Методы географических исследований — виды, источники и способы получения информации

Теоретические методы

Можно выделять две главные формы умозаключения – дедукция и индукция. К ним относится и метод аналогий, позволяющий выявить сходство предметов и явлений в каких-то свойствах, признаках, отношениях. По итогам полевых и камеральных исследований, систематизации и анализа данных, отражения их в моделях и картах исследователи делают общий вывод об особенностях и закономерностях развития объекта, явления и процесса. Такой вывод становится теорией.

Теория – форма обобщения результатов исследования, система взаимосвязанных утверждений и доказательств.

Дедукция – путь рассуждений от общего к частному.

Индукция – путь рассуждений от частного к общему.

Примеры

  • Пример дедуктивного заключения: «По карте экологического районирования установлено, что регион, в котором находится населенный пункт, относится к экологически загрязненным. Следовательно, и на территории местности можно обнаружить следы экологического загрязнения».
  • Пример индуктивного умозаключения: «Во время полевых исследований установлено, что на территории населенного пункта обнаружены признаки экологического загрязнения. Следовательно, регион, куда входит наш населенный пункт, относится к экологически загрязненным».
  • Пример умозаключения по аналогии: «Планета Земля расположена в Солнечной системе, на ней есть атмосфера, вода и жизнь. Планета Марс расположена в Солнечной системе, на ней есть атмосфера и вода. Вероятно, на Марсе есть жизнь».

Запомни!

Любое умозаключение только тогда становится теорией, когда истинность каждого утверждения доказана опытом, экспериментом, наблюдениями, расчетами и т. п.

Интересные факты

География, как и всякая наука, содержит много необычных или странных фактов.

Вот некоторые их них:

  1. Самое короткое название географического места — Å. Оно расположено в Швеции и Норвегии. На языках эти стран Å означает «река».
  2. Самое длинное название — Krung thep maha nakorn amorn ratana kosin-mahintar ayutthay amaha dilok phop noppa ratrajathani burirom udom rajaniwes-mahasat harn amorn phimarn avatarn sathit sakkattiya visanukamprasit (163 буквы). Это место находится в Таиланде.
  3. Глубина самой низкой точки поверхности Земли — Марианской впадины в Тихом океане — составляет 10 971 метр.
  4. Почти все реки текут в сторону экватора. И лишь течение Нила направлено в противоположную сторону.
  5. Самый крупный город в мире по занимаемой площади — Хулун-Буир в Китае, в районе Внутренняя Монголия. Его площадь составляет 263 953 квадратных километра.

Методы географических исследований

Методы географических исследований — способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:

1)Картографический метод. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии. Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

2) Исторический метод. Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.

3) Статистический метод. Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.

4) Экономико-математический. Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообеспеченности, ВВП на душу населения и т.д.

5) Метод географического районирования. Выделение физико-географических (природных) и экономических районов — один из методов исследования географической науки.

6). Сравнительно-географический. Всё подлежит сравнению больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее.

Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.

7) Метод полевых исследований и наблюдений. Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах.

Увиденное своими глазами — самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений — все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.

8 ) Метод дистанционных наблюдении. Современная аэро- и космическая съёмка — большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

9) Метод географического моделирования. Создание географических моделей — важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус.

10) Географический прогноз. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы



Как географы изучают объекты и процессы. Как проводятся научные наблюдения.

Из текста учебника (с.11) выпиши главные черты (особенности) научных наблюдений.

Объясни данные особенности. Используй для выполнения этого задания имена прилагательные.

1. Активные — наблюдатель ищет и фиксирует определенные метеорологические величины и атмосферные явления.

2. Целенаправленные — наблюдатель фиксирует только необходимые для определения погоды метеорологические величины и явления.

Определенный план действия — продумывается наблюдателем заранее и прописан в книге «Наставление гидрометеорологическим станциям и постам».

4. Систематические — проводятся многократно по определенной системе.

Школа географа-следопыта.

Запиши в таблицу результаты наблюдений за длинной тени гномона.

Дата наблюдения: 20 сентября 2014 года.

Место наблюдения: город, поселок, село Бугуруслан.

Высота гномона: 50 см.

 Время наблюдения (час, минута) Длина тени гномона (см)   Положение Солнца над горизонтом (поднимается, опускается)
 10:30  40  поднимается
 12:00  50  в зените
 14:30  60  опускается
 9:30  30  поднимается
 8:30  20  поднимается
 15:30  70  опускается
 16:30  80  опускается
 7:30  10  поднимается

Вывод по результатам наблюдений (вставь пропущенные слова).

Когда Солнце поднималось над горизонтом, тень гномона увеличивалась, когда Солнце опускалось к горизонту, тень гномона уменьшалась.

Сравни длину гномона с самым большим значением длины его тени.

Длина гномона больше, чем самая длинная тень гномона.

Исследование океанов в период Великих географических открытий (15-17в.в.)

Индийский океан

Индийский океан был известен народам древних цивилизаций. Однако именно в эпоху Великих географических открытий началось изучение Индийского океана. Это связано с поисками наиболее короткого и безопасного пути в Индию. Страны-соперницы — Испания, Португалия, Голландия, Англия — основали на побережье Индийского океана и на островах свои колонии. Научные исследования океана проводились во время экспедиции Дж. Кука (замерялась температура воды на глубине 200 м), океанографические работы вели и русские путешественники — И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, О.Е. Коцебу.

Тихий океан

По морским просторам с давних времен плавали жители Океании и Алеутских островов. Систематическое освоение началось в 16 в.  Испанец Васко Бальбоа в 1513 г. пересек Панамский перешеек и оказался в водах океана, дав ему название Южного моря. Чуть позже (1519-21 г.г.) кругосветное плавание совершил Магеллан. За 100 дней он не попал ни разу в шторм, поэтому назвал его «Тихим».  В 1648 г. был открыт пролив, соединяющий Северный Ледовитый и Тихий океаны, позднее получивший название Берингова пролива. Открытие совершил русский мореплаватель С. Дежнев.

Атлантический океан

На берегах Средиземноморья возникла древнейшая цивилизация. Древние финикийцы бороздили морские просторы. Эйрик Рыжий первым пересек Атлантический океан и дошел на своем корабле до Ньюфауленда.

Поиск пути в Индию проложил морские пути в Атлантике. В 1492 г. Колумб пересек Атлантический океан и достиг Южной Америки. Васко да Гама побывал в Индии в 1498 г., обогнув Африку с востока.

Северный Ледовитый океан

Русские поморы селились издавна на северных берегах. Океан они называли Студеным морем. Плавая по Баренцеву и Белому морям, изучали погодные условия, открывали острова. Поморы первыми посетили острова Шпицберген  и Новая Земля.

Впервые Северный Ледовитый океан нанес на карты голландец Ортелий в 1570 г. Освоение суровой морской стихии потребовало много жертв, но человек не отступал. Экспедиция В. Баренца (1594-96  г.г.) снаряжена была для поиска кратчайшего пути из Европы в страны Востока, так же они должны были установить торговые отношения с жителями русского Севера, с Сибирью. С. Дежнев искал Северо-Восточный проход.

Методы географических исследований

Современная наука применяет ряд методов, как относительно устаревших, так и современных. К современным относятся:

  • дистанционное исследование — например, с использованием летательных или космических аппаратов;
  • геоинформационный — создаются базы данных, где фиксируется информация полученная с метеостанций, спутников и других источников;
  • моделирование и прогноз — прогнозирование будущего состояния геосистем.

К традиционным методам относятся:

  • сравнение — определение общих черт явлений и объектов;
  • наблюдение — получение фактических данных;
  • статистический — анализ полученных данных;
  • картографический — изучение карт;
  • исторический — исследование объекта от момента его образования.

Разнообразие источников географической информации. Географические карты

Географическая информация — это сведения о каких-либо географических явлениях и объектах, обычно с указанием их местонахождения. Даже адрес торгового центра будет являться информацией о географическом положении объекта. Источников для получения сведений очень много, и это не только географическая карта.

Ресурсами для получения сведений и знаний могут быть различные источники географической информации:

  • научно-литературные;
  • нормативно-правовые;
  • страноведческие описания;
  • СМИ;
  • Картография (карта — географическая информация);
  • итоги наблюдений и исследований;
  • статистика;
  • архивы;
  • ГИС (географические информационные системы);
  • электронные источники, компьютерные технологии;
  • данные различных мониторингов;
  • результаты социальных исследований и другие.

Первыми источниками были наблюдения. Результаты проведенных наблюдений отражались в рисунках, текстах, графиках, цифрах. Самым значимым итогом наблюдений стали географические карты. 

Еще один важнейший источник знаний прошлого — страноведческие описания, в них путешественники записывали сведения о новых землях, которые посещали: описывали природу этих территорий, народы, населяющие новые земли, их культуру и т.д.

Источников много, но ни один из них не может существовать отдельно, только комплекс наработок может дать полноценные знания.

Географическая карта — «второй язык» географии

Карта — наглядное средство хранения географической информации о Земле, о странах, о России, в частности, и один из лучших источников получения знаний, модель реальной действительности.

Это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, показывающее размещение, свойства и связи различных природных и социально-экономических объектов и явлений. Впервые появились в Древней Греции и Древнем Риме. Расцвет картографии приходится на период Великих географических открытий. Знания, полученные тогда мореплавателями, должны были быть осмыслены и оформлены. Эту задачу в то время взял на себя Герард Меркатор, фламандский географ и картограф XVI века.

Знание карты в наши дни необходимо, ее надо понимать и научиться читать. Язык данного источника информации особый, состоящий из графических символов, каждый из которых имеет свое значение. Он состоит из линий, контуров, стрелок, геометрических фигурок, буквенных символов, цвета, фона, фигур, изображающих объекты и явления. Понимать карту значит не только знать эти графические символы, но и видеть масштаб, градусную сетку, уметь определять расстояния и направления. Каждая карта имеет свою легенду, представляющую собой свод знаков, использующихся на данном источнике географической информации. В легенде иногда располагаются и дополнительные сведения: например, профили, таблицы, шкала глубин и высот.

Карты очень разнообразны. Классифицировать их можно по следующим признакам:

по масштабу (крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные);

  • по территориальному охвату (карты мира, географическая карта России, карты морей и океанов, карты государств, карты областей и т.д.);
  • по назначению (учебные, туристические, военные, навигационные и другие);
  • по содержанию (тематические и общегеографические).

По содержанию карты делятся на общегеографические и специальные (тематические). На первых изображается земная поверхность с объектами рельефа, растительного покрова, вод, государственных и административных границ, ледников, городов и др. Сюда можно отнести физические карты и крупномасштабные топографические, на которых территории изображены подробно. Тематические карты очень разнообразны: в эту категорию входят геологические, тектонические, климатические карты, карты населения и другие, то есть многообразные физико-географические и социально-экономические карты, показывающие отдельные природные и общественные явления. Отсюда вывод: специальные карты делятся на 2 большие группы: карты природных явлений и экономические карты (общеэкономические и отраслевые).

План описания географической карты: чтение источника информации

Для того, чтобы сделать характеристику географической карты, нужно определить ее тип. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Название карты;
  2. Масштаб (к какой группе относится — крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные);
  3. Территориальный охват (географическая карта мира, России, материка);
  4. Содержание. Общегеографические карты или тематические;
  5. Что изображено и каким способом?
  6. Какие знания можно получить при работе с этой картой?

Ответы на заданные вопросы в результате дадут подробную характеристику источника географических знаний.

Где и кем смогут работать выпускники

Николай Куричев

После выпуска перед бакалавром открывается две дороги — продолжить научную работу и стать ученым или применить свои знания в прикладных областях: создать свой бизнес, сделать карьеру в корпоративном секторе или на государственной службе. Наша программа дает свободу выбора обоих вариантов.

Подготовка в России нового поколения географов — одна из ключевых целей нашего факультета. Мы ориентируемся на подготовку исследователей, способных получать научные результаты мирового уровня, публиковаться в лучших международных журналах, сотрудничать с ведущими зарубежными университетами.

Но все же подготовка исследователей — задача не столько бакалавриата, сколько магистратуры (которая появится на факультете до того, как наши первые студенты окончат бакалавриат) и аспирантуры. Кроме того, учеба у нас может открыть выпускникам путь к поступлению в ведущие зарубежные вузы и на магистерские программы смежных факультетов Вышки.

Мы понимаем, что большинство наших выпускников пойдут не в академические исследования, а в бизнес и государственное управление, и должны иметь соответствующие для этого навыки. Студенты получат их на нашей программе и смогут применить в профессиональной деятельности.

Объем пространственных данных за последние 10 лет вырос на порядки и продолжает стремительно увеличиваться. На их основе создаются геоинформационные системы (ГИС) и множество различных сервисов, геоаналитика стала неотъемлемой частью самых разных видов бизнеса. ГИС-аналитик (Spatial Data Scientist), разработчик ГИС-приложений, специалист по визуализации пространственных данных и геоинфографике, эксперт по использованию космических снимков — это лишь немногие из профессий в этой сфере.

Другое прикладное направление — пространственные отраслевые и региональные исследования. Это локационные решения (где размещать предприятие или точку сбыта?), логистические (как оптимизировать транспортировку сырья, компонентов и готовой продукции?), геомаркетинговые (где выгоднее продавать товары и услуги, какие именно, когда и по какой цене?). Возможные профессии здесь — инвестиционный аналитик в промышленных компаниях, ритейле и девелопменте, консультант по локационным решениям, эксперт в области региональной политики.

Есть еще и экологическое направление, в том числе связанное с управлением природными ресурсами. «Зеленая» тематика — это не только риторика, но и огромные и быстро растущие отрасли: углеродные рынки, рынки энергоэффективного оборудования, экологически чистых материалов и технологий и проч.

Без экологической экспертизы не может быть реализован ни один инвестиционный проект. Без специалистов по экологическому праву не может обойтись ни одна крупная компания, работающая на международных рынках.

Риск-менеджер в управлении природными рисками, специалист по управлению водными и лесными ресурсами, консультант в области устойчивого развития территорий, эксперт по экологическому праву или экологическому аудиту — все эти профессии будут становиться все более востребованными и в мире, и в России. Кроме того, наши студенты получат навыки проведения и организации различных видов инженерных изысканий при проектировании и строительстве.

Методы географической науки

В арсенале географической науки находится множество методов исследования, способов получения географической информации, которые применяются для решения различных задач: политических, практических, научных и других. К ним относятся:

  1. Метод моделирования.

С его помощью изучаются природные и социальные процессы и явления. Суть: построение, имитирование природного (любого другого географического) объекта в виде макета, изучение. Данный метод значительно облегчает исследование и делает его наглядным. Самой простой географической моделью является глобус. Метод применяется для решения многих задач, например:

— изучение территориальной организации;

— оценка степени антропогенного воздействия на природные объекты;

— исследования динамики геосистем и прогнозирование развития и др.

  1. Статистические методы исследования. Дают количественную характеристику процессов, объектов, явлений. Как пример можно привести исследования климата. Здесь важны количественные показатели солнечного тепла, осадков, минимальной и максимальной температуры за период. В социальной географии — это рождаемость, смертность, прирост населения и др.
  2. Исторический подход. Географы очень широко используют данный метод. Исторический подход необходим в географии для выявления природных изменений с течением времени. Например, с его помощью можно сделать прогноз развития рельефа местности, на котором ведется хозяйственная деятельность.
  3. Метод наблюдений. Старейший метод, но актуальный по сей день. Проводятся с какой-либо конкретной целью: наблюдение за состоянием окружающей среды, за метеорологическими условиями, за изменением среды под влиянием человека и т.д.
  4. Методы полевых исследований на местности. Один из классических методов исследования в географии, дающий самую ценную географическую информацию. Результаты таких исследований, увиденные своими глазами природные явления, фиксируются в описаниях. Также при проведении полевого исследования ведется сбор образцов (почвы, минералов, растительности и т.д.), все это впоследствии представляет собой ценный фактический материал и становится предметом изучения.
  5. Методы картографирования. Данный способ получения географической информации позволяет наглядно описывать природные явления и объекты. Любое исследование в географии начинается с изучения и анализа карты, а завершается внесением дополнений в старые карты или созданием новых. Карта, если уметь ее читать, может дать большой объем информации о нужном объекте. Особенно выделяется метод экологического картографирования тем, что его результат осуществляет экологическую оценку изображаемой территории. По такой карте легко можно оценить состояние окружающей среды.
  6. Сравнительный метод. Метод сравнения выявляет сходства и различия процессов, состояний, свойств объектов географической среды с целью дальнейшего прогнозирования изменений (возможных), которые могут произойти со временем с этим объектом.  
  7. Аэрокосмические методы. Аэрокосмический метод позволяет прогнозировать и предотвращать техногенные катастрофы. Используется для составления и уточнения топографических карт и наблюдения за состоянием природной среды.

Космическая съемка Земли. Один из интереснейших методов и важнейших источников для составления и обновления карт и атласов. С его помощью мы получаем информацию о нашей планете и всей Солнечной системе, изучаем природные ресурсы Земли, океаны и атмосферу, следим за состоянием природной среды и опасными природными явлениями. Сведения добываются с помощью специальных аппаратов, размещенных на искусственных спутниках нашей планеты, кораблях и станциях в Космосе. С появлением этого метода у нас появилась возможность видеть труднодоступные местности, сравнивать, наблюдать за объектами, которые раньше были недоступны.

Все методы в отдельности и в комплексе дают возможность не только описывать изучаемые явления, но и прогнозировать будущее

А это очень важно для человечества, потому что людям необходимо знать о последствиях своего развития. Географический прогноз дает шанс предотвратить нежелательные явления либо уменьшить негативные последствия воздействия человека на природу и научить его разумному природопользованию, рациональному взаимодействию с природной средой, решению глобальных проблем

На следующем уроке рассмотрим современный облик нашей планеты, который формировался миллиарды лет, узнаем о необычайном разнообразии природы и о причинах такого разнообразия.

Что изучает география и кто её придумал?

В целом, география — это наука о Земле. Термин образован из двух греческих слов «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю).Дословно переводится как «описание земли» или «землеописание». Следовательно, география естественная наука, цель которой описывать процессы, происходящие в окружающем пространстве. Почему именно греческие слова стали основой для ввода нового термина в жизнь?

С этим географическим моментом связана интереснейшая история, возраст которой более 2000 лет.

Считается, что имя учёного, давшего название науке «география», Эратосфен Киренский, величайший древнегреческий философ. Он жил на рубеже 3-го и 2-го веков до нашей эры. Сегодня можно с уверенностью сказать, насколько мощным для развития науки стал прорыв, которому с лёгкой руки дал старт Эратосфен, вклад в развитие географии этого человека оказался воистину великим.

Основоположник науки «география» впервые использовал термин в своих философских трудах. До нашего времени сохранились упоминания о книге Эратосфена «география». Хотя ничего удивительного в этом нет — он был вторым главным хранителем знаменитой Египетской Александрийской библиотеки (после грека Зенодота Эфесского, филолога и поэта, комментатора Гомера), существовавшей в античной Александрии. Естественно, что ему был открыт доступ к трудам соотечественников, и тех, кто жил до них.

Именно доступ к многочисленным материалам побудил античного учёного создать обобщённый географический трактат. На вопрос, что сделал Эратосфен для географии, кратко можно ответить следующим образом: он заново переписал данные обо всех населенных землях своей эпохи. При этом Эратосфен опирался только на фактический материал, подтвержденный папирусами и другими источниками знаний.

Эратосфен Киренский 

Благодаря своему труду на многие века Эратосфен стал тем, кто открыл географию как науку. Причина не только в том, что он придумал своему детищу новое имя. Живой ум учёного выхватил из изученных описаний важные факты и впервые сформулировал причинно-следственные связи, которые до сих пор являются актуальными. Поэтому недаром считается, что Эратосфен — «отец» географии.

Прежде всего, надо разобраться в том, какой вклад в географию внёс Эратосфен, почему он запомнился своим современникам больше всего, и как вышло, что именно его выводы дошли до нашего времени почти в неизменённом состоянии.

  • Эратосфену приписывают «рождение» понятия «климатические пояса Земли». Он смог математически точно объяснить границы между ними, которые и сейчас аналогичны современным взглядам на экватор, тропики и полярные круги, только называл немного иначе.
  • Он также первопроходец в создании карт. Его картографический труд, дошедший до наших дней — это карта Ойкумены. Он перенёс на неё всю актуальную информацию о новых землях, полученную благодаря военным экспедициям Александра Македонского и его последователей. Её главные достоинства: вполне угадываемые контуры суши и морей на значительном отрезке земной поверхности, с возможностью реального расчёта расстояний. В поисках своего «рая» — удивительной Индии, — Колумб считал эталоном именно карту Эратосфена. Он по ней планировал своё путешествие, доказывая относительную близость объекта поиска, если двигаться от европейских берегов в западном направлении.
  • Эратосфен вычислил земную окружность по экватору (40 тысяч км), «промахнувшись» всего 200 км. А это такой пустяк, если учесть чем пользовался для своих измерений и умозаключений великий учёный-грек, живший 22 века назад, далёкий от калькуляторов и современных смартфонов.

Карта Эратосфена — Обитаемая Ойкумена 

Умозаключения Эратосфена помогли в дальнейшем сформировать критерии, по которым определился главный предмет пристального изучения новой дисциплины. В данном случае «земная поверхность» — это то, что изучает физическая география с древних времён и до наших дней. Эратосфен оказался не только выдающимся аналитиком античности, но и настоящим учёным, оказавшим влияние на развитие науки географии на последующие тысячелетия.

Вопросы будущего планеты

Во многом прошлое Земли исследуется для того, чтобы можно было предсказывать ее будущее. Сегодня у географов есть карты, на которых показано расположение материков через миллионы лет

Огромной практической важностью обладает вопрос о процессе изменения климата

Ученые фиксируют, что сегодня происходит резкий рост средней температуры планеты – глобальное потепление. Каковы его причины, и к каким последствиям оно может привести? Ответить на эти вопросы очень сложно. Имитационные модели, с помощью которых можно построить прогноз изменения климата, содержат тысячи переменных, между которыми есть неоднозначные связи.

Например, с одной стороны, рост концентрации углекислого газа вызывает рост температуры из-за парникового эффекта, что ведет к таянию льдов, уменьшению отражающей способности ледовых шапок Земли и ещё большему росту температуры. С другой стороны, чем больше углекислого газа в атмосфере, тем быстрее растут растения, которые поглощают его при фотосинтезе. Учесть все эти взаимосвязи в рамках одной теории очень тяжело, для этого нужны расчеты на суперкомпьютерах, а также масштабный сбор климатической статистики по всему миру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector