Национальный комитет икомос, россия
Содержание:
- Объекты всемирного природного и культурного наследия России
- Как устроены списки?[править]
- Социальная память
- Национальные и региональные движения за наследие
- Прочие культурные и исторические достопримечательности Волжского
- Классификация объектов культурного наследия
- Полезные ссылки[править]
- Признание и сохранение культурного наследия.
- Предварительный список
- Национальный библиотечный фонд, состоящий из фонда обязательных экземпляров документов и Фонда книжных памятников.
- дальнейшее чтение
- Прочие культурные и исторические достопримечательности области
- Международно-правовая защита культурного наследия.
- Мероприятия, направленные на сохранение и транслирование памятников культурного наследия
Объекты всемирного природного и культурного наследия России
Среди историко-культурного наследия отдельно выделяется категория «особо ценные объекты». Это уникальные и выдающиеся для России памятники, музеи, научные и образовательные учреждения. Некоторые их них имеют статус «под охраной ЮНЕСКО», другие могут претендовать на роль «кандидата на включение» после прохождения всех необходимых процедур.
На начало 2021 г. насчитывалось 73 объекта, которые относятся к категории «особо ценных». Среди них:
- 20 музеев-заповедников (в том числе Московский Кремль, комплекс «Сталинградская битва», Архангельский музей деревянного зодчества «Малые Корелы» и др.);
- 16 музеев (Кунсткамера, Всероссийский музей А.С. Пушкина, Третьяковская галерея и др.);
- 17 высших учебных заведений (МГУ, Московская консерватория, Академия русского балета и др.);
- 8 архивных учреждений (Государственный архив РФ, Госфонд теле- и радиопрограмм и др.);
- 5 театров (МХАТ имени А.П. Чехова, Большой и Малый театры в Москве, Александринский и Мариинский театры в Санкт-Петербурге);
- 2 научных учреждения («Пушкинский дом» и «Пулковская обсерватория»);
- 2 национальных библиотеки (в Москве и Санкт-Петербурге);
- 2 художественных организации (Академия художеств в Москве и Жостовский промысел);
- 1 общенациональный мемориал воинской славы (Москва).
Следует понимать, что не все объекты, имеющее общенациональное значение, могут иметь признание со стороны ЮНЕСКО. В этой организации очень жесткая, строго формализованная процедура взятия памятника под международную охрану
Для включения объект должен обладать универсальной ценностью, важной для всего человечества. Внесение памятника в список ЮНЕСКО не только повышает его статус, но и способствует углублению процессов межкультурной коммуникации
Пример природного объекта, имеющего мировое значение: «Ленские столбы» в якутском природном парке возле Покровска. Представляет собой исключительной красоты скальные образования высотой около 100 метров, расположенные вдоль берегов сибирской реки Лена. Имеет ценность как выдающийся образец геоморфологических и эволюционных процессов.
Как устроены списки?[править]
Для каждого объекта создана «карточка», где слева фотография, по центру информация об объекте — в том числе ссылка на галерею с фотографиями и паспорт объекта (если он есть), а справа — ссылка для загрузки новых фотографий.
Условные обозначенияправить
-
Типы памятников:
- — памятник архитектуры
- — памятник истории
- — памятник археологии
- — памятник монументального искусства
-
Комплексы:
- — элементы комплекса
- — главный элемент комплекса (ансамбль, усадьба и т.д.)
-
Адреса:
— объект привязан к Викиданным (указан параметр munid=)
-
Координаты:
- — есть точные координаты
- ! — координаты определены приблизительно, требуют уточнения
-
Ссылки:
- — подборка фотографий на Викискладе
- — статья в русской Википедии
- — путеводитель в Викигиде
- — внешняя ссылка с дополнительной информацией об объекте
Информация об объектеправить
Каждый объект культурного наследия задан с помощью шаблона {{monument}}, параметры которого позволяют структурировать всю нужную информацию. Ниже перечислены основные параметры этого шаблона, а его полную версию можно посмотреть тут.
Общая информация:
- name= название объекта (только название, без года постройки и архитекторов!)
- type= architecture (памятник архитектуры), history (памятник истории), monument (памятник монументального искусства), archeology (памятник археологии). Тип памятника указывается на основании официальных документов и здравого смысла
- description= краткое описание, помогающее идентифицировать объект или дающее дополнительную информацию о нём как культурном наследии. Например, «в этом доме в 1918 году пили чай Ленин и Крупская» или «сейчас средняя школа № 2»
- image= ссылка на фотографию (без префикса Файл: и без любых дополнительных команд типа thumb или mini)
- status=destroyed для утраченных объектов. В поле description= полезно указать, когда объект был утрачен, и что именно с ним произошло
- style= архитектурный стиль (модерн, конструктивизм)
Расположение:
- region= ISO-код региона
- district= административный район. Указывается в произвольной форме, но единообразно для всего списка. Мы стараемся использовать краткие названия: например, district=Тобольск, а не district=Городской округ город Тобольск
- municipality= название населённого пункта (в крупных городах — название муниципального района)
- munid= ID Викиданных для населённого пункта
- address= адрес, указывается в формате «улица название, номер дома» — например, «улица Металлостроевцев, 1». Если нужны пояснения, помещайте их в скобках
Техническая информация:
- knid= (если вы не уверены, как правильно присвоить номер — не делайте этого, и никогда не добавляйте в списки второй объект с тем же номером)
- complex= номер головного элемента комплекса (для ансамблей, монастырей и тому подобного). Если сам объект и является головным элементом, то complex=knid
Ссылки:
- wiki= название статьи в русской Википедии
- wdid= ID Викиданных (для самого объекта культурного наследия)
- commonscat= категория на Викискладе (для данного объекта, добавлять общие категории городов и культурного наследия не нужно)
Охранный статус:
- document=, document2= код документа или другого источника, на основании которого объект помещён в список. Информация о документе указывается внизу страницы c помощью шаблона {{monument-documents}}. Один документ может относиться сразу к нескольким объектам списка.
- protection= категория охраны (Ф — федеральная, Р — региональная, М — местная, В — выявленный объект)
- dismissed= код документа о снятии с охраны
Общее оформление списковправить
Списки следуют административному делению на регионы и районы (городские и муниципальные округа). Внутри крупных городов мы также стараемся разбивать списки по административным районам, хотя в некоторых случаях имеют смысл отдельные списки для хорошо локализованных объектов, таких как Нижегородский кремль или, напротив, надгробия на городских кладбищах.
Внутри каждого списка объекты сортируются по алфавиту в соответствии с их адресом.
В начале списка стоит шаблон {{monument-title}}, создающий встроенную карту объектов и указывающий на район через параметр districtid= (ID элемента Викиданных для соответствующего района). В конце списка стоит шаблон {{footer|type=Наследие}}, помещающий списки в нужную категорию.
Связь с Викиданнымиправить
В списках памятников присутствуют коды Викиданных для
- отдельных объектов (wdid)
- населённых пунктов (munid)
- административных районов регионов РФ (districtid в начале списка)
В самих Викиданных есть свойства
- P1483 (kulturnoe-nasledie.ru ID) — суть те же 10-значные номера, которые используются в наших списках
- P5381 (EGROKN ID) — 15-значные номера из нового реестра
Социальная память
Под социальной памятью следует понимать основу общественного познания. Опыт и знания, накопленные человечеством, передаются из поколения в поколение. Развитие современного человека возможно только с опорой на знания предков.
Культурное наследие и социальная память – понятия, которые всегда сопутствуют друг другу. Объекты наследия являются основным средством передачи знаний, мыслей и мировоззрения будущим поколениям. Это неопровержимые доказательства существования тех или иных людей, событий и идей. Кроме того, они гарантируют достоверность социальной памяти, не давая ей искажаться.
Социальная память – это своеобразная библиотека, где хранятся все полезные знания, которые могут быть использованы и усовершенствованы обществом в будущем. В отличие от памяти одного человека, социальная память не имеет окончания и принадлежит каждому представителю общества. В конечном итоге наследие и определяет основные элементы социальной памяти. Те ценности, которые не входят в культурное наследие, рано или поздно теряют смысл, забываются и исключаются из социальной памяти.
Национальные и региональные движения за наследие
Большая часть работы по сохранению наследия выполняется на национальном, региональном или местном уровнях общества. Различные национальные и региональные режимы включают:
Австралия:
- Burra Charter
- Наложение наследия в Виктории, Австралия
Бразилия:
- Национальный институт исторического и художественного наследия
Канада
- Сохранение наследия в Канаде
Чили
- Совет национальных памятников (Чили)
Китай
- Государственное управление культурного наследия
Египет
- Высший совет древностей
Эстония
- Министерство культуры (Эстония)
- Совет национального наследия (Эстония)
Гана
- Материальное культурное наследие Ганы
Гондурас
- Государственный секретарь по культуре, искусству и спорту
Гонконг
- Сохранение наследия в Гонконге
Индия
- Министерство культуры (Индия)
- Национальный архив Индии
- Археологические исследования Индии
- Антропологическая служба Индии
- Культура Индии
- Национальный музей Институт истории искусства, консервации и музеологии
- Список объектов всемирного наследия в Индии
- Сеть городов индийского наследия, Майсур
- Исторические сооружения в Хайдарабаде
Иран
- Организация культурного наследия, ремесел и туризма
Япония
- Культурные ценности Японии
Кения
- Памятники
Македония
- Институт охраны памятников культуры
Малайзия
- Закон о национальном наследии
Намибия
- Совет национального наследия Намибии
- Совет по национальным памятникам
Новая Зеландия
- Фонд исторических мест Новой Зеландии
Пакистан
- Лахорский музей искусства и истории культуры
- Музей наследия Лок Вирса
- Национальный музей Пакистана
- Пакистанский памятник и музей наследия
Филиппины
- Национальная комиссия по культуре и искусству
- Национальная историческая комиссия Филиппин
Польша
- Национальный институт Оссолинского
Южная Африка
- Агентство ресурсов южноафриканского наследия
- Областные органы управления ресурсами наследия
- Амафа аквазулу-Натали
- Наследие Western Cape
- Управление природных ресурсов Северного мыса
- Совет по национальным памятникам
- Комиссия по историческим памятникам
Великобритания
- Сохранение в Соединенном Королевстве
- Английское наследие
- Архив английского наследия
- Народная вера
- Cadw
- Агентство окружающей среды Северной Ирландии
- Историческая среда Шотландии
- Национальный фонд Шотландии
Соединенные Штаты Америки
- Национальный реестр исторических мест
Зимбабве
- Национальные памятники Зимбабве
Прочие культурные и исторические достопримечательности Волжского
Площадь ЛенинаПлощадь Ленина была построена в начале 80-х годов. Центральная площадь города Волжского – это обширная зона отдыха, украшенная многочисленными фонтанами и обрамленная зеленой зоной.Подробнее…
Дворец культуры ДК «Октябрь»ДК «Октябрь» известен волжанам, как самый крупный в г. Волжском центр культуры и отдыха. Официальное открытие дворца культуры «Октябрь» в Волжском состоялось в октябре 1977 года. Весьма интересна история создания ДК «Октябрь».Подробнее…
Улица ФонтаннаяУлица Фонтанная – одна из самых красивых и спокойных улочек города Волжского. Завершением улицы Фонтанной выступает памятник первостроителям города, установленный по инициативе самих первостроителей и при поддержке администрации Волжского.Подробнее…
Дворец пионеровТоржественное открытие волжского Дворца пионеров состоялось в октябре 1967 года. На данный момент волжский Дворец пионеров – это не только крупнейший в городе центр для досуга и отдыха молодежи, но и победитель многочисленных конкурсов.Подробнее…
ДК ВГС и парк культуры и отдыхаСтроительство в Волжском Дворца культуры «ВолгоградГидрострой» (ДК ВГС) было задумано в 1952 году. Первое мероприятие, проведенное в еще недостроенном здании ДК ВГС, прошло 6 ноября 1955 года. За дворцом культуры расположен парк культуры и отдыха.Подробнее…
Стадион имени ЛогиноваЦентральный стадион Логинова города Волжский, носящий имя основателя города, вот уже более полувека является центром спорта в нашем городе. Строительство стадиона имени Логинова в г. Волжский было запущено одновременно со строительством первых домов.Подробнее…
Классификация объектов культурного наследия
Типы объектов культурного наследия
Сооружения (творения) — произведения архитектуры и инженерного искусства вместе с естественными или созданными человеком элементами, произведения монументальной скульптуры и монументального занятия живописью, археологические объекты, пещеры, с имеющимися свидетельствами жизнедеятельности человека, здания или помещения, в них, что сохранили аутентичные свидетельства о примечательных исторических событиях, жизнях и деятельности известных лиц;
Комплексы (ансамбли) — топографически определенная совокупность отдельных или соединенных между собой сооружений разного назначения, которые отмечаются своей архитектурой и органической связью с ландшафтом;
Выдающиеся места — топографическое определенные зоны или ландшафты, естественные, естественно антропогенные творения, которые донесли до нашего времени ценность с антропологической, археологической, эстетичной, этнографической, исторической, научной или художественной точки зрения.
Виды объектов культурного наследия
Археологические — городища, курганы, остатки древних поселений, стоянок, укреплений, военных лагерей, производств, ирригационных сооружений, путей, могильники, культовые места и сооружения, мегалиты, наскальные изображения, участки исторического культурного слоя, поля давних битв, остатки жизнедеятельности первобытных и древних людей;
Исторические — дома, сооружения, их комплексы (ансамбли), отдельные захоронения и некрополи, выдающиеся места, связанные с важными историческими событиями, с жизнью и деятельностью известных лиц, культурой и бытом народов;
Монументального искусства — произведения изобразительного искусства, как самостоятельные (отдельные), так и те, которые связаны с архитектурными, археологическими или другими достопримечательностями или с образуемыми ими комплексами (ансамблями);
Архитектуры и градостроительства — исторические центры, улицы, кварталы, площади, архитектурные ансамбли, остатки давнего планирования и застройки, отдельные архитектурные сооружения, а также связанные с ними произведения монументального, декоративного и изобразительного искусства. Объекты индустриального наследия также рассматриваются, как часть данного раздела классификации;
Садово-паркового искусства — сочетания паркового строительства с естественными или созданными человеком ландшафтами;
Ландшафтные — естественные территории, которые имеют историческую ценность. См. также Памятник природы.
Категории объектов культурного наследия
(Категории охраны памятников истории и культуры)
- Всемирное наследие. См. Всемирное наследие ЮНЕСКО
- Особо ценный объект культурного наследия народов РФ
- Государственного (федерального) значения
- Регионального значения
- Местного значения
Полезные ссылки[править]
Служебные страницыправить
- Последние занятые номера
- Дубли — повторяющиеся номера старого реестра; страница выполняет архивную функцию
- Дубли ЕГРОКН — повторяющиеся объекты нового реестра
- Добавление объектов
- Сканы официальных документов
- Объекты с совпадающими или отсутствующими десятизначными номерами
- Объекты с совпадающими идентификаторами ЕГРОКН (дубли knid-new)
- Объекты с неправильными идентификаторами ЕГРОКН (ошибка в knid-new)
- Номера ЕГРОКН, отсутствующие в наших списках
- Объекты с совпадающими идентификаторами Викиданных (дубли wdid)
- Файлы Викисклада с некорректным идентификатором в шаблоне Cultural Heritage Russia
Другие крупные реестрыправить
Ссылки на региональные ресурсы можно найти на страницах соответствующих регионов; например, Кемеровская область
Архитектура русского Севера
Другие страныправить
- Украина (на украинском)
- Белоруссия (на белорусском)
- Белоруссия (тарашкевица)
- Казахстан (на русском, в разработке)
Признание и сохранение культурного наследия.
Осознание подлинной значимости памятников и реликвий, свидетельствующих о культурных и религиозных традициях общества, ни в коей мере не является современной тенденцией. Начиная с самых ранних времен цивилизации, можно встретить примеры бережного отношения к культурным ценностям, такие как музей древностей, основанный в шестом веке до н. э. в древнем Вавилоне дочерью царя Набонида. В следующем столетии в Греции историк Фукидид попытался использовать археологические находки в качестве доказательства колонизации острова Делос народом Карии, поскольку тип брони и оружия, обнаруженные им во многих захоронениях, имели сходство с карийскими. Китайский историк Сыма Цянь посещал древние руины и изучал древние артефакты при написании своей работы «Исторические записки» во втором веке до н. э. В конце Римской республики Цицерон упрекал Гая Верреса, римского проконсула в Сицилии в 71–73 годах до н. э., за нежелание передать захваченные произведения искусства Риму.
Первая страница Королевского указа 1666 года о древних памятниках и реликвиях в Шведском королевстве
Тем не менее, первые законодательные акты, направленные на охрану памятников древности, появились в Европе в XV веке с издания в 1462 году папой Пием II буллы о запрете вывоза произведений искусства за пределы владений Ватикана. В 1630 году король Швеции Густав II Адольф учредил должность государственного антиквара, демонстрируя тем самым желание защитить и сохранить национальное культурное наследие. В 1666 году его внучатый племянник король Карл XI подписал Королевский указ, объявлявший, что все древние памятники и реликвии, найденные в королевских владениях или землях йоменов, должны передаваться за вознаграждение в собственность Короны.
Власти Османской империи в конце XIX века начали разрабатывать законодательную и административную систему сохранения древностей, создав одни из самых ранних образцов «современного» режима охраны культурного наследия. В 1846 году они под руководством живописца и археолога Османа Хамди-бея открыли Стамбульский археологический музей, который в 1869 году был преобразован в Императорский музей. Первый Закон об исторических памятниках Османской империи был принят в 1874 году и является одним из самых ранних примеров современного законодательства в области охраны культурного наследия. В нем, в частности, указывалось, что все ценности, найденные во время археологических раскопок, должны делиться между командой археологов, владельцами земли и государством, а иностранцам позволялось вести раскопки только под контролем и надзором Министерства образования. Третья редакция данного закона, принятая в 1884 году, включала положение о передаче всех древностей в собственность государства и учреждала Департамент древностей, отвечающий за надлежащее соблюдение законодательства.
Предварительный список
, ,
,
Местоположение в предварительном списке ЮНЕСКО Объекты всемирного наследия на территории России Легенда: объект всемирного культурного наследия; Объект всемирного природного наследия; Объект Всемирного культурного и природного наследия
В предварительном списке сейчас двадцать четыре объекта недвижимости.
Сайты отсортированы в хронологическом порядке их добавления в предварительный список.
Имя | Изображение | Место расположения | Период | Год подачи. | Ref. число | |
---|---|---|---|---|---|---|
На Командорских островах ( Командорский заповедник ) | Камчатский край | — | 2005 г. | vii, viii, ix, x | ||
Магаданский заповедник ( ru ) | Магаданская область | — | 2005 г. | vii, viii, ix, x | ||
Красноярские столбы ( ru ) | Красноярский край | — | 2007 г. | vii, viii, ix, x | ||
Большое Васюганское болото | Томская область , Новосибирская область , Омская область | — | 2007 г. | vii, viii, ix, x | ||
Ильменские горы ( ru ) | Челябинская область | — | 2010 г. | Икс | ||
Валаамский архипелаг | Карелия | 19 век на | 1996 г. | (смешанный) | ||
Башкирский Урал ( ru ) | Башкортостан | — | 2012 г. | я, iii, v, vi, viii, x | ||
Завещание озера Кенозеро | Архангельская область | — | 2014 г. | iii, iv, v, vi, vii | ||
Исторические и культурные Jeyrakh — Асс Бронирование ( Jeyrakh-Асс музей-заповедник ) | Ингушетия | V век до нашей эры — 17 век | 1996 г. | (культурный) | ||
Архитектурно-исторический комплекс «Приют графа Н.П. Череметева » ( ru ) | Москва | 17–18 века | 1996 г. | я, iii, vi | ||
Ансамбль бывшей городской застройки Свияжска | Татарстан | 16 век по | 1998 г. | (культурный) | ||
Исторический центр Иркутска | Иркутская область | 19 век на | 1998 г. | (культурный) | ||
Храм Христа Спасителя | Москва | 1994–1997 | 1998 г. | II, VI | ||
Ростовский Кремль ( ru ) | Ярославская область | 17 век | 1998 г. | II, III, IV, VI | ||
Исторический центр Енисейска | Красноярский край | 17 век по | 2000 г. | II, III, IV | ||
Церковь князя Димитрия «На крови» ( ru ) | Углич , Ярославская область, | 17 век | 2001 г. | я, II, IV | ||
Великий Псков | Псковская область | 10 век по | 2002 г. | я, II, IV | ||
Петроглифы из Сикачи-Аляна ( RU ) | Хабаровский край | 13000 г. до н.э. — 3000 г. до н.э. | 2003 г. | (культурный) | ||
Ансамбль Астраханского Кремля | Астрахань , Астраханская область | 16–19 века | 2008 г. | II, III, IV | ||
Археологический памятник Танаис | Ростовская область | 3 век до нашей эры — 5 век нашей эры | 2009 г. | II, III, V | ||
Русские Кремли : Ансамбль Астраханского Кремля , Ансамбль Угличского Кремля ( ru ), Ансамбль Псковского Кремля | Астраханская область , Ярославская область , Псковская область | 10 век по | 2010 г. | II, III, IV | ||
Архитектурно-парковый ансамбль » Царская усадьба Измайлово «. | Москва | 17–19 века | 2011 г. | II, IV | ||
Дивногорский историко-культурный комплекс | Воронежская область | 9–10, 17–19 вв. | 2020 г. | II, IV, V, VI |
- ^ Церковь князя Димитрия «На крови» представлена как и в составе
- ^ Псковский кремль представлен как в составе и совместно с
- ^ Астраханский кремль представлен как и совместно с
Национальный библиотечный фонд, состоящий из фонда обязательных экземпляров документов и Фонда книжных памятников.
Библиотечная система Российской Федерации насчитывает, по экспертным оценкам, 130 000 библиотек, относящихся к ведению министерств, ведомств, органов государственной и муниципальной власти различных уровней, предприятий, организаций, учреждений.Самые многочисленная библиотечные сети :
- Министерства образования и науки Российской Федерации — 66 000 школьных и более 3000 библиотек средних специальных и высших учебных заведений.
- Российской Академией наук — 379.
- В сфере промышленности, транспорта и связи — 3500.
- В области сельского хозяйства — 720.
- В медицине и здравоохранении — 1500.
Разветвленной сетью библиотек располагают также Минобороны России и другие силовые ведомства.
Количество публичных (общедоступных) библиотек — около 49,5 тысячи, в том числе:
- региональных — 264 (85 универсальных, 35 юношеских, 74 детских).
- 70 — специальных библиотеки для слепых
- 46,8 тысячи муниципальных (из них 36,1 тыс. сельских).
Кроме того, к ведению Минкультуры России относится сеть музейных, театральных библиотек, библиотек ведомственных учебных заведений, а также сеть книжных палат во главе с Российской книжной палатой, осуществляющей архивное хранение печатных изданий России и администрирующей поступление национального бесплатного обязательного экземпляра в государственные библиотеки.
Общие данные обо всей библиотечной сети страны носят приблизительный характер, так как последняя всероссийская перепись библиотек была проведена более 20 лет назад, а именно в эти годы количество библиотек существенно сократилось, в то же время появлялись новые, имело место слияние некоторых библиотек.
Количественный состав библиотечных фондов страны на 1 января 2009 года составил 942,1 млн. экземпляров, в том числе фонд книжных памятников — 7,866 млн. экземпляров (по данным Общероссийского свода книжных памятников, ведется Российской государственной библиотекой на основе данных, предоставляемых фондодержателями, выделение фонда книжных памятниках в библиотеках России осуществляется на основании ГОСТ 7.87-2003).
дальнейшее чтение
- Майкл Фальзер. Культурное наследие как цивилизующая миссия. От упадка к выздоровлению . Гейдельберг, Нью-Йорк: Springer (2015), ISBN 978-3-319-13638-7 .
- Майкл Фальзер, Моника Джунеха (ред.). « Археологизация» наследия? Транскультурные связи между местными социальными практиками и глобальной виртуальной реальностью . Гейдельберг, Нью-Йорк: Springer (2013), ISBN 978-3-642-35870-8 .
- Барбара Т. Хоффман, Искусство и культурное наследие: закон, политика и практика , Cambridge University Press, 2006
- Даллен Дж. Тимоти и Гьян П. Ньяупане, Культурное наследие и туризм в развивающемся мире: региональная перспектива , Тейлор и Фрэнсис, 2009 г.
- Питер Пробст, «Осогбо и искусство наследия: памятники, божества и деньги», Indiana University Press, 2011 г.
- Константин Сандис (редактор), Этика культурного наследия: между теорией и практикой , Open Book Publishers, 2014 г.
- Kocój E., Między mainstremem undergroundem. Dziedzictwo Regionalne w kulturze europejskiej — odkrywanie znaczeń, Dziedzictwo kulturowe w regionach europejskich. Odkrywanie, ochrona i (re) интерпретация, Seria wydawnicza :, Studia nad dziedzictwem i pamięcią kulturową “, tom I, Kraków 2019, red. Ева Коцой, Томаш Косик, Джоанна Шулборска-Лукашевич, стр. 10–35.
- Dziedzictwo kulturowe w regionach europejskich. Открытие, охрона и (ре) интерпретация, Серия выводов :, Studia nad dziedzictwem i pamięcią kulturową “, tom I, red. Ева Коцой, Томаш Косик, Йоанна Шулборска-Лукашевич, Краков, 2019, стр. 300.
Прочие культурные и исторические достопримечательности области
Город Сарай-Бату – декорации к фильму «Орда»В Астраханской области появился новый туристический объект: древний золотоордынский город Сарай-Бату. Расположен Сарай-Бату на территории села Селитренного, что в Харабалинском районе, в 130 километрах севернее Астрахани на возвышении берега реки Ашулук. Подробнее…
Мавзолей Курмангазы, музей культуры казахского народаМежгосударственный Культурный Центр им. Курмангазы Сагырбаева – основная экспозиция музея культуры казахского народа посвящена жизни и творчеству выдающегося казахского кюйши Курмангазы Сагырбаева.Подробнее…
Страусиная ферма «Баба Фрося»Страусиная ферма «Баба Фрося» расположена в Камызякском районе Астраханской области. Здесь можно посетить минизоопарк со страусами и другими животными, попробовать фирменные блюда из мяса и яиц страуса.Подробнее…
Международно-правовая защита культурного наследия.
Культурное наследие как особый объект правовой защиты в последние годы стал рассматриваться в качестве отдельной отрасли международного права. До второй половины XIX века термин «культурные ценности» даже не присутствовал в лексиконе международного права. Принятые в 1907 году для снижения жестокости и насилия в период военных действий две Гаагские конвенции (Гаагская конвенция о соблюдении законов и обычаев войны на суше и ее положении и Гаагская конвенция о бомбардировании морскими силами во время войны), относились не к отдельно выделенной категории культурных ценностей, а к эмпирическому и неоднородному списку, включавшему «храмы, здания, служащие целям науки, искусств и благотворительности, исторические памятники», а также больницы и госпитали, которые не имели никакого отношения к культуре.
Современное международное право, касающееся охраны культурного наследия, начало интенсивно развиваться только после Второй мировой войны с созданием в 1945 году специализированного учреждения Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). ЮНЕСКО в рамках выполнения своих уставных целей созвала в 1954 году международную конференцию, которая завершилась принятием Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, и протокола к ней (Конвенция 1954 года).
Конвенция 1954 года ввела всеобъемлющее нормативно-правовое определение культурных ценностей, впоследствии принятое в договорной практике и прецедентном праве. Впервые были даны строгие критерии для формирования новой концепции
Однако главным результатом конвенции было признание, что сохранение и защита культурного наследия имеют важное значение для международного сообщества в целом ввиду того, что «ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества, поскольку каждый народ вносит свой вклад в мировую культуру» (преамбула Конвенции 1954 года)
Одеон Герода Аттика, Афины, Греция
За более чем 60 лет с момента принятия Конвенции 1954 года международное право в области сохранения культурного наследия постоянно развивалось, расширяя понятие разнообразия форм культурного самовыражения. Был принят ряд многосторонних договоров, регулирующих охрану культурных ценностей, подавляющее большинство из которых – под эгидой ЮНЕСКО:
- Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи собственности на культурные ценности (1970 год);
- Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 год);
- Конвенция об охране подводного культурного наследия (2001 год);
- Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 год);
- Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005 год);
а также рекомендаций, не подлежащих ратификации и не имеющих обязательной юридической силы:
- Рекомендация, определяющая принципы международной регламентации археологических раскопок (1956 год);
- Рекомендация о сохранении красоты и характера пейзажей и местностей (1962 год);
- Рекомендация о защите культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ (1968 год);
- Рекомендация об охране культурного и природного наследия в национальном плане (1972 год);
- Рекомендация о сохранении и современной роли исторический ансамблей (1976 год);
- Рекомендация об исторических городских ландшафтах (2011 год).
Кроме того, ЮНЕСКО издает декларации, формулирующие согласованные сторонами общие принципы и цели, такие как Декларация принципов международного культурного сотрудничества (1966 год) и хартии, носящие декларативный и этический характер, например – Хартия по охране археологического наследия и управлению им (1990 год).
Мероприятия, направленные на сохранение и транслирование памятников культурного наследия
На сегодняшний день научные исследования культурного наследия дали возможность проработать и обобщить опыт сохранения памятников культурного наследия. Этот процесс осуществляется при минимальном вмешательстве в тот внешний вид объекта, который существует, что и являет собой отдельную сложность. В настоящее время можно назвать следующие мероприятия, которые направлены на восстановление и сохранение объектов культурного наследия:
- Реабилитация. Она представляет собой процесс, который предполагает ряд мероприятий, целью которых является восстановление культурной ценности и функциональных свойств объекта культурного наследия, в результате чего объект приводится в состояние, пригодное к использованию.
- Реставрация. Представляет собой совокупность мероприятий, которые направлены на улучшение физического состояния объекта культурного наследия, восстановление утраченных или поврежденных его элементов, а также обеспечение сохранности их подлинности.
- Музеефикация. Представляет собой восстановительный процесс, задача которого заключается в приведении объекта культурного наследия в состояние, которое могло бы позволить проведение экскурсий.
Также требуют транслирования и охраны нематериальные ценности, к которым принято относить все компоненты духовной культуры.
Принцип работы музеев с нематериальными ценностями следующий:
- Выявить в современной жизни объекты музейного значения.
- Собрать предметы материального мира, которые имеют прямое отношение к нематериальному объекту, представляющему музейное значение.
- Собрать информацию по всем данным предметам, сделав к ним подробное описание.
К таким предметам могут относиться традиции, атрибуты народных праздников, одежда и другое. Благодаря музеям появляется возможность обеспечить поддержание традиций и актуализировать их.
Замечание 2
Для того, чтобы не утратить нематериальные объекты культуры, которые обладают культурной и исторической ценностью, нужно включить их в действующую культуру и наладить процесс регулярного воспроизводства. Однако здесь принципиальное значение имеет наличие посредника, являющегося носителем «традиции». Для того, чтобы актуализировать традицию, на базе музея зачастую создают разные мастерские, ансамбли, студии, деятельность которых позволяет сохранить навыки и традиции, а также передать опыт и знания последующим поколениям.
С каждым годом проблема сохранения культурного наследия встает все острее. На сегодняшний день она является уже проблемой государственного уровня. Так, Министерство культуры РФ официально внесло в календарь две даты (18 апреля и 18 мая), в которые каждый год систематически организовывается ряд мероприятий, которые так или иначе направлены на актуализацию и сохранение культурного наследия России. Указанные даты обладают международным значением. 18 апреля отмечается как Международный день охраны памятников и достопримечательностей. 18 мая – это Международный день музеев. Эти даты в государственной документации РФ названы Днями исторического и культурного наследия. Обычно к этому времени приурочивают ежегодные мероприятия, включающие в себя экскурсии, открытие памятников истории и культуры. Так, в 2019 году к этим датам разработали более 400 экскурсионных маршрутов, охватывающих 350 памятников культурного наследия. Также кроме экскурсий в эти даты организуются разнообразные лекции, мастер-классы и познавательные семинары.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.