Спасо-преображенский собор
Содержание:
- Традиции Спасо-Преображенского собора
- Персоналии духовенства, связанные с собором
- Наши дни
- История собора
- Официальный сайт
- Интерьер
- Интерьеры собора
- История строительства Преображенского собора в Санкт-Петербурге
- Другие церкви и храмы Переславля-Залесского
- Внутреннее оформление храма
- Образ Спаса Нерукотворного
- История и современность
- ВОТ БЫ ЗДЕСЬ ПОСЛУЖИТЬ!
Традиции Спасо-Преображенского собора
Приход возрождает традиции милосердия, учитывая современные нужды прихожан, применяя разнообразные методы. В 2014 году создан Благотворительный фонд собора, который занимается духовно-просветительской работой.
- Воскресная школа создана 17 лет назад для религиозного и православного образования детей 5-15 лет и взрослых. Здесь же занимаются хоровым пением, развивая музыкальный слух прихожан.
- Молодежный клуб приобщает молодое поколение к православию. Основа деятельности – доверие друг к другу. Здесь молодые люди получают ту помощь, которую не смогли получить за пределами храма.
- Кружок «Священное писание» посещают прихожане, желающие правильно понимать Ветхий и Новый заветы.
- Социальная служба бескорыстно помогает тем, кто в ней нуждается – бедные и бездомные прихожане. Для них собирают вещи, продукты питания.
- Катехизаторские беседы проводятся с теми, кто вступает в церковную жизнь, принимает таинство венчания или крещения.
- Посвящение в кадеты учащихся из кадетских классов.
- Регулярное посещение собора школьниками и студентами, согласованное с комитетом по образованию.
- Епархиальный конкурс чтецов.
- Паломническая служба храма приглашает и собирает в путешествия к православным святыням Санкт-Петербурга и России, организует международные паломнические поездки.
- Действует программа помощи людям с ограниченными возможностями, а также священнослужителям и их семьям.
Во время престольных праздников вспоминаются важнейшие события в жизни Иисуса Христа и Божией Матери.
Двери собора открыты для всех желающих, церковные службы идут каждый день. Многие приходят сюда специально, чтобы послушать стройное пение церковного хора. Хор – гордость собора. Хористы – профессиональные солисты Капеллы и Малого оперного театра. Хор исполняет традиционно русскую духовную музыку.
Все службы на первой седмице Великого поста, когда читается Покаянный канон Андрея Критского, на Страстной седмице и на 12 Евангелий поет только мужской хор.
Персоналии духовенства, связанные с собором
6(18) августа 1833 г., в день Преображения Господня, в соборе был посвящён в епископы черногорский владыка и поэт Пётр II Петрович Негош.
С 1881 года, состоя на службе в Преображенском полку, старостой собора был гвардии штабс-капитан (впоследствии полковник) Леонид Михайлович Чичагов — впоследствии митрополит Серафим. Будучи уже митрополитом Ленинградским (назначен 23 февраля 1928 года) совершил в соборе свою первую в Ленинграде службу 18 марта (в третью Неделю Великого поста), а также последнюю — 24 октября 1933 года.
В феврале 1931 года по делу о нелегальной отправке регалий Преображенского полка в Копенгаген и передаче их Императрице Марии Феодоровне вместе с другими лицами был расстрелян настоятель собора протоиерей Михаил Тихомиров.
22 апреля 1979 года, за Пасхальной службой, в соборе скончался митрополит Серафим (Никитин), бывший Крутицкий и Коломенский.
С июля 1981 до 1985 года клириком собора был священник Евгений Ждан (c 2002 года — митрополит Нижегородский и Арзамасский).
Настоятели собора
Настоятели собора за всю историю |
|
Даты |
Настоятель |
28 января 1752 — 13 марта 1758 протопоп |
Лука Иванов |
13 марта 1758—1781 протопоп |
Андрей Михайлов |
1781 — … |
протопоп Симеон Матфиев |
1793—1798 |
протоиерей Лукиан Феодотович Протопопов |
18 июня 1799—1806 |
священник Иоанн Рябинин |
1806 — март 1807 в |
протоиерей Александр Александро |
31 марта 1808 — 1 января 1816 |
протоиерей Алексий Алексиевич Торопогрицкий |
29 июня 1816 — 6 сентября 1829 протоиерей |
Антипа Гаврилович Гаврилов |
11 января 1830 — 23 апреля 1867 протоиерей |
Василий Иаковлевич Сицилинский |
12 мая 1867— 15 октября 1882 |
протоиерей Михаил Михайлович Спасский (1800—1884) |
1882 — 29 марта 1901 |
протоиерей Пётр Алексиевич Зиновьевский |
4 апреля 1901 — 17 февраля 1908 |
протоиерей Владимир Феодорович Краснопольский (1841- …) |
19 февраля 1908 — 30 июля 1918 |
протоиерей Сергий Алексеевич Голубев (1860—1918) |
1918 — … |
протоиерей Пётр Васильевич Троицкий (1850- после 1917) |
1921 — июль 1923 |
протоиерей Михаил Владимирович Тихомиров |
июль 1923 — сентябрь 1924 «епископ» Евгений (Белков) |
По чётным числам |
25 сентября 1924 — 25 ноября 1924 |
«архимандрит» Илия (Илия Густавович Тролле) |
1924 — 12 января 1925 |
«священник» Михаил Васильевский |
январь 1925 — апрель 1925 |
«священник» А. Строганов |
1932 — 2 августа 1933 |
протоиерей Ксенофонт Павлович Виноградов (…—1933) |
26 августа 1933—1935 |
протоиерей Иоанн Васильевич Морев |
1935 — 13 марта 1936 |
протоиерей Николай Иоаннович Измайлов (… — около 1942) |
март 1936 — 1 апреля 1937 |
протоиерей Павел Павлович Фруктовский (1878—1954) |
1 апреля 1937 — 14 октября 1937 |
протоиерей Александр Феодорович Архангельский |
октябрь 1937—1940 |
протоиерей Павел Павлович Фруктовский (1878—1954) |
1940 — 19 декабря 1941 |
протопресвитер Алексий Григорьевич Абакумов (1869—1941) |
декабрь 1941 — январь 1944 |
протоиерей Павел Павлович Фруктовский (1878—1954) |
12 января 1944 — 21 ноября 1945 |
протоиерей Павел Петрович Тарасов (1899—1971) |
10 декабря 1945 — 4 марта 1973 |
протоиерей Сергий Владимирович Румянцев (1903—1977) |
21 февраля 1973 — 25 мая 1977 |
протоиерей Иаков Иосифович Ильич (1931—1981) |
25 мая 1977 — 2 марта 1986 |
протоиерей Николай Михайлович Гундяев (род. 1940) |
2 марта 1986 — 1 июля 1987 |
протоиерей Павел Григорьевич Красноцветов (род. 1932) |
23 июня 1987 — 11 августа 2014 |
протоиерей Николай Михайлович Гундяев (род. 1940) |
11 августа 2014 год — настоящее время |
протоиерей Николай Брындин |
Наши дни
Сохранив свой изначальный облик на протяжении без малого двух столетий, храм буквально связывает нынешнее время с загадочным и притягательным прошлым. Однако не это является главной причиной того, что на службы, проходящие в нем каждый день, приходят сотни, а иногда и тысячи православных верующих. Среди них и жители Северной столицы, и паломники из других городов.
Верующие стремятся помолиться перед чудотворными иконами, которые находятся в храме. Среди них Спас Нерукотворный, лик Богородицы «Всех скорбящих радость», а также образ святого великомученика и целителя Пантелеймона.
Посетить церковь можно в любой день и время. Но если есть желание непременно попасть на службу, желательно заранее узнать расписание богослужений в Преображенском соборе. Такая информация публикуется на интернет-ресурсе храма. По будням утром совершаются литургии. В церковные праздники их количество удваивается. Также в храме ежедневно проводятся молебны и вечерние богослужения.
История собора
Храмовое сооружение имеет богатую историю. Старинная постройка на сегодняшний день ушла под землю на 90 см. Толщина стен составляет более метра.
Возведение и основание
Князь Юрий Долгорукий, сын Владимира Мономаха, основал собор в 12 веке. Стены сооружения выложены из хорошо обтесанных блоков белого камня по полубутовой технике. Каменные блоки укладывались почти без связующих материалов и подгонялись друг к другу с большой точностью. Затем щели между булыжниками засыпали обломками камня, щебня и кирпича. Получалась стена, которая заливалась раствором извести. Подобная техника укладки испол ьзовалась, в основном, в Риме.
Ленточный фундамент храма сделан из булыжника и извести. Основание уходит на глубину, примерно, на 1,2 метра и доходит до плотного слоя глины.
Историческая судьба
Смерть Владимира Мономаха приостановила строительство святыни. Андрей Боголюбский, сын Долгорукого, завершил работы по возведению через 5 лет, в 1157 году.
В этом храме был крещен Александр Невский. Собор стал местом захоронения для русских князей. В его стенах обрели свой покой сын Александра Невского – Дмитрий Александрович и внук Александра Невского — Иван Дмитриевич.
Молельню разоряли много раз. Происходило это во времена татаро-монгольских набегов. Много ценностей было украдено. Собор восстанавливали после каждого набега.
В храме проводились собрания Русской православной церкви с 1310 года. Сергий Радонежский здесь был принят в сан священника. Сам Иван Грозный несколько раз приезжал на богомолье.
При советской власти храм работал, но с перебоями, и в конце концов был закрыт. Пока собор пустовал произошло разрушение здания и крыша протекла.
Большевики вывезли:
- святые реликвии;
- церковную утварь;
- дорогие дары, принадлежащие святой земле.
Реставрировали здание в 2000-х годах.
Основные преобразования:
- выполнено восстановление и укрепление стен;
- крест позолочен;
- заменена кровля.
История фресок
Храм пострадал не только от вредного воздействия влаги и времени. Наибольший урон ему нанесли реставраторы.
«Страшный суд» и «Богоматерь на престоле» — это фрески, которые нашел в 1862 году Н.А. Артлебен, знаменитый зодчий (архитектор) и краевед. В 1893-94 гг. проводили реставрацию, и святыни были аккуратно сняты с тонким слоем стен. Их уложили в ящики — реставрацию хотели проводить в Москве, так как не имели возможности провести ее на месте. Деньги на перевозку выделены не были.
На собрании Археологов в 1895 году было принято решение о том, что фрески не заслуживают дальнейшего хранения. Их беспорядочно сложили в холодном подвале. Хорошо сохранился только один небольшой кусок. На него можно полюбоваться в Московском Историческом музее. Фрагмент носит такое название – поясное изображение апостола Симона.
Все фрески, которые когда-то давно являлись украшением святыни, в 19 веке (в процессе реставрационных работ) были счищены. Посчитали, что они не представляют никакой ценности. И теперь в соборе просто пустые стены.
Современное положение
Сейчас храм является памятником старины и принадлежит Никольскому монастырю. Службы в нем проводятся редко, всего 3 раза в год. Собор носит статус музея-заповедника и является главным экспонатом.
В течение года туристы тысячами посещают Переславль Залесский. Многие паломники приезжают сюда для того, чтобы попасть внутрь храма и насладиться духом давно ушедших времен. На сегодняшний день музей принял более 70 000 человек.
Официальный сайт
У храма есть свой сайт https://spaso-preobr-sobor.ru, где всегда можно посмотреть необходимую информацию, ознакомиться с временем проводимых экскурсий и узнать последние новости из жизни святыни северной столицы. Сайт удобен и прост в обращении, любой гость Санкт-Петербурга с легкостью на нем найдет то, что его интересует. Здесь можно ознакомиться с историей и описанием собора, прочитать последние новости, узнать об организациях, действующих под его началом, а также просмотреть расписание богослужений, проводимых в храме. Примечательно, что список богослужений представлен на неделю, а не на месяц, как во многих подобных организациях.
Интерьер
В храме есть три придела: главный, освящённый во имя Преображения Господня, северный (левый) — во имя священномучеников Папы Римского Климента I и архиепископа Александрийского Петра и южный (правый) — во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца.
Главный купол собора расписан под цвет пасмурного неба, в центре которого изображена большая звезда. В подкупольном пространстве находится огромное пятикупольное паникадило на 120 свеч. Четырёхъярусный иконостас головного придела сделан по рисункам Стасова, вида написаны живописцами Г. И. Угрюмовым, А. И. Ивановым, В. К. Шебуевым, А. Е. Егоровым и др. Роспись интерьеров по наброску Шебуева выполнили живописцы Ф. П. Брюлло, Ф. И. Брандуков и С. А. Бессонов, оформление кафедры выполнено резчиком Василием Захаровым
Интерьеры собора
В храме – три придела: главный, северный и южный. Собор Преображения Господня всей гвардии освещен естественным светом, богатое убранство смотрится торжественно.
Внутреннее убранство
Свод купола расписан под цвет голубого неба, в середине – Вифлеемская звезда с исходящими лучами. В парусах купола – иконы четырех евангелистов. Подкупольное пространство украшает пятиярусное паникадило на 120 свечей и малые люстры на 64 свечи, выполненные бронзовых дел мастером Дипнером.
В простенках между окнами – 8 ангелов, каждый держит орудие страстей Христовых: крест, копье, трость, молоток и клещи, гвозди, терновый венец. В центре храма – четырехъярусный иконостас, изготовленный по эскизам Василия Стасова. Иконы написали живописцы Егоров, Григорий Угрюмов, Василий Шебуев, Андрей Иванов.
Алтарь украсили колоннами и пилястрами. С левой стороны у колонн – церковная кафедра, украшенная резными гирляндами. На стороне, обращенной к народу, золоченая надпись: «Услышьте слово Господне!».
С правой стороны у колонн – Царское место, которое украшали символы державной власти: императорская корона со скипетром и мечом в венке из виноградных ветвей и два орла из золоченой бронзы. На стенах – панно, посвященные истории Преображенского полка.
Главный алтарь
Внутри по-домашнему уютно. От средней части храма алтарь отделен пятиярусным иконостасом, который взметнулся триумфальной аркой с золоченой резьбой по белому фону. В резных золоченных царских вратах – четыре овальных иконы: Благовещение Пресвятой Богородицы, Архангела Гавриила, евангелистов Иоанна и Марка, Луки и Матфея.
В центре иконостаса на третьем ярусе – Воскресение Христово, справа и слева – образы апостолов. Венчает иконостас полукруглая икона Господа Саваофа, сидящего на облацех и окруженного четырьмя ангелами.
Над царскими вратами в сиянии – вырезанный из дерева позолоченный круг, на котором написано Имя Божие. Вокруг престола – восемь колонн, расположенных дугой, которые связаны сверху карнизом и куполом, увенчанным крестом.
Алтари северного и южного приделов
В северном приделе – иконы святой праведной Елисаветы, святого благоверного князя Александра Невского, святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого. Над царскими вратами – «Тайная вечеря» в сиянии золоченых резных лучей и «Моление Спасителя о чаше».
В южном приделе храма – образы Рождества Христова и Богоявления. Над царскими вратами – икона «Успение Божией Матери» в бронзовой раме, выше – «Тайная вечеря» и фигуры коленопреклоненных ангелов.
История строительства Преображенского собора в Санкт-Петербурге
В 30-е годы XVIII века на том месте, где сейчас находится храм, располагался полковой двор гренадерской роты Преображенского полка. Дочь Петра Первого Елизавета часто приезжала в полк, поскольку была крестной матерью многих офицерских и солдатских детей и привозила им подарки. В ночь с 24 на 25 ноября 1741 года цесаревна Елизавета прибыла в полк и попросила помочь ей обрести престол, «беззаконно похищенный» у нее правительницей Анной Леопольдовной и ее приспешниками. Солдаты вместе с Елизаветой направились в Зимний дворец. Так заручившись поддержкой солдат, Елизавета Петровна стала императрицей Российской Империи.
Сразу после восшествия на престол Елизавета в знак благодарности и в память об этих событиях решила построить церковь во имя Преображения Господня. В 1743 году храм был заложен и к 1745 году построен по проекту архитекторов Д.А. Трезини и М.Г. Земцова. 5 августа 1754 г. он был тожественно освящен. Впервые храм был построен пятикупольным. Елизавета Петровна возродила традицию строительства пятикупольных церквей, хотя при Петре Первом строились однокупольные храмы, в европейском стиле.
С 12 ноября 1796 года по повелению императора Павла I храм стал именоваться «собором всей гвардии».
К сожалению, 8 августа 1825 года в царствование Александра I храм сгорел, но все святыни из него успели вынести. По распоряжению Александра в 1827 году начались работы по восстановлению храма. 5 августа 1829 года состоялось новое освящение храма. Главный алтарь был освящён в честь праздника Преображения Господня. Из Англии были привезены куранты для одной из башен, которые в 1854 году были установлены. В то время считалось, что в городе было два знаменитых собора — Казанский и Спасо-Преображенский.
Другие церкви и храмы Переславля-Залесского
В Залесском можно увидеть множество церквей и храмов. Если вы решили ехать в этот город, то обязательно посетите и другие храмы.
Покровская церковь
Посещение возможно ежедневно с 8-00 до 12-00. Церковь интересна как внешним, так и внутренним интерьером. Выполнена в стиле барокко
Обязательно обратите внимание на евангелие 1701 года и напрестольный крест, на котором есть надпись 1758 года
Знаменская церковь
Построена в память о княгине Евдокии, жене Дмитрия Донского. Посещать церковь можно по выходным дням с 8-00 до 14-00.
Святыня интересна тем, что была полностью разрушена советской властью. Через какое-то время на этой земле был открыт магазин винных напитков. Позднее молельня была заново отстроена. Стройка длилась около 10 лет и началась в 1999 году.
Церковь Сорока мучеников Севастийских
Открыта для посетителей по субботам и воскресеньям с 7-30 до 23-00. Церковь следует посетить из-за красивых росписей, расположенных в главном и теплом пределах храма. Главный был полностью расписан в 2016 году. Теплый предел расписали в 2013 году.
Никольский монастырь
Был создан в середине 14 века. Принимает посетителей ежедневно с 8-00 до 20-00.
Что интересного хранится в монастыре:
- икона папы Римского с частицей мощей;
- крест Корсунский;
- рака с 84 частицами мощей Киево-Печерских святых.
Внутреннее оформление храма
Стены Спасского собора расписали почти через полвека после его постройки. Художниками были местные и московские зодчие. Сегодня это один из немногих русских православных храмов, оформленных фресковой росписью в прижизненный период Ивана Грозного. В сохранившейся храмолетописи указана точная дата росписи и имеется перечень имен художников. Согласно этого списка первыми известными ярославскими храмовыми художниками являются братья Сидоровы.
Информационный текст храмолетописи
Как уже отмечалось, идеологическое значение Спасского монастыря в середине 16 века было довольно велико, поэтому внутреннему эстетическому оформлению его главного храма придавалось исключительное значение. Возможно, что Иван Грозный так же принимал участие в решении данного вопроса наряду с митрополитом Макарием.
Уровень фресковой росписи был достаточно высок как в художественном так и в духовном отношении. Интересно рассматривать композиционные сцены Преображения, Покрова Богородицы, сюжеты о Сорока мучениках Севастийских и Семи Вселенских соборах, выполненных более трех столетий назад. Здесь присутствует одно из первых живописных изображений Саваофа. Очень живописен и крылатый Иоанн Предтечи.
Изображение Крылатого Иоанна Предтеча
Сам стиль росписи очень близок к византийской. Центральный купол украшен традиционным изображением Вседержителя. Барабанные простенки заполнены изображениями праотцов, паруса – образами евангелистов.
Росписи центрального купола
Подпружные арки заполнены образами апостолов, а в сводах – композиционные сюжеты некоторых православных праздников. Столпы расписаны изображениями русских князей, воинов из Византии и образами преподобных.
Фрагмент росписи храмовых столпов
Преображению Господня посвящена восточная часть свода. Западная стена центральной храмовой территории целиком занята картинами Страшного суда, в то время как стены северной и южной сторон состоят из четырех ярусов, нижний из которых является орнаментальным.
Стеновая роспись Спасо-Преображенского храма
Очень необычен фон евангелистских сюжетов, который представлен чаще всего в виде западноевропейских архитектурных кулис.
Сюжетная композиция фресковой росписи
Специалисты четко делят все росписи Спасского храма по манере их написания на две части. К первой части относятся центральная глава, своды и алтарная часть, которые выполнены, скорее всего, царскими мастеровыми. Эту живопись, написанную в сдержанном колорите, отличает высокое мастерство, очень крупный масштаб изображений, точность рисунка, выраженная рельефность ликов.
Крупномасштабный образ Саваофа
При создании образов часто употребляются изображения в профиль с крупными круглыми глазами, крючковатыми носами и тяжелыми подбородками. Фоны преобладают в темно-синем варианте, а основной колорит составлен из коричневых, желтых, зеленых, синих и белых красок.
Масштаб стеновых и столпных изображений центрального храма значительно мельче и отличается другой художественной направленностью и мягкой пластикой рисунка. Эти композиции в большинстве своем многолюдные и разноракурсные, имеют удлиненные пропорции тел и правильные иконописные лики – и все это выполнено в более светлых тонах.
Мелкомасштабная роспись
В обеих композиционных группах, объединенных одинаковыми левкасами, фонами, характерными разгранками и надписями, выделяются довольно индивидуальные почерки отдельных мастеров.
Надо отметить, что уникальная роспись Спасского собора оказала сильное воздействие на роспись остальных храмов Ярославля, таких как Церковь Николы Надеина и Николы Мокрого, Ильинского храма и т.д.
К сожалению, в результате многочисленных перестроек храма в 18-19 веках часть фресковых росписей была безнадежно утрачена, часть была покрыта сверху масляными красками. Интересно, что среди настенных изображений имелся очень редкий образ Христофора с песьей головой. После запрета Синодом подобных изображений в 18 веке этот образ был переписан. Восстановление фресок 16 века шло очень длительное время — практически в течение всего 20 столетия.
Одна из уникальных фресок Спасского собора
Сегодня посетить этот недействующий храм, являющийся музеем Ярославского исторического заповедника можно только в летнее время – с мая по октябрь по расписанию работы самого заповедника, которое можно уточнить на его официальном сайте. Традиционно часы работы собора продолжаются с 10.00 до 18.00 ежедневно, кроме среды. Но в дождливую погоду храм тоже может быть закрыт.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
Образ Спаса Нерукотворного
Образ Спаса Нерукотворного находится на аналое у правого клироса. Он тесно связан с жизнью Императора Петра Великого и был его любимым образом.
Написанный, предположительно, в 1676 году для Царя Алексея Михайловича известным московским иконописцем Симоном Федоровичем Ушаковым, к Царю Петру образ перешел от матери, Наталии Кирилловны, и всегда сопутствовал ему в походах.
Это тот самый образ, пред которым Царь преклонял колена при основании Петербурга, испрашивая благословение Божие на новую столицу.
Происходило это так. После водосвятного молебна на Заячьем острове 16(27) мая 1703 года, в день Пресвятой Троицы, Государь самолично взял заступ и начал копать ров. Неожиданно — добрый знак — в небе появился орел, диковинная для севера птица.
В выкопанный ров опустили золотой ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного, некогда посетившего эти места. Взяв три куска дерна, Петр положил их на крышку ковчега со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь. Основан царствующий град Санкт-Питербурх».
Загрохотали пушки.
Был чудотворный образ Спаса с Петром и во время исторической Полтавской битвы, когда Император чудом остался жив. Три пули достались на долю Царя: одна пробила ему шляпу, другая попала в седло, а третья… несла ему смерть: ударила прямо в грудь; но Бог хранил своего помазанника: пулю удержал крест, бывший на груди Петра.
Позже Нерукотворенный Спас был помещен в домике Петра Великого на Петроградской стороне, в столовой, обращенной в часовню Спасителя.
Нескончаемые паломники текли сюда рекой, с верою в чудотворность царского образа. Петербуржцы так и говорили: идти ко Спасителю.
Благодарный народ, православные всех званий, возрастов и состояний, приносил к любимому образу бесчисленные пожертвования — иконы, оклады, кресты.
Она же именньгм указом 1 июля 1842 года повелела: «В день празднества Нерукотворенного Образа, 16 августа, казенных никаких работ не производить».
Этот образ ежегодно, в день Преполовения Господня, обносили крестным ходом вокруг Петропавловской крепости.
В прошлом веке почитатель святыни оставил глубоко проникновенное ее описание: «Этот древний образ имеет чудный вид. С первого взгляда лик Спасителя кажется строгим, но когда всмотришься в него, в глазах видны необыкновенное смирение и кротость, глубина страданий и божественное величие.
Вид Спасителя вообще печальный и страждущий, но вместе с тем в лице Его сияет глубочайшее спокойствие… Щеки впалые, от сильной худобы заметны даже глазные впадины. На челе видны кровавые капли, еще как бы не запекшиеся: они как будто только что скатились из-под тернового венца.
Над бровями выступают страдальческие складки, так что как будто Страждущий не выдержал ужаснейшей боли; содрогнулся от нее, но все-таки удержал спокойствие духа до конца.
Вообще весь лик Спасителя покрыт неизъяснимым совершенством, так что взирая на Него, благоговеешь пред Спасителем, глубже чувствуешь свое ничтожество, яснее сознаешь свою греховность, и, умиляясь всею душой, невольно преклоняешь колена перед сим чудным образом Спаса.»
В своем письме Авгарь с глубокой верой просил Спасителя прийти в Едессу и даровать исцеление ему, ее правителю, в награду же обещал разделить с Ним царство. Правитель поручил Анании втайне от Иисуса написать Его Лик.
Живописец передал Христу письмо своего господина, однако написать образ Господа так и не сумел — ему не удавалось достичь сходства, несмотря на все старания. В утешение всевидящий Господь, зная о желании Авгаря, омыл Лицо Свое водой и утер Его чистым полотном (убрусом).
Когда же Он отнял убрус от Лица, то на полотне запечатлелся Его Божественный образ. Получив святыню, Авгарь поклонился ей и получил облегчение в болезни. После Вознесения Спасителя промыслом Божиим в Едессу пришел апостол Фаддей. Он крестил князя, и дом его, и весь город.
Выйдя из святой купели, Авгарь окончательно исцелился.
Спас Нерукотворный прикровенно напоминает каждой кающейся душе об одном из главных событий в Священной истории. Человек, созданный по образу и подобию Божию, после грехопадения осквернил в себе образ Божий.
Но милостив Творец! В спасительных таинствах Матери-Церкви очищается душа грешника, соединяясь с Господом. «Истинный образ Божий всегда нерукотворен, — размышляет духовный писатель XIX века.
— Отсюда следует, что цель всех наших усилий, занятий, наук, должна состоять только в том, чтобы представить Богу наши души как чистый убрус, способный принять Божественное изображение».
После закрытия часовни на Петроградской стороне в январе 1930 года, древний образ перенесли в Свято-Троицкую церковь на Стремянной улице, а когда в 1936 году снесли и ее, — в Спасо-Преображенский собор.
История и современность
В 1825 году в здании Спасо-Преображенского сбора вспыхнул пожар и храм был полностью уничтожен пламенем. К счастью, из него успели вынести все святыни. Император Александр I издал указ о скорейшем восстановлении храма. Менее чем через 2 года храм был полностью восстановлен. Автором нового проекта был архитектор В. П. Стасов.
Освящение вновь возведенного собора произошло 5 августа 1829 года. Главный алтарь здания освятили в честь праздника Преображения Господня. В 1854 году из Британии были привезены в Санкт-Петербург куранты, которые установили на одну из башен храма. Император высоко оценил работу архитектора Стасова. Зодчий был награжден бриллиантовым перстнем и денежной премией в сумме 1325 рублей. Эти деньги были сэкономлены Стасовым при сооружении ограды вокруг храма.
Вновь возведенный собор очень быстро стал одним из наиболее посещаемых в Северной столице. По свидетельству современников, самыми выдающимися храмовыми строениями в Санкт-Петербурге того времени считались два собора — Спасо-Преображенский и Казанский.
Поскольку храм являлся собором всей гвардии, здесь были собраны знамена Османской империи, полученные в виде трофеев во время войны. Для хранения исторических реликвий были сделаны специальные шкафы, в которые поместили военные мундиры Преображенского полка, принадлежавшие императорам Александру I, Николаю I, Александру II. Хранилось здесь и личное оружие императора, которое было при нем в день покушения (1 марта 1881 года). Сейчас в здании можно увидеть мемориальную доску со списком офицеров-преображенцев, погибших на войнах за период с 1702 по 1917 год.
В 1871 году при храме стало действовать благотворительное приходское общество. Под его опекой были открыты детский приют, столовая и богадельня, школа для детей военных и бесплатное жилье. В 1912 году при соборе начало действовать Братство трезвости и целомудрия.
В праздник Преображения Господня, носящий в народе название Яблочного Спаса, возле собора устраивали фруктовую ярмарку.
Даже после Октябрьской революции 1917 года собор продолжал действовать. В 1918 году он утратил статус храма всей гвардии и стал приходским. Все хранившиеся в здании военные реликвии были изъяты и переправлены для хранения в Артиллерийский музей. В дальнейшем все ценности были переданы в коллекцию Эрмитажа, где и хранятся до сих пор. В 20-е годы прошлого века из храма были вывезены некоторые ценные иконы. В течение всего существования Советского Союза храм не прекращал своей деятельности.
Во время Великой Отечественной войны в подвале здания устроено было бомбоубежище. Здесь же оказывалась медицинская помощь больным и раненым. После окончания войны в соборе были проведены реставрационные работы, восстановлены фасады и интерьер здания.
В наши дни собор является действующим, в нем регулярно проводятся богослужения. Соборный хор имеет широкую известность, ведь в нем поют солисты Академической капеллы.
ВОТ БЫ ЗДЕСЬ ПОСЛУЖИТЬ!
Протоиерей Игорь Заваринский был выпускником-семинаристом, когда впервые оказался в соборе. «Вот бы здесь послужить!» — подумалось молодому человеку. И какова же была радость, когда его направили именно сюда! Шел 1990 год, ежедневно крестили чуть не по сто человек. Сегодня отец Игорь, хорошо знающий прихожан, возглавляет социальное служение в приходе.
— Стараемся, чтобы люди помогали друг другу: богатые — бедным, здоровые — больным. По доброму, с любовью, — объясняет протоиерей Игорь Заваринский. — Узнаем, кто не может дойти до храма, кому нужна помощь по дому, уход в болезни, в разных трудных ситуациях. И ищем помощников. Вот сейчас мне прислали смс из другого прихода, что к нам переехала одинокая мама с четырьмя детьми. Ребят мы покрестили, теперь ищем тех, кто поддержит эту семью.
Протоиерей Владимир Жильцов в соборе служит 16 лет. Профессиональный музыкант, он полюбил собор, еще будучи его прихожанином, и именно сюда отец Владимир был направлен на служение после рукоположения в священнический сан. Еще один клирик собора, иерей Андрей Смирнов, тоже вырос в священника здесь — из ученика воскресной школы собора. Теперь её возглавляет.
Воскресную школу посещают около 60 учеников, занятия проходят в трех возрастных группах