Место скорби или аттракцион. репортаж из зоны отчуждения длиной в 13 лет
Содержание:
- Литература
- Радиоактивность города Припять
- Эвакуация Припяти после аварии
- Инфраструктура города сегодня
- Многих интересует, живут ли сейчас люди в Чернобыле?
- «Никому неизвестный мертвый город»
- Маршруты Киев — Припять
- Исток и притоки и каналы
- Причина взрыва в Чернобыле
- Мертвый город до аварии. Чем жила Припять?
- Состояние берегов реки Припять
- Радиация в Припяти. Наши дни
- Инфраструктура и статистика
- Чернобыльская АЭС
- Живут ли люди в Припяти сейчас?
- Припять: не верьте популярным фото
Литература
- Chernobyl Zone II, Wolfgang Kil, Esther Ruelfs, Андрей Кременчук, Издательство Kehrer, Немецкий/Английский, 2011, ISBN 978-3-86828-210-8
- Chernobyl Zone I, Андрей Кременчук, Издательство Kehrer, ISBN 978-3-86828-200-9
- Хиггинботам Чернобыль: История катастрофы = Midnight in Chernobyl: The Untold Story of the World’s Greatest Nuclear Disaster / пер. с англ. А. Бугайского, науч. ред. Л. Сергеев. — М.: Альпина нон-фикшн, 2020. — 552 с. — ISBN 978-5-00139-269-9.
- Светлана Алексиевич — Чернобыльская молитва.
- Вторая часть трилогии Андрея Кременчука «Chernobyl Zone» посвящена Припяти. — 2011 «Chernobyl Zone II» KEHRER Heidelberg — ISBN 978-3-86828-210-8
- Родная Припять. — Минск, 1984.
- Мы — припятчане! — Минск, 1984.
- Дж. Роллинс «Последний оракула»— «Эксмо» — Москва, СПб, 2009.
- Л. Кайбышева «После Чернобыля» — 1990.
Радиоактивность города Припять
Радиация в Припяти
Что интересно, уровень радиации везде разный, это зависело от того, как двигалось радиоактивное облако и от расположения самих зданий, а также в зависимости от того, как поглощалась пыль.
Например, деревья имеют свойство удерживать кронами пыль. Также в данный момент уровень загрязненности отличается, это в первую очередь зависит от характера разрастания растительности – где больше растений,там меньше радиации.
Интересно, что животных радиация не особо затронула. Острый период гибели флоры и фауны пришелся на первое время после взрыва и то, затронуло 2 участка в городе – 1-й микрорайон (юго-восточную часть) и микрорайон 2-А (юго-западную часть).
Но стоит отметить, хотя основная часть города не является опасной (в плане радиоактивности), в окраинах можно попасть под дозу радиации.
Поэтому будучи там, следуйте строго инструкции гида и лучше не сворачивайте с тропы.
Конечно, лучший способ узнать и посмотреть город Припять и реку Припять – это лично отправиться в тур-экскурсию по Чернобылю, так вы усе увидите воочию.
Эвакуация Припяти после аварии
В ночь на 26 апреля 1986 года на ЧАЭС прогремел взрыв, который впоследствии был признан одной из самых масштабных техногенных катастроф в мире за все время существования цивилизации.
Но в ту ночь об этом еще не знали. Люди услышали взрыв, и, конечно, не смогли сразу оценить весь масштаб этой трагедии. В сериале “Чернобыль” есть сцена, где люди той страшной ночью просто вышли на мост и смотрели, можно даже сказать, любовались красивым розовым сиянием, не подозревая какую оно представляет опасность. Эти события действительно имели место быть, а мост впоследствии был назван Мостом Смерти, так как уровень радиации здесь был одним из самых высоких и превышал 500 рентген в час. Большинство тех, кто в ночь с 25 на 26 апреля находились на мосту, получили лучевую болезнь и умерли в течение нескольких месяцев. Уровень радиации на Мосту Смерти по сей день остается достаточно высоким, даже регулярно проводимые чистки не могут уменьшить его ниже 150 рентген.
Наутро, 26 числа, когда информация о трагедии дошла до руководства страны, оно сделало попытку скрыть инцидент. Это была стандартная практика того времени, чтобы ни в коем случае не подрывать авторитет Советского Союза. Угрозу здоровью людей смогли оценить лишь когда больницы начали катастрофически быстро заполняться не только теми, кто принимал участие в ликвидации пожара, но и теми, кто в предыдущую ночь любовался розовым заревом.
Только 27 апреля, через 2 дня началась тотальная эвакуация. Людей эвакуировали не только непосредственно из квартир, но и прямо с рабочих мест, а также с прогулок, аттракционов и даже расположенных неподалеку дачных участков. За 3 часа был эвакуирован практически весь город. Поначалу людей отвозили в места временного проживания, затем, спустя несколько лет, для них был построен город Славутич. Еще в течение нескольких дней было принято решение об эвакуации всех, кто проживал в 30-километровой зоне от эпицентра аварии. Эвакуировали также и сельскохозяйственных животных. А вот домашних любимцев оставляли. Брать их с собой не разрешалось.
Тем, кто уезжал в эвакуацию, разрешали брать с собой только одежду и предметы самой первой необходимости. Люди бросали налаженную жизнь и уезжали в неизвестность, в чем были и как были, для того чтобы, без преувеличений, начать все с нуля. В один миг привычная жизнь с ее обычными человеческими заботами была уничтожена, снесена под корень. Стабильное благополучие выявилось мнимым, а люди образцово-показательного города оказались растеряны, обескуражены и полностью бессильны перед выпущенным на свободу злым джином в виде радиации.
За остальными вещами жителям позволили вернуться спустя несколько месяцев, так как впереди была зима, а теплых вещей у них не было.
Инфраструктура города сегодня
Молодой город Припять называли мечтой для жителей, которым повезло в нем освоить свой семейный быт. Конечно, до определенного момента так и было. Спортивные комплексы с современными на тот момент бассейнами, залами для тренировок, кинотеатр «Прометей», в котором люди могли проводить свое свободное время с интересом и пользой, — для горожан были созданы лучшие условия жизни.
Особенное место среди объектов городской инфраструктуры занимает ДК «Энергетик». В то время это был не просто зал для концертов и спектаклей. Это было и место, где могли проводить свое внешкольное время дети. Во дворце культуры располагался клуб по интересам.
Улицы современной Припяти
Внешкольная жизнь учеников всегда была на одном из первых мест в педагогической деятельности учителей. Ведь после школы детям нужно было развиваться дальше. Именно клубы по интересам помогали решать эту задачу.
Многие здания Припяти в 2018 году уже давно обветшали. Разбитые стекла стали жутким украшением фасада, стволы деревьев проросли сквозь широкие помещения, а яркая краска на стенах уже давно потускнела и облезла.
Колесо обозрения в парке Припяти
Гуляя в городе Припять в наши дни вы обязательно заметите невероятные рисунки на стенах. Некоторые из них – это просто изображения животных, число которых стремительно выросло после аварии. Другие же картины просто поражают, ведь они наполнены глубоким смыслом. Вглядываясь в тени, печальные лица, изображенные на старом, пропитанном холодом и радиацией кирпиче, замечаешь всю тоску и горе, заполняющее эти рисунки.
Эти рисунки — граффити, оставленные сталкерами, и сегодня их можно назвать зеркалом души города Припять.
По-настоящему удивляют некоторые объекты, которые находятся в окрестностях города. В Припяти сейчас к таким относится объект Чернобыль 2. Если сказать точнее, то больше всего здесь завораживает «Дуга». Объект высотой 150 м был построен для коррекции запуска баллистических ракет, однако заработать не успел. Все планы перечеркнул день 26 апреля 1986 года.
Брошенные санки
Многих интересует, живут ли сейчас люди в Чернобыле?
Да, в Чернобыле живут люди. Одни вахтовым методом, другие на постоянной основе.
- Почти 7 000 человек все еще работают на электростанции
- Некоторые живут в зоне отчуждения на срок до 14 дней, в то время как другие отправляются в соседние города
- Несмотря на то, что они находятся за пределами зоны отчуждения, уровни радиации в этих городах по-прежнему в 30 раз выше, чем обычно
- По всей территории проживает около 400 людей, в основном это самоселы, бедные фермеры и бывшие работники завода, переселившиеся в зону отчуждения самовольно
Для большинства украинцев зона отчуждения – это пугающее место, темное пятно на карте, где немногие осмеливаются поселиться или работать.
Однако для тех, кто вырос вокруг Чернобыля, мысль о том, чтобы бросить свой дом, была слишком болезненной.
Прошло несколько лет и люди, не прижившиеся на новых местах, вернулись обратно.
Работы здесь нет, точнее работать можно в двух направлениях либо на станции, либо обеспечивать жизнь работников – торговля в магазинах, работа в гостинице.
Все эти вакансии есть только в Чернобыле, а вот в близлежащих селах работы нет вообще.
Живущие там люди питаются с огорода, занимаются рыбной ловлей в реке Припять, подрабатывают экскурсоводами или пускают путешественников на ночлег.
Подработать экскурсоводом трудно, в основном сюда приезжают уже готовые группы, сформированные уже в Киеве.
Столичные фирмы работать с местными не хотят. Пойманную рыбу можно продать на соседнем рынке, но это запрещено. За продажу предметов из зоны отчуждения грозит тюремный срок.
Покупают такую рыбу неохотно и за бесценок, хотя с момента катастрофы прошло уже 30 лет и рыба, как считается, поборола радиацию и уже просто не восприимчива к ней, страх употреблять такую рыбу в пищу силен.
У местных жителей нет выбор в питании и рыба на столе просто праздник. Некоторые продукты привозят путешественники, тоже касается и лекарств, а так же медицинской помощи.
Есть благотворительные организации, которые помогают местным, с медицинским обслуживание, но это тоже редкость.
Молодых людей в таких селах, конечно, не встретить, в большей части это пенсионеры, останется ли здесь кто-то после их смерти остается открытым вопросом.
Спустя 31 год после катастрофы здесь жизнь продолжается, хотя и в жалком и часто отчаянном состоянии.
Несмотря на зону отчуждения, окружающая территория по-прежнему подвергается воздействию в 20-30 раз обычного уровня фонового излучения, и никто не знает, какое влияние это оказывает на здоровье людей.
Около 3 000 человек живут в зоне отчуждения на срок до 14 дней, а еще 3 800 живут на границе зоны отчуждения и коммутируют.
Они населяют такие города, как Славутич (Украина), расположенный в 50 км от Чернобыля, который был построен для размещения 25 000 бывших жителей зоны отчуждения.
Каждый день три «электрички» через Семиходы отправляют рабочих в Чернобыльскую зону, а затем обратно, пройдя через детекторы излучения. Также есть водное сообщение.
Другие рабочие живут в Иванькиве, ближайшем жилом городе зоны отчуждения, в деревне Сукачи и Ново Ладижичи.
«Никому неизвестный мертвый город»
«В западной части Зоны находится почти никому неизвестный мертвый город Полесское. Сталкеры сюда добираются редко – город слишком далек от привычных маршрутов. Через Полесское пролегает автомобильная трасса, но выходить из машины пассажирам строго запрещено».
«После аварии Полесское хотели сделать „образцовым городом вблизи периметра загрязнения“, для чего даже после аварии что-то там строили и развивали. В СССР скрывали, что в Полесском на самом деле колоссальное загрязнение почвы цезием-137».
Как Максим поясняет уже в блоге, широко известная история срочной эвакуации Чернобыля и Припяти породила миф, будто всех жителей Зоны вывезли в первые же дни после взрыва 4-го энергоблока.
«На самом деле есть на территории Зоны деревни и целые города, которые не были отселены ни в первые дни, ни даже в первые годы после аварии. Город Полесское был отселен только в начале 90-х годов – спустя 7 лет после аварии и спустя 2 года после конца СССР. До этой поры люди продолжали жить в загрязненной зоне».
Маршруты Киев — Припять
Как добраться до Припяти из Киева или Москвы? Какие КПП нужно преодолеть? Сколько километров от Киева до Припяти придется проехать? Есть ли возможность добраться до Припяти «дикарём» и насколько это опасно?
Поскольку Припять входит в Киевскую область, проще всего будет сначала добраться до столицы Украины, а оттуда двигаться в сторону Зоны отчуждения. Расстояние от Киева до Припяти – 152 километров. Это примерно 2-2,5 часа езды на легковой машине. Ехать нужно с юга на север, от Киева и выше по карте. Что касается расстояния от начала до конца пути, то на разных маршрутах Киев Припять оно примерно одинаковое. Существенных различий нет и в состоянии дорог.
Маршрут «Киев Припять» на машине может проходить по двум дорогам. Первый вариант будет выглядеть примерно так: Киев – Вышгород – Демидов – Катюжанка – Иванков – Дитятки – Чернобыль – Припять. В этом случае путь будет пролегать непосредственно через Чернобыльскую АЭС.
Рядом с деревней Дитятки находится контрольно-пропускной пункт в 30 километровую Зону отчуждения. Называется он «КПП – Дитятки». Будьте готовы предъявить документы.
Как доехать до Припяти по другому пути?
Второй путь «Припять Киев» более обходной, он проходит по трассе Т-1019. С Киева нужно держать курс на деревню Дмитровка, потом Микуличи – Шибеное – Сосновка. После Сосновки маршрут пойдет на Иванков, далее маршрут будет точно таким же, как если бы вами была выбрана карта Припяти в первом варианте.
Во втором маршруте расстояние Киев Припять будет на пару километров длиннее, но местные говорят, что вторая дорога менее загружена и более удобна.
Заблудиться по пути почти нереально: карта Припяти довольно проста. В округе только одна нормально асфальтированная дорога, к тому же, местные старожилы всегда готовы подсказать, где находится город Припять. Несмотря на то, что после 1986 года большинство жителей территорий, прилегающих к Зоне отчуждения, покинули свои дома, в последнее время наблюдается тенденция возвращения. В Зоне жить, конечно, отваживаются немногие, но близлежащие районы уже не пустуют.
Маршруты Москва — Припять
Маршрут Москва Припять будет, конечно, гораздо длиннее. Прямое расстояние от Москвы до Припяти – от 950 до 1050 км в зависимости от того, каким путем вы предпочтете ехать.
Вариантов автомобильных дорог три. Первый: Москва – Обнинск – Калуга – Брянск – Конотоп – Бровары – Киев – Припять. Путь займет 13 часов без учета российско-украинской таможни.
При втором варианте пути Москва Припять расстояние будет максимальным – через город Орёл. Выглядит это примерно так: Москва – Подольск – Серпухов – Тула – Орёл – Конотоп – Бровары – Киев – Припять. Ехать придется около 12-ти часов.
Третий автомобильный путь лежит через Беларусь. По дороге придется пересекать две границы, но стоит отметить, что все белорусско-украинские границы считаются менее загруженными, чем российские, и пройти таможню, скорее всего, будет гораздо быстрее. Ехать придется вот так: Москва – Смоленск – Могилёв – Гомель – Славутич – Припять.
Кроме того, расстояние от Москвы до Припяти можно преодолеть множеством вариантов поездов. Нужно ехать из столицы России до Киева или Могилева, а дальше добираться автомобильным транспортом, т.к. никаких электричек или автобусов до Припяти не идет. Самолетом до Киева, правда, не долететь, российские авиалинии не работают на украинской территории после событий 2013-2014 годов.
Исток и притоки и каналы
Река похожа на блудную дочь. Родившись на Украине, через 204 км убегает в Беларусь, но нагулявшись, возвращается и последние 50 км смиренно течет по родной нэньке. Общая протяженность составляет 775 км.
Исток в болотах Волыни
Исток реки находится в болотах Волыни. Вытекает оттуда в виде канавы заросшей, заболоченной и неухоженной. Полноводность приобретает на территории Беларуси. По всей длине к реке примыкают такие притоки:
- Цна;
- Птичь;
- Турья;
- Ясельда;
- Дубровица;
- Пина;
- Уборть;
- Словечна;
- Тремля;
- Желонь;
- Горынь и др.
На реке расположены 2 канала: Днепро-Бугский и недействующий Огинский.
Причина взрыва в Чернобыле
- Безусловно, причин, приведших к трагедии в Чернобыле, было несколько. И в первую очередь, сказалось отсутствие современной системы безопасности. Также на весьма низком уровне находились автоматическое управление и контроль.
- Сыграл свою печальную роль и чисто человеческий фактор. Реактор должны были остановить еще до начала эксперимента, но на носу были майские праздники, к которым советские люди по привычке «подгоняли» выполнение производственных планов. Поэтому и отложили отключение, чтобы не срывать показатели из-за отсутствия электроэнергии. А когда все же приступили к процессу остановки реактора, на работу уже вышла другая смена, менее подготовленная.
- И, наконец, специалисты видят причиной катастрофы конструктивные просчеты, которые были допущены, когда реактор был еще на стадии проектирования. Примечательно, что об одном из недочетов предупреждал сам конструктор, который и заметил его. Но на его заявления и предупреждения почему-то не обратили внимания.
Мертвый город до аварии. Чем жила Припять?
Представьте себе, что в городе всего тридцать лет назад еще жили люди. Они были самые обычные, как мы с вами, все у них было тоже так, как у нас. Вот, подумайте: что вам нужно для жизни в своем городе? Во-первых, это место, где можно жить со своей семьей. У припятчан тоже имелось такое местечко, за время с начала основания города они успели настроить не один дом, многоэтажки, частные строения.
Дальше нормальному гражданину необходимо ходить в школу или на работу, в зависимости от того, сколько вам лет. Не поверите, но школа в Припяти тоже была. В нее ходило много деток, рождаемость которых с каждым годом увеличивалась. Граждане постарше ходили на работу, а для этого было много вариантов и перспектив.
Самым главным работодателем была Чернобыльская АЭС, где были востребованы люди различных профессий и социальных статусов. Все, от обычной уборщицы и до ядерщика-физика, могли получить рабочее место на атомной станции. И заработная плата была неплохая, ведь из-за вредности и очень рискованной работы людям выплачивали дополнительные деньги.
Люди иногда болели, поэтому была построена больница для того чтобы лечить их. Мы же тоже в больницу ходим, правда? А если кому-то хотелось кушать, то он шел в магазин и покупал там себе то, что ему хотелось.
Состояние берегов реки Припять
Рассматривая береговую зону реки Припять будет правильным разделить реку на три части.
Болотистую местность территории Заречья можно смело отнести к верхней части реки: берега ее здесь все время поддаются изменению и находятся на первоначальной стадии своего формирования.
Отправляясь к средней части реки Припять мы можем отметить для себя сформированную картину с определившимися береговыми границами, где уровень воды летом доходит до 2-7 футов, а для ее состава в основном характерно гниение трав и кустарников, а также отложение ила и глины.
Нижнее русло реки Припять особо не отличается от среднего и характеризуется образованием болотистых, труднопроходимых зон.
Взгляните, где находиться река Припять на карте, и на мгновение станьте исследователем увлекательной географии, а также истории глубокой и древней реки. Занимательные факты и достоверная информация о реке Припять обязательно пригодятся вам — особенно, если вы решите отправиться в захватывающее путешествие по Киевскому Полесью и зоне отчуждения.
Радиация в Припяти. Наши дни
На данный момент радиоактивные выбросы в окружающую среду не осуществляются, так что Припять полностью безопасна для посещения в течении одного или нескольких дней. Период полураспада йода-131 уже давно закончился, так как он длится всего восемь дней. Только в некоторых участках города Припять радиация достигает от 50-70 мкР/ч, но общий уровень в городе сегодня безопасный для здоровья. Другое дело, собирать урожай и дары природы в этом регионе. Вот этого делать действительно не стоит, даже если вас очень приветливо угощают редкие жители Припяти.
И еще один факт, на выезде из города специалисты проверяют уровень радиации у всех посетителей обязательно. Это делается на тот случай, если вы были очень любопытными и все-таки забрели в зону повышенной радиации (место возле южных ворот АЭС). Вас не выпустят из Припяти, пока вы не скинете с себя все радиоактивные частички, даже если придется ехать домой босиком.
Инфраструктура и статистика
Население | Население города Припять до аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля составляло 47,5 тыс. человек. Средний возраст жителей города составлял 26 лет.
Общая площадь жилого фонда — 658 700 м², 160 домов, 13 414 квартир, 18 общежитий для холостяков на 7621 место, 8 семейных общежитий и домов гостиничного типа на 1206 комнат. |
Образование | Детские дошкольные учреждения — 15 единиц на 4980 мест. Средних общеобразовательных школ — 5 единиц на 6786 ученических мест, СПТУ 1 единица на 600 учащихся. |
Здравоохранение | Медсанчасть-126 на 410 коек, три поликлиники. |
Торговля | 25 магазинов на 9239 м² торговых площадей. Общепит — 27 столовых, кафе, ресторанов на 5535 посадочных мест. Складское хозяйство и хранилища — 10 единиц на 4213 м², складские помещения на 4430 тонн. |
Культура | 3 единицы культурных заведений: дворец культуры, кинотеатр на 1220 мест, школа искусств на восемь комнат для кружковой работы, общей вместимостью 312 учащихся. |
Спорт | 10 спортивных залов, 3 бассейна для плавания, 10 стрелковых тиров, 2 стадиона. |
Благоустройство | 1 парк, 35 детских игровых площадок и городков, 18 136 деревьев, 249 247 кустарников, 33 582 куста розы. |
Промышленность | 4 предприятия с общим объёмом производства 477 млн рублей, в том числе режимный радиозавод «Юпитер» НПО «Маяк» (3050 чел.), выполняющий заказы Министерства обороны СССР и КГБ (не путать с производством магнитофонов «ЮПИТЕР» киевским заводом «Радар», ранее «Коммунист»). |
Строительство | 6 первичных строительно-монтажных организаций, выполняющих объём строительно-монтажных работ на 132,3 млн рублей. |
Транспорт | Железнодорожная станция Янов, речной порт (обслуживался кораблями на подводных крыльях Восход, Ракета и Метеор) и 3 транспортных предприятия: автотранспортное предприятие № 31015, ТПО Управления строительства, автотранспортный комбинат Чернобыльской АЭС с общим числом транспортных единиц 533, в том числе 167 автобусов. А также в новый недостроенный 6-й микрорайон планировалось протянуть троллейбусную линию, но в связи с аварией на ЧАЭС проект не был реализован. |
Связь | Городской узел связи на 2926 телефонных номеров. Кроме того — 1950 номеров ведомственных станций АТС Управления строительства, Чернобыльской АЭС, завода «Юпитер». |
Водоснабжение | 28 артезианских скважин с суточным дебитом воды 15 тысяч м³, из них 8050 на город (176 литров (при норме на 1 жителя 250 литров в сутки)). |
Электроснабжение | На сутки — 121 тысяча киловатт-часов. В том числе на промышленную зону — 29 тысяч киловатт-часов. |
Теплоснабжение | Обеспечение горячим водоснабжением и теплом жилых и промышленных объектов города осуществлялось посредством теплофикационных установок Чернобыльской АЭС. Суммарная мощность теплофикационных установок 2090 ГДж/ч. |
Чернобыльская АЭС
Что такое Припять? Это спутник первой атомной станции Украины, Чернобыльской АЭС, которая и дала толчок сооружению города.
Здание атомной станции, утвержденное проектом 1967 года, могло вместить в себя три разных типа реактора: водо-водяные ВВЭР, графито-газовые РК-1000 и графито-водные РБМК-1000. На станцию решено было поставить РБМК-1000, в то время уже испытанные на нескольких АЭС Союза.
К 1986 году на станции работали 4 реактора. Мощность каждого из них 1000 МВт. Еще два энергоблока АЭС, реакторы №5 и №6, на тот момент строились. Они были остановлены в строительстве после Чернобыльской катастрофы. Строительство новых энергоблоков, которые так и не были запущены, велось с 1981-го по 1983-й год соответственно.
Мало кто знает, но помимо известной всем катастрофы 1986 года на ЧАЭС Припяти была еще одна относительно крупная авария. В 1982 году, 9 сентября на энергоблоке ЧАЭС №1 запускали реактор после запланированного ремонта.
Реакторы состоят из нескольких каналов, куда закладывают атомное топливо. Внешне они выглядят как большие дырки, куда кладут ТВС — пучки трубок, внутри которых находится уран.
В канале № 62-64 ТВС разрушилась и вследствие этого канал разорвался. Аварийная защита не сработала. Еще 20 минут мощность реактора была очень высокой – 700МВт. Это повлекло за собой печальные последствия.
В результате аварии пострадал не только первый, но и второй энергоблоки. В атмосферу выбросилась радиоактивная смесь из пара и газа. Близлежащие к станции территории были заражены. Но поскольку советские СМИ очень нехотя афишировали происшествие, об аварии на АЭС Припять, так же, как и весь Советский Союз, так и не узнала.
Как видим, с реакторами РБМК-1000 уже были проблемы. Кстати, не только на ЧАЭС. Несколько аварий случалось и на Ленинградской атомной станции, работающей на таких же энергоблоках.
Недостаточно хорошо спроектированные и сконструированные реакторы – одна из главных причин, которую называют виновницей Чернобыльской катастрофы 1986 года. Наряду с ней бытует мнение о том, что в аварии виновны работники станции.
Живут ли люди в Припяти сейчас?
У большинства читающих ужасные факты из истории города возникает справедливый вопрос, живут ли сейчас люди в Припяти. Этот вопрос неоднозначен. Поэтому давайте попытаемся разобраться вместе: живет ли кто-нибудь в Припяти, живут ли люди в Припяти, которые когда-то сбежали из города смерти, и когда можно будет жить в Припяти полноценной жизнью.
Несмотря на статус обреченного города, города смерти, Припять не полностью покинута людьми. В первую очередь местность населяют те, кто работает на Чернобыльской АЭС. Для нормальной защиты города и для контроля проживающих людей на территории Припяти образованы подразделения милиции и охраны.
Они так же работают на пропускных пунктах, через которые каждый день проезжают сотни туристов. Эти люди проживают в городе условно, пользуясь принципом вахты. Они находятся в городе поочередно меняясь, не больше двух недель, после чего проходят реабилитацию и отдыхают дома.
В целом персонал занимается наблюдением за остальным комплексом Чернобыльской АЭС, который в себя включает еще 3 реактора. Работу атомной станции нельзя прекратить одним нажатием клавиши. Это очень долгий и скрупулезный процесс, в котором нужно постепенное замораживание активных компонентов. В Припяти живут люди, помогающие выполнить эту задачу безопасно — так, чтобы ужасающая трагедия не повторилась в новых, еще больших масштабах.
Общежитие возле объекта Чернобыль-2
Припять: не верьте популярным фото
Многие до сих пор путают Чернобыль и Припять, замечает блогер. Так что стоит учесть, что большинство «чернобыльских фотографий» на самом деле сделаны именно в Припяти.
«Современные фотографы больше ищут „эмоциональные“ кадры, для чего разбрасывают повсюду кукол и противогазы – это все постановочные фото, на улице куклы не валялись, а детские противогазы 26 апреля 1986 года никто даже не распаковывал – это все сделали журналисты».
«Некоторые делают даже вот такие постановки, которые выдают за „фото брошенного нетронутого города“ – вроде как детям 26 апреля 1986 года было больше нечего делать, как укладывать кукол в свои кровати».
«„Точку невозврата“ Припять прошла примерно в 2000-м году. В это время было проведено исследование города, которое показало, что в этих домах нельзя будет жить никогда – из-за несоблюдения режима эксплуатации в конструкциях начались необратимые изменения».
«Средний возраст жителей города Припять составлял 26 лет – это был город молодежи и для молодежи. И это ощущается там до сих пор».
«Абсолютно все общественные здания (включая школы и милицию) имеют стеклянные двери и огромные панорамные окна. Среди окружающих деревень Припять выглядела как город из будущего».
«Даже сейчас Припять – это не полностью мертвый город. До 1998 года в Припяти для работников Зоны работал бассейн „Лазурный“, а сейчас работает припятская спецпрачечная, где стирают загрязненную одежду. Выглядит прачечная точно так же, как в игре „S.T.A.L.K.E.R. Зов Припяти“».
«Осенью 1986 года по домам Припяти ходили дезинфекторы. Они вскрывали двери и выбрасывали из окон полные холодильники – чтобы не допустить эпидемии. Несколько позже в окна полетела и мебель — ее выбрасывали прямо в кузова автомобилей и увозили в могильники».
«Наиболее ценные вещи (пианино, бытовую технику) увозили в магазин „Радуга“ в центре города – он практически все 90-е годы стоял с сигнализацией. Сейчас магазин открыт, а вещи никому не нужны – их уничтожило время».
«Тут еще надо сказать, что ВСЯ Чернобыльская зона начисто растащена мародерами. Все разбито, разломано и растащено, в 90-е годы отковыривали даже кафель. Россказни о том, что где-то в Припяти есть квартиры, где все осталось „как в 1986-м“ – абсолютные сказки».