История выборов и назначений руководителей субъектов россии
Содержание:
- К чему привел отказ от прямых выборов
- Сравнение
- Россияне хотят выбирать
- Административные и политические роли
- Кто такие — губернатор и глава горадминистрации
- Градоначальник, или все же губернатор и глава горадминистрации
- С чего все начиналось
- О чем заявил Алексей Гордеев
- Кто такой губернатор?
- Демография
- История
- Сравнение
- МЭРЫ и ГУБЕРНАТОРЫ
К чему привел отказ от прямых выборов
В целом в Черноземье избирать
мэров по конкурсу начали с 2015 года. В Воронеже Вадим Кстенин таким образом возглавил город в 2018. Уже
сейчас можно подвести промежуточные итоги.
Главная проблема в том, что
мэры, которых горожане не выбирали, так и не смогли доказать населению свою
легитимность.
Градоначальники попросту
«неузнаваемы населением». Как рассказал исполнительный директор ИОМ «Квалитас»
Александр Романович, результаты социологических исследований таковы, что
воронежцы узнают только губернатора, а остальных политиков путают. При этом
недовольны действиями власти именно те, кто градоначальника не знает.
Кроме того, по словам
Слатинова, одной из предпосылок ухода от прямых выборов, является конфликты в
связке губернатор-мэр. Подобное было в Воронеже, когда город возглавлял
всенародно избранный Борис Скрынников. Однако и переход к конкурсным системам,
по словам Слатинова, окончательно не исключил риски появления конфликтов. В
Воронеже сейчас с этим проблем нет, чего не скажешь о Тамбове и Курске.
Лишившись политической силы,
мэры не выиграли и финансово. Распределение налогов осталось прежним –
большинство сборов идут в регион. С другой стороны, как отметил Слатинов, у
муниципалитетов появилось больше возможности получить финансирование, участвуя
в областных и федеральных программах.
Один из главных трендов –
снижение участия граждан в управлении городом. По мнению Слатинова, взамен
жителям отдали возможность влиять на иные процессы, к примеру, на
градостроительную и коммунальную сферы. В частности, речь идет о создании
ТОСов, инициативного бюджетирования. Грубо говоря, горожане не могут повлиять
на выбор управленца, но могут решить, каким цветом будет лавочка в парке.
С этой точкой зрения не
согласен председатель комитета по местному самоуправлению Воронежской областной
думы Артем Зубков. Он убежден, что ТОС появились еще задолго до конкурсного
отбора мэра, и уже успели стать действенным инструментом гражданской
ответственности и инициативы.
Сравнение
Основное отличие главы горадминистрации от губернатора в том, что первая должность, в основном, учреждается на уровне местной власти, вторая — на уровне региональной. Глава горадминистрации в большинстве случаев возглавляет город, губернатор — субъект федерации.
Однако из данных правил бывают исключения.
К примеру, глава исполнительной власти Москвы — города федеративного значения, другими словами входящего в систему государственного управления, — называется главой горадминистрации.
StandUp. Руслан Белый — Про гражданскую позицию и толерантность
Со своей стороны, лицо, возглавляющее исполнительную власть Петербурга — иного российского города федеративного значения — называется губернатором.
Российские мэры по Конституции не подотчетны органам власти — но могут быть смещены с собственной должности при их непосредственном участии.
Губернаторы, со своей стороны, подотчетны федеральным структурам. Более того, политический центр вправе освобождать их от исполняемых обязанностей.
Определив, в чем разница между главой горадминистрации и губернатором, зафиксируем выводы в таблице.
Россияне хотят выбирать
Судя по большинству опросов общественного мнения, граждане России положительно относятся к идее возврата прямых выборов мэров городов – элемента прямой демократии, сохранившегося лишь в ряде крупных городов, а также в городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге. Более того, в ноябре 2020 года в таком крупном городе как Екатеринбург зарегистрирована народная законодательная инициатива о возврате прямых выборов мэра, а в Новосибирске борьба за сохранение выборности главы города стала одним из важнейших факторов публичной политики.
Мэр в качестве главы областного центра здесь воспринимается как легитимная и мало уступающая по своему административно-политическому весу губернатору фигура.
Выражением значимости данного вопроса на федеральном уровне стала предложенная КПРФ поправка в Конституцию РФ (о закреплении прямых выборов мэров столиц субъектов РФ), которая правда не нашла своего отражения в тексте основного закона страны, в рамках 131 статьи которого зафиксировано, что «особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации и на других территориях могут устанавливаться федеральным законом».
Однако, какими бы способами ни избирались/назначались мэры российских городов, статья 132 Конституции РФ подчеркивает, что «органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории». В этой связи можно говорить о стремлении федерального центра сохранить административно-экономический характер должности российских мэров, совместная работа которых с губернаторским корпусом должна быть направлена на решение задач социально-экономического развития страны и минимизировать вероятность межличностной политической конфронтации в регионе.
Административные и политические роли
Несмотря на то, что управление современным городом (или многомиллионной городской агломерацией) является сложным политико-административным процессом, выдвигающим высокие требования к профессиональным компетенциям главы города (в российских ВУЗах пока не существует программ профессиональной подготовки мэров), его избрание в ходе свободных и честных выборов отражает растущую гражданскую активность современного горожанина, погруженного во все более интенсивную коммуникационную среду и формулирующего качественно новые требования к публичной власти.
При этом граница между политической и административной составляющей работы главы города стирается, накладываясь на неоднородный характер городской «публики», многочисленные правительственные и неправительственные организации, обладающие различной степенью самостоятельности и ресурсной обеспеченности.
Сугубо административное решение главы современного города может стать острой политико-медийной проблемой (например, решение по строительству храма в сквере Екатеринбурга), тогда как политическое решение – например, борьба за сохранение выборности главы Новосибирска – может вызвать административные трения между городским и региональным уровнями системы публичной власти Новосибирской области, которые возглавляют выходцы из политических партий «Единая Россия» и КПРФ.
Кто такие — губернатор и глава горадминистрации
Потому как государственное устройство России – федерация, это значит, что, как государство, она состоит из субъектов. Субъект Федерации – часть государственной структуры, будь то независимая республика или независимая область в составе РФ, край или область.
Эти все административные единицы обладают равными правами и являются гос. структурами, исполняющими в собственных границах функции государства.
В ст.18, ч.6 закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ» сказано, что субъект РФ вправе самому установить название должности высшего должностного лица, с учетом исторических, национальных и других устоев.
Это название должно быть отражено в уставе субъекта Федерации. Исторически административными единицами России были губернии, благодаря этому, создавая собственные уставы, исполнительные органы власти субъектов РФ решили, что высшее официальное лицо этого органа власти будет наименоваться губернатором.
Губернатор: Разъяснять людям их права в вопросе ЖКХ должны специалисты
Пункты проживания, расположенные на территории субъекта Федерации, имеют статус селения и не считаются органами власти. В согласии с 3-й и 12-й статьей Конституции РФ, носитель власти – население украины собственные властные полномочия может выполнять при помощи выборов органов самоуправления.
По аналогичности с заграничными выборными должностями, глав муниципальных органов власти было решено именовать мэрами. Хотя сейчас многие муниципальные органы власти внесли изменения в собственные уставы и официальных документах мэры теперь именуются мэрами.
Градоначальник, или все же губернатор и глава горадминистрации
Не считая вышеперечисленных субъектов РФ, к их числу было решено отнести еще два города, имеющих федеральное значение – это бывшая и сегодняшняя столицы России Петербург и Москва. В период парада суверенитетов уставами данных субъектов высшим чиновникам данных мегаполисов было присвоено официальное название «глава горадминистрации», но немного позднее решением Законодательного Собрания Петербурга эту должность переиминовали в «губернатор».
Выходит что Москву, как субъект Федерации, возглавляет глава горадминистрации, а Петербург – губернатор. Однако, если следовать традиции истории, в Российской Федерации главы столичной власти всегда именовались «градоначальниками».
С чего все начиналось
На заседании «Клуба
политологов» последствия отказа от прямых выборов в городах Черноземья, в том
числе в Воронеже, разобрал эксперт института гуманитарно-политических исследований
Владимир Слатинов.
Он напомнил, что Воронеж
последним в Черноземье перешел на новую систему. Однако еще до этих событий
Алексей Гордеев уже организовал модель «зама губернатора по областному центру»,
пусть и всенародно избранного, направив на выборы вице-губернатора Александра
Гусева.
Этому способствовали
федеральные тренды. После выборов президента в 2012 году, с одной стороны,
начали усиливать контроль за регионами, а с другой губернаторам отдали на откуп
модерацию муниципальной власти. Фактически сейчас главы регионов решают, каким
образом будут выбраны или назначены городские и районные управленцы.
В Воронеже, когда еще
Александр Гусев только исполнял обязанности губернатора, приняли решение
перейти к избранию мэра по конкурсу. Специальная комиссия, созданная на 50% из
выдвиженцев губернатора, на 50% — гордумы, отбирала кандидатов в мэры. Конечное
решение оставалось за городским парламентом, который и остановил выбор на
Вадиме Кстенине.
– Эта модель «гибрид» идеи
сильного мэра и назначаемого властями «сити-менеджера». При такой модели у мэра
прямая подотчетность депутатам, а косвенная региональным властям, – пояснил
Слатинов.
О чем заявил Алексей Гордеев
Бывший воронежский губернатор
Алексей Гордеев высказался о возращении прямых выборов мэра на встрече с
представителями активной молодежи региона в Госдуме 23 апреля.
– Это не только
ответственность избранного главы города перед населением, но и понимание того,
что горожане сами формируют актуальную для города повестку, участвуют в жизни
города, – заявил Гордеев. – Жители тем самым берут на себя часть
ответственность за состояние города, качество власти. Необходимо только решить
вопрос явки, так как опыт прошлых лет показывает, что на выборы мэра приходило менее 20% избирателей. Это, в свою очередь, несло риски попадания во власть
людей неподготовленных, популистов.
Кто такой губернатор?
Под губернатором может пониматься:
- в Российской Федерации — начальник субъекта федерации (которым может быть и город федеративного значения);
- в государствах запада — высшее официальное лицо штата либо другой административно-территориальной единицы.
В период с 1995 по 2005 годы российские губернаторы избирались населением субъектов РФ. С 2005 по 2012 годы руководители регионов назначались органами законодательной власти в субъектах РФ в соответствии с представлением Главы государства России.
Your ads will be inserted here by
Easy Plugin for AdSense.
Please go to the plugin admin page toPaste your ad code ORSuppress this ad slot.
С 1 июня 2012 года граждане вновь право имеют избирать собственных губернаторов.
Если говорить об истории института губернаторства в Российской Федерации, можно подчеркнуть, что появился он еще в период России.
До революции 1917 года должность, о которой говорится, занимал человек, который является начальником губернии либо области. Он исполнял подобные функции, как:
- обеспечение неприкосновенности законных прав власти;
- обеспечение выполнения положений законодательства;
- исполнение политического управления на подобающей территории.
Однажды в России — cписок санкций против России
В сегодняшней России, как мы отметили выше, лицо, которое занимает пост губернатора, возглавляет исполнительную ветвь власти на уровне субъекта РФ. Аналогичным образом, эта должность считается частью системы власти.
Человек, занимающий ее, подотчетен Москве, может быть назначен (если есть наличие устанавливающих эту процедуру положений в законе) губернатором или отпущен от выполнения собственных функций в согласии с распоряжением политического центра.
Нужно сказать, что в национальных республиках должность, о которой говорится, не стала распространена.
В надлежащих субъектах РФ начальник исполнительной ветки власти — Глава или Глава государства. Более того, и в определенных российских областях человек, занимающий соответствующую должность, называется не губернатором, а главой обладминистрации.
Лица, возглавляющие исполнительную власть в субъектах РФ, могут занимать собственные должности в течение не больше чем 2-ух сроков, продолжительность любого из которых составляет 5 лет.
В Америке должность губернатора отвечает позиции человека, возглавляющего исполнительную ветвь власти в штате.
В основном, данное лицо имеет довольно большой спектр полномочий — сравнимых с теми, которыми обладает Американский Президент в федеральном масштабе.
Избираются американские губернаторы населением штатов — на 4 года.
В основном, одинаковый человек может стать главой исполнительной ветки власти довольно большое количество раз. Однако в некоторых штатах одинаковый губернатор может быть избран только 2 раза.
Большинство из американских губернаторов становятся Американскими Президентами. Например, должным образом сложилась карьера Джимми Картера, Рональда Рейгана, Билла Клинтона, Джорджа Буша-младшего.
Демография
Вечеринка
По состоянию на июнь 2019 года 73 члена « Единой России» , 3 коммуниста , 3 либерал-демократа , один член « Справедливой России» и пять независимых членов занимают должности губернаторов.
Владение
На каждый срок губернаторы занимают свои должности пять лет.
Самым долгим действующим губернатором является Евгений Савченко из Белгородской области , который занимал семь сроков подряд с 18 декабря 1993 года.
Пол
Первой женщиной-губернатором была Валентина Броневич, которая была губернатором Корякского автономного округа с 1996 по 2000 год. В настоящее время губернаторами штатов являются 84 мужчины и одна женщина — губернатор — Наталья Комарова из Ханты-Мансийского автономного округа .
История
В современной России губернатор — высшее должностное лицо в Российской Федерации (крае, области, автономной области, городе), возглавляет исполнительную власть в республиках и областях Российской Федерации.
30 ноября 1991 года указом президента Ельцина Борис Немцов был назначен губернатором Нижегородской области, и в первую неделю работы на новом месте Немцов издал указ, согласно которому он, как руководитель региональное правительство, будет официально называться губернатором. Таким образом, он стал первым губернатором новой России.
С 1995 по 2005 годы губернаторы избирались резидентами Российской Федерации в рамках прямого, равного и тайного голосования. С 2005 по 2012 год губернаторы назначались законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по представлению Президента России .
1 июня 2012 года вступил в силу Закон, возвращающий прямые выборы высших должностных лиц в регионах. В 2015 году срок полномочий управляющих ограничивался пятью годами, но не более чем двумя сроками подряд.
Сравнение
Главное отличие мэра от губернатора в том, что первая должность, как правило, учреждается на уровне местной власти, вторая — на уровне региональной. Мэр обычно возглавляет город, губернатор — субъект федерации. Но из этих правил есть исключения.
Например, глава исполнительной власти Москвы — города федерального значения, то есть входящего в систему государственного управления, — именуется мэром. В свою очередь, лицо, возглавляющее исполнительную власть Санкт-Петербурга — другого российского города федерального значения — именуется губернатором.
Российские мэры по Конституции не подотчетны органам государственной власти — но могут быть смещены со своей должности при их непосредственном участии. Губернаторы, в свою очередь, подотчетны федеральным структурам. Кроме того, политический центр вправе освобождать их от исполняемых обязанностей.
Определив, в чем разница между мэром и губернатором, зафиксируем выводы в таблице.
МЭРЫ и ГУБЕРНАТОРЫ
Не могу понять, почему применительно к Беларуси употребляют термины «МЭР», «МЭРИЯ», «ГУБЕРНАТОР» («губернии», слава Богу, пока не встречал)? И эта вопиющая невежественность, возвышающая в собственных глазах чиновников, назначенных белорусским правителем на должности начальников в городах, областях (еще раз замечу, не «губерниях» – их у нас нет с 1918 года) – эта невежественность свойственна многим уважаемым СМИ, интернет-сайтам, в том числе и «Белорусскому партизану». Не уподобляйтесь невежеству Лукашенко!
Александр Лукашенко, для которого Василь Быков – поэт, а Франциск Скорина творил в славном Петербурге, в своих выступлениях постоянно называет своих назначенных начальников в городах и областях то «мэрами», то «губернаторами». Но то, что простительно самоизбранному правителю – то не простительно уважаемым журналистам и просто грамотным публицистам. Слово «МЭР», французского происхождения, и его этимология (т.е. происхождение, значение и смысл одновременно) подразумевает ИЗБРАННУЮ НАСЕЛЕНИЕМ ГОРОДА ДОЛЖНОСТЬ ГОРОДСКОГО ГЛАВЫ.
В царской России император, как и ныне А.Лукашенко в Беларуси, назначал начальников городов, и они именовались ГОРОДОВЫМИ. Вот Вам, господа журналисты и публицисты, подходящий термин для градоначальников из лукашенковской вертикали власти. Не выставляйте свое невежество напоказ, уважайте себя и просвещайте читателей и нашего правителя. Ну НЕТ у нас в Минске «Минской мэрии»! Есть Мингорисполком и бесправный Мингорсовет, собирающийся 4 раза в году на денек-другой на свои заседания, именуемые аж сессиями. И всё! Никаких мэрий и мэров и соответствующих табличек в Минске, в здании Мингорсовета (оно же – Мингорисполком) вы не отыщете! Не верите – сходите и убедитесь! К счастью, соответствующие юридически-грамотные службы вывешивают соответствующие таблички в соответствии с «лукашенковской» конституцией и законами. А в них также ничего не сказано о мэрах и мэриях.
То же самое и сГУБЕРНАТОРАМИ. Ну нет у нас губерний, есть области, а стало быть, есть назначенные правителем Беларуси начальники этих самых областей. Еще раз повторю и подчеркну: не ГУБЕРНИЙ, а ОБЛАСТЕЙ. И областные «вертикальные» (то бишь, из властной «вертикали») НАЧАЛЬНИКИ не есть ГУБЕРНАТОРЫ. Будьте внимательны и вежливы! Ну, пишите, к примеру, «глава гродненской вертикали», или гродненский областной (городской) начальник или «вертикальщик» – слово берется в кавычки, так как имеет иносказательное, не юридическое значение). На худой конец употребляйте более длинные, но точные юридические термины: глава исполнительной власти Гродненской области или председатель гродненского облисполкома, гродненский градоначальник или гродненский городовой и т.д
Но не пишите того, чего нет! Не искажайте смысл слов!
.
Закончу эту заметку саркастическим выражением: «Японский городовой! Доколе, господа журналисты, назначенных ГОРОДОВЫХ будете называть МЭРАМИ, а «вертикальные» администрации городов – МЭРИЯМИ! Неужели ДО КОЛИ?».
09.07.11 5:12
Внимание! Материалы в разделе «Блоги» отражают исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не модерирует и следовательно, не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.