Требы (церковные записки)
Содержание:
- Вознесенская часовня
- Где находится монастырь на карте России
- Преподобные Сергий и Герман Валаамские — святые без жития
- Жизнь после смерти
- Как добраться до обители
- Достопримечательности острова Валаам
- Становление и развитие Валаамского монастыря
- Советы туристам
- По Саровскому уставу
- Паломнические туры
- Монахи Валаамского монастыря
- Место основания Валаамского монастыря
- Организация питания
- Современник крещения Руси?
- Правила посещения Валаама
Вознесенская часовня
Вознесенская часовня.
Вознесенская часовня на Валааме является сакральным отображением храма Вознесения Господня, построенного на Елеонской горе в Иерусалиме — на том месте, где Иисус Христос «восшествовал на небо во плоти». Инициатором воссоздания в своей обители обстоятельств главных событий Нового Завета стал игумен Спасо-Преображенского монастыря Маврикий. По возвращении со Святой Земли он переименовал Лещёвое озеро в Мертвое море, реки стали называться Кедрон и Иордан. Скалистая гряда у берега Малой Никоновской бухты превратилась в Елеонскую гору.
Прекрасный пятиглавый храм Вознесения Господня после 1940 года был заброшен. Восстановлен из руин по уцелевшим эскизам. Фасад часовни украшен богатой резьбой, голубые купола увенчаны позолоченными шарами и крестами.
Богослужения в Вознесенской часовне проходят не часто, но поток паломников в святое место не иссякает.
Адрес: Вознесенская часовня, Главная монастырская дорога, Республика Карелия, Россия.
Где находится монастырь на карте России
Россыпь островов Валаамского архипелага, на одном из которых обосновалась главная обитель, находится в Ладожском озере в северо-западной части России. Кроме того, есть островки поменьше, где можно найти достаточно уединенные и намоленные скиты — небольшие храмовые поселки, которые воздвигались на местах жизни монахов-отшельников.
Скитов в этих северных краях очень много. Есть те, которые более известны, чем остальные. Можно добраться до менее популярных мест, которые, тем не менее, все равно вызывают интерес. О таких экскурсиях всегда можно договориться в главном храмовом комплексе. Иногда можно организовать посещения отдаленных святынь в частном порядке.
Карта Валаамского архипелага
О. Валаам расположен недалеко от крупного города — Санкт-Петербурга. Большинство паломнических туров организованы по прямому маршруту. Но если вы добираетесь самостоятельно, то из Северной столицы можно отправиться на Валаам практически в любой день на специально организованных маршрутах электричек или автобусов.
Отправление на Валаам идет по расписанию, так как добраться в Валаамский монастырь можно исключительно на пароме. Маршруты организованы из приозерных городов северного Приладожья. Наиболее популярный причал находится в городе Приозерске.
Преподобные Сергий и Герман Валаамские — святые без жития
Основатели монастыря преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы, не оставили нам своего жития. Сохранились лишь краткие упоминания в летописях и древних рукописях. Но преподобные Сергий и Герман никогда не оставляли своего братства. Они продолжают свидетельствовать на протяжении тысячи лет свое незримое присутствие, охраняя своим молитвенным предстательством Валаамскую обитель. Множество чудес и исцелений подается по вере просящих о молитвенном предстательстве преподобных Сергия и Германа. Чудеса эти продолжаются и в настоящее время.
В монастырском архиве, находящемся ныне в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре, сохранился сборник «Чудеса преподобных Сергия и Германа».
Жизнь после смерти
На другой день после ухода монахов Валаам был занят советскими войсками. В июне 1940 года появился приказ, а в августе на Валаам прибыли курсанты Школы боцманов с ротой юнг. В сентябре 1941 года юнгам и боцманам пришлось эвакуироваться: Валаам заняли финские войска. В обитель вернулась лишь малая часть братии — здания были разорены, а может, монахам было даровано провидческое понимание, что это возвращение на недолгое время.
Осенью 1944 года Валаамский архипелаг снова стал советской территорией. Новые хозяева поначалу даже не пытались задуматься ни об историческом наследии, ни о туризме. Прошлое прожигалось, причем в прямом смысле слова: на дрова шли деревянные строения, включая некоторыечасовни. Каменные здания стали источником кирпича. В Успенской церкви был устроен магазин, нижний храм Спасо-Преображенского собора превращен в овощехранилище. С 1950 по 1984 год на острове находился интернат для инвалидов войны, труда и детства Карельской АССР.
Дом инвалидов на Валааме: боль без срока давности
Со временем советские хозяйственные органы все же осознали значение архипелага на севере Ладоги. В 1965 году острова получили статус природного заказника, в 1979 году он был преобразован в природный и историко-архитектурный заповедник. Уцелевшие исторические здания получили статус памятников. К островам стали причаливать туристические теплоходы. Валаам стал поводом для сентиментальных рассказов, связанных с интернатом для инвалидов, а также бардовских песен, например, Евгения Клячкина, с намеками на прошлое Валаама — «Бим-бом — катится звон». Однако немало было тех, кто помнил прошлое и без намеков.
Неудивительно, что в обновленной России Валаамская обитель была возрождена одной из первых. 18 сентября 1989 года Совет министров Карелии передал Ленинградской епархии Спасо-Преображенский собор, здания внутреннего каре и часть скитов. 13 декабря того же года — в день памяти Андрея Первозванного — на остров вернулись монахи. Поначалу — шестеро насельников. Возобновились службы в храме святых Сергия и Германа. С самого начала был введен строгий, прежний монастырский устав.
Освящение закладного камня в основание храма во имя равноапостольного князя Владимира в Свято-Владимирском скиту
25 мая 1990 года на Вознесение Господне будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий II — тогда еще митрополит Ленинградский и Новгородский — освятил главный престол нижнего собора. В 2005 году Алексий II освятил после масштабной реставрации возрожденный главный храм. А через год на старинной колокольне опять зазвучал заново отлитый в Воронеже колокол «Андрей Первозванный».
Возрождение монастыря, реставрация скитов продолжается. Еще не все воссоздано. И все же уникальная обитель по-прежнему призывает тех, кто стремится к монашескому подвигу.
Тест: Раскройте тайны Валаама!
Как добраться до обители
Легче всего попасть на о. Валаам через Санкт-Петербург. С Финского вокзала Северной столицы ежедневно отправляется электричка до города Приозерска.
Там можно договориться с капитаном парома о переправке на Валаам. Суда ходят по устоявшемуся расписанию. Иногда, правда, рейсы могут откладываться из-за плохих погодных условий. Кстати погоду удобно отслеживать в режиме онлайн на официальном сайте обители.
Ещё один способ доехать — это в составе организованной экскурсии. Вы платите деньги, все остальное решает организатор. Это так же удобный способ для жителей Москвы и Московской области, и других городов, так как тратится много времени на дорогу. Доверившись организаторам, можно предаваться размышлениям во время поездки.
Остановиться можно как в гостиницах города Приозерска и добираться до обители каждый день, либо поселиться на самом острове в гостинице. Возможно, последний вариант будет дороже, но позволит посетить самые ранние богослужения.
Достопримечательности острова Валаам
Валаам, имеющий статус самого большого острова архипелага, поднят над уровнем Ладожского озера на высоту 60 метров. Величие острова просматривается с запада и юга, где гранитные скалы скрываются под водой на глубину до нескольких десятков метров. Северная и восточная части островной территории весьма интересны для туристов своими проливами.
Однако при всей красоте природы на острове, большая часть туристов едет на Валаам ради других достопримечательностей. Дело в том, что монастырь включает в себя 13 скитов, расположенных в разных частях Валаама, и 21 часовню. Расскажем о самых интересных из них.
Становление и развитие Валаамского монастыря
Первые десятилетия пустынь, на которой обосновались монахи, постоянно подвергается нападениям со стороны шведских наемников. Получив отпор от войска русского, они в бессильной злобе нападали на беззащитных монахов, сжигали и разоряли их обитель. Во время одного из таких нашествий было принято решение перенести святые мощи преподобных Сергия и Германа в Новгород. И лишь в конце 11 столетия, после того как угроза была ликвидирована, мощи были возвращены на Валаам. Однако, остерегаясь угрозы будущих набегов и осквернения святыни, было принято решение схоронить их глубоко внутри скалы, в специально вырубленной для этого могиле. И поныне святыня хранится в этом месте.
Собор Спаса Преображения
Более активное развитие началось в середине XIV века, после заключения мира со шведами. Шведский король Магнус Второй, пытаясь попасть на главный остров архипелага, после безуспешных попыток и многих дней скитания по морям, принял решение отречься от престола. Он прекратил попытки развязать войну. Более того, сменив царский сан на простую рясу священника, он познал истину и стал носить имя Григорий.
Вплоть до 16-го столетия монастырь активно развивается. Правящие в разные годы цари государства Российского с особой благосклонностью и заботой относятся к святыне. Они освобождают тамошние земли от налогов и сборов, а природу островов защищают особыми указами, запрещая, в том числе, охотиться и вырубать леса.
Собор Спаса Преображения
Трагическая история, не раз выпадавшая на долю монастыря, повторилась в 1578 году. Шведы вновь развязали захватнические войны. Подвергая истреблению и гонениям карелов, они напали на Валаамский монастырь и безжалостно порубили мечами старцев и послушников, не отказавшихся от своей веры – Православия.
Несколькими годами позже еще одно горе и испытание выпало на долю иноков этой обители. Эпидемия чумы, вспыхнувшая внезапно и стремительно, унесла жизни множества служителей церковного комплекса. А затем шведы окончательно разорили святыню, уничтожили практически все, что было создано здесь, — церкви и кельи монахов, трапезную и всю отраду. Все было сожжено, разграблено, разрушено. Многие монахи прятались в окрестных лесах, не желая покидать священные земли, некоторые продолжали служение господу на территории Антониев-Дымского монастыря.
Церковь Петра и Павла, Келейный корпус
Истинное развитие обители началось в конце XVI – начале XVII веков, после заключения очередного мира со шведами. Царь Руси, в то время – Федор Иоаннович, выделил из государевой казны средства и вновь отстроил обитель. Были возведены церкви, кельи, трапеза и другие строения, восстановлена ограда комплекса. Дальнейшее развитие и расширение обители привлекло на его территории множество людей верующих. Создается и обустраивается 12 скитов, что в конечном итоге дает возможность и основание именовать монастырь Великою Лаврою.
Церковь Петра и Павла
Трудные времена не раз выпадали в виде испытаний на долю иноков. Не обошла беда стороной и в самом начале XVII века. В то время правил обителью игумений Макарий, когда коварное нашествие шведов принесло на святые земли полное разорение, погибель многих истинных служителей Православия.
После этого на земле обосновались захватчики, построив свои дома на святой земле, стремясь полностью искоренить следы православия. Более ста лет территории находились в ведении шведского короля, а иноки были либо уничтожены, либо изгнаны с этих земель.
Церковь Валаамской иконы Божией Матери
Советы туристам
В поездку на остров Валаам следует взять с собой:
- Паспорт и медицинский полис.
- Мобильный телефон и power bank.
- Средства личной гигиены.
- Индивидуальные лекарства.
- 2-3 юбки и платка (для женщин).
- Комплект сменной одежды (для всех).
- Удобную обувь по погоде, каблуки нежелательны.
- Деньги на обратную дорогу, даже если она уже оплачена, на случай отставания от группы.
Особенное внимание нужно уделить сбору личной или семейной аптечки. На острове нет поликлиник, медпунктов и врачей
Количество лекарств, которые есть у монахов, крайне ограничено. Лекарства для монахов покупаются на пожертвования, с поставками возможны перебои. В случае опасений за свое здоровье, от поездки лучше отказаться или перенести ее на другие даты.
В теории до монастыря можно доехать и зимой, на машине по льду Ладожского озера. Но монахи это не одобряют («не благословляют», как говорят православные люди). Зима для монахов – это время отдыха от туристов, время для молитв и духовного развития. Кроме того, езда на машине по льду является потенциально опасной.
В монастыре не проводят венчаний, крещения детей, отчиток бесноватых и других таинств. Все эти обряды выполняют приходские священники, а не монахи. Во время посещения монастыря можно подавать записки за здравие и упокой людей, приобрести религиозные сувениры.
Валаамский монастырь находится в красивом живописном месте, где каждый может ощутить гармонию в душе, отдохнуть от ежедневной суеты. Посетить это место стоит даже людям, далеким от религии. Поездка на Валаам поможет не только изучить историю и культуру нашей страны, но и глубже познать самого себя.
Оформление статьи: Владимир Великий
По Саровскому уставу
Согласно тяжелому для России Столбовскому мирному договору, подписанному в 1617 году, Валаамский архипелаг, равно как Ингерманландия со значительной частью Карелии, отошел к Швеции на «вечные времена». Древняя Валаамская обитель прекратила свое существование.
Православные карелы, не пожелавшие остаться под властью «лютеров», также покинули родные края. В России они обустроились в тверских и новгородских землях. Остатки валаамского братства осели в Васильевском Староладожском монастыре. А опустевшее Приладожье шведское правительство постепенно стало заселять финнами-лютеранами. На валаамских островах практически на 100 лет хозяевами стали несколько крестьянских семей.
Однако в начале XVIII века в результате Северной войны, победоносно завершенной Петром I, Карелия и Валаамский архипелаг вновь вернулись в состав России. Валаамский монастырь, возобновленный указом Петра I, уже не мог стать объектом шведского нападения.
Штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 года. В центре изображён Пётр I. А. Е. Коцебу, 1846
До последней четверти XVIII века обитель на Валааме ничем не отличалась от большинства российских монастырей, кроме островного положения. Фактор удаленности стал причиной отправки туда на исправление провинившегося духовенства. Такое соседство не могло положительно влиять на братию, делая ее или надзирателями, или соучастниками мелких бесчинств ссыльных.
В середине XVIII века обитель бедствовала. В апреле 1754 года страшный пожар уничтожил почти все постройки; спасти удалось несколько книг и икон. Вклады императрицы Елизаветы помогли компенсировать ущерб, но в 1764 году последовала новая беда — монастырская реформа Екатерины II вывела обитель за штат и лишила угодий на материке.
Первым поворотным событием в новой истории Валаама стало назначение игуменом преподобного Назария, прежде пребывавшего в Саровской обители. Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил просил настоятеля Саровской пустыни иеромонаха Пахомия отпустить на Валаам Назария. Пахомий возражал, что Назарий необразован, на что получил ответ: «умников у меня и своих хватает, пришлите мне вашего глупца».
Игумен Назарий
В 1781 году Назарий прибыл на Валаам, где показал себя опытным духовным руководителем. Он ввел на островах устав Саровской пустыни, что позволило правильно организовать и упорядочить жизнь братства. Согласно этому уставу, на Валааме возможно было практиковать все три формы монашеской жизни, сложившиеся в Православной Церкви — общежительную, скитскую и отшельническую. Помимо духовного, при игумене Назарии началось и материальное строительство обители. Все бывшие деревянными здания перестроили в камне: собор, келейные корпуса вокруг в форме четырехугольника, малые церкви, ризницу, трапезную. При поддержке энергичного и умного Санкт-Петребургского митрополита Гавриила игумен Назарий сумел так наладить жизнь вверенной ему обители, что в нее вновь, как и в Средние века, потянулись люди, стремящиеся к подлинному монашеству. В 1786 году Валаамский монастырь из заштатного был переведен в III класс, а в конце века император Павел подарил ему сенокосы и рыбные ловли в Выборгской губернии, что обеспечило обитель постоянным доходом.
3
Паломнические туры
На уникальный остров Валаам, религиозное значение которого известно во всём мире, организуются регулярные паломнические туры. Православные христиане посещают обитель с целью поклонения церковным реликвиям, познания сущности человеческого бытия и обретения душевного покоя. Отдалённый остров от мирской суеты привлекает прихожан величием разнообразной дикой природы. Среди заповедной территории возвышаются многочисленные святыни, являющиеся ценнейшими памятниками архитектуры и символами Православия для каждого верующего человека.
Валаамский мужской монастырь находится в подчинении у Московского Патриарха и всея Руси. Храмовый комплекс, сочетающийся с чарующими взор лесными просторами, побуждает даже самых далёких от религии туристов задуматься о моральных, этических и духовных ценностях человеческой цивилизации. Основной постоянный поток гостей наблюдается с мая по сентябрь. Паломнические туры включают в себя проведение религиозных служб различных епархий, а также радушный приём гостей острова.
Посетители острова Валаам имеют возможность найти ответы на самые сокровенные личные вопросы, прикоснуться к мощам святых для укрепления веры, отдохнуть душой и телом от городской суеты, получить благословение и надежду на исцеление. Верующие истово молятся в искреннем покаянии. По окончании службы гости могут ознакомиться с условиями монастырской жизни, а также узнать историю обители с момента её возникновения. Паломники останавливаются в специальных гостиницах, расположенных на территории монастыря.
Монахи Валаамского монастыря
Валаамский монастырь на дивном острове Валаам славится своим строгим уставом, во многом повторяющим традиции знаменитого Афона. В настоящее время в обители проживает более 200 монахов, ежедневно занятых молитвами и упорным трудом. Распорядок дня для братии Валаама выглядит следующим образом:
- в 17 часов вечера в монастыре начинается малое повечерие, за ним следует монашеское правило, три канона с акафистом Богоматери и чин прощения;
- в 21 час после ужина наступает время безмолвия, в течение которого монахи читают молитвы келейно и совершают поклоны;
- в 22 часа совершается отход ко сну, а уже в 5 часов утра происходят полунощница и утреня;
- после этого служится ранняя литургия, после которой монахи направляются на утренний чай и последующие послушания;
- в 13 часов следует обед, после которого читаются творения святых отцов и служится молебен у мощей преподобных Германа и Сергия.
Особенностью жизни монахов является то, что каждый из иноков находится под началом духовного отца или настоятеля. Время и продолжительность келейных молитв определяются для каждого монаха индивидуально.
Строгие правила действуют на территории Валаамского монастыря относительно сна монахов. Ночью на отдых отводится от 4 до 5 часов, еще 1-2 часа монахи могут поспать днем после обеда. По словам настоятеля Валаамского монастыря игумена Панкратия, правило о продолжительности сна берется из святоотеческих книг, в них рекомендуется спать не более 6-7 часов.
Важно! Большой известностью обладает хор Валаамского монастыря, в его состав входят выпускники Хорового училища им. Глинки и Санкт-Петербургской консерватории им
Римского-Корсакова, дипломированные вокалисты и дирижеры, певцы музыкальных театров и вокальных коллективов Петербурга.
Место основания Валаамского монастыря
Место основания и развития Валаамского монастыря не могло быть выбрано лучше. В самое сердце природы-матушки смотрели основатели, возводя на островах эту святыню. Комплекс возводился и развивался максимально удаленно от мирской суеты. Острова архипелага, со всех сторон окруженные водой, идеальны для духовного служения, уединения и ведения тихой жизни иноков.
Территория архипелага включает в себя порядка 50 островов, в основном маленьких по площади. Более трех четвертей общей площади архипелага занимает главный остров – Валаам.
Общий вид собора Спаса Преображения
Чуден и восхитителен этот край. Удивительная и разнообразная растительность насчитывает почти 480 различных растений, среди которых есть занесенные в Красную книгу. Птицам и рыбам, множеству представителей мира животных – всем нашлось место в этом святом крае.
Почти вся территория заросла хвойными лесами. Она испещрена скалами, о многие из которых разбиваются могучие волны Ладожского озера. Красота этих мест, воистину, неземная! Самой судьбою, а может быть, волей Божией, суждено было на этом месте расположиться духовному центру Руси Православной, получившему название Северного Афона.
Рухольня и кельи духовника на фоне собора Спаса Преображения
Организация питания
Всем купившим билеты на экскурсионный тур предоставляется трехразовое питание в гостинице, которое входит в стоимость путешествия. Меню согласовывается отдельно с туроператором. Питание паломников, трудников и волонтеров происходит в монастырских столовых по православному меню, которое учитывает постные и скоромные дни.
Завтрак, обед и ужин происходят строго по графику. Брать в путешествие посуду не нужно, все предоставляется на месте. Не запрещается брать в путешествие свою еду, но считается неприличным перекусывать на ходу во время экскурсий и святых мест. Будет вежливо убрать за собой грязную посуду после приема пищи.
На острове нет наемного персонала, который работает за деньги. Всю работу выполняют трудники, послушники и волонтеры.
Перед приемом пищи молиться не обязательно тем туристам, которые не исповедуют православие. Но если за столом кем-то читается молитва, стоит встать и подождать, пока она закончится. Невежливо садиться и начинать есть, когда рядом молится кто-то другой. Во время монастырской трапезы действуют и все обычные правила поведения за столом: нельзя говорить с набитым ртом, громко стучать столовыми приборами и т.д.
Современник крещения Руси?
О времени появления на острове обители— будущего Спасо-Преображенского Валаамского монастыря — существуют две версии. Согласно первой, обитель основали иеромонахи Сергий и Герман еще во времена крещения Руси — в X веке. Новгородские летописи свидетельствуют, что пришли они «от восточных стран». Так, в Древней Руси говорили о выходцах из Византии. Об этом сообщается в житии преподобного Авраамия Ростовского. Кроме того, существуют летописные упоминания о переносе мощей Сергия и Германа с Валаама в Новгород в 1163 году из-за опасности разорения обители внешним врагом. Согласно другой точке зрения, монастырь появился в первой половине XIV века.
Монастырская традиция придерживается первой версии — основания во времена святого князя Владимира и не видит противоречия со второй: древний монастырь был основан, позже уничтожен, чтобы возникнуть опять. Как в XIX веке скажет святитель Игнатий Брянчанинов о монастырской библиотеке: «для истории Валаамского монастыря не найдется в ней обильных материалов. Она собрана в конце прошедшего и начале нынешнего столетий; древние рукописи уничтожены, как и все древнее в Валаамском монастыре, пожарами и шведами». Он также заметит (в 1846 году), что на Валааме нет ни дома, ни часовни старше ста лет. В отличие от других великих обителей — Соловецкого монастыря, Печерской и Троице-Сергиевой лавры, Валаам не имел каменных укреплений, не мог выдержать осаду, поэтому каждый визит непрошенных гостей завершался разграблением и пепелищем.
2
Правила посещения Валаама
Валаамский монастырь, где находится множество святынь, интересен туристам и паломникам. Чтобы получить удовлетворение от поездки в святое место, следует заранее выбрать цель путешествия и желаемую роль.
Род занятий | Права и обязанности | Как стать |
Турист | Осмотр достопримечательностей. Соблюдение общих правил вежливости. Участие в молитвах и службах не обязательно. Фото- и видеосъемка только по разрешению. | Купить тур на Валаам в агентстве, приехать на остров самостоятельно |
Паломник | Осмотр достопримечательностей. Посещение молитв и служб, поклонение святыням. Приветствуется выполнение простых поручений от монахов. | Через Паломническую службу |
Трудник | Участвует во всех обрядах вместе с монахами, соблюдает монастырский распорядок, работает на общее благо. Может стать монахом через 2-3 года после начала трудничества или покинуть Валаам по своему желанию в любое время. | Связаться со Службой благочиния монастыря +7 |
Волонтер | Работает на благо монастыря, не участвуя в обрядах. Может быть человеком любого вероисповедания или атеистом. | Связаться с Волонтерской службой |
Количество трудников и волонтеров, которые могут быть поселены в гостиницы, строго ограничивается. В монастыре есть места для 40 трудников, число волонтеров меняется в зависимости от потребности в помощниках. Валаам – мужской монастырь, но в трудники и волонтеры принимаются женщины, хотя они не могут быть посвящены здесь в монашество
Все гости острова Валаам, вне зависимости от своей роли, должны соблюдать правила вежливости:
- Женщины могут ходить по святому острову только в платках и юбках.
- Мужчины должны входить в храмы без головных уборов.
- Для всех считается неприличной очень открытая одежда, даже если очень жарко.
- Неприлично посещать экскурсии и паломничества в спортивной одежде.
- Мобильные телефоны во время посещения храмов и святых мест нужно отключать.
- К незнакомым монахам следует обращаться «Отец» или «Отче».
- Невежливо отвлекать монахов, трудников, волонтеров от их работы.
- Можно задавать монахам вопросы о смысле монашества и православной веры.
- Очень неприлично спрашивать монахов об их настоящих именах, мирской жизни до принятия обетов.
Курение табака на острове не приветствуется, но и не запрещается для всех, кроме трудников. Для курения следует выбирать скрытые от посторонних глаз места, где ходит мало людей, чтобы не мешать никому сигаретным дымом. Распитие алкогольных напитков категорически запрещено, если это не кагор или вино для причастия.
Валаамский монастырь находится на территории заповедника, где запрещены рыбалка и охота, палаточные лагери и разведение костров. Нельзя выкидывать на островах мусор, это неуважение не только к святому месту, но и к природе Карелии.