Тем, кто боится летать: 11 упражнений против страха
Содержание:
- «Как же страшно теперь летать»: Как справиться с аэрофобией
- Первым делом — самолеты
- Признаки аэрофобии
- Надежность самолетов и профессионализм людей
- Откуда берется страх полетов на самолетах
- Симптомы аэрофобии
- Как побороть страх перед полетом на самолете
- Профессиональная помощь
- Сопутствующие фобии: их взаимодействие со страхом полетов
- Во время турбулентности
- Основные причины аэрофобии
- Лечение аэрофобии
- Не фокусируемся на полете
«Как же страшно теперь летать»: Как справиться с аэрофобией
41 погибший. Только 37 спасшихся пассажиров. Снова, год спустя после трагедии в кемеровской «Зимней вишне», беспощадный огонь похоронил десятки жизней. Кто-то летел по работе, кто-то – на рыбалку, кто-то – к родственникам – каждый из нас мог быть на их месте. Осознание этого факта пугает и порождает панический страх перед полётами.
Кому-то теперь страшно летать на «Суперджете», кому-то – «Аэрофлотом», кто-то просто боится подниматься в воздух на любом судне любой авиакомпании. Трагедии с самолётами пугают ещё и многочисленностью своих жертв – погибают часто все. И хотя вчера почти половине пассажиров всё-таки удалось спастись, даже 41 человек – потери огромные.
И тем не менее…
Самолёт – самый безопасный вид транспорта?
Обычно это первая фраза, которую приводят аэрофобам в качестве контраргумента. Да, в результате авиакатастрофы может погибнуть в один момент несколько десятков людей. Но самолёт всё равно – самый безопасный транспорт. Правда ли это и почему так получается?
Безопасность различных видов транспорта обычно вычисляют исходя из количества смертей на пройденное расстояние. Либо считают, какой процент всего пассажиропотока составляют летальные случаи. В итоге, действительно, самолёт получается одним из самых безопасных видов транспорта.
Вот, к примеру, статистика по США. The Washington Post, ссылаясь на исследования экономиста Яна Сэвиджа, в 2020 году привёл такие данные. Если считать по количеству пассажирских смертей на 1 миллиард пройденных миль, самым опасным транспортом окажется мотоцикл (212,57 смертей). Затем следуют автомобиль (7,28), паром (3,17), поезд (0,43), метро (0,24), автобус (0,11) и только потом самолёт (0,07). То есть самолёт оказывается самым безопасным. С другой стороны, скорость его значительно выше, и то расстояние, которое авиалайнер пролетит за час, автотранспорт может ехать целые сутки. И шансов попасть в аварию за целый день пути, соответственно, значительно больше, чем за час.
Можно попытаться сравнить различные виды транспорта по безопасности и другим способом: подсчитать количество аварий, погибших и пострадавших в них за один временной отрезок, например год. И взять не далёкие Соединённые Штаты Америки, а родную Россию. И тут уже картина не такая радостная для авиации.
Так, по данным Росстата, за 2020 год произошло происшествий: на внутреннем водном транспорте – 5, на железной дороге – 14, на воздушном транспорте – 39, на морском – 49, на автодороге – 169 400. Число погибших: внутренний водный транспорт – 2, ж/д – 3, морской транспорт – 6, авиация – 50, автотранспорт – 19 100. Число раненых: внутренний водный транспорт – нет, морской транспорт – 2, ж/д – 24, авиация – 29, автотранспорт – 215 400.
Фото: diy13/shutterstock.com
Тут самолёты – на втором месте по опасности, но даже здесь огромная разница с автотранспортом: человеческих жертв от последнего в сотни раз больше.
Но боимся мы почему-то именно авиации, аэрофобия гораздо больше на слуху, чем автофобия. И, проезжая массовое ДТП, мы не выходим из автобуса и не идём на работу пешком. А вот после авиакатастроф многие боятся лететь и пересаживаются на поезда.
Как преодолеть аэрофобию – советы психолога
В чём же причина такой стойкости аэрофобии и можно ли справиться с паническим страхом летать, подогреваемым новостями об очередной катастрофе?
Как отмечает клинический психолог Михаил Хорс, дело тут не в самолётах.
– рассказал Хорс в интервью Царьграду.
Психолог советует принять позицию, что не всё находится под нашим контролем, – иными словами, смириться. Смирению учит и христианство, и его очень недостаёт современному человеку. Не аэрофобия должна быть реакцией на трагедию в Шереметьево, а именно смирение с любой возможной своей судьбой.
Конечно, необходимо расследование причин катастрофы, шаги, предотвращающие последующие аварии. Но это дело соответствующих служб. А простому человеку стоит не разводить панику в соцсетях, не покрывать оскорблениями всех действующих лиц от пожарных до пассажиров со слишком большой ручной кладью, помешавших другим спастись, а вспомнить о своей неминуемой смерти – не в самолёте, так ещё где-нибудь. Как говорится, все там будем.
А погибшим вчера в результате возгорания «Суперждета» – Царствие Небесное.
Первым делом — самолеты
Самолеты — самый популярный, самый распространенный и самый комфортный способ передвижения в современном мире людей. Авиаперелеты позволяют максимально быстро переправиться из пункта А в пункт Б.
Более того, комфорт при перелете не сравнится с длительным путешествием, например, на автобусе или поезде. Услужливость экипажа, комфортабельность и возможность быстрого передвижения, подкупает даже тех, кто при виде стальной птицы впадает в панику.
Большинство тех, кто пользуется авиаперелетами, летая в командировки по работе, в теплые края на отдых или к дальним родственникам, неоднократно думали «не упадет ли самолет?». Но необходимость использования этого вида транспорта и природный оптимизм вовремя откидывают эти негативные мысли.
Но есть и такие люди, которые ступая на трап самолета, разрываются от желания развернуться и побежать прочь. Что это — болезнь аэрофобия или кратковременная паническая атака на фоне просмотров фильмов и новостей про авиакатастрофы?
Признаки аэрофобии
Следует понимать, что аэрофобия не является самостоятельным заболеванием. Это скорее психоэмоциональное нарушение, вызванное вышеуказанными причинами. Признаки данного состояния могут быть психологического и физического характера.
К психологическим симптомам относят:
- чувство тревожности, охватывающее человека в день полета или задолго до него;
- навязчивое желание изучать информацию про случившиеся авиакатастрофы;
- чрезмерное драматизирование ситуации, концентрация внимания на определенных деталях, кажущихся подозрительными и несущими опасность;
- панические атаки, начинающиеся по прибытии в аэропорт.
К физическим признакам относятся:
- головокружение;
- чрезмерное потоотделение;
- учащенный пульс;
- одышка;
- резкий скачок артериального давления;
- нарушения работы желудочно-кишечного тракта (диарея, рвота);
- напряжение в мышцах и суставах;
- слабость;
- потеря сознания.
Надежность самолетов и профессионализм людей
Пассажирские авиаперевозки — это многомиллиардный бизнес, в котором заняты высокие профессионалы на многих уровнях: служба безопасности, сервисное обслуживание, команда диспетчеров, экипаж. Безопасно доставить пассажиров из точки А в точку Б — это их работа.
Самолеты — более безопасный вид транспорта по сравнению с автомобилями и поездами. Риск погибнуть в авиакатастрофе ничто мал по сравнению с риском попасть в автомобильную аварию. Самолеты падают редко, и на это всегда есть целый комплекс причин и обстоятельств, которые тщательно расследуют специально созданные комиссии во избежание повторения подобного в будущем. Согласитесь, глупо утверждать, что я боюсь лететь на самолете, потому что это самый безопасный вид транспорта.
Обратите внимание! Если страшно лететь на самолете, можно вспомнить, что требования к безопасности в аэропортах постоянно повышаются, бдительный контроль и досмотры оставляют мало шансов на то, что на борту окажется неконтролируемый опасный объект или материал. Для людей, страдающих аэрофобией, будет полезно узнать, как часто и как много проверок предусмотрено для авиалайнера, а их действительно много
Для людей, страдающих аэрофобией, будет полезно узнать, как часто и как много проверок предусмотрено для авиалайнера, а их действительно много.
Самолеты обслуживаются согласно техническому регламенту. Существует несколько видов проверок вне ремонтного цеха:
- транзитная перед каждым вылетом, включающая визуальный осмотр, проверку двигателей;
- ежедневная техническая проверка основных систем и узлов, аварийного оборудования;
- еженедельная техническая проверка и замена масел, осмотр шасси, внутренних систем.
Помимо этих периодических осмотров, через определенное количество часов налета проводится углубленное техническое обслуживание в ангарах. Так, после 500-800 часов лайнер отправляется на плановую проверку на двое суток. А каждые 5-7 лет проводится самая серьезная проверка с разборкой основных узлов, заменой деталей, переоборудованием систем, покраской и так далее. Этот процесс занимает до двух месяцев, в течение которых летательный аппарат получает существенное техническое обновление.
Интересно. Самолеты безопасны примерно до 30 лет, и даже после этого их продолжают эксплуатировать, но уже не для пассажирских перевозок, а для грузовых (так, некоторые модели Boeing продолжают нести службу и в 40-летнем возрасте). Таким образом, технический ресурс воздушных судов весьма долговечен.
Все системы в самолете дублируются (имея минимум два двигателя, самолет способен лететь и на одном), а некоторые из них имеют больше двух резервных систем (три топливные, четыре тормозные системы). Какова вероятность, что все они откажут одновременно?
У людей с аэрофобией нередко наблюдается недоверие к работе пилотов и обслуживающего персонала. Конечно, человеческий фактор присутствует, но помимо длительного обучения пилоты проходят общее медицинское и психологическое освидетельствование, перед каждым рейсом проводится предполетный досмотр пилотов и бортпроводников, а до 70-80 % времени полета судном управляет автопилот, под контролем человека, разумеется.
Предполетная проверка
Испытывать страх перед чем-то, что может показаться неконтролируемым, — это нормально. Но гражданская авиация — одна из самых регламентированных отраслей экономики. Всего учесть нельзя, жизнь полна рисков, и можно просто отказаться от полетов на воздушных судах, а можно перебороть себя и не позволить страху управлять своей жизнью.
Стоит включить логику и здравый смысл. Разве рационально бояться самого безопасного транспорта? С точки зрения логики боязнь летать никак не обоснована. Куда логичнее бояться более опасных видов транспорта, а по статистике ими являются как раз автомобили и поезда. Как перебороть страх полета на любом самолете — вопрос, на который каждый пассажир сможет дать себе ответ. И вопрос «что делать, если боюсь летать на самолете» останется в прошлом.
Откуда берется страх полетов на самолетах
Что бы победить, нужно знать врага в лицо, разберем, откуда берется страх полетов. Специалисты утверждают, что существует пять основных причин этого страха:
- Общее тревожное состояние, наличие у пассажиров других фобий, таких как боязнь закрытого пространства, высоты, скорости, большого количества людей, душного помещения и так далее.
- Инстинкт самосохранения, он будит страх, который сидит у нас на подсознательном уровне. Нет ничего удивительного в том, что люди боятся летать. Человек создан природой без крыльев и его тело не предназначено для перемещения по воздуху.
- Неизвестность и неграмотность о технических возможностях и устройстве воздушных лайнеров. Турбулентность, неизвестные звуки, громкие шумы, тряска и вибрация – обычный человек не понимает происхождения этого фона, особенно если полет первый.
- Негативное влияние новостей и обилие кинолент об авиакатастрофах. Разговоры циничных и недоброжелательных людей, которые любят пугать, рассказывая подробности трагедий, анекдоты с оттенком черного юмора.
- Недоверие к сотрудникам компании, сомнение в их компетенции. Пренебрежение мерами безопасности в аэропорту и самом самолете. Такие пассажиры часто не пристегиваются, не слушают стюардессу, не читают правила поведения и нарушают установленные требования.
Симптомы аэрофобии
Многочисленные исследования показали, что чаще всего страдают аэрофобией люди, обладающие незаурядными воображением и фантазией. Они могут рисовать в своем уме картины самых немыслимых ситуаций, которые лишь отдаленно связаны с настоящей опасностью, подстерегающей человека в полете. Например, в их сознании возникают чудовищные образы столкновения самолета с военной ракетой, случайно выпущенной системой противовоздушной обороны. Или они всерьез опасаются, что во время полета станут заложником у террористов, решивших захватить самолет. При этом данные образы сопровождаются симптомами тревожного невроза, напрямую связанными с работой вегетативной нервной системы, регулирующей функциональную деятельность внутренних органов, желез внутренней и внешней секреции, кровеносных и лимфатических сосудов.
Основные симптомы, свидетельствующие о фобии:
частые перепады артериального давления. Многие пациенты, страдающие от аэрофобии, говорят о том, перед полетами их беспричинно бросает то в жар, то в холод. Причина резких колебаний артериального давления заключается в стрессовой ситуации, которая негативно отражается на самочувствии и общем здоровье;
-
увеличение частоты сердечных сокращений. Страх перед полетом приводит к быстрому поступлению адреналина, который необходим для активации скрытых резервов организма. В результате этого частота сердечных сокращений резко увеличивается, а после приступа аэрофобии человек ощущает себя абсолютно подавленным и разбитым;
-
дрожание конечностей или всего тела. У людей, страдающих аэрофобией, часто наблюдаются непроизвольные движения рук или ног, вызванные чередованием сокращения и расслабления мышц. Не стоит бороться с дрожанием при помощи медикаментозных средств, так как причиной его появления является перевозбуждение нервной системы;
-
сильная бледность или покраснение кожных покровов. Острый приступ аэрофобии приводит к тому, что в кровь выделяется слишком много адреналина. Следствием этого является резкий спазм подкожных капилляров. В результате происходит изменение естественного цвета кожи. Больше всего нарушение кровоснабжения кожи заметно на лице;
-
сильное головокружение и головные боли. При приступе аэрофобии у многих пациентов внезапно начинает кружиться голова. Это происходит из-за увеличения концентрации кислорода в крови мозговых сосудов. После того, как страх постепенно отступает, у человека возникают головные боли, которые могут сопровождаться утратой ясности сознания.
Как побороть страх перед полетом на самолете
Итак, если боязнь уже есть, а вылет через несколько дней, то на поход к психологу времени уже нет. Даже если вы найдете час в своем графике и таки доберетесь до специалиста, то за один — два сеанса он вам все равно сильно не поможет. Просто потому, что эти два сеанса будут потрачены на поиск причины, а не борьбу с паникой.
Как же тогда избавиться от фобий и страхов самостоятельно?
Делать нужно следующее:
- Не опаздывайте. Если вышли слишком поздно из дома и теперь торопитесь, то тревожность только увеличится. Ведь кроме тревоги за благоприятность исхода полета, вы еще будете переживать о том, как бы на этот самый самолет не опоздать;
- Во время ожидания и прохождения регистрации обязательно наблюдайте за взлетом и посадкой других самолетов. Так вы подсознательно будете убеждаться в том, что все идет хорошо и никакой опасности нет;
- Не злоупотребляйте алкоголем. Помните, что алкоголь ослабляет уровень самоконтроля. Поэтому возможно усугубление эмоционального состояния;
- Правильно выбирайте посадочное место. Если страх летать сильный, то лучше не садится возле иллюминатора. Так вы не будете видеть, на какой высоте находитесь;
- Дыхательная гимнастика. Как мы знаем, спокойное, размеренное и глубокое дыхание уменьшает панику. Можно сосредоточиться на вдохах и выдохах. Дышать при этом желательно животом.
Кроме этого остается разобраться с тем, что делать со страхом высоты. Ведь именно он в большинстве случаев является причиной аэрофобии.
Профессиональная помощь
Если самостоятельно перестать тревожиться и бояться летать на самолетах не получается, обратитесь за помощью к специалисту. Качественная помощь поможет свести к минимуму проявления страхов. Главное, делать это заранее, так как работа по устранению аэрофобии может занять долгое время.
Советы психологов
Психологи умеют избавлять от аэрофобии. Существует специальный алгоритм, пройдя который клиент сможет забыть про боязнь полетов или как минимум научиться контролировать её.
- избавляться от проблемы лучше задолго до полёта. Недельной терапии может не хватить;
- если после первого перелёта вы поняли, что боитесь, не стоит ждать второго и третьего, чтобы убедиться в этом. Чем раньше получить консультацию психолога, тем легче будет решить проблему;
- настраивайтесь на серьёзную работу с выполнением разных заданий. Психолог попросит раскрыться, определить проблемы, возможно, подключит технические средства: авиасимуляторы, компьютерные или ролевые игры, связанные с самолётами.
Рекомендации пилотов
Советы пилотов по преодолению боязни летать на самолетах — золотой запас знаний самый опытных в вопросе перемещения по воздуху:
- турбулентность, даже очень сильная, не представляет опасности. Современные самолёты оснащены специальным режимом пилотирования во время перепадов воздуха;
- молния, ударившая в самолёт, задержится в алюминиевой обшивке, не повредив ни лайнер, ни пассажиров;
- столкновение с птицей практически невозможно: в районе взлётно-посадочной полосы их отгоняют специальные устройства, а на высоте 10 тысяч метров птицы не летают;
- особо опасных мест в самолёте не существует: все они одинаково безопасны;
- все двигатели самолёта могут выйти из строя, только если закончилось горючее. Но даже эта возможность практически исключена: запас топлива есть на каждом борту;
- крайне маловероятна и разгерметизация салона;
- и уж точно невозможно открыть дверь или выбить иллюминатор в процессе полёта;
- любые подозрения на плохую погоду, возможность сильного обледенения полосы или лайнера ведут к отмене рейса. Рейс разрешают только при 100% уверенности, что всё пройдёт гладко;
- если самолёт пошёл на второй круг — он сделал это ради безопасности, а не для того, чтобы напугать пассажиров;
- ничего страшного не произойдёт, если кто-то из пассажиров не выключит смартфон или другой гаджет во время руления, взлёта, посадки. Не стоит бросаться на него с кулаками.
Пилоты любят повторять: самолёт лучше всего чувствует себя именно в небе, поэтому нет причин ему не доверять.
Вы боитесь летать на самолете?
ДаНет
Новые методики лечения
Среди современных способов перестать бояться летать на самолетах лидируют:
занятия на авиатренажёрах и в виртуальной реальности. Можно почувствовать себя в любой роли: пилот, пассажир, стюардесса. И в разных ситуациях: турбулентность, паникующий пассажир рядом, спокойная обстановка, дождь, гроза и так далее;
- преодоление страха на практике. Клиенту предлагается осуществить непродолжительный полёт на самолёте под контролем специалиста. Он расскажет, подскажет, найдёт нужные слова;
- гипноз. Психологи-гипнологи помогают за несколько сеансов.
Какую методику выбрать, решать только специалисту. Доверьтесь ему, и потом вы сможете легко довериться пилоту и лайнеру.
Схема лечения фобии
Классическая схема лечения состоит из:
Определения страхов путём беседы с клиентом
На этом этапе важно максимально довериться психологу, чтобы быстрее и проще было преодолеть боязнь летать.
Выбора методики лечения: групповые или индивидуальные занятия, план мероприятий.
Фиксации прогресса, динамики лечения.
Проверки результата в естественных условиях: клиенту предлагается куда-нибудь слетать.
Сопутствующие фобии: их взаимодействие со страхом полетов
Гидрофобия и ее влияние на страх полетов
Гидро- или аквафобия связана со страхом воды и чаще преследует людей, которые не умеют плавать. Тревога охватывает их при виде большого количества воды, поэтому при полете над океаном или озером человеку становится неистово страшно. Чтобы исключить панические атаки во время полета, желательно выбрать рейс, который следует по «сухому» маршруту. Если таковых нет, выбирайте место подальше от иллюминаторов и концентрируйте мысли на приятных событиях.
Охлофобия: боязнь скопления людей
Иногда единственной причиной боязни летать на самолете выступает сильный дискомфорт от большого скопления людей вокруг. Проблема усиливается, когда пассажир оказывается в кресле между другими людьми и ограничен в движениях. Разрешить ситуацию поможет перелет бизнес-классом либо удачно выбранное место в экономе: у иллюминатора или у прохода, чтобы соседи вас окружали только с одной стороны.
Эметофобия как составляющая аэрофобии
Фобия носит специфический характер и связана со страхом рвоты. Чтобы исключить тошноту, незадолго до вылета по рекомендации врача можно принять антигистаминное средство (например, «Циклизин») или выпить чашку горячего молока. Напиток без вреда для здоровья успокоит эмоциональный фон и принесет избавление от необоснованных страхов.
Дистихифобия и ее последствия
Для этой фобии характерна боязнь несчастных случаев и навязчивые мысли об авиакатастрофе, которые омрачают путешествие. Люди забывают, что непредвиденное может случиться не только в небе, но и на земле. Причем в наземном транспорте вероятность травмы гораздо выше, но человек уверен, что в полете его непременно ждет несчастье. В этом случае полезной помощью окажется беседа с психотерапевтом и успокаивающие препараты.
Акрофобия и способы борьбы с ней
Фобия характеризуется страхом высоты. Некоторые люди испытывают неприятные ощущения даже на небольшом расстоянии от земли, когда подъем по лестнице вызывает легкое головокружение и слабость в ногах. В большинстве случаев боязнь подниматься на высоту можно легко побороть несколькими перелетами. Когда ситуация станет знакомой, подсознательно человек ощутит себя в безопасности и перестанет бояться.
Клаустрофобия и меры ее устранения
Страх закрытого пространства может настигнуть в любой момент, если человек психологически не подготовил себя к перелету. Чтобы исключить приступ клаустрофобии в самолете, выбирайте место рядом с иллюминатором. Как только волнение начнет подступать, взгляд, направленный в окно, позволит снять тревожные ощущения. Не пейте алкоголь для снятия напряжения, поскольку это может дать обратный эффект: контроль над эмоциями ослабнет и атака возьмет верх.
Во время турбулентности
Многие пассажиры не так переносят тяжело сам полет, сколько турбулентность. Хотя, когда вы едете на машине, и начинается неровная дорога, вы же не начинаете переживать, что попадете в смертельную аварию.
Вы стараетесь удвоить бдительность. Так же и с самолетом. Он просто попадает в воздушные ямы, которые не смог обойти. Сам по себе самолет не полетит в зону грозовых облаков, а постарается пропустить её.
Самолету не страшна турбулентность в силу его совершенной конструкции.
Любой самолет тщательно испытывают прежде, чем отправить на эксплуатацию, так что он способен выдерживать очень большие нагрузки. Что уж тут говорить о каких-то грозовых облаках или ветре?
Иногда турбулентность может быть очень сильной. В таком случае, вещи падают с полок сверху, и самолет даже может встряхнуть. Это не повод для паники!
Что делать при турбулентности
Когда начинается зона турбулентности, нужно сделать следующее:
- выполните указания стюардесс и пристегните ремень;
- не вставайте со своего кресла, пока самолет не покинул зону турбулентности;
- следите за указаниями на табло;
- можно сделать любую дыхательную гимнастику – это может успокоиться;
- в случае падения вещей с полок, прикрывайте голову в первую очередь;
- если упала какая-то вещь, пусть и ваша, не вставайте со своего места;
- повторяйте себе, что все будет хорошо, и вы удачно приземлитесь. Самовнушение – отличная возможность успокоить свои взвинченные нервы.
Берите пример со стюардесс — они сохраняют спокойствие в любых условиях полета.
И, напоследок, подумайте о стюардессах. Они совершают полеты чуть ли не каждодневно. Даже при турбулентности они продолжают выполнять свою работу и улыбаться пассажирам. Возможно, их пример придаст вам мужества.
Удачных вам полетов!
Watch this video on YouTube
Основные причины аэрофобии
Ученые пришли к выводу, что страхи выступают следствием нарушенной психики, когда человек не в состоянии адекватно реагировать на внешний раздражитель. По этой причине фобию не диагностируют как самостоятельное заболевание, но рассматривают в качестве «побочного» явления на фоне:
- сильного стресса;
- затяжной депрессии;
- биполярного расстройства;
- повышенной тревожности.
Руководствуясь чувствами, он полностью погружается в состояние ужаса. Напротив, знание таких нюансов помогает мыслить конструктивно, сохранять ясное мышление и не поддаваться панике. Нередко причины аэрофобии тесно соприкасаются с другими типами фобий. Сделать из полета настоящее мучение может боязнь замкнутого пространства, большого скопления людей в закрытом пространстве и другие ситуации.
Страх потери контроля: недоверие экипажу
Некоторым людям важно контролировать происходящее вокруг, поскольку психологически это дает ощущение безопасности. Поэтому невозможность видеть пилотов, которые управляют лайнером, порождает недоверие к ним
Человек подозревает их в некомпетентности или злоупотреблении спиртным во время перелета, а воображение тем временем рисует картину неизбежной катастрофы.
В такой ситуации важно понять, что авиакомпании предъявляют высокие требования к сотрудникам. Прежде чем летчику доверят пилотировать пассажирский борт, он успевает наработать тысячи летных часов
В обязательном порядке перед каждым вылетом весь экипаж проходит медосмотр, где малейший запах спиртного грозит отстранением от работы.
Страх перед террористическими атаками
Боязнь стать жертвой теракта в воздухе – естественная реакция в современных реалиях, которая настигает даже психологически устойчивых людей. Однако с ней можно и нужно бороться, чтобы страх не превратился в серьезную фобию.
Не забывайте, что после теракта 11 сентября во всех городах мира были приняты повышенные меры безопасности на авиарейсах внутреннего и международного направления. При малейшем намеке на перевозку подозрительного предмета сотрудники досмотра в аэропорту перепроверяют и осматривают багаж, поэтому вероятность пронести бомбу практически отсутствует.
Если тревога от этого факта не уменьшается, практикуйте упражнение по смене эмоций, которое рекомендуют психологи: всякий раз, погружаясь в страх, пробуйте на него разозлиться. Чувство неприязни и осуждение мыслей, которые заставляют вас бояться без видимых на то причин, через некоторое время приведут к освобождению от этого состояния, и вы получите шанс избавиться от боязни теракта.
Лечение аэрофобии
— Как это сделать? Психологически или медикаментозно?
— Про медикаментозный метод ничего не скажу, я не врач. У нас с врачами очень четкое соглашение: мы не имеем права назначать лекарства, да и в большинстве случаев, как я считаю, это не нужно.
Я расскажу один из способов, который прямо сейчас поможет избавиться от этой фобии. Во-первых, попрошу закрыть глаза и представить ситуацию, когда вы садитесь на самолет:
- он греет двигатели
- разбегается
- взлетает
Если вы чувствуете в этот момент страх, то оцените его по десятибалльной шкале:
0 баллов | вы вообще ничего не боитесь |
10 баллов | страшная паника, когда вы не можете пережить это состояние. |
Далее, у нас есть ложбинка между двумя нашими ключицами. От нее отсчитайте вниз примерно сантиметров семь, и надо еще сдвинуться на сантиметров семь либо вправо, либо влево. Теперь, мягко нажимая на кожу, нащупайте местечко, где с одной стороны у вас под кожей будет небольшая выпуклость и при надавливании будет немножко больно, это наши лимфатические узлы.
К сожалению, как нет универсального лекарства для всех людей, так нет способа, который мог бы помочь всем. Но сейчас психотерапия знает большое количество таких всевозможных простых методик. В абсолютном большинстве случаев любая фобия лечится за один сеанс у психотерапевта.
Любая фобия лечится за один сеанс у психотерапевта
— Я обязательно это попробую, когда я в следующий раз полечу на самолете.
— Лучше заранее. Если после того, как вы проделали это упражнение, вы представляете себе, что заходите на борт самолета и при этом не испытываете страха, вы также не будете испытывать страха, садясь в реальный самолет.
— Отлично, есть еще какие-нибудь методы?
— В НЛП огромная линейка методов, которые позволяют работать с фобическими состояниями.
Хорошо, если вы справитесь со своей фобией, но она потом может опять вас застигнуть. У нас есть очень древний механизм:
Если, например, в юности у вас в каком-то парке было чудесное романтическое свидание, вы можете уже забыть и того человека, и когда это было, но когда вы будете проходить мимо этого парка, вас будет туда тянуть
Просто у нас этот механизм отмечает те места, где мы испытывали сильные эмоции, положительные или отрицательные — неважно. А от отрицательных мест этот механизм вас будет уводить
Я рекомендую людям, прежде всего, заготовить какие-нибудь материалы:
- возьмите фильмы, именно ваши любимые, а не то, что там предлагается
- возьмите ваш любимый компот, который вы пьете по праздникам, чтобы воспроизвести те позитивные эмоции, которые испытывали тогда
- возьмите с собой любимую книгу
И, если вы при каждом полете будете испытывать радость от прочтения любимой книги, от просмотра любимого фильма, вам все больше и больше будет хотеться летать, вы в этом месте будете испытывать позитивные эмоции.
— Иногда бывает ощущение, что что-то плохое должно случиться. И было много случаев, когда люди послушались интуицию, не сели в самолет и в результате избежали аварии. В этом случае как разобраться, это интуиция, или фобия сработала? И доверять ли чувству, которое говорит: «Не надо садиться в этот самолет»?
— Цивилизация учит нас больше верить словам, чем своим внутренним ощущениям, поэтому обычный человек в этом смысле не тренирован. Я считаю, что доверять своим ощущениям не стоит. Я считаю, что тут надо:
- избавиться от страха
- взять себя в руки и понимать, что авиатранспорт — самый безопасный на сегодняшний день
Там действительно меньше всего шансов погибнуть.
— Нужно ли пытаться глушить аэрофобию медикаментозно, как многие делают?
— Я считаю, что нет. Во всяком случае, если это нормальный, здоровый человек, потому что бывают и люди с повышенной тревожностью.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
С высоко поднятой головой: как победить аэрофобию
Куратор: Елена Андреева
Не фокусируемся на полете
Можно включить умиротворяющую и спокойную музыку, посмотреть комедию, почитать любимую книгу.
Многих успокаивает любимая еда. Возьмите в самолет вкусное пирожное и запейте его успокоительным травяным настоем.
В полете думайте о хорошем, о том, сколько положительных эмоций принесет вам путешествие. Например, карьерный рост в связи с командировкой, или отдых и наслаждение колоритом страны, в которую вы летите.
Учитесь искать во всем положительные моменты! Тем более, что времени у вас в полете предостаточно.
Провести время в самолете незаметно, помогут совместные разговоры или игры с членами семьи. Ведь несколько часов в воздухе с лихвой восполнят недостаток общения, который мы испытываем в будничной жизни.
А еще перелет — хороший повод завести новое знакомство, например, с соседом. Если он, конечно, не против.
Выполняя в комплексе все эти советы, вы и не заметите, как прилетите к месту назначения. При этом не только не потеряете силы и здоровье, но наполнитесь положительной энергией для отличного продолжения путешествия.