Сикхизм: «хорошая религия» для людей
История сикхизма
Религиозное течение, проповедующее равенство всех людей, возникло в начале 16 в. в Индии, стране, в которой и по сегодняшний день классовое деление не упразднено. Основателем данной религии, считающейся чем-то усредненным между иудаизмом и исламом, стал странствующий гуру Нанак.
Отец-основатель сикхизма путешествовал по Индии и близлежащим странам около 15 лет, призывая людей к равенству и служению на благо других людей. Гуру мечтал о том, что бы индийские жрецы (брахманы) и неприкасаемые могли сидеть за одним столом, как люди, имеющие одинаковые права.
Завершив свое путешествие, духовный учитель Нанак основал сикхскую общину в Пенджабе, назвав это место «обителью веры». Община сикхов была настолько хорошо организована и структурирована, что со временем переросла в отдельное государство в государстве, имеющее своих вождей, законы и идеологию.
Первое время должность гуру переходила по наследству, но в 17 в. 10-й по счету гуру упразднил эту традицию, передав власть коллективному органу – религиозной общине, называющейся хальса. Однако, уже в 18 в., сикхи вынуждены были разделить общину на 12 мисалей – объедиений воинов. Правда позже, после кровопролитных войн с моголами и афганцами, сикхи вновь добились объединения мисалей в конфедерацию. В 1820 году одному их сикхских князей удалось собрать под сенью своей власти все 12 объединений воинов. Но, к сожалению, сикхский союз потерпел поражение в войне против колонизаторов из Великобритании и распался окончательно.
Сикхизм
Сикхизм,
религия, основанная в Пенджабе, в северо-западной части Индийского
субконтинента гуру (духовным учителем) Нанаком (1469–1539). Сикх, слово
санскритского происхождения, означает «последователь» или «ученик». К 1990
сикхскийпантх(религиозная община) насчитывал около 16 млн. членов, 14 млн. из
которых жили в индийских штатах Пенджаб и Харьяна.
Нанак, по
происхождению индуист, родился в Тальванди (совр. Нанкана Сахиб), примерно в 65
км к западу от Лахора. Работал у Лоди, правителя Султанпура. Пережив
религиозное видение, он отправился путешествовать, проповедуя учение
божественного имени. В конце концов основал свою дхарамсалу(обитель веры) в
Картарпуре (Пенджаб), где и скончался, окруженный последователями.
Учение Нанака
строится вокруг концепции «нам» («божественного имени»), которое означает все,
что может быть постигнуто относительноАкал Пуракх (Бога). Акал Пуракх не имеет
формы, но его дивные дела видны всюду, как во внутреннем, так и во внешнем
мире, что свидетельствует о неизменности цели Акал Пуракха. Медитация на эту
тему обязательно входит в повседневную дисциплину сикхов –«нам симран»
(«напоминание божественного имени»), которая может заключаться в простом
повторении священных слов, таких как«сат нам» («истинный есть имя») или
«вахигуру» (популярное у сикхов современное наименование Бога), в распевании
стихов гуру или во внутренней медитации. Выбор метода зависит от силы и
темперамента индивида. В конечном счете должна быть достигнута высшая гармония
духа, освобождающая человека от цикла перерождений.
Нанак сделал
свою религию открытой для всех желающих, вне зависимости от кастовой
принадлежности, предшествующих деяний или пола. Превыше всего Нанак ставил
внутренний характер богопочитания, не нуждающегося во внешних проявлениях или
предметах культа. Корни учения Нанака можно найти в северо-индийском
движениисантов. Сантыкатегорически отрицали принятие Богом формы – Бог
былниргуна («не имеющий качества»). Во многом эту доктрину дополнили натхи,
последователи полумифического гуру 12 в. Горакнатха. Натхи настаивали на чисто
внутреннем характере веры. Кроме того, в северной Индии за 500 лет до Нанака
утвердился ислам, и некоторые суфийские школы истолковывали Коран в духе,
напоминавшем учение сантов. Поэта-санта Кабира (1450–1518) чтили и мусульмане,
и индуисты, ряд его гимнов впоследствии вошел в священное писание сикхов.
Учение Нанака
нельзя рассматривать ни как сочетание верований индуистов и мусульман, ни как
просто вариант индуистской традиции. Для Нанака вера и религиозная практика как
индуистов, так и мусульман могли быть либо истинными, либо ложными: истинными,
если в них утверждалась память «нам» в душе человека, но ложными, если вера
предполагала обожествление храмов, мечетей, идолов, паломничеств, священных
текстов, т.е. внешних атрибутов. Считалось, что Нанак-пантх (община Нанака)
стоит вне традиционных религий Индии. Потребовалось почти четыре столетия,
чтобы среди сикхов сформировалось представлению о том, что они не мусульмане и
не индусы, а отдельная религиозная община.
Notes
- ↑ Geoffrey Parrinder, World Religions: From Ancient History to the Present (London: Hamlyn Publishing Group Limited, 1971, ISBN 0871961296), 259.
- ↑ Parrinder, 252.
- , 1035: “For endless eons, there was only utter darkness. There was no earth or sky; there was only the infinite Command of His Hukam.” Retrieved September 26, 2020.
- , 1036: “When He so willed, He created the world. Without any supporting power, He sustained the universe. He created Brahma, Vishnu and Shiva; He fostered enticement and attachment to Maya.” Retrieved September 26, 2020.
- Parrinder, 253.
- ↑ Parrinder, 254.
- Khushwant Singh, The Illustrated History of the Sikhs (New York: Oxford University Press, 2006, ISBN 0195677471), 12-13. Also, as according to the Purātan Janamsākhī (the birth stories of Nanak).
- Christopher Shackle and Arvind-Pal Singh Mandair, Teachings of the Sikh Gurus: Selections from the Sikh Scriptures (London: Routledge, 2005, ISBN 0415266041), xiii-xiv.
- Singh, 14.
- Shackle and Mandair, xv.
- Kartar Singh Duggal, Philosophy and Faith of Sikhism (Himalayan Institute Press, 1988, ISBN 0893891096), 15.
- Sandeep Singh Brar, The Sikhism Homepage: Guru Amar Das. Retrieved Retrieved September 26, 2020.
- Parrinder, 255.
- Shackle, xv-xvi.
- Cynthia Mahmood, A Sea of Orange (Philadelphia, PA: Xlibris, 2002, ISBN 140102856X), 16.
- Shackle, xvi.
- Swami Rama, Celestial Song/Gobind Geet: The Dramatic Dialogue Between Guru Gobind Singh and Banda Singh Bahadur (Himalayan Institute Press, 1986, ISBN 0893891037), 7-8.
- Singh, 37-38.
- ↑ Gurinder Singh Mann, The Making of Sikh Scripture (New York: Oxford University Press, 2001, ISBN 0195130243), 21.
- Singh, 47-53.
- ↑ Parrinder, 256.
- Gyanendra Pandey, Remembering Partition: Violence, Nationalism and History in India (Cambridge: Cambridge University Press, 2001, ISBN 0521002508), 33.
- Donald L. Horowitz, The Deadly Ethnic Riot (Berkeley, CA: University of California Press, 2003, ISBN 0520236424), 482-485.
- Ernest Trumpp, The Ādi Granth or the Holy Scriptures of the Sikhs (Munshiram Manoharlal Publishers, 2004, ISBN 8121502446) (original 1877), 1xxxi.
- George Abraham Grierson, The Linguistic Survey of India (Motilal Banarsidass, 1967, ISBN 8185395276) (original 1927), 624.
- Gurinder Singh Mann, The Making of Sikh Scripture (New York: Oxford University Press, 2001, ISBN 0195130243), 19.
- Sandeep Singh Brar, The Sikhism Homepage: Sri Guru Granth Sahib — Authors & Contributors Retrieved September 26, 2020..
- W. H. McLeod, Studying the Sikhs: Issues for North America (Albany, NY: State University of New York Press, 1993, ISBN 0791414256), 60-61.
- Parrinder, 260.
- “Pilgrimages, fasts, purification and self-discipline are of no use, nor are rituals, religious ceremonies or empty worship.” Retrieved September 26, 2020.
- Clinton Herbert Loehlin, The Sikhs and Their Scriptures, 2nd ed. (Lucknow Publishing House, 1964) (original 1958), 42.
- Anand Sanskar : (Sikh Matrimonial Ceremony and Conventions) Retrieved September 26, 2020.
- Funeral Ceremonies (Antam Sanskar) Retrieved September 26, 2020.
- David Simmonds, Believers All: A Book of Six World Religions (Nelson Thornes, 1992, ISBN 0174370571), 120-121.
Sikhism Today
Worldwide, Sikhs number more than 23 million, but more than 90 percent of Sikhs still live in the Indian state of Punjab, where they form close to 65 percent of the population. Large communities of Sikhs live in the neighboring states and indeed large communities of Sikhs can be found across India. However, Sikhs comprise only about two percent of India’s entire population. Migration beginning from the nineteenth century led to the creation of significant diasporic communities of Sikhs outside India in Canada, the United Kingdom, the Middle East, East Africa, Southeast Asia and more recently, the United States, Western Europe, Australia and New Zealand.
Smaller populations of Sikhs are found in Mauritius, Sri Lanka, Nepal, Fiji and other countries.
As with most world religions, there are groups of Sikhs (such as the Namdharis, Ravidasis and Udasis) who do not adhere to the mainstream principles followed by most Sikhs. Some of these groups may not consider themselves a part of Sikhism, although similarities in beliefs and principles firmly render them a part of the Sikh religious domain. Groups such as the Nirankaris have a history of bad relations with mainstream Sikhism, and are considered pariahs by some Sikhs. Others, such as the Nihangs, tend to have little difference in belief and practice, and are considered Sikhs proper by mainstream Sikhism.
External links
All links retrieved September 26, 2020.
- The Sikhism Home Page — General resource site introducing the main concepts of Sikhism
- All About Sikhs — Sikhism resource site
- Sri Granth — Guru Granth Sahib search engine with additional scriptural resources
- SikhiWiki — Collaborative Sikh encyclopedia
- SikhNet — Popular Sikh community website
- Amrit World – Well-researched articles on Sikhism
- Reflections On Gurbani – Well-researched articles on various themes mentioned in the SGGS
Topics in Sikhism
Gurus: | Guru Nanak Dev | Guru Angad Dev | Guru Amar Das | Guru Ram Das | Guru Arjan Dev | Guru Har Gobind | Guru Har Rai | Guru Har Krishan | Guru Teg Bahadur | Guru Gobind Singh | Sikh Bhagats |
Philosophy: | Beliefs and principles | Underlying values | Prohibitions | Technique and methods | Other observations |
Practices: | Ardās | Amrit | Chaṛdī Kalā | Dasvand | Five Ks | Kirat Karō | Kirtan | Langar | Nām Japō | Simran | Three Pillars | Vaṇḍ Chakkō |
Scripture: | Guru Granth Sahib | Dasam Granth | Sarab Loh Granth | Bani | Chaupai | Jaap Sahib | Japji Sahib | Mool Mantar | Rehras | Sukhmani | Tav-Prasad Savaiye |
More: | Ek Onkar | Gurdwara | History | Khalsa | Khanda | Literature | Music | Names | Places | Politics | Satguru | Sikhs | Waheguru |
Credits
New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article
in accordance with New World Encyclopedia standards. This article abides by terms of the Creative Commons CC-by-sa 3.0 License (CC-by-sa), which may be used and disseminated with proper attribution. Credit is due under the terms of this license that can reference both the New World Encyclopedia contributors and the selfless volunteer contributors of the Wikimedia Foundation. To cite this article click here for a list of acceptable citing formats.The history of earlier contributions by wikipedians is accessible to researchers here:
Sikhism history
The history of this article since it was imported to New World Encyclopedia:
History of «Sikhism»
Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.
Сикхизм сегодня
Сегодня насчитывается порядка 22 млн. последователей гуру Нанака. Больше всего сикхов проживает в индийском штате Пенджаб. Хотя, после завоевания Индии Англией, многие сикхи разъехались по другим британским колониям, так как их охотно нанимали в военные подразделения и платили неплохие деньги за работу. Так что за пределами Индии проживает порядка 15% от всей численности.
Сикхов легко узнать по длинной бороде, яркой чалме и ярким одеждам. Хотя из-за чалмы многие принимают последователей гуру Нанака за мусульман.
Сегодня роль Великого гуру выполняет священная книга «Ади Грантх», к которой каждый сикх относится как к человеку, выказывая ей уважение.
В штате Пенджаб любой желающий может познать, что такое сикхизм, посетив золотой храм Амритсар.
Амритсар – это и памятник архитектуры, и воплощение задумки отца-основателя религии равных, и главый символ сикхизма.
Этот храм – самая большая столовая в мире, которую может посетить любой человек, не зависимо от социального статуса, национальности или вероисповедания.
Идею такой столовой выносил и воплотил в жизни сам Великий гуру. И вот – уже 400 лет – Золотой храм ежедневно принимает в своих стенах порядка 100000 человек. И, как и мечтал учитель Нанак, за одним столом восседают, откинув всякие условности, люди разных социальных статусов, религий и национальностей.
В Амритсаре каждый день трудится около 2000 сикхов, не получающих за эту работу ни рупии (только те, кто уже проработал на кухне этой столовой некоторое время и способен обучать других, получает чисто символическую плату за свою работу). Так последователи гуру Нанака воплощают в жизнь свое предназначение – служение на благо людей.
References
- Duggal, Kartar Singh. Philosophy and Faith of Sikhism. Himalayan Institute Press, 1988. ISBN 0893891096
- Grierson, George Abraham. The Linguistic Survey of India. Motilal Banarsidass, 1967 (original 1927). ISBN 8185395276
- Horowitz, Donald L. The Deadly Ethnic Riot. Berkeley, CA: University of California Press, 2003. ISBN 0520236424
- Loehlin, Clinton Herbert. The Sikhs and Their Scriptures, 2nd ed. Lucknow Publishing House, 1964 (original 1958).
- Mahmood, Cynthia. A Sea of Orange. Philadelphia, PA: Xlibris, 2002. ISBN 140102856X
- Mann, Gurinder Singh. The Making of Sikh Scripture. New York: Oxford University Press, 2001. ISBN 0195130243
- McLeod, W. H. Studying the Sikhs: Issues for North America. Albany, NY: State University of New York Press, 1993. ISBN 0791414256
- Pandey, Gyanendra. Remembering Partition: Violence, Nationalism and History in India. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. ISBN 0521002508
- Parrinder, Geoffrey. World Religions: From Ancient History to the Present. London: Hamlyn Publishing Group Limited, 1971. ISBN 0871961296
- Rama, Swami. Celestial Song/Gobind Geet: The Dramatic Dialogue Between Guru Gobind Singh and Banda Singh Bahadur. Himalayan Institute Press, 1986. ISBN 0893891037
- Shackle, Christopher and Arvind-Pal Singh Mandair. Teachings of the Sikh Gurus: Selections from the Sikh Scriptures. London: Routledge, 2005. ISBN 0415266041
- Simmonds, David. Believers All: A Book of Six World Religions. Nelson Thornes, 1992. ISBN 0174370571
- Singh, Khushwant. The Illustrated History of the Sikhs. New York: Oxford University Press, 2006. ISBN 0195677471
- Trumpp, Ernest. The Ādi Granth or the Holy Scriptures of the Sikhs. Munshiram Manoharlal Publishers, 2004 (original 1877). ISBN 8121502446