Крым
Содержание:
- Топлы – родина Топловского монастыря
- История
- Чем интересен?
- Географические координаты Топловского Свято-Параскевиевского монастыря на карте Крыма — GPS N 44.9991 E 34.8791
- Предпосылки для основания сакрального места
- Интересные факты о монастыре и его насельниках
- История монастыря
- Исторические сведения о Топловской обители
- История Топловского монастыря
- Как добраться
- История
- Знаменитый монастырь в скале — Инкерманский
- Свято-Георгиевский источник в селе Клиновка
- Вывод.
Топлы – родина Топловского монастыря
Село Топлы (с ударением на последний слог) сегодня известно под названием Тополевка, но именно Топлы дали название одному из самых святых мест Крыма – Топловскому монастырю. Хотя сам монастырь находится в посёлке Учебное, самое большое и известное село района всё-таки Тополевка. Оно находится на трассе Симферополь-Феодосия в Белогорском районе между Белогорском и Старым Крымом. Топлы – село с большой историей, но как часто бывает в Крыму, не православного населения.
В XVII веке, по имеющимся у историков свидетельствам, оно уже существовало, заселённое преимущественно армянами, которые поселились здесь раньше и создали колонию, хотя сложно сказать насколько это было давно и как к этому относились турецкие власти. Молчаливыми свидетелями этой эпохи являются две армянские церкви. Одна из них находится в самом селе и носит название Сурб-Саргиз (Святого Сергия). Полагают, что она уже существовала к середине XIV века, однако сейчас церковь находится в плачевном состоянии, лишенная крыши, обрушившейся в незапамятные времена. Вторая церковь находится за пределами села и называется Сурб-Урбат. Наличие двух церквей и несохранившегося монастыря свидетельствует о силе армянской общины в этих краях. Нельзя забывать, что недалеко, в Старом Крыму расположена ещё одна армянская святыня – монастырь Сурб Хач.
После завоевания Крыма русскими войсками Топлы пришли в упадок, так как все армяне покинули свои дома. К середине XIX века село снова заселяется, на этот раз православным населением, но преимущественно нерусским – болгары, греки, татары. К этому периоду (1864 год) относится открытие Топловского монастыря. Послевоенная миграция, которую затеяло Советское правительство в Крыму, изменила демографический лик населённого пункта и даже название. Теперь Топлы (с 1944 года) стали Тополевкой. Русские стали преобладающей нацией во всём Белогорском районе.
Небольшой посёлок Учебное, раньше носил название Верхний Топлу. Именно в этом населённом пункте находится объект нашего рассказа – Топловский женский монастырь.
История
Сельское селение Тополевка до советской топонимической реформы носило название Топлы, откуда и берет свое название монастырь. После Октябрьской революции поселение, сформированное вокруг монастыря, имел название Мичурино, но позже его переименовали в Учебное.
Официальное учреждение монастыря состоялось 25 августа 1864 года, а открыт он был через месяц — 25 сентября в том же году. Формально его закрыли 29 апреля в 1923 году и вновь открыли в 1993 году.
Марина Степанова
Основание
Находится монастырь у водного источника, бьющегося из-под земли, который носит имя Святой Параскевы Римской. По многим легендам, именно в этом месте состоялась её мученическая казнь, после которой лечебная вода ключом забила из-под земли на этом месте. В эту точку приходили многие паломники, верящие в чудодейственность святой воды и простые прихожане, пришедшие сюда, дабы наполнить емкости.
Еще до первых упоминаний о монастыре и его строительстве, отшельником здесь обитала Константина, которая была болгаркой родом из села Кишлав (сейчас село Курское), к которой примкнуло несколько женщин, благодаря чему образовалась некое подобие киновии. В XIX веке, после массовых переселений крымских христиан и приверженцев ислама в Османскую империю после присоединения Крыма к Российской Империи в 1783 году, это место пустовало, а множества христианских монастырей и храмов оказались заброшены.
Великая Российская императрица Екатерина II изначально преподнесла эту землю в подарок своему фавориту Захару Зотову. Затем, в XIX веке, эта территория была во владении родственником Зотова, а если быть точным, то землей владели две его сестры Ангелина Алексеевна Ламбири и Феодора Алексеевна. Через какое-то время земля была выкуплена Ангелиной, которая передала её в распоряжении монастыря. Перед открытием монастыря был возведен небольшой по размерам храм Святой Параскевы прямо около целебных источников. В день памяти Святой — 26 июля 1863 году, источник был официально освящен прислужниками церкви. В разработке и строительстве храма активное участие принимал игумен Парфений, которого убили в 1866 году крымские татары. А в 2000 году его причислили к лику святых. Первыми монахинями стали уже долгое время обитавшие здесь 9 женщин. Болгарка Константина была подстрижена и взяла себе новое имя — Параскева.
Марина Степанова
Строительство
В следующие годы на территории монастыря было возведено и обновлено множество новых построек. Больничный пункт с церковью внутри. Монастырский комплекс был перестроен и обновлен, некоторые здания расширились. Была начата постройка собора Свято-Троицкого по специальному проекту В. А. Фельдмана. Внутри помещений были организованы мастерские и садовые хозяйства. Во многом, своему успеху монастырь был обязан качественному руководству игуменьи Параскевы (Родимцевой), которая была главной в этом месте до самой своей смерти. Она же, в 2009 году была причислена к лику святых. Канонизация была проведена в монастыре в 2010 году, которую провел митрополит Владимир. Свои центры монастырь имел в Симферополе и Феодосии.
Прекращение деятельности
После прихода к власти коммунистической партии, на всей территории Советского Союза начали происходить церковные гонения. Это выражалось в конфискации имущества, реквизиции, а из церковных служителей была сформирована садоводческая коммуна.
Марина Степанова
Возрождение
Повторное открытие состоялось только в 90-х годах. Первый богослуженческий обряд состоялся на центральной монастырской площади 8 августа 1992 года. В 1994 году монастырю от властей был передан большой участок земли, который некогда использовался под пионерский лагерь. В настоящее время на территории монастыря установлены действующие купальни, целебные источники, а здания некогда заброшенных церквей — восстановлены. Монастырь регулярно посещают паломники со всех уголков страны и Крыма. Проводятся экскурсии и наборы в монахини.
Чем интересен?
Святая обитель привлекает туристов и паломников из разных уголков страны, а также зарубежья своей уникальной энергетикой.
На территории монастыря есть три источника, купели, храмы, мощи святых Божьих угодников, иконы. Главная святыня монастыря — это чудотворная икона Богородицы «Казанская». Есть ковчеги с мощами Киево-Печерских старцев, Параскевы Пятницы.
У святого родника преподобномученицы Параскевы Римской, помимо часовни, находится купель. Она крытая. В эту купель стекают воды со всех трех живоносных источников.
В ней все желающие производят омовение. По молитвам и вере они получают исцеление заболеваний опорно-двигательной системы. Вода из источника помогает избавиться от головных болей и лечит глазные болезни. Женщины, страдающие бесплодием, после посещения Топловского Свято-Троице-Параскевиевского монастыря и окунувшиеся в воды источника пресвятой Параскевы Пятницы, в скором времени обретают счастье материнства.
Другая святыня – родник в честь великого мученика Георгия Победоносца, погибший за веру Христову при императоре Диоклетиане, он покровитель армии и флота. На иконах он изображен на белом коне, с копьем, пронизывающим змея. Монахини Свято-Тоице-Параскевиевского монастыря трижды видели всадника. Он являлся им на пути к источнику, и они поняли, что это сам Георгий.
От женской обители к почитаемому паломниками святому месту ведет дорога. Находится оно на расстоянии около 1,5-2 километров от монастыря. Дорога вьется по склонам гор. Чтобы путники не заблудились, на всем пути имеются указатели. Возле родника выстроили часовенку, где есть звонница. Тут же расположены две купели для омовения в святых водах, отдельно для мужчин и женщин.
На расстоянии 5 км от Топловского монастыря по лесной дороге, в 50 минутах ходьбы от источника св. Георгия Победоносца, в горах располагается еще один источник. Назван он в честь трех Святителей (святых Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова).
Святитель Василий Великий является заступником всех обиженных и гонимых, незаслуженно униженных людей.
Он дает крепость духа и помогает изучать различные науки.
Иоанном Златоустом написаны псалмы и проповеди. Он борец с мировой несправедливостью. Помогает молящимся ему верующим в воспитании детей, сохранению мира и благополучия в семье.
Григорий Богослов укрепляет всех, сомневающихся в существовании Бога, и дает духовную поддержку. Он оберегает христиан по их молитвам от ущемления и давления со стороны начальства или коллег на работе, если те узнали о верующем сотруднике.
Воды источника трех Святителей имеют огромную целительную силу и лечат от различных нервных расстройств, после омовения в них люди выходят из состояния депрессии и уныния.
Если по состоянию здоровья кто-либо не может подняться высоко в гору, то для них есть возможность совершить омовение водой из источника в нижней купели на территории Топловской обители. Она находится рядом с храмом, возведенным в честь святой преподобной мученицы Параскевы Римской..
Географические координаты Топловского Свято-Параскевиевского монастыря на карте Крыма — GPS N 44.9991 E 34.8791
Топловским его называют из-за его месторасположения. Монастырь находится в урочище Топлу (также ранее называлась и деревня Тополёвка). В переводе с греческого Топлу означает «местность, страна». Местом для возведения монастыря стал один из склонов горы под названием Каратау, выбранный архиепископом Иннокентием. По легенде, именно здесь когда-то казнили Святую Преподобномученницу Параскеву и на месте её смерти возник источник с чистейшей целебной водой Чокрак-Саглык-Су.
В этом районе ещё в ⅩⅤⅠ-ⅩⅤⅠⅠⅠ веках жили армяне. Подтверждением этому является церковь, построенная в армянском стиле, которая возвышается над одним из холмов горной местности. Эта церковь просуществовала практически два века, а после ухода армян пребывала в запущенном состоянии. Только в 1905 году, по решению настоятельницы Топловского Свято-Параскевиевского монастыря, она была отреставрирована.
Ещё вокруг монастыря находятся обломки древнегреческих построек, в том числе и церкви, в которой ещё в ⅩⅠⅩ веке проводились службы.
Открытие Топловского Свято-Параскевиевского монастыря состоялось в 1864 году. Он возник в результате стараний и молитв болгарской девушки Константины, которая позже стала называть себя Параскева. Несмотря на военные действия в Крыму в 50-х годах ⅩⅠⅩ столетия, строительство монастыря всё-таки удалось завершить.
С приходом советской власти Топловский Свято-Параскевиевский монастырь был закрыт. И только в 1992 году началось возрождение его деятельности.
В настоящее время ежегодно тысячи людей посещают это святое место
Особенно притягивают их внимание источники с целебной водой, которые лечат различные недуги. На территории монастыря находятся три источника: Параскевиевский, Георгия Победоносца и Трёх Святителей
Говорят, что каждый из них лечит определённые группы заболеваний. Дальше всех от монастыря находится последний из них. Чтобы к нему добраться необходимо преодолеть путь более трёх километров горных тропинок.Также здесь построена относительно новая оборудованная купальня, которая наполняется водой из всех трёх источников.
Немалый интерес вызывает необычная пещера, которая называется Пещера Константины. Она представляет собой нишу, длиной с человеческий рост и по форме напоминающую крест. Попасть сюда можно только в положении лёжа. Это место использовали монахини для уединения.
Сейчас Топловский Свято-Параскевиевский монастырь становится всё красивее и красивее. К этому прикладывают немалые усилия тридцать монахинь, посвятивших ему всю свою жизнь. Топловский Свято-Параскевиевский монастырь одна из самых посещаемых достопримечательностей Крымского полуострова, она хоть и не вошла в рейтинг самых лучших церквей Крыма, но все же заняла достойное место в сердцах верующих и отдыхающих Крыма.
Предпосылки для основания сакрального места
По преданию, здесь во II веке была казнена святая великомученица Параскева Римская. Так это на самом деле или нет – сказать сейчас довольно трудно, но письменные источники указывают на это место. Археологи же и историки подтверждают, что начиная с XVI столетия, в окрестностях селений Топлу и Орталан построены несколько греческих и армянских церквей, посвященных Параскеве. Сохранившиеся развалины, как безмолвные свидетели, доказывают правоту этих слов. Но интереснее другое – за тысячу лет до их возникновения местные жители почитали римскую святую, тут даже существовало что-то вроде ее культа.
Интересные факты о монастыре и его насельниках
Повышенный интерес туристов вызывает «Пещерка Константины», хотя сестра жила не в ней, а в землянке, которую выкопала собственноручно. Оказаться в ней сложно: попасть в нее можно только ползком. Изнутри пещерка напоминает крест, высокой в рост человека. Существует версия, что она была выкопана для уединенных молитв сестер.
Немного о современном быте монастыря:
- в обители постоянно проживает 30 монахинь;
- монастырское хозяйство – это скотный двор с коровами, козами, курами, огород и маленькая пасека;
- продуктами питания сестры одаривают местных стариков, из села Учебное, не требуя с них платы;
- в планах восстановление пруда с рыбой, мельницы и водопровода (использовавшегося для полива огородов), фруктового сада.
Сестры искренне верят, что со временем им удастся возродить былое великолепие обители.
Расположенная в Крыму, возле Тополевки, обитель – удивительное место. Лечебные источники, великолепная природа, чистый воздух помогают страждущим обрести мир в своей душе, излечить серьезные болезни. Топловский монастырь вызывает интерес не только у паломников, но и у туристов, которые собственными глазами увидеть этот святой уголок, отделенный от мирских будней.
Оформление статьи: Владимир Великий
История монастыря
История этого крымского храма берет свое начало в XIX столетии. Предание утверждает, что местный чабан (пастух), ежедневно поднимавшийся на гору для молитвенных песнопений, узрел молодого воина, который изящно восседал на белом жеребце. Очевидец не мог сдвинуться с места, пока образ не растворился, он чрезвычайно испугался происшествия и не сказал о нем никому ни слова. Однако видение повторилось спустя один год, но чабан все равно не стал об этом рассказывать.
- Только на третий раз пастух, восходя на тоже место, пригласил старцев, чтобы они подтвердили чудесное явление. Мудрецы приметили юношу, стоявшего на камне, а молодой жеребец находился с хозяином рядом. Когда присутствующие перебороли страх и начали приближаться, видение исчезло. Подойдя к камню, старцы разглядели отпечатки ног святого юноши. Рядом они обнаружили полотно с изображением преподобного Георгия Победоносца.
- С этого момента гора, где возникало сошествие небесного юноши на белоснежном коне, стало особенно почитаться местными жителями. Н. Джанбеков и Ф. Сазонов построили здесь на свои деньги небольшую часовню, которая посещалась истинными богомольцами. Вскоре возникла традиция ежегодно, 23 апреля, совершать крестный ход на вершину горы с иконой святого Георгия.
- Полотно с изображением Победоносца исчезло из храма Иоанна Предтечи и появилось на том месте, где было обнаружено. Священнослужители вскоре совершили молебен и дали обет возвести здесь каменную церковь, в которой найдет покой икона преподобного. Храм воздвигли в 1857 на средства прихожан и богатого помещика В. Гущина, а 23 апреля его освятили во славу великомученика Георгия.
- Икону Георгия Победоносца, найденную на Святой горе, торжественно перенесли в новоявленный монастырь. Вместе с ней здесь обосновался и тот самый камень с отпечатками ног преподобного Победоносца. Через девять лет рядом с главным строением воздвигли небольшую колокольню.
- Архиепископ Иннокентий отправил запрос Священному Синоду, где говорилось о желании соорудить здесь монастырь. Таким образом, святитель стремился укрепить православие на территории крымского полуострова. Керчь, как удаленный город от центра, нуждался в подобной инициативе и имел достаточное значение для христианской общины. Именно здесь начинал свою проповедническую деятельность апостол А. Первозванный, а также строились первые крымские храмы.
- В 1849 г. после смерти Иннокентия Синод дал разрешение на возведение монастыря, который, однако, не получал обеспечения от государства и выживал собственными усилиями. Эта киновия (церковная община) обладала 20 десятинами земли, которую пожертвовал керченский помещик К. Хамарито. К несчастью, большая часть угодий не была пригодна для обработки, поэтому доходы складывались из пожертвований, платных обрядов и процентов от капитала, созданного при основании.
На заметку! Наименование «Катерлез» происходит из татарского языка и означает на русском «всадник на коне». В обители хранится камень, на который, по преданию летописей и свидетельству немногих людей, опускался преподобный Георгий Победоносец.
На материале видны отпечатки ног святого, а также копыт животного, принадлежащего чудотворцу и защитнику христианства. Монахи утверждают, что остатки этого камня и по сей день творят божественные исцеления.
Святая гора почитается не только христианскими верующими, но и татарами Козской долины. В одной из легенд Крыма говориться, что в день памяти преподобного Георгия Победоносца коренное население поднимается на вершину и возжигает поминальные свечи.
Свято-Георгиевский Катерлезский женский монастырь с. Войково
Исторические сведения о Топловской обители
Точной даты возникновения христианского храма, расположенного недалеко от селения Тополевки, неизвестно. По историческим документам в 19 веке на склоне горы Каратау уже были развалины греческого храма, около которых армянская церковь проводила службы в день Св. Ильи.
Монастырь был восстановлен по повелению архиепископа Иннокентия, который усердно трудился над строением святых обитель в Крыму.
В это же время в пещере Кизилташ семь лет жила отшельницей простая, скромная болгарская девушка Константина. Живя в соседнем селении Кишлав, Константина услышала призыв Господа, оставила мирские дела и ушла в горы для молитвы и поклонения Богу.
При появлении богомольцев девушка переселилась в Топлу, направив все усилия на сбор средств для восстановления святыни. Она ходила по селениям, одетая в рубище, и просила подаяние на строительство храма.
Усилия Константины увенчались успехом, на собранные ею средства была сооружена часовня у святого источника.
Источник Топловского монастыря: пещерка Константины
До конца своей жизни маленькая, некрасивая, морщинистая женщина восхищала паломником сиянием глаз и силой веры. К великому сожалению могила верной христианки Константины, принявшей незадолго до смерти постриг и названной Параскевой, не сохранилась после разорения монастыря в 30-е годы, когда начались гонения на христианство.
Официально женская обитель в Топлу была открыта 26 июня 1864 года при освящении архиепископом Алексием.
Огромная заслуга в этом принадлежит Ангелине Зотовой, владелице этих мест. Сестры Зотовы жили при монастыре, обитая в сырых обителях. При назначении управительницей святыни монахини Аполлинарии монастырь начал расцветать. После нее настоятельницами женской обители назначались разные монахини, но они не сумели навести лад в монастырском хозяйстве, дело передали в руки совету при обители.
Со временем на скудные пожертвования был приведен в порядок источник св. Параскевы. Подведен водопровод. Построены помещения для проживания и прачечной.
В 1887 году со Старого Афона были переданы часть мощей св. Параскевы и св. Пантелеимона, частицы Животворящего честного Креста Господнего, которые встречали крестным ходом.
Мощи Параскевы в Топловском женском монастыре
С 1889 по 1928 год монастырем управляла настоятельница, игуменья Параскева (бывшая Вячеслава), умершая в тот год, когда был закрыт монастырь.
Благотворитель святыни граф Николай Гейдер в 1890 году пожертвовал для монастыря Казанскую икону Божьей Матери, украшенную драгоценными камнями, бриллиантами.
Титаническим трудом монахинь создавались ковры, живопись, выращивались диковинные фрукты, которые были востребованы даже во Франции.Во время войн и революции Топловский Свято-Троице Параскевиевский монастырь был разграблен бандитами, которые унесли все сбережения, золотые украшения и икону Казанской Божьей Матери.
В 1928 году, как бы издеваясь над чувствами христиан, на территории монастыря была создана артель «Безбожник».
История Топловского монастыря
История Топловского монастыря тесно связана с источником Святой Параскевы и болгарской женщиной Константиной, благодаря усердию и молитвам которой были собраны деньги на постройку часовни возле целебного источника. До этого Константина подвизалась в обители Кизилташ, но после того, как там была основана мужская обитель, ушла в Топлы. Константина была очень набожной, всё время проводила в молитвах и постах. Её примеру последовали и другие богомолки. Все вместе они жили очень скромно, в основном на подаяние.
В Топлах начала собираться женская община. Источник святой Параскевы теперь не мог не стать краеугольным камнем будущей обители. Всю жизнь провела Константина в общине, перед смертью в 1874 году приняв постриг под именем святой, имя которой дало название источнику – Параскевы. Принимала постриг Константина уже в монастыре, о котором так страстно молилась. Но как такового монастыря при основании общины ещё не было. Нужен был сильный покровитель и немалые деньги, да и разрешение владельцев земли. Таким патроном нового монастыря стала Ангелина Ламбири из рода Зотовых, которая, выкупив у сестры её часть земли в Топлах, задумала открыть здесь женский монастырь. В 1863 году был построен храм Параскевы, вокруг которого разросся Топловский монастырь, а в 1864 году женский монастырь был открыт официально.
Монастырь медленно застраивался. В 1891 году был построен храм св. Пантелеймона, в 1899 – больница, достраивались и перестраивались помещения келий, был расширен храм Параскевы, то начиналось, то прекращалось строительство большого Собора Святой Троицы. Жизнь в монастыре текла привычным чередом, а слава его ширилась. Монахини Топловского монастыря помогали в организации женской общины в Косьмо-Дамиановском и Катерлезском монастырях, которые действовали на крымской земле.
Настоящий расцвет Топловский монастырь узнал при настоятельнице Параскеве (в миру Ольга Ивановна Родимцева). Будучи монахиней московского Страстного монастыря, она была отправлена в Крым и в 1890 году приняла сан игуменьи Топловского монастыря.
В годы Гражданской войны православные храмы и монастыри закрывались и подвергались надруганию. Топловскому монастырю удалось протянуть до 1928 года под вывеской сельскохозяйственной артели «Женский труд». Монахини занимались физическим трудом, однако не прекращали проводить богослужения. Но и этому пришел конец. Власти не устраивал сам факт, что артельщицы на самом деле живут по монастырскому уставу. Святыни монастыря были разграблены, похищена почитаемая икона Казанской Богородицы, взорван так и недостроенный Собор Святой Троицы. Всех этих несчастий сердце игуменьи не выдержало. 3 декабря 1928 года она скончалась. В 2009 году она была причислена к лику святых под именем преподобной Параскевы.
Новой власти этого было мало и, видимо в назидательных целях, в 1929 году на месте Топловского монастыря появился совхоз с характерно-издевательским названием «Безбожник». В годы Второй мировой войны здесь размещался штаб одной из немецких частей. После войны на территории бывшего монастыря открыл свои двери пионерский лагерь «Тополевка».
Крушение Советского Союза сподвигнуло местных жителей на восстановление Топловского монастыря. Сложным было возрождение женской обители. Нужно было закрыть пионерлагерь, вернуть утраченные земли, на которых уже жили люди – местное население посёлка Учебное. Нужно было отстроить храмовые и келейные помещения. В 1994 году Топловскому монастырю был передан ковчег в виде креста с частичками мощей Киевско-Печерских святых. Настоящим событием для обитателей монастыря стало возвращение считавшихся утраченными мощей святых великомученика Пантелеймона и преподобномученицы Параскевы и частицы Животворящего Креста. Эти реликвии вновь возвратились в Топловский монастырь, где хранятся в алтаре церкви святой Параскевы.
Как добраться
Если вы добираетесь «воздушным транспортом», то на расстоянии 50 метров от главного входа симферопольского аэропорта есть остановка. На общественном транспорте можно доехать до ж/д вокзала, а затем пересесть на соответствующий рейс либо доехать до центра Симферополя, а там уже выйти. С транспортом никаких проблем нет, он ходит систематично и в ночные часы тоже. Аэропорт простирается на расстоянии 11 километров от города.
Кроме того, можно воспользоваться арендой авто. Стоит учесть один момент: если хотите эконом-вариант, осуществляйте бронь заблаговременно. Можно также взять такси.
Если вы добираетесь с ж/д вокзала, садитесь на троллейбус под номером 5 и выходите на остановке «Сельпо» (она будет четвертая). Также можно сесть на троллейбусы и маршрутки под другими номерами, которые идут через центр (исключение составляет №8). Затем выходите на нужной остановке и по переходу направляетесь в противоположную сторону. Обойдете здание и вы на месте.
Свято-Троицкий собор в г. Симферополь является действующим православным монастырем в Крыму. О том, как протекает жизнь послушниц в обители, вы узнаете из этого репортажа. Приятного просмотра!
История
Основание монастыря
Монастырь расположен у источника, носящего имя святой Параскевы Римской. По местным преданиям именно здесь произошла её мученическая казнь, после чего на месте казни забил источник, имеющий лечебные свойства. В данном районе Крыма задолго до устройства монастыря было распространено почитание Св. Параскевы. Развалины греческих церквей Св. Параскевы, имелись непосредственно у источника, в селе Топлу, в селе Орталан (сейчас — Земляничное), армянская церковь Св. Параскевы построенная в 1702 и заброшенная в 1778 г.
Еще до основания монастыря в этом месте вела отшельнический образ жизни Константина, болгарка из села Кишлав (ныне с. Курское), к которой присоединились несколько женщин, образовав подобие киновии. В середине XIX века, после массовых переселений христиан из Крыма в 1778 году и мусульман (татар и турок) в Османскую империю после присоединения Крыма к России в 1783 г., Крым был малолюден, а многие христианские храмы (греческие православные и армянские) заброшены их восстановление шло достаточно медленно.
Земля, на которой был открыт монастырь, была подарена Екатериной II своему фавориту Захару Зотову. В середине XIX века землёй владели его потомки сёстры Феодора Алексеевна Зотова и Ангелина Алексеевна Ламбири (1814—1873). Ангелина выкупила землю у сестры и передала её для устройства монастыря. Открытию монастыря предшествовало строительство небольшого храма Св. Параскевы около её источника, освященный в день памяти Святой 26 июля 1863 г. В строительстве храма и устройстве монастыря активное участие принял кизилташский игумен Парфений, убитый в 1866 г. крымскими татарами и в 2000 г. причисленный к лику святых. Первыми насельницами монастыря стали уже обитавшие здесь 9 женщин. Болгарка Константина была позднее пострижена в монахини под именем Параскевы.
Строительство монастыря
В последующие годы в монастыре кроме жилых и хозяйственных построек была построена больница с домовой церковью «Всех Скорбящих радосте», перестроена и расширена церковь Св. Параскевы и начато строительство большого Свято-Троицкого собора (по проекту В. А. Фельдмана). Монастырь имел мастерские и образцовое садовое хозяйство. Успехи монастыря во многом связаны с деятельностью его игуменьи Параскевы (Родимцевой), возглавлявшей монастырь до самой смерти и в годы его закрытия. В 2009 году игуменья Параскева была причислена к местным почитаемым святым. Её торжественную канонизацию в монастыре 11 июля 2010 года совершил митрополит Владимир. Монастырь имел подворья в Симферополе и Феодосии.
Закрытие монастыря
После установления Советской власти в условиях гонений на церковь, конфискаций и реквизиций, из монахинь монастыря была создана трудовая коммуна садоводов. Под этим прикрытием монастырь существовал еще несколько лет, формально коммуна выращивала фрукты, а по существу, ухаживая за садом, монахини продолжали обрядовую жизнь. Последним ударом по монастырю было решение о ликвидации сельхозартели «Женский труд» 7 сентября 1928 года. В декабре 1928 года скончалась настоятельница. В январе 1929 года солдаты НКВД насильно выселили всех монахинь под расписку о возвращении к прежнему месту жительства. Местные жители разобрали по домам многих старых и немощных монахинь. Священники и многие монахини, руководившие хозяйственной жизнью монастыря, были арестованы и погибли в лагерях. В то же время был взорван недостроенный Свято-Троицкий собор.
Возрождение монастыря
Возрождение монастыря началось в 90-х годах. 8 августа 1992 года состоялось первое богослужение на центральной площади монастыря. 8 июня 1993 года зарегистрирован устав монастыря. 20 декабря 1994 года монастырю переданы 10,76 га земли и постройки, которые в последние годы использовались пионерским лагерем.
Знаменитый монастырь в скале — Инкерманский
Этот мужской монастырь является, наверное, одним из самых известных святых мест в Крыму. Расположен он неподалеку от Севастополя и с основанием этого монастыря связана предание о святом Клименте, убитом в этих местах в 1 в н.э. Сам пещерный монастырь возник приблизительно в 8 веке, после захвата этого места турками пришел в упадок, но снова возродился.
И просто туристы, и верующие приезжают сюда посмотреть на вырубленные в скалах кельи и сами приютившиеся у подножия этих скал монастырские постройки.
Инкерманский Свято-Климентовский монастырь (это его полное название) действительно уникален. Вход на эту святую территорию очень необычный — это туннель, который проходит под железной дорогой. Надо ли говорить о том, какие сильные впечатления ждут путешественника после того, как он выходит на свет?
Здесь царят покой и божественная благодать, которую буквально излучают местные храмы. Всего их пять, причем три — пещерных. Один посвящен святому Клименту, второй — Мартину Исповеднику, третий — Андрею Первозванному. Один из наземных храмов посвящен Пантелеймону Целителю, второй — Святой Троице. Пещерные храмы соединены между собой. На удивление, они очень светлые благодаря окнам, вырубленным прямо в скале.
Когда-то здесь был святой источник, но из-за разработки карьера неподалеку вода стала поступать туда, образовав озеро.
Космо-дамиановский мужской монастырь
Еще одно очень любопытное место для посещения — любопытное тем более, что попасть туда не так-то просто, поскольку 364 дня в году на территорию могут проходить только люди со специально полученными пропусками или экскурсанты в составе организованных групп. И только 14 июля территорию монастыря может осмотреть любой желающий. И это несмотря на то, что расположен он на территории Крымского природного заповедника.
Что же за тайны так оберегают пятеро монахов, которые живут в этом святом месте? Прежде всего это святой источник Савлух-Су, целебные свойства которого подтвердила даже официальная наука. Магний, серебро, марганец и литий делают ее действительно очень полезной для организма.
Первая церковь на территории монастыря была деревянной, потом постройки много раз менялись, например, одна из часовен была обновлена по приказу императора Николая Второго. Именно ее видят современные паломники и туристы, посещающие монастырь.
Основной святыней монастыря является икона Косьмы и Дамиана, в честь которых он и был назван. Когда-то, в период упадка, здесь был женский монастырь, но сегодня ему вернули статус мужского.
Каждый монастырь в Крыму интересен и прекрасен по-своему, каждый достоин посещения, даже людьми, которые не относят себя к верующим, ведь это часть истории, часто древней. Пещерные и наземные, крымские монастыри дарят покой и благодать, успокаивая сердце и исцеляя душу.
Ниже представлена карта, на которую нанесены описанные выше подворья:
Свято-Георгиевский источник в селе Клиновка
Если про источник святого Георгия в Топловской обители знают многие, то одноименный родник в Симферопольском районе совсем не на слуху. Расположен этот святой источник в селе Клиновка, менее чем в километре от популярного места отдыха симферопольцев – Грушевого озера. При въезде в село, справа от дороги находится холм, у подножия которого и каптирован источник. На вершине самого холма виднеется фундамент древнего греческого храма во имя Георгия Победоносца.
Источник был известен давно, а в начале XX века промаркирован партией Крымских водных изысканий, которая и присвоила источнику индивидуальный номер №192. Уникальная старинная метка, кстати, сохранилась и видна на каптаже, устроенном в виде маленькой аккуратной часовенки.
В окрестностях столицы полуострова Свято-Георгиевский родник – один из самых почитаемых. Вода в нем обладает целебной силой и способна излечивать заболевания ЖКТ и почек.
***
Издревле источники воды, источники жизни почитались и обожествлялись людьми.
Крым не стал исключением, и наш полуостров, надо отметить, весьма богат на святые источники, с которыми связаны легенды, сказания и чудесные исцеления. Целебные родники не только несли избавление от недугов, но и были своеобразным символом добрососедства, на испокон веков многонациональной крымской земле, ведь к ним устремлялись представители разных культур и конфессий.
Как это часто бывает, формат статьи не позволяет нам рассказать про все святые источники Крыма с купелями и без. Но мы надеемся, что наш небольшой обзор привнес в ваш кругозор новые интересные факты и дал идеи для новых путешествий.
Татьяна Гонтаренко
С использованием материалов ресурса jalita.com (Ялта Путеводитель)
Вывод.
Посещение монастыря осталось в моей памяти, как светлое и хорошее событие, поэтому могу всем с уверенностью рекомендовать, при возможности, посетить Топловский монастырь.
По поводу целебных источников: я считаю, что прогулки по лесным горным тропинкам и окунания в ледяных родниковых источниках вне зависимости от святости места будут положительно сказываться на здоровье человека. Тем более, что чудесных исцелений на источниках монастыря, своими глазами, я не видел.
Не хочу сказать ничего плохого о монастыре, это лишь моё субъективное мнение. Я по натуре скептик, но в то же время я планирую посетить монастырь ещё не раз. Действительно очень хорошее и светлое место.
Желаю всем удачи и крепкого здоровья!!! Надеюсь моя статья окажется полезной для вас. Если есть какие-то дополнения к статье, не стесняйтесь — оставляйте комментарии.