Храм успения в путинках: адрес, святыни, расписание
Содержание:
- Молебен Петру и Февронии
- Судьба после революции и в советские годы
- Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Путинках
- Интерьеры и святыни
- Современное состояние
- Описание и месторасположение
- Архитектурные особенности
- Правила посещения храма
- История постройки
- История храма
- События XVIII — XX веков, связанные с Успенским храмом
- Расписание богослужений
- История храма в XVIII-XIX веках
- Наставники
- Успенский собор в XVII веке
Молебен Петру и Февронии
Если в понедельник нет большого церковного праздника, то в воскресенье в 17.00 служат молебен святым Петру и Февронии с чтением акафиста. В этот момент храм Успения в Путинках, как правило, переполнен прихожанами – молодежью, желающей создать семью.
Если вы ищете вторую половинку, желаете создать крепкую семью, хотите попросить защиты у святых для вашей семьи, то приезжайте обязательно на молебен. В притворе на стойке напишите записку о здравии и с пометкой «Молебен и акафист свв. Петру и Февронии» (свв. – принятое сокращение, когда упоминают двух и более святых). Отнесите записку к свечнице. Молебен стоит 50 рублей.
Обычно служит молебен добрый и мудрый батюшка отец Алексий (Гомонов). По окончании он говорит долгую, но очень интересную проповедь специально для ищущих спутника жизни и семейных пар. Очень полезно послушать всем.
Судьба после революции и в советские годы
С 1918 до 1938 года церковь Рождества Богородицы была открыта для прихожан. С начала 30-х годов религиозные обряды и службы в сооружении проводили монахи Высокопетровского монастыря. В июне 1935 в храме прошло рукоположение монаха Алексия (настоятеля) в епископа Каширского. Позже этот священник стал епископом Алма-Атинским и Казахстанским.
Богослужения в храме были прекращены в конце 1935 года. Окончательно молельня была закрыта советскими властями Москвы в 1938. После прекращения религиозной деятельности в здании молельни размещалось несколько контор и складов.
В 1957 году под руководством архитектора Н. Н. Свешникова и при участии члена-корреспондента Академии архитектуры Д. П. Сухова в храме проводились реставрационные работы. Во время их осуществления крыльцо, выстроенное в 1864 году, было разрушено, а на его месте возведено новое, стилизованное под период начала строительства храма — середину XVII века. С этой паперти открыт выход на Малую Дмитровку.
Важно знать: известно, что Советская власть стремилась уничтожить и осквернить всякую святыню. Так, в 70-е годы прошлого века, сооружение было передано московскому отделению «Цирка на сцене» и вплоть до лета 1990 служило репетиционной базой этой организации
Оно использовалось для тренировок с участием собак.
2 января 1990 года состоялась передача храма служителям православной церкви. Ранним утром 2 февраля 1991 первый настоятель – 33-летний игумен Серафим был зверски убит ударом тупого предмета в голову в собственной квартире. Для совершения богослужений и православных обрядов и треб здание было открыто в августе 1991 года.
С конца восьмидесятых годов Александр Абдулов, известный российский актёр, активно жертвовал на восстановление сооружения. Он инициировал создание и организацию фестиваля «Задворки». Все деньги, полученные от этого мероприятия, шли на ремонт здания. Сборы от картины «Задворки-3» были потрачены на оплату работ по реконструкции. После смерти Александра Абдулова, 5 января 2008 года, в церкви прошло его отпевание, на котором присутствовало несколько десятков известных актеров, музыкантов, певцов.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Путинках
Православная Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Путинках (Москва) – действующий храм в столице России. Адрес: Успенский переулок, 4, строение 5 (ближайшие станции метро – Чеховская, Пушкинская, Тверская).
Другие названия
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Путинках; Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Малой Дмитровке; Богородицкая церковь; Успенская церковь.
XVI–XVII века. О названии Путинки
Окраинная слобода Путинки находилась в Москве за Тверскими воротами Белого города. (На месте нынешней Пушкинской площади и Страстного бульвара). Первое упоминание об этой местности относится к XIV веку. В XVI веке здесь находился один из загородных дворцов царя Василия III. Позже его превратили в Путевой дворец, в котором в XVI–XVII веках останавливались иностранные послы. Название «Путинки» предположительно произошло от слова «путь». В Путевой двор надо было заезжать путинками, то есть кривыми улицами и переулками.
Первое упоминание о храме
Впервые о храме упоминается в летописи, датированной 1621 годом. Сначала он был деревянным и назывался «Успения, что на старом Посольском дворе» или «на Дмитровке за городом». И уже в то время храм славился мироточивой иконой Успения Богородицы.
Церковь в XVII–XVIII веках
Во второй половине XVII века (в 1676 году) при царе Алексее Михайловиче на месте деревянного храма был построен каменный. Прежняя, деревянная церковь, вероятно, сгорела, по другим данным, её разобрали. К 1690 году с северной стороны к Церкви дополнительно пристроили придел, который освятили во имя святого Николая Чудотворца (ныне — придел преподобного Сергия Радонежского).
XVIII–XX века
Во второй четверти XVIII века возвели шатровую колокольню Успенского храма. По Успенскому храму назван и переулок, на котором он стоит (до этого – Проезжий переулок). В 1898 году на деньги неизвестного благотворителя (6000 руб. – существенная по тем временам сумма!) вновь вызолотили иконостас, иконы отреставрировали, стены храма украсили живописью.
Церковь в XX веке
В 1922 году храм, как и большинство подобных религиозных учреждений, закрыли, разграбили и частично разрушили. Пятиглавие и верх колокольни сломали. Вход в Церковь заложили, разрушили апсиды, на месте которых пробили окна и дверь. Здание храма после закрытия и осквернения долгие годы использовали как жилой дом. Постепенно здание окружили пристройки, совершенно исказившие некогда объемную композицию храма. Территорию церковного владения существенно сократили. На отторгнутой северо-западной части владения в 1927 году построили трехэтажное здание, где ныне размещено посольство Народной Республики Бенин. Во второй половине ХХ века жильцов расселили, а в храме разместился швейный цех Общесоюзного Дома моделей. В 1990 году швейный цех заменили на лекальный.
Начало возрождения
Когда в 1991 году здание Успенского храма вернули Русской Православной Церкви, началось его возрождение. В июне 1992 года возобновили богослужения. С весны 1992 года на территории храма стало функционировать Православное братство «Радонеж» – именно тогда началась его кипучая деятельность. Образовалась паломническая служба. С 1998 года при храме организуются регулярные паломнические поездки по святым местам по стране и за рубеж. Под патронажем братства открылась православная гимназия «Пересвет» в Ясенево. В храме медленно, но начали проводить восстановительные работы.
Продолжение возрождения
Один из авторитетнейших коллекционеров древней иконописи пожертвовал Успенскому храму огромное количество старинных икон. Среди них – храмовая икона «Успение Божией Матери», большая икона Святой Троицы, икона святого Николая Чудотворца и многие другие. В 1995 году подняли и установили на восстановленное пятиглавие православные кресты. Работы по восстановлению и реставрации храма продолжаются по настоящее время.
Статус Церкви в наши дни
Ныне в храме регулярно проводятся богослужения, он живёт полнокровной церковной жизнью. Является памятником архитектуры и охраняется государством.
Ещё один интересный храм
Менее чем в 1,5 км на юго-запад от указанной Церкви расположен ещё один интересный храм. Это — Церковь Большое Вознесение у Никитских Ворот (Москва).
Возможно, Вас заинтересуют также:
Церковь Космы и Дамиана Ассийских на Маросейке (Москва)
Иверская Церковь в Общине Сестёр Милосердия (Москва)
Количество просмотров: 10
Интерьеры и святыни
В храме освящены три придела, а его стены украшены красивыми орнаментами. К сожалению, старинное убранство церкви не сохранилось. Внутри висят иконы современных мастеров, которые были написаны после передачи храма верующим. Многие из икон были подарены храму прихожанами.
Одна из святынь Рождественской церкви – редкая в России икона великомученика Феодора Тирона.
Христианский святой жил на рубеже III-IV веков в городе Амасия, в Малой Азии. Он был воином, не послушался приказа своего военачальника и отказался приносить жертвы языческим богам. Феодору Тирону пришлось пройти через тюрьму, голод и нечеловеческие пытки, но он продолжал исповедовать христианскую веру. В 306 году несломленного воина сожгли на костре.
Современное состояние
Сейчас храм восстановлен и отремонтирован. Его внешний вид соответствует экстерьеру конца XVII века. Стены и барабаны шатров покрыты штукатуркой и побелены, крыша окрашена в темно-зеленый, а купола – в темно-синий цвет. Большая часть росписей внутри церкви современные, но несколько ликов сохранилось с XVII века. На стенах расположены иконы. Возле них установлены подсвечники. Доступ прихожан в церковь осуществляется через накрытое шатром крыльцо с улицы Малая Дмитровка. Одновременно сооружение может вместить не более 2000 человек.
Освещение внутренних помещений храма обеспечивают несколько люстр, которые подвешены на высоте 4-6 метров. Внешний вид Богородичной церкви ночью подчеркивают желтые лампы, установленные в оконцах колокольни, и синие фонари, закрепленные у оснований куполов.
Организационно храм входит в Московский патриархат как приходская церковь. За сооружением закреплен статус патриаршего подворья. Его здание состоит в реестре объектов культурного наследия Российской Федерации под № 7710206000. При церкви работает воскресная школа. Возле здания открыты автомобильная парковка и киоск монастырской выпечки.
Описание и месторасположение
Храм в Путинках, посвященный Рождеству Божьей Матери, возведен и оформлен в традиционном стиле русского узорочья. Он был закончен всего за год до реформирования системы богословия патриархом Никоном и наложения запрета на строительство религиозных сооружений шатрового типа.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках – уникальный образец архитектуры. Во многих чертах она не похожа на другие религиозные сооружения XVI-XVIII веков. Так, главного фасада в здании нет. С любой стороны он выглядит очень красиво и богато. При осмотре сооружения ни одна деталь не выдается наружу и не выделяется.
Четверик в здании протянулся не с запада на восток (как это сделано в большинстве церквей), а с севера на юг. Колокольня расположена не западнее, а северо-восточнее основной части храма, рядом с тремя шатрами. Каждый из них сделан из дерева, имеет небольшой (до 3 метров) диаметр, изнутри закрыт и является только декоративным украшением.
Четвертый шатер, который построен севернее основной тройки в виде отдельного куба, прикрывает придел Неопалимой Купины. Все барабаны шатров обведены тремя ярусами больших и малых кокошников. Основной объем церкви украшают ложные закомары, под которыми сделан резной фриз.
Обратите внимание: церковь Рождества Богородицы в Путинках находится в Тверском районе Москвы, в самом начале улицы Малой Дмитровки, в доме под номером 2. Расстояние до Кремля составляет 2 км, до 3-х станций метро, сооруженных под Пушкинской площадью, – 100-150 метров
GPS-координаты здания: 55.76705, 37.60687.
Колокольня церкви построена в виде восьмигранника. В ее шатре сделано множество отверстий-слухов, которые вместе с большими резными окнами делают эту часть храма легкой и ажурной. Всего на ней подвешено 9 звонов. Ежедневно используется 1-2 из них. Остальные применяются только по большим церковным праздникам.
Возможно, Вам будет интересна статья с историей создания и описанием Николо-Угрешского монастыря.
Архитектурные особенности
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы – последняя в Москве, где использован старинный архитектурный уклад. Она появилась всего за год до того, как патриарх Никон запретил строить шатровые храмы на Руси. После церковной реформы в городах и селах нашей страны возводили только церкви с луковичными главками.
Основу храма составляет приземистый одноэтажный четверик, к которому примыкают два придела. Четверик построен нетривиально, Он вытянут не с запада на восток, а с севера на юг. Из основного объема, как грибы вырастают шесть граненых шатров. Живописное завершение образует сложную композицию, которая напоминает знаменитый собор Василия Блаженного.
Колокольня поставлена не с запада, как у других русских храмов, а северо-востока. Она возвышается рядом с тремя шатрами основной части, которые стоят в ряд. Еще одно необычное архитектурное решение – шатры не открыты внутрь, как это было принято раньше. Они возведены поверх сводов и играют чисто декоративную роль.
Фасады здания украшены затейливым русским узорочьем. Так называют декоративное оформление стен с использованием фигурных кирпичей. Архитектурный прием впервые стали применять в Ярославле, а оттуда узорочье распространилось по всей Руси. Любопытно, что в Рождественском храме нет главных и второстепенных фасадов. С какой бы стороны вы не смотрели на здание оно имеет безупречный богатый декор.
Всех, кто видит старинную церковь, завораживает красота мелких деталей – закомар, фризов, аркатур и рядов больших и малых кокошников, которые окружают основания барабанов и шатров. Точность и аккуратность каменных узоров заставляет восхищаться высоким уровнем мастерства средневековых зодчих. Белоснежные купола замечательно гармонируют с маленькими лазоревыми главками и яркими золотыми крестами.
Правила посещения храма
Одежда прихожанина должна быть скромной и закрытой. Женщины одевают юбку длиной ниже колена. Верхняя часть наряда должна иметь скромный вырез и закрывать локти. На голову прихожанки покрывают платок. Мужчины наоборот снимают перед входом в храм головной убор, а также на них должны быть брюки, сорочки или футболки (без надписей).
Кроме этого, при посещении любого православного храма следует соблюдать определенные правила и рекомендации:
- На богослужение необходимо приходить за некоторое время, чтобы успеть подать записки, поставить свечи и приложиться к иконам. Также необходимо занять удобное место, на котором человек не будет затруднять ход службы.
- К посещению храма с детьми следует подготовиться заранее. Их можно свозить в церковь в свободное от службы время, рассказать о смысле совершаемых действий, просмотрев видеозапись литургии.
- Во время богослужения следует сосредоточиться на молитве и отпустить все мирские мысли и заботы. Не следует здороваться и переговариваться даже со знакомыми людьми.
История постройки
История храма в Путинках насчитывает почти четыреста лет. Современные стены пережили несколько исторических эпох в неизменном виде.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках
Основание храма
За Тверскими воротами Белого города Москвы в начале XVII века появился деревянный храм, посвящённый Рождеству Богородицы. В исторических хрониках этого времени его называют церковью, расположенной «на Посольском дворе в Путинках». Специалисты приводят несколько версий появления этого названия:
- Церковное подворье расположилось вблизи путевого гостевого дворца, куда прибывали европейские послы и путешественники на пути в столицу Русского государства.
- За воротами начинались дороги, ведущие в разные северные города Руси, то есть церковь располагались на распутье дорог.
- В третьей версии отражены особенности городского дизайна исторической части главного русского города, прорезанной множеством улочек и переулков, которые образуют подобие гигантской паутины.
Деревянная церковь, увенчанная тремя шатрами, сгорела в большом московском пожаре 1648 года. Через год на её месте началось строительство каменного собора, большую часть средств на который выделили из государственной казны. В 1652 году строительство церкви завершилось. Её освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Царское время
Храм Рождества Богородицы, расположенный в Путинках, является последним русским шатровым культовым зданием. Через год после его освящения патриарх Никон запретил возведение церковных построек в шатровом стиле. Пристроенные в конце XVII века придел Феодора Тирона и трапезная были оформлены в стиле барокко. В это же время соорудили сторожку, из которой ход вёл на колокольню.
Западное крыльцо, увенчанное шатром, похожим по стилю на основные шпили, было построено в 1864 году. В первозданном виде до наших дней оно не сохранилось. В конце XIX века была произведена первая реставрация Рождественского храма в Путинках.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, 1881г.Интересно: верующие люди утверждают, что здание церкви уцелело во всех потрясениях и пожарах благодаря заступничеству Богоматери. Храм не пострадал во время захвата Москвы французами, хотя все окружающие его усадьбы были разграблены и сожжены.
Советские времена
После большевистской революции церковь закрыли не сразу. В конце 20-х годов в ней обосновалась братия закрытого Высоко-Петровского монастыря. Двери божьего дома для прихожан закрыли в 1939 году. В здании разместили конторские помещения, а позднее отдали под репетиционное помещение дирекции «Цирка на сцене». Здесь проходили репетиции животных.
В конце 1950-х годов проводилась вторая реставрация, которая коснулась только внешнего облика здания. В частности, было демонтировано западное крыльцо XIX века. Оно было заменено на шатровую постройку, приближенную по стилю строениям XVII века. Эту работу признали образцом научной реставрации, позволившей сохранить древнее уникальное здание в первозданном виде.
Интересно: церковь, считающуюся сегодня памятником архитектуры федерального значения, в советские годы хотели уничтожить. По легенде подрыв назначили на 22 июня 1941 года. По понятным причинам мероприятие отменили. Так война не дала советской власти совершить роковую ошибку.
Современность
Храм вернули православной церкви в 1990 году. Он получил статус патриаршего подворья. Первым современным настоятелем церкви стал игумен Серафим. После его трагической кончины приход возглавил протоиерей Феодор Батарчуков, который является настоятелем храма Пресвятой Богородицы в Путинках по сегодняшний день.
Внутреннее убранство церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках
К моменту возвращения здания в ведение Московской патриархии внутреннее убранство было практически полностью утрачено. Церковь восстанавливалась на благотворительные средства, большую помощь в сборе которых оказывал известный актёр Александр Гавриилович Абдулов.
История храма
В 17-18 веках что-то произошло с храмом. Его то ли разобрали или он сгорел. Точных сведений нет. Но уже в 1676 году на его месте появилось каменное здание. Через десяток лет с северной стороны был пристроен придел, который имел вид московского барокко.
По виду это был низкий восьмерик на четверике. Перекрыт он был сомкнутым сводом и увенчан граненным куполом на световом барабане. Придел освятили и дали название святого Николая Чудотворца. А на сегодняшний день – прп. Сергия Радонежского. Отличительной чертой также была глава в виде яблока. Она не часто встречалась в Москве и была только на церкви святого Ермолая.
В 18 веке была построена колокольня. Затем неизвестный меценат выделил деньги за которые отреставрировали иконы, украсили стены живописью, покрыли золотом иконостас. Далее для храма были века смуты: менялись главы, происходили перевороты и в политическом мире, что не могло не отразится на духовной жизни населения. В одно время обитель даже начала потихоньку разваливаться.
События XVIII — XX веков, связанные с Успенским храмом
Краткая хроника событий этого времени выглядит следующим образом:
- В петербургский период 1730—1917 в храме продолжают короновать на царство всех будущих императоров.
- Во время Отечественной войны 1812 года наполеоновская армия оскверняет и подвергает разграблению Успенский собор. Но главные святыни успевают эвакуировать в Вологду.
- В 1895—1915 годы проводят ряд реставрационных работ под руководством разных архитекторов.
- В марте 1918-го собор закрывают для посещения и проведения богослужений.
- В 1955-м храм открывают как музей истории и архитектуры.
- С 1990 года в церкви начинают проводить богослужения с благословения патриарха Алексия I.
- В 1991-м храм включили в реестр музея-заповедника «Московский Кремль».
В настоящее время кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы работает как музей. Его можно посетить в любой день, кроме четверга, с 10−00 до 18−00.
Будучи в Москве, стоит посетить такие архитектурные жемчужины зодчества древней Руси, как церкви, посвященные Рождеству и Успению Богоматери.
Расписание богослужений
Храм в Путинках
Храм Успения Богородицы в Путинках располагается в Москве, в Успенском переулке, в доме № 4. Церковь для посещения открыта ежедневно с 10−00 до 19−00, а также во время богослужений.
Информация о расписании служб в Успенском храме выглядит следующим образом:
- По будним дням, а также в субботу утреня и литургия проводятся, начиная с 7−30.
- В воскресенье начало службы сдвигается на один час, и она осуществляется с 8−30.
- Перед воскресениями, великими и двунадесятыми праздниками в 17−00 начинается Всенощное Бдение.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках
Эта церковь, располагающаяся в Путинках, поистине уникальна. Она является единственной трёхшатровой храмовой постройкой на территории Москвы, облик которой дошёл до нашего времени. В 1648 году деревянный храм был уничтожен пожаром, но на месте прежнего строения возвели новое из камня по его образцу. Его уникальность заключается в бесфасадности, то есть с любой точки обзора он не имеет едино выраженного фасада за счёт нестандартных архитектурных решений, которые были использованы при строительстве. Церковь Рождества Богородицы — это исторический памятник архитектуры, но при этом храм является действующим и в нём совершаются богослужения.
Расписание служб:
- В рабочие дни утренние богослужения начинаются в 7−30.
- В субботу, воскресенье, а также в праздники Божественная литургия проводится с 9−00.
- Начало Всенощного бдения в — 18−00.
Собор Успения Божией Матери в Москве
Ещё один Храм Успения Богородицы в столице находится на территории Кремля, на площади, носящей название Соборной. Он относится к историко-культурному музею-заповеднику «Московский Кремль». Церковь построена в 1475 — 1479 годах. Разработка проекта была поручена знаменитому итальянскому архитектору Аристотелю Фьораванти.
Этот храм являлся главным кафедральным собором Российской Империи вплоть до упразднения монархии в 1917 году. Церковь Успения — это самое старое строением в Москве, сохранившееся полностью. В соборе покоится прах всех патриархов Москвы первого патриаршего периода, за исключением Игнатия и Никона.
История храма в XVIII-XIX веках
В XVIII столетии здание было реконструировано. К храмовой трапезной пристроили придел, который был освящен в честь покровителя постящихся – Феодора Тирона. Еще одна реконструкция прошла перед визитом в церковь российского царя Александра II. В 1864 году с западной стороны было пристроено закрытое крыльцо с небольшим шатром в стилистике храма.
Во время войны с Наполеоном 1812 году Рождественской церкви повезло. В отличие от других храмов города, она не пострадала при пожаре, который спалил половину Москвы. Во время войны с французами богослужения прервались только на две недели. С самого открытия состав причта не менялся. В храме служили настоятель, диакон и пономарь.
После революции церковь в Путинках закрыли не сразу. В середине 1930-х годов в стране началась активная кампания против религии, и был ликвидирован древний Высоко-Петровский монастырь. Когда это произошло, владыка Варфоломей (Ремов) со всей общиной монахов и послушников перешел в Рождественский храм. В 1938 году новые власти добились того, что верующих перестали пускать и в эту церковь.
По счастливой случайности старинное здание не разрушили, но оно осталось пустым и год за годом ветшало. Внутреннее убранство было утрачено. Долгое время в помещениях находилась репетиционная база дирекции цирков Москвы. Внутри бывшей церкви дрессировали обезьян и собак.
К концу 1950-х годов состояние Рождественской церкви было уже критическим. Чтобы замечательный образец русского зодчества не пропал, бригада мастеров под руководством архитектора Николая Николаевича Свешникова провела его капитальную реставрацию. Свешников тщательно исследовал здание от основания до куполов и подробно описал все этапы строительства.
Благодаря отлично проведенной научной реставрации, памятник архитектуры не был испорчен, и ему сумели вернуть первоначальный вид. Единственное изменение, которое допустили реставраторы – закрытое крыльцо с запада сделали открытым. После восстановления оно стало походить на русские палаты XVII столетия.
Верующие смогли вернуть святыню только в 1990 году. Старый московский храм получил статус Патриаршего подворья, а в 1991 году в нем возобновились церковные службы.
За десятилетия запустения в церкви ничего не осталось, поэтому настоятелю, прихожанам и волонтерам приходилось восстанавливать внутреннее убранство практически с нуля. Большую помощь в реставрации оказал известный актер театра и кино Александр Абдулов. В 2008 году, когда Абдулова не стало, под сводами церкви прошло его отпевание.
Наставники
О настоятелях Успенского храма на Путинках, возглавляющих приход в дореволюционное время известно очень мало информации.
Из сохранившихся источников известны следующие имена:
- о. Сергей Стеньковский (1906-1918 гг.);
- о. Иоанн Рождественский (1918 г.).
Во главе прихода после возвращения церкви в лоно церкви стояли три священника:
- о. Глеб Афанасьев (1992-1995 гг.);
- о. Максим Миров (1995-1998 гг.);
- о. Алексий Гомонов (с 1998 г.).
Активную работу по развитию и укреплению приходской общины проводит вдова о. Глеба матушка Людмила Владимировна Афанасьева. Она является главой церковной общины и возглавляет общество “Жен-мироносиц”.
Успенский собор в XVII веке
Первое упоминание о Путинках относится к XIV веку. По преданию, в то время там были луга, носившие название Великих. Там же брали начало два больших тракта — на Дмитров и Тверь. В XVI веке в этих местах находилась одна из загородных резиденций царя Василия III. Позже её превращают в Путевой дворец для остановки иноземных послов.
Предположительно название Путинки — это производная от слова путь. Дело в том, что во дворец необходимо было добираться путинками, то есть искривлёнными переулками и улицами.
Во время правления Ивана III Великого Московское государство набирало силу. Успенский собор перестал соответствовать статусу кафедрального. В летописях упоминается, что он сильно обветшал, и его перестали ремонтировать. Вероятнее всего, уже было принято решение о сносе старого и строительстве нового каменного храма.
Возведение новой церкви, самой большой по размерам для тех лет, поручили русским зодчим Мышкину и Кривцову. В конце апреля 1471 года заложили первый камень. Однако строительство не удалось довести до конца, так как 20 мая 1474 года в Москве произошло землетрясение, и собор обрушился.
После этого Иван III приглашает итальянского зодчего Аристотеля Фьораванти, который полностью разбирает то, что осталось от разрушенного храма. На этом месте под его руководством строится здание по образцу Успенского собора, находящегося во Владимире. Успенский храм и сейчас находится на Кремлёвской площади. Собор освящают в августе 1479 года, обряд проводит митрополит Геронтий.
Период с 1482 по 1515 годы. В это время была выполнена первоначальная роспись собора. Известный московский иконописец и мастер фрески Дионисий принимал участие в росписи храма. Позже церковь украшают заново, однако сохраняются некоторые фрагменты первичной росписи. Они являются самыми древними образцами фресковой живописи Руси на территории Кремля, дошедшими до наших дней.
1574 год. Успенский собор пострадал от многочисленных пожаров, которые происходили в то время довольно часто, но его постоянно реставрировали и обновляли. После сильного пожара, случившегося в 1574 году, Иван I. V. Грозный издал указ о покрытии верха собора вызолоченными медными листами. Мощи митрополита Петра, хранившиеся в храме, были перемещены из серебряной раки в золотую. В этом же году в соборе совершается венчание на царство Иоанна Грозного, первое в истории храма.
Наиболее значимыми для храма событиями в XVII веке были следующие:
- В 1613 году в здесь проходит Земский собор, на котором царём избирают Михаила Фёдоровича, первого из династии Романовых.
- В 1624-м своды церкви были изношены и угрожали обрушением. Чтобы этого избежать, их разобрали и заново сложили по изменённому чертежу, применив дополнительное армирование. А также возвели дополнительные подпружные арки, которые увеличивали прочность конструкции.
- В 1625-м в Успенский собор переносят Ризу Господню, подаренную царю Михаилу Фёдоровичу шахом Персии Аббасом I.
Краткая хроника событий этого времени выглядит следующим образом:
- В петербургский период 1730—1917 в храме продолжают короновать на царство всех будущих императоров.
- Во время Отечественной войны 1812 года наполеоновская армия оскверняет и подвергает разграблению Успенский собор. Но главные святыни успевают эвакуировать в Вологду.
- В 1895—1915 годы проводят ряд реставрационных работ под руководством разных архитекторов.
- В марте 1918-го собор закрывают для посещения и проведения богослужений.
- В 1955-м храм открывают как музей истории и архитектуры.
- С 1990 года в церкви начинают проводить богослужения с благословения патриарха Алексия I.
- В 1991-м храм включили в реестр музея-заповедника «Московский Кремль».
Будучи в Москве, стоит посетить такие архитектурные жемчужины зодчества древней Руси, как церкви, посвященные Рождеству и Успению Богоматери.