Иоанно-предтеченский монастырь (москва)

Загадка истории

Ивановский монастырь в Москве — один из древнейших храмов не только столицы, но и православной Руси. Не сохранилось ни единого документа, хотя бы намекающего на время его строительства. Монастырская опись от 1763 года сообщает: «А когда оный монастырь построен, при котором государе, и по какой государственной грамоте, и в котором году, о том в означенном монастыре точного известия нет». Современные архитекторы и историки считают, что подворье возникло в 15 веке, о чем свидетельствует сохранившийся старинный фундамент.

Легенда о строительстве монастыря рассказывает, что Иоанов монастырь был построен по велению Елены Глинской, великой княгини, решивший воздвигнуть храм в честь рождения своего старшего сына Ионна. У истории есть продолжение – якобы рождение будущего царя сопровождала невиданная гроза с бурей, оттого и нрав у него был соответствующий – стихийный, а прозвище монарха – Темный.

Иоанно-Предтеченский монастырь был упомянут в завещании Василия I в 1423 году. В конце 15 века имение пришло в упадок, а недалеко от Владимирской церкви был построен женский монастырь.

По другому предположению Ивановский монастырь в Москве появился на рубеже 14-15 веков и выполнял оборонительные функции. Будучи построенным на возвышенности (Ивановской горке), он занимал лучшую позицию, обеспечивавшую безопасность Великому посаду и Ионно-Златоустинскому монастырю (уничтожен в 1930 году). Можно привести еще несколько аргументированных гипотез о времени появления обители, но достоверно узнать точную дату поможет только чудо или дальнейшие поиски археологов.

Что посмотреть

Туристам доступны для ознакомления Введенская церковь (вход со стороны ул. Профсоюзной) и кельи монахов. Храм красив, несмотря на мятежное, полное лишений прошлое; украшен затейливыми наличниками из отделочного кирпича. Также можно увидеть невысокую колокольню, корпус настоятелей (вход с ул. Баумана). И, самое главное, это возможность воочию созерцать иконы Иоанна Предтечи и Тихвинского Богоматери. При обители действует воскресная школа для молодого поколения.

Адрес: улица Профсоюзная, 1, Казань, Республика Татарстан, Россия.

Карта расположения:

← Памятник Мусе Джалилю Кремлёвская улица →

История обители

Во времена Великой Смуты женский монастырь разорили и к его возрождению приступили лишь в середине XVII столетия, когда на территории был возведен новый храм вместо прежнего с приделом во имя Николая Чудотворца. Случилось это в 1657 году.

Сначала сюда отправляли попавших в опалу, но затем и тех, кто обвинялся в уголовных, а также политических преступлениях. Средства на содержание выделялись влиятельными покровителями и из государственной казны.

После пожара, охватившего Ивановский монастырь в 1748 году, он пришел в запустение и был возрожден только в 1761 году по указу императрицы Елизаветы Петровны как приют для московских вдов и сирот «заслуженных людей».

Достопримечательности Казани

Рубрика: Казань

На пересечении улиц Профсоюзная и Кремлевская, напротив Спасской башни Казанского кремля находится маленький монастырь. Вокруг шумят автомобили и спешат куда-то прохожие, а за белой каменной стеной – совсем другая жизнь, спокойная и размеренная, по веками заведенному уставу. Как и многие другие российские обители, Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь неоднократно закрывали, упраздняли, но ему всякий раз удавалось возродиться. Интересен сам факт, что этого святого почитают не только православные христиане, но и мусульмане, под именем пророк Яхья.

Архитектурный комплекс состоит из нескольких объектов, среди которых храм Введения Пресвятой Богородицы, звонница и несколько корпусов, где проживают братья-монахи и настоятель.

История монастыря

Обитель была основана в середине XVI века казанским святителем Германом. Первоначально это было лишь одно из подворий Свияжского Успенского монастыря, настоятелем которого был всё тот же Герман. А в 1594 году Иоанно-Предтеченский монастырь стал функционировать как самостоятельная обитель.

Из построек начального периода истории монастыря не уцелела ни одна: все они были деревянными, и пожар 1649 года полностью уничтожил монастырь.

Через три года обитель возродилась уже в камне. Средства на постройку выделил богатый московский купец Гавриил Антипин. В короткие сроки здесь вырос целый храмовый комплекс, куда входили Иоанно-Предтеченский собор, Введенская церковь и колокольня. К главному храму примыкала трапезная и галерея.

Вид на монастырь со стороны улица Баумана, moon-mouse

К сожалению, Иоанно-Предтеченский собор не уцелел, а ведь он по праву считался главным украшением не только монастыря, но и всей Казани. Это был трёхшатровой собор — практически уникальное явление для русской архитектуры (очень похожа на него «Дивная церковь» в Угличе). Собор был богато декорирован кирпичными узорами.

Из построек середины XVII века время пощадило Введенскую церковь и звонницу.

Церковь также украшена наличниками из фигурного кирпича, так что кажется кружевной. Такой декор характерен для русской архитектуры XVII века, существует даже термин «узорочный стиль».

Братский корпус и монастырская церковь, Денис Петьовка

В первой половине XIX века монастырь опустошил пожар, начался ремонт и перестройка. Верующие собрали довольно внушительную сумму — 53 тысячи рублей. Ещё пять тысяч дал император Александр I. В 1887 — 1894 году на месте старого Иоанно-Предтеченского собора возвели новый, абсолютно такой же по формам, но больший по размеру. Теперь новый храм мог вместить возросшее число верующих.

После революции монастырь какое-то время ещё действовал, в 1927 году перешёл к так называемым «обновленцам», а в 1929 трехшатровый Иоанно-Предтеченский собор разрушили.

В 1930-е для ремонта стен Казанского Кремля было решено использовать монастырскую ограду, часовню и остатки Предтеченского собора. В 1936 закрыли и Введенскую церковь, которая всё ещё была действующей. Здесь разместили мастерскую для работы беспризорников.

В 1992 году Иоанно-Предтеченскую обитель вернули церкви. Через два года в отремонтированном Введенском храме начали проходить службы; при монастыре начала работу библиотека и воскресная школа.

Видео: История монастыря с настоятелем Архимандритом Нектарием (показаны интерьеры и внешний облик монастыря)

Описание

Иоанно-Предтеченский женский монастырь расположился в самом центре Москвы. Внешний вид монастыря сегодня, конечно, отличается от того, каким он был создан в XVI веке, однако, частично восстановленный по первозданному образцу архитектурный комплекс все же может дать представление о том, какой была обитель в царское время.

Центр монастыря представлен главным его собором с удивительным, огромным граненым куполом. Вся прилегающая к женской обители территория ограждена старинной стеной из камня. У главных ворот расположены две колокольни, на территории нашел свое место также и хоспис с небольшой церковью. Стоит заметить, что совершенно все сооружения соединены между собой галереями и аркадами.

К сожалению, часть территории с трапезным корпусом, расположившаяся в северо-западной части монастыря, все еще является собственностью МВД и по недосмотру за состоянием строений приходит в плохое состояние.


Интерьер собора в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи

Обитель в годы советской власти

После революции размеренная жизнь монастырей Москвы круто переменилась. В 1919 году в Иоанно-Предтеченской обители организовали один из двенадцати городских концентрационных лагерей, куда свозили преступников и всех, кто подозревался в нелояльности властям.

Вид монастыря с улицы Забелина

Позже в монастыре создали лагерь особого назначения. С 1923 года он превратился в лагерь принудительных работ, а еще через 4 года — в отделение государственного института, в котором изучали преступность и преступников. В начале 1930-х годов монастырский лагерь стал частью фабрично-трудовой колонии.

После закрытия монастыря монахинь и послушниц выселили из города, и они стали жить на подмосковном хуторе Чернецово. В 1929 году все монастырское хозяйство национализировали, с монахинь стали взимать большой налог, и им пришлось распродать все имущество.

В течение двух лет инокини перебивались за счет случайных заработков и милостыни. В 1931 году в стране началась активная антирелигиозная кампания. Было принято решение изолировать монахинь как членов антисоветской группировки. Женщин осудили, поместили в Бутырскую тюрьму, а потом отправили в ссылку в Казахстан.

В начале 1990-х годов, когда монастырские храмы стали передавать верующим, они находились в аварийном состоянии. Потом церковные постройки отреставрировали и освятили, а в 2002 году на территории был возобновлен женский монастырь. Масштабными восстановительными работами в обители руководила архитектор-реставратор Ольга Андреевна Данилина.

Вид монастыря со стороны Хохловского переулка

Святыни и престольные праздники

Иоанновский монастырь известен хранимыми в нем святынями, к которым каждый год стекается множество паломников со всей России. Кроме почитаемых чудотворных образов и мощевиков, здесь также можно увидеть:

  • частичку Животворящего Креста;
  • образ Крестителя;
  • чудотворный список иконы Иоанна Предтечи;
  • частицу гроба святой великомученицы Елисаветы;
  • надгробную плиту схимонахини Марфы.

К главным престольным праздникам обители относятся:

  • 20 января – Собор Иоанна Крестителя;
  • 22 мая и 19 декабря – празднование архиепископа Мир Ликийских, святителя Николая Чудотворца;
  • 7 июля – рождение Иоанна Предтечи;
  • 21 июля и 4 ноября – празднование во имя иконы Казанской Божьей Матери;
  • 11 сентября – отсечение головы Крестителя;
  • 6 октября – зачатие пророка Иоанна.

Иоанновский монастырь известен хранимыми в нем святынями

История монастыря

В начале XV века на правом берегу реки-Москвы, в Замоскворечье появился мужской Иоанно-Предтеческий монастырь. Первое письменное свидетельство о нем относится к 1415 году. В 1530-е году у Василия III и Елены Глинской родился сын — будущий царь Иоанн IV Грозный. В честь появления на свет долгожданного наследника монастырь перенесли в район, называемый Кулишками, и сделали женским.

Православная обитель пользовалась особым покровительством царской семьи. Представители правящей династии совершали сюда праздничные выходы и принимали участие в крестных ходах. Кроме того, обитель получала богатые дары и расстраивалась на деньги именитых княжеских родов — Лобановых, Хованских, Волконских, Голицыных и Мещерских.

Многие женщины из знатных семей принимали в монастыре монашеский постриг. Известно также, что в Иоанно-Предтеченскую обитель отправляли государственных преступниц или раскольниц. Так, в 1768 году в монастырском храме находилась осужденная за жестокость помещица Дарья Салтыкова или «Салтычиха».

В 1812 году, когда войска Наполеона вошли в Москву, город был объят пламенем. Обитель оказалась в эпицентре страшного пожара, поэтому почти все монастырские постройки сгорели. Целым остался только каменный соборный храм. Средств для восстановления монастыря не доставало, поэтому на некоторое время его пришлось упразднить, а монахини были вынуждены расселиться по другим московским монастырям.

Общий вид на монастырь и собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи

Спустя несколько лет удалось отстроить соборный храм и часть келий. Церковь стала приходской, а в кельях сделали квартиры для служащих Синодальной типографии. Только в 1860-1880-е годы обитель реконструировали полностью. По проекту, подготовленному известным русским архитектором Михаилом Дормидонтовичем Быковским, монастырь возвели практически заново.

Примечательно, что все строительные работы были сделаны не на казенные деньги, а на частные пожертвования. Капитал в размере 600 тысяч рублей поступил от полковницы Елизаветы Макаровой-Зубачевой, которая скончалась в 1858 году. Благодаря ей, москвичи получили уникальный архитектурный ансамбль, выполненный в лучших традициях нео-ренессанса.

С конца XIX до начало XX века монастырь процветал. В годы русско-турецкой войны на его территории находится единственный в городе лазарет для раненых. В обители хранилась чудотворная икона Иоанна Предтечи, и существовала иконописная мастерская.

Как добраться

В монастыре ежедневно проводятся богослужения в Иоанно-Предтеченском соборе или в храме преподобной Елизаветы Чудотворицы. Утренняя литургия совершается с 7:30 утра, вечерняя служба начинается в 17:00. Часовня Иоанна Предтечи, где каждый может прикоснуться к чудотворному образу и обручу, открыта без выходных.

Где находится Ивановский монастырь в Москве? На Ивановской горке в Малом Ивановском переулке, в доме №2. Монахини по предварительной записи проводят экскурсии для всех желающих. в программу входят посещения храмов обители, музея, который входит в Ивановский монастырь в Москве. Адрес, как добраться до обители — об этом спрашивают многие. Нужно ехать на метрополитене до станции «Китай-город», далее следует пройти по Солянскому проезду и улице Забелина до Малого Ивановского переулка, дом 2. Контактный телефон –.

Особые святыни

Ивановский женский монастырь настолько древний, что святынями в нем являются даже камни, из которых сложены стены. Светлую славу обители в 17 веке принесла обитавшая здесь святая блаженная Марфа. Ее чтили в монаршей семье, и считалось, что после своей смерти она продолжала оберегать дом Романовых. С 1638 ее мощи трепетно хранились в главном соборе, но после революции их изъяли для захоронения на Ваганьковском кладбище. Дальнейшая судьба святыни неизвестна. На сегодняшний день сохранилось изящное мраморное надгробие.

Еще одной неординарной святыней монастыря является чудотворная икона святого Иоанна Крестителя с прикрепленным к ее киоту медным обручем. Он присоединен металлической цепочкой и считается мерой головы святителя Иоанна Предтечи. На ободке можно прочесть полустертую надпись, сделанную славянской вязью: «Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас». По некоторым утверждениям, возраст обруча отсчитывается с 19 века и ранее хранился в часовне монастыря, о чем есть записи в летописи обители. Обруч и икона считаются святынями, помогают верующим избавиться от многих заболеваний.

Деятельность прихода

Начиная с 2008 года, в обители действует музей монастыря, в котором хранится закладной камень самой первой постройки, найденный в процессе восстановления обители. Также при монастыре открыты мастерские — швейная, иконописная и реставрационная. С недавнего времени в обители открыты курсы для женщин, желающих принять монашество, на которых они изучают Священное Писание, житийную литературу, историю монашества, церковное искусство и другие области знаний.

Имеется у монастыря и богадельня, или Дом престарелых, а в одном из подмосковных сел создано большое монастырское подворье.

Богослужение в монастыре

Сегодня, как и в первые годы существования монастыря, богослужения в монастыре проходят ежедневно в двух храмах:

  • церкви Усекновения главы Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господа Иоанна;
  • домовом храме Преподобной Елизаветы Чудотворицы.


Богослужение в Иоанно-Предтеченском монастыре г. Москвы

Каждодневная утренняя литургия начинается в 7.30, а в праздничные дни — в 7.30 проходит исповедь, а после, в 8.30 — богослужение. Вечерняя служба по будним и выходным дням совершается в 17.00.

Кроме того, по понедельникам в 17.00 проходит Молебен Иоанну Предтече.

Святыни и престольные праздники

Как уже говорилось, множество чудес сопровождают жизнь обители и это, конечно, отчасти благодаря тем святыням, которые бережно хранятся в монастырских стенах. Помимо редких чудотворных икон, в обители хранятся части святых мощей Иоанна Предтечи, апостола Матфея, святого Николая Чудотворца и некоторых других святых.

Один из главных престольных праздников отмечается ежегодно 11 сентября — в день, когда была усечена голова Пророка и Предтечи, Крестителя Господа — Иоанна.

Также торжественные богослужения проходят по праздникам.

Наставники

Настоятельница монастыря Игумения Людмила Волошина. Родилась в 1953 году. В 1970 году приехала в Москву учиться. После обучения осталась в столице. В 1980 году стала послушницей. В 1990 году пострижена и наречена Людмилой. В 1992 году Патриарх благословил её на служение в Иоанновский монастырь, который был на пути восстановления.

Там она получила назначение казначеи. В 2013 году она назначена настоятельницей этого монастыря, а в 2014 Патриарх Кирилл возвёл её в сан игумении.

Священнослужители при монастыре:

  • Николай Беляев (старший священник);
  • Александр Севостьянов (иерей);
  • Даниил Мельников (иеродиакон) и другие.

Знаменитые узники

Некоторое время в обители были захоронены основоположники секты хлыстов Иван Суслов и Прокофий Лупкин. Их могилы долго посещали московские апологеты веры, пока не случился судебный процесс над хлыстами в 1739 году, после чего могилы разрыли, а тела сожгли и пепел развеяли по ветру.

Одной из знаменитых узниц монастыря была зловещая Салтычиха (Дарья Николаевна Салтыкова), замучившая в подмосковном имении более 100 человек. Зверства длились в течение семи лет и прекратились лишь по личному вмешательству Екатерины II, только взошедшей на престол. Салтыкову судили гражданским судом в 1778 году и отправили отбывать вечное заточение.

В монастыре для нее соорудили специальную келью – вырыли глубокую яму, над которой возвели деревянную постройку без окон, только когда приносили еду, ставили свечу, это был весь свет, который она видела долгие годы. Во время монастырских служб ее подводили ближе к месту, откуда были слышны молитвы, корреспонденция и разговоры были под запретом. Так она провела 11 лет, после сделали небольшое послабление, переведя в келью с небольшим окошком, через которое с ней могли поговорить желающие.

Еще одной знаменитой пленницей была княжна Тараканова – дочь царицы Елизаветы. Проведя сорок лет за пределами России, вернувшись и поговорив с Екатериной II, она удалилась в Ивановский монастырь. Княжна проживала в обители с комфортом, в монашестве получила имя Досифея. Для нее была выделена келья в две комнаты с печью, в услужение была приставлена послушница, ежегодно из казны выделялась немалая сумма, поступали средства от многочисленных дарителей, большую часть пожертвований княжна тратила на милостыню и пожертвования. После смерти ее погребли в Новоспасском монастыре, надгробие появилось лишь через 100 лет и сохранилось до сих пор.

Это далеко не все тайны обители, узнать больше и побывать на службе сегодня может каждый желающий, посетив Ивановский женский монастырь в Москве. Адрес: Малый Ивановский переулок, строение 2.

Обитель в годы советской власти

После революции размеренная жизнь монастырей Москвы круто переменилась. В 1919 году в Иоанно-Предтеченской обители организовали один из двенадцати городских концентрационных лагерей, куда свозили преступников и всех, кто подозревался в нелояльности властям.

Вид монастыря с улицы Забелина

Позже в монастыре создали лагерь особого назначения. С 1923 года он превратился в лагерь принудительных работ, а еще через 4 года — в отделение государственного института, в котором изучали преступность и преступников. В начале 1930-х годов монастырский лагерь стал частью фабрично-трудовой колонии.

После закрытия монастыря монахинь и послушниц выселили из города, и они стали жить на подмосковном хуторе Чернецово. В 1929 году все монастырское хозяйство национализировали, с монахинь стали взимать большой налог, и им пришлось распродать все имущество.

В течение двух лет инокини перебивались за счет случайных заработков и милостыни. В 1931 году в стране началась активная антирелигиозная кампания. Было принято решение изолировать монахинь как членов антисоветской группировки. Женщин осудили, поместили в Бутырскую тюрьму, а потом отправили в ссылку в Казахстан.

В начале 1990-х годов, когда монастырские храмы стали передавать верующим, они находились в аварийном состоянии. Потом церковные постройки отреставрировали и освятили, а в 2002 году на территории был возобновлен женский монастырь. Масштабными восстановительными работами в обители руководила архитектор-реставратор Ольга Андреевна Данилина.

Вид монастыря со стороны Хохловского переулка

Исторические сведения

К началу 17 столетия один из крупнейших городов России Астрахань привлекал переселенцев укрепленными районами, среди которых славился Кремль, Белый и Земляной город.


Иоанно-Предтеченский монастырь в Астрахани

В Земляном городе выросло множество слобод вдоль речек Кутума и Криуши.

В реку Кутума впадала речушка Луковка, на берегу которой, на небольшом возвышении, на собственные средства митрополит Астраханский Саввати основал мужскую обитель.

Из летописи 1688 года следует, что к этому времени сама обитель уже существовала, в тот год было начато возведение храма Иоанна Предтечи.

Разразившаяся в 1692 году чума унесла жизни практически всех монахов, поэтому возведение Предтеченской церкви закончили только в 1697 году. Святые ворота с западной стороны монастыря украшала колокольня, состоявшая из 2-х ярусов.

Монастырские стены в форме квадрата были изготовлены из дерева, на каждом углу стояли маленькие башенки.

  • Для подавления мятежа, поднятого стрельцами в 1706 году, прибыли правительственные войска, которые расположились в стенах мужской обители.
  • Фельдмаршал Шереметьев, руководивший операцией, приказал сделать в стенах бойницы. Несколько раз правительственные войска отражали штурм мятежников, при этом пострадала часть построек Иоанно-Предтеченской святыни.
  • В начале 18 века губернатор Астрахани Волынский решил посягнуть на монастырскую казну, схватил архимандрита Иосафата и пытками пытался узнать, где хранятся ценности.
  • Господь помог архимандриту бежать, однако, в 1723 году губернатор добивается закрытия мужской обители, стараясь скрыть свои преступления, и размещает в святых стенах гарнизонный госпиталь. Несмотря на то что все монахи и служителя были разогнаны, в монастырских храмах шли богослужения, осуществляемые белым священником. К нему на помощь приехали два иеромонаха Спасской обители.
  • Четыре года астраханский епископ Вардаам (Леницкий) требовал возвращения святыни в епархию, в 1727 году добился своего.

Новый настоятель архимандрит Иларионам приложил огромные усилия, чтобы за 3 года своего наставничества возвести каменную ограду и корпус для проживания настоятелей.

Настоятель архимандрит Аркадий в 1937 освящает церковь Иоанна Воина, расположившуюся в здании монастырской колокольни.

1756 год — время настоятеля Аарона, при нем возводится небольшой храм святого образа Богородицы «Всех Скорбящих Радость», который в 1780 году присоединяется после переноса к Сретенскому приделу Рождества Иоанна Предтечи.


Историческое фото монастыря в начале ХХ века

Более чем за 100 лет храмовые постройки обветшали, их разобрали, и в 1895 году монастырскую площадь украшал собор Сретения Господнего с тремя престолами и двумя приделами:

  • святого образа Богородицы «Всех скорбящих Радость»;
  • святителя Тихона Задонского.

Через четыре года все работы были завершены, в 1899 году Астраханский епископ Сергий (Серафимов) провел освящение нововозведенного храма, но без приделов, которые не были приняты строительной комиссией.

Целых 10 лет потребовалось для доработок, в сентябре 1909 года была освящена церковь иконы Богородицы «Всех Скорбящих Радость», а в 1910 году и левый придел Святителя Тихона Задонского.

К началу двадцатого века в обители проживало восемь монахов, пять послушников и игумен.

Возрождение

В 2002 году Русской православной церкви был возвращен Ивановский монастырь в Москве. История сделала очередной виток, и началось возрождение обители в ранге ставропигиальной. Некоторые здания все еще находятся в распоряжении МВД РФ. В деревне Остров, на территории бывшей дворянской усадьбы, силами сестер обустраивается подворье монастыря, где уже работает богадельня.

Для сестер открыты курсы, рассчитанные на несколько лет, где изучается Святое писание, катехизис, история Церкви, православные труды и многое другое. В 2008 году при монастыре был основан музей, где экспонатами служат предметы, найденные при реставрационных работах, а также архивные материалы, сохранившиеся в стенах обители со времен размещения архива. Некоторые документы относятся к 1918 году, когда был закрыт Ивановский монастырь в Москве. Фото и видео материалы прошедших эпох также представлены в музее.

Умение довольствовать малым

Существует легенда, согласно которой Иоанн Предтеча, родоначальник всех монастырей, завещал всем обителям, названным его именем, нищую долю и судьбу довольствоваться самым необходимым. Так и случилось – по крайней мере, монахи в центре Казани живут очень бедно, едва сводят концы с концами. И так было всегда, не только в наше время.

В середине XVIII в. к монастырю было прикреплено меньше сотни крестьян. Реформа 1764 г. едва не упразднила обитель, и архиепископу Луцек-Григоровичу стоило неимоверных усилий отстоять ее. Правда, государственное финансирование прекратилось, и монахам пришлось перейти на самоокупаемость. Настоятелями монастыря во все времена были выдающиеся высокообразованные люди. Архимандрит Иакинф, затем архимандрит Даниил – оба ученые-китаеведы. Большим авторитетом среди верующих пользовался настоятель Экзакустодиан, сумевший договориться с купцами о благотворительных взносах на строительства нового корпуса.

Советский период

Ивановский женский монастырь в Москве после революции был закрыт одним из первых, в 1918 году. С 1919 года на территории обители был учрежден концентрационный лагерь, который через короткое время получил статус особого. В 1923 году содержавшиеся здесь узники использовались на принудительных работах, а с 1927 года здесь действовало специализированное отделение, где в научных целях изучалось поведение преступника и преступность как явления. С 1930 года Ивановский лагерь вошел в состав одной из трудовых колоний Москвы.

К 1917 году Ивановский монастырь в Москве населяли 43 монахини, 33 послушницы и более сотни женщин на испытательном сроке. Перед закрытием обители всех выселили на монастырский подмосковный хутор для работы в коммуне. В 1929 году все частные хозяйства были национализированы, а не желавших согласиться с таким предложением обложили огромными налогами. Сестрам пришлось распродавать все имущество, а самим в течение двух лет перебиваться случайными заработками. В 1931 году по решению властей сестер заключили в Бутырскую тюрьму, после скорого суда всех отправили в ссылку в Казахстан.

К 1980 году большая часть бывшего монастыря была в ведении МВД. Под алтарем в подвале размещался тир, на территории были обустроены спортивный зал, бассейн, сауна. В помещении собора было оборудовано архивное хранилище. В доме причта работала швейная мастерская, несколько других помещений занимали службы Мосэнерго. Все здания Ивановского монастыря в Москве не ремонтировались с 1917 года, что привело почти к потере культурного и исторического наследия.

История становления обители

Иоанно-Предтеченская обитель сегодня практически полностью восстановлена и внешний ее вид архитекторы и реставраторы постарались максимально приблизить к тому, какой она была в древности.


Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь, Москва

За время существования женского монастыря на Солянке — улице, что огибает Ивановскую гору, многие беды и напасти обрушивались и на служителей, и на святые стены, но и через такие поистине страшные годы монастырь прошел, выстоял, ведь неслучайно он носит имя Иоанна Предтечи — первого пророка, предсказавшего рождение Спасителя и крестившего Иисуса Христа.

Строительство

Предтеченский женский монастырь — одно из древнейших архитектурных сооружений Москвы, с ним очень тесно связана история этого города, хотя достоверных источников относительно того, в какое время была возведена обитель, до сих пор не найдено. Историки при установлении даты появления монастыря опираются на летопись 1415 года, где впервые упоминается обитель.

Интересно! Первоначально Иоанно-Предтеченская обитель была мужской и лишь в 30-х годах XVI века, после перенесения ее в другое место произошло посвящение ее посвящение в женскую.

Монастырь был часто посещаем царями, особенно в праздник Иоанна Предтечи и на Пасху Господню. Стоит заметить, что в это время, благодаря помощи царей и власть имущих, монастырская территория разрасталась, но волею судьбы, также часто обитель разрушалась.

При Петре I в архитектуре монастыря, равно как и в его жизненном укладе произошли значительные изменения. Именно в то время все деревянные монашьи кельи были заменены на каменные, также изменения коснулись и самих монахинь — отныне основной их состав являли представители купеческой и духовной среды Москвы.


Архитектура Иоанно-Предтеченского монастыря

Характерно, что благодаря материальной поддержке перечисленных выше чинов, монастырь удалось восстановить даже после того, как сегодняшняя столица нашей страны была сожжена.

Советский период

Один из самых тяжелых периодов существования монастыря — советские годы, когда священнослужители подвергались гонениям и жестоким преследованиям со стороны государства. Советская власть приняла решение разместить в зданиях монастыря концентрационные лагеря, поэтому Иоанно-Предтеченский монастырь был одним из первых закрыт в Москве.

Все имущество служителей и вся церковная утварь были конфискованы, кроме того, был закрыт даже лазарет, находившийся на монастырской территории. Служители монастыря и монахини в большинстве своем подверглись аресту за антисоветскую агитацию и были сосланы в Казахстан. К началу 80-х годов, таким образом, вся территория обители была занята муниципалитетом.

Довольно большая часть территории была отдана МВД, вместе с баней и бассейном. Кроме того, здесь находились государственный архив, типография и тир.


Роспись собора Усекновения Главы Иоанна Предтечи

В годы, когда произошел развал СССР, территория Иоанно-Предтеченской женской обители, наконец, стала возвращаться к своему первоначальному назначению. По мере восстановления основных строений архитектурного монастырского комплекса жизнь в обители вернулась в свое русло, и сюда вновь вернулись как служители, так и прихожане.

Освящение территории, начало строительства

Монастырь возведен в неовизантийском стиле, а проект был составлен зодчим Н.Н. Никоновым.

Изначально это здание должно было служить подворьем Иоанно-Богословской общины, основанной в деревне Сура. 8 мая 1900 года произошло историческое событие. Было произведено освящение территории для подворья. А 16 сентября 1900 года началась его закладка, которую осуществил Борис Плотников (епископ Ямбургский). Так был основан будущий Иоанновский монастырь на Карповке. Но это было только начало…

Лишь спустя 12 месяцев община стала считаться полноценным монастырем. А что касается подворья, то оно получило статус обители.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector