Музей «куликово поле»

Чем славно ты, поле великое

В чём заключалось историческое значение битвы на Куликовом поле? Всем нам в школе объяснили, да и на экскурсиях ещё раз повторят, что Мамаево побоище вовсе не освободило Русь от татаро-монгольского ига, что хан Тохтамыш через два года опустошил Москву, что сам же князь Дмитрий, прозванный Донским, продолжал платить дань татарам.

Почему же этот бой тогда поставлен в ряд с самыми великими битвами в русской истории, например, с Ледовым побоищем и Бородинским сражением? Что заставляет снова возвращаться к этой теме? В самые трудные и противоречивые для России времена люди чаще вспоминают вовсе не Бородино, которое переломило ход Отечественной войны 1812 года, а Поле Куликово.

Поход Дмитрия Донского в 1380 году заставил каждого русского принять решение: кто он такой, на чьей стороне, будет ли влачить своё существование рабом и данником или сможет сражаться за свою свободу и победить.

Даже в то время были свои изменники, своя «пятая колонна»: литовский князь Ягайло выступил на стороне татар, Великий Новгород и Тверь предпочли отсидеться в стороне, а князь Олег Рязанский, прямо пошёл против своих соотечественников и примкнул к Мамаю. И тем не менее, вся Центральная Русь объединилась под знамёнами Дмитрия и одержала победу!

В трудные времена именно за такой поддержкой — поддержкой духа единения, обращались русские люди к памяти Донского сражения. Сравните: начало ХХ века Александр Блок пишет цикл стихов, посвящённый событиям более чем полутысячелетной давности. Все помнят его строки: «И вечный бой! Покой нам только снится…» Но не все знают, что это строки о Куликовском сражении.

В дни смуты и раздрая память русских вновь возвращается к этому событию, ища там поддержки. Ощущение себя, как частицы великой русской истории, как потомка тех далёких, погибших под мечами Мамая, русских православных воинов, как человека, который обязан продолжать этот путь, приходит именно от воспоминания Куликовского сражения. Оно заставляет понять каждого из нас, что «Там где ты сейчас стоишь/Там и Поле Куликово!» Это слова уже из стихотворения другого автора — Михаила Матусовского. Они стали песней в фильме «Время выбрало нас» о событиях Великой Отечественной войны.

Художник Михаил Авилов именно в 1943 году пишет самую знаменитую своё полотно «Поединок Пересвета с Челубеем», другой художник — Александр Бубнов — начал свою картину «Утро на Куликовом поле» с 1943 военного года — переломного года в Великой Отечественной войне. Русские люди нуждались в том чтобы почерпнуть духовную силу в памяти тех событий.

Из какой Коломны выступил Дмитрий Донской на Куликовскую битву?

     Согласно летописи, Дмитрий выступил на Куликовскую битву из Коломны, где он соединился со своими союзниками. Сегодня считается, что Дмитрий вышел из города Коломна под Москвой (примерно 100 километров от Москвы). Возможно

Но нельзя не обратить внимание на другой весьма вероятный вариант: Дмитрий Донской выступил на битву из ЗНАМЕНИТОГО СЕЛА КОЛОМЕНСКОГО, находящегося сегодня внутри Москвы (метро «Коломенская»). Напомним, что именно в этом Коломенском находился огромный деревянный царский дворец.
     Эта гипотеза подтверждается также следующим свидетельством «Сказания о Мамаевом побоище»

Дмитрий, узнав о готовящемся нападении, приказал своим соратникам явиться в МОСКВУ, куда они и прибыли . Тут же, через страницу, летопись буквально в тех же словах еще раз говорит о точно таком же (полностью идентичном!) приказе Дмитрия своим соратникам, приказывая им собраться, но на этот раз — в КОЛОМНЕ. По всей видимости, здесь попросту идет речь об одном и том же приказе Дмитрия своим сподвижникам собраться в КОЛОМЕНСКОМ — В МОСКВЕ. Летопись два раза повторила один и тот же фрагмент.
     Летопись постоянно фактически накладывает Коломну на Москву. Так, сказав, что Дмитрий собирает полки в Коломне, (см. выше), она ТУТ ЖЕ ПРОДОЛЖАЕТ, что войска выступают на битву ИЗ МОСКВЫ, с.144—145). Это снова помещает Коломну в известное село Коломенское в Москве. Более того, как сообщает Тихомиров, «МОСКВА была тем центром, куда сходились отряды из русских городов: «снидошася мнози от всех стран НА МОСКВУ К ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ». Сюда пришли белозерские полки, ярославские, ростовские, устюжские. Главная сила русского войска составилась из москвичей. Это видно из рассказа об уряжении полков на КОЛОМНЕ И НА КУЛИКОВОМ ПОЛЕ».
     Итак, мы считаем, что Дмитрий Донской выступил именно отсюда — из района Коломенского, расположенного на правом берегу Москвы-реки, недалеко от центра Москвы.

Где пряталась русская засада при Куликовской битве?

Битва началась с поединка двух богатырей: Пересвета и Челубея. А затем в дело вступили и остальные воины. Как утверждают летописцы, сеча продолжается целый день. К вечеру оба войска несут тяжелейшие потери. Измотанные, истекающие кровью ратники уже с трудом держат в руках мечи, но по-прежнему бьются не на жизнь, а насмерть. Казалось, удача начинается отворачиваться от русских – им приходится отступать.  Еще не много и чужеземцы смогут переломить ход сражения в свою пользу. Но в этот решающий момент на Куликовом поле появляются воины из полка князя Дмитрия Андреевича, которые в течение нескольких часов прятались в засаде.

Есть ли на поле, которое сегодня считается Куликовым, подходящее место для засады? Там есть небольшая дубрава прямо на поле боя; узкая полоска деревьев. И в этой вот узкой полоске якобы спряталось достаточно крупная засада, чтобы разгромить войско Мамая. Надо быть совершенно слепым Мамаю и его военачальникам, чтобы не увидеть крупное вражеское соединение, которое прячется среди нескольких дубов прямо у него под носом.

В Москве сохранился памятник на Кулишках – церковь Святого Владимира в садах. Название говорит само за себя. Есть все основания полагать, что место для строительства подобного памятника было выбрано не случайно.

Воины Мамая потеснили русское войско и прошли вперед примерно к Славянской площади. И тут с холма, который спускается от церкви Святого Владимира, как раз им в тыл ударила засада Владимира Андреевича. Этот холм спускается к Кулишкам своим южным склоном. Южные склоны холмов всегда были сильно поросшие и впоследствии там разводили сады; отсюда и название Старославского переулка. В таком вот большом заросшем холме, причем достаточно далеко, так как они были на высоте, и могла скрываться русская засада.

Далее монголо-татары были разбиты и прижаты к Яузе и Москва-реке. Пытаясь, переправится на другой берег, многие из них утонули, а те, кто уцелел, просто бежали с поля боя. Таким образом, великое сражение завершилось победой русского войска.

Причины Куликовской битвы

На тот момент Русь уже 137 лет была в зависимости от монголо-татарского ига (с 1243 года). Монголо-татары взымали дань, забирали продовольствие и людей для служения в своих армиях.

Ханы Золотой Орды решали, кто будет княжить на Руси. Князья должны были получить одобрение ханов в виде ярлыка (письменной грамоты). Только после этого они могли управлять тем или иным княжеством.

Тяжёлое положение Руси осложнялось тем, кто княжества не поддерживали друг друга в борьбе с захватчиками. Ситуация начала меняться во время правления князя Владимирского и Московского Дмитрия Донского.

К походу на Русь Мамая подтолкнули три причины:

  1. Набиравшая силу власть Дмитрия Донского и объединение княжеств вокруг Московского княжества. Дмитрий Донской в 1375 году совершает поход на Тверь и подчиняет её. Теперь князь Михаил Тверской подчинялся князю Московскому. По их соглашению он также должен был поддержать Дмитрия Донского в борьбе с Золотой Ордой.
  2. Золотая Орда не собирала дань в том же размере, как раньше. Многие княжества задерживали оплату.
  3. Потеря авторитета Мамаем в Золотой Орде после поражения войска, отправленного на Русь по его приказу. В 1377 году у реки Вожи монголо-татарское войско во главе с Бегичем было разбито объединенными войсками, которыми руководил Дмитрий Донской. После этого поражения Мамай хотел взять реванш и доказать своё могущество.

Засада Владимира Андреевича на Куликовом поле и Владимирская церковь в Москве

     Исход Куликовской битвы решила засада, во главе которой был князь ВЛАДИМИР Андреевич с воеводой Дмитрием Боброком. Именно его удар решил судьбу сражения

Этому важному, переломному событию в «Сказании о Мамаевом побоище» уделяется довольно много места. Естественно ожидать, что на месте битвы должны были бы сохраниться какие-то воспоминания об этом засадном полке

И действительно, на одном из холмов, совсем рядом с Кулишками, до сих пор стоит известная церковь «Святого ВЛАДИМИРА в Садах» (Старосадский переулок). Здесь, по-видимому, и стоял засадный полк Владимира Андреевича. Это — южный склон, он был сильно заросший, и впоследствии там были сады (отсюда и название Старосадского переулка и «церковь в садах»).
     Мы перебрали все основные географические названия, упомянутые летописью при описании Куликовской битвы. 

Кто с кем сражался на Куликовом поле

     Сегодня нам объясняют, что на Куликовом поле сражались РУССКИЕ с ТАТАРАМИ. Русские победили. Татары проиграли.
     Первоисточники почему-то придерживаются другого мнения. Мы просто процитируем их краткий пересказ, сделанный Гумилевым.

Сначала посмотрим, кто сражался на стороне татар и Мамая. 
     Оказывается, «волжские татары неохотно служили Мамаю, и в его войске их было немного». Войска Мамая состояли из ПОЛЯКОВ, крымцев, ГЕНУЭЗЦЕВ (фрягов), ясов, касогов. Финансовую помощь Мамай получал от ГЕНУЭЗЦЕВ!
     А теперь посмотрим — кто же сражался в русских войсках? «Москва продемонстрировала верность союзу с законным наследником ханов Золотой Орды — Тохтамышем, стоявшим во главе ВОЛЖСКИХ И СИБИРСКИХ ТАТАР».
     Совершенно ясно, что описывается МЕЖДОУСОБНАЯ БОРЬБА В ОРДЕ. Волжские и сибирские татары в составе «русских войск» воюют с крымцами, поляками и генуэзцами в составе войск Мамая! Русское войско «состояло из княжеских конных и пеших дружин, а также ополчения. Конница была сформирована ИЗ КРЕЩЕНЫХ ТАТАР, перебежавших литовцев и обученных бою в ТАТАРСКОМ КОННОМ СТРОЮ РУССКИХ». Союзником Мамая был литовский князь Ягайло, союзником Дмитрия считается хан Тохтамыш с войском из СИБИРСКИХ ТАТАР.
     Сегодня никого, конечно, не удивляет, что войска Мамая называются в летописях Ордой. Но, оказывается, И РУССКИЕ ВОЙСКА ТАКЖЕ НАЗЫВАЮТСЯ ОРДОЙ!. Причем, не где-нибудь, а в знаменитой «Задонщине». Вот, например, что говорят Мамаю после его поражения на Куликовом поле: «Чему ты, поганый Мамай, посягаешь на Рускую землю? То тя била ОРДА Залеская». Напомним, что Залеская Земля — это Владимиро-Суздальская Русь. Таким образом, здесь русские войска Владимиро-Суздальской Руси прямо названы ОРДОЙ, как и монголо-татарские. Это в точности отвечает нашей реконструкции.
     Кстати, древнерусские миниатюры, изображающие Куликовскую битву, ОДИНАКОВО ИЗОБРАЖАЮТ РУССКИХ И ТАТАР — одинаковые одежды, одинаковое вооружение, одинаковые шапки и т.д. По рисунку невозможно отличить «русских» от «татар». 
     Так что даже с традиционной точки зрения нельзя считать, что Куликовская битва была сражением между РУССКИМИ и пришельцами-ТАТАРАМИ. «Русские» и «татары» перемешаны так, что отделить их друг от друга невозможно. По нашей гипотезе, слово «татары» в летописях означало КОННЫЕ РУССКИЕ войска и совсем не обязательно означало НАЦИОНАЛЬНОСТЬ. Здесь слово татары попросту заменяет слово КАЗАКИ.
     По-видимому, позднее, при тенденциозном редактировании, первоначальное слово «казаки» было заменено везде в летописях на «татары». 

     Итак, Куликовская битва — это было сражение волжских и сибирских казаков во главе с Дмитрием Донским с войском польских и литовских казаков, возглавляемых Мамаем.

Музей Куликово поле

Музей Куликовской битвы построили на территории бывшей деревни Моховое.

На территории музея работает визит-центр, в котором есть кафе с комплексными обедами (обед будет забронирован в рамках экскурсионной программы), большой сувенирный магазин, туалеты, прокат велосипедов плюс еще один (в дополнение к Монастырщинскому) гостиничный комплекс.

Музей построен многоуровневый (сначала осматриваем экспозицию «над землей», затем спускаемся в «подземелье»). На некоторых картах почему-то он обозначен как два разных объекта: надземный и подземный, но это не так, это единое строение вот такого необычного вида.

На стене музея, стилизованной под старину — надпись: »

Каждый сентябрь в день Рождества Пресвятой Богородицы (всегда подстраиваются под выходные дни) здесь ждут всех, кого интересует событийный туризм: здесь отмечают годовщину Куликовской битвы. Здесь работают ярмарки, реконструкторы показывают бои. В 2030-м году будет праздноваться 650-летие этого переломного сражения в русской истории, и уже сейчас к нему идет подготовка.

После осмотра музея можно забраться на смотровую площадку, расположенную на крыше наземного здания. Здесь — подробная схема расположения всех действующих лиц и бескрайние просторы земли русской, даже в дождливую пасмурную погоду впечатляющие и завораживающие.

А это вид на подземную часть музея. Что-то из разряда инопланетного )))

Храм Сергия Радонежского на Красном холме Куликова поля.

Идея создания храма памятника Сергию Радонежскому на Красном холме возникла в 20-30 годы XIX века. Однако реализация проекта стала возможна только в начале XX века.

16 июня 1913г. состоялась торжественная закладка храма. Проект храма принадлежал выдающемуся архитектору двадцатого столетия А.В. Щусеву.

Важной особенностью храма Сергия Радонежского стало соединение элементов церковной архитектуры с формами крепостного зодчества.

Здание состоит из трех объемов – двух боковых башен и собственно церкви. Башни соединены между собой звонницей новгородско-псковского типа, напоминающей боевой ход крепости.

В 1917 году накануне октябрьской революции строительство храма было завершено, освещен храм был уже в 1918 году.

Другие достопримечательности на территории Куликова поля

Храм Успения Пресвятой Богородицы в с. Себино — место паломничества на родину старицы Матроны Московской.

Прощеный колодец в 12 км от Красного холма. По преданию, именно здесь после битвы Дмитрий Донской омывал свои раны и прощался с погибшими воинами. С тех пор вода из источника считается целебной. Здесь можно взять вкусной ледяной воды с собой, а также окунуться в специальной деревянной купели. А также насладиться видом Дона, где река берет свое начало.

Музей истории русского купечества в п. Епифань Кимовского района. Экспозиции музея знакомят посетителей с особенностями быта мещан на рубеже XIX—XX вв. Помимо того, Епифань примечательна своей старинной площадью, где сохранилось два старинных храма.

Богородицк

Первый город по пути на Куликово поле, в котором стоит задержаться хотя бы ненадолго — это Богородицк. Здесь поражает воображение огромный дворцово-парковый комплекс, связанный с именем Екатерины II.

Императрица выстроила здесь дворец для своей внебрачного сына от графа Орлова — он получил поместье и титул графа Боринского. Сейчас парк и музей-усадьба Бобринских — главная достопримечательностей города. Во дворце находится музей. А сам парк расположен на противоположном берегу реки со смешным названием Упёрта. Также в парке установлен памятник Андрею Тимофеевичу Болотову, утроителю парка, агроному и художнику (его многочисленные акварели находятся в экспозиции музея).

В парке можно осмотреть колокольню церкви Казанской Божией матери, получить возможность пофотографировать многочисленные инстаграмные виды.

Фото и описание

Музей-заповедник «Куликово поле» был создан в 1996 г. Он находится на том месте, где в 1380 г. произошло Куликовское сражение и включает также прилегающую к месту битвы территорию.

Куликово поле расположено на юго-востоке Тульской области и занимает участок ландшафта в бассейне верхнего течения реки Дон при его слиянии с Непрядвой в северной лесостепи на Русской равнине. В заповеднике сохранились лесные массивы, в которых представлена фауна и флора, близкая к первозданной, а также участки ковыльных степей. Разнообразие археологических и величие архитектурных памятников, многие из которых относятся к периоду Куликовской битвы, представляют яркое свидетельство богатой истории края. Подвиг русского войска на Куликовом нашел поле свое отражение в экспозициях музея-заповедника, храмах и обелисках на Красном холме, в селе Монастырщино.

На территории музея-заповедника расположен храм Сергия Радонежского (1913-1917 гг., архитектор А.В. Щусев.). Этот храм был спроектирован в псевдорусском стиле как символ единства духа и силы русского народа (по замыслу Щусева, храм должен был составлять единый ансамбль с обелиском Дмитрию Донскому). Также здесь находится памятник-обелиск Дмитрию Донскому (архитектор А.П. Брюллов) – это один из первых монументов в России, установленных на поле сражения. Памятник торжественно открыли 8 сентября 1850 г. на Красном холме. В 2005-2007 гг. здесь проводились уникальные реставрационные работы, направленные на сохранение монумента. Колонна демонтировалась и проводилась реставрация основных ее конструктивных деталей: креста, купола, мемориальных надписей, замена фундамента, восстановление утраченного декора, создание несущей конструкции внутри монумента. И еще – храм в честь Рождества Богородицы, он был построен в 1865-1884 гг. Каменную церковь заложили на месте старого деревянного храма, выстроенного, по преданию, из дуба Зеленой дубравы там, где были захоронены русские воины. К 625-летию Куликовской битвы звонница храма была восстановлена.

В состав музея-заповедника также входят усадебный комплекс купца Байбакова А.Е. в Епифани, являющийся архитектурным памятником, а также музей «Тульские древности» в Туле, располагающийся в здании бывшего дома тульского купца Ермолаева-Зверева; мемориальный комплекс в селе Монастырщино.

Музей-заповедник «Куликово поле» проводит обзорную экскурсию на Красном холме, которая знакомит гостей с историей этого места, памятником Д. Донскому, храмом во имя Сергия Радонежского. Экскурсантам со смотровой площадки показывают место сражения и знакомят с основными этапами Куликовской битвы и расположением сил противников.

В ходе экскурсии «Руси великое начало» рассказывается о быте и культуре домонгольской Руси, о противостоянии Золотой Орды и Руси, посетители знакомятся с доспехами и оружием, средневекового воина, снаряжением его боевого коня, реликвиями Куликовской битвы, храмом Рождества Богородицы, Аллеей Памяти и Единства, памятником Дмитрию Донскому, мемориалу в честь павших на Куликовом поле во время Великой Отечественной войны.

Посетители музея также могут ознакомиться с историей церкви Рождества Пресвятой Богородицы, подняться на ее колокольню, чтобы услышать традиционные колокольные звоны и узнать историю колоколов.

Экскурсия непосредственно по Куликовому полю предполагает путь к Зеленой Дубраве. Именно оттуда Засадный полк русского войска нанес решающий удар по монголо-татарским захватчикам. Гостям музея предоставляется удивительная возможность пройти по полю наиболее знаменитого в истории России сражения.

Ежегодно музей-заповедник посещает более 165 тысяч человек. Музей имеет собственные научную библиотеку и реставрационные мастерские, где реставрируются черный и цветной металл, фарфор, стекло, керамика, реконструируются защитные доспехи и вооружение 9-16 вв., деревянные предметы, предметы на бумажной основе.

Вопрос: там ли мы ищем Куликово Поле?

     Кулишки в Москве и церковь Всех Святых в честь воинов Куликовской битвы на Славянской площади (станция метро «Китай-город»)
     Начнем с того, что некоторые летописи ПРЯМО ГОВОРЯТ о том, что КУЛИКОВО ПОЛЕ НАХОДИЛОСЬ В МОСКВЕ.
     Например, известный Архангелогородский летописец, описывая встречу иконы Владимирской Божьей Матери в МОСКВЕ во время нашествия Тимура в 1402 году, сообщает, что икону встретили В МОСКВЕ «НА ПОЛЕ НА КУЛИЧКОВЕ».
     Вот полная цитата:
     «И принесоша икону и сретоша Киприян митрополит со множеством народу, НА ПОЛЕ НА КУЛИЧКОВЕ, иде же ныне церкви каменна стоит во имя Сретенья Пречистыя, месяца августа, в 26 день» .
     Упомянутая церковь стоит, как известно, на Сретенке. А недалеко от Сретенки в Москве есть место, до сих пор известное под своим древним названием — КУЛИШКИ.
     Мнение о том, что московское название Кулишки является синонимом Куликова поля, бытовало в Москва еще и в XIX веке! Например, в сборнике «Старая Москва», изданном Комиссией по изучению старой Москвы при Императорском Московском Археологическом Обществе , упоминается о якобы «неправильном предположении», существовавшем в Москве, будто московские «Кулишки произошли от Куликов или Куликова поля». Там отмечено, кстати, что «КУЛИШКИ СУЩЕСТВОВАЛИ ПРЕЖДЕ МОСКВЫ» .
     ИМЕННО НА КУЛИШКАХ до сих пор стоит церковь Всех святых, которая «по старому преданию, была построена Дмитрием Донским в память воинов, убитых на КУЛИКОВОМ ПОЛЕ» . «Каменная церковь Всех Святых на Кулишках, упомянутая в известии 1488 года. В переделанном виде церковь сохранилась до нашего времени». До сих пор она так и называется: «Церковь Всех Святых на Кулишках». Сегодня прямо около нее — нижний выход из станции метро «Китай-город». Площадь сегодня называется Славянской. Недавно на ней поставлен памятник Кириллу и Мефодию. Чуть ниже — Москва-река. Здесь же -улица Солянка, называвшаяся раньше также КУЛИЖКИ, т.е. Кулишки.
     Считается, что «Кулижки также обозначали болотистую местность». Кроме того, «кулижка» — вырубленный, выкорчеванный, выжженный под пашню лес (см. Толковый Словарь В.Даля). А в Москве «большую часть района «у Кулишек» занимали сады».
     Московские Кулишки захватывали также площадь Покровских ворот, имевших три-четыре столетия назад и второе название — КУЛИШСКИЕ.
     Согласно нашей гипотезе, именно в этом большом районе Москвы и произошла знаменитая Куликовская битва, в результате которой костромской князь Дмитрий Донской = Тохтамыш победил западнорусские, рязанские и польские войска Мамая и присоединил к своим владениям область, в которой впоследствии возник большой город — Москва. Возможно, присутствие ПОЛЬСКИХ ВОЙСК в «монгольском» войске Мамая вызовет удивление. Но об этом прямо говорит русская летопись: ПСРЛ, т.25, М.-Л, 1949, с.201.
     Считается, что Мамай был разгромлен ДВАЖДЫ в одном и том же 1380 году. «Первый раз» — Дмитрием Донским, а «второй раз» — Тохтамышем. По нашей гипотезе это — два отражения одного и того же события, поскольку Дмитрий Донской и Тохтамыш — одно и то же лицо. При этом во «второй раз» Мамай был разгромлен «на Калках». Как мы уже говорили, «Калки» (Кулики) — это вариант все того же «Куликова поля», т.е. московских Кулишек («кулачки», «кулачный бой», «бой на кулачках», место, где мерялись силами).
     Кстати (малоизвестный факт), Мамай — это ХРИСТИАНСКОЕ ИМЯ, до сих пор присутствующее в наших святцах в форме Мамий. По-видимому, что это — слегка искаженное «мама», «мамин», т.е. «сын матери». Видимо, раньше на Руси бытовала пара имен сходного происхождения: Батый — от «батька», «отец», а Мамий (Мамай) — от «мамы», «матери».
     Итак, Дмитрий Донской воюет с полководцем, имя которого — христианское!
     В заключение отметим, что там, где в русских летописях написано «поле Куличково», историки романовской школы упорно читают «поле Кучково».  «КУЧКОВО поле находилось у современных Сретенских ворот».

В чем дело?
Что мешает им буквально процитировать старую летопись, где четко написано (повторим это еще раз) — «поле КУЛИЧКОВО»?
     Видимо то, что тогда у кого-то может возникнуть мысль о том, что московское поле Куличково — это и есть знаменитое Куликово поле, место битвы Дмитрия Донского с Мамаем. А этого они не хотят. Может быть — подсознательно. А по нашему мнению — сознательно, по крайней мере, в то время, когда они изменяли освещение русской истории и в связи с этим произвели географическую пере-локализацию некоторых событий нашей истории.

Как добраться[править]

Ближайшие железнодорожные станции: Узловая, Товарковский, Бобрик-Донской в посёлке Донской, Кимовск и Куликово поле в посёлке Куркино. Удобнее ехать через Кимовск, в который идут частые автобусы и маршрутки из Новомосковска через Донской. Далее можно ехать автобусом (прямой автобус в Монастырщино привезёт вас почти прямо к мемориалу), или автостопом. Мемориал расположен в 3 км в сторону от трассы.

В Кимовск также ходят прямые автобусы из Москвы.

Памятник на Красном Холме, установленный в 1848 году по инициативе исследователя Куликовской битвы С.Д.Нечаева, находится в 5км дальше по трассе. Добраться либо на автобусе, либо попутками.

При движении на машине лучше свернуть с М4 на повороте на Товарковский и ехать по Р142 до Крестов, далее свернуть на Р145.

Разнообразие версий

Чем значимей какое-либо событие, факт, научная теория или гипотеза, тем больше к нему интереса, тем больше будет желающих опровергать, дополнять, уличать

Куликовская битва всегда притягивала внимание специалистов, любителей истории, эпатажных шарлатанов

Главная причина состоит в том, что она была давно. Другое эпическое событие — сражение под Бородино, тоже было давно, но там версий не построишь, поскольку описано оно во всевозможных документах от сухих военных донесений до научных трудов. Кроме того, эту битву описывали и изучали не только русские, но и французы.

Куликовская битва была не просто давно. Она произошла тогда, когда науки не было, а единственными документальными источниками были летописи, отличавшиеся своим стилем изложения и оценки событий. Это дает повод нашим современникам трактовать описанные события неоднозначно.

В результате появились «сенсационные» разоблачения, связанные не только с расположением места битвы, но и с самим фактом сражения. Появились не просто сомнения, а утверждения о том, что битвы на самом деле не было. Мало того, не было и татаро-монгольского ига.

В качестве доказательств нереальности Куликовской битвы приводится факт отсутствия следов битвы в виде захоронений и находок оружия. Однако не стоит забывать, что Куликовская битва была спланирована и подготовлена со стороны двух противоборствующих группировок — русских и ордынских войск. Это не фронт позиционных войны, когда длительные бои мешали похоронить бойцов и собрать их оружие и имущество.

После окончания битвы между Доном и Непрядвой убрать поле брани в любом случаи должны были местные жители или одна из победивших сторон. Поскольку победила сторона местных жителей, то убитых и раненых со стороны русских княжеств увезли на их родину, оружие, снаряжение и ценные вещи собрали местные жители или представители княжеских дружин.

А трупы ордынских воинов наверняка или бросили в поле на съедение зверям и птицам или закопали где-нибудь в оврагах в стороне от священного места битвы.

Карта сражения.

Кроме спекулятивных рассуждений о следах сражения, масло в огонь сомнений подливает географическая безграмотность, когда люди не видят разницы между собственно местом сражения и местностью, когда-то носившей название куликовского поля. Изначально это была слегка всхолмленная равнина, на которой чередовались лесные и безлесные участки.

Это было идеальное место для конно-пешего сражения. Здесь можно было разогнаться для конной атаки и спрятаться целым полкам на лошадях. Трудно сейчас сказать о чем думал Мамай, но русские князья подобрали для себя идеальное место.

Для лесных жителей-земледельцев лучшего поля для заранее назначенной смертельной битвы трудно себе представить. А Мамая, скорее всего, подвела самоуверенность — слишком долго Русь платила орде дань. Ордынцы расслабились и не заметили, когда проснулся русский медведь.

https://youtube.com/watch?v=OM44uU4Midg

Транспорт

Никакого общественного транспорта, не считая междугородних автобусов, которые не будут подвозить туристов по 10-15 км, на территории Куликова поля нет. Поэтому единственный вариант осмотреть все достопримечательности — это собственный автомобиль.

От с. Монастырщина до Зеленой дубравы (места битвы, здесь же сидел в засаде Запасной полк Дмитрия Донского) можно доехать на бричке за 60 рублей взрослым и 30 рублей детям; экскурсовод в сопровождение — еще 80 рублей. Бричка очень комфортна, идет мягко по хорошо утоптанной дороге в поле, так что удовольствие от поездки получите на 100 %.

Последствия и значение

Несмотря на то, что ордынское господство над Русью продлится ещё 100 лет после Куликовской битвы (до 1480 года), сражение показало возможность объединения Руси в борьбе с общим врагом.

После победы в битве впервые с захвата русской земли монголо-татарами власть в княжестве была передана по наследству без согласия хана Золотой Орды.

Так, в 1389 году Дмитрий Донской передаёт Владимирский и Московский княжеские престолы своему сыну Василию I.

Монголо-татарский хан Тохтамыш в 1382 году напал на северо-восточные земли Руси и заново заставил Русь платить дань. Но, по мнению историков, крупное поражение на Куликовом поле привело к расколу в Орде.

Золотая Орда уже не имела прежней мощи, а Московское княжество, наоборот, укрепляло свою власть и присоединяло к своим землям в результате походов другие княжества.

Хотя данные историков о потерях расходятся, большинство приходит ко мнению о 20–30 тысяч погибших русских воинах. В числе павших белозёрские князья Фё­дор Ро­ма­но­вич и его сын Иван Фё­до­рович, тарусские князь Фё­дор и Мсти­слав Юрь­е­ви­чи, монахи Пересвет и Ослябля.

По поводу войска Мамая историки приводят данные о 90–100 человек и говорят о том, что почти все они были убиты.

Узнайте также про Ледовое побоище и Столетнюю войну.

Ход Куликовской битвы

На Руси не ожидали нападения Мамая. Прослышав о том, что Мамай с войском движутся на Северо-Восток Руси, Дмитрий Иванович стал готовиться к сражению.

Войска собирались в Коломне, чтобы затем двинуться вниз по реке Оке. Такое движение русских войск не дало войскам под предводительством Олега Рязанского объединиться с войском Мамая.

На бой Дмитрия Донского благословил монах Сергий Радонежский, основатель Свято-Троицкого монастыря в Москве.

Русское войско переправилось через Дон 7 сентября и утром 8 сентября уже было выстроено и готово к бою.

Монголо-татары вышли на Куликово поле 8 сентября. Дмитрий Донской приказал начинать битву, чтобы не дать возможность войску Ягайло прийти на помощь противнику.

Битва началась с поединка монаха Пересвета и монгольского воина Челубея. Враг пал первым, что стало хорошей приметой для русских воинов.

Началась битва. Монголо-татары практически полностью уничтожили русский передовой фланг. Дмитрий Донской был ранен, но не убит. Они атаковали большой полк, русские воины стали отступать.

Затем к битве подключился резервный полк Мамая. Это вынудило большой полк отступать всё дальше и дальше назад. А когда монголо-татары миновали Зелёную дубраву, на них обрушился засадный полк.

Враг не ожидал такого удара. Это привело к смятению в войсках врага. Объединённое русское войско ударило снова и заставило врага бежать с поля боя.

Русские воины преследовали монголо-татар ещё десятки километров. Войско Мамая было полностью истреблено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector