Мемориальный комплекс «хатынь»
Содержание:
- Хатынь – мрачный символ всех сожженных деревень
- Памятник «Хатынь» в Белоруссии
- В культуре[править | править код]
- Хатынь: хроника событий
- Мемориальный комплекс «Хатынь»[править | править код]
- 118-й шуцманшафт-батальон[править | править код]
- Сколько людей погибло?
- История создания мемориального комплекса
- Теперь это и моя Хатынь
- Деревня Хатынь
- Легенды и мифы[править | править код]
- Два мартовских дня на оккупированной территории
- Где находится, как добраться
- Экскурсии и мероприятия в Государственном мемориальном комплексе «Хатынь»
- Памяти павших будьте достойны
Хатынь – мрачный символ всех сожженных деревень
Хатынь – маленькая деревенька, расположенная в 5 километрах от трассы Минск-Витебск, навсегда осталась скорбной страницей Великой Отечественной войны.
Капитан Ганс Вёльке
Утром 22 марта 1943 года по булыжному тракту в сторону Минска направлялся небольшой кортеж. Два грузовика, набитые солдатами 118 охранного полицейского батальона, сопровождали легковой автомобиль командира, Ханса Вёльке, отбывающего в отпуск в Германию.
В 13 км от тракта конвой попал в партизанскую засаду: капитан Вёльке и четверо сопровождающих были застрелены, что и решило участь находящейся рядом деревеньки Хатынь.
Погибший немецкий капитан был не простым офицером. Ганс Отто Вёльке, знаменитый в Германии спортсмен, завоевал первую в стране золотую медаль в толкании ядра на Олимпиаде, проходившей в 1936 году в Германии.
Восхищенный фюрер пригласил победителя в свою ложу на стадионе: ведь здоровяк Вёльке, истинный ариец, подтвердил национальную теорию «превосходства арийской расы», установив новый мировой рекорд в легкой атлетике. По личному распоряжению фюрера чемпиону присвоили внеочередное звание.
Когда известие о гибели любимца Гитлера дошло до высшего командования вермахта, судьба Хатыни была решена: жители деревни должны были понести «коллективную ответственность» за смерть капитана. Приказ о зверском уничтожении деревни отдал командир батальона Эрих Кёрнер.
Уничтожение деревни
Вечером 22 марта 1943 года в Хатынь вошел 118 батальон охранной полиции и окружил ее. Прибывшие расстреляли 26 человек, заготавливающих лес у того места, где кортеж попал в засаду. Всех жителей деревни полицейские согнали на подворье колхозного зернового тока, заперли в сарай и подожгли соломенную крышу.
Обезумевших людей, пытавшихся выбежать из пылающего гумна, расстреливали из пулеметов стоящие в оцеплении полицейские и эсэсовцы. Гитлеровцы убили в Хатыни 149 человек, из них – 75 детей.
Выжившие после трагедии
Ни один взрослый не мог остаться незамеченным, только трое детей: Володя и Соня Яскевич и Саша Желобкович – скрылись от гитлеровцев. Чудом выжил, спрятавшись под телом убитой матери, Витя Желобкович. Раненого в ногу Антона Барановского эсэсовцы приняли за мертвого. Обгоревших раненых детей после ухода карателей подобрали и выходили жители соседней деревни.
Из горящего сарая спаслись две девушки – Мария Федорович и Юлия Климович. Они доползли до леса, где их подобрали жители деревни Хворостени. Позднее и эту деревню оккупанты сожгли, и обе девушки погибли вместе с деревенскими жителями.
Из взрослых жителей Хатыни выжил 56-летний кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненый, он пришел в сознание ночью, когда каратели ушли из деревни. Отца ждал тяжкий удар: под трупами односельчан он нашел своего 15-летнего сына Адама. Смертельно раненый в живот, мальчик умер на руках у отца.
Этот страшный момент смертельной боли запечатлен в единственной скульптуре мемориального комплекса «Хатынь» – «Непокоренный человек». Теперь они навсегда вместе – отец и сын. Как реквием Хатыни – строки поэта А. Дементьева:
Старик с ребенком через страхИдет навстречу.Босой.На бронзовых ногахУвековечен.Который год, который годУйти из дня того не может…
Кто сжег село
Хатынь сожгла специальная зондеркоманда – 118-й полицейский батальон, куда набирали рецидивистов, осужденных за тяжкие уголовные преступления: одна украинская и две русских роты, набранные из числа полицаев, военнопленных и украинских националистов.
Командовал батальоном бывший польский майор Константин Смовский, исполнил приказ военнопленный советский офицер, перешедший на службу к гитлеровцам, – бывший старший лейтенант Красной Армии 27-летний Григорий Васюра, начальник штаба этого батальона.
Многие каратели пережили войну. Одних советские спецслужбы выявили в первые послевоенные годы, другие десятилетиями скрывались под личиной ветеранов.
Григорий Васюра, скрыв факт службы в полиции, стал директором украинского совхоза «Великодымерский». Награжденный медалью «Ветеран труда», стал почетным курсантом Киевского военного училища связи, не раз выступал перед молодежью как фронтовик-связист.
В 1985 году Васюра потребовал себе орден Отечественной войны. Поиски в архивах обнаружили страшную тайну в биографии убийцы, лично убившего 350 белорусов, и в ноябре 1986 года его арестовали. Показания 26 свидетелей, обвинявших преступника, Васюра отрицал. 26 декабря 1986 года трибунал Белоруссии признал Григория Никитовича Васюру виновным и приговорил к расстрелу как пособника немецко-фашистских захватчиков.
Памятник «Хатынь» в Белоруссии
Центральная фигура хатынского монумента представлена бронзовой скульптурой «Непокорённый». Это, вызывающая слёзы, фигура мужчины высотой 6 метров, с телом мёртвого ребёнка на руках.
Темный неподвижный силуэт, словно почерневший от горя и гари. Освещенный солнечными лучами на фоне пронзительно синего неба, он выглядит особенно контрастно.
Место, сожженного вместе с людьми сарая, отмечено чёрной плитой — олицетворяющей крышу того самого злополучного амбара.
Рядом находится братская могила, где захоронены останки всех заживо сожженных жителей деревни Хатынь, со словами-наказом от имени мертвых нам, живым, и символическим венком памяти.
Надпись на монументе гласит: Хатынский Мемориал по своей планировке напоминает погибшую деревню: расположение домов и даже колодцев.
Всего в деревне стояло 26 домов, которые были сожжены полностью. В настоящее время каждый из них напоминает сруб, внутри которого стоит обелиск — печная труба.
Наверху каждой расположен колокол.
Глубокая оглушающая тишина этого места каждые 30 секунд, днем и ночью пронзается одновременным звоном всех 26 колоколов Хатыни.
Здесь же, на каждой колонне, находится доска с запечатленными навсегда именами жителей этого дома.
Жутко читать эти семейные родословные, оборвавшиеся в один день. Как пример, семья Навицких: мама, папа и их 7 детей, старшему из которых было 15 лет, а младшему 2 года.
А еще здесь сохранились деревенские колодцы. Точнее те места, где они когда-то находились. Теперь они отмечены мраморными крышами, а в каменных плитах символические углубления, где скапливается дождевая вода.
Люди почему-то туда кидают деньги. Непривычно, что в воде плавают бумажные купюры. Наверно, потому что в Белоруссии пока нет мелких монет.
Чуть дальше на территории комплекса расположено Кладбище белорусских деревень.
Сюда были торжественно доставлены урны с землей разоренных и сожженных дотла 185 деревень Белоруссии. 186-й в этом траурном списке была сама Хатынь.
На каждой символической могиле в камне выбито имя исчезнувшей деревни. Эти названия теперь можно встретить только здесь. На карте Беларуси таких названий больше не существует.
Фашистские оккупанты стёрли их с лица земли. И больше они не восстанавливались. Да! Их нет. Но они навечно живы в людской памяти. Неподалёку находится Стена Скорби.
Это железобетонная стена с нишами. Люди приносят сюда цветы и плюшевые игрушки.
На этих мемориальных плитах увековечены 66 лагерей смерти, созданных фашистскими оккупантами на территории Белоруссии, и названы места гибели большого количества людей.
В мемориале есть Площадь Памяти. На ней как символ вечной жизни растут 3 берёзы.
Горит, не потухая ни на минуту Вечный огонь.
Это символичное отражение того, что лишь 3/4 уничтоженных сел и деревень возродились к новой жизни. А четверть исчезла с лица земли навсегда. Так и растут здесь три березы, а вместо четвертой горит памятный огонь.
Рядом расположено Дерево жизни, символизирующее возрождающуюся жизнь.
На его «ветвях» список сожженных гитлеровцами, но возрожденных после войны трудом советских людей, 433 деревень…
Хатынь — символ всех деревень, которые сожгли немецкие завоеватели во время второй мировой войны. История трагедии Хатыни сохранилась до наших дней. И очень хочется надеяться, что останется в сердцах и памяти людей на многие десятилетия и века.
Этот мемориальный комплекс является историко-культурным наследием Белоруссии. Ежегодно его посещают тысячи экскурсантов. Это одно из самых горьких и почитаемых мест Великого народа Беларуси. Теперь там есть частичка и моего сердца.
В культуре[править | править код]
Песняры — Белоруссия (отрывок)
- Наша память идёт по лесной партизанской тропе
- Не смогли зарасти эти тропы в народной судьбе
- Боль тех давних годин в каждом сердце живёт и поныне
- В каждой нашей семье с нами малые дети Хатыни
- Уничтожение деревни легло в основу романа белорусского писателя Алеся Адамовича «Хатынская повесть». Книга, в свою очередь, послужила сценарной основой для советского кинофильма «Иди и смотри».
- В 1971 году композитором Игорем Лученком была написана песня «Хатынь». Песня прозвучала в исполнении белорусского ВИА Песняры. В 1975 году Александра Пахмутова и Николай Добронравов написали песню «Белоруссия», во втором куплете которой есть также упоминание о Хатыни.
- Особый взгляд на события в деревне был представлен в книгах белорусской писательницы Елены Кобец-Филимоновой — «Жаворонки над Хатынью» (1973) и «Распятая Хатынь» (2005).
Хатынь: хроника событий
На сегодняшний день хронология происходящих в Хатыни событий 22 марта 1943 года восстановлена очень точно, почти поминутно.
Утром, недалеко от деревни Хатынь партизанами-подростками из отряда «Мститель» был расстрелян автомобиль, в котором передвигался один из командиров рот 118-го шуцманшафт-батальона, гауптман Ганс Вельке, любимец Гитлера и чемпион по толканию ядра Олимпийских игр 1936 года. При этом обстреле было ранено двое, и еще трое полицаев-украинцев — убиты, в том числе и сам Вельке.
Сразу же после этого, немцы вызвали подмогу — батальон Дирлевангера, а пока он добирался до места из близлежащего Логойска, нацисты нашли и арестовали, а затем расстреляли за подозрение в помощи партизанам группу из 23 местных жителей — лесорубов. К вечеру по следам отступившего партизанского отряда нацисты вышли к небольшой деревеньке Хатынь, которую и сожгли дотла вместе с ее жителями. Командовал операцией бывший старший лейтенант Красной Армии, начальник штаба того самого 118-го «украинского» полицейского спецбатальона, Григорий Васюра.
Выжить тогда удалось только одному человеку — Иосифу Каминскому, местному кузнецу: «Я со своим 15-летним сыном Адамом оказался около стены, убитые граждане падали на меня, еще живые люди метались в общей толпе, словно волны, лилась кровь из раненых и убитых. Обвалилась горевшая крыша, страшный, дикий вой людей еще усилился. Под ней горевшие живьем люди так вопили и ворочались, что эта крыша прямо таки кружилась. Мне удалось из-под трупов и горевших людей выбраться и доползти до дверей. Тут же каратель, по национальности украинец, стоявший у дверей сарая, из автомата выстрелил по мне, в результате я оказался раненым в левое плечо. Мой сын Адам до этого обгоревший, каким-то образом выскочил из сарая, но в метрах 10 от сарая, после выстрелов упал. Я, будучи раненым, чтобы не стрелял больше по мне каратель, лежал без движения, прикинувшись мертвым, но часть горевшей крыши упала мне на ноги и у меня загорелась одежда. Я после этого стал выползать из сарая, поднял немного голову, увидел, что карателей у дверей уже нет. Возле сарая лежало много убитых и обгоревших людей. Там же лежал раненый Етка Альбин Феликсович, у него из бока лилась кровь. Услышав слова умиравшего, Етки Альбина, каратель подошел откуда-то, ничего не говоря, поднял меня за ноги и бросил, я, хотя был в полусознании, не ворочался. Тогда, этот каратель ударил мне прикладом в лицо и ушел. У меня была обгоревшая задняя часть тела и руки. Лежал я совершенно разутый, так как снял горевшие валенки, когда выполз из сарая. Вскоре я услышал сигнал к отъезду карателей, а когда они немного отъехали, мой сын Адам, лежавший недалеко от меня, в метрах примерно трех, позвал меня к себе, вытащить его из лужи. Я подполз, приподнял его, но увидел, что он перерезан пулями пополам. Мой сын Адам еще успел спросить: «А жива ли мама?», и тут же скончался».
В мемориальном комплексе Хатынь Иосифу Каминскому установлен памятник в виде шестиметровой бронзовой скульптуры «Непокоренный человек» с мертвым ребенком на руках, созданную Сергеем Селихановым. Именно он «встречает» посетителей мемориала.
Рядом со скульптурой находится стилизованная мраморная крыша сарая, в котором были сожжены жители Хатыни.
Мемориальный комплекс «Хатынь»[править | править код]
Вид основной части Мемориального комплекса (от входа)
В память сотен белорусских деревень, уничтоженных нацистами в годы Великой Отечественной войны, в январе 1966 года было принято решение о создании в Логойском районе мемориального комплекса «Хатынь». В марте 1967 года был объявлен конкурс на создание проекта мемориала. В конкурсе победил коллектив архитекторов: Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин, скульптор народный художник БССР С. Селиханов. Торжественное открытие мемориального комплекса «Хатынь» состоялось 5 июля 1969 года.
Мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс занимает площадь около 50 га. В центре композиции мемориала находится шестиметровая бронзовая скульптура «Непокорённый человек» с мёртвым ребёнком на руках. Рядом сомкнутые гранитные плиты, символизирующие крышу сарая, в котором были сожжены жители деревни. На братской могиле из белого мрамора — Венец памяти. На нём — наказ погибших живым:
Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас, дорогие.Мы сгорели живыми в огне.Наша просьба ко всем:пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу,чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле.Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала! |
На обратной стороне Венца памяти — ответ живых погибшим:
Родные вы наши. Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами.Вы не покорились фашистским убийцам в черные дни лихолетья.Вы приняли смерть, но пламя любви вашей к Родине нашей Советской вовек не погаснет.Память о вас в народе бессмертна, как вечна земля и вечно яркое солнце над нею! |
«Кладбище деревень»
Бывшая улица деревни выложена серыми, под цвет пепла, железобетонными плитами. В тех местах, где когда-то стояли дома, поставлено 26 символических бетонных нижних венцов срубов и столько же обелисков, напоминающих печные трубы, опалённые огнём. Перед каждым из сожжённых домов установлена открытая калитка, как символ гостеприимства жителей деревни. На трубах-обелисках — бронзовые таблички с именами тех, кто здесь родился и жил. Сверху каждого обелиска — печально звенящий колокол. Колокола звонят одновременно каждые 30 секунд.
На территории комплекса находится единственное в мире «Кладбище деревень» — 185 могил, каждая из которых символизирует одну из невозрождённых белорусских деревень, сожжённых вместе с населением (186-я невозрождённая деревня — это сама Хатынь). Одна из таких деревень — Шуневка. Могила каждой деревни представляет собой символическое пепелище, в центре которого расположен пьедестал в виде языка пламени — символ того, что деревня была сожжена. В траурной урне хранится земля деревни. На могиле написаны название деревни и название района, в котором стояла деревня.
Ещё один мемориальный элемент комплекса — «символические деревья жизни», на ветвях которых в алфавитном порядке перечислены названия 433 белорусских деревень, которые были уничтожены оккупантами вместе с жителями, но восстановлены после войны.
Мемориальный элемент «Стена памяти» включает мемориальные плиты с названиями свыше 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения людей на территории Белоруссии.
На территории мемориала также находится мемориальный элемент «Вечный огонь» На квадратном траурном постаменте в трёх углах расположены три берёзки. Вместо четвёртой горит вечный огонь — в память о каждом четвёртом погибшем жителе Белоруссии.
Мемориальный комплекс «Хатынь» включён в государственный список историко-культурного наследия. В 2004 году была проведена реконструкция комплекса.
118-й шуцманшафт-батальон[править | править код]
Костяк батальона был сформирован в Польше в начале 1942 года. Затем формирование 118-го и 115-го шуцманшафт батальонов было продолжено в Киеве преимущественно из пленных бойцов РККА, содержавшихся в киевском и окрестных лагерях военнопленных. Одна из рот 118-го батальона была сформирована из военных 115-го шуцманшафт батальона. Операция проводилась под руководством специального подразделения СС зондербатальона «Дирлевангер» (нем. «SS-Sonderregiment Dirlewanger»). Командовал батальоном бывший польский майор Константин Смовский, начальник штаба — бывший старший лейтенант Красной Армии Григорий Васюра, командир взвода — бывший лейтенант Красной Армии Василий Мелешко. Немецким «шефом» 118-го вспомогательного батальона был майор полиции Эрих Кернер[источник не указан 862 дня].
Батальон участвовал и в других операциях. 13 мая Васюра возглавлял боевые действия против партизан в районе села Дальковичи. 27 мая батальон проводит карательную операцию в селе Осови, где были расстреляны 78 человек. Далее последовала карательная операция «Коттбус» на территории Минской и Витебской областей — расправа над жителями сёл возле Вилейки — Маковье и Уборок, расстрел 50 евреев у села Каминская Слобода. За успешное выполнение поставленных задач гитлеровцы присвоили Васюре звание лейтенанта и наградили двумя медалями[источник не указан 862 дня].
Сколько людей погибло?
Точно известно, что до войны в деревне было 26 домов. Исходя из того, что много семей по современным понятиям были многодетными, то можно посчитать, что население деревни могло быть около 200 человек или даже больше. Точно сказать о числе погибших даже сегодня невозможно, потому что в разных источниках приводится информация, которая друг другу противоречит. Например, немцы утверждают, что убили 90 человек. В некоторых советских газетах написали, что деревня Хатынь, история трагедии которой стала сразу известна на всей территории СССР, потеряла 150 человек. Скорее всего, последняя цифра больше всего соответствует действительности. Но в любом случае мы в ближайшее время вряд ли точно узнаем, сколько людей погибло в деревне: история, возможно, когда-то расставит все точки над i в этой трагедии. Мы прекрасно понимаем, что приблизить нас к истине могут только раскопки на месте пожарища.
История создания мемориального комплекса
После освобождения страны от оккупантов многие населенные пункты были разрушены, особенно это касалось деревень в местах активного партизанского движения. Часто жителей расстреливали или сжигали, заперев в сарае или доме. Треть семей в Белоруссии потеряли кого-то из близких. Возведение мемориального комплекса Хатынь стало данью памяти погибшим и постоянным напоминанием для живых о последствиях фашизма, предостережением для потомков.
Сразу после окончания войны не было возможности отдать дань погибшим мирным жителям, на местах разрушенных сел и деревень ставили деревянные обелиски. Так произошло и с Хатынью. На памятнике было указано количество домов и число погибших. По свидетельствам, удалось выжить только троим из всего поселка. Это 2 мальчика и кузнец Иосиф Каминский. После ухода гитлеровцев он нашел тело сына. В тот день он потерял всю свою семью. Позже именно его образ стал прообразом центральной скульптуры мемориала.
В 1966 году правительство приняло решение о возведении памятника Хатынь в Белоруссии и объявило конкурс на лучший эскиз. В результате был сформирован коллектив, в составе которого работали Градов, Занкевич, Левин, Селиханов. Через 3 года памятник был открыт.
Теперь это и моя Хатынь
Белоруссия встретила меня прекрасным периодом весны, когда деревья в цвету или на них только проклёвываются листочки дивного цвета молодой зелени. Всё это создавало непередаваемую гамму чувств. Контраст расцветающей весны и территории мемориального комплекса вызывал глубочайшие эмоции скорби, к горлу подступал комок.
Более 70 лет назад и всего одним месяцем раньше: в марте здесь все было по-другому. Плиты, по которым я шла, вели меня в страшное прошлое моей страны. И это прошлое касалось не только моих предков, но и всей истории человечества в целом. История оживала у меня на глазах.
Факты бывают таковы, что жизнь одного человека может показать взлёт и падение целой нации.
Деревня Хатынь
Первое, что мы видим, входя на мемориал, это памятник «Непокоренный». Бронзовая фигура старика с мертвым мальчиком на руках. Прообразом старика стал деревенский кузнец Иосиф Каминский, единственный уцелевший свидетель этой трагедии. Обгоревший и израненный, он пришел в сознание и нашел тело своего сына среди трупов односельчан. Это событие и было положено в основу памятника.
Но «Непокоренный» это не памятник Иосифу Каминскому. Это символический собирательный образ мужества и стойкости, трагизма и страданий, которые выпали на долю мирного населения. Памятник всем, кто пережил ужасы войны, но не был сломлен.
Справа от памятника находится символическая крыша сарая. Она расположена на том самом месте, где стоял сарай, куда согнали жителей Хатыни.
Трагедия Хатыни
22 марта 1943 года гитлеровцы вошли в Хатынь. Они окружили деревню, всех жителей согнали в огромный сарай, где держали сено с соломой, и подожгли постройку. Люди, горевшие заживо, пытались вырваться наружу. Но там их в упор расстреливали из пулеметов. 149 человек были убиты или сгорели заживо. Среди них было 75 детей…
Крыша словно придавливает сарай к земле. А перед скульптурой — клинообразная светлая дорога (к сожалению, ее не очень хорошо видно на этой фотографии). Это символ Последнего пути убитых и сожженных жителей Хатыни.
На третий день после трагедии жители окрестных деревень похоронили тела убитых и сгоревших в трех могилах. Слева от памятника «Непокоренный» находится братская могила жителей Хатыни. И надпись на белорусском языке: «Здесь захоронены останки жителей Хатыни».
На могиле установлен «Венец памяти», как символический сруб нового дома. На нем с одной стороны обращение погибших к живым, с другой – обращение живых к мертвым.
Мемориальный комплекс повторяет планировку уничтоженной деревни. В ней было 26 дворов.
На месте каждого дома поставлен символический сруб. Внутри сруба черная земля, как на пепелище. Возвышаются вертикальные обелиски, словно трубы обуглившихся печей.
В обелиски вставлены мемориальные доски с именами всех членов семьи. И на всех обелисках — колокола. Каждые тридцать секунд слышен их звон над Хатынью. Такое ощущение, будто жители деревни разговаривают между собой.
Справа и слева от основной дороги проложены тропинки к другим домам. Перед домами настежь распахнуты калитки как символ гостеприимства белорусов.
Там, где в Хатыни стояли четыре колодца, сейчас можно видеть серые крыши.
Легенды и мифы[править | править код]
В настоящее время вопрос участия коллаборационистов с Украины в военных преступлениях, в частности в Хатыни, стал активно использоваться в разных СМИ. По ошибке полицаев из 118-го батальона, уничтоживших Хатынь часто сравнивают с представителями украинского националистического подполья. Спекуляции на эту тему время от времени появлялись в постсоветской печати, в высказываниях некоторых политиков. Первый подробный репортаж о коллаборационистах появился только 10 ноября 1990 года, когда главная московская газета «Рабочая трибуна» вышла со статьёй-передовицей «Неизвестная Хатынь». Данная публикация, с одной стороны, справедливо разоблачала советскую версию о привлечении исключительно немецких оккупантов, но с другой — переводила ответственность на бандеровцев. Через две недели белорусская газета «Во славу Родины» напечатала интервью с Виктором Глазковым, подполковником запаса и судьёй по делу Васюры. Последний заявил о безосновательности обвинений в адрес ОУН:
Председатель Прогрессивно-социалистической партии Украины Наталия Витренко в своё время также заявила, что Хатынь якобы сожгли солдаты Украинской повстанческой армии и поименно назвала «националистов-карателей», указывая на их «воинские звания в УПА»: «Куринной Смовский, господин капитан Васюра, взводный Мелешко», хотя ни один из перечисленных не был членом Организации украинских националистов и не служил в УПА. Некоторые ложные утверждения попали также в научные публикации. Так, в книге «карательные акции в Беларуси» утверждалось, что в уничтожении Хатыни якобы участвовал батальон «Нахтигаль» во главе с Романом Шухевичем, который, впрочем, расформировали ещё в 1941 году.
27 марта 2014 года президент Белоруссии Александр Лукашенко в эфире 1 канала заявил, что в сожжении Хатыни принимала участие Украинская повстанческая армия. 28 марта 2014 года, на Youtube был загружен фильм «Позорная тайна Хатыни», который выпустила ещё в 2008 российская компания «Супер Реалити» по заказу Единой телерадиовещательной системы Вооружённых сил РФ. Как отмечают исследователи, цель фильма была направлена на максимальное отождествление сотрудников карательного подразделения с бандеровцами. Подобную риторику повторил министр культуры РФ Владимир Мединский в картине российского журналиста Аркадия Мамонтова «Бандеровцы: палачи героями не бывают». Российский учёный Михаил Кобрин ошибочно пишет, что 118-й батальон состоял в основном из этнических белорусов.
Хотя в состав 118-го батальона действительно принадлежали отдельные участники Буковинского куреня связанного с ОУН-мельниковцами, однако, как отмечает кандидат политических наук Михаил Басараб, эти случаи не позволяют поносить все украинское националистическое движение сопротивления, так же как злодеяния некоторых советских солдат не свидетельствуют о преступной сущности всей Красной армии. По его мнению, «нельзя всех равнять под одну линейку, нельзя выдергивать отдельные факты для обливания грязью сотен тысяч, а то и миллионов, невинных борцов и жертв».
Не соответствует действительности и утверждение, что в Черновцах установлен памятник, посвящённый карательному подразделению. На самом деле речь идёт о монументе героям Буковинского куреня, объединяющем под одним названием 4 различные украинские военные части: формирование в составе Армии УНР, собственно Буковинский курень, Буковинскую украинскую самооборонную армию и подразделение, входившее в состав УПА-Запад. Следовательно, на нём выгравированы 3 даты: 1918, 1941, 1944.
Два мартовских дня на оккупированной территории
Партизаны, входившие в бригаду Василия Воронянского («дяди Васи») 21 марта 1943 года остановились на ночлег в деревне Хатынь. Наутро, 22 марта они отправились к Плещеницам.
Во встречном направлении, из Плещениц двигалась немецкая легковая машина и два грузовика с карателями 118-го батальона. В его составе преобладали этнические украинцы, набранные в занятом немцами Киеве. По дороге им встретились работавшие на лесозаготовках жительницы деревни Козыри. На вопрос о том, есть ли тут рядом партизаны, работницы отвечали, что никого не видели.
Не проехав и полукилометра, автоколонна угодила в партизанскую засаду. Были убиты трое немецких военнослужащих, в том числе ехавший в легковой машине гауптштурмфюрер СС Ганс Вёльтке.
Командир взвода карателей Василий Мелешко (недавний лейтенант Красной Армии), заподозрив, что женщины пособничали партизанам, вызвал из спецбатальона СС «Дирлевангер» подкрепление и возвратился на место лесозаготовок. По его приказу здесь были расстреляны 26 работниц, остальных отправили в Плещеницы.
Цветочные композиции выражают глубокое уважение почившему, его прижизненным заслугам.
Возложить венок
Разыскивая партизан, гитлеровцы прочесали лесной массив и ко второй половине дня окружили деревню Хатынь, жители которой ничего не знали о произошедшем. По приказу майора полиции Эриха Кернера и при непосредственном командовании начальника штаба 118-го карательного батальона Григория Васюры (был старшим лейтенантом Красной Армии) все сельчане были согнаны в колхозный сарай и заперты в нём.
Каратели обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Тех, кто затем пытался бежать через рухнувшие двери, расстреливали. Так было уничтожено 149 человек, из них 75 детей, не достигших 16-летия.
Выжили трое потерявших сознание раненых: 56-летний хатынский кузнец Иосиф Иосифович Каминский, двенадцатилетний Антон Барановский и семилетний Виктор Желобкович. Иосиф Иосифович отыскал среди казнённых своего сына Адама, который вскоре скончался у него на руках. Эта трагедия воплощена в знаковой скульптурной композиции мемориала «Хатынь».
Где находится, как добраться
Исторический Комплекс «Хатынь» находится на 54-м километре шоссе Минск-Витебск (трасса М3 к северу от белорусской столицы).
После большого каменного указателя «Хатынь» нужно повернуть направо (если ехать со стороны Минска). Через 4.5 км будет огромная парковка комплекса.
Карту можно увеличить, чтобы лучше разглядеть территорию мемориального памятника.
Координаты: 54.33473, 27.94354.
Эта поездка состоялась 16 апреля 2016 года.
В Беларуси, в любом городе есть огромное количество самых разнообразных вариантов жилья. Очень легко можно снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель.
На карте ниже представлены другие достопримечательности Белоруссии, где мне удалось побывать. Подробнее о каждом из них можно посмотреть здесь.
Экскурсии и мероприятия в Государственном мемориальном комплексе «Хатынь»
В дни школьных каникул, к знаменательным и памятным датам в Хатынь прибывают организованные автобусные экскурсии. Сюда приезжают в частном порядке все, кто неравнодушен к памяти о войне и её жертвах.
22 марта 2018 года 75-летие трагедии в Хатыни было отмечено митингом-реквиемом, на котором присутствовали почётные гости и представители Администрации Президента Республики Беларусь.
полезный материал остались вопросы 3 нравится
28 января 2020
Возможно, вам будет интересно: Кремация человека — как она происходит в Минском крематории? С 1 августа 1986 года рядом с Северным кладбищем Минска действует единственный в Беларуси крематорий. К настоящему времени он загружен более, чем на 80%… Хранение тела умершего В соответствии с традицией, погребение проводится на третий день после кончины. Однако по ряду обстоятельств может потребоваться более или менее длительная… Могила Якуба Коласа на Военном кладбище в Минске В северо-западной части Военного кладбища, расположенного по ул. Козлова, находится захоронение выдающегося белорусского писателя, поэта, общественного деятеля…
Памяти павших будьте достойны
Мемориальный ансамбль «Хатынь» стал не просто памятником гибели одной деревни и трагедии сотен других погибших деревень, но и высшим достижением белорусской послевоенной архитектуры – единственным в республике удостоенным главной премии СССР.
«Пусть этот скромный мемориал приумножит решимость тех, кто приходит сюда, построить живой памятник погибшим – мир без войны для их детей и внуков» – записал в хатынской Книге почетных гостей президент США Ричард Никсон.
Строки Роберта Рождественского призывают:
Люди,покуда сердца стучатся,помните!Какою ценойзавоевано счастье,пожалуйста,помните!Памяти павших будьте достойны!