Черкесы (адыгэ)

Обычаи, язык, фольклор адыгейцев

В начале ХХ в. у адыгейцев еще сохранялись большесемейные общины (до нескольких десятков человек). Семейно-бытовой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами. Однако в целом положение женщины было достаточно высоким. Было распространено аталычество. Для традиционных верований характерен разветвленный пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т.д.

Фольклор адыгейцев представлен сказаниями общенартского цикла и местными преданиями. Нартский эпос един для всех народов Кавказа; лишь в Дагестане он распространен относительно мало. Во всех национальных и региональных вариантах эпоса повторяются сходные сюжеты, и действуют одни и те же легендарные герои — мифические предки — нарты, которые тесно взаимодействуют с богами, а некоторые из них являются детьми богов.

Общее количество нартских героев достигает 100, однако наиболее популярные среди них мать всех нартов Сатана, младший из нартов Сослан (Сосруко), Ацмаз (Ашмез), и др. В конечном итоге все нарты погибают, что отражает в мифологической форме процесс распада традиционных социальных институтов и верований.

Адыгейцы говорят на адыгейском языке, который относится к абхазо-адыгской группе северокавказской семьи, диалекты: темиргоевский (лежит в основе литературного языка), абадзехский, бжедугский, шапсугский. Распространен русский язык. Письменность была введена в 1929 г. на латинской, затем на русской графической основе.

Прирост и убыль

На протяжении последних 20 лет, численность менялась следующим образом:

  • В 2000 году наблюдалась убыль на 1% по сравнению с предыдущим календарным годом, вплоть до 449000.
  • В 2003 году продолжало сокращаться и достигло 446000.
  • В 2006 году тенденция продолжила сохраняться, в результате чего количество жителей республики составило немногим более 442000.
  • Такая тенденция на уменьшение сохранялась вплоть до 2008 года.
  • И только в 2009 году ситуация переломилась. К концу этого календарного периода количество жителей повысилось до отметки выше 442000.
  • Но затем к 2011 году сократилось до 439000.
  • Правда, это был последний год, когда количество жителей уменьшалось. Затем наблюдался непрерывный рост. Так численность жителей на 2013 год составила более 444000 граждан.
  • К 2016 – 451480.
  • К 2019 году достигло 454744 человека.

Язык

Этнос славится наличием многочисленных диалектов, но несмотря на это, все жители Адыгеи говорят на одном наречии, принадлежащим к абхазо-адыгской языковой группе. С древних времен у народа существовала собственная письменность, об этом свидетельствуют сохранившиеся памятники: Майкопская плита и петроглифы Махошкушха. Они относятся к девятому столетию до нашей эры.

К шестнадцатому веку письменность была утрачена. С восемнадцатого столетия ей на смену приходили аналоги, основанные на арабском алфавите. Современная азбука, созданная на базе, появилась в 1937 году. Её окончательное утверждение произошло в 1989 г.

Хозяйство адыгейцев

Со времен Средневековья адыгейцы занимаются земледелием и оседлым скотоводством. Выращивали просо, ячмень, кукурузу, пшеницу, занимались садоводством, виноградарством.

Адыгейцы разводили крупный и мелкий рогатый скот, придавали большое значение коневодству. Недостатка в ближних пастбищах и покосах не было, скот отгоняли в предгорья лишь с конца мая и до начала октября с целью уберечь его от жары и кровососущих насекомых. На приусадебных участках выращивали просо, лук, чеснок, перец.

В XIXв. начали выращивать пшеницу, кукурузу, в ХХ в. – рис, табак, подсолнечник, помидоры. Выращивались и плодовые деревья. Было развито пчеловодство: первоначально сапеточное, во второй половине ХIХ в. стали появляться ульи. Домашние промыслы сводились к изготовлению оружия, поясов, сбруи, резьбе по камню и дереву, женщины пряли и ткали, занимались золотым и серебряным шитьем.

Хотя формально каждая крестьянская семья имела свой надел, однако постоянная угроза разбоев со стороны уорков вела к тому, что все сельскохозяйственные работы осуществлялись только совместно, под охраной «своего» уорка. Нарушение этого правила считалось преступлением, даже если было вызвано крайней необходимостью. Существенным элементом быта, способствовавшим объединению адыгского этноса, была «Адыгэ хасэ» — своего рода общеадыгская конференция представителей всех территориальных подразделений народа, которая, правда, утратила свое значение после присоединения к России. В настоящее время идея хасэ широко используется в пропаганде общеадыгского единства.

Численность населения и места проживания

Начиная с основания советского союза, адыгейцы стали считаться отдельным народом вместе с кабардинцами и черкесами. Согласно результатам переписи населения 2010 года, на территории Российской Федерации проживает около 123 тысяч человек, которые считают себя адыгейцами. Из этого числа примерно 110 тысяч проживают на территории одноименной Республики Адыгея, а остальные 13 тысяч – в Краснодарском крае (преимущественно в прибрежном районе Черного моря).

Вам будет интересно:Бубновый туз на спине: значение, различные трактовки символа

Геноцид черкесов во времена Великой Отечественной войны привел значительной миграции данного народа за границу Советского Союза. На сегодняшний день в различных странах проживает весьма значительное количество представителей данного этноса. Среди самых известных государств:

  • Турция – примерно 3 миллиона человек.
  • Сирия – около 60 тысяч адыгейцев.
  • Иордания – 40 тысяч жителей.
  • Германия – 30 тысяч людей.

Это были основные данные по численности адыгейцев во всем мире. Также в США, Израиле, Болгарии и Югославии проживает по разным оценкам от двух до трех тысяч адыгейцев, хотя официальные данные могут довольно сильно разниться с реальностью. Несмотря на тот факт, что большая часть представителей древнего народа живет в Турции, жители Адыгейской Республики очень сильно гордятся своими корнями и чтут традиции и обычаи своих предков.

Когда появляются вопросы

Очень примерная карта расселения народов в Северном Кавказе в начале-середине XVIII века. Установление точных границ несколько затруднено из-за того, что они постоянно менялись, а по кочевьям ногайцев вообще информации с гулькин нос..

Никогда не задавались вопросом — а когда Северный Кавказ стал мусульманским? Нет, серьезно, у кого-то возникали такие вопросы? У меня вот возник. Причем по мелочам я интересовался этим делом еще давно, но, как на зло, какой-то конкретной информации встречалось мало, а углубляться было лень, и в старых своих АИшках я использовал в основном поверхностные знания и ориентиры. Но с Russia Pragmatica III поверхностный подход не прокатывает, да и самому интересно стало, а что было на Кавказе в XVIII веке, и насколько предопределен реальный тяжелый ход Кавказских войн. И получилось, в общем-то, забавно. Как и в прочих случаях, здесь существует несколько версий истории Северного Кавказа в разрезе религий, сплоченности, отношений друг с другом, и многого другого. Самая популярная трактовка, уровня «все знать, кхалиси, все знать», как и в большинстве других случаев отличается от того, что можно доказать с помощью той или иной фактологии. Но и альтернативных трактовок иногда получается больше одной, в зависимости от использования источников. К примеру, по истории принятия ислама черкесами информация уровня «все знать» дает одну дату – начало XVIII века, однако есть ряд свидетельств и исследований, которые переносят ее на конец XVIII столетия, а если смотреть на зарубежные источники – вроде английских, французских или немецких – то там процесс описывается уже совсем иначе, и указываются несколько дат в качестве нескольких этапов исламизации адыгов. Да и вообще, у черкесов тоже есть своя точка зрения по этому вопросу, и из-за их современной приверженности исламу дата перехода горских народов в суннизм у них нередко сильно сдвигается в прошлое.

Однако тут разговор уже начинается не только о религии, но и о вообще истории Северного Кавказа как такового. Которая на деле оказывается с одной стороны крайне тенденциозной, а с другой – банально малоисследованной в необходимом мне временном отрезке. Точнее, даже не малоисследованной, а скорее просто неизвестной широкому кругу людей. К примеру, по истории того же XVIII века информации вообще мало, и она как правило приводится настолько вразнобой, что о каком-то системном исследовании говорить сложно. С одной стороны эта тема малоинтересна сторонним лицам, а с другой – очень выгодна для использования как современными представителями кавказских народов, так и просто пропагандистами различных сортов, идеологий и национальностей. Из-за чего порой появляются весьма забавные трактовки о целенаправленном уничтожении отдельных народов, их отсталости, или наоборот очень высоком уровне развития. Что кавказские горцы никогда не устраивали набегов на своих равнинных соседей, или наоборот – всегда были агрессивны, и набеги устраивали со времен царя Гороха. Все эти манипуляции и ошибочные мнения делаются во многом из-за того, что системные и четкие исследования вопроса истории Северного Кавказа с большим охватом времени или малодоступны широкому читателю, или просто ему не интересны. И как результат – неправильное понимание политики России по отношению к Северному Кавказу, или возведение опыта Кавказской войны, и относительно недавних конфликтов в абсолют – дескать, этот регион всегда был таким, и никаким другим, и нечего тут вообще рассуждать о чем-то….

Собственно, именно вопросу Северного Кавказа и посвящен текущий материал, служащий прелюдией к АИшному варианту истории этого региона в рамках моего проекта Russia Pragmatica III. Рассмотрена тема будет в уже знакомом формате – коротких заметок относительно тех или иных частей региона, с максимально сжатым, но все еще понятным и достаточно информативном видом. В отличие от моих предыдущих материалов по Балканам или Малой Азии, здесь деление на разделы будет проведено не по географичесому, а по этническому принципу, так как исторические процессы на Кавказе шли именно с народами, чьи границы проживания со временем менялись. Особый акцент будет сделан на XVIII веке, наименее ясном периоде в истории региона, и на двух важнейших для местных народов вопросах – когда и в каком виде они приняли ислам, и в какой момент стали проблемой или объектом экспансии для России. При этом весь указанный материал будет не более чем авторским видением вопроса, который не претендует на истину в последней инстанции ввиду большой сложности и политизированности кавказского вопроса как такового, и том во многом болезненном следе, который оставила история этого региона в народной памяти.

Традиции при рождении

Теперь вы знаете многое о том, как выглядят адыгейцы (фото были приведены в предыдущих разделах) и какой жизненный уклад они ведут. Однако чтобы более детально разобраться в особенностях быта этого народа, необходимо как следует изучить их традиции, наиболее распространенными из которых является вывешивание флагов, когда в семье рождается мальчик.

Также многие адыгейцы весьма настороженно относятся к тому, чтобы готовить приданое малышу еще до родов, поскольку это считается плохой приметой. Колыбель изготавливается родственниками ребенка только после того, как он появится на свет. В качестве строительного материала обязательно используется боярышник, чтобы аромат дерева успокаивал младенца.

Как только ребенок начинает ходить, в доме собираются все родственники, чтобы провести обряд «Первого шага». Виновнику торжества дарится куча подарков, а его ноги перевязываются атласной лентой, которая затем разрезается. Адыгейцы верят, что подобные действия позволят наделить малыша прыткостью и умением проходить все трудности без препятствий.

Экономика

Доминирующее положение в экономике города занимает обрабатывающая промышленность, её доля в общем объёме промышленного производства составляет 94 %. Наибольшее развитие получили производство безалкогольных напитков — 83 % и химическое производство — 7 %.

Основу промышленного потенциала города составляют предприятия:

  • ООО «Краснодарзернопродукт» (производство муки)
  • ООО «Адыгейский молочный завод» (производство молока и молочной продукции, в том числе сыра (адыгейский))
  • ООО «Дэрмэн» (производство хлебобулочных и кондитерских изделий),
  • ООО «Экстра» (производство молочных продуктов и адыгейского сыра),
  • ООО «Мрамор» (выпуск безалкогольных напитков),
  • ООО Пивобезалкогольный завод «Асбир» (производство пива и безалкогольных напитков),
  • филиал Вологодского завода СКДМ (производство металлических конструкций для домостроительства, быстровозводимых зданий малой этажности),
  • ООО «Перлит» (производство искусственного корунда),
  • ООО «Апэас» (швейное производство),
  • ООО «Нефтехим» (реализация нефтепродуктов).

Адыгейцы — народ в Российской Федерации. Численность в РФ — 122908 человек. Говорят на адыгейском языке абхазо-адыгейской группы северокавказской семьи.

     

      Адыгейцы, адыгэ (самоназвание) — народ в России, коренное население Адыгеи. Живут также в соседних районах Краснодарского края. Часть живет в Турции и странах Ближнего Востока. До XX века существовали субэтнические группы: абадзехи, бесленеевцы, бжедуги, жанеевцы, егерухаевцы, мамхеги, махошевцы, натухайцы, темиргоевцы, хатукаевцы, шапсуги, хакучи.

      Говорят на адыгейском языке абхазо-адыгейской группы северокавказской семьи, диалекты: темиргоевский (лежит в основе литературного языка), абадзехский, бжедугский, шапсугский. Распространен русский язык. Письменность на русской графической основе.

      Верующие — мусульмане-сунниты. Для традиционных верований характерен разветвленный пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т.д.

      Адыгейцы, как и другие адыги — кабардинцы и черкесы, — поомки автохтонного населения Северо-Западного Кавказа. После территориального обособления в XIII — XIV веках кабардинцев этнические процессы среди остального населения привели к формированию современных адыгейцев. Социальное развитие адыгейцев протекало неравномерно. Шапсугам, натухайцам и абадзехам (так называемые демократические племена) удалось ограничить права своего дворянства, они управлялись выборными старшинами. Так называемые аристократические племена (бжедуги, темиргоевцы, хатукаевцы и др.) управлялись князьями.

      С 1820-х годов правительство России начало планомерное завоевание Адыгеи. Подъем освободительного движения в годы Кавказской войны стимулировал исламизацию адыгейцев, сопровождался внутренней самоорганизацией адыгейцев, складывались основы военно-государственного союза всех групп адыгейцев. Последние очаги сопротивления адыгейцев были подавлены военной силой в 1864 году. Несколько сотен тысяч адыгейцев в 1860-е годы были депортированы и рассеялись по странам Ближнего Востока, меньшая часть адыгейцев переселилась в равнинные районы.

      В 1922 году образована Адыгейская автономная область, с 1937 года в составе Краснодарского края, с 1991 года — Республика Адыгея.

      Традиционные занятия — пашенное земледелие, садоводство, виноградарство, скотоводство. Домашние промыслы — плетение, ткачество, бурочное и кожевенное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитье.

      Одежда общесеверокавказского типа. У мужчин — нательная рубаха, бешмет, черкеска, ременный пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы. У женщин — шаровары, нижняя рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок.

      Традиционные поселения состояли из отдельных хуторов-усадеб, делились на патронимические части, на равнине — улично-квартальной планировки. Традиционное жилище турлучное, однокамерное, к которому пристраивали дополнительные изолированные помещения с отдельным входом для женатых сыновей.

      В начале XX века при преобразовании малых семей сохранялись большесемейные общины (до нескольких десятков человек). Семейно-бытовой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами. Однако в целом положение женщины было достаточно высоким. Было распространено аталычество.

      В пище используются зерновые, мясные, молочные продукты, широко употребляются овощи. Особой известностью и популярностью пользуются адыгейские сыры и мучные изделия.

      Фольклор включает нартский эпос, разнообразные песни — героические, лирические, бытовые и другие. Широко распространены народные танцы.

Жилище, одежда, пища адыгейцев

Адыгейские поселения простирались вдоль рек или дорог и состояли обычно из одной улицы. Определенной планировки не существовало: каждый строил дом, где хотел. Дома строились в виде усадьбы и состояли из дома, внутреннего двора и надворных построек.

Традиционное жилище адыгейцев турлучное, однокамерное, покрытое соломенное крышей и камышом. Иногда к нему пристраивали дополнительные изолированные помещения с отдельным входом, в которых жили семьи женатых сыновей. В доме выделялась кухня с очагом и деревянной, обмазанной глиной трубой. Во дворе находилась кладовая, хлев, арба для волов.

Среди надворных построек выделялась кунацкая – помещение для гостей, отгороженное плетнем с отдельной коновязью. Обычай гостеприимства среди адыгейцев был очень распространен, поэтому в кунацкой обычно собирали лучшие вещи, которые имелись доме: одеяла, циновки, ковры, посуду. Иногда кунацкая была частью дома с отдельным входом.

Одежда адыгейцев соответствует общему северокавказскому типу. Мужчины носили нательную рубаху, бешмет, черкеску, ременный пояс с серебряным набором, штаны, войлочную бурку, папаху, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы, чувяки. Неотъемлемой частью снаряжения были ружье, шашка, кинжал, сошки, приборы по уходу за оружием. Женщины носили шаровары, нижнюю рубаху, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокую шапочку, обшитую серебряным или золотым галуном, платок. Повседневно женщина ходила в одном и том же платье и паре белья. Праздничный женский наряд был довольно сложен.

В пище адыгейцы предпочитали зерновые, мясные, молочные продукты, овощи. Вместо хлеба адыгейцы ели так называемую пасту, круто сваренную просяную кашу, которую можно было нарезать ломтями. Из проса готовили хантхуле (суп с бараниной) и махсым (брагу). Летом адыгейцы ели блюда из проса и молока, зимой — блюда из сыра, проса, соленой баранины, говядины, конины и тыквы. Обычно адыги ели очень мало. Пиршества устраивались по поводу приезда гостей, только тогда накрывался общий стол. В этих случаях резали барана, готовили его с похлебкой-щипсом, ели четлибж (куры, приготовленные со специями) и т.п.

Одежда

Национальный костюм стал своеобразным символом народа. У представителей сильного пола он включает в себя рубаху, широкие штаны и черкески (приталенный кафтан с вырезом ромбовидной формы). С обоих сторон наряда на груди нашивали специальные кармашки, предназначенные для хранения пороха (газыри). Это позволяло воинам перезаряжать орудие даже во время верховой езды на конях.

У представителей старшего поколения рукава одеяния были длинными, у молодых парней узкими, чтобы не мешали в боевых действиях. Огромное значение имел и цвет наряда. У князей было принято облачаться в черкески белоснежного оттенка, дворяне предпочитали алую ткань. Крестьянам доставалась самая непрезентабельная и скромная расцветка: серый, черный или коричневый.

Порой в костюм вносили коррективы и черкеску заменяли на бешмет. По внешнему виду он был практически идентичен с кафтаном, но обладал стоячим воротником. Также на бешмете отсутствовал ромбовидный вырез на груди. В холодные национальное одеяние адыгейцев дополнялось буркой (длинная шуба, пошитая из овечьего меха).

Наряды девушки поражали красотой и буйством цветов. Богатые барышни для пошива костюмов заказывали дорогостоящие материи, например, бархат и шёлк. Девчата из нищей семей вынуждены были довольствоваться шерстяной тканью. Крой платья подчеркивал стройную фигуру черкесок. Он сильно облегал верх и расширялся к низу. Для украшения одеяния использовали кожаны пояс, декорированный изделиями из серебра и золота.

На голову молодые девушки одевали невысокую шапочку, после замужества и рождения ребенка ее заменяли на платок.

Культура, образование, медицина

В ауле было три мечети. В первых двух мечетях верующие совершали намаз. Третья мечеть была построена в 1902 году и рассчитана была на 250-300 человек. Третья мечеть простояла до 1944 года. После освобождения территории аула от немецко-фашистских захватчиков, решением районной администрации мечеть была разобрана. На сегодняшний день в центре аула построена новая мечеть. Она является одной из достопримечательностей нашего аула.
В 1925 году в ауле была построена больница, состоявшая из восьми помещении. Но вскоре больница была перенесена в а. Понежукай, а здание отдали администрации сельского совета, а затем передали под начальную школу. Сейчас в ауле построен новый ФАП, который оказывает медицинскую помощь населению .
В конце 19 и начале 20 века в ауле не было людей, которые могли бы читать и писать на русском или адыгейском языке. Но были те, кто знал арапский язык. Так, с 1910 по 1924 годы в ауле уже было много молодых людей, которые могли читать Коран на арапском языке.
В 1914 году адыгейским благотворительным обществом было принято решение подготовить учителей из числа аульской молодежи. Были отобраны 29 молодых людей, среди которых был Вайкок Аюб из а.Пчегатлукай. После окончания учебы Аюб вернулся в родной аул и стал обучать детей русскому, адыгейскому и арапскому языкам.
В 1922 году в а.Пчегатлукай была открыта начальная школа. Сначала дети учились в доме Дзыбовых, а в 1924 году было построено здание школы. Так же под школу, как уже было отмечено ранее, отдали здание бывшей больницы. Теперь школа из начальной была преобразована в семилетнюю школу, а в 1939 году она стала средней .
В этих зданиях дети учились до 1972 года, пока не было построено новое кирпичное здание школы. В этой школе мы учимся и теперь.
Учителями в школе в разное время работало много талантливых учителей. Среди них Схапцежук Дзегашт Ибрагимович. Схапцежук Д.И. ветеран войны, заслуженный учитель РСФСР.

Население

Численность населения
1979 1989 1992 1998 2000 2001 2002 2003 2005 2006
9684 12 548 12 600 →12 600 12 400 12 300 12 209 12 200 →12 200 →12 200
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
12 300 →12 300 12 205 12 237 12 200 12 368 12 444 12 481 12 659 12 689
2017 2018 2019 2020
12 701 12 745 12 728 12 721

Плотность: 1012.01 чел./км².

На 1 января 2019 года по численности населения город находился на 842-м месте из 1115городов Российской Федерации.

Национальный состав

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года:

Народ Численность, чел. Доля от всего населения, %
адыги 9 615 78,57 %
русские 2 120 17,32 %
другие 311 2,54 %
не указано 191 1,57 %
всего 12 237 100,0 %
Половозрастной состав

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года:

Возраст Мужчины, чел. Женщины, чел. Общая численность, чел. Доля от всего населения, %
0 — 14 лет 1 050 1 008 2 058 16,8 %
15 — 59 лет 3 860 4 370 8 230 67,3 %
от 60 лет 754 1 195 1 949 15,9 %
Всего 5 664 6 573 12 237 100,0 %
  • Мужчины — 5 664 чел. (46,3 %). Женщины — 6 573 чел. (53,7 %).
  • Средний возраст населения: 37,6 лет. Медианный возраст населения: 36,9 лет.
  • Средний возраст мужчин: 35,6 лет. Медианный возраст мужчин: 34,4 лет.
  • Средний возраст женщин: 39,3 лет. Медианный возраст женщин: 39,1 лет.

История

Предками адыгейцев было древнейшее население Северного Кавказа. Они тесно взаимодействовали с соседними этносами, формируя новые племена: ахеев, зихов, меотов, синдов и т.д. Народности заселяли черноморское побережье и Краснодарский край.

В начале новой эры здесь же раскинулось одно из древнейших государств – Синдика. Посещать эту территорию опасалась даже грозный правитель Митридат, поскольку был наслышан о бесстрашии местных воинов и их отваге.

Во времена феодальной раздробленности, черкесам удалось сохранить независимость от Золотой Орды. Правда, в дальнейшем их территории все же были разграблены Тамерланом.

Со славянами у этноса сложились хорошие и дружественные отношения. Однако в период Кавказских войн власти Руси начали захватническую политику и пытались подчинить народности, проживающие на этой территории. Это стало основной причиной многочисленных стычек и геноцида адыгейцев.

Семейный уклад

Адыгейский народ придерживается патриархального уклада в семьях. При этом в отличие от многих кавказских девушек, женщины черкески имели право голоса и вели более свободный образ жизни. Барышне наряду с юношами участвовали в массовых гуляниях. Чтобы девчата могли пригласить в гости парня и пообщаться с ним без посторонних в богатых домах обустраивали специальные комнаты.

Подобные вольности давали возможности молодежи присмотреться к потенциальному жениху (невесте) и подыскать себе подходящую пару. Последнее слово при выборе суженого принадлежало девушке, родители не спорили с ее мнением, если, конечно, оно не противоречило традициям. В исключительных случаях свадебные торжества проводили по сговору или в результате кражи невесты.

В старинные времена у адыгейцев было принято заводить большие семьи (от пятнадцати до ста человек). Во главе вставал старейшина, роль которого отводилась самому уважаемому мужчине. С двадцатого века приоритеты изменились, теперь гордый народ предпочитал малую двухколенную семью. При решении социальных вопросов главная роль отводилась супругу, спорить с ним или перечить нельзя, особенно в присутствии посторонних людей.

Тем не менее в доме главенствовала женщина, она занималась решением хозяйственно-бытовых вопросов, воспитывала детей.

В богатых семействах было распространено аталычество. Одного или несколько парней из знатного рода (чаще всего княжеского) с малых лет отдавали на воспитание в менее состоятельную, но все же влиятельную семью. В отчий дом парень мог вернуться только после шестнадцати лет.

Суть традиции заключалась в укреплении связи между родами и помогала отцам придерживаться старинного обычая, который запрещал проявлять теплые чувства к детям и слишком к ним привязываться.

Происхождение названия

Прежде чем приступить к детальному разбору религии адыгейцев или их традиций, следует ознакомиться с тем, откуда произошло само название – «адыгейцы». Вокруг этого слова входит большое количество различных споров и мифов. Конечно же, многие из них могут быть выдуманными или преувеличенными, однако большинство основаны на реальной истории народности, забывать о которой нельзя.

Вам будет интересно:Культурная интеграция: понятие, основные моменты, плюсы и минусы

Наиболее распространенной версией происхождения названия этого народа является то, что в переводе с древнего языка оно означает «дети солнца», хотя официального подтверждения данной теории нет. После Октябрьской революции земли адыгейцев были разделены на несколько частей, что значительно ослабило мощь единого этноса. На сегодняшний день национальность «адыгеец» включает в себя следующие субэтносы:

  • адыги-кабардинцы, населявшие преимущественно Кабардино-Балкарию;
  • адыги–бесленеевцы, входившие в состав Карачаево-Черкессии;
  • народы, проживавшие на территории Майкопа и Кубани.

Вам будет интересно:Художественный музей Кастеева. Экспозиции, график работы, билеты.

Как видите, к адыгейцам относится весьма много этносов, каждый из которых имеет свою культуру. Именно поэтому, когда речь заходит о традициях и обычаях адыгейцев, люди приводят достаточно много разнообразных и интересных фактов. В следующих разделах вы отыщите много подробной информации по этому поводу.

Религия адыгейцев

Данный народ перешел через три религиозных периода: от язычества до христианства, от христианства – до ислама. В древние времена вероисповедание адыгейцев представляло собой поклонение различным богам, а также веру в то, что человек един с космосом. Люди верили, что земля является круглой и окружена со всех сторон озерами, полями и лесами.

Для адыгейцев из древности существовало три мира: нижний (царство усопших), средний (мир людей) и высший (обитель божеств). Эти три мира соединялись между собой священным деревом, которое и поныне играет сакральную роль. К примеру, весьма известная традиция заключается в том, что в момент рождения внука дедушка должен посадить во дворе дерево, за которым ребенок будет впоследствии ухаживать.

На сегодняшний день большинство адыгейцев исповедуют ислам, хотя встречаются и христиане, которые появились здесь лишь в конце XVI столетия. Период Кавказских войн сказался негативным образом на колонизаторской политике османских султанов и часть населения приняла Христа в качестве Бога.

Что касается более древних времен, то главным верховным божеством считался Тха – создатель мира и законов. В некоторых мифах также можно встретить Перуна – бога грома и молний, который очень похож на греческого Зевса. Также невозможно представить религию адыгейцев без различных духов-покровителей, которым люди поклонялись перед тем, как пойти на охоту или перед посевом урожая.

Примечания

  1. ↑ . Дата обращения: 4 апреля 2020.
  2. Берсиров Б.М.  (недоступная ссылка). Министерство образования и науки РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ. Дата обращения: 5 июля 2017.
  3. ↑ Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А — Анкетирование. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 ноября 2013.
  5. , с. 70.
  6. Виталий Штыбин. . yuga.ru (13 июля 2018). Дата обращения: 7 января 2019.
  7. Азаренкова А.С., Бондарь И.Ю., Вертышева Н.С. Основные административно-территориальные преобразования на Кубани (1793-1985 гг.). — Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1986. — С. 269. — 395 с.

  8. .
  9. .
  10. ↑ . Дата обращения: 12 октября 2013.
  11. . Дата обращения: 21 мая 2014.
  12. . Дата обращения: 2 января 2014.
  13. . Дата обращения: 13 апреля 2014.
  14. . Дата обращения: 31 мая 2014.
  15. . Дата обращения: 16 ноября 2013.
  16. . Дата обращения: 2 апреля 2014.
  17. . Дата обращения: 6 августа 2015.
  18. (5 октября 2018). Дата обращения: 15 мая 2021.
  19. (31 июля 2017). Дата обращения: 31 июля 2017.
  20. . Дата обращения: 25 июля 2018.
  21. . Дата обращения: 4 апреля 2019.
  22. с учётом городов Крыма
  23. (RAR-архив (1,0 Мб)). Федеральная служба государственной статистики.
  24.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 сентября 2014.
  25.  .
  26. .
  27.  (недоступная ссылка).
  28.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 марта 2019.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector