Караимские кенасы в евпатории

Пляжи Евпатории

Местное побережье наполнено песчаными пляжами, с плавным входом в воду и небольшой глубиной у самого берега. Поэтому пляжи города Евпатория так популярны у отдыхающих с детьми. Здесь даже трехлетний ребенок может спокойно гулять по Черному морю — для многих это закрывает вопрос о том, где отдыхать в Крыму с детьми.

В самом городе несколько десятков пляжей: оборудованные и дикие, платные и бесплатные. Представляем вам лучшие пляжи Евпатории со свободным входом:

1. Пляж «Робинзон». Протянулся вдоль Киевской улицы. Небольшой, зато чистый городской пляж с удачным расположением. Рядом находится центральный парк отдыха и Горьковская набережная. Есть бар, водные аттракционы, аренда зонтиков и других пляжных принадлежностей.

2. Пляж «Оазис». Создан рядом с одноименным отелем. Здесь есть платный пляж и бесплатная зона: во вторую лучше приходить еще до 8 утра, иначе мест не останется. Пляж чистый, имеются зоны для футбола и волейбола, а дети могут погулять по импровизированному лабиринту.

3. Пляж «Горький». Это одновременно и пляж, и ресторан рядом с Горьковской набережной. Посетителям предлагаются шезлонги, навесы, бунгало, массажные услуги. По вечерам в «Горьком» работает кинотеатр под открытым небом.

4. Пляж «Супер Аква». Находится между Евпаторией и Заозерным. Это хорошо обустроенный пляж с большим набором развлечений: волейбол, катание на «банане» и гидроциклах, виндсерфинг, сап-серфинг. Есть рестораны и детская игровая площадка: по отзывам отдыхающих, это один из самых лучших пляжей Евпатории.

5. «Первый пляж». Расположен на узкой прибрежной полосе в юго-восточной части Евпатории (на Симферопольской улице). Здесь благоустроен участок в 200 метров. Берег песчано-галечный, вход в воду пологий, но глубина нарастает быстрее, чем на остальном местном побережье. На пляже есть полный набор удобств, часто проводятся концерты и вечеринки. Недалеко находится пляж «Золотые пески», а раньше в этих местах существовал и нудистский пляж.

6. «Лазурный берег». Работает в западной части Евпатории, рядом с Мойнакским и Ялы-Мойнакским озерами. Пляж большой, широкий и оборудованный навесами: то, что нужно для отдыха семьей. Есть кафе, волейбольные площадки, беседки, прокат шезлонгов. Присмотритесь к вариантам проживания рядом с пляжем Лазурный берег.

7. «Родничок». Находится неподалеку от «Лазурного берега». По сути, это пляж для детей: мягкий песок, удобный вход в воду, медленно возрастающая глубина. Для отдыха в Евпатории у моря здесь есть все основные удобства и развлечения, включая детские водные горки.

8. «Солярис». Обустроен в районе пересечения улиц Революции и Симферопольской. Пляж общедоступный, хорошо подготовленный и очень популярный: лучше приходить с утра, пока есть свободные места. Песок «Соляриса» мягкий и чистый, вход в воду пологий: это место можно вполне считать детским пляжем.

Севастопольская кенасса: незаметный памятник

Такие достопримечательности, как севастопольская кенасса, не бросаются в глаза. Она представляет собой высокое строение серого цвета (выстроено из крымбальского камня). Ниже крыши проходит карниз, украшенный рельефным геометрическим бордюром. Над входом есть ложный портик в античном стиле, также украшенный орнаментированным бордюром.

По сведениям, ранее фасад кенассы был украшен богато. Но возможно, А.В. Бобков не все учел в проекте реставрации. Вообще он внес в первоначальный проект изменения. Главным является перенос основного входа. Изначально он был в северном торце, а теперь перенесен в южный. Сделано это было ради удобства учета в современной нумерации домов. Так что увидеть памятку в изначальном виде, увы, не получится.

Фото позволяет убедиться, что вид у достопримечательности строгий и элегантный, но неброский, без деталей, что наводили бы на мысль об административной защите. Отзывы некоторых туристов указывают, что они приняли кенассу за обычное современное строение, лишь случайно узнали, что оно – охраняемый памятник. Почему ее взяли под охрану? Потому, что она – объект культурного караимского наследия, а народ этот малочислен, продолжает уменьшаться в числе.

В принципе, кенассу можно осмотреть и изнутри – находящиеся в ней организации допускают визиты посторонних. Но после войны во внутреннем ее убранстве фактически ничего от караимского храма не осталось.

Отдых в Евпатории 2021

Евпатория считается детским курортом: приятный климат, песчаные пляжи, плавный вход в воду — всё это обеспечивает лучший отдых с детьми.

В советское время отпуск в Евпатории был настоящим праздником: в местные дома отдыха, пансионаты и базы отдыха ездили по путевкам, чтобы поправить здоровье. Сейчас курорт по-прежнему популярен: каждое лето тысячи туристов покупают туры формата «все включено», а также бронируют жилье самостоятельно, без посредников.

Суточно.ру рассказывает о плюсах и минусах отдыха в Евпатории: когда лучше ехать, куда сходить, что посмотреть, где поесть, какие события и фестивали посетить.

Караимские кенасы: архитектурный памятник

Это не просто отдельное религиозное учреждение, а целый комплекс из двух кенас, школы, столовой и даже постоялого двора. Все они эклектичны: в зданиях переплелись византийские и неоготические мотивы, к которым добавилась мавританская стилистика.

При входе в кенасы можно увидеть триумфальную арку с гладкими колоннами, а сама арка украшена портиком треугольной формы, который отличает изысканность лепнины. Во дворе слева располагается тот самый фонтан. Прежде, чем войти в сам храм, верующий должен пройти сквозь несколько двориков — так он успеет проникнуться торжественной атмосферой и настроиться на молитву.

Так, длина Виноградного дворика — около 30 метров, его стены украшают мраморные плиты. Он назван так потому, что галерея закрыта решеткой с узором из виноградных ветвей. Плиты не гладкие — если человек знает древнееврейский, он сможет прочесть имена тех, кто принимал участие в строительстве, а также получить информацию о важных исторических событиях. Самая старая плита относится к концу 18 века, а в конце века прошлого установили еще одну, почитая память погибших в войне и от геноцида караимов.

Сразу за ним расположен дворик Мраморный. И действительно — здесь все устелено этим камнем из Италии, есть красивая декоративная колоннада. В память о том, что караимов посещал российский император Александр, в 1851 году здесь установили колонну с двуглавым орлом.

Внутренний мраморный двор

Ложные арки, окружающие Дворик ожидания молитвы, создают в нем особую атмосферу. Здесь не только ждали начала богослужения, но и решали вопросы, касающиеся религиозной жизни. Когда проходили праздники, там вывешивали ковры и выставляли угощения. Когда-то время молитв определялось по солнечным часам — они остались во дворике до сих пор.

В лапидарии можно увидеть образцы древней письменности, которые высечены в камне, и несколько надгробий, которые перенесены с разграбленного караимского кладбища.

В Малой кенасе по будним дням отправляются службу. Напротив входа есть помост, хранящий древние свитки Торы, а в женское помещение для молитв, украшенное резьбой, ведут ступени из восточной части храма.

Малая кенасса

В Большой кенасе богослужения проводят по праздникам. Перед ней расположен небольшой портик с мозаичным остеклением, которое особенно прекрасно выглядит в солнечные дни. Это архитектурное сооружение интересно тем, что по своему исполнению оно аналогично храму Соломона.

В самих кенасах можно приобрести очень интересную литературу — от книг о караимской истории и культуре до сборников кулинарных рецептов.

Проще всего дойти до этого исторического памятника от Гезлевских ворот (указаны на карте ниже) — везде стоят указатели, ошибиться трудно. Если просто прогуливаться по улочкам старого горда, то направляться нужно на пересечение Караимской и Ефета. Летом кенассы в Евпатории работают двенадцать часов — с восьми до восьми, зимой — всего семь: с десяти утра до пяти вечера.

Если не хотите идти, можете доехать на автобусе №1, №6 или №17 (они проезжают автовокзал), и выйти на остановке «Укрсоцбанк».

Важная информация:

  • Адрес объекта: улица Караимская, 68, Евпатория, Крым, Россия.
  • Координаты GPS: 45.198390, 33.374186.
  • Телефон для справок: +7-36569-3-30-35.
  • Режим работы: в летнее время – с 8:00 до 20:00, в остальное время года – с 10:00 до 17:00.
  • Цены за вход: 100 рублей.

В летний период можно попасть на экскурсию в комплекс — они проводятся два—три раза в день, зимой же — только по договоренности. Стоит этого от 500 рублей в любое время года, но пользоваться услугами экскурсовода необязательно: за сто рублей можно изучить территорию самостоятельно.

Ну и как всегда, напоследок редакция сайте еду в Крым подобрала для вас, наших читателей, видео из цикла «Малый Иерусалим«, маршрут которого проходит через кенасы:

История появления караимских храмов

Первые Караимские кенасы (Евпатория) начали строиться в XVI столетии. Проект сооружения приписывается архитекторам Бобовичам — они создали чертежи в начале позапрошлого века, а затем украсили объект триумфальной отделкой. В качестве доминирующей стилистики был выбран поздний классицизм.

«Читающий» — именно так самоназвание караимов переводится на русский язык. Есть мнение, что представители той народности были очень образованными, интеллигентными людьми. Сохранившиеся документы утверждают, что караимы населяли полуостров задолго до рождения Иисуса. Центром караимской общины считался Чуфут-Кале. Когда же полуостров присоединился к Российской империи, сердцем караимского народа стала Евпатория.

Огромный вклад в духовность и культуру своей общины внес Сима Бобович, с именем которого связывают сооружение Большой кенасы (1804 год). Бобович регулярно встречался с крупными чиновниками и российскими правителями, дружил с мусульманским и христианским духовенством. Вот несколько интересных фактов из жизни архитектора:

  • В гости к Бобовичу приезжали Адам Мицкевич и Александр Первый.
  • Бобович за собственные средства издавал караимскую литературу.
  • Архитектор считался крупным меценатом и филантропом.

Возведение Большой кенасы

Прежде всего Караимские кенасы (Евпатория) ассоциируются с большим храмовым комплексом, строительство которого развернулось в 1804-1807 годах. А вот Малый храм открыл свои двери верующим в 1815 году. Подразумевалось, что это помещение будет носить вспомогательный характер, а его проектированием занимался Самуил Бобович. В 1820-х появилась благотворительная кухня. При комплексе была открыта и духовная школа (мидраж), в которой обучались караимские мальчики.

Строительство и реконструкция комплекса продолжалось вплоть до 1900 года. К общей композиции добавились кованые ворота и памятные мраморные дощечки. Духовный центр неоднократно посещали российские императоры (Николай Второй, Александр Первый). В честь последнего в 1859 году был открыт мраморный обелиск.

Реконструкции и смена хозяев

После 1917 года начались первые неприятности. Караимские кенасы в 1927 году были закрыты — вместо них появился антирелигиозный музей. Впоследствии история комплекса разворачивалась весьма драматично. Вот лишь некоторые вехи, через которые прошел объект:

  • 1938 год — реконструкция помещений (внутренняя планировка полностью нарушена);
  • 1940-е годы — организация медицинских курсов;
  • Период ВОВ — повторное открытие благотворительной кухни;
  • 1959 год — открытие на территории объекта детского садика;
  • 1963 год — статус архитектурного памятника;
  • 1967 год — переезд внутрь храма музейных экспозиций (краеведческой и археологической);
  • 1969 год — очередная реконструкция наносит удар по внутренним интерьерам.

Возрождение средневековой реликвии началось в 1990 году. Галичане пожертвовали круглую денежную сумму, что привело к восстановлению алтаря — это произошло в 1994 году. Спустя еще два года были реконструированы несущие храмовые элементы, затем реставраторы взялись за деревянную резьбу. Генеральная же реконструкция была произведена в 2005-2007 годах.

Куда сходить с детьми

Вот места, которые стоит посетить во время семейного отдыха.

Дельфинарий (ул. Киевская, 19). Расположен на набережной, вмещает 800 зрителей. Взрослый билет стоит 1000 рублей, детей до 5 лет пускают бесплатно, детей 5-11 лет — за 600 рублей.

Динопарк «Затерянный мир» (ул. Маяковского). Находится в городском парке имени Фрунзе. Представляет экспозицию динозавров в натуральную величину. Билеты стоят от 200 рублей.

Аквапарк «У Лукоморья» (ул. Кирова, 35). Построен в 2013 году, открыт с июня по сентябрь. 7 горок, 3 бассейна, детский комплекс, релакс-зона. Цены на весь день: 1100 рублей для детей, 1500 рублей для взрослых.

Аквариум (ул. Горького 5а). Здесь можно полюбоваться на представителей подводной флоры и фауны. Билеты от 300 рублей.

«Тропик Парк» (ул. Токарева, 43). Экзотический контактный зоопарк. Работает круглый год, можно делать бесплатные фотографии. Вход для взрослых 400 рублей, для детей 300 рублей.

Дендропарк (ул. Пушкина, 43). Наряду с местными растениями (кипарис, можжевельник, миндаль) здесь можно полюбоваться и на привозные (пальмы, агаву, инжир и другие). Все это дополнено аллеями, скамейками, искусственными водоемами.

Музей «Пираты Черного моря» (ул. Революции, 56). Пираты гуляли не только по Карибскому, но и по Черному морю. Как это было — узнаете в музее (вход 200 рублей для взрослых, 150 рублей для детей).

Крокодиловая ферма (ул. Поповича, 3). Здесь вас ждут крокодилы, игуаны, змеи, вараны, черепахи, скорпионы, пауки и другие существа — на лицо ужасные, но добрые внутри. Билеты от 400 рублей.

Парк аттракционов «Авангард» (проспект Ленина, 29г). В комплекс входят аттракционы для отдыха с детьми в 2021: как семейные, так и экстремальные. Цена от 200 рублей.

В городе есть и другие достопримечательности для детей. У нас есть подробная статья, из которой вы узнаете все об отдыхе с детьми в Евпатории.

История комплекса кенасс

Комплекс кенасс в составе Большой кенассы и Малой кенассы был построен в начале XIX века по проекту Самуила и Соломона Бабовичей. В 1805 году было закончено возведение Большой соборной кенассы, а в 1815 году на месте обветшавшего молитвенного дома XVI века сооружено здание Малой кенассы.

Обе кенассы представляют собой двусветные здания зального типа с окнами, расположенными в два уровня. В Большой кенасса верхний ряд окон имеет стрельчатое завершение, в Малой — полукруглое. Северные фасады обрамлены остеклёнными арочными галереями-верандами («азара»), где ожидали начала службы старейшины общины. Входы в здания выполнены в форме стрельчатых арок, украшенных резьбой по камню. Кровля зданий — черепичная четырёхскатная.

В 1851 году в память о посещении кенасс императором Александром I (ноябрь 1825) был установлен мраморный обелиск. Центральные ворота кенасс, выполненные в стиле Ренессанс по проекту архитектора Евгения Исаковича, появились в 1900 году.

В 1927 году обе кенассы были закрыты и не использовались до 1939 года. В 1942 году, во время немецкой оккупации, была открыта Малая кенасса, тогда же в Большой кенассе был воссоздан музей караимов. После освобождения Крыма Большая кенасса с согласия общины была передана под детский сад. Последнее закрытие Малой кенассы произошло в 1959 году.

В разные годы в зданиях комплекса располагались различные советские учреждения: антирелигиозный музей, курсы медсестер, спортивные секции, детский сад, бюро технической инвентаризации, краеведческий музей.

С 1991 года руководителем Евпаторийской караимской религиозной общины является Виктор Захарович Тирияки. По его инициативе был создан фонд восстановления Малой кенассы в Евпатории. В 1998—1999 гг. он руководил строительными работами по восстановлению памятника.

13 сентября 2005 кенасса была снова открыта.

В 2007 году была закончена реставрация мраморного обелиска, на верхушке которого, после длительного отсутствия, был восстановлен двуглавый орёл из позолоты.

Комплекс кенасс — памятник архитектуры XVIII в. государственного значения. В настоящее время в нём проводятся экскурсии, работает караимская библиотека «Карай-битиклиги», а также размещены небольшой музей караимской культуры и кафе караимской кухни под названием «Караман».

Жизнь кенасы в советский период

С началом советской власти работа кенасы не останавливаются, по-прежнему ведутся службы, создаётся караимское религиозное общество. Однако, в 1930 году из-за религиозных гонений кенасы ликвидируют. Из-за страха, всё меньше людей посещает молитвенный дом, не хватает денег на его содержание. Кенаса постепенно превращается в культурный клуб, где идут всевозможные кружки – рукоделие, танцы. Богослужения какой-то период ведутся тайно.
В 1936 году здание перестраивается, его делят на несколько уровней, устраняют всю религиозную составляющую. Демонтируют балконы, на которых молились женщины, прямо на шестиконечную звезду устанавливается привычная пятиконечная. На нижних уровнях были прорублены дополнительные ряды окон для естественного освещения. Дом превращается в радиоузел. Богослужения здесь больше не проводятся, в период фашистской оккупации здесь располагаются немецкие конюшни.
С этого момента старинный караимский дом занимает телерадиокомпания «Крым». На всех уровнях размещаются студии звукозаписи, аппаратура, радиооборудование, редакционные кабинеты и другие хозяйственные помещения. С 30-х годов из бывшего молитвенного дома ведётся радиовещание.
Никакого финансирования на реконструкцию не выделялось и здание постепенно разрушалось и обветшало. Всё чаще поднимался вопрос о возврате помещения караимам, и только в 2013 году это стало возможным, телерадиокомпания окончательно покинула здание.

Кто такие караимы?

Начиная рассказ о Караимских кенасах, нельзя не упомянуть о народе, благодаря которому возник этот исторический памятник. Слово «караим» в переводе с иврита означает «читающий». Наверняка подобное название народ получил неслучайно. Возможно, лучшие представители караимов были мудрецами, изучившими тысячи книг…

Есть две основные версии происхождения караимов. Одна связывает их с хазарами, принявшими иудаизм, другая — с евреями. Изучение происхождения караимов осложняется отсутствием у них письменной традиции. По языку и фольклору они очень близки с тюркскими народами. Однако караимы традиционно исповедовали караизм — религию, родственную иудаизму. Таким образом, обе версии до сих пор остаются предметом научных дискуссий.

Одно из первых упоминаний слова «караим» можно найти в описании Кафы в начале XV века, сделанном немецким путешественником Иоганном Шильтбергером. По мнению русского семитолога Авраама Яковлевича Гаркави, караимы поселились в Крыму в XIII веке вместе с восточными евреями, талмудистами (крымчаками). Караимский писатель и археолог Авраам Самуилович Фиркович собрал множество рукописей и документов, подтверждающих, что караимы жили в Крыму еще до распятия Христа.

В XIV веке в столице крымского ханства Солхат (Старый Крым) существовала караимская община. Главным же центром караимов Крыма был Чуфут-Кале. 

Подписание Екатериной II (1729 – 1896) Манифеста о присоединении полуострова к Российской империи становится судьбоносным для караимов. Духовный центр народа переносится в Евпаторию. Местопребывание его главы — гахама и центральный храм города переезжают в здание, расположенное рядом с ханской мечетью Джума-Джами. В 1804 году начинается строительство Большой кенасы по проекту и активной финансовой поддержке Симы Соломоновича Бабовича. 

Яркий представитель караимов Бабович внес огромный вклад в культуру и духовность своего народа. Будучи молодым человеком, он стал известным в Крыму коммерсантом. В 20-х годах ХХ века занимает должность городского головы Евпатории. Именно в это время происходит сооружение Караимских кенас. С именем Бабовича связана реставрация Ханского дворца в Бахчисарае, а также ведение образцовых садовых хозяйств в Крыму. 

Бабович встречался с русскими государями, крупными чиновниками, поддерживал отношения с высшим духовенством христиан и мусульман, был филантропом и меценатом, издавал караимскую литературу.

В доме Бабовича в Евпатории, расположенном на Караимской улице останавливались Александр I, а в 1825 году польский поэт Адам Мицкевич. На фасаде здания в 2002 году была установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь, в доме главы крымских караимов Хаджи Аги Бабовича, 27-28 июня (9 — 10 июля по н. ст.) 1825 года останавливался великий польский поэт Адам Мицкевич (1798-1855)».

Строение Караимских кенас

Что же представляет собой храмовый комплекс Караимские кенасы? Общая площадь в четверть гектара складывается из пяти взаимосвязанных внутренних двориков. Каждый из них является произведением архитектурного искусства и выполняет определенную функцию. Виноградный, Мраморный, Ожидания, Ритуальный, Мемориальный дворики выступают связующим звеном основных сооружений. Архитектурный ансамбль состоит из Большой и Малой кенас, мидража, благотворительной столовой.

Прогуливаясь по Караимской улице невозможно не заметить изящный парадный портик в ренессансном стиле. Это и есть вход в кенасы. За ним следует Виноградный дворик, его еще называют зеленым коридором. Затем следуют отделенными аркадами Ритуальный дворик слева и Мемориальный — справа. Они являются преддверием праздничного и повседневного храмов, опоясывая их.

Путь следования по уютным живописным коридорам преграждает беломраморная колона с двуглавым орлом. Вот и Мраморный двор. Его торжественность скрывает от любопытных глаз дворик Ожидания. Попадая в уютный садик, с шатровым каркасом, увитым виноградными лозами, посетители ощущают небывалое умиротворение. 

Трехарочная колоннада ограждает Мраморный двор от Ритуального. Он представляет собой г-образное 35-ти метровое сооружение, охватывающее Большую кенасу с юго-запада. Эта часть храмового комплекса посвящена скорбной памяти народа. В 80-х годах XX века с почти утраченного древнего караимского кладбища Евпатории на территорию кенас были перенесены несколько надгробных плит, на которых можно прочесть имена некогда прославленных общественных и культурных деятелей.

Расположенный симметрично Ритуальному Мемориальный дворик, ныне служит данью памяти о трагических событиях Второй мировой войны. При наступлении немецких войск в начале 1942 года погибла значительная часть караимов. Об этом напоминают пятнадцать мраморных досок под печально склоненной черной розой.

Вход в Большую кенасу украшают цветные блики витражей. Впечатление усиливает мраморный тринадцатиколонный арочный портик. Внутрь него ведут два арочных входа за резными деревянными дверями, богато украшенными резьбой по камню.

Внутреннее пространство портала заполняют арки входов в храм, латунь массивных деревянных дверей, деревянная резьба потолка с разноцветным узором, витраж арочных окон…

В южной части соборной кенасы возвышался гехал с древними свитками Торы. Священные писания скрываются за богато вышитым парахетом (занавесью). Когда-то помост с центральным аналоем украшал семисвечник, а возле двух боковых – стояли кресла газанов. 

Малая кенаса более всего пострадала от вандальных вмешательств. В отличие Большой здание для ежедневных молитв отличалось малыми размерами и более скромной отделкой интерьеров. После реставрационных работ первоначальная планировка кенасы была восстановлена, а сохраненный трехчастный алтарь с венчающей его короной занял свое законное место. 

Как добраться до караимской кенассы

Караимская кенасса удобно расположена в центре Симферополя: в 15 минутах ходьбы от Собора Александра Невского, в 10 минутах от Музея истории города и в 2 минутах от Крымско-татарского музея культурно-исторического наследия. Прогулка от Центрального парка культуры и отдыха Симферополя займет у вас не больше 10–12 минут.

Ближайшая к караимской кенассе остановка общественного транспорта — «улица Сергеева-Ценского» — находится напротив здания. Вам подойдут маршрутные такси № 57 и № 78. Чуть дальше, в 5 минутах ходьбы, находится остановка «площадь Ленина», до которой идет большое количество общественного транспорта:

  • автобусы № 49А, 70
  • маршрутные такси № 54, 62, 63, 69, 79, 80, 83, 85, 86, 89, 91, 96, 99.

От железнодорожного вокзала Симферополя около 20 минут в пути: 10 мин на автобусе № 9 и до остановки «площадь Ленина» и 650 метров пешком (около 8 минут). После остановки следует пройти через площадь Ленина на улицу Сергеева-Ценского и идти по ней до поворота направо на Караимскую улицу.

Для заказа автомобиля вы можете воспользоваться мобильными приложениями: например, Shark-Taxi или Maxim.

Видео о восстановлении Караимской кенассы в Симферополе, новостной обзор:

Чем привлекают туристов евпаторийские Караимские кенасы?

Фото, на которых обнаруживается караимская церковь, можно в огромном множестве найти в сети. Евпатория, Караимские кенасы – для многих туристов эти названия тождественны друг другу. Люди приезжают в центр городского округа, чтобы посетить именно этот объект. Дело в том, что помимо исторической, он имеет и художественную ценность. Ансамбль, занимающий четверть гектара, состоит из красивых двухсветных зданий зального типа (таких очень мало на территории России). Внутренний дворик украшен сейчас фонтаном.

Малые и Большие кенассы отстроены по одному принципу. Солнечный свет проникает сюда из окон на фасаде, воздвигнутых в два ряда. Различаются постройки лишь сводами оконных проемов. В Большой кенасе они стрельчатые, а в Малой – имеют форму полукруга. В составе Большой различают Керчийский комплекс, построенный в 1805 г. Работа над Малой закончилась лишь десять лет спустя. Любопытно, что фундаментом к этому фрагменту комплекса послужили останки караимского храма XVI столетия.

Богато декорирован реконструированный зал для молитв, восстановленные помещения религиозной школы, благотворительной столовой и хозяйственных помещений. Сейчас здесь располагаются Музей караимской истории и культуры, библиотека «Карай-Битиклиги» и действующая церковь (ведь официально караимов в Крыму насчитывается не менее двух тысяч).

Вход в комплекс культовых сооружений для туристов открыт только в курортный сезон. Режим работы заведения приводится чуток ниже. Вход на территорию стоит недорого. Для детей, студентов и пенсионеров имеется существенная скидка. Сюда запрещен вход для посетителей с голым торсом или людей, одетых в пляжные шорты.

История строительства Караимской кенасы в Симферополе

То здание, которое мы сегодня видим, было построено в конце 19 века. Строительство велось исключительно на личные средства караимов. Рост Караимской общины привел к тому, что старый молитвенный дом уже не вмещал всех желающих и было принято решение о строительстве нового храма. Караимская кенаса в Симферополе возводилась из бодрацкого камня, красивого, ценного и дорогого материала. Строительство длилось 5 лет и уже в 1896 году здание открыло свои двери для верующих. Помимо молитвенного дома, здесь также располагалась караимская приходская школа и хор для мальчиков. Прежде чем зайти в кенаса, следовало разуться и вымыть ноги и руки.
Древнее здание построено в эклектическом стиле с элементами византийской и готической архитектуры. Сегодня оно невольно выбивается из остальных построек старого города. К сожалению, имя архитектора не сохранилось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector