Комсомольск-на-амуре: население, климат, районы, достопримечательности, отдых
Содержание:
Исторические факты
Дальний Восток всегда считался местом малообжитым. Для развития края еще в XIX веке сюда добровольно-принудительно отправляли народ. Так, в 1860 году по приказу П.А.Казакевича, бывшего губернатором Приамурья, в глухой таежный край направили переселенцев из Пермской губернии. Они основали сельцо, названное в честь их родины Пермским-на-Амуре. Привозили их за государственные деньги, вручали ключи от новых срубов и 60 рублей на первое время. К 30-м годам ХХ века в поселении было уже 47 добротных домов. Их тихая жизнь кардинально изменилась в 1932-м, когда советское правительство постановило строить здесь промышленные предприятия. В Пермском решили возвести судостроительный завод, а в соседнем стойбище Дземга — авиационный. Внимая активной пропаганде, сюда устремились преданные коммунистическим идеям комсомольцы, романтики, просто искатели приключений. Благодаря этим людям сейчас мы гордимся прекрасным городом Комсомольском-на-Амуре. Хабаровский край он сделал одним из значимых промышленных регионов страны.
в Хабаровскмаршала Блюхера
Меры предосторожности[править]
Одевайтесь по погоде. Зима в крае холодная, местами даже очень. Летом, при удушающей жаре днём, может быть совсем не жарко ночью, а под утро и курточка пригодится…
Насекомые. Это бич Хабаровского края. Мошка, комарьё и слепни летом почти повсеместно, кроме непосредственно морского побережья (там насекомых в разы меньше). Просто нещадно жрут без всякого зазрения совести, и в городах тоже. Люди на автобусных остановках стоят с ветками и отмахиваются от назойливых кровососов. Если вы путешествуете на машине, то регулярно пополняйте бачок омывателя стекла, так как стекло постоянно залепляют трупики мелких насекомых и разбрызганные внутренности более крупных. Не забывайте по мере надобности протирать фары и чистить радиатор
Если вы планируете вылазку в лес, то примите меры предосторожности против таёжного клеща — переносчика энцефалита. Радует только, что процент заражённых клещей в крае очень низок и вероятность заразится энцифалитом от укуса клеща приближена к нулю.
Змеи. На юге опасность представляют полозы, в таёжной зоне живут гадюки. Гадюк местами до неприличия много, но они не агрессивны и всегда спасаются бегством, порою выскакивая прямо из под ног. Всё равно при походах в лес не лишними будут сапоги. Укус гадюки очень болезнен — обычно страдальца на недельку кладут в стационар.
Звери. Самый опасный зверь в Хабаровском крае (после человека) — это белогрудый гималайский медведь, который отличается приступами немотивированной агрессии (впрочем, китайцы творят с этими мишками такие жестокие вещи, так что злоба к человеку у них уже генетическая). Если вы путешествуете на машине, в ночное время вам под колёса элементарно может выскочить заяц или лиса (особенно на дорогах с низкой интенсивностью движения).
Если вы путешествуете по лесу или вообще по безлюдным местам, которых в крае очень много (неважно, на транспорте или пешком), то помните золотое правило: «Тайга — закон, медведь — хозяин». Бдительность и ещё раз бдительность! Никогда не переоценивайте свои силы и возможности — пустяковая на первый взгляд проблема очень быстро может стать смертельно опасной, а помочь Вам будет просто некому.. Многие жители Хабаровского края привыкли к агрессивному стилю вождения автомобиля
Не потому, что все поголовно хулиганы, а потому, что езда по горной местности сама по себе провоцирует экстрим и адреналин. Многие дальневосточники, путешествуя на авто по равнинной России, откровенно смеются над знаками «опасный поворот» и «обгон запрещён», так как на ДВ эти знаки устанавливают только на реально опасных участках (и никогда не стоит их игнорировать!)… впрочем, путешествуя по краю, вы всегда (!) должны быть готовы к тому, что на совершенно глухом, закрытом крутом повороте вам запросто вылетит какой-нибудь дурень прямо «в лоб». Аварийность в Хабаровском крае реально высокая. Не стесняются водители устраивать и дорожные разборки.
Многие жители Хабаровского края привыкли к агрессивному стилю вождения автомобиля. Не потому, что все поголовно хулиганы, а потому, что езда по горной местности сама по себе провоцирует экстрим и адреналин. Многие дальневосточники, путешествуя на авто по равнинной России, откровенно смеются над знаками «опасный поворот» и «обгон запрещён», так как на ДВ эти знаки устанавливают только на реально опасных участках (и никогда не стоит их игнорировать!)… впрочем, путешествуя по краю, вы всегда (!) должны быть готовы к тому, что на совершенно глухом, закрытом крутом повороте вам запросто вылетит какой-нибудь дурень прямо «в лоб». Аварийность в Хабаровском крае реально высокая. Не стесняются водители устраивать и дорожные разборки.
Хабаровский край — это один из немногих субъектов РФ, где инспекторы ГИБДД не берут взяток, от слова совсем. Более того, если вы нарушили ПДД и попались, никогда не старайтесь откупится — запросто можно получить кучу проблем с законом. Но можно попробовать договориться просто по человечески, ведь все живые люди.
Меры предосторожности[править]
Несмотря на относительно свободный трафик автомобильного движения, на улицах города процветает автохулиганство и лихачество.
В отношении криминала. В городе можно нарваться на неприятности в любом месте и в любое время, а в отдалённые районы города чужаку без сопровождения лучше не ходить вообще.
Если вы задумали приехать в город Юности зимой, то запасайтесь хорошей тёплой одеждой, обувью, шапками и рукавицами в полной мере. В городе может быть ОЧЕНЬ холодно! При -37, да с ветром, дышать и то больно, а через 15 минут человеку не просто холодно: возникает непередаваемое ощущение, что замерзают даже ваши внутренности. Даже если вы из Мурманска, и знаете, что такое холод… лучше считайте, что вы из Сочи, и никогда в жизни по настоящему не мёрзли.
География
Комсомольский район расположен в центральной части Хабаровского края. Общая площадь района — 25 230 км². Район граничит на севере с Солнечным районом, на востоке — с Ульчским, на юго-востоке — с Ванинским, на юге — с Нанайским, на западе — с Амурским. Выхода к морю не имеет. Район относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Район занимает право- и левобережье реки Амур, по характеру рельефа может быть разделён на две части — низменные места поймы реки Амур и его притоков и возвышенности, подступающие к правому и левому берегу Амура. К правому берегу Амура подходят горные отроги системы Сихотэ-Алиня, местами отодвигаются от берега, уступая место низменным равнинам поймы. Рельеф левого берега реки Амура и нижней части бассейна её притока Горина имеет более сложный характер — здесь широко распространены невысокие плосковершинные возвышенности.
Примечания
- ↑
- ↑
- . raion-kms.khabkrai.ru. Дата обращения: 2 апреля 2019.
- . Ассоциация «Совет муниципальных образований Хабаровского края». Дата обращения: 15 мая 2020.
- . Дата обращения: 10 октября 2013.
- . Дата обращения: 14 октября 2013.
-
.
- .
- .
- . Дата обращения: 2 января 2014.
- . Дата обращения: 5 апреля 2016.
- . Дата обращения: 26 марта 2014.
- ↑ . Дата обращения: 3 апреля 2015.
- . Дата обращения: 16 ноября 2013.
- . Дата обращения: 2 августа 2014.
- . Дата обращения: 6 августа 2015.
- (5 октября 2018). Дата обращения: 15 мая 2021.
- (31 июля 2017). Дата обращения: 31 июля 2017.
- ↑ . Дата обращения: 25 июля 2018.
- Закон Хабаровского края от 24.06.2015 № 79 «Об упразднении сельских населённых пунктов разъезд 101 км, село Чучи и разъезд 135 км, находящихся на территории Комсомольского района Хабаровского края, и о внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края»
Понять[править]
Комсомольск-на-Амуре | |
«Дом со шпилем» — неофициальный символ города | |
Полезная информация | |
Население | 251 283 (2016) |
Телефонный код | +7 4217 |
Часовой пояс |
UTC+10:00 |
В середине XIX века переселенцы из Пермской губернии, рядом с нанайским стойбищем Дзёмги основали село Пермское. В 1930-е годы Советское правительство приняло решение построить на Дальнем Востоке несколько военных заводов. В 1931 году сюда прибыла правительственная комиссия, а уже в 1932 году высадился «десант первостроителей». В память об этой высадке на берегу Амура установлен памятный камень с соответствующей надписью. Но ради справедливости необходимо признать, что не только комсомольцы-добровольцы в авральном темпе строили город — около 70% строителей составляли заключённые.
Градообразующие предприятия Комсомольска — завод №199 (Амурский судостроительный завод им. Ленинского комсомола) начал строится в 1933 году, завод №126 (авиационный завод им. Ю.А.Гагарина) в 1936 году.
Судостроительный завод за всё время работы построил 57 подводных лодок с атомной силовой установкой, 41 дизель-электрическую и 56 надводных кораблей различных классов.
Авиационный завод освоил сборку порядка 10 типов самолётов, также крылатых ракет морского базирования и комплектующих для других типов летательных аппаратов.
Позднее в городе были построены: Завод «Парус» (производство минно-торпедного оружия), «Амурсталь» (металлургический комбинат), Комсомольский НПЗ (изначально проектировался под переработку сахалинской нефти в авиационные бензины), а также несколько вспомогательных производств (предприятия химической, нефтехимической промышленности, металлоконструкций, легкая и пищевая промышленность). То есть как любой промышленный центр, город страдает от убитой экологии.
Также в городе, как и в ближайшей округе было множество воинских частей (да и сейчас немало) самой различной направленности — в частности, в пригороде Комсомольска (с. Больша́я Карте́ль), стояла огромная загоризонтная РЛС «Дуга-2», более известная как «выжигатель мозгов». Да-да, именно сюда вывезли электронное оборудование из Чернобыля, после атомной катастрофы в г. Припяти.
Вокруг города было расположено более десятка различных исправительных учреждений. Последний фактор устойчиво поддерживал криминогенную обстановку в городе «на уровне», а с развалом СССР город превратился в «криминальную столицу Дальнего востока». Промышленность также стала загибаться, городской бюджет резко похудел.
Буквально до начала 2000 годов Комсомольск производил резко гнетущее впечатление: обшарпанные дома советской постройки, разбитый асфальт, магазины с выбитыми витринами, ржавые старые трамваи и автобусы. Случайный путешественник, попавший в «город Юности», чувствовал себя путешественником во времени, перенёсшимся на 25 лет назад во времена позднего СССР, причём в параллельную худшую реальность. За годы «демократии» происходит устойчивый отток жителей из города, с 1993 года и по н.в. численность населения снизилась почти на четверть. По рейтингу ста крупнейших городов России за 2013 год г. Комсомольск-на-Амуре занял почётное сотое, самое последнее место по уровню комфортности проживания людей. Только в последнее десятилетие в городе пошли положительные подвижки.
Город построен в низине сопок на левом берегу Амура. Представляет собой два больших района (по сути — самостоятельных населённых пункта), разделённых большим лесопарком — Силинским лесом. Район на юго-западе называется «Центральный округ», район на северо-востоке — «Ленинский округ» (у местных в ходу — «Дзёмги», по старому названию стойбища нанайцев). В Ленинском округе расположен авиазавод, аэродром «Дзёмги» и Комсомольский НПЗ. В Центральном округе находятся все остальные предприятия города, а также железнодорожная станция.
На жаргоне дальневосточников Комсомольск-на-Амуре зовут просто — «Комса́».
Климатправить
Климат Комсомольска приравнен к районам Крайнего Севера. Очень холодная и относительно малоснежная (по меркам москвичей, снега выпадает просто кошмар!) продолжительная зима (ночные температуры января приближаются к отметке -40 градусов!), при этом короткое, но жаркое и влажное лето (из-за частых дождей).
Население
Численность населения | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
1933 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 2000 | 2002 |
20 000 | 55 469 | 47 081 | 29 629 | 33 649 | 29 000 | 31 563 |
2004 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
31 492 | 31 800 | 32 364 | 29 072 | 29 293 | 29 544 | 29 334 |
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
29 097 | 28 618 | 28 000 | 27 745 | 27 512 | 27 633 | 27 694 |
2021 | ||||||
27 408 |
Население района по переписи 2002 года составило 31 563 человек, из них 16 661 мужчин и 14 902 женщин (52,8 %% и 47,2 % соответственно). Городское население составляет 847 человек (2,7 %), сельское — 30 716 человек (97,3 %). Крупнейшим населённым пунктом района является село Хурба, с населением 6196 чел. Вторым по величине — село Селихино, население 4349 чел.
- Национальный состав
Комсомольский район — многонациональный. Здесь проживают представители более 20 национальностей, в том числе и малые народности Севера — 1107 человек.