Многоликая религия алтайцев

Численность

Доля алтайцев по районам на 2010 год по переписи:

алтайцы Республика Доля
Улаганский МР Алтай 77,1
Онгудайский МР Алтай 76,1
Усть-Канский МР Алтай 69,9
Шебалинский МР Алтай 45,3
Кош-Агачский МР Алтай 40,6
Чемальский МР Алтай 27,8
Усть-Коксинский МР Алтай 22,5
Горно-Алтайский ГО Алтай 22,3
Турочакский МР Алтай 19,3
Чойский МР Алтай 8,6
Майминский МР Алтай 6,9

Во время переписи 2002 года 67 239 человек идентифицировали себя как алтайцы: в Республике Алтай — 62 192 человек, в Алтайском крае — 1880 человек.

Коренное тюркское население Кемеровской области, которое в советское время также учитывалось как алтайцы, теперь идентифицирует себя как телеутов, а также шорцев.

На 1989 год в Казахстане проживало 679 алтайцев, на 2009 год — 221 чел., в Узбекистане в 1989 году проживал 191 алтаец, в Киргизии — 116 (1989), а в Таджикистане — 60 (1989), в Украине — 38 (2001), в Белоруссии — 27 (1989), в Туркмении — 26 (1989), в Грузии — 27 (1989), в Молдавии — 20 (1989), в Литве — 19 (1989), в Азербайджане — 14 (1989), в Латвии — 4 (2011), в Эстонии — 3 (1997) и в Армении — 1 (1989).

Культура

Традиционный образ жизни

Южные Алтайцы были в основном кочевыми или полукочевыми скотоводами. Они выращивали лошадей, коз, овец и крупный рогатый скот. Северные Алтайцы в основном занимались охотой как основной формой существования. Их основной добычей были животные из тайги (бореальные леса). Однако некоторые алтайцы также занимались мелким земледелием , собирательством и рыболовством.

Жилища

Большинство южных алтайцев традиционно жили в юртах. Многие северные алтайцы строили в основном многоугольные юрты с конической крышей из бревен и коры. Некоторые алтай-кижи жили также в глинобитных избах с берестяными двускатными крышами и бревенчатыми или дощатыми стенами. Телеуты и несколько северных алтайцев жили в конических домах из окуней или коры. С притоком русских к родине алтайцев, из-за русского влияния увеличилось строительство больших хижин с двух- или четырехскатной крышей.

Несмотря на многие социальные и политические изменения, которые претерпели алтайцы, многие современные и оседлые семьи все еще держат юрты в своих дворах. Эти юрты обычно используются как летняя кухня или дополнительное помещение.

Одежда

Традиционная одежда южноалтайских мужчин и женщин очень похожа с небольшими различиями между ними. Обычная одежда состояла из длинных рубашек с широкими бриджами, восточных мантий и рукавов. Другая одежда часто включала меховые шапки, высокие сапоги и дубленки. Северные Алтайцы и некоторые Телеуты традиционно носили короткие бриджи, льняные рубашки и однобортные восточные мантии. Несмотря на то, что сегодня большинство алтайцев носят современную одежду, традиционная одежда все еще в ходу.

Кухня

Алтайская кухня состоит из супов из конины или баранины. Блюда из суслика, барсука, мармота, кисломолочные продукты, сливки (из кипяченого молока), кровяная колбаса, масло, жареная ячменная мука и некоторые овощи также являются основными продуктами алтайской кухни. Среди популярных напитков — арыки (молочная водка).

Музыка Алтая

В 1947 г. при раскопках второго Пазырыкского кургана на Алтае была найдена так называемая «Скифская арфа». И, страшно представить, ей около 2500 лет! Она всё ещё остаётся загадкой и нуждается в истолковании. Она лежала в могиле скифского вождя, погребённого в V в. до н.э., среди разнообразных предметов, которыми соплеменники снабдили его для загробной жизни.

1 из 2

Скифская арфа

Вместе со скифской арфой втором пазырыкском кургане был найден барабан, так называемая скифская дарбука, сделанная из двух пластин бычьего рога. Односторонний барабан высотой 18 см, диаметром 10 и 8 см в его расширенных, верхней и нижней, частях и 6 см в средней, суженной. Корпус составлен из двух гнутых пластин бычьего рога, края которых с рядами круглых отверстий на месте швов, заходят один за другой. На верхнем, более широком и загнутом внутрь, конце была натянута мембрана, наглухо прикреплённая таким же швом к самому краю. Все швы были замаскированы наклеенными на них узкими золотыми пластинками с верёвочным орнаментом. Мембрана не сохранилась, но следы от неё в виде узкой белой полосы на корпусе остались. Отделка барабана отличается особой тщательностью и изяществом.

Скифская дарбука мембраной вниз

К национальным музыкальным инструментам Алтая относят:

Топшур

Топшур. Инструмент, состоящий из двух струн, внешне напоминающий домбру. Его корпус вырезают из цельной массы дерева. Часто используют кедр. Основу покрывают телячьей кожей, а струны делают из волоса коня. Волос берется светлый. Деталь грифа не имеет ладов. По звучанию этот музыкальный инструмент похож на звук натянутой нити, однако звучит чище и громче. В зависимости от легенд, которые исполняют под аккомпанемент этого инструмента, есть несколько способов игры: удары пальцами по струнам, щипки, частые удары по одной из струн.

Икили

Икили. Напоминает топшур, но имеет подпору выше. Музицируют на нем смычком. Его выполняют из прута ивы с волосом. Обязательно необходимо натереть его смолой хвойных деревьев. Вовремя музицирования инструмент устанавливают между ног с опорой на одно колено. По истечении какого-то времени струна смычка может ослабиться и музыканту приходится натягивать ее вручную пальцем. Инструмент обладает глубоким, богатым, но при этом тихим звучанием. В народе можно встретить объединенный инструмент. С одной стороны, икили, а с другой топшур.

Шоор

Шоор. Духовой инструмент, напоминающий флейту. Его выполняют из сухого ствола растения камургай. С обоих концов инструмент имеет отверстия. Больший конец подносится к рту. Во время выдувания воздуха издается звук, похожий на свист. Музыкант должен регулировать силу воздуха и прикрывать, либо открывать входное отверстие, чтобы получить нужную мелодию. Звучание этого инструмента мягкой и приятное.

Варган

Варган, комыс. Инструмент простого устройства: ободок со стальной вибрирующей пластиной. По звучанию он напоминает орган и скрипку. В настоящее время производство варганов на Алтае налажено таким образом, что среди всех варганов они являются наименее дешевыми: их можно купить за 400–500 р. Выглядят они как на фото — маленькие инструменты медного цвета в красивом деревянном чехле с резьбой. По звуку и мощности — это самые простые варганы. В Москве их можно купить в магазине Варган.ру.

Алтайский бубен.

Бубен. Основа этого ударного инструмента состоит из дерева. Она обтягивается шкурой зверей. В обычной жизни бубен не используется, так как считается атрибутом исключительно шаманов. Одиним из известный мастеров бубнового дела является хакасец Сергей Чарков, именно его изделия чаще всего выдаются за шаманские бубны алтайцев.

Ногон Щумаров

У алтайцев множество легенд, народных сказаний. Эти истории передаются из поколения в поколение. Они рассказывают о героических встречах людей с чудовищами, общении с духами. Это целая культура, пришедшая из древних времен. Эпос излагается особым способом: историю не рассказывают, а поют. При этом певец издает низкие протяжные горловые звуки. Этот способ называется «кай», а рассказчик — «кайчи». Люди, способные исполнять кай, очень почитаются. Исполнение песен считается обрядом, имеющим магическую силу. Кайчи часто присутствуют на народных торжествах, гуляньях. Кай могут исполнять только мужчины. Песня дополняется игрой на музыкальных инструментах. Часто это занимает целые сутки, а то и больше, так как эпос народа очень богат.

Интересно звучит выступление монгольских алтайцев.

Чейнеш Байтушкина:

Автор поста работал в одном театре вместе с Ногоном Шумаровым:

Пища[ | ]

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 28 ноября 2020 года

Наиболее распространенной и традиционной для алтайцев является мясная, а также молочная пища, представлявшая собой различные стадии переработки кислого и створоженного молока. Молочную пищу употребляли с ячменным толокном (талкан) или крупой и кореньями съедобных растений. Наиболее распространёнными видами молочной пищи были сыры: кислый курут и пресный пыштак, а также сквашенное молоко чегень (айран). Из кобыльего молока приготовляли кумыс. Мясо употребляли в основном в варёном виде, готовили мясные супы кючо из разных круп, в основном из перловой крупы. Употребляли в пищу внутренности овец и лошадей, из которых готовили различные блюда, употребляемые в пищу в варёном виде: жёргом, казы карта.

Социальная организация[править | править код]

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 28 ноября 2020 года

У алтайцев в начале XX в. четко определялись признаки классового расслоения. Формально земля, пастбищные и сенокосные угодья находились в пользовании соседской общины (аила, улуса), однако рядовые общинники, имевшие небольшое количество скота, фактически владели лишь меньшей и худшей частью аильной земли, так как большая и лучшая часть её была захвачена крупными скотовладельцами, патриархально-феодальной аристократией (зайсанами, башлыками) и кулаками-баями. Рядовые общинники были закреплены за определенными семьями зайсанов, которые представляли общину перед царской администрацией. Часть общинников вообще не имела скота и собственного хозяйства, а жила на положении домашних рабов-кулов (айбачи) в богатых семьях.

Скотоводческое хозяйство породило своеобразную скрытую форму эксплуатации богачами рядовых скотоводов. Владелец скота на время передавал свой скот малоимущему пастуху, который согласно условию передачи мог в течение определённого срока пользоваться молоком переданного ему скота, но должен был его пасти, охранять и с приплодом возвратить хозяину. Кроме того, он был обязан по зову хозяина являться на сенокос, помогать в домашнем хозяйстве. Такая форма отношений у алтайцев называлась полыш (помощь). В конце XIX в. в среде алтайцев появилась категория наёмных пастухов, подёнщиков, батраков. В то же время отмечается рост товарности крупного хозяйства, возникновение первых предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, на которых применялся труд наёмных рабочих.

Патриархально-феодальные и капиталистические отношения у алтайцев сочетались с архаическими родовыми связями. Все племенные и территориальные группы делились на роды — сёоки («кости»). Внутри рода счёт родства шёл по отцовской линии, роды были экзогамны. Наиболее сильно родовые связи сохранились у северных алтайцев, где существовали пережитки родовой собственности на охотничьи угодья. Для всех групп алтайцев были характерны представления о родовой солидарности, взаимопомощи, отдельные пережитки родовых культов (культ гор, культ огня). К пережиткам родовой отчуждённости относится форма заключения брака посредством похищения невесты с последующей выплатой родственниками жениха калыма. В случае смерти мужа женщина оставалась в его роде и переходила к одному из его родственников. Семья, за редким исключением, была моногамной.

Шаманка с бубном

Народ Алтайцы

138

Россия страна многонациональная. На её территории живут народы многочисленные и малые. Но каждый имеет свою культуру, традиции и обычаи. Среди народов, населяющих нашу большую страну – алтайцы. Эта этническая группа имеет в своём составе такие нардности, как телеуты, телесы или теленгиты, тубалары, кумандинцы. Также существует деление на две группы – южные и северные алтайцы. Каждая группа имеет свой уникальный язык. У южных алтайцев одноименный язык, прежде называемый айратским. Среди южных алтайцев – телеуты, живущие в Кемеровской области, и телесы, которые живут вблизи Телецкого озера. А в районе среднего течения реки Бия живут северные алтайцы. Говорят они на североалтайском языке. В составе северных алтайцев – кумандинцы, челкацы и тубалары.

В исторических документах можно найти сведения о северных соседях Китая. Носящие реальный характер, они содержат конкретные факты. В частности. О них упоминал Геродот в своём историческом трактате. А современные научные источники указывают на то, что современное коренное население Горного Алтая – это потомки древних племён. Они наследовали великую культуру тюрков, хуннов, кыргызов, уйгуров, монголов, джунгар и киданей.

Большинство коренных алтайцев проживают на территории Российской Федерации. В стране живёт около 67 – 79 тысяч человек. Также небольшое количество представителей алтайского народа живут в Казахстане.

Алтайцы относятся к монголоидной расе. Поэтому народу присущи внешние характеристики данной расы. Стоит отметить, что большинство алтайцев светловолосые.

Традиционные занятия присущи и современным представителям алтайского народа. Они по-прежнему заняты скотоводством, рыбной ловлей, сбором кедровых орехов. У алтайского народа особое отношение к огню. Веря, что он наделён силой, они приносят к нему подарки. Это может быть выпечка или мясо. Поэтому недопустимо плевать на огонь, мусорить рядом с ним, сжигать мусор и переступать через него. Не менее почётное отношение к воде. В народе считается, что она может уберечь и излечить от многих болезней. Поэтому к горным источникам позволяется подходить только с целителями. Известно также, что у каждой семьи есть своя священная гора. Женщинам не разрешается подыматься на священную гору, или проходить мимо неё. Одна треть алтайце христиане, а две трети придерживаются шаманизма и бурханизма.

При строительстве жилья каждый народ следует своим традициям. Имея свои секреты. Поэтому стоит отметить, что у южных алтайцев это юрты либо аланчики. Северные алтайцы живут в чайле. Однако бревенчатые постройки также используются с двадцатого века.

У южных и северных имелись существенные различия в манере одеваться. Южные алтайцы носили длинные рубахи и жилет из овчины. А северные представители народа шили одежды из крапивных и конопляных нитей. Но в наши дни это сохранилось в меньшей степени.

Своеобразна и кухня алтайцев. Употребляя много молока, они готовят блюда, которые можно из него приготовить. Среди национальных блюд – айран, каймак, сурут, пыштак, кумыс. Также готовят кан(кровянку), кочо. Из напитков преобладают чай и арачка. Мёд и кедровые орехи считаются лакомством.

Алтайцы — создатели первого тюркского каганата

Алтайцы формировались на основе древнетюркских племен теле и тугю, основное население Тюркского (522–745), Уйгурского (745–840) и Киргизского (8-нач 13 в) каганатов, смешались с пришлыми монгольскими племенами.

Многочисленные племена народа теле, расселявшегося в северо-восточном Семиречье, долине Иртыша и Джунгарии, восстали против жужаней и в 482 году создали собственное государство, первый тюркский каганат, вечный Эль. Оно просуществовало недолго, и в 516 году теле вновь попали в зависимость от жужаней. На Алтае вокруг племени Ашина, рода благородных волков, сложился союз местных племен, принявших название «тюрк».

Тюркские каганаты (522–745 гг)

На смену Восточно-тюркскому каганату в VIII—IX веков н. э., пришел Уйгурский каганат, куда входили алтайские племена теленгитов и телеутов.

В период VI—X веков алтайцы входили в государство енисейских кыргызов, основанное Барсбек Каганом. В 840 году это государство уничтожило Уйгурский каганат, распространило свою власть на Туву и Монголию.

Кыргызский каганат 8-13 вв.

Алтайцы

АЛТАЙЦЫ, алтай-кижи (самоназвание, «человек Алтая»), народ в России, коренное население Республики Алтай, Алтайского края Кемеровской области. Численность в России 69,4 тыс. человек, в том числе в Республике Алтай 59,1 тыс. человек. Живут также в Казахстане, Узбекистане и др. Общая численность 70,8 тыс. человек. В прошлом Алтайцы — собирательное название тюркоязычных племён, живших в Горном Алтае и частично в Кузнецком Алатау.  

Полный текст публикации

АЛТАЙЦЫ, алтай-кижи (самоназвание, «человек Алтая»), народ в России, коренное население Республики Алтай, Алтайского края Кемеровской области. Численность в России 69,4 тыс. человек, в том числе в Республике Алтай 59,1 тыс. человек. Живут также в Казахстане, Узбекистане и др. Общая численность 70,8 тыс. человек. В прошлом Алтайцы — собирательное название тюркоязычных племён, живших в Горном Алтае и частично в Кузнецком Алатау. Существуют этнографические группы северных и южных Алтайцев. Северные (в дореволюционной литературе иногда назывались «черневыми татарами») включают следующие группы, восходящие к племенному делению: тубалары (левобережье реки Бия и северо-западное побережье Телецкого озера), челканцы, или лебединцы (бассейн реки Лебедь), кумандинцы (среднее течение реки Бия); южные Алтайцы (именовались калмыками белыми, алтайскими, горными, порубежными, бийскими) — алтай-кижи, теленгиты (бассейн реки Катунь и её притоки). Язык алтайский (тюркской группы алтайской семьи). Диалекты: южный (алтай-кижи, теленгит) и северный (туба, кумандинский, челканский). Широко распространён русский язык. Письменность с 19 века на основе русской графики. С 1923 литературный язык на основе диалекта алтай-кижи. Большая часть верующих — православные, есть баптисты и др.
Северные Алтайцы сформировались, видимо, на основе древнетюркских племён уйгуров, кимаков-кыпчаков, енисейских киргизов, огузов и др. при участии самодийских, кетских и угорских племён. Этническое ядро южных Алтайцев, вероятно, составили кочевые тюркские племена теле и тугю (тюкю), основное население Тюркского (552-745), Уйгурского (745-840) и Киргизского (8 — начало 13 века) каганатов; они смешались с пришлыми (13, 15-18 века) монгольскими племенами. В 1922 образована Горно-Алтайская автономная область (до 1948 называлась Ойротская автономная область), в 1991 — Горно-Алтайская Республика (с 1992 — Республика Алтай).
Основные традиционные занятия северных Алтайцев — скотоводство, ручное (мотыжное) земледелие (ячмень), рыболовство, охота, собирательство (кедровый орех, съедобные растения, коренья), домашние ремёсла: кузнечное, ткацкое (холст, сукно) и др.
Традиционное жилище — коническая юрта, землянки с бревенчатыми или обшитыми досками стенами, иногда утеплёнными дёрном, с двускатной берестяной крышей и глинобитным очагом; местами — полуземлянки со срубной наземной частью. Основное средство передвижения — верховая лошадь.
Одежда — холщовые рубаха и штаны, сверху халат, длинные овчинные шубы, кожаные (зимой меховые) сапоги с кожаными, у бедняков — холщовыми голенищами, шапки, у женщин платки.
Традиционная пища — мясо, рыба свежая, сушёная (гальян — для изготовления лапши-тутпач — у кумандинцев и челканцев), мясная и молочная каша, талкан (мука из поджаренного ячменя), съедобные корни и стебли растений.
Основные традиционные занятия южных Алтайцев — полукочевое скотоводство (лошадь, крупный и мелкий рогатый скот), охота в горной тайге и степях, ручное земледелие (ячмень). Жилища — войлочная коническая юрта, крытая корой лиственницы, срубная многоугольная юрта. Основное средство передвижения — лошадь. Одежда — длинная рубаха, штаны, поверх — халат (чекмень) из сукна, длинные овчинные шубы, меховые шапки, сапоги. Замужние женщины носили поверх одежды чегедек — длиннополую безрукавку. Основная пища — мясо, квашеное коровье и кобылье молоко, масло, твёрдый копчёный сушёный сыр (курут), пресный сыр (пыштак); суп с конским мясом и ячневой крупой, талкан, съедобные стебли и коренья диких растений.
Традиционная религия Алтайцев — шаманизм. Подвергались христианизации с 50-70-х годов 18 века, особенно активно — со 2-й половины 19 века после открытия Алтайской духовной миссии. В начале 20 века начал распространяться бурханизм — разновидность ламаизма с элементами шаманизма. Существовали развитая мифология, фольклор, эпос.Л.П. Потапов, Ф.А. Сатлаев // НиРМ

Жилище

Алтайские племена строили поселения на берегах рек и озер. Они состояли из нескольких домов, разбросанных по всему побережью. Существует несколько типов построек. Они представляют собой: шатры (чумы), юртыдеревянные дома.

Самым старым типом жилья алтайцев является сооружение в виде шатра. Оно называется аланчик (содон айыл, чадыр). Его применяли еще в древности. Это распространенное жилище среди сибирских племен. Чадыр — коническая постройка из наклонных жердей, сомкнутых в центре. Их края описывают окружность, которая представляет собой край жилища. Оно довольно маленького размера — диаметр составляет 3-3,5 метра. Внутренняя часть покрывалась берестой или корой лиственницы. У древних племен наряду с аланчиками были распространены землянки. Такие дома подходят только для теплого времени года.

Юрты

Другой вид жилища южных алтайцев — войлочно-берестяные юрты. Они стали распространятся в более поздний период (к середине 19 века). Основание постройки делали круглым, квадратным или многоугольным. Эти дома более теплые, чем чадыры, и более вместительные. Их строили из палок, стволов тонких деревьев, шестов. Юрта имеет относительно ровные стены, к которым крепятся наклонные жерди, образовывая коническую крышу. Кровля и стены покрывались войлоком, шкурами зверей, берестой.

1 из 2

Бревенчатый аил

Более поздние постройки представляют собой бревенчатые аилы. Их конструкция повторяет юрты. Деревянные дома имеют многоугольное или квадратное основание, к которому пристраивают конусообразную крышу. Изнутри она укрепляется балками. В современных домах отверстия в крыше нет. В центре комнаты устанавливают печь, дымоход от нее выходит через потолок наружу. Внутри находятся предметы быта алтайцев. У стены размещается лежанка или кровать. Есть несколько топчанов (табуреток), стол, сундуки для хранения вещей. На стенах можно увидеть ковры с национальными орнаментами. В настоящее время под влиянием русской культуры на Алтае появились бревенчатые срубные дома. В них есть деревянный пол, окна, печь.

Языковые группы

Этот народ принадлежит к тюркоязычным языковым группам кыпчакской ветки и алтайской семьи. Сходство имеют с киргизами. Алтайцы могут разговаривать на русском языке либо на алтайском. Последний бывает 2-х разновидностей: североалтайский и южноалтайский. На каком диалекте говорят зависит только от этноса, так в Кемерово закрепился телеутский язык, а в Алтайском крае — кумандинский. Также среди говоров встречается тубаларский в Чойском раене, теленгитский и алтайский. На основе последнего сформирован литературный язык. Но, к сожалению, не все алтайцы поддерживают культуру, которая формировалась долгие времена и только лишь 85% всей народности считают алтайский язык родным. Что касается письменности, то она основана на русском языке.

Представление мира алтайцев

В мифологии древних алтайцев существует представление о строении мира. По их мнению, весь мир делится на три сферы — Верхний мир, Средний мир, Нижний мир. Все три мира населены и живут по своим правилам.

Небесный

В небесном мире живет сам верховный бог — «Юч-Курбустан». Общаться с ним дано не всем, а только очень сильным шаманам. Также в верхнем мире обитают все светлые и доброжелательные для человека духи и божества.

Земной

Люди живут в солнечно-лунном среднем мире. Но этот мир населен не только представителями рода человеческого, именно к этой сфере также принадлежат растения, горы, камни, а также духи огня, воды, ветра, лесов, гор, источников, домашние духи, с которыми способны общаться шаманы.

Подземный

Подземный мир населен духами, враждебными человеку. Владыкой нижнего мира является Эрлик, который по преданию является братом Бога.

Символы скифской культуры: что о них известно?

Важным образом скифской культуры был Фарн — символ воинской доблести и славы. По поверьям скифов,после смерти кочевника-воина его душа перемещалась по мирам вселенной в образе хищной птицы — Фарна.

Еще одни важным образом культуры скифов была Великая Матерь,или Великая Богиня. Этому божеству,возрождающему жизнь,древние народы поклонялись с эпохи первобытности. Знаки-символы Богини скифы наносили на прическу и головной убор: озолоченные фигурки двух оленей и пятнадцати птиц прикрепляли к высокому войлочному лепестку,символизирующему Мировое древо — символ плодородия.

По мнению историков,эти два образа свидетельствуют о том,что у скифов Алтая существовало разделение труда между мужчиной и женщиной. Роль военной аристократии и мужчины-воина в экономике была весомой. Кочевая культура поддерживала две идеи: «мужчины существуют для войны,а женщины — для воспроизводства воинов».

Происхождение

Существует много мнений и гипотез о происхождении алтайцев. На формирование современных народов повлияли такие общины, племена и народности (общий список):

  • уйгуры;
  • енисейские киргизы;
  • огузы;
  • сарматы;
  • скифы;
  • гунны;
  • кимаки-кыпчаки;
  • монголы;
  • киргизы;
  • тюрки;
  • самодийцы;
  • угорцы;
  • джунгары;
  • кеты;
  • тукю;
  • теле;
  • куу.

Считается, что некоторые племена проживали на этих землях, как тюкю, а другие приходили, то ли в качестве завоевателей, то ли переселенцами были. Все народности смешались, так и формировался алтайский народ.

Родственными связями объединяются с хакасами и киргизамы, сибирскими татарами и шорцами, а также якутами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector