Тарханы
Содержание:
- Барский дом
- Барский дом усадьбы Тарханы
- Усадьбы России
- Музей-заповедник «Тарханы»: история
- История имения
- Барский дом: пожар, амбар, музей
- Мероприятия
- Как создавался?
- Могила Михаила Юрьевича Лермонтова
- История усадьбы Тарханы
- Интересные факты
- Усадьба после смерти Лермонтова
- Из истории музея
- Из истории усадьбы
- Переходило из рук в руки
- Как обустроено поместье
- В мезонине. Портсигар и мамин платок
- «Тарханы» (усадьба Лермонтова): где находится музей?
Барский дом
…Барский дом похож на все барские дома: деревянный, с мезонином, выкрашенный желтой краской». …
Летний вход в барский дом обычно открывали весной и закрывали осенью. Перед ним и сейчас разбит розарий, как это было при бабушке Лермонтова. В первой парадной комнате висит ее портрет – можно считать, что знакомство посетителей с Елизаветой Алексеевной состоялось. Значит, уже во всех комнатах посетитель будет невольно ловить ее ускользающий образ.
…Вот Елизавета Алексеевна стоит у летнего входа, ждет, когда Миша прибежит к обеду. В парке на могучем вязе специально для него сделаны качели, возможно, он там. Или играет со своим потешным войском, состоящим из крестьянских ребятишек, в войну. Рядом с домом на холме по приказу Елизаветы Алексеевны для них вырыли траншеи, сшили для «солдат» зеленый мундиры, а для «предводителя» войска, Миши Лермонтова, – красный.
Траншеи сохранились до сих пор, сейчас там, как и 200 лет назад, устраивают игры для детей. Миша подбегает к дому, бабушка берет его за плечо: «Мишель!» Время обеда, она велит внуку привести внешний вид в порядок и проходить в столовую. Там уже сервирован небольшой круглый стол. Успеть надо к первой подаче. Обычно смена блюд происходит четыре раза: подают закуски, супы, соусы и десерты…
В некоторых комнатах барского дома висят работы, написанные Мишей-художником. Рисовать он начал с самого раннего возраста. А в 14 лет написал первую серьезную работу. В образной висит изображение Андрея Первозванного. Во время реставрации полотна под рамой мастер обнаружил надпись «Картина М.Ю. Лермонтова, 1828 год». Ее он списал с одноименной работы художника Лосенко. Картина выполнена в темных тонах, напоминает икону и вызывает чувство какой-то острой боли.
В классной комнате, где Михаил Лермонтов получил домашнее образование, хранится набор красок, какой, вероятно, был у юного художника. Там же в ящике комода лежит образцы крашеного воска, подобные экземпляры Миша использовал вместо пластилина, а в книжном шкафу стоит дорогая его сердцу книга – отдельное издание третьей главы «Евгения Онегина» в тонком переплете. Рядом с Пушкиным стоят математическая энциклопедия и учебник «Зрелище Вселенной». А справа от входа в классную комнату висит оригинальная картина. Полотно разделено на 32 квадрата, и в каждом картинка с сюжетом. Это учебное пособие. Оно примечательно тем, что не писано. Когда присмотришься – поймешь, что картину вышивали, а экскурсовод еще и подскажет, что вышивали ее мельчайшим венецианским бисером.
Барский дом усадьбы Тарханы
Прогулявшись среди березовой аллеи вдоль первого пруда, мы попадаем к барскому дому, построенному в 1818 году после смерти матери Михаила Юрьевича. Во время крестьянских волнений этот дом горел, в силу чего сегодня мы видим лишь восстановленное по имеющимся чертежам строение. Тем не менее, представление о том, каким был быт помещиков в годы юности Михаила Юрьевича, складывается замечательно.
Лично в моем воображении, глядя на здание барского дома, тут же возникают картинки, как маленький Лермонтов выбегает на веранду, а следом за ним, строгая и важная, выходит его бабушка в темном, строгом платье в пол и с забранными в пучок волосами, говорит ему что-то, повелительно и строго.
Барский дом
Барский дом
На территории музея-заповедника время от времени проводят настоящие балы времени Лермонтова, костюмированные и, судя по отзывам, очень красивые. К сожалению, побывать на таком мероприятии мне пока еще ни разу не удалось, однако я надеюсь, что еще восполню этот пробел в будущем.
Усадьбы России
Все строившиеся на территории России усадьбы отличались одна от другой. Неподалеку от Москвы и Петербурга располагались поместья увеселительные. Это высокохудожественные сооружения, имеющие сложную планировку, богатую отделку и единство стилевого замысла. В глубине страны располагались «экономические» поместья. Их архитектура и оформление были гораздо проще. Как правило, такие усадьбы сочетали в себе несколько различных функций: они служили увеселительной резиденцией, местом, где можно уединиться, хозяйственным предприятием. Летом в них устраивали балы, здесь веселилась молодежь, отдыхали старики.
Таким, довольно типичным, средним поместьем были и «Тарханы». Усадьба Лермонтова, которую обустраивала бабушка поэта, имела большой барский дом, стоявший на крутом берегу. В нем насчитывалось более 30 комнат с террасами и колоннами.
Выстроенная по всем правилам архитектуры и паркового искусства — с садами, парками с обязательной беседкой, с акацией и сиренью, розарием и липовыми аллеями — «Тарханы» полностью соответствовала понятию «русская усадьба».
Музей-заповедник «Тарханы»: история
Наследники Е. Арсеньевой предпочитали жить вдали от имения, поэтому его дальнейшая судьба зависела от часто меняющихся управляющих, не всегда ответственно подходивших к своим обязанностям. Одно время в господском доме поддерживался порядок, но постепенно все стало приходить в упадок. Однажды здесь даже случился пожар.
Почитатели Лермонтова продолжали приезжать к могиле поэта. Не забыла о талантливом родственнике и троюродная сестра Михаила Юрьевича, распорядившаяся накануне его 100-летней годовщины облагородить перешедшую ей по наследству усадьбу, построить в память о поэте крестьянскую школу и завести в часовне памятную книгу. Это было в 1914 г., а в 1918-м имение перешло в ведение местного сельсовета. На территории разместили коневодческое товарищество, в господском доме — контору, затем школу, зернохранилище и даже курятник. Большинство построек в тот период было снесено.
И все же нашлись люди, забившие тревогу по поводу сохранности лермонтовских святынь, находящихся в ужасающем состоянии. Они не уставали отсылать тревожные весточки в разные инстанции. В итоге, в 1934 г. усадьба официально была объявлена заповедником. Работы по ее восстановлению начались через два года.
Гостиная, Евгения Чех
Первый руководитель музея — А. И. Храмов — проделал огромную работу по его созданию. Он обращался за помощью к Н. Крупской, принимал активное участие в поиске и сборе экспонатов, относящихся к лермонтовской эпохе. На помощь пришли сотрудники Гослитмузея. Благодаря слаженным действиям, коллекция, состоявшая из гравюр, иллюстраций к произведениям Лермонтова, мебели, старинных книг, изделий из бронзы и копий фамильных портретов, выросла до 1,5 тыс. единиц хранения. Многие предметы оказались поистине уникальными.
Хронология дальнейших событий:
- 1938 г. — закончены реставрационные работы;
- 1 мая 1939 г. — открыт доступ к фамильному склепу, где захоронен Лермонтов;
- 30 июля 1939 г. — в присутствии 2000 человек открыт дом-музей Лермонтова;
- 1944 г. — объект переформатирован в музей-усадьбу, место директора занял В. Корнилов, тут же поднявший вопрос о статусе государственного заповедника;
- 1948 г. — отведено 9,6 га земли для создания заповедника;
- 1960 г. — музей объявлен культурно-историческим памятником республиканского значения;
- 1969 г. — получен статус государственного музея-заповедника;
- 1970–80 гг. — проведена капитальная реставрация и создан экспозиционный комплекс;
- 1990—2000 гг. — реализована комплексная мемориализация усадебного ансамбля;
- 1997 г. — включен в перечень особо ценных объектов культуры федерального значения.
Часовня-усыпальница, Сергей Волков
История имения
Имение в селе Тарханы (с. Лермонтово) купил Михаил Васильевич Арсеньев. Но управляла всеми хозяйственными делами его жена, Елизавета Алексеевна, из знаменитого рода Столыпиных. При ней был построен барский дом в 1818 году, две церкви, часовня склепа. Она пережила самоубийство мужа, смерть единственной дочери Марии. Всю любовь свою вложила во внука. Уехала с ним в Москву, чтобы Михаил получил достойное образование. Позднее без устали хлопотала перед влиятельными людьми, стараясь смягчить Лермонтову наказание. Бабушка была самым близким поэту человеком. Она пережила любимого внука на четыре года. После смерти владелицы в имении долгое время никто не жил. Сменялись управляющие.
В 1908 году барский дом сгорел в пожаре, а после революции в имении располагалось коневодческое товарищество. Усадьба окончательно пришла в упадок. Реставрационные работы начались в 1936 году, через 3 года был открыт доступ к праху поэта и в дом-музей.
Барский дом: пожар, амбар, музей
Михаил Лермонтов – священное имя для этих мест. Память о поэте здесь хранят не просто трепетно, а даже ревностно, мягко поправляя в разговоре малейшие неточности в высказываниях посетителя о судьбе поэта.
Ее рассказ о судьбе великого поэта и необыкновенного человека завораживает.
В 1794 году Елизавета и Михаил Арсеньевы, дед и бабушка Михаила Лермонтова, купили у Нарышкиных усадьбу в Чамбарском уезде. Переехали и, сделав плотину на местной речке, обустроили на территории каскад прудов. Построили добротный барский дом в 30 комнат. У каждого из супругов была большая семья. О такой мечтала и Елизавета Алексеевна. Каждый день она молилась о семейном счастье перед иконой Спаса Нерукотворного, иконой, которой ее благословляли на замужество. Но мечтам о большой семье не суждено было сбыться. И родные покидали Елизавету Алексеевну один за другим – умер муж, умерла дочь.
Бабушка и внук Миша Лермонтов остались вдвоем. Тогда она продала старый барский дом на слом и распорядилась на его месте поставить церковь в честь покровительницы умершей дочери Марии Египетской, а рядом построить новый дом – небольшой, всего в 10 комнат, с мезонином.
…У каретной остановилась повозка. Когда господа вышли из нее, конюх увел лошадей отдыхать. Взрослая барышня мягко провела рукой по волосам, придерживая прядь, обернулась на мальчика, улыбнулась ему и через сосновую аллею направилась к парадному входу в усадьбу.
Этих гостей Елизавета Алексеевна и Миша ждали: приехали любимая тетушка Лермонтова Мария Акимовна Шан-Гирей и сын ее Аким. Это значит, сегодня в чайной, обставленной в итальянском стиле и украшенной гравюрами с работ Рафаэля и Рембранта, пойдет долгий разговор о литературе, живописи, а потом в зале под рояль будут танцы или карты…
Мероприятия
В музее-заповеднике ежегодно проходят разнообразные мероприятия. К числу наиболее значимых относят:
Праздник поэзии, которые проходит в первые выходные июля. Гости праздника принимают участие в возложении цветов к могиле поэта, могут посмотреть выступления художественных коллективов, театрализованные представления, литературно-поэтические чтения.
День памяти. Проводится дважды в год: в день рождения (15 октября) и в день гибели поэта (27 июля). В эти дни организуется панихида и возложение цветов к памятнику. Далее проходят музыкально-литературные мероприятия.
Традиционные праздничные гуляния. В дни православных праздников (Медовый и Яблочный Спас, Пасха, Масленица, Троица) в музее-заповеднике проходят традиционные гуляния с угощениями и развлечениями.
Как создавался?
В семейном родовом гнезде после гибели поэта и смерти его бабушки больше никто из членов семьи не проживал. Его унаследовал младший брат бабушки, но проживал он в другом месте, а имением управляли нанятые управляющие.
К сожалению, далеко не все из управляющих относились к своим обязанностям добросовестно. И имение то приходило в упадок, то реставрировалось и восстанавливалось.
Первым биографом М. Ю. Лермонтова стал страстный почитатель его таланта П. А. Висковатов. Этот человек собирал материалы о детских годах поэта, поэтому неоднократно приезжал в имение. Его интересовали рассказы старожилов, а также, сохранившиеся документы. Тогдашний управляющий П.Н. Журавлев оказал немалую помощь в сборе необходимых фактов и материалов.
После революции имение оставалось бесхозным, так как последний управляющий справедливо опасаясь за свою жизнь, был вынужден уехать.
Несмотря на то, что правительство большевиков еще в 1918 году издало указ о том, что памятники старины являются народным достоянием и нуждаются в охране, усадьба Тарханы долго оставалась в плачевном состоянии.
Началась история создания музея только в 1936 году, именно в это время начали активный сбор экспонатов и реставрационные работы. Поскольку усадьба находилась в ужасном состоянии, восстанавливали ее на протяжении трех лет. В это же время проводился активный сбор экспонатов, которые послужили основой первой экспозиции. Открытие музея состоялось летом 1939.
Сначала музеем был только бывший барский дом, но затем к нему присоединили заповедную зону вокруг.
Могила Михаила Юрьевича Лермонтова
Усадьба «Тарханы» (ныне Лермонтово) – это место упокоения души и тела великого поэта. Первоначально его прах был похоронен в Пятигорске, но через год после захоронения его перевезли в Лермонтово. Там, рядом с могилой матери, в часовне, сын нашел свое вечное пристанище. Над могилой гения воздвигнут памятник, выполненный из мрамора черного цвета. На нем золотыми буквами сделана надпись «Михайло Юрьевич Лермонтов. 1814-1841». Вблизи от часовни разросся огромных размеров дуб. После похорон поэта его бабушка приказала вырыть в лесу несколько деревьев и посадить их напротив здания часовни, но из всего количество выкопанных дубов прижился только один.
История усадьбы Тарханы
История усадьбы Тарханы восходит к далекому 1701 году и эпохе Петра I. До этого времени Пензенская область и земли соседних областей никому не принадлежали и представляли собой дикие и никем не обжитые районы.
Основателем и первым владельцем села с именем Тарханы стал Яков Долгоруков. Будущие же бабушка и дедушка М.Ю. Лермонтова стали владельцами имения только с 1794 года. Официально оформлено оно было на Елизавету Алексеевну Арсеньеву, бабушку поэта. Она и стала его полноправной хозяйкой и распорядительницей. За пятьдесят лет ее управления имение достигло процветания и начало приносить стабильный и приличный доход.
Все детство М. Ю. Лермонтова прошло здесь. Родился он в Москве в ночь с 14 на 15 октября 1814 года в семье отставного офицера Юрия Петровича и представительницы знатного рода, Марии Михайловны. Однако очень скоро был перевезен в Тарханы, где и прошло его детство. Мать его умерла, когда мальчику было всего два года, после чего встал вопрос о том, кто же будет в дальнейшем воспитывать маленького Михаила. У того оставался отец, однако строгая и властная Елизавета Алексеевна, находившаяся в плохих отношениях с зятем, решила все сама. Она составила завещание, в соответствии с которым после ее смерти имение Тарханы должно было перейти к Михаилу Юрьевичу, однако с тем условием, что он будет находиться на воспитании у бабушки. В противном случае помещица передавала все имущество в род Столыпиных.
В Тарханах Михаил Юрьевич прожил вплоть до 1827 года, когда вновь переехал в Москву, где и стал полупансионером четвертого класса Московского университетского Благородного пансиона.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонтов
Владеть имением великому писателю, как мы знаем, не пришлось. После его смерти бабушка вновь переписала завещание на любимую племянницу М. А. Шан-Гирей. Но и она умерла раньше Арсеньевой. И завещание переписывается в пятый раз на младшего брата А. А.Столыпина, который владел Тарханами по 1866 год. Последней владелицей Тархан была Мария Владимировна Каткова, внучка А. А. Столыпина.
После Елизаветы Алексеевны никто из владельцев усадьбы в ней не жил. В 1939 году в селе Лермонтово был открыт музей великого писателя, однако музеем-заповедником территория стала лишь в 1969 году. К этому времени она уже не имела практически ничего общего с тем богатым и большим имением, что видел Лермонтов в своем детстве.
Однако благодаря огромной проделанной работе сегодня музей-заповедник Тарханы восстановлен и демонстрирует собой, пусть еще не полную, однако довольно точную картину своей прошлой роскоши.
Тарханы. Схема
Тарханы. Схема
Интересные факты
Село Тарханы Пензенской области вдохновили Михаила Юрьевича на создание таких непревзойденных шедевров, как «Черкесы» и «Тамбовская казначейша». В этом же месте свет увидели стихотворение «Умирающий гладиатор» и драма «Два брата». «Бородино», небезызвестное стихотворение, было сочинено на основе воспоминаний о Тарханах.
В начале июля каждого года музей «Тарханы» Пензенской области собирает любителей творчества поэта со всего государства на Всероссийском Лермонтовском празднике. В рамках этого мероприятия организаторы награждают участников литературной премией Лермонтова и проводят музыкальный концерт, на котором исполняются романсы. В день памяти поэта, 27 июля, возлагаются цветы на его могилу.
В этом году усадьба «Тарханы», музей Лермонтова в частности, отпраздновал 75 лет со дня основания. В честь этого события заповедник впервые для гостей открыл свое фондохранилище. Здесь собраны вещи, принадлежащие роду Лермонтова, которые не вошли в состав основной экспозиции.
Также к этой дате были отреставрированы крестьянские домики, которые находятся на территории музея. Открылась новая экспозиция под названием «Этапы короткого пути». Она представляет иллюстрации к лермонтовским произведениям, выполненные такими известными художниками как К. Коровин, М. Врубель и И. Репин.
Усадьба после смерти Лермонтова
После трагической кончины поэта и смерти Арсеньевой по ее завещанию к А. А. Столыпину перешло поместье «Тарханы». Усадьба Лермонтова фактически перешла в управление И. А. Соколова, так как Афанасий Алексеевич постоянно проживал в Саратовской губернии.
В 1867 году управляющего Горчакова на его посту сменил П. Н. Журавлев – образованный человек, хорошо понимающий значение усадьбы. Он полностью реставрировал барский дом. Кроме того, он оказывал неоценимую помощь в собрании материалов о бабушке поэта, его юношеских и отроческих годах в «Тарханах». Этот человек управлял имением 35 лет, скончался в 1902 году и был похоронен у церкви Михаила Архистратига.
Идея создания музея в «Тарханах» впервые была озвучена в 1905 году в «Пензенских ведомостях». Неизвестный автор призывал к увековечиванию памяти поэта.
Исследователи творчества Михаила Юрьевича и энтузиасты начали собирать экспонаты для лермонтовского музея. Создателями первой экспозиции стали: М. Д. Беляев — хранитель фондов Гослитмузея, консультанты Н. П. Пахомов и Т. А. Иванова, художник-оформитель Е. К. Рылова.
Из истории музея
В канун столетнего юбилея поэта (1914 г.) в селе была построена школа.
В 1918 году нарком просвещения А. П. Луначарский вызвал к себе председателя Чембарского комитета РКП(б) Барышева и приказал навести порядок и взять под свою охрану «Тарханы» (Саратовская область). Усадьба Лермонтова стала с этого момента достоянием Страны Советов. Несмотря на это, владельцем поместья оставался сельсовет.
Позднее (1925 г.) усадьба вместе со всем имуществом была передана в аренду товариществу «Лермонтовский рысак». За короткий промежуток времени были уничтожены практически все хозпостройки. В доме Арсеньевой разместили контору. До 1930 года здесь функционировала школа колхозной молодежи, на первом этаже стали хранить зерно, а в мезонине содержали птицу.
В 1934 году Президиум Средневолжского крайисполкома встал на защиту села «Тарханы». Усадьба Лермонтова была признана заповедником. Но реставрационные и восстановительные работы начались лишь в 1936 году, когда имение было почти разрушено.
Из истории усадьбы
Основателем и первым владельцем села Тарханы стал поручик Преображенского полка Я. П. Долгоруков (1701). Следующими владельцами имения стали супруги Арсеньевы – дед и бабушка всемирно известного поэта. Свое название село получило благодаря деятельности местных крестьян. «Тархан» — это скупщик, ездящий по деревням в поисках льна, холста, пеньки и т. д.
На протяжении долгих лет село носило официальное наименование – Яковлевское, в обиходе же его частенько называли Тарханы.
В феврале 1975 года Арсеньева обратилась с прошением о признании ее прав на владение поместьем. Она владела усадьбой более пятидесяти лет и была предприимчивой и умелой хозяйкой. Во времена ее правления поместье стало давать солидный доход. За всю многолетнюю историю этого села бабушка Лермонтова была единственной помещицей, жившей здесь постоянно и выезжавшей лишь на время, оставляя вместо себя управляющего Ф. Соколова или приказчика С. Матвеева.
Переходило из рук в руки
После смерти Лермонтова, а затем и Елизаветы Алексеевны имение по наследству перешло к ее младшему брату Афанасию Столыпину. Семья жила в соседней Саратовской губернии, и в Тарханы наведывалась редко. Так усадьба перешла в разряд «заглазных имений». Чтобы дом не пустовал, Столыпины в нескольких комнатах поселили управляющего с семьей, а остальные помещения закрыли. Последний управляющий с крестьянами поступал нехорошо, зверствовал. Поэтому во время волнений 1908 года люди не пожалели усадьбу. Не пожалели даже в память о Михаиле Лермонтова, которого почти боготворили в этих край. Обиженный управляющим народ устроил пожар. Горел мезонин. Первый этаж успели раскатать на бревна. Кое-что от здания осталось, поэтому восстановили его быстро, всего за год. На восстановление пошло часть бревен, сохранившихся от старого дома.
В первые годы Советской власти в барском доме была то школа рабочей молодежи, то птичник, то амбар для хранения зерна. Почти за два года до Великой Отечественной войны здесь открыли музей.
Барский дом, переживший все потрясения XX века накануне миллениума, в 1999 году полностью отреставрировали. В Тарханах дом называют мемориальным, так при реставрации сохранили фундамент и нижний этаж. И окружают его восстановленные здания: людская изба, где жила дворня без земельных наделов, дом ключницы и конторщика, – привилегированных дворовых бабушки Елизаветы Алексеевны.
Все здания восстановлены с такой преданностью к этим местам, что ощущаются, как подлинные, мемориальные строения. А вот церковь свои 200 лет простояла смирно. Хотя в ней тоже были амбар и клуб. В 2007 году престол снова освятили. И два раза в месяц, через четверг, здесь проходят службы. После смерти бабушки Лермонтова службы проводились два раза в год: на Пасху и 14 апреля, в день памяти Марии Египетской.
Как обустроено поместье
На месте первого огромного барского дома владелица имения построила небольшую церквушку в память о безвременно скончавшейся дочери Марии, а новое здание, гораздо более скромных размеров, было возведено почти рядом с церковью.
С западной стороны от него находилась парадная часть усадьбы с парком и розарием, с восточной – хозяйственный двор. Здесь же находился небольшой флигель, в котором жили ключник и конторщик. На одной линии с домом ключника располагалась хозяйская кухня. К юго-востоку от барского дома находились все необходимые помещения: людская изба, сарай для фуража, конюшня. У пруда располагались амбары и овин.
В мезонине. Портсигар и мамин платок
Первая комната мезонина – кабинет Елизаветы Алексеевны. Входишь в нее и сразу встречаешься с Лермонтовым. Он осматривает тебя пристальным взглядом темных глазах. В первую секунду пугаешься – почему он так смотрит? Потом ловишь себя на мысли, что думаешь о мертвом поэте, как о живом. Но перед зрителем не Лермонтов – на стене висит его портрет. Елизавета Алексеевна заказала его неизвестному художнику.
Напротив изображения Михаила Юрьевича – секретер, такой же мог находиться у Елизаветы Алексеевны. За ним она читала письма внука, которые сохранились до сих пор. Здесь же хранится единственный изданный при жизни автора стихотворный сборник
Рядом с кабинетом – спальная… Есть здесь две вещи, приковывающие к себе внимание, – это парадные носовые платки. Если задержать взгляд на небольшом кусочке кружевной ткани, уже через секунду видишь руку с тонким запястьем его вышивающую, легкий взмах этой же руки, роняющей платок на пол
Один из платков принадлежит Елизавете Алексеевне. На нем вышит герб рода Столыпиных. В комоде у дальней стены хранится точно такой же. Только на платке вышито «Мари» и часть герба рода Лермонтовых. Вышивка незакончена.
В этой же комнате находится икона. Елизавета Алексеевна неустанно молилась иконе Спаса Нерукотворного о здоровье дочери. Не помогла икона, мать Лермонтова умерла от чахотки. Молилась о здравии Миши. Не помогла. Когда бабушке принесли извести о гибели внука, с ней случился апоплексический удар. Икону велела снести в сельскую церковь.
На зиму мезонины в барских домах чаще всего закрывали. Из экономических соображений. В Тарханах мезонин бывало отапливался – Елизавета Алексеевна ждала своего Мишу. И 31 декабря 1835 года он приехал и целых полтора месяца прожил в доме.
Кабинет Лермонтова здесь же, в мезонине. На столе – вещи, принадлежавшие поэту. Чернильница в виде головы львицы с телом совы и отколотым правым ухом, рядом лежит печатка с инициалами МL… На столе, как водится, и записная книга. Ее Лермонтову подарил приятель, поэт Одоевский. Внутри надпись: «Сия старая любимая записная книга дается поэту Лермонтову с тем, чтобы он вернул мне ее сам и всю исписанную».
В ней Лермонтов успел написать всего 16, но самых важных стихов: «Пророк», «Выхожу один я на дорогу». Эту книгу Лермонтов возил с собой на Кавказ, а после его гибели с другими вещами поэта ее доставили в Тарханы. Рядом с ней стоит дорожная шкатулка орехового дерева, которая также принадлежала поэту. В списке вещей убитого поэта она значится под номером 11. На письменном столе хранятся копии рукописей, титульный лист драмы «Маскарад», которую вопреки мечтам автора при его жизни на сцене так и не поставили.
Здесь же знаменитый портсигар Лермонтова, с изображением сеттера на крышке. На обратной стороне – надпись. Рядом – трубка и часть рукоятки кавказского кинжала Лермонтова. Перед второй ссылкой на Кавказ в Москве поэт встретил своего сослуживца Реми. Ему Лермонтов и подарил портсигар. После смерти друга Александр сделал внутри гравировку: «Лермонтов убит Мартыновым в Пятигорске 1841-го года июля 15-го. Грустное воспоминание».
«Тарханы» (усадьба Лермонтова): где находится музей?
Надеемся, после прочтения этой статьи вам захочется побывать в этих местах. Музей-усадьба «Тарханы» находится в Пензенской области, Белинском районе, в селе Лермонтово. С мая по сентябрь заповедник работает ежедневно (кроме вторника и последнего четверга месяца), с 9.00 до 18.00 часов. В выходные дни усадьба открыта до 20.00.
С автовокзала Пензы к месту назначения можно проехать транзитными автобусами, которые следуют по трассе Пенза — Тамбов. На машине – по Новорязанскому шоссе до Пензы, затем по трассе Пенза – Тамбов до Лермонтово.
Многих очень интересует жизнь и творчества великого русского поэта. Поэтому туристы ежегодно приезжают в «Тарханы» (усадьба Лермонтова). Как доехать из Саратова? Такой вопрос интересует многих жителей упомянутого города. Для этого можно воспользоваться электричкой № 6472. Дорога займет примерно 1 час 40 минут.
Советуем вам посетить увлекательные экскурсии, которые проходят в музее «Тарханы» (усадьба Лермонтова). Цены на них вполне доступные – для взрослого билет стоит 210 рублей, а для детей — 150 рублей.
В бывшем поместье вам предложат покататься на лошади (50 руб/час), принять участие в фотосессии (1000 руб/час). Кроме того, вы сможете стать участником великолепного бала «Минувших дней очарованье…». Цена билета — 150 рублей.
В весенне-летний период гостям усадьбы предлагают покататься на лодке по Барскому пруду. Стоимость прогулки — 50 руб/чел.
Это не все услуги, которые оказывают в усадьбе «Тарханы». Более подробно со списком мероприятий можно ознакомиться на официальном сайте музея.