Музей семьи бенуа

Содержание:

Династия Бенуа

Среди представителей династии Бенуа много одарённых талантливых людей, которые стали известными в разных сферах искусства: архитектуре, живописи, скульптуре, музыке, театре. Кроме того, династия дала России государственных деятелей и промышленников. Самые известные фамилии из обширной семьи Бенуа – это Таманяны, Шретеры, Серебряковы, Лансере, Черепнины, Устиновы. Этим людям и посвящён Музей семьи Бенуа в Петергофе.

Император Николай I в середине XIX века назначил главным архитектором монаршей резиденции Николая Леонтьевича Бенуа, который и стал родоначальником известной династии. Началом карьеры Николая Бенуа стало проектирование и строительство двух Фрейлинских корпусов недалеко от Летнего дворца императора. Многие Бенуа считали Петергоф своей малой Родиной, хотя судьба их складывалась по-разному. Петергоф с его красотами и изяществом архитектуры, фонтанов, аллей настраивал с детства на романтический лад, привлекая творениями великих мастеров, которые здесь были, буквально «на каждом шагу».

В сентябре 1988 года был торжественно открыт музей династии Бенуа, расположившийся в корпусе Фрейлинского дома, когда-то построенном по проекту Николая Бенуа. Музей семьи Бенуа создавался благодаря предложению Николая Александровича Бенуа – внука первого Бенуа, художника миланского театра «Ла Скала». Документы, письма, фотографии, а также художественные театральные работы Н. А. Бенуа стали основой экспозиции.

В течение многих лет коллекция Музея семьи Бенуа неоднократно пополнялась благодаря сотрудничеству музейщиков с потомками Николая Бенуа, ставшими художниками, архитекторами, писателями и музыкантами, которые вложили неоценимый вклад в русскую культуру. В экспозиции сегодня представлены не только известные работы представителей семьи Бенуа, но и детские рисунки, показывающие начало развития таланта и формирование определённого почерка у будущего выдающегося художника.

Музей семьи Бенуа стал центром художественного наследия династии, где посетители могут познакомиться с таким уникальным и удивительным явлением культуры и искусства.

Знаменитые жильцы Дома трёх Бенуа

Дом знаменит своими выдающимися жильцами. В разные годы здесь жили знаменитые композиторы, художники, деятели театра и кино, литераторы, архитекторы, учёные, партийные и государственные деятели и военачальники СССР.

До революции тут жил и издавал журнал «Золотое детство» писатель Михаил Чехов, родной брат Антона Павловича Чехова; а также проживала артистка кордебалета Мариинского театра Антонина Рафаиловна Нестеровская, впоследствии ставшая женой великого князя Гавриила Константиновича, который переехал сюда из Мраморного дворца.

Композитор Дмитрий Шостакович жил и творил в квартире № 5 корпуса по Большой Пушкарской улице с 1937 года. В этом доме им были написаны первые три части его Седьмой (Ленинградской) симфонии. Мемориальная доска с горельефом Шостаковича установлена со стороны Большой Пушкарской улицы, а в курдонёре, открывающемся на Кронверкскую улицу, установлен его бюст.

При СССР здесь жили вожди пролетариата. С апреля 1926 года и до самой своей гибели квартиру с окнами на проспект занимал глава Ленинградского обкома КПСС Сергей Миронович Киров. Мемориальный музей его имени переехал сюда в 1956 году и в настоящее время принимает посетителей как филиал Государственного музея истории Петербурга.

Многие жильцы дома внесли существенный вклад в различных сферах деятельности, их имена вошли в историю страны, это — маршалы Советского Союза Борис Михайлович Шапошников и Леонид Александрович Говоров, командовавший с 1942 по 1946 год войсками Ленинградского фронта, а затем войсками Ленинградского военного округа.

Тут жили и знаменитые актёры Николай Константинович Черкасов, известный по кинокартине «Александр Невский» и Борис Андреевич Бабочкин, сыгравший Чапаева в одноимённом фильме; и известные учёные, такие как научный руководитель Института мозга человека РАН, академик Наталья Петровна Бехтерева; советский и российский физик, профессор кафедры квантовой механики физического факультета СПбГУ, заслуженный деятель науки Российской Федерации Юрий Николаевич Демков, и другие.

Братья композитор Дмитрий Алексеевич Толстой и физик Никита Алексеевич Толстой жили в этом доме некоторое время, после 1935 года, со своей матерью поэтессой и писательницей Натальей Васильевной Крандиевской-Толстой. Часть квартиры была предоставлена по ходатайству Шостаковича. О творческих личностях дома свидетельствуют мемориальные доски на стене, выходящей на Кронверкскую улицу.

Бенуа и театр

Тема следующего зала — Бенуа и театр.

В Мариинском театре Бенуа совместно с балетмейстером Михаилом Фокиным осуществил постановку балета Николая Черепнина «Павильон Армиды». Сам спектакль, а также серия эскизов декораций и костюмов к нему (1907) принадлежат к высшим достижениям национального театра и оказали сильное влияние на театральное искусство Европы. С организацией Сергеем Дягилевым Русских балетных сезонов для Бенуа начался новый этап творчества, в котором театр занял главное место.

Бенуа возглавлял художественную часть «сезонов». В Париже он смог реализовать замыслы, связанные с его давним увлечением балетом. Вместе с Фокиным он создавал спектакли, дававшие удивительные образцы синтеза музыки, хореографии, цвета. Оформленные им балеты, среди которых «Петрушка» Игоря Стравинского, стали классикой мирового театрального искусства. При этом Бенуа был не только художником, но и постановщиком балетов. В России он несколько лет сотрудничал с Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко, оформляя и режиссируя спектакли в Московском художественном театре («Мнимый больной», 1912–1913).

После революции Бенуа сыграл огромную роль в создании спектаклей «большого стиля» в академических театрах Петрограда. В бывшем Мариинском театре он оформил и поставил свои прославленные, уже широко известные за рубежом балеты «Павильон Армиды» (1919) и «Петрушка» (1920). Последний из вариантов этого спектакля, наряду с оперой «Пиковая дама» (1920-1921), сам Бенуа считал лучшей своей постановкой. Увы, к середине 1920-х мастера всё чаще стали критиковать за «стилизаторство» и «буржуазный эстетизм», и он лишился работы в театре.

Как добраться

Из Санкт-Петербурга до музея-заповедника «Петергоф» ходят маршрутные такси и электрички.

Пригородные поезда отправляются с Балтийского вокзала. Выйти нужно на станции «Новый Петергоф». От станции до Музея семьи Бенуа ходят автобусы № 356 и № 351А.

Расписание электричек:

Маршрутки из Северной столицы в Петергоф отправляются от станций метро красной линии:

от ст. «Автово» — маршрутки № К-224, К-300, К-424; автобусы № , ;

от ст. «Ленинский проспект» — маршрутки № К-103, К-420;

от ст. «Проспект Ветеранов» — маршрутки № К-343, К-639Б.

Выйти следует на остановке «Фонтаны». Чтобы найти Музей семьи Бенуа нужно пройти к Большому петергофскому дворцу. Вход находится с Калининской улицы.

Схема метро Санкт-Петербурга

Поездка на машине займет от 1 до 1,5 часов. Из Санкт-Петербурга нужно выехать на Петергофское шоссе.

Автомобильный маршрут из Санкт-Петербурга до Петергофа — Яндекс. Карты:

Добраться можно и на такси, правда, такая поездка обойдется недешево, от 1000 рублей в одну сторону. Рассчитать стоимость и сделать заказ можно через приложения Яндекс. Такси, Uber, Таксовичкоф, Конкорд, Везет, Gett, Maxim.

Музей семьи Бенуа в Петергофе: видео

Режим работы и цены Музея Бенуа в Петергофе

В летний сезон 2021 года музей открыт только для заказных групп по предварительной заявке.

Посещение музея и осмотр выставочных залов возможны только в субботу и воскресенье, с 10:30 до 18:00. Кассы работают до 17:30.

Стоимость билетов:

  • Полный билет для резидентов РФ и СНГ — 150 рублей, для нерезидентов — 250 рублей;
  • Студенты, пенсионеры, ветераны (резиденты РФ) — 100 рублей;
  • Дети до 16 лет — бесплатно.

Посещение временных выставок оплачивается дополнительно!

Обратите внимание, что в кассе необходимо предъявить паспорт и свидетельство о рождении на детей для подтверждения статуса резидента, а также документы, подтверждающие льготы. Приобрести билеты можно в кассе на месте, но лучше сделать это заранее, через интернет, так как в кассах заповедника в Петергофе всегда большие очереди

Экскурсионное обслуживание:

  • Группа от 30 человек — экскурсия входит в стоимость входного билета;
  • группы от 5 до 30 человек — 1000 рублей за группу;
  • группы посетителей с бесплатными билетами — 3000 рублей за группу.

Полный прайс на официальном сайте Музея семьи Бенуа

Режим работы и стоимость билетов

В зимний период Музей семьи Бенуа открыт в субботу и воскресенье с 10.30 ч. до 17.00 ч. В летний период – ежедневно.

Цена билета для граждан России и Белоруссии – 150 руб., для студентов и учащихся – 100 руб., для иностранных граждан – 250 руб., иностранных студентов – 150 руб., для детей до 16 лет – бесплатно.

Стоит обратить внимание на то, что посещение временных выставок оплачивается отдельно по тем же тарифам. Комплексный билет стоит 200 рублей (россияне и белорусы), студенты и льготники – 120 руб

Стоимость комплексного входного билета «Музей семьи Бенуа+Выставки в музее семьи Бенуа» для налоговых резидентов Российской Федерации и граждан республики Беларусь: взрослый – 200 рублей, льготная категория – 120 рублей.

Адрес Музея: г. Петергоф, ул. Калининская, 8.

Как добраться

Корпус Бенуа находится в одном из самых популярных туристических мест Санкт-Петербурга — на набережной Грибоедова, рядом с храмом Спас на Крови, на перекрестке набережной с Инженерной улицей. За корпусом располагается главное здание Русского музея и Михайловский дворец. Возле главного входа в Корпус Бенуа работает сувенирный рынок.

Панорама главного входа в Корпус Бенуа:

Ближайшие станции метро «Невский проспект» и «Гостиный двор» находятся в шаговой доступности — 400 и 800 метров соответственно.

Пешеходный маршрут от ст. «Невский проспект» до музея:

Схема метро Санкт-Петербурга

Портал общественного транспорта Санкт-Петербурга

Автомобилистам лучше подъезжать к Корпусу Бенуа со стороны площади Искусств, по Инженерной или Итальянской улицам, здесь можно найти бесплатное парковочное место. Это гораздо удобнее, так как со стороны Невского проспекта и набережной Грибоедова движение всегда довольно плотное, а парковок нет.

Такси в Санкт-Петербурге можно вызвать через приложения Яндекс. Такси, Uber, Таксовичкоф, Конкорд, Везет, Gett, Maxim.

Видеоэкскурсия по филиалам Русского музея (Корпус Бенуа с 12:21):

Живопись Бенуа

Первый зал экспозиции знакомит зрителя с живописными произведениями Бенуа. В них отражена вся многогранность увлечений и интересов мастера.

Мир театра, и особенно старинного театра, в котором действительность и вымысел постоянно меняются местами, волновал Бенуа с детства. Картины «Арлекинада» и «Итальянская комедия» (обе — 1906 год) воскрешают наивную и балаганную атмосферу итальянской комедии масок с её свободной импровизацией и весёлой зрелищностью.

А. Бенуа «Арлекинада», 1906 г.

А. Бенуа «Итальянская комедия», 1906 г.

Излюбленная тема Бенуа — эпоха Короля-Солнца — предстаёт на картине «Маскарад при Людовике XIV» (1898).

А. Бенуа «Маскарад при Людовике XIV», 1898 г.

Бесплатный вход в Русский музей для граждан

  • Дети до 16 лет (включительно)
  • Участники и инвалиды ВОВ,
  • Награжденные медалью «За оборону Ленинграда», а также жители блокадного Ленинграда,
  • Участники боевых действий,
  • Герои Советского Союза,
  • Герои Российской Федерации,
  • Полные кавалеры ордена Славы,
  • Военнослужащие срочной военной службы, 
  • Курсанты образовательных учреждений Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ и МЧС России,
  • Воспитанники Суворовских военных и Нахимовских военно-морских училищ;
  • Инвалиды 1 и 2 групп с одним сопровождающим лицом;
  • Многодетные семьи;
  • Члены Союза музеев России; члены Международного совета музеев (ИКОМ),
  • Сотрудники региональных музеев, сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих департаментов культуры,
  • Сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ,
  • Представители творческих союзов, организаций; гидов-переводчиков, сопровождающих иностранных туристов,
  • Учащиеся художественных школ и художественных средних специальных учебных заведений РФ,
  • Студенты дневного отделения факультетов истории искусств, экскурсоведения, музееведения, организации туристской деятельности и прочих творческих факультетов высших учебных заведений РФ,
  • Члены Союза художников России; члены Союза фотохудожников России; члены Союза архитекторов России; члены Союза дизайнеров России; члены МОО «Творческий союз музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области,
  • Гиды-переводчики, группы иностранных туристов по договорам,
  • Лица, сопровождающие детские группы (два человека на группу),
  • Члены Союза музеев России; члены Международного совета музеев (ИКОМ),
  • Сотрудники региональных музеев, сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих департаментов культуры,
  • Сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ.

Условия бесплатного посещения

  • Посетителям, имеющих право на бесплатное посещение, необходимо иметь при себе документы, подтверждающие право на бесплатное посещение. В противном случае, без упомянутых документов, администрация оставляет за собой право отказать в посещении.
  • Посетители, имеющие право на бесплатное посещение, получают билеты только в кассе музея.

Бесплатное посещение для детей до 16 лет

  • Дети до 16 лет (включительно) имеют право на бесплатное посещение экспозиций музейного комплекса без экскурсионного обслуживания, в любой день недели в часы работы Русского музея для посетителей, при условии сопровождения взрослым лицом.
  • Бронирование входных билетов данной категории на Сайте музея не предусмотрено.
  • Приобретение входных билетов для детей осуществляется в день посещения музея в кассах музея, в дополнение к входным билетам, приобретённым сопровождающим взрослым лицом.
  • Для получения бесплатных входных билетов посетителю необходимо предъявить в кассе свидетельство (свидетельства) о рождении ребенка (детей), с которыми он посещает музей, или паспорт, в котором указаны сведения о рождении детей.

Экспозиция Музея семьи Бенуа

Открытие экспозиции в Петергофе состоялось в 1988 году, к ее созданию приложил руку внук Николая Леонтьевича — Николай Александрович Бенуа.

Фонд музея хранит не только произведения искусства, созданные членами семьи Бенуа, но также их коллекции картин, скульптуры, книг, собранные за многие годы, и другие предметы, принадлежащие творческой династии. Многочисленные экспонаты — графика, живопись, пьесы, эскизы декораций, чертежи архитектурных проектов, рисунки, фотографии — позволяют зрителю не только узнать историю талантливых представителей фамилии Бенуа, но и проследить развитие искусства второй половины XIX — XX веков.

Кроме основной экспозиции, в Музее семьи Бенуа регулярно проходят временные тематические выставки, концерты, интерактивные проекты, лекции. В настоящее время гости могут ознакомиться с проектом «Никола Бенуа: Рисованные истории». Выставка рассказывает о создателе музея — художнике итальянского театра «Ла Скала» — Николае Александровиче Бенуа.

На 200-летие прародителя – всей семьей со всего мира

Вся деятельность этих незаурядных людей должна была стать доступной для ознакомления. Так, вследствие усилий и хлопотаний потомка рода – главного художника театра «Ла Скала» Николая Александровича Бенуа – в 1988 году был создан Музей семьи Бенуа. Его экспозиции позволяют ощутить художественную атмосферу XIX-XX столетий. На них представлены 700 произведений скульптуры и графики, живописи и предметов декоративно-прикладного искусства,  подборка редких фотографий, интереснейшие архитектурные проекты.  В музее экспонируется и огромная коллекция работ Альберта Бенуа – акварель и чертежи, а также  его дипломы и грамоты.  

Осенью 2013 года в Государственном музее-заповеднике «Петергоф» отмечали 25-летие со дня открытия Музея семьи Бенуа. Украшением мероприятия стала выставка «За верность вечным идеалам…», подготовленная к 200-летию со дня рождения архитектора Николая Бенуа и его петергофскому периоду жизни и творчества.  

На праздничной церемонии можно было увидеть представителей знаменитой семьи, съехавшихся с разных уголков земли, а также руководителей музея разных лет. Примечательной особенностью выставки были 100 новых экспонатов из фондов, ранее нигде не представлявшиеся. 

Немалый интерес для посетителей являла экспозиция, рассказывающая об истории создания музея. Важные моменты тех дней можно было проследить по фотохронике, на которых запечатлены переговоры по организации заведения, приезд в Петергоф Николая Бенуа, само открытие и передача первых экспонатов. Не менее ценны и письма Николая Бенуа, в которых он делился планами по созданию музея.    

Повышенный интерес к истории существовал всегда. Петергоф как нельзя лучше подходит для раскрытия многих тайн. Каждый, кто посетит Музей семьи Бенуа, сможет почерпнуть множество нового из истории русского и мирового искусства. 

Корпус Бенуа (Русский музей): время работы, цены на билеты

Филиалы Русского музея в основном работают по единому графику:

  • Понедельник с 10:00 до 20:00;
  • Вторник — выходной;
  • Среда, пятница, суббота, воскресенье с 10:00 до 18:00;
  • Четверг с 13:00 до 21:00.

Кассы закрываются на 30 минут раньше.

Стоимость билетов:

  • Полный для резидентов РФ — 400 рублей, для нерезидентов — 500 рублей;
  • Студенты, школьники, учащиеся старше 16 лет, пенсионеры, ветераны, инвалиды (резиденты РФ) — 200 рублей, нерезиденты — 250 рублей.
  • Дети 3-16 лет — 50 рублей.

Экскурсионное обслуживание:

  • Тематические и обзорные экскурсий в Корпусе Бенуа: полная стоимость — 300 рублей, льготная — 1500 рублей;
  • Экскурсионная путевка (входной билет+услуги экскурсовода): группа до 5 человек — 3000 рублей; до 10 человек — 4500 рублей; до 25 человек — 8000 рублей.

Надежда_Пивоварова

Крупнейший музей русского искусства

Государственный Русский музей является одним из крупнейших в России музеев русского искусства. Он был учрежден в 1895г., а открыт в 1898 г. в устроенном для этого Михайловском дворце (1819 – 1825 г.г.). До 1917 года он носил название Русского музея императора Александра ІІІ.

В фондах Русского музея представлены коллекции творцов дореволюционной России и советского времени, а также удивительное собрание произведений декоративно-прикладного и народного искусства. На текущий момент музей занимает несколько зданий, основным из которых является бывший Михайловский дворец.

В начале 1930-х годок в комплекс зданий музея вошел так называемый корпус Бенуа, который располагается на набережной канала Грибоедова. Изначально оно предназначалось для выставок художественных объединений и союзов. В наши дни на первом этаже здания выставлены произведения советского искусства, а на втором – произведения искусства второй половины 19 в.

Михайловский дворец было решено построить в честь младшего сына императора Павла І, князя Михаила Павловича, откладывая сотни тысяч рублей в год. Постройка дворца началась 17 апреля 1819 г, когда князь достиг 21 года. Сумма выделенная на строительство достигала 9 миллионов рублей.

При постройке дворца, архитектор Карл Иванович Росси проложил к нему Михайловскую улицу (ул. Бродского), которая соединяла дворец и Михайловскую площадь (пл. Искусств) с Невским проспектом.

Для внутренней отделки были приглашены лучшие скульпторы и живописцы, лепные мастера и резчики. Обивка мебели, обои и ковры выписывались из Парижа от Картье. Другие материалы закупалось у лучших российских производителей. Изделия из чугуна заказывались на Литейном заводе самим Росси у мастера Баумана. Решётку, которая выходит на Мойку, парадную лестницу, удивительных чугунных львов и маленький мостик в саду отливали именно на этом заводе.

Строительство было закончено 30 августа 1825 г. За работу Карл Иванович Росси был удостоен ордена Владимира 3-ей степени и бриллиантового перстня. Благодаря своему великолепию и популярности великой княгини Елены Павловны, дворец стал культурным центром Санкт-Петербурга.

Скончалась Елена Павловна в 1873 году и дворец перешел по наследству к ее дочери, Екатерине Михайловне Мекленбург-Стрелицкой. Со смертью наследницы дворец перешел в казну, и в 1895 был куплен императором Николаем II

13 апреля 1895 года Михайловский дворец приобретает статус Русского музея. Для перестройки внутренних помещений дворца под музей был привлечен архитектор Василий Федорович Свиньин. Внутренние помещения им были переделаны под выставочные залы, а потолок стал стеклянным.

Местонахождение дворца, адрес и контакты

Дворец находится в центре исторического Петербурга. С одной стороны его течет Нева и открывается вид на Петропавловскую крепость на другом ее берегу, а с другой (со стороны Зимнего сада) — Фонтанка. Музей расположен по адресу – 191186, Санкт-Петербург, Миллионная ул., 5/1, добраться до музея можно посредством метро (станции «Невский проспект», «Гостиный двор»), а также на автомобиле.

Телефон для справок +7 (812) 595-42-48, по номеру +7 (812) 314-34-48 можно заказать экскурсию, лекторий +7 (812) 570-56-91, 570-52-23, есть «Центр мультимедиа», с которым можно связаться по номеру +7 (812) 380 82 00, а также связаться с музеем можно с помощью электронной почты info@rusmuseum.ru.

Двор Мраморного дворца

Внимание! Для заказа билета онлайн необходима банковская карта. Также есть возможность по ссылке  посетить виртуальную экскурсию

Также есть возможность по ссылке  посетить виртуальную экскурсию.

Стоимость билетов

Стоимость входа составляет от 450/200 руб.* для взрослых и студентов соответственно.

Внимание! Для получения льготы необходимо иметь при себе студенческий билет. В залах музея регулярно проводятся фотосессии (в том числе свадебные)

Особой популярностью пользуется Мраморный зал, также Зимний сад и Белый зал

В залах музея регулярно проводятся фотосессии (в том числе свадебные). Особой популярностью пользуется Мраморный зал, также Зимний сад и Белый зал.

Режим работы

Режим работы музея:

  • понедельник — с 10:00 до 17:00;
  • среда, пятница, суббота, воскресенье — с 10:00 до 18:00;
  • четверг — с 13.00 до 21.00;
  • вторник — выходной день.

Кассы закрываются на час раньше.

Вечером

Это одно из красивейших мест Северной столицы, находящееся в самом сердце города. Его окружает Дворцовая набережная, Нева, Фонтанка, Троицкий мост, казармы лейб-гвардии Павловского полка и другие культурные объекты. Само здание необычайно красиво и являет собой яркий образец архитектуры классицизма и роскошного убранства, характерных для екатерининской эпохи.

Музейные экспозиции, расположенные в нем, позволяют каждому ценителю искусства прикоснуться к прекрасному и увидеть уникальные полотна. По мнению петербуржцев и туристов, это однозначно то место, которое стоит посетить, будучи в городе.

*Цены актуальны на август 2018 года.

Он изменил облик Петергофа…

Известнейшими творениями архитектора Николая Бенуа является Петергофский вокзал и фрейлинские корпуса на территории Петергофа. 

История фамилии Бенуа, прогремевшей не только на всю Россию, но и получившей мировое признание, представлена в экспозиции в Петергофском дворце – в здании, некогда известном как Фрейлинский корпус. В путеводителе по Петергофу от 1909 года упоминается о двух красивых домах: их соединяла арка ворот, а над ними красовалась открытая галерея. Носящие красивое название «фрейлинские», здания были построены по инициативе и проекту Николая Бенуа в 1858 году на месте располагающихся здесь ранее деревянных кавалерских домов. Сам Николай I занимался разработкой плана внутреннего расположения комнат во фрейлинских домах. Архитектура этих зданий была очень близка духу Большого дворца и придавала всей площади роскошный вид.

Сейчас в 22-х залах Музея содержатся документы, фотографии и личные вещи представителей знатного рода. Музей также располагает коллекцией произведений искусства, созданных Бенуа.

Само здание построено в стиле барокко, характерном для того времени. Пилястры и колонны, фронтоны со сложнейшей лепкой, балюстрады с изящными вазами, витиеватые решетки балконов – все это богатое декоративное убранство свидетельствует о незаурядном таланте Николая Леонтьевича. Благодаря утонченному вкусу, дарованию и вложенному труду архитектора образ Петергофа существенно изменился и предстал во всей красе перед посетителями. Внук знаменитого кондитера – архитектор Леонтий Николаевич – продолжил прославленную династию.  Но истинная слава и признание пришли к Александру – живописцу, искусствоведу, ведущему специалисту журнала «Мир искусства». 

Не менее известными художниками стали и Альберт Бенуа, Зинаида Серебрякова и Евгений Лансере. Начало музыкальной династии положил композитор Николай Черепнин, муж Марии Бенуа. Среди потомков рода есть и громкие имена художницы-иллюстратора Надежды Бенуа, писателя, актера и режиссера Питера Устинова – ее сына. 

Пейзажи и портреты кисти Александра Бенуа

Последний зал экспозиции знакомит посетителей с Бенуа-портретистом и пейзажистом. Это разнообразные по мотивам и духовной наполненности пейзажи Бретани — её суровой природы, диких скал, долин, заброшенных жилищ, облик которых отражает замкнутый характер и образ жизни обитателей. В 1910-е Бенуа в Италии, Швейцарии и Испании работал над пейзажами небольших городков и деревенек («Наш сад в Монтаньоле», «Розовый дом в Кресоньо» — обе 1912). В эмиграции он остался верен жанру пейзажа. Бенуа открыл для себя Париж старинных парков и кварталов («Улица в Париже», 1924). В 1930-е годы художник создал целый ряд пейзажей Франции и Италии («Кассис. Улица», 1931).

Открытие выставки состоится в режиме онлайн 8 декабря. Выставка продлится до 9 марта 2021 года. Выставка организована при поддержке Благотворительного фонда «Лукойл».

Редакция благодарит пресс-службу Государственного Русского музея за помощь в подготовке материала

История дома Бенуа с новшествами

Проект дома был утверждён в апреле 1911 года. Здание возвели по заказу Первого Российского страхового общества. Дом Бенуа был спроектирован на двести пятьдесят больших квартир и оснащён передовыми инженерными коммуникациями: электричеством, водопроводом, канализацией, паровым отоплением.

Инфраструктура включала в себя собственную электростанцию и котельную, мусоросжигательную печь и снеготаялку, а в цокольных этажах размещались прачечная и магазины. В домах были лифты, в квартирах — телефоны, внизу — встроенные гаражи. В каждой из двадцати пяти парадных служил швейцар, в каждом дворе, которых более десяти, — был дворник.

Декор, описание и дворы-испытание дома Бенуа

Дом отличается архитектурной строгостью и в то же время плавными мягкими линиями фасадов. Здание украшают невысокие колоннады, лепной декор, скульптуры, статуи богов Меркурия и Фортуны, лишённые помпезности, настенные фонари.

Въезд в парадный двор оформлен двойной колоннадой из красного гранита, соединяющей южный и северный корпуса. Так же отделан цоколь фасада, а его остатками в виде мозаики выложены стены первого этажа внутреннего корпуса.

Несмотря на элегантные и солидные фасады, внутренние дворы дома Бенуа представляют собой типичные петербургские дворы-колодцы с причудливыми закоулками, что может представлять настоящее испытание для каждого туриста, почище любого квеста.

Внутри жилого комплекса устроена целая сеть закрытых дворов, соединяющихся друг с другом и составляющие реальный лабиринт. Чтобы не заблудиться и для удобства, дворы имеют нумерацию. Именно тут расположен самый протяжённый проходной двор в Петроградском районе.

Коллекционный материал Русского музея

Изначально предусматривалось создание трех направлений: памяти Александра ІІІ; этнографического и художественно-промышленного; художественного. Однако из всех трех прижилось только художественное направление.

8 июля 1897 года, по «Высочайшему повелению», было решено передать часть картин из Эрмитажа Русскому музею. Также своими работами «поделились» Зимний дворец, Академия художеств, царскосельский Александровский дворец и из частные коллекции.

Лучшие работы были размещены на втором этаже в Академическом зале: Фрина на празднике Посейдона в Элевсине (1889) Генриха Ипполитовича Семирадского; Христос и грешница (Кто без греха?) (1888) Василия Дмитриевича Поленова; Покорение Сибири Ермаком (1895) Василия Ивановича Сурикова; Русалка и Поцелуйный обряд Константина Егоровича Маковского; Николай Мирликийский избавляет от казни трех невинно осужденных (1888), Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану (1880-1891) Ильи Ефимовича Репина.

Вплоть до 1917 года собрание пополнялось путем пожертвований и приобретений.

С 1917 г. количество экспонатов резко увеличилось за счет национализации, приобретения и распределения художественных фондов. Картины размещались в хронологической последовательности, согласно эпохам, художественным направлениям и течениям.

В 1934 г. возник отдел советского искусства, а 1937г. – народного.

Сегодня Российский музей насчитывает около 400 000 экспонатов.

Как добраться до Русского музея

Добраться до Михайловского дворца

  • Адрес: Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4.
  • Метро: «Гостиный двор», «Невский проспект»
  • Автобусы: № 3, № 22, № 27, № 49, К-212
  • Троллейбусы: № 5, № 22

Добраться до Корпуса Бенуа

  • Адрес: Санкт-Петербург. Набережная канала Грибоедова, 2.
  • Метро: «Невский проспект», «Гостиный двор»
  • Автобусы: № 3, № 22, № 27, № 49, К-212
  • Троллейбусы: № 5, № 22

Добраться до Строгановского дворца

  • Адрес: Санкт-Петербург, Невский просп., 17
  • Метро: «Невский проспект»
  • Автобусы: № 3, № 22, № 27, № 49, К-212
  • Троллейбусы: № 5, № 22

Добраться до Михайловского замка

  • Адрес: Санкт-Петербург, ул. Садовая, 2
  • Метро: «Невский проспект», «Гостиный двор»
  • Автобусы: № 3, № 22, № 27, № 49, К-212
  • Троллейбусы: № 5, № 22

Добраться до павильонов Михайловского замка

  • Восточный павильон: Санкт-Петербург. Инженерная ул., 10
  • Западный павильон: Санкт-Петербург. Инженерная ул., 8
  • Метро: «Невский проспект», «Гостиный двор»
  • Автобусы: № 3, № 22, № 27, № 49, К-212
  • Троллейбусы: № 5, № 22
  • Трамвай: № 3

Добраться до Летнего сада и Летнего дворца Петра I

  • Адрес: Санкт-Петербург, Летний сад, Литер А
  • Ближайшие станции метро: «Невский проспект», «Гостиный двор», «Чернышевская»
  • Автобусы: № 46, № 49, К-76, К-212
  • Трамвай: № 3

Добраться до Михайловского сада

  • Адрес: Санкт-Петербург, Михайловский сад
  • Метро: «Невский проспект», «Гостиный двор»
  • Автобусы: № 3, № 22, № 27, № 49, К-212
  • Троллейбусы: № 5, № 22

От станции метро «Невский проспект» — 670 м. Из станции 2 выхода: на Михайловскую улицу и Невский проспект. Выйти на Михайловскую улицу, идти по ней до Михайловского сквера с памятником А. С. Пушкину. На пересечении с Итальянской улицей можно повернуть направо или налево. Если повернуть направо, следует идти прямо по Итальянской улице до Садовой улицы. По ходу: по левую руку будет — Площадь Искусств в памятником вышеназванного поэта в центре, а по правую — Большой зал Филармонии имени Шостаковича, далее Театр Музыкальной комедии. Следовать прямо до Садовой улицы. На перекрестке повернуть налево и идти прямо по Садовой до пересечения с Инженерной улицей, повернуть налево. Стоит следовать дальше вдоль здания Российского этнографического музея, за ним начнётся Михайловский сад, а в его глубине — Михайловский дворец.

Из станции метро «Невский проспект» выйти на Михайловскую улицу, идти прямо по ней до Михайловского сквера с памятником А. С. Пушкину, на пересечении с Итальянской улицей повернуть налево, то нужно выйти на набережную канала Грибоедова. Следовать прямо по набережной, пройти мимо Михайловского Театра, идти прямо, следующая улица будет Инженерная, повернуть направо, по правую руку останется Михайловский Театр, по левую руку появится Корпус Бенуа, пройдя вдоль него, сразу за ним будет Михайловский дворец.

Из станции метро «Невский проспект» выйти на Невский проспект, следует повернуть направо, затем сразу можно выйти на набережную канала Грибоедова. Нужно идти прямо в сторону Спаса-на-Крови, пересечь Итальянскую улицу, пройти мимо Михайловского Театра, идти прямо до следующей улицы, которая будет Инженерной, повернуть направо. По правую руку останется Михайловский Театр, по левую руку появится Корпус Бенуа, нужно пройти вдоль него и сразу за ним окажется Михайловский дворец.

От станции метро «Гостиный Двор» — 730 м. Выход на Невский проспект, перейти его через подземный переход, выйти на Садовую улицу, следовать всё время прямо по Садовой улице, пересечь Итальянскую улицу, снова идти прямо по Садовой до Инженерной улицы, повернуть налево, пройти вдоль здания Российского этнографического музея, за ним начнётся Михайловский сад, а в его глубине — Михайловский дворец.

Наземный транспорт: автобусы: 3, 22, 27, 49, К-212; троллейбусы: 5 и 22. Остановки «Площадь Искусств», «Инженерная улица», «Садовый мост»

Важно знать при посещении

  • На экспозиции в комплексе Русского музея разрешена фото- и видеосъемка без вспышки и вспомогательных средств.
  • На временных выставках в Русском музее разрешена фото- и видеосъемка мобильными устройствами.

Перекликающееся настоящее Дома трёх Бенуа

В настоящее время большую часть здания занимают квартиры, причём, тут элитные апартаменты соседствуют с коммуналками, а офисные помещения с номерами отеля. На четвёртом этаже дверь в музей Сергея Кирова, вообще, представляет некий загадочный портал в прошлое. Он работает в здании с 1956 года, c 1991-го является филиалом Музея истории Санкт-Петербурга.

С 1995 года в доме Бенуа находится редакция газеты «Женское счастье», имеющей несколько приложений: «Ведунья», «Здоровье и экология женщины», «Практичная хозяйка». Театр «Остров», занимающий площадь в цокольном этаже дома Бенуа с 1999 года, словно связующее звено — между реальностью и будущим. В его фойе, к тому же, устроен музей писателя и драматурга Александра Моисеевича Володина.

Историк и краевед Лев Лурье причислил проходные дворы Дома Бенуа к небанальным достопримечательностям Санкт-Петербурга. Режиссёры «Ленфильма» в лабиринтах дворов дома Бенуа нередко снимали сериалы, получившие, кстати, всемирную известность, так, например, «Бандитский Петербург», «Агент национальной безопасности» и многие другие.

Необычной достопримечательностью Дома трёх Бенуа ещё обязан креативной работе современного художника Кирилла Миллера. Он создал «Стену столетия», посвящённую юбилеям выдающихся людей, что претворяет в жизнь проект касательно идеи преемственности культурных традиций народов и поколений.

Барельефы авторы начали появляться в 2002 году, в необычной стилистике выполнены значимые личности: Даниил Хармс, Дмитрий Лихачёв, Дмитрий Шостакович и Сальвадор Дали. Стена-инсталляция обращена к скверу композитора Андрея Петрова, написавшему музыку ко многих обожаемым горожанами фильмам. В саду Петрова сегодня можно погулять и полюбоваться уникальными скульптурными воплощениями любимой композитором скрипки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector