Дворцово-парковый ансамбль «ораниенбаум»

Ораниенбаум дворец

Большой дворец А. Меньшикова – самое старое сооружение Ораниенбаума. Двухэтажный дворец и примыкающие к нему галереи протянулись на 210 метров вдоль Финского залива. Изысканность стиля производит неизгладимое впечатление. Великолепно внутреннее убранство дворца: великолепные росписи, изразцы в голландском стиле, паркет из различных пород дерева, покрытые обоями из китайского шёлка и кожи стены, обилие лепнины. В своё время дворец Меньшикова в Ораниенбауме превзошёл по роскоши своего убранства знаменитый своей красотой дворец в Петергофе.
Китайский дворец по праву является сокровищем Ораниенбаума. В его украшении использованы мотивы востока. Многие предметы для декорирования дворца Ораниенбаума были привезены из Японии и Китая

Особое внимание привлекает Стеклярусный кабинет, в котором находятся уникальные панно, расшитые стеклярусом.
Дворец Петра Третьего создавался для отдыха царственной особы. Архитектором Ринальди использовал при его постройке модный в то время стиль рококо

Посетителей поражает изысканное комнат второго этажа. Картинный зал украшают множество художественных полотен.

Как добраться до Ораниенбаума

Не менее интересным пунктом нашего приключения стал город Ломоносов, в котором расположен дворец Ораниенбаум. Он расположен в 45 километрах от Санкт-Петербурга. Город был построен в начале 18 века. В настоящее время это спокойный, уютный, чистенький городок с малоэтажными домами и улыбчивыми людьми. Свое название город получил в 1948 году в честь гениального ученого, писателя, просветителя – М.В. Ломоносова.

Добраться до города Ломоносов можно на общественном транспорте. Маршрутки идут от станций метро «Автово», «Балтийская» и «Проспект Ветеранов». Также можно добраться на электричке от станции «Балтийская». Время в пути на маршрутке составит около 40-60 минут.

Для тех, кто приезжает в Санкт-Петербург на короткое время, предлагается большое количество экскурсий. Экскурсии в Ораниенбаум можно приобрести заранее, либо с утра приехать на Невский, а именно к Гостиному двору, откуда отправляются экскурсионные автобусы в Ломоносов. Экскурсии проходят не каждый день в этот дворец, поэтому лучше поискать расписание в интернете.

Дворец на макете Петровская акватория

Дворец на макете Петровская акватория

Интересные факты

Сегодня музей-заповедник «Ораниенбаум» включен в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. И, несмотря на то, что город был назван в честь Михаила Васильевича Ломоносова, учёный так ни разу в нем и не побывал.

Многие исторические источники утверждают, что у императрицы Екатерины II был тяжёлый нрав. Всех неугодных её величеству приказывалось устранить. В связи с этими событиями ходит легенда, что призраки умерших людей до сих пор гуляют по парку. Их видели посетители в вечернее время.

Существуют легенды и о других призраках, которые были замечены в Ораниенбауме. Это и сам Петр III со своей женой,  а также девочка Наташа, дочь последнего владельца Большого дворца, герцога Мекленбурга-Стрелицкого.

Сегодня мы имеем возможность оценить оригинальные творения дворцовых мастеров прошлых веков. Чтобы посмотреть все достопримечательности Ораниенбаума потребуется не один день. Но не стоит жалеть времени и сил, чтобы прикоснуться к прошлому нашей страны.

Из истории

После победы в Северной войне в 1700–1702 годы Россия вернула свои земли на Балтийском побережье. Началось строительство Санкт-Петербурга и чтобы освоить близлежащие земли, Петр Первый выделил участки земли своим приближенным с условием их застройки.

Царский фаворит Александр Меншиков получил землю на южном берегу Финского залива, в 40 км от Санкт-Петербурга, где началось строительство усадьбы, названной Ораниенбаумом.

По преданию в этой местности находилась оранжерея, в которой росли дикие апельсиновые деревья, причем на каждом из них можно было заметить табличку с надписью «Oranienbaum», что в переводе с немецкого означает «померанцево», или «горькое апельсиновое» дерево. Петра Первого развеселили надписи и он назвал эту местность Ораниенбаумом

По другой, более правдивой легенде, Александр Меншиков дал имя своему поместью в честь Вильгельма третьего Оранского — наместника Нидерландов, короля Англии, которого император очень почитал и любил. По имени поместья была названа Слобода, позже ставшая городом Ораниенбаумом.

Возведение дворца началось в 1710 году и продолжалось до 1727 года. В строительстве принимали участие архитекторы Джованни Фонтана, Иоганн Шедель и Андреас Шлютер, Иоганн Браунштейн и Николя Пино.

В 1727 году Александр Меншиков попал в опалу и был сослан в Раненбург (ныне город Чаплыгин Липецкой области). Большой дворец переходит в казну, а затем передается Адмиралтейств-коллегии и перестраивается под Морской госпиталь.

В 1743 году хозяином усадьбы становится Великий князь Петр Федорович, впоследствии император Петр III. По преданию, именно здесь он отрекся от престола в пользу своей супруги, ставшей императрицей Екатериной II.

В середине XIX века, когда поместье принадлежало Великой княгине Елене Павловне, были выполнены преобразования дворца, придавшие ему оригинальность и сохранившие его самобытность. (Княгиня Елена Павловна — супруга Великого князя Михаила Павловича, младшего брата императоров Александра I и Николая I).

Работы по перестройке дворцового ансамбля выполнялись под руководством Франческо Растрелли, а затем — Антонио Ринальди. Также в создании дворцово-паркового ансамбля принимали участие Андрей Штакеншнейдер и Гаральд Боссе, Людвиг Бонштедт и Георгий Прейс.

Позже поместьем владела Екатерина Михайловна, дочь княгини Елены Павловны, а затем ее внуки. При советской власти в разное время в здании размещались госпиталь и училище, техникум и общежитие.

Только в 1995 году в городе Ломоносове создается музей-заповедник, а первые посетители смогли осмотреть Меншиковский (Большой) дворец в сентябре 2011 года в год празднования трехсотлетия Ораниенбаума. Средства на завершение реставрации выделялись из Федерального бюджета, а также дочерними компаниями Газпрома.

Интерьеры Китайского дворца в Ораниенбауме

Экскурсии внутри, если не было объявлено тематической прогулки, проходят в полусвободном формате, когда гости могут вдумчиво осмотреть каждое помещение. Условно резиденция поделена на две большие половины — павловскую и екатерининскую, начинать обзорный тур рекомендуют с первой. Здесь всё начнётся с Розовой комнаты, она же — спальня наследника, которая переходит в штофную опочивальню. Интерьеры сохранены с XIX века, когда была мода на тканевую драпировку стен.

Дальше начинается женская комната — будуар, его императрица задумывала как Живописный кабинет. По первоначальным планам стены представляли собой плотно натянутые холсты с художественной росписью. Из него когда-то вела дверь в кабинет Павла I, но её по неизвестным причинам замуровали кирпичом ещё до революции. Сама рабочая комнатка тесная, и у историков до сих пор возникают вопросы, как склонный к демонстративной роскоши правитель мог здесь ютиться и работать.

Перед проходом в центральную анфиладу посетителям рекомендуют вернуться к южной галерее, чтобы оценить убранство одной из антикамер, пристроенных в XIX веке. Внутри — чудом сохранившийся паркет из ценных пород дерева, который на момент открытия музея после реставрации практически не изменился. При жизни последних хозяев зала использовалась в качестве обеденной комнаты — стол, накрытый на восьмерых человек, и диваны для отдыха и чтения никуда не убирали.

Samike

Екатерининская половина начинается с Зала Муз, который не нуждается в представлении — это его фотографии чаще других мелькают на сувенирных открытках и путеводителях. 9 прислужниц искусства и наук изображены на стенах в традиционном для рококо розовом обрамлении. Фрески написаны итальянским мастером Стефано Торелли — он отказался от использования масляных красок, работая исключительно темперой. Столь оригинальный ход усложнил работу реставраторам в наши дни.

Вторым по значимости помещением считается стеклярусный кабинет. Ему в XX веке повезло меньше — при попытках реставрации хрупкие панно, украшающие стены, сильно повредились. Их часто называют китайскими, но это заблуждение — вышитые золотом рисунки с птицами изготовлялись русскими золотошвейками, даже сохранились имена. Пол тут тоже необычный — вместо паркета его выкладывали мозаикой из смальты, точно такие же плитки позднее украсят Спас на Крови.

Логическим завершением анфилады является Большой зал, он же — композиционный центр всего дворца. Его изначально задумывали для торжественных приёмов иностранных послов, но по факту помещение превратилось в бальную комнату, а овальный профиль лишь помог устраивать пышные танцевальные вечера. Примечательно, что лепнины с плафонами в нём почти нет — разноцветные мраморные вставки и колонны сами по себе создают уникальный отсвет, не нуждающийся в отделке.

Samike

Петербург Ораниенбаум история

Название переводится с немецкого как «померанцевое дерево». Друг и соратник Петра Великого А. Д. Меньшиков облюбовал место на побережье Финского залива для своей загородной резиденции. По его велению был возведён Большой дворец и Нижний сад. Меньшиков задумал свою резиденцию в память о победе русского оружия в войне со шведами.
Следующим владельцем стал Пётр III. Дочь Петра Великого Елизавета подарила ему эту усадьбу. По указанию наследника русского престола в имении построены крепость Петерштадт, и дворец.
Екатерина Великая тоже любила Ораниенбаум Петербурга и обосновала в здесь свою резиденцию для летнего отдыха. При ней был построен Китайский дворец, предназначенный для приема гостей и горка для катания на санях – Катальная горка. До революции 1917 года Ораниенбаум был собственностью русских царей. После Октябрьской революции стал музеем. В 1946 году здесь был создан музей «Ораниенбаум». Он стал объектом культурного наследия международного значения. В 1948 году город стал называться Ломоносов.

https://youtube.com/watch?v=Kq0qW1OTRLQ

Интересные факты

Название Китайский дворец появилось в документах не раньше середины XIX века, благодаря богатому убранству с элементами азиатского стиля. Сама Екатерина II называла «скромную» пригородную дачу «голландским домиком», и ни с каким Китаем его облик никогда не связывала. Вероятнее всего, современное имя прижилось благодаря нескольким поездкам рабочих Антонио Ринальди в страны Востока, где закупался фарфор с редким драгоценным стеклом для отделки стен и потолка.

При жизни императрицы и Павла I дворцовые спальни ни разу не использовались по назначению. Ключевой их функцией была демонстрация роскоши русского аристократического двора, что доказывали восторженные отзывы иностранных делегатов. Почётные гости использовали опочивальни и залы для танцев, игры в карты или обсуждения готовящихся указов. К вечеру галереи пустели, а публика разбредалась по Большому Меньшиковскому дворцу, ставшему местом ночлега.

Легенды Китайского дворца постоянно упоминают истории о призраках, которые бродят по опустевшим коридорам и мелькают в окнах. Большинство из них — о юной наследнице рода Мекленбургов-Стрелицких — герцогине Наталье, скончавшейся в 19 лет. После октябрьской революции её могилу в парке разорили, из-за чего появилась жуткая история про женский плач и стучащие по деревянному паркету каблучки туфелек. Сегодня на месте уничтоженного надгробия поставили памятный камень.

Особое любопытство искусствоведов представляют плафоны, украшающие потолки анфилады первого этажа. Делались они не по классической схеме, когда художник лежит на строительных лесах и расписывает штукатурку. Это полноценные холсты на прочных подрамниках, намертво закреплённых в перекрытиях. Их изготовили венецианские мастера, отсюда — специфические яркие образы, нетипичные для русской живописи, например, итальянская пастораль и сцены античной мифологии.

Один из потолочных плафонов анфилады, Anastasia Galyamicheva

Цены на входные билеты в «Ораниенбаум» в 2021 году

Парк Ораниенбаум: входной — 300 рублей, для граждан СНГ и налоговых резидентов — 100 рублей, льготный билет — 100 рублей.

Экскурсионное обслуживание:

  • группа до 30 человек (формируется администратором на входе) — 100 рублей за человека;
  • организованная группа от 10 до 30 человек — 2000 рублей за группу:
  • организованная группа до 5 человек — 1000 рублей за группу;
  • мероприятия на территории музея — от 2500 до 3000 рублей + входной билет на каждого члена группы.

Albert Björklund

Музей «Большой Меншиковский дворец»: входной — 500 рублей, для граждан СНГ и налоговых резидентов — 300 рублей, льготный билет — 300 рублей.

Экспозиция «Ораниенбаум сквозь века»: входной — 200 рублей, для граждан СНГ и налоговых резидентов — 100 рублей, льготный билет — 50 рублей.

Церковный павильон Большого Меншиковского дворца: входной — 400 рублей, для граждан СНГ и налоговых резидентов — 250 рублей, льготный билет — 150 рублей. Справки по телефону: +7 (812) 422-80-16.

Экскурсионное обслуживание:

  • группы от 20 человек — экскурсия входит в стоимость входных билетов;
  • группы до 20 человек — 1000 рублей за группу;
  • посетители с бесплатными билетами — от 2000 рублей за группу;
  • посетители с бесплатными билетами в составе экскурсионной группы — 100 рублей с человека.

Сергей Архипкин

Музей «Картинный дом»: входной — 500 рублей, для граждан СНГ и налоговых резидентов — 300 рублей, льготный билет — 200 рублей. Информация о музее по телефону: +7 (812) 422-80-16.

Павильон «Китайская кухня»: входной — 250 рублей, для граждан СНГ и налоговых резидентов — 150 рублей, льготный билет — 100 рублей. Информация о работе павильона по телефону: +7 (812) 422‑80‑16

Китайский дворец: входной — 500 рублей, для граждан СНГ и налоговых резидентов — 300 рублей, льготный билет — 200 рублей. Справочная служба дворца: +7 (812) 422-80-16.

Павильон «Каменное зало»: входной — 250 рублей, для граждан СНГ и налоговых резидентов — 150 рублей, льготный билет — 100 рублей.

Дворец Петра III: входной — 400 рублей, для граждан СНГ и налоговых резидентов — 250 рублей, льготный билет — 150 рублей.

Экскурсионное обслуживание:

  • группы от 15 человек — экскурсия входит в стоимость входных билетов;
  • группы от 5 до 15 человек — 1000 рублей за группу;
  • посетители с бесплатными билетами — от 1000 рублей за группу;
  • посетители с бесплатными билетами в составе экскурсионной группы — 100 -150 рублей с человека;
  • мероприятия на территории музея — от 2500 до 3000 рублей + входной билет на каждого члена группы;
  • проведение дня рождения в музее — 5000 рублей + входные билеты для каждого посетителя.

Информация о льготах и экскурсиях на официальном сайте комплекса «Ораниенбаум»

Игорь Морозов

Китайский дворец

Жена последнего, будущая императрица Екатерина II, очень любила эту резиденцию, Собственную дачу. Возведенные в ее правление Катальная горка и Китайский дворец считаются изысканными образцами барокко и рококо. Парк расширили, к изысканным партерам и идеальным боскетам во французском стиле добавили “естественные” пруды и рощи.

В XIX веке Ораниенбаум принадлежал императору Александру I, а позже – его брату, великому князю Михаилу Павловичу. Затем герцогской династии Мекленбург-Стрелицких, родственникам Романовых. Переделки в целом оказались незначительными. Из крупных можно выделить разве что надстройку Китайского дворца, произведенную по проекту Андрея Штакеншнейдера.

История

Строительство Собственной дачи в Ораниенбауме, частью которой чуть позже и станет Китайский дворец, связано с восхождением на престол Екатерины II. В 1762-м году амбициозная императрица даёт письменный указ о создании летней резиденции. Ответственным за стройку назначается Антонио Ринальди, и далеко не всем его планы понравились. Сохранились даже воспоминания придворных, которые уверяли, что на родине за такие растраты итальянца бы повесили на воротах.

Имея практически неограниченный бюджет, архитектор справился с поставленными задачами за шесть лет, хотя ещё два угода ушли на косметическую отделку помещений. Результат превзошёл любые ожидания — просторный парк превратился в малый великокняжеский двор, а за кущей деревьев скрылся от любопытных глаз одноэтажный дворец. Рядом с ним соорудили Каменное зало для концертов и домовых спектаклей, а также Катальную горку — один из первых в стране аттракционов.

В 1849-м году резиденция отходит правнучке императрицы — герцогине Мекленбург-Стрелицкой, потомки которой владеют дворцом вплоть до революции. Именно тогда зданию надстраивают второй этаж с жилыми блоками, а анфилада первого бережно сохраняется в память о великих предках. Южный фасад меняют до неузнаваемости — появляется хорошо освещённая стеклянная галерея и две прихожие-антикамеры в итальянском стиле, которые использовались как столовые с видом на пруд.

Samike

Роковые события 1917-го вынудили весь род Мекленбург эмигрировать в Германию, а Китайский дворец за неимением хозяев национализируется «без единой капли крови». Статус музея он получил лишь через восемь лет, тогда же сюда впервые пускают посетителей. Стоящее по соседству здание кухни отдают под общежитие студентам-художникам, но в тридцатых его ликвидируют, а территория дворца переходит в ведомство минкульта, превратившись в закрытый объект.

Период Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда Ораниенбаум пережил с минимальными потерями. Боевые действия шли далеко, а дворцы по личному приказу одного из генералов охраняли красноармейцы 48-й стрелковой дивизии. Все ценности из анфилады успели эвакуировать в Новосибирск, а фарфор со стеклярусными панно надёжно спрятали в подвалах Исаакиевского собора. Оттуда их позже заберут в Эрмитаж на реставрацию, которая продлится долгие десятилетия.

Фактически, восстановительные работы в Китайском дворце проходят по сей день. Из-за осевшего от времени грунта, подвальные помещения нуждаются в постоянном дренаже грунтовых вод. Голубая гостиная и знаменитый Зал Муз открылись для широкой публики только в 2011-м году, настолько плачевным было состояние перекрытий из-за влажности. Сегодня для осмотров доступны все 17 залов, подход к пруду и парковая скульптура. Часть памятников для удобства перенесена в Китайскую кухню.

Samike

Другие достопримечательности Санкт-Петербурга, Россия

Государственный Эрмитаж

5 отзывов

Храм Спаса на Крови

7 отзывов

Большой Дворец

3 отзыва

Государственный музей-памятник Исаакиевский собор

3 отзыва

Дворцовая Площадь

5 отзывов

Екатерининский дворец и парк

3 отзыва

Петергоф

11 отзывов

Петропавловский Собор

7 отзывов

Исаакиевский собор

7 отзывов

Невский проспект

3 отзыва

Казанский кафедральный собор

3 отзыва

Государственный Русский музей

3 отзыва

Гранд Макет Россия

3 отзыва

Музей Фаберже

Юсуповский Дворец на Мойке

Никольский Морской собор в Кронштадте

Государственный Музей-Заповедник

Государственный академический Мариинский театр

Набережные Невы

Дворцовый мост

2 отзыва

Архитектурный ансамбль Ораниенбаума

На территории музея-заповедника расположено несколько павильонов, 2 парка, 5 прудов и морской канал. Главным зданием является Большой Меншиковский дворец. По одну его сторону расположился верхний парк, а по другую Нижний сад. На территории Верхнего парка находятся Петерштадт и Собственная дача.

Здание Большого дворца состоит из главного двухэтажного корпуса, прилегающих к нему одноэтажных галерей и боковых павильонов — Японского и Церковного. Общая длина основного фасада составляет 210 метров. Сам дворец и прилегающие к нему флигели образуют букву «п».

Основным архитектурным стилем было выбрано петровское барокко, представляющее собой смесь модных направлений шведской, немецкой и голландской архитектуры. Что касается внутренней отделки, то она многократно менялась вместе со сменой хозяев дворца.

На территории прилегающего к дворцу регулярного Нижнего сада были установлены 3 фонтана, несколько десятков деревянных скульптур и 4 позолоченные свинцовые статуи. Позже скульптуры были заменены на мраморные и появились ещё 2 фонтана.

В северной части Нижнего сада расположен Картинный дом. Он представляет собой одноэтажное здание с надстройкой, называемой мезонином. В военные годы в здании располагалась школа. К востоку от Меншиковского дворца находятся 5 строений для обслуживающего персонала, называемые нижними домами и расставленные буквой «п».

На территории Верхнего парка, недалеко от катальной горки, расположено Каменное зало. Это здание предназначалось для проведения увеселительных мероприятий. Зал выполнен в стиле елизаветинского барокко, присущего архитектурным строениям эпохи правления императрицы. От здания отходит Тройная липовая аллея, а перед его фасадом расположился пруд в форме буквы «п».

Не меньшего внимания достоин павильон «Китайская кухня». Его архитектором был Людвиг Людвигович Бонштедт, который работал в стиле Антонио Ринальди. В помещении располагались 2 русские печки, голландские печи с духовками, а также духовые шкафы для кондитерских и жаровочных работ.

От крепости Петерштадт до наших дней сохранились лишь ворота и дворец Петра III. Дворец имел форму куба со срезанным углом на главном фасаде и был украшен балюстрадой. Внутренняя отделка жилых комнат была выполнена с помощью лаковой росписи. Особенностью дворца является архитектурный приём «цветок Ринальди», использовавшийся автором впервые.

На территории Собственной дачи сохранились все павильоны. Основными из них являются Китайский дворец и Катальная горка. Достопримечательностью китайского дворца является Стеклярусный кабинет. Внутри него располагаются 12 панно из стекляруса. На основах панно изображены тропические пейзажи при помощи техники объёмной вышивки шелком.

Что касается Монументальной Катальной горки в Ораниенбауме, то она была не единственной в Санкт-Петербурге — другая находилась в Царском селе. Длина горки на Собственной даче достигала 500 метров и поддерживали её более 700 колонн.

Меншиков и его Большой дворец

Само слово «Ораниенбаум» обозначает померанцевое или апельсиновое дерево. Но цитрусовые растения тут не причем. Когда-то это место подарил своему любимцу Александру Меншикову Петр I. И Меншиков назвал место Ораниенбаумом — то ли в честь принцев Оранских, с которыми хотел породниться, то ли просто использовав красивое немецкое название: в Германии есть и свой Ораниенбаум и свой Ораниенбург. Однако сейчас именно померанец считается официальным символом города Ломоносова. В двухтысячных годах в парке появился памятник в виде померанцевого бронзового дерева с позолоченными плодами.

Здесь когда-то заканчивалась дорога, которая вела из Петергофа к Кронштадту, дальше следовала паромная переправа. В 1711 году Меншиков начинает строить себе грандиозный дворец – более роскошный, чем, например, петровский Монплезир в соседнем Петергофе. Дворец построен в стиле барокко. Длина здания – более двухсот метров, над центральной его частью возвышается корона, хотя Меншиков к царствующим особам не относился. Под дворцом был разбит сад с фонтанами, а из Финского залива прорыт подходящий к самому дворцу канал, как и в Петергофе.

Внутренняя отделка дворца продолжалась до 1727 года. Проще всего были отделаны покои, предназначавшиеся для Петра I – в соответствии с его вкусами. Но были и диковинки – например, турецкая баня с прозрачным потолком. 3 сентября была освещена домовая Пантелеймонова церковь, но уже 8 сентября началась опала Меншикова. Больше он сюда никогда не вернулся. Обстановка его дома была конфискована. Сейчас о временах Меншикова в Большом дворце напоминает только интерьер парадного входа. Но Александру Даниловичу и его времени посвящена обширная музейная экспозиция.

Основные интерьеры, которые сейчас можно увидеть в залах музея, были созданы в середине XIX века при великой княгине Елене Павловне. Она была умнейшей из всего семейство Романовых – по крайней мере такой признавал ее Николай I – и обладала великолепным вкусом и чувством изящного. При ней дворец был отремонтирован и заново отделан.

История

Большой Меншиковский дворец – центр композиции. Выстроил его в царствование Петра I для главного царского фаворита, князя Александром Даниловичем Меншиковым. Которому эти земли на берегу Финского залива пожаловали почти сразу после победы под Полтавой.

Имение назвали Ораниенбаумом. Распространено мнение, что это калька с немецкого: в дословном переводе померанцевое дерево. Однако, некоторые исследователи находят в этом отсыл к династии Оранских, правителей Нидерландов.

Будто бы Меншиков, выходец из бедного сословия, таким образом хотел поднять статус своей резиденции, сделав приятное Петру I. Как известно, всегда неровно дышавшему в сторону Голландии, и лично знакомому с Вильгельмом III Оранским – по совместительству королем Англии Вильгельмом II.

Большой дворец, в создании которого приняли участие: итальянский архитектор Джованни Фонтана и немецкий – Иоганн Шедель, – образчик петровского барокко. Обширное здание, главным фасадом обращенное в сторону Финского залива, стоит на естественной возвышенности.

Входной билет для граждан России и стран-членов ЕАЭС в 2020 году стоит 300 RUB. Дети 0-15 лет отроду проходят вообще бесплатно!

Тем, кто неплохо знаком с Петербургом, наверное, нет смысла напоминать, что в городе имеется собственный Меншиковский дворец. Стоящий на Университетской набережной Васильевского острова и являющий собой отменный образец петровского барокко… Находится он, кстати, в ведении Эрмитажа.

Перед ломоносовским дворцом разбили регулярный Нижний сад, соединив его с Балтийским морем каналом. Именно по воде прибывали в резиденцию Меншикова гости. И их восхищение неизменно переполняло страницы воспоминаний.

После опалы Меншикова имение перешло в казну. А в 1743 году императрица Елизавета подарила его наследнику престола, Петру Федоровичу, будущему Петру III. Для великого князя здесь возвели целую потешную крепость, Петерштадт.

Из всего ансамбля которой до наших дней дожил лишь изящный дворец в стиле рококо. Созданный по проекту Антонио Ринальди в 1758-1762 годах – это первое творение итальянского архитектора в России. Напомним, что позднее Ринальди одарил Санкт-Петербург Мраморным дворцом и Гатчинским замком.

Ансамбль Собственной дачи

Китайский дворец

Основная статья: Китайский дворец Китайский дворец

Расположенный в глубине Верхнего парка, Китайский дворец является частью дворцово-паркового комплекса Собственной дачи императрицы Екатерины II. Возведенный в 1762—1768 годах по проекту Антонио Ринальди первоначально дворец был одноэтажным и только в середине XIX века для дочери великого князя Михаила Павловича Екатерины Михайловны был надстроен второй этаж, появилась застекленная галерея, а с востока и запада к торцевым частям здания были пристроены небольшие помещения.

Название «Китайский дворец» впервые фигурирует в 1774 году в камер-фурьерском журнале. До этого дворец называли «голландский домик» (так же, как дворец Монплезир в Петергофе), «домик, что в Верхнем саду», «домик маленький». Название «Китайский» возникло потому, что в соответствии со вкусом середины XVIII века на «китайщину» ряд интерьеров дворца (Большой и Малый китайские кабинеты, Китайская опочивальня) декорирован в духе китайского искусства или с использованием подлинных произведений искусства Китая и Японии.

Сдержанность внешнего убранства контрастирует с изысканной и разнообразной отделкой внутренних помещений. Значительную часть живописной коллекции составляют плафоны, написанные специально для Китайского дворца несколькими мастерами, группировавшимися вокруг крупнейшего живописца-декоратора XVIII века Д. Б. Тьеполо.

Центр планировочной композиции дворца — Большой зал, декорированный живописью, золоченой лепкой, мозаикой, искусственным мрамором. На стенах — два медальона в мраморными барельефами, изображающих Петра I и Елизавету Петровну. От Большого зала вдоль главной оси в обе стороны отходят парадные помещения, завершающиеся Залом муз с востока и Большим Китайским кабинетом с запада.

Самым знаменитым покоем Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы стеклярусными панно. Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом. Стеклярус был изготовлен на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским ученым М. В. Ломоносовым. На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц среди не менее фантастического пейзажа. Долгое время считалось, что панно были изготовлены во Франции, однако сейчас установлено, что они были вышиты девятью русскими золотошвеями под руководством Марии де Шель. Панно заключены в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздями винограда.

Изначально пол в Стеклярусном кабинете был набран из разноцветных смальт, также изготовленных на Усть-Рудицкой фабрике, однако к середине XIX века он пришёл в негодность и смальты заменили на наборный паркет с сохранением прежнего рисунка.

Китайский дворец является единственным в своем роде в России памятником стиля рококо. Большинство интерьеров дворца сохранили подлинную отделку середины XVIII века. Также особую ценность ему придают уникальные предметы декоративно-прикладного искусства Китая и Японии конца XVII — середины XVIII века, сохранившиеся и дошедшие до нас наборные паркеты второй трети XVIII века (выполненные по эскизам Антонио Ринальди).

В годы войны Китайский дворец был законсервирован, музейные ценности были эвакуированы (часть — в Новосибирск и Сарапул, часть — в уже оказавшийся в блокадном кольце Ленинград по т. н. «малой дороге жизни» (Ораниенбаум — Бронка — Кронштадт — Лисий Нос), где экспонаты хранились в Исаакиевском соборе, а затем в Эрмитаже). В 1946 году дворец вновь открывается как музей.

Павильон Катальной горки

Павильон Катальной горки

Павильон Катальной горки был построен в 1762—1774 гг. по проекту архитектора Антонио Ринальди. Это многоступенчатое каменное здание высотой 33 метра расположено в западной части Верхнего парка, у северной его границы. Его объемно-пространственное решение напоминает Эрмитаж в Царском селе — к центральному корпусу примыкают массивные флигели (в отличие от Эрмитажа, их не четыре, а три). В архитектурном облике павильона присутствуют элементы как стиля барокко (композиция фасадов, декоративные алебастровые вазы), так и раннего классицизма (колонны).

Сооружение Катальной горки в Ораниенбауме было продолжением народной традиции — устройства ледяных гор, проурочивавшихся к дням масленичных гуляний. Эти горки послужили образцом для создания монументальных ка

Как добраться до Китайского дворца в Ораниенбауме

Туристам, предпочитающим железнодорожный транспорт, рекомендуют любую пригородную электричку от Балтийского вокзала, идущую в сторону Ломоносова. Время в пути занимает примерно 1 час, дефицита с отправлениями нет — среднее время ожидания следующего состава 20–25 минут. Станция «Ораниенбаум-2» находится буквально напротив Верхнего парка и Меньшиковского дворца, идти пешком придётся около полутора километров, зато не нужно никуда сворачивать.

С автобусами для тех, кто уже находится в Ломоносове, проблем тоже не будет. Остановка называется «Школа», расположена она на выезде с Дворцового проспекта, гораздо ближе к парку, чем ж/д станция. На выходе из транспорта шагать прямо по аллеям, указатели, чтобы не заблудиться, присутствуют.

Заказывать такси из Санкт-Петербурга в Ломоносов невыгодно. Даже Uber или служба Яндекса считают километр по пригородному тарифу, и поездка обойдётся «в копеечку». Впрочем, для туристов предлагается забронировать трансфер, в том числе прямо из аэропорта Пулково — такой вариант максимально безопасный и быстрый.

Тем, кто путешествует на личном или арендованном транспорте, переживать не стоит — прямо перед входом в Китайский дворец обустроена просторная охраняемая парковка (59.907869, 29.745473). нигде поблизости стояночных площадок нет — везде висят запрещающие знаки.

Китайский дворец в Ораниенбауме на Google-панораме:

Видео о Китайском дворце в Ораниенбауме:

Петр III и его крепость

Следующим владельцем Ораниенбаума стал князь Петр Федорович, будущий император Петр III, родной внук Петра I.

Князь Петр, увлеченный военным делом и фортификацией, строит здесь маленькую потешную крепость Екатеринбург, потом рядом с ней – крепость св. Петра. Крепости периодически устраивают сражения, наглядно демонстрируя раздоры между супругами. Петр увеличивает и расширяет свою крепость и называет ее Петерштадт. Она невелика, но построена по всем правилам: в виде звезды, с валами, рвами и пятью бастионами, оснащенными пушками. Крепость занимала два гектара, сам Петр стал комендантам ее гарнизона. Солдаты специально были выписаны из его родной Голштинии, и для них в крепости даже специально построили лютеранскую кирху. Здесь не столько развлекались, сколько всерьез изучали венное и фортификационное искусство. А на Малом Увеселительном море (сейчас оно называется Нижним Прудом) был построен небольшой флот из 4 кораблей.

Сейчас от самой крепости остались только остатки валов, въездные ворота и здание гауптвахты. Зато от Петра III сохранилось другое интересное сооружение – дворец, который когда-то составлял с крепостью единый ансамбль.

Дворец наследника строился в те же годы, что и крепость, по проекту А. Ринальди и он же занимается внутренней отделкой помещений. Это один из немногих памятников стиля рококо, так и не прижившегося в России. В этом здании не жили постоянно, а отдыхали и развлекались – этим объясняется необычность планировки и простота убранства. Но Петр не успел даже закончить отделку – был свергнут своей женой Екатериной. Дворец некоторое время стоял в запустении, потом уж при Александре III был превращен в охотничий домик и отделан заново.

Сейчас дворец Петра III является частью музейного комплекса. Полностью восстановлено убранство шести парадных комнат на втором этаже. Со времен Петра сохранилась уникальная лепнина с «цветками Ринальди» – перекрещёнными цветущими ветками, а также сюжетная лепнина, изображающая эпизоды из жизни крепости. Стены отделаны шпалерами с висящими на них картинами, и лаковыми панно в китайском стиле. Паркет из разноцветных пород древа создавался уже в 80-х годах XIX века. Вся мебель сделана в XVIII веке.

Еще один небольшой изящный павильон, построенный при Петре III, называется «Каменное Зало». Он был сделан специально для проведения здесь балов и других увеселений. В XIX веке его переделали в кирху и пристроили к нему колокольню, но сейчас строению возвращен первоначальный вид. Сейчас здесь находится постоянная выставка скульптуры, также проходят концерты и киносеансы.

«Картинный Дом» находится в еще одном здании этого времени, построенном по проекту Ф. Б. Растрелли. Когда-то это был комплекс, который включал в себя театр, библиотеку и кунсткамеру. Сейчас здесь можно увидеть коллекцию западноевропейской живописи и собрание китайских «диковинок», а в театре продолжают давать представления – в том числе и с воссозданными декорациями и костюмами XVIII века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector