Талабские острова

Старец Николай Гурьянов.

1. Старец Николай Гурьянов — один из великих Псковских старцев.

24 августа 2005 года администрация и МЧС Пскова пыталось запретить движение лодок к острову Залита, чтобы люди, приехавшие на день памяти отца Николая Гурьянова, не могли попасть на остров. Но, как говорил сам старец Николай:

«Если мы с Господом,

антихрист не может причинить нам зла»

Николай Гурьянов родился 24 мая 1909 года в селе Чудские Заходы Гдовского уезда Псковской губернии (ныне деревня Заходы в Гдовском районе). Еще мальчиком он прислуживал в алтаре. В 1920-е годы их приход посетил митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин, ныне прославленный как священномученик. Отец Николай так рассказывал об этом событии: «Я мальчишкой совсем еще был. Владыка служил, а я посох ему держал. Потом он меня обнял, поцеловал и говорит: “Какой ты счастливый, что с Господом…”».

Николай Гурьянов окончил Гатчинский педагогический техникум и первый курс педагогического института в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), преподавал в школе математику, физику и биологию. Также он служил псаломщиком Свято-Никольского храма села Ремда Серёдкинского района Ленинградской (ныне Псковской) области. В 1930 году Гурьянов был выслан по решению Ленинградского окрсуда за пределы РСФСР за контрреволюционную деятельность. Весной 1930-го года он прибыл в село Сидоровичи Розважевского района УССР. В 1931 году «дьячок Микола Гурьянов» был арестован за срыв перевыборов сельского совета, распространение слухов о войне и затруденения коллективизации. Также Николай Гурьянов был виновен в том, что он учил молодежь Божественным песням, что «он с ними их пел, вербовал молодежь в церковный хор, а также советовал ходить в церковь». В деле №8 украинского ГПУ сохранились его показания: «Я никогда контрреволюционной работой не занимался и против советской власти никого ничем не агитировал. Больше сказать ничего не имею. Н.Гурьянов».

После отбывания заключения в лагере под Киевом (допр №2 с 31 марта 1931 года) и был три года в ссылке в Сыктывкаре Коми АССР. После освобождения не смог получить прописку в Ленинграде и преподавал в сельских школах Тосненского района Ленинградской области. Реабилитрован отец Николай Гурьянов по «делу №8» был только в 1989 году. Данные о следственном деле №8 обнаружены в архивах КГБ-ФСБ сестрами Ново-Тихвинского женского монастыря в Екатеринбурге.

Во время Великой Отечественной войны не был мобилизован в Красную армию, так как с детства страдал ревматизмом суставов и не был годен к воинской службе. Отец Николай попал на оккупированную территорию. 8 февраля 1942 был рукоположен в сан диакона митрополитом Сергием (Воскресенским), находившимся в юрисдикции Московской Патриархии. В 1942 окончил богословские курсы, служил священником в Свято-Троицком женском монастыре в Риге (до 28 апреля 1942). Затем, до 16 мая 1943 являлся уставщиком в Свято-Духовском монастыре в Вильнюсе, был настоятелем храма святого Николая в селе Гегобрасту Паневежского благочиния (Литва).

В 1952 году по указу Святейшего Патриарха Алексия I награждён золотым наперсным крестом. В 1956 году получил сан протоиерея. В 1958 году отца Николая перевели в Псковскую епархию и по его личной просьбе назначили настоятелем храма святого Николая на острове имени Залита (Залитская волость, Псковский район). Свою первую литургию в Никольском храме острова Талабск отец Николай отслужил в 1958 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1988 году отец Николай Гурьянов был награждён митрою и правом служения с открытыми Царскими вратами до пения «Херувимской», а в 1992 году — до пения «Отче наш».

К отцу Николаю Гурьянову ехали со всей России и чтобы укрепиться в вере, и чтобы попросить совета в трудной житейской ситуации. Он, по воспоминаниям посещавших его, «каждого человека воспринимал как бесценный дар Божий». И учил прежде всего любви. Он говорил, что главное для человека – «хранить веру и стяжать любовь, ибо оскудение любви и веры – признаки приближающегося Второго пришествия», что нужно «радоваться и молиться», радоваться тому, что «Господь так нас любит, только мы не понимаем эту радость»

А еще отец Николай учил смирению: «Важно зримое смирение, зримое и плачевное, зримое от огорчения и меня не обвини»

24 августа 2002 года отец Николай отошел ко Господу. Тогда архимандрит Иоанн (Крестьянкин) утешал скорбящих: «Не плачьте! Теперь отец Николай у престола небесного за нас молится».

2. Фотографии из поездки на Талабск (остров Залита).

Предсказания

Затворник Николай в свое время предрек спасение России от власти коммунистов, крушение атомных лодок «Курск» и «Комсомолец», канонизацию царя. На острове об этом человеке слагали легенды. Старец мог по фотографии найти пропавших без вести людей, лечил больных людей, от которых отказалась традиционная медицина, спасал просящих от напастей, вызволял из плена заложников.

В августе 2002 года отца Николая не стало. Ушел из жизни советчик и утешитель, но православные едут на остров, чтобы поклониться его могиле, зажечь свечу перед иконой Божией Матери, помолиться, обрести духовные силы, укрепить свою веру и любовь.

История

Остров Залит, принадлежащий к группе Талабских островов, до 1919 г. назывался Талабск (Талабским именовалось и само озеро Псковское).

В 1842 г. был сооружен ныне действующий придел в честь чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрии» Смоленской, в память чудесного избавления от эпидемии холеры, охватившей жителей посада. Некоему прихожанину храма свт.Николая явилась во сне Смоленская икона Божией Матери и повелела: «Обнесите Меня с Крестным ходом вокруг всего посада, и тогда холера прекратится». В сонном видении этому человеку было открыто место, где до сей поры хранилась сия святая икона, а именно на чердаке одного из посадских домов. Все было сделано по слову Божией Матери, и эпидемия прекратилась.

В 1854 г. выстроена каменная часовня в честь святителя Николая в память чуда от образа святого, бывшего во время пожара 6 июля 1853 г. Часовенка воздвигнута была для «неугасимого горения елея». На кладбище в 1888 г. возведена вторая часовня, по местному преданию, в честь Анастасии Римляныни.

В 1939 г. храм после сильного разорения был закрыт. Уничтожено все убранство. Куда были вывезены иконы — неизвестно. В 1947 г. храм вновь открыт для богослужений.

Из истории островов

Исследователи уверены, что Талабские острова были заселены в XI веке. Единственным занятием островитян испокон веков являлось рыболовство. Знаменитый псковский снеток (местная рыба) отправляли в Москву, Петербург, Варшаву, Ригу. Ее сушили в специальных печах. На островах их было более сотни. Каждый год продавали более трехсот пудов рыбы. Это позволяло местным жителям (а в те времена на островах проживало более пяти тысяч человек) населявших эти скудные в сельскохозяйственном отношении земли, жить весьма зажиточно.

Существуют подтвержденные данные о том, что Талабские острова (фото вы можете увидеть ниже) дали стране многих корабельных мастеров, при создании русской флотилии Петра I. Расположенные на северо-западных границах государства Российского, Талабские острова (Псковская область) неоднократно подвергались нападениям соседей, покушавшихся на русские земли.

Здесь укрывались со своим имуществом псковские крестьяне во время осады Пскова Стефаном Баторием (польским королем). В этот период Иван Грозный послал стрельцов на острова, чтобы они вошли в захваченный поляками Псков. Талабские острова подвергались неоднократному разрушению. Так, в 1703 году эту территорию попытались завоевать шведы. Захватчики сожгли Петропавловский монастырь, располагавшийся на острове Верхнем. К счастью, монахи при этом не пострадали – они успели уйти по расположенному под церковью подземному ходу, выход из которого был на Досифеевой горке.

Талабские острова: достопримечательности

Самый крупный по площади остров Верхний покрыт густым лесом. Рыбаки здесь почти не жили, но дикие и уединенные места с глубокой древности влекли сюда иноков. Преподобный Досифей Верхнеостровский, ученик преподобного Евфросина Псковского, наставника псковских пустынножителей, в 1470 году создал мужской монастырь, освященный во имя Петра и Павла. По мнению историков, братия монастыря была малочисленной, потому в 1584 году ее причислили к Псково-Печерскому монастырю.

Монастырь пострадал в 1703 году, во время нападения шведов, но в развалинах он простоял недолго: уже через семь лет (в 1710 году) иеромонах Псково-Печерского монастыря восстановил его полностью. В годы правления Екатерины Великой (1764 г.) обитель была упразднена, храм превратили в приходскую церковь. В подземелье, под алтарем, покоятся святые мощи Диосифея — основателя монастыря.

Храм довольно крепкий, выполненный из камня. Тем не менее время не пожалело его: сегодня он нуждается в капитальном ремонте. В наши дни в храме проводятся богослужения. Отец Сергий, священник храма, служит здесь с 2000 года, по благословению знаменитого старца Николая Гурьянова. Приход у него совсем маленький – на острове проживает лишь тридцать восемь семей, но отец Сергий очень надеется, что с Божией помощью ему удастся восстановить обитель и отремонтировать храм.

Безусловно, на это нужны деньги, и немалые, но пожертвования православных поступают постоянно. Не секрет, что восстановление храма меняет атмосферу острова, наполняет его воздух благодатью, которую может ощутить каждый, посетивший эти псковские земли. Многие туристы отмечают, что и сегодня остров Верхний скорее напоминает фантастический инопланетный мир, нежели заповедный уголок. Церковь, построенная из известняковых пород, старая рыбацкая деревня, черно-желтый песок со старыми рыбацкими лодками оставляют ощущение нереальности.

«Без креста нельзя!»

Сам старец Николай Гурьянов говорил: «Меня не станет, приезжайте на могилку. Я вам ещё больше помогать буду». Скоро 9 лет, как батюшка преставился, а люди продолжают ехать на остров.

— С отцом Николаем я встречался в конце 90-х годов. У меня, 17-летнего, были проблемы со здоровьем, — рассказывает паломник Андрей из Пскова. — Батюшка потаскал меня за чуб, и я про болячки забыл. На могилку приехал помолиться о жене и детях.

Паломников батюшка часто шлёпал: по щеке, по лбу. «А меня по носу, — рассказывает Елена. — Сначала не поняла, а потом заметила, что опухоль в носу, от которой я страдала, исчезла. Я приехала на остров в середине 90-х гг. Стояла у домика батюшки вместе с другими паломниками. Старец появился и начал помазывать паломников иерусалимским маслицем, которое ему передавали со Святой Земли духовные чада. Вместо кисточки батюшка использовал обыкновенную канцелярскую скрепку. Я ждала своей очереди и думала: «Какой батюшка старенький. Помрёт ведь скоро». Вдруг он повернулся в мою сторону и сказал: «Да поживу ещё. Поживу». Я опешила. Потом перестала удивляться, что батюшка читает мысли, отвечает на вопросы, которые паломник и произнести не успел. Остров Залит стал для меня самым желанным местом на земле. Я переехала сюда жить из Петербурга».

Ёще одна петербурженка, Людмила, по благословению старца купила на Залите домик. Она вспоминает: «При первой встрече батюшка направился ко мне с вытянутой вперёд рукой и ткнул в грудь: «А где же крестик?!» Я удивилась, как он смог разглядеть, что крестика нет, ведь на мне был свитер и застёгнутая куртка. Крестика не было, потому что в поезде цепочка порвалась. Батюшка достал свой крестик: «Вот видишь, у меня на верёвочке. И ты так сделай. Без креста нельзя!»

На острове есть дом певицы Ольги Кормухиной. Известность пришла к Ольге в конце 80-х гг., а в середине 90-х гг. она практически исчезла с эстрады. «Я задумывалась об уходе в монастырь. За благословением поехала к старцу Николаю», — рассказала она корреспонденту «АиФ». Однако батюшка предрёк певице замужество. Через год на ступеньках одного из московских храмов Ольга познакомилась с музыкантом Алексеем Беловым, лидером группы «Парк Горького». В апреле 1999 г. они обвенчались, а в мае 2000-го Ольга стала мамой: «Когда я просила благословения у старца на монашество, призналась — единственное моё искушение, что не стала матерью. Он ответил: «Не будет у тебя детей». Я понимала, что мне это дано в наказание. И не обижалась. Но страшно расплакалась. И тогда он стал молиться. Я видела, как у него дрожали руки, — какое это было переживание за меня! А потом вдруг повернулся и сказал: «Но Господь сделает всё, как ты хочешь». Отец Николай напутствовал, чтобы крестили ребёнка на второй день после возвращения из роддома. Если мальчик — назвать Анатолием, а девочку — Анатолией. Ольга понесла дочку в церковь и ахнула: в святцах значился день св. Анатолия.

На острове корреспондент «АиФ» встретился с москвичкой, мамой пятерых ребятишек. В конце 90-х гг. она с мужем приехала к батюшке за помощью. Обоим супругам было меньше 30 лет, с точки зрения медицины абсолютно здоровы, а детей Бог не давал. Отец Николай прикрикнул на пару: «Чтобы завтра же был ребёнок!» И ровно через 9 месяцев появился первенец. «А про капитана вы знаете? — спросили меня местные жители. История началась 25 лет назад. К батюшке приезжала верующая женщина из Одессы. Зинаида переживала, что её муж, капитан дальнего плавания, невоцерковлённый человек. Она уговаривала Владимира повидаться с батюшкой. Наконец приехали они на Залит вместе. Капитан, как только увидел батюшку, неожиданно упал на колени и пополз к нему. Потом старец повёл его в храм, где они разговаривали несколько часов. Вскоре батюшка обвенчал супругов. Они приезжают на Залит каждый год, ждём их и в этом».

У батюшкиной калитки можно было встретить людей разных возрастов, профессий и званий: уборщицу, банкира, генерала, семинариста, политика. Местные жители в разговоре с корреспондентом «АиФ» называли фамилии очень влиятельных людей, которые пытались попасть к старцу. Но деньги и власть ничего не значили для батюшки. Он был редким бессребреником. Ходил в выцветшем, заплатанном подряснике. Всё, что ему дарили, сразу же старался передавать другим. Со всеми был одинаково прост в общении, но не все получали его благословение. Некоторым говорил: «Посмотрели на дурака. И идите с Богом!» А бывало, выходил к толпе и как побежит, словно полетит по воздуху. Запыхавшись, паломники догоняли старца у храма, а он: «Вы бы в храм так каждый день бегали, как за мной сейчас!» И часто повторял: «Кому Церковь — не мать, тому Бог — не отец».

История[править | править код]

Талабчане внесли свой вклад в сдерживание натиска войск Стефана Батория на Псков (1581—1582 гг.), участвуя в снабжении продовольствием осаждённых псковичей. Наиболее воинственные талабчане, по легенде (т. н. «гары»), ценой своей жизни не допустили Стефана Батория до Печорского монастыря. Считается, что в знак благодарности за самоотверженность Иван Грозный разрешил островитянам свободно торговать со своих причалов: такое экономическое преимущество сохранялось до конца XVIII века. Тогда численность населения островов составляла порядка 3000 жителей, торговавших снетками и вяленой рыбой.

12 марта 1821 года Талабские острова от императора Александра I получили новый статус безуездного города и наименование Александровский посад. Тогда же в Талабске появилась ратуша, которая функционировала вплоть до 1875 года. На двух островах (Талабск и Верхний) открылись земские школы.

Памятник Ивану Залиту и его товарищам, убитым белыми на Талабских островах, автор Вс. Смирнов

Талабские острова или Александровский посад по переписи 1887 года населяло 2849 жителей, по переписи 1897 года —  3381 жителей.

2 (15) июля 1917 года на первом собрании рыбаков архипелага был избран исполком Талабского Совета рыбацких депутатов, постановивший послать одного представителя в Псковский совет солдатских и рабочих депутатов. После Октября 1917 года председателем Совета рыбацких депутатов был избран школьный учитель Ян Залит, позже избранный председателем исполкома Псковского уездного Совета, действовавшего на свободной от немецкой оккупации территории в 1918 году.

Немцы, захватившие в феврале 1918 года Псков, напали и на Талабские острова, отправив по льду на остров немногочисленный конный отряд, но вскоре вооруженные рыбаки изгнали противника «за 5-10 минут».

О захвате Талабских островов сообщала центральная печать Советской России 26 октября 1918 года: «Талабские острова были заняты белогвардейцами, среди которых много германских офицеров. Приехали они на пароходах „Елизария“ и „Псков“. Захваченный ими в Талабске бывший председатель Псковского уездного Совдепа Залит утоплен в озере. Члены исполкома заключены в тюрьму. Проводится насильственная мобилизация от 18 до 45 лет… Получено воззвание Рижского бюро по набору добровольцев в Северную армию. Определённо указывается в воззвании, что германское правительство помогает белым людьми, оружием, снаряжением и деньгами. Воззвание подписано генералом Никифоровым. В Пскове возобновила деятельность царская охрана, работающая в контакте с немцами».

Большевики в 1918 году силой попытались мобилизавать талабских рыбаков в Красную армию. Сформированный из рыбаков Талабского архипелага т. н. Талабский батальон (затем — полк), заняв сторону белых, вошёл в Северо-Западную армию генерала Юденича. В полку было от 1000 до 1500 бойцов, в том числе 700—800 островитян. Молодой ротмистр Борис Сергеевич Пермикин был назначен командовать полком. Узнав, что Талабский архипелаг захвачен красными, он с семнадцатью белыми солдатами осенней ночью в ноябре 1918 года высадился на острове Талабск и разгромил красный отряд из пятидесяти бойцов, а комиссаров (Ян Залит, Иван Белов, Осип Хорев, Иван Шляпников, Иван Галахов) приказал бросить в озеро. По другой версии красные комиссары были казнены белогвардейским отрядом Булак-Балаховича. Весной 1919 года были найдены их тела: тогда и было решено переименовать два населённых пункта на островах в честь Залита и Белова.

Ян Залит — уроженец с. Лавры Паниковской волости Псковского уезда Псковской губернии (1876 г.р.), латышского происхождения, в Пскове закончил Учительскую семинарию в 1903 году. Член РСДРП(б) с 1906 года, на Талабских островах учительствовал с 1916 года.

В декабре 1919 года под Нарвой талабцы, прикрывая отход Северо-Западной армии Юденича прямо с реки Наровы, оказались между наступавшими красными, на одном берегу, и отступавшими эстонскими войсками, на другом берегу. Когда все уцелевшие бойцы армии Юденича перебрались на эстонский берег, талабцы тоже было решили отступать, но эстонцы, открыли по ним огонь и отогнали их назад, на лёд Наровы, а с другой стороны стреляли красные. Так, под перекрестным огнём, весь полк и погиб. По другой версии, эстонцы, согласившись пропустить талабцев без оружия, разоружили его, но, проходя через границу, и предали их: талабские солдаты были расстреляны с двух сторон — эстонцами и красными. Оставшиеся в живых последние бойцы Талабского полка были репрессированы и расстреляны в 1934—1937 годах.

Вплоть до 90-х годов XX века Талабские острова были центром рыболовства, благодаря колхозу имени Залита. В настоящее время рыболовство на островах в упадке.

Экскурсии

Сегодня многие православные и обычные туристы хотят увидеть Талабские острова. Экскурсия в эти священные места организуется из Москвы и Пскова. Из столицы экскурсия рассчитана на пять дней. Путешественники отправляются в поездку вечерним поездом № 10А Москва — Псков, который отходит в 20.23 с Ленинградского вокзала. В Псков он прибывает в 8.30.

Вначале гостей ждет обзорная экскурсия по Пскову. В программу тура входит посещение усадьбы Тригорское (или Петровское), Михайловское, прогулка по заповеднику, посещение Святогорского монастыря, осмотр других достопримечательностей.

Святой старец

В 1909 году в селе Чудские Заходы, находившемся в Санкт-Петербургской губернии, в купеческой благочестивой появился на свет мальчик — Николай Гурьянов. В двадцатые годы их приход посещал митрополит Гдовский и Петроградский Вениамин (сегодня признанный священномученик). Начало служения отца Николая совпало с первыми годами Великой Отечественной войны.

В начале февраля 1942 года он получил сан диакона, а в середине февраля стал священником. Первую литургию на острове Талабск, в Никольском храме, отец Николай отслужил на праздник Покрова в 1958 году. Известный прозорливец, старец светлого духа, к которому за духовным укреплением и поддержкой ехали люди со всей страны, Николай Гурьянов еще при жизни был причислен к лику святых.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Лист карты O-35-XVII Новоселье. Масштаб: 1 : 200 000. Издание 1980 г.
  2. ↑ Лист карты O-35-XXIII Псков. Масштаб: 1 : 200 000. Издание 1967 г.
  3. ↑ Лист карты O-35-81-A — ФГУП «ГОСГИСЦЕНТР» Масштаб: в 1 см 500 м
  4. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 февраля 2013.
  5. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 мая 2019.
  6. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 апреля 2011.
  7. ↑  .
  8.  .
  9.  .
  10. История переписей населения на Псковской земле —  Псков, Псковстат, 2010 —  170 с. (С. 18)
  11. Александровский посад // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  12. ГАПО. Ф-р 590. Оп.1, д.12, л.33.
  13. ↑  (недоступная ссылка).
  14. Газета «Известия». 1918. 26 октября,  (недоступная ссылка).
  15.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 апреля 2011.

«За любовь!»

Талабчане добывали знаменитую на всю Россию рыбу снеток, которую поставляли в Москву, Ригу, Варшаву и даже к императорскому двору. В 1790 г. на народные деньги здесь построили каменную Никольскую церковь. Затем на острове появилось ещё три часовни. Храм да часовни — единственное, что уцелело, когда во время войны фашисты подожгли остров. Талабск стал пустыней — ни деревца, ни кустика. Всех жителей угнали в рабство. После победы те, кто уцелел, возвращались домой и начинали строиться на пепелище. Когда батюшка прибыл на Залит, дома там уже стояли, а вот деревьев по-прежнему не было. И отец Николай взялся за озеленение острова. Для поливки саженцев носил из озера по 100 вёдер воды в день. Главной помощницей батюшки была его мама. Матушка Екатерина Стефановна рано овдовела, одна растила четверых сыновей. Три брата старца погибли на войне. «А батюшка в эти суровые годы принял священнический сан. До этого Николай Гурьянов прошёл тюрьмы и лагерь, где вместе с другими арестантами прокладывал железную дорогу на Воркуту», — рассказала «АиФ» Людмила Азаркина. Последние семь лет она собирала документальные свидетельства о судьбе батюшки, которые вошли в книгу «Служитель Божий». На имя Людмилы уже после кончины отца Николая пришло архивное свидетельство о том, что батюшка был реабилитирован. «Батюшка попал в тюрьму в 30-х гг., будучи молодым человеком двадцати с небольшим лет. Причина — не скрывал веры, выступал против закрытия храмов, — рассказывает Людмила. — О лагерном периоде он говорил скупо. Духовные чада старца вспоминают такой рассказ батюшки: «Идёшь узкой тропинкой по снегу. Повсюду трупы заключённых. Кто-то ещё жив. Тянут руки: «Хлеба, хлеба. » А хлеба-то нет. Кормили нас похлёбкой с червями». Однажды группе заключённых пришлось день простоять по пояс в реке, которую уже начала стягивать ледяная корка. Все, кроме Николая Гурьянова, погибли.

Батюшка говорил, что в лютый мороз, когда не было ни обуви, ни варежек, его всегда согревала молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Когда пришло время батюшкиного освобождения, его выставили за ворота лагеря. Кругом полярная ночь и бескрайняя тундра. А он измождён до такой степени, что на ногах еле стоял. С Божьей помощью Николай Гурьянов, где пешком, где на поезде, добрался в родные края. Батюшка не роптал. Часто повторял: «Не забывай никогда, даже в самые тёмные дни твоей жизни, благодарить Бога за всё. Он ждёт этого и пошлёт тебе новые блага и дары. Человек с благодарным сердцем никогда и ни в чём не нуждается».

Эти слова, записанные батюшкой, и сейчас можно увидеть в его домике. Вход свободный. Каждый может посмотреть на обстановку, которая окружала старца на острове почти полвека. Когда однажды батюшку спросили, за что он сидел в тюрьме, то услышали: «За любовь, мои драгоценные! За любовь!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector