящее имя. Часть историков склонна предполагать, что при рождении Алевиз носил имя Алоизио Ламберти да Монтиньяна, но прямых доказательств этому найти не удалось. Во время переезда итальянское посольство задержали крымские татары – иностранцы были вынуждены несколько лет заниматься строительством Бахчисарайского дворца.
По прибытии в Москву (примерно в 1505–1506 годах) итальянец приступил к руководству строительством собора. Работы были закончены уже при сыне Ивана III – Василии III.
В середине XVI века храм горел. Несколько лет понадобилось новгородским и псковским иконописцам для восстановления живописи. При Алексеевиче Михайловиче Романове, русском царе, было решено обновить стенопись (фрески) собора. С этой целью были собраны лучшие мастера. Но из-за длительных войн, которые вела страна, казна опустела, а реставрация затянулась почти на 16 лет.
Храм еще не раз страдал от пожаров, но неизменно восстанавливался. При Екатерине II собор начал разрушаться после попытки возведения Кремлевского дворца, появившиеся трещины вовремя заметили, и строительство прекратили.
В 1812 году Архангельский собор вновь пострадал – ценности были вывезены, пострадала роспись и иконостас. В XIX веке храм несколько раз реставрировали, обновили купола, кресты обтянули латунным листом, сделали хозяйственные постройки для служителей.
Открытка. Архангельский собор в XIX веке
В 60-х годах XX века на территории собора проводились локальные раскопки. В результате, советским антропологам (под руководством М. М. Герасимова) удалось воссоздать внешний облик нескольких русских царей по их останкам.
В 1991 году в Архангельском соборе возобновились богослужения.
Усыпальница
Здесь хоронили по примеру Византии правителей Рюриковичей, Романовых и их родственников до XVIII века. Собор служил местом погребения мужчин царского рода. Цариц и княгинь хоронили в соборе Вознесения Христова кремлевского Вознесенского монастыря, разрушенного в 1929 году.
Тогда захоронения из монастыря перенесли в южную часть Архангельского собора. Сюда же перенесли мощи «прародителей государевых». Над гробом, закрытым каменной плитой, возводилась каменная надгробница, на которой помещалась икона, свеча и панихидное блюдо с кануном.
Гробницы
Внутри Архангельского собора – 46 надгробий, под которыми покоятся 56 представителей княжеского рода. Бронзовые саркофаги белокаменных надгробий раннемосковских князей и русских царей установлены во время правления Михаила Романова. Напротив надгробий – изображение в полный рост всех погребенных здесь великих князей.
Расположение погребений проводилось по четким правилам. По южным стенам – великокняжеские погребения. Удельные князья погребены вдоль западной стены, а опальные князья – вдоль северной.
У юго-западных столпов захоронена принявшая православие татарская знать, служившая при русском дворе. 51 захоронение под плитами пола, две раки стоят на полу. В усыпальнице храма погребен сын Ивана Грозного, убитый вспыльчивым отцом, и его малолетний брат царевич Дмитрий, который дважды «воскресал» во времена Смуты.
Здесь же похоронены Романовы: цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович, а также оба брата Петра I. Сам «великий реформатор» упокоился в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, где и стали хоронить представителей царской династии.
В Архангельском соборе – пустая гробница Бориса Годунова, чей прах по приказу Лжедмитрия I в 1605 году выбросили на улицу, чтобы «не осквернять» храм. Позднее прах Бориса Годунова погребли в Троице-Сергиевой Лавре.
У северной стороны Архангельского собора – рака с мощами князя Михаила Черниговского, причисленного к лику святых. Князь отказался подчиняться золотоордынскому хану Батыю, за что потерпел мученическую смерть. В Архангельском соборе служили панихиды в дни кончины погребенных тут высочайших особ – князей и царей.
Росписи усыпальницы
В XVI веке собор покрыли художественной росписью. Во времена правления Алексея Михайловича выполнены настенные росписи, над которыми трудились 92 мастера. Военная тематика и сюжеты о борьбе Архангела Михаила с падшим ангелом Сатанаилом занимает главное место в живописи.
Интересна галерея из условных «надгробных» портретов князей и царей, похороненных в усыпальнице. Нижний ярус – «портретная галерея» реальных исторических лиц: более 60 «портретов» московских и удельных князей. Галерею открывает изображение Ивана Калиты.
В куполах – лики пророков и праотцов, эпизоды из жизни Спасителя, на сводах – сюжеты из Нового Завета. В центральном барабане – фигуры Адама и Евы. В западных куполах – образы Архангела Михаила и Гавриила, ниже – апостолов и святых угодников, воинов-мучеников и святого покровителя храма – Архангела Михаила. В роспись включены сюжеты о героической борьбе русских воинов с захватчиками.
Главная православная святыня собора – четырехъярусный иконостас с иконами «Михаил Архангел с житием» и икона Божьей Матери «Благодатное небо». Над алтарем – композиция Богородичного цикла – «Успение Богоматери».
Ангельские чины
Чины ангельские бывают трех иерархий. Высшая — это Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (в переводе «Пламенеющие, Огненные»). Средняя — Господства, Силы и Власти. Низшую — Начала, Архангелы и ангелы.
Все чины небесных сил называют ангелами. Ангел значит «вестник». Это отражает их предназначение — доносить до людей Божию волю, быть защитниками и учителями людей. Архангел Михаил стоит над всеми девятью чинами и поэтому называется архистратигом.
Мы знаем также имена других архангелов: Гавриил («сила Божия»), Рафаил («врачевание Божие»), Уриил («свет Божий»), Селафиил («молитвенник Божий»), Иегудиил («славящий Бога»), Варахиил («благословение Божие»), Иеремиил («возвышение к Богу»).
Посещение храма
На сегодняшний день богослужения проводят достаточно редко, фактически он функционирует как музей.
Посетить собор можно с понедельника по среду и с пятницы по воскресенье, в четверг здесь выходной.
Открыт он с 10.00 до 18.00, а график работы касс сдвинут на час: открываются они в 9.00, а закрываются в 17.00
Обратите внимание, что туристы могут посетить не только Архангельский собор, но и другие сооружения Кремля по единому билету. Также предлагаются услуги гида, который расскажет о богатой истории этого храма.
Учащиеся и студенты, а также члены многодетных семей и другие граждане, относящиеся к льготным категориям, могут побывать здесь бесплатно – ежедневно, если вы просто хотите прогуляться по территории, не заходя в музеи.
По вторникам можно попасть и в музеи: оплата не взимается с членов многодетных семей, учащихся по профессиональным образовательным программам, с посетителей младше восемнадцати лет
Это правило действует только для граждан России
Важно! Вход с габаритными вещами, животными, велосипедами или скутерами запрещен. Исключение составляют детские коляски.
Архитектурные особенности Архангельского собора
Собор высотой 21 метр из белого камня итальянский архитектор построил в традиционном древнерусском стиле – пятиглавый крестовокупольный храм с узкими щелевидными окнами.
Венчает собор пять глав на барабанах различного диаметра, расставленных асимметрично, что создает впечатление воздушной легкости храма и устремленности вверх Главный вход – в широком углублении. В шестистолпном пятиаспидном сооружении с 8 приделами переплелись итальянские и византийские архитектурные традиции.
Внешний вид храма
Внешний облик собора особенный, это достигается декоративными формами отделки. Фасад собора архитектор разделил на два яруса горизонтальным карнизом. Каждый ярус смотрится как законченный, самостоятельный этаж – собор выглядим двухэтажным. Нижний ярус, высокий и мощный, с декоративными арками, – своеобразный постамент для более легкого верхнего яруса меньшей высоты, украшенного филенками.
Вертикальные прямоугольные выступы стены также разделены по горизонтали. Их архитектор превратил в пилястры. По средней линии каждого яруса – высокие узкие окна. В архитектурную отделку храма включены и округлые окна-медальоны, и
большие арочные окна, сближающие русский собор с венецианским дворцом.
Ниши, расположенные по периметру верхней части фасада, – традиционно русское украшение, сделанное в виде морских раковин с жемчужинами, изящно и необычно для русской архитектуры.
По вертикали фасада – пилястры, увенчанные затейливым растительным орнаментом с резными капителями. Огромное двойное окно фасада с группой небольших круглых окон смотрится торжественно и строго. Удивительное украшение собора – резьба, насыщающая белокаменным узором порталы. Декор розеток и капителей нигде не повторяется.
Интерьер храма
Пышному, нарядному и торжественному декору фасада противопоставлен интерьер собора. Цилиндрические своды храма опираются на традиционные для русских церквей крещатые столбы. Интерьер сводов светлый и свободный, при взгляде вверх ощущается восторг.
Торжественно-сумеречное настроение возникает при взгляде на темно-синие настенные росписи и саркофаги внизу собора, где господствует полумрак.
[Summary]
The wall paintings of the Archangel Michael Cathedral in the Moscow Kremlin and more specifically the gallery of sixty odd portraits of princes added in the second half of the 16th century (in their present state they are as restored a century later) occupy a special place in the transition from stylized iconographic personification to secular portraiture proper as we would understand it today. This portraiture is largely memorial in character; interred in this cathedral are the remains of the Grand Dukes of Muscovy and other princes. However, this is more than a necropolis; incorporated are numerous personages from ancient Kiev and North-East Russia, who were ancestors of the Moscow princes. The whole concept originated in the reign of Ivan the Terrible, the purpose being to assert through a gallery of historical personages reaching back to the beginnings of the Russian state, the traditional authority of Muscovy. The representation of the Moscow Grand Dukes fringe the perimeter, covering the lower part of the southern, western and northern walls, while the ancestral «portraits» cover the central pillars in several tiers. This pyramidal arrangement was thus meant to denote the Russian state.
The extant wall paintings were executed between 1652 and 1666 by a large team of master-painters from both Moscow and elsewhere under the general supervision of Stepan Rezanetz and Simon Ushakov. Since this was period of change in Russian art revealing an awakened interest in the secular portrait, the wall paintings, though basically in keeping with the venerated traditions, disclose novel features. Each personage is individualized, displaying either nobility or commonness, profundity or shallowness composure or impetuosity.
Пролог
28 мая 1591 года при загадочных обстоятельствах погиб сын Ивана Грозного, царевич Дмитрий. Была ли его смерть случайной или же это было политическое убийство — не ясно до сих пор. Несомненно одно: после смерти его старшего брата, царя Фёдора Иоанновича, царская династия прекратила свое существование. Не осталось ни одного законного наследника престола. На короткое время воцарилась избранная на Земском соборе династия Годуновых, однако вскоре страна погрузилась в хаос. Началась смута, Россия оказалась перед сложнейшим выбором за всю свою историю. От того, кто будет править страной, зависело не только будущее, но и настоящее России как единого и неделимого государства.
Несколько десятилетий страну терзали войны и голод, не было единения среди людей. Одни подбивали народ на бунт, другие не желали признавать власть избранных боярами царей, третьи верили, что царевич Дмитрий чудесным образом спасся и вскоре воцарится на российском престоле. Народ молил бога о законном царе, видя в этом спасение России.
В мае 1606 года в Москве зазвонили колокола. По столице шёл крестный ход. В Москву из Углича везли мощи святого царевича Дмитрия. Задолго до этого ходили слухи, что у гроба царевича, погибшего 15 лет назад в Угличе, сами собой возгорались свечи и исцелялись люди. Царь Василий Шуйский послал с проверкой в Углич бояр и высших церковных иерархов. Теперь святой царевич с почётом возвращался в Москву.
Царевич Дмитрий был самым младшим представителям царской династии. В 1591 году ему было всего 8 лет. Он родился от седьмого брака Ивана Грозного с Марией Нагой. В мае 1584 года уже после кончины Ивана Грозного, царь Димитрий вместе с матерью Марией Нагой, со своими родственниками, под охраной четырёх приказов стрельцов, прибыл в Углич. Считать, что он был отправлен сюда в ссылку — это не совсем правильно. Но если даже это была ссылка, то почетная ссылка, потому что всегда Углич передавался младшим сыновьям великого князя. А спустя семь лет произошло то, что произошло…
Многие историки считают, что царевич Дмитрий не был убит, его мученическая смерть — трагическая случайность. После смерти Бориса Годунова в Москве появился Лжедмитрий I, и народ предпочёл признать в нём законного наследника. Через год веры самозванцу не осталось, его свергли, а царём был избран Василий Иванович Шуйский. И первым делом новый царь посылает в Углич к гробу Дмитрия светскую и церковную знать. Первая задача Шуйского была в том, чтобы закрыть любую дорогу для новых самозванцев.
Посланники Шуйского вскрыли гробницу царевича и обнаружили, что мощи царственного младенца целы и не порушены. Мать царевича, в то время инокиня Марфа, под присягой признала, что в гробу действительно лежит её сын. Все чудеса исцеления, прежде случавшиеся у гроба, были подробно записаны, а свидетели опрошены. Малолетний невинно убиенный царевич был назван святым. По указу царя гробницу Дмитрия должны были перевезти в Москву. Делали это торжественно. Трижды по пути крестный ход останавливался, чтобы народ российский мог поклониться новому святому.
Первая остановка была сделана в Угличе. Позже на этом месте поставили церковь «Дмитрия на поле». Вторая остановка — в Троице-Сергиевой Лавре. Третья остановка была в Москве на Лобном месте перед Кремлём. Здесь гроб стоял несколько дней и за эти дни святой Димитрий углицкий по преданиям не раз явил миру чудо, исцеляя больных.
Василий Шуйский понимал, что Россия в смятении, что власть не прочна. Только что свергнут один Лжедмитрий и уже появились слухи о втором. Хотя род Шуйских происходил от одного корня с Иваном Грозным и избрание Василия Ивановича на трон произошло абсолютно законно, московская чернь всегда была готова поверить в ожившего прямого потомка царя Ивана Грозного.
Василий Шуйский
Но самое важное деяние царя Василия Шуйского было еще впереди. Царевич Дмитрий был похоронен в своем уделе, в Угличе, тогда как всех его царственных сродников уже триста лет погребали в родовой усыпальнице в Архангельском соборе в Москве и задачей нового царя было вернуть святого младенца в княжеский некрополь
И вот весной 1606 года мощи святого царевича были внесены в Архангельский собор Кремля. У людей появилась надежда, что беды отступят и Россия вновь обретет спокойствие.
[List of illustrations]
- Interior of the Archangel Michael Cathedral in the Moscow Kremlin
- Prince Basil III
- Prince Georgi Vsevolodovich
- Prince Alexander Nevsky
- Prince Yaroslav Vsevolodovich. Face
- Prince Daniil Alexandrovich. Face
- SS Sabbas and Simeon, Serbian Thaumaturgi. Detail
- Prince Mikhail Yurievich
- Prince Yuri Daniilovich
- Prince Konstantin Vsevolodovich
- Prince Demetrius. Face
- Prince Demetrius
- Prince Vsevolod of Pskov
- Prince Boris
- Princess Olga
- Prince Vladimir Svyatoslavich
- St George
- St Theodore Stratilates
- St Theodore
- St Nicetas the Warrior
- Princes Ivan Vladimirovich and Afanassi Vladimirovich
- Prince Vladimir Andreevich the Brave. Face
- Prince Pyotr Dmitrievich. Face
- Princes Basil the Squint-Eyed, George of Zvenigorod, Demetrius the Red, and Andrei Dmitrievich
- Prince Georgi Vassilievich
- Prince Georgi Vassilievich. Face
- Princes Ivan Dmitrievich, Andrei Ivanovich Staritsky, and Georgi Ivanovich
- Prince Andrei Bogoliubsky
On cover: Prince Vladimir Andreevich the Brave
Настоятели собора
- Иоанн (упом. в 1439),
- Иоанн (упом. в 1454-1463),
- Михаил (упом. в 1507),
- Иуда (упом. в 1518-1519),
- Симеон (упом. в 1542-1550),
- Тимофей Яковлев (упом. в 1551),
- Евстафий (упом. в 1564-1565),
- Григорий Иванов (упом. в 1569-1570),
- Иоанн (казнен по приказу Иоанна IV 27 нояб. 1575),
- Василий (упом. в 1584-1585), Григорий (упом. в 1593),
- Димитрий (упом. в 1599-1608),
- Иоанн (упом. в 1613-1630),
- Григорий (упом. в 1634-1643),
- Никифор Матвеев (упом. 1645 — ок. 1657),
- Кодрат (упом. в 1658-1672),
- Феодор (упом. в 1675-1691),
- Петр Васильев, духовник Петра I (упом. в 1696-1703),
- Иаков Михайлов (назначен в 1723, упом. до 1734),
- Иоанн Семенов (ок. 1738 — 1741) ,
- Василий Иванов, бывш. духовник императрицы Анны Иоанновны (назначен в 1741, упом. до 1745)
- Иоанн Комаровский (упом. в 1749 — 1771),
- Петр Алексеев (1771-1801),
- Димитрий Лавровский (1801-1811),
- Алексий Шумилин (1811-1813),
- Иаков Никольский (1813-1816),
- Герасим Попов (1816-1818),
- Иоанн Русинов (1818),
- Василий Кутневич (1818-1833),
- Арсений Тяжёлов (1833-1855),
- Петр Покровский (1855-1871),
- Михаил Богословский (1871-1880),
- Александр Невский (1888-1892),
- Валентин Амфитеатров (1892-1901),
- Павел Извеков (1905-1909),
- Димитрий Лавров (1910-1914),
- Николай Извеков (1915-1918)
Молитвы Архистратигу Божиему Михаилу
Молитва первая Архистратигу Божиему Михаилу
Святый и великий Архангеле Божий Михаиле, неисповедимыя и пресущественныя Троицы, первый во Ангелех предстоятелю, рода же человеческого приставниче и хранителю, сокрушивый со воинствы своими главу прегордаго денницы на небеси и всегда посрамляяй злобу и коварства его на земли!
К тебе с верою прибегаем и тебе с любовию молимся: буди щит несокрушим и забрало твердо Святей Церкви и православному отечествию нашему, ограждая их молниеносным мечем твоим от всех враг видимых и невидимых. Буди наставник премудр и споспешник всем православным христианом, износя им от Престола Царя царствующих просвещение и силу, радость, мир и утешение. Буди вождь и соратай непобедим Христолюбивому воинству нашему, венчая его славою и победами над супостаты, да познают вси противляющиися нам, яко с нами Бог и святии Ангели Его!
Не остави о Архангеле Божий, помощию и заступлением твоим и нас, прославляющих днесь святое имя твое; се бо, аще многогрешнии есмы, обаче не хощем в беззакониих наших погибнути, но еже обратитися ко Господу и оживленным быти от Него на дела благая. Озари убо ум наш светом Божиим, да возможем разумети, что есть воля Божия о нас благая и совершенная, и ведети вся, яже подобает нам творити и яже презирати и оставляти. Укрепи благодатию Господнею слабую волю и немощное произволение наше, да утвердившеся в законе Господни, престанем прочее влаятися земными помыслы и похотьми плоти и ради тленнаго и земнаго вечная и небесная безумне забывати. Над всеми же сими испроси нам свыше истиннаго покаяния, нелицемерную печаль по Бозе и сокрушение о гресех наших, да остающее нам число дней временнаго жития нашего во изглаждении зол, содеянных нами, совершим. Егда же приближится час скончания нашего и свобождения от уз бреннаго сего телесе, не остави нас, Архангеле Божий, беззащитных противу духов злобы поднебесных; обыкших преграждати души человечестей восход в горняя, да, охраняеми тобою, безпреткновенне достигнем оных преславных селений райских, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная, и сподобимся узрети Пресветлое лице Всеблагаго Господа и Владыки нашего и Тому воздати славу, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.
Молитва вторая Архистратигу Божиему Михаилу
О святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небеснаго Царя воеводо! Прежде Страшнаго суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное.
О, грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго суда Его. О, всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Тропарь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
глас 4
Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы, недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних сил.
Кондак Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
глас 2
Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, Ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милость, яко Безплотных Архистратизи.