Соловецкий монастырь: 10 важнейших мгновений из истории великой обители
Содержание:
- Большой и Малый Заяцкие острова
- Краткая история
- История Соловецкого монастыря
- Что было при русских царях
- Достопримечательности: фото с описанием
- География и климат
- Дети в соловецких лагерях
- Филиппова пустынь
- Соловецкий монастырь при игумене Филиппе
- Поклонные кресты – памятники Соловецкого монастыря
- Расцвет обители при игумене Филиппе, будущем митрополите Московском и всея Руси
- Что посмотреть
Большой и Малый Заяцкие острова
От Соловецкого до Заяцких островов всего два с половиной километра. Добираются до них обычно из бухты Благополучия, от стен монастыря. Катер выходит из гавани и, беря курс на юг, огибает вытянутую цепь небольших возвышенных островков (их всего пять, наибольший из них — Парусный). Каких-нибудь полчаса — и вы уже у Заяцкой пристани, прикрытой от натиска моря кладкой из крупных валунов.
Зайцы, Зайчики, как их называют на Соловках, — пятый и шестой острова Соловецкого архипелага площадью 1,25 и 1,02 кв. км соответственно. Оба острова расположены рядом, отделенные один от другого лишь узким проливом.
Сопка на Большом Заяцком острове
Почва Заяцких островов каменистая. Бессчетное количество валунов самой разнообразной формы и размеров разбросано по островам. Здесь нет озёр, болот, пашен. Предполагают, что когда-то на острове были два-три озера, но потом их затянуло торфяным покровом, и ныне от них сохранились лишь слабо заметные овальные углубления.
В центральной части Большого Заяцкого острова возвышается гора Сопка — остатки мощной ледниковой морены. Это холм, почти лишенный растительного покрова и увенчанный на вершине грудами голых камней.
Через Заяцкие острова пролегал путь поморов, переправляющихся с одного берега Онежской губы на другой. В середине XVI века соловецкие монахи, оценив прекрасные качества Заяцкой гавани, где нет подводных камней, соорудили здесь каменную пристань и построили на берегу деревянную часовню и кельи со службами.
Краткая история
По одному из преданий Зосима имел необычайное видение, объектом которого была церковь неописуемой красоты. Окруженная небесным сиянием, она стояла на востоке.
Усмотрев в видении знак свыше, в 1436 г. Зосима и его товарищ построили храм из дерева с трапезной и приделом – через его возведение они чествовали Преображение Господне. Спустя некоторое время в честь Успения Пресвятой Богородицы преподобные соорудили церковь, и обе постройки стали основными зданиями Соловецкого монастыря.
Соловецкий монастырь с высоты птичьего полёта
Иона – архиепископ Новгородский, выдал обители документ, подтверждающий ее вечное право собственности на Соловецкие острова. В дальнейшем такая грамота выдавалась монастырю и всеми последующими московскими государями. Изображение обители, стоящей посреди Белого моря, присутствовало на всех древних картах Московии XVI века, и ее появление символизировало единение государственности и православной веры в Северной Руси. Историками отмечено, что многих значимых по величине городов на старинных картах не было, а Соловецкий монастырь как форпост России на них присутствовал всегда.
Вид на Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь со стороны Белого моря
Со второй половины XVI столетия в монастыре под руководством игумена Филиппа ведутся строительные работы с применением камня. С 1552 по 1557 гг. при участии лучших зодчих монахи трудятся над возведением храма Успения Божией Матери с Трапезной и Келарскими палатами. На протяжении этих же пяти лет иноками расширяются монастырские пастбища, прокладываются дороги, строятся мельницы. Озера, количество которых превышает 70 наименований, благодаря прокладке каналов соединяются в единую систему. На острове Муксалма появляется ферма. Наконец, закладывается и возводится главный храм Соловецкой обители – Спасо-Преображенский, освящение которого состоялось в 1566 г.
Корожная башня
В конце XVI века монастырь на Соловецких островах получает статус крепости – он защищает северо-западные границы Российской державы. В 1578 г. сам Иван Грозный передает обители-крепости артиллерию, а через 6 лет царь Федор Иванович издает указ о возведении вокруг монастырского участка каменных стен. Работы велись в течение 12 лет, и в результате монастырь оказался окруженным 11-метровыми стенами из 6-тонных гладких валунов. Для прочности между ними укладывался известковый раствор с прокладкой в швах кирпича. Крупнейшие валуны расположены внизу и играют роль цоколя. С постепенным уменьшением вышестоящих камней стена утончается. В верхней части стен, смотрящей внутрь монастырского двора, обустроены крытые деревянные галереи – из них через бойницы велся обстрел наступающего врага.
Святые ворота под Благовещенской церковью
Местом установки артиллерии служили несколько ярусов перекрытий башен. Всего в монастыре 8 башенных конструкций. Прядильная, Сторожевая и Успенская видны со стороны бухты Благополучия. Квасоваренная, Белая, Поваренная, Северная и Южная башни стоят по отношению ко двору со стороны Святого озера. Все конусообразные башни завершаются высокими шатрами с оборудованными в них дозорными площадками. Аналогично возведению стен, башни у основания выкладывались из массивных валунов, а вверху, под самими шатрами – из кирпичей. Разница в толщине нижней и верхней частей стен достигает 4,5 м (внизу эти значения варьируются в пределах 5 – 6 м, а вверху они едины и составляют всего 1,5 м). Несмотря на это, все стены и башни были настолько прочными, что никакая вражеская сила не могла повредить их и проникнуть на монастырские земли.
Корожная башня с частью монастырской стены
Настоящая воинская слава пришла к монастырю во время Крымской войны, когда ему пришлось выдержать единственную, но очень мощную бомбардировку английскими 60-пушечными фрегатами (событие датируется 1854 г.). Канонада продолжалась в течение 9 часов, и за это время военные корабли выпустили из пушек около двух тысяч бомб и ядер. Но уплыть им пришлось без результатов, ведь своими действиями им удалось добиться лишь незначительного повреждения отдельных зданий.
Поваренная башня
История Соловецкого монастыря
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь корнями уходит в 15 век. Именно в 1429 году трое монахов заложили и построили первую келью. Через некоторое время один из них, преподобный Савватий, преставился, а двое других – Герман и Зосима — вернулись на Большой Соловецкий остров.
Незадолго после этого им было видение о великолепной церкви на восточной окраине острова. Был построен деревянный храм, а в шестидесятых годах этого же столетия Зосима был награжден грамотой от Новгородского архиепископа Ионы. Согласно документу, теперь острова, близлежащие земли и будущие обители отдавались во вневременное владение монастырю.
В течение следующих лет мирно преставились преподобные Зосима и Герман. Монахи Соловецкого монастыря перенесли их мощи в специально устроенную обитель, как и останки преподобного Савватия, который преставился в 1435 году в деревне Сорока, неподалеку от побережья.
В конце пятнадцатого века сюда уже начинают стекаться дары от власть имущих и обращаются взоры жизнеописателей. Так, устное сказание преподобного Германа, стало основой для записей Досифея об основании обители. На базе этого документа в 1503 году было положено начало составлению жития Соловецких первоначальников.В 1478 году в дар монастырь получил «трофейный немецкого литья колокол», который является на сегодняшний день одним из древнейших известных военных трофеев России.
А в 1479 году царь Иоанн Васильевич Грозный лично утверждает подлинность грамоты на владение и заверяет ее безвременность своей жалованной.
Что было при русских царях
Подобное сооружение в Белом море стало козырным тузом в руках московских правителей. Во-первых, с помощью сподвижников Соловецкий мужской монастырь приводит в порядок хозяйственную жизнь региона. Освоение Поморья без помощи обители не было бы таким быстрым и качественным.
Исходя из этого, монастырю оказывается всяческая помощь. Его высочайший статус можно увидеть по картам того времени. Не на всех были отмечены достаточно крупные города, но Соловецкий монастырь на карте неизменно изображался.
Также основатели обители на Московском соборе были признаны святыми, а царский двор участил подношения даров. Все это имело и обратную сторону, к сожалению.Начиная с 16 века на плечи жителей этих земель ложится сложная задача. Кроме дел, связанных с обычной работой монастыря, пришлось заниматься возведением крепости. Серединой этого столетия датируются первые каменные сооружения. Всем строительством заведовал игумен Филипп, именно его пустынь располагается на Большом Соловецком острове.
В 1560-1570 годах монастырь провозглашается «великой государственной крепостью», сюда присылается старец Трифон (в миру Кологрив), один из самых одаренных зодчих и военных инженеров того времени. Именно он руководил созданием большей части построек и укреплений на острове, датирующихся шестнадцатым веком.
Будучи северным форпостом православия и пограничной зоной с европейскими государствами, Соловецкие острова не раз осаждались вражеским флотом. Вначале английские корабли подошли, несколько лет позже счастье попытала шведская армада. Все они были отброшены.
Кроме этого, светские власти стремились использовать крепкие стены монастыря в полной мере. Поэтому с конца шестнадцатого века сюда начинают ссылать неугодных деятелей. Таким образом, острова частично берут на себя функции тюрьмы.
Подворье Соловецкого монастыря вмещало в себя более одной тысячи вооруженных стрельцов. Такая мощь нуждалась в обслуживании, поэтому царским указом с монастыря снималась трудовая повинность и оброки. Все акцентировалось только на максимальной автономной работе. То есть эта крепость должна была функционировать долгое время в режиме осады, пока не придет помощь. А подмоге идти далеко!
Однако цари и не предполагали, что создадут себе проблему. Все началось с церковных реформ и раскола. Большинство монахов отказалось принимать новые правила, превратив Соловецкий монастырь в оплот старой веры. Позднее в их ряды влились остатки разбитых отрядов Стеньки Разина.
Большими усилиями царских войск в январе 1676 года острог все-таки был взят. Все виновные в руководстве восстанием были казнены, хранилища разграблены, а статус забран. С этого времени — примерно на двадцать – тридцать лет — монастырь попал в опалу.
Возвращение к былому положению началось только во время правления Петра Первого. К этому же периоду относится возведение Голгофо-Распятского скита.
Достопримечательности: фото с описанием
Спасо-Преображенский мужской монастырь
Соловецкий мужской монастырь русской православной церкви был основан в двадцатые годы XV века, однако крепость была построена значительно позже, в начале XVII века, и должна была выполнять оборонительную функцию.
Но в истории монастыря были разные периоды. С середины XVI до конца XIX монастырь использовался в качестве государственной тюрьмы. После Октябрьской революции в добровольном заточении в монастыре находилось более полусотни монахов. Возвращение монастыря к прежней жизни началось во второй половине XX века.
Валунная дамба
Между Большим Соловецким островом и островами Большая Муксалма проложена километровая дамба из валунов. Она была создана монахами только из камня, никаких дополнительных средств, которые укрепляли бы её, они не использовали. Только лишь по краям камни укреплены металлической стяжкой, в остальном же они держатся за счёт собственного веса.
Свято-Вознесенский скит на Секирной горе
По легенде, гора получила своё название из-за событий, произошедших в XVI веке: на этой горе собирался поселиться рыбак со своей женой, но к женщине явились «два светлоликих ангела» и высекли её за то, что они с мужем решили занять место, предназначенное для иноков.
Скит воздвигли значительно позже вышеописанных событий, лишь в XIX веке. Его деятельность была прервана появлением СЛОНа (специального лагеря особого назначения), но восстановилась в начале девяностых годов прошлого века и продолжается по сей день.
Смотрите варианты жилья на острове и рядом с ним:
Лабиринты и Андреевская церковь Большого Заяцкого острова
На острове находится группа из 13 (по другим данным – 14) каменных лабиринтов спиралевидной формы, самые древние из которых появились в первом или втором веке до нашей эры. Их назначение неизвестно.
Андреевская церковь – единственная деревянная церковь на островах, идея создания которой принадлежит Петру Великому.
Макариевская пустынь
Была построена архимандритом Макарием в 1822 году и представляла собой две кельи, для самого Макария и иноков, и деревянную часовню, немного позже в пустыне появилось ещё одно здание – дача архимандрита. А в 1854-м, после бомбардировки британской авиацией, была построена часовня Александра Невского. После Октябрьской революции территорию пустыни занимало руководство Соловецкого лагеря особого назначения, в память об этом сохранилось здание комендатуры.
Здесь же находится Ботанический сад, который уникален тем, что является единственным в своем роде, расположенный за Полярным кругом.
Прогулка на лодке по озерно-канальной системе
На Большом Соловецком острове насчитывают более 75 озёр, которые соединены между собой и с морем с помощью каналов. Протяжённость системы – 13 километров. Туристам предоставляется возможность прокатиться на экскурсионной лодке по двум маршрутам, большому и малому кругу, и в пути узнать интересную информацию, которой поделится экскурсовод.
Экскурсию можно купить в экскурсионном бюро около Соловецкого монастыря
Остров Анзер
Анзерский остров — второй по площади остров архипелага, на котором расположена самая высокая его точка — гора Вербокольская. Ее высота составляет 86 метров. Первые монастырские скиты были основаны именно здесь в XVII веке, и в 2001 году монахи вернулись в эти места после перерыва в советский период, связанного с деятельностью ГУЛага.
Мыс Белужий
Единственное в своём роде место, где белух можно увидеть, находясь на берегу. Экскурсии проводятся только тогда, когда позволяют погодные условия, ведь если на море бушуют волны, белухи не подходят к берегу.
ЧИТАЙТЕ ДРУГИЕ СТАТЬИ ОБ АРХАНГЕЛЬСКЕ:
- 30 интересных достопримечательностей Архангельска и окрестностей.
- Антониево-Сийский монастырь.
- Архангельск – крупнейший морской порт на Белом море.
- Как добраться из Санкт-Петербурга в Архангельск?
- Кенозерский национальный парк.
- Из Москвы в Архангельск на машине, поезде и самолете.
- Музей под открытым небом “Малые Карелы”.
- Национальный парк “Русская Арктика”.
- Кенозерский национальный парк.
Полезные советы. Что взять с собой?
Чтобы путешествие прошло отлично, путешественникам стоит внимательно собрать свои вещи.
Важно не забыть про северный климат, тёплая одежда – важнейший атрибут туриста. Дождевик – ещё одна деталь, ведь погода очень переменчива.
Удобная обувь (можно взять трекинговую) пригодится для прогулок по каменистой местности.
Средства от укачивания на море, чтобы не подхватить морскую болезнь.
Не стоит забывать о наличных – снять деньги можно только в одном месте, где всегда очередь из желающих, а карты не принимают почти нигде.. Выбрать самый выгодный гостиничный номер можно здсь:
Выбрать самый выгодный гостиничный номер можно здсь:
География и климат
Соловецкие острова относятся к регионам крайнего севера. До полярного круга отсюда — 165 километров. Архипелаг отделен сорока- и шестидесятикилометровыми проливами от Летнего берега моря, и от Карельского берега. Часовой пояс здесь, тот же, что и в Москве. Общая площадь архипелага — 347 квадратных километров.
Местность на островах в основном песчаная, максимальные высоты над уровнем моря небольшие — 86 метров самая высокая точка, это гора Вербокольская.
На Соловецких островах вообще нет ни единой реки, почти нет ручьев и единицы родников, зато около трех сотен озер. Здесь водится много рыбы, славятся Соловки добычей сельди.
Климат здесь схож с климатом в странах Северной Европы. И, как ни странно, более теплый, чем на материке. Здесь мягкая зима и прохладное лето. Средняя температура летом — примерно 14 градусов, зимой — около минус 10. Температура воды — 11 градусов летом, вблизи берегов может достигать 20-ти, и минус один градус — зимой.
Дети в соловецких лагерях
Среди заключенных было много детей, в основном из беспризорников. В одном из бараков располагалось «Детское отделение СЛОНа». Построен барак был, вероятно, в 1925–1928 годы. Сюда помещали несовершеннолетних заключенных Трудовой колонии, которая существовала на Соловках в 1928–1929 годах. Инициатива по созданию Трудовой колонии принадлежала заключенному, юристу Александру Колосову. «Шпанята» или «вшивники» жили по воровским правилам, никто не собирался их перевоспитывать. «Политические» подростки, чтобы выжить, перенимали у беспризорников законы преступного мира и переставали в глазах начальства быть «политически опасными».
Каждому подростку давали топчан и белье. Формально детям полагалось «усиленное питание» — стакан молока или даже мясо, но пайка до заключенных, как правило, не доходила. Подростки учились в спецшколе, но в бараках власть была у воров-малолеток, и даже тем, кто хотел учиться и как-то выкарабкиваться из тьмы, тут же подрезали крылья. Тем не менее детская трудовая колония, как ни странно, спасла подросткам жизнь — на лесозаготовках они бы долго не протянули.
Что представлял собой соловецкий лагерный барак (а барак подростков ничем не отличался от взрослых), можно понять из воспоминаний Сергея Щеголькова, человека, который в одном из них отбывал заключение.
«Теперь — барак, наспех сколоченное из досок обширное (метров 50 в длину) помещение с двумя стенками с засыпкой опилками, а иногда и без засыпки. Внутри в 2 ряда двух или трех-этажные нары. Матрац тот же: набитая сеном наволочка и подушка такая же. Натопить такое помещение невозможно. Стоят две «буржуйки», нагретые докрасна. Около них жарко, а далее в двух метрах тот же мороз, что и на улице. На верхних нарах можно проснуться и около головы и лица обнаружить горку снега, что надуло в щели барака. Из так называемых “вещей” у тебя котелок или алюминевая миска и деревянная ложка. Не всегда нож (обычно его отбирают при очередном обыске, если не успеешь спрятать). Человек изрядно наработавшись, иногда мокрый от снега или дождя, кто работает не в помещении (лесоповал, заготовка водорослей и т. д.), получив свою порцию баланды и съев ее (скорее всего, сглотнув), стремится лечь отдохнуть, иногда не обсушившись — негде! Здесь тебя начинают съедать заживо клопы. Это страшно мучительно, человек хочет спать, а все тело в страшном зуде. Он ворочается, раздирает во сне укушенные клопами места, на лице, шее, ногах. Странно подумать, как такая “козявка” может усугублять и так нелегкую жизнь заключенного, но, к сожалению, это так. Эти “звери” не уничтожались. Может быть, даже с умыслом, чтобы больше принести переживаний для узников. “Враги народа” должны быть наказаны, а каким способом, это для “правосудия” безразлично.
Здесь уже не до духовной жизни. И это постоянное изматывание человека приводит к его полному уничтожению. (Всегда недоедание, усугубляемое климатом). Любоваться природой, а она на Соловках удивительно фантастически красива в любое время года, не было ни у кого ни желания, ни силы. Передвижение по территории ограничено, человек знает работу и барак. Да когда еще ждешь, что тебе добавят срок или поведут на Секирную гору, тут не до духовной пищи. Вот и весь быт».
Отдельная категория «соловецких» детей — младенцы, которые рождались у женщин-заключенных, так называемых «мамочек». Немногие из них выжили. Вот воспоминания одного из бывших узников, Андрея Зинковщука:
«В 1929 году на Соловецком острове работал я на сельхозлагпункте. И вот однажды гнали мимо нас “мамок”. В пути одна из них занемогла; а так как время было к вечеру, конвой решил заночевать на нашем лагпункте. Поместили этих “мамок” в бане. Постели никакой не дали. На этих женщин и их детей страшно было смотреть: худые, в изодранной грязной одежде, по всему видать, голодные. Я и говорю одному уголовнику, который работал там скотником:
— Слушай, Гриша, ты же работаешь рядом с доярками. Поди, разживись у них молоком, а я попрошу у ребят, что у кого есть из продуктов.
Пока я обходил барак, Григорий принес молока. Женщины стали поить им своих малышей… После они нас сердечно благодарили за молоко и хлеб. Конвоиру мы отдали две пачки махорки за то, что позволил нам сделать доброе дело… Потом мы узнали, что все эти женщины и их дети, которых увезли на остров Анзер, погибли там от голода…»
4
Филиппова пустынь
Филиппова, или Иисусова, пустынь расположена на берегу живописного Игуменского озера в двух с половиной километрах к востоку от монастыря. В середине XVI века святитель Филипп, будучи игуменом монастыря, любил удаляться сюда для безмолвной молитвы и богомыслия. Здесь, перед избранием игумена Филиппа митрополитом Московским, во время молитвы явился ему Иисус Христос в терновом венце и оковах. Как повествует летопись, «на месте этого явления брызнули из земли струи чистой ключевой воды».
В 1565 году игумен Филипп собственноручно углубил источник и поставил над ним деревянную часовню. В ней было помещено деревянное резное изображение Иисуса Христа «в подобии им виденном».
В 1854 году часовня была перестроена в храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Колодец с целебной водой, выкопанный святителем Филиппом, находился в храме перед солеей. Во второй половине ХIХ века был построен и каменный келейный корпус для проживания немногочисленной братии и настоятелей монастыря, любивших посещать пустынь.
После закрытия монастыря, во времена СЛОНа, с 1925 года в пустыни располагался один из отделов Соловецкого общества краеведения — Биосад. Здесь усилиями заключенных проводилась большая работа по изучению и охране природы Соловков. В 1930 году в пустыни разместилась вначале биологическая лаборатория, а затем Центральная лаборатория Йодпрома. С середины февраля по конец августа 1935 года здесь работал в заключении священник Павел Флоренский, известный мыслитель и ученый ХХ века.
В начале 1930-х годов церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» сгорела. Вероятно, через несколько лет были разобраны и часовни.
В 2004 году возобновлена монашеская жизнь в Филипповой пустыни. Для уединения, молитвы и отдыха туда стали поочередно приходить монахи. В августе 2007 года, к празднику Преображения Господня, в Филипповой пустыни закончены основные работы по реставрации жилого братского корпуса XIX века.
На престольный праздник в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в пустыни ежегодно совершается молебен с водоосвящением.
Соловецкий монастырь при игумене Филиппе
В 16 веке игуменом Соловецкого монастыря был избран Филипп, будущий митрополит Московский. При его управлении (1548-1566) вместо деревянных церквей стали возводить каменные. К этому времени относится обустройство сети каналов между озерами, которых на Соловецком острове большое количество. На них были поставлены мельницы. Шло активное строительство новых хозяйственных сооружений. Появились печи для обжига кирпича и специальные амбары для его хранения. Была построена большая кузница.
Для сохранения монастырских хлебных запасов от порчи игумен Филипп повелел соорудить каменное сушило с подъемным механизмом. При помощи этого приспособления зерно поднималось и ссыпалось в хранилище. В обители появилось устройство для доставки кваса из в погреб и розлива его по бочкам.
По благословению святителя Филиппа на острове прокладывались дороги. На острове Большая Муксалма (Соловецкий архипелаг) была заведена ферма.
При митрополите Филиппе была обретена икона Богоматери «Одигитрия», которую преподобный Савватий принес на Соловки. Также были найдены Псалтырь и ризы преподобного Зосимы.
Обитель пользовалась покровительством московских князей и царей. Основатели Соловецкого монастыря, Савватий и Зосима, в 1547 году были прославлены в лике преподобных святых. В честь торжества прославления царем Иваном IV Грозным обители были пожалованы земли.
К 1557 году были окончены работы по строительству Успенского храма
Завершение строительства каменного собора в честь Преображения Господня относится к 1566 году. За 18 лет игуменства Филиппа в монастыре произошла экономическая «революция». Оно отразилось на хозяйстве обители, на бытовом и богослужебном обиходе братии. Внешний вид монастыря преобразился до неузнаваемости.
Поклонные кресты – памятники Соловецкого монастыря
Крест-памятник, выпущенный в честь Печерских чудотворцев Феодосия и Антония, можно увидеть в 6 верстах от обители по направлению к Исаакиевскому скиту. Над его созданием трудился инок Диодор – насельник Свято-Вознесенского скита. Ранее в этом месте располагалась часовня в честь упомянутых чудотворцев, и в ней сохранялся старинный резной крест, изготовленный еще в XVII веке. В лагерное время деревянная часовенка с ценным крестом была утрачена.
Всего служителями Соловецкого монастыря с конца XX и до начала XXI столетия было установлено до 20 поклонных крестов.
По словам архимандрита Иосифа, наместника обители, кресты служат своеобразными памятниками, передающими в поколения былое величие древней обители, поскольку местами их установки уже традиционно стали утраченные часовни, храмы и памятные для жизни монастыря места.
Внутри Прядильной башни
Расцвет обители при игумене Филиппе, будущем митрополите Московском и всея Руси
В июне 1548 года, указом митрополита Новгородского Феодосия, игуменом монастыря назначен иеромонах Филипп, будущий Московский митрополит. В годы игуменства Филиппа монастырь приумножил свои хозяйства, расстроился и стал Великой обителью севера.
Игумен Филипп установил на всех подконтрольных угодьях жесткий порядок, запретил азартные игры, изготовление и употребление спиртного. Государь Иоанн IV продолжал жаловать монастырю вотчины и пожертвования.
В годы правления игумена Филиппа, в течении 8 лет отстроен каменный Спасо-Преображенский собор, который стал главным храмом обители. Освятили его в праздник Преображения Господня, в 1566 году.
Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря
Царь Иоанн Васильевич Грозный пожелал видеть игумена Филиппа в чине митрополита Московского. После долгих уговоров, Филипп принял эту должность.
25 июля 1566
игумен Филипп посвящен в сан митрополита
Святитель Филипп останавливал царя в его несправедливых действиях по отношению к невинным боярам. По этой причине государь гневался на митрополита.
«Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного». Картина художника Я.П.Турлыгина (1857 — 1909)
Иоанн Грозный приказал подготовить против святителя суд. 4 ноября 1658 года на Соборе состоялся суд над Филиппом, и на основании клеветнических показаний, с него сняли сан, обвинили в колдовстве и приговорили к заточению.
Царь решил усмирить Новгород, и войском пошел на город. Малюта Скуратов, по указанию царя, решил взять у владыки благословение на поход. Митрополит не дал своего благословения, и 5 января 1570 года его задушили.
Перед смертью, в 1583-84 годах, царь Иоанн Грозный посылал в обитель крупные суммы пожертвований, замаливая грехи невинно убиенных им людей.
Что посмотреть
Несмотря на то что главной темой блог-тура была история Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), за четыре дня мы успели исследовать все по чуть-чуть: сходили на экскурсию «История Соловецкого лагеря и тюрьмы», посетили бывший лагерный барак, штрафной изолятор на Секирной горе и Савватьевский политскит, исследовали монастырь путями местных детей, сходили в небольшой поход по берегу Белого моря и в 30-километровый трек на остров Большая Муксалма, изучили выставку о быте поморских женщин в Морском музее, а в последний день вышли в море в 6 утра, чтобы посмотреть на белых китов.
Лайфхак поездки: чтобы увидеть то, что тебе не покажут экскурсоводы, найди местных детей. С Аней и Мишей мы познакомились недалеко от монастыря — они позвали посмотреть на детеныша чайки с подбитым крылом, которого дети выхаживают в своем сарае. Аня переехала на Соловки из Москвы, ее мама работает капитаном, Мишина семья перебралась из Украины. Ребята рассказали об истории лагерей, сводили на док, в монастырские тюремные камеры, закрытые для туристов, и объяснили, где посмотреть на китов.
Мыс Белужий — единственное место в мире, где белых китов можно наблюдать с берега. Увидеть их можно только с 15 июня по 15 августа при спокойном море и только во время отлива. Мы успевали только на утренний отлив, поэтому пешком дойти никак не получалось — выходить из дома надо было бы в полночь. Договорились с владельцем катера: за 1000 рублей с человека он обещал привезти нас прямо к белухам. Не все хотели вставать в 3 утра ради китов, поэтому на лодке нас было всего четверо.
Через час пути мы увидели белые спинки в рассветных лучах и запищали от восторга. Зоозащитники строго следят, чтобы катера не пугали животных, поэтому близко подойти мы не смогли и очень расстроились. Заметив это, капитан тяжело вздохнул, скинул за борт резиновую лодку и скомандовал «Залезайте!». Он доставил нас к самому Белужьему мысу, где стоит вышка биологов из МГУ — они наблюдают за популяцией белух. Следующие полчаса мы, почти не дыша, сидели и смотрели, как в 10–15 метрах от нас выпрыгивают из воды белые киты. Серые хвосты китов-подростков блестят на солнце. Для меня эти полчаса наедине с китами стали самым ярким впечатлением от посещения Соловков.
Чтобы подробнее изучить лагерный период острова, мы поехали на пазиках к Секирной горе. Здесь находятся бывший мужской штрафной изолятор СЛОН и кладбище с братскими могилами заключенных. Со смотровой площадки открывается невероятный вид: лес, река, море на горизонте, километры тайги во все стороны.
Экскурсию с полным погружением нам проводил историк Юрий Бродский. Он фотографирует Соловецкие острова, собирает свидетельства и свидетелей лагерных лет архипелага, думает и пишет о Соловках почти полвека.
Чтобы прочувствовать Соловки по максимуму, до следующего «лагерного» места — Свято-Сергиевского скита на острове Большая Муксалма — мы пошли пешком через лес, 30 километров в обе стороны. В сухую погоду туда можно доехать на велосипеде, но нам пришлось идти пешком через болота, лужи, жидкие мхи и грязь — последние недели выдались дождливыми. По пути исследовали здание тюрьмы, камень Лихачева и биосад, а еще собирали морошку. Перейти на соседний остров можно по валунной дамбе, которая соединяет главный остров архипелага с Большой Муксалмой. Это мост из камней, который в XIX веке вручную построили монахи.
В дороге к группе прибился Вова, он работает в Соловецком монастыре трудником. Трудники — это люди, которые приезжают на монастырские подворья, чтобы потрудиться во славу божию, а взамен получают жилье, еду и духовное наставничество. Нужен паспорт, полис, благословение монастыря и дисциплина. Трудникам нельзя курить и пить алкоголь, нужно соблюдать режим и посещать службы. Женщины живут за пределами мужского монастыря, работают в основном на кухне и по быту. Внутри монастыря кипит жизнь: волонтеры скоблят камень от красного лишайника, косят траву, строители ставят леса, рабочие носят стройматериалы: реставрация мирового памятника культуры идет постоянно. По госпрограмме «Развитие культуры и туризма» реконструкцию монастыря нужно завершить в 2020 году, на что выделили 6 млрд рублей. Часть денег не дошла, и этим с 2015 года занимаются Следственный комитет и прокуратура. Обсуждать «дело реставраторов» местные не любят.
Природа и человек здесь невероятно близки. На территории монастыря живет молодой лис-подросток. Чахлый, одинокий, он прибился к монахам: они его выходили, и лисенок остался жить в монастыре.