Большой гатчинский дворец: императорская резиденция в стиле английского замка
Содержание:
- Правила посещения
- Гатчинский дворец графа Орлова
- Начало экспозици и дворцовая церковь
- Третий этаж Центрального корпуса
- Особенности дворца
- Дворцовые интерьеры
- Подвалы и подземный ход Гатчинского дворца
- Планировка парка и основные достопримечательности
- Экспозиции и достопримечательности в Музее-заповеднике «Гатчина»
- Залы Гатчинского дворца
- Легенды Приоратского дворца
- Подвалы и подземный ход Гатчинского дворца
- Архитектура Гатчинского дворца
- Жилые помещения Гатчинского дворца
- Как доехать до Гатчины
- Второй этаж Центрального корпуса
- Фотографии Большого Гатчинского дворца
- Чесменская галерея и другие галереи дворца
Правила посещения
Для того, чтобы экскурсия оставила только приятные впечатления, следует выполнять рекомендации:
- приобретать в кассе билеты, которые требуется сохранять до конца экскурсии
- запрещается проносить на территорию запрещенные предметы (оружие, стекло, бьющиеся предметы, наркотики, взрывчатку)
- запрещается посещать центр в состоянии опьянения
- крупногабаритные сумки (более 20х30 см) оставлять в камере хранения
- запрещается нарушать тишину и мешать другим посетителям
- запрещается приходить в центр с животными и провозить коляски
- запрещается использовать вспышку при съемке без разрешения администрации
- при входе в залы требуется надеть защитную обувь, а верхнюю одежду оставить в гардеробе
Экскурсии рекомендуется выбирать в соответствии с собственными вкусами и предпочтениями.
Гатчинский дворец графа Орлова
Для строительства был приглашен знаменитый итальянский архитектор Антонио Ринальди. Поскольку Григорий Орлов предполагал использовать поместье, в первую очередь, для охоты, архитектор возводит строение в виде охотничьего замка. Главное здание было трехэтажным прямоугольным с двумя пятиугольными башенками по сторонам. Две полукруглые галереи соединяли его с прямоугольными корпусами — Кухонным и Конюшенным, позже переименованным в Арсенальный.
Выложенное неброским северным камнем сооружение выглядело достаточно скромно, но, по мнению большинства искусствоведов, Ринальди проявил в своей работе не только мастерство, но и поэтическое чутье, понимание природы и красоты этого материала.
Пудостский камень (разновидность травертина) обладает свойством изменять свой цвет в зависимости от света и погоды. А его пористая структура (внешне он похож на пемзу) придает строению средневековый вид.
С обеих сторон здания установлены статуи, выполненные венецианскими скульпторами Морлайтером и Маркиори:
- Со стороны парка — статуя Мира, изображающая женщину с оливковой ветвью и статуя Войны, или Силы, — женщина в шлеме, опирающаяся на колонну, у ее ног — лев
- Со стороны плаца вход украшают статуя Благоразумия, или Мудрости — это скульптура женщины с двумя лицами, с зеркалом в руке и оленем у ног, а также статуя Бдительности, изображенная с цаплей, самой бдительной птицей.
Григорий Орлов был человеком богатым и поэтому внутреннее убранство Гатчинского дворца было роскошным. Залы украшали скульптуры и живописные полотна, дорогая мебель и оружие.
Начало экспозици и дворцовая церковь
До парадных и жилых комнат экспозиция рассказывает об истории дворца.
Великая отечественная война оставила огромный след на дворцах в пригородах Санкт-Петербурга: сожженные и разоренные, вывезти успели не все ценности. Об этом в одном из залов можно посмотреть душераздирающий фильм, демонстрирующий хронику событий, горящий Гатчинский дворец под обстрелами.
В другом зале оформлена история дворца на больших стендах, каждый из которых рассказывает о наиболее значимых фактах каждого периода его развития.
Особенно интересны два макета: дворец до и после перестройки в 1856 году.
Гатчинский дворец до перестройки
Гатчинский дворец до перестройки
Гатчинский дворец после перестройки
Гатчинский дворец после перестройки
На текущий момент дворец практически полностью отреставрирован после войны, хотя некоторые залы и домашняя церковь в самом начале этого пути. Например, Чесменский зал, прославляющий победу России в войне с Турцией. Триумфальное сражение происходило в одноименной бухте, в результате которого, турецкий флот был сожжен, а Россия получила новые территории. Руководил этой битвой, как вы можете догадаться, первый владелец Гатчины — граф Орлов.
Гатчинский дворец
Гатчинский дворец
Когда мы брали аудиогиды, администратор дала карту дворца, потому что без нее нам было бы сложно. А еще посоветовала сначала посмотреть залы дворца, потом одеться и пойти в подземелье, так как без курток мы бы замерзли.
В церкви проходила выставка старинных икон.
Церковь в Гатчинском дворце
Церковь в Гатчинском дворце
Церковь в Гатчинском дворце
Церковь в Гатчинском дворце
Как я уже говорила, Гатчинский дворец имеет мужской характер, стоит только взглянуть на выставку огнестрельного оружия. Данная коллекция является одной из самых ценных в России. Начал это дело Орлов, Павел I также внес свою лепту.
Выставка оружия в Гатчинском дворце
Выставка оружия в Гатчинском дворце
Третий этаж Центрального корпуса
Экспозиции, представленные на третьем этаже Центрального корпуса Гатчинского дворца, олицетворяют следующую эпоху правящей семьи. На примере этого приемного зала можно посмотреть какой была обстановка приемного зала императора Александра III в Александровском дворце, который временно закрыт на реконструкцию и передал часть экспозиций в Гатчину.
Бильярдная, столовая, детская и гостиная — эти интерьеры хоть и весьма скупо, все же могут передать атмосферу ушедшей эпохи.
Из окна третьего этажа Часовой башни все так же виден дворцовый сад, правда уже под проливными струями дождя.
Кроме всего вышеперечисленного Гатчинский дворец предоставляет возможность насладиться интерьерами дворца в компании экскурсоводов, которые несомненно поведают вам много интересного из истории как самого дворца, так из истории династии Романовых. Ну а мы отправляемся осматривать Гатчинский парк, и нам не помешает даже дождь!
Особенности дворца
Дворец интересен тем, что это единственное сохранившееся здание в России, которое построили по технологии землебита. Для возведения стен, оград и даже хозяйственных построек использовалась смесь песка и глины, которая слой за слоем укреплялась раствором извести. Подпорная стена, которая удерживает грунт от сползания, сделана из пудостского камня – того же, что использовался и при строении Большого Гатчинского дворца. Выделяющуюся башню Приоратского дворца возвели из парицкого камня.
Такой дворец Павел I указал возвести архитектору Николаю Александровичу Львову, который открыл свою школу землебитного искусства под Торжком. Ранее в России дома не строили по такой технологии, ведь нехватки леса не было. Этот способ постройки архитектор увидел во время своей поездки в Испанию, главным плюсом такого здания была огнеупорность.
Николай Львов возвел дворец на берегу Черного озера, построив его в стиле русского зодчества XVIII века, при этом стилизовав его под европейский замок средневековья. Удивительно, что Приорат – совершенно несимметричен, в отличие от большинства дворцов, построенных в эту эпоху. С каждой стороны он выгляди абсолютно по-разному: с озера кажется, что замок стоит на уединенном острове, с северной стороны он напоминает готический монастырь, а если смотреть на главный вход – это причудливая загородная усадьба. А кухня дворца построена в виде классической русской избы.
Дворцовые интерьеры
Гатчинский дворец не раз менял убранство. Реконструировались:
- Мраморная столовая.
- Тронная Павла I.
- Аванзал.
- Малиновая гостиная.
- Парадная опочивальня.
- Овальный будуар.
- Туалетная комната.
- Комнаты семьи Александра III.
Архитекторы воплощали в жизнь новые веяния и приспосабливали резиденцию под растущие потребности владельцев. Интерьеры дворца создавались в два этапа. Первый архитектор Антонио Ринальди украшал залы тонкой изысканной лепкой, наборными паркетами из ценных пород дерева. Стены декорировались стилизованными цветами, плодами, побегами.
Второй архитектор Винченцо Бренни оформил залы по-новому, сочетая строгие античные архитектурные формы с барочной пышностью. Лепка и позолота, включенная в сложные композиции, смотрелась богато и изысканно. Драпировки и гобелены – торжественны и загадочны.
Подвалы и подземный ход Гатчинского дворца
Познакомившись с историей дворца, мы отправились ощутить ее на себе, что называется, в полной мере.
У Большого Гатчинского дворца есть потайной ход. Историки не сходятся во мнениях когда именно на картах дворца появился этот подземный ход, с самого начала или его достроили при Павле I. Однако доподлинно известно, что тайный ход на винтовую лестницу, соединяющую подвалы и парадную спальню был с самого основания дворца, а вот сам подземный ход могли прорыть и раньше.
Подземный ход идет за пределы дворца и заканчивается гротом «Эхо», расположенный в парке, на северной стороне дворца. Название грот получил из-за акустических особенностей самого подземного хода, в котором ярко выражен эффект эхо. Длина подземного хода всего 120 метров, что позволяет делать предположения, что сам ход использовался скорее для забавы, чем на случай серьезной опасности.
Стены подземного хода выложены аркой из известняковых пород и свод хода снабжен вентиляционными отдушинами.
Планировка парка и основные достопримечательности
Большой Гатчинский дворец окружен просторной территорией. Достопримечательности парка в Гатчине – это не только зеленые насаждения, скульптуры и озеро, но еще и павильоны, оранжерея, мосты и многое другое.
Гатчинский парк граничит со Зверинцем, Сильвией и Приоратским парком. Недалеко расположена железнодорожная станция, до которой можно добраться на электропоезде из Санкт-Петербурга.
Дворец возвышается на холме над Серебряным озером. В нем можно увидеть красивых зеркальных карпов, которые привыкли к угощениям от людей и с интересом подплывают к берегам, на водной глади живут утки, в небе кружат чайки. В самом же парке нередко можно увидеть белочек, и интересных птиц, как сойки и щеглы, свиристелей и зябликов.
На территории парка есть инфраструктура для гостей, как туалеты, кафе, места отдыха. Чтобы лучше ориентироваться вы можете ознакомится с интерактивным планом Гатчинского парка или скачать схему.
Английский сад
Это самая большая часть территории вокруг дворца, сформированная как пейзажный парк – архитектурном направлении садово-паркового искусства, которое в XVIII веке было на пике своей популярности. В Английском саду расположены сразу два озера – Серебряное и Белое, с островами и мостами. Особенно красивыми достопримечательностями являются Горбатый мост, терраса-пристань и Павильон Орла.
Горбатый мост
Часть сада, располагающаяся на юге, называется Адмиралтейская, потому как именно здесь когда-то находилось помещение для хранения парусных и гребных судов. В настоящее время от него остались лишь кирпичные основания. Другой участок сада называется Березовым из-за одноименных ворот и домика.
Та часть сада, что располагается к резиденции императоров, называется Придворцовой. Это большой луг, на котором выделяется одиноко-стоящий старинный дуб. Интересными объектами являются Восьмигранный колодец, построенных одним из первых среди всех сооружений парка, и грот «Эхо», где заканчивается тайный подземный ход из дворца.
В Английском саду непременно стоит увидеть Амфитеатр и Колонну Орла.
Собственный сад
Небольшая зона, площадь которой не превышает 0,5 гектаров. Сад непосредственно примыкает к Большому дворцу, располагаясь на искусственно возвышенной территории. Он отгорожен от остальной территории Гатчинского парка оградой. Особый интерес вызывают берсо – крытые аллеи, покрытые зеленью в теплое время года, а также многочисленный декор – украшений в Собственном саду значительно больше, чем на других участках парка.
Нижний и Верхний Голландские сады
Сады – идеальное место для прогулок: здесь тянутся живописные аллеи, которые соединяются между собой каменными лестницами. Кроме зеленых насаждений и ухоженных троп для прогулок интерес представляет статуя Афины, выполненная из мрамора.
Верхний Голландский сад. Статуя Афины
Нижний и Верхний Ботанические сады
Два сада с регулярной планировкой занимают 4 гектара. Их отличительная особенность – перепады высот, нехарактерные для других частей. На территории садов находятся два пруда – круглый и восьмигранный. Сады пересекают аллеи, вдоль которых высажены величественные дубы. Есть несколько гранитных лестниц, которые соединяют сады между собой.
Ботаническая или Цветочная горка
Зеленый холм, на вершину которого ведут широкие лестницы, соединяется с Лесным лабиринтом. При этом лестницы разные, из-за особенностей рельефа, одна из них имеет 4 марша, а другая – всего 3.
Водный и Лесной лабиринты
Пейзажные лабиринты находятся недалеко от Белого озера. Лесной состоит из хитросплетения аллей, обустроенных среди деревьев. Водный же состоит из 4 искусственных островов с необычными ажурными мостами. Интересных достопримечательностей здесь не встретить, зато место идеально подходит для прогулки на свежем воздухе.
Остров Любви
Павильон Венеры
Еще один регулярный сад в составе Гатчинского парка. Он расположен на треугольном искусственном острове Белого озера. Попасть на него можно с помощью двух изящных мостов. На территории острова обустроено две небольшие аллеи-балконы, всего 6-метровой длины, чаще всего они использовались в качестве места для отдыха и пристани для прогулочных лодок. Кроме них есть еще 3 прогулочных маршрута по острову, вдоль которых растут деревья и кустарники. Самая заметная достопримечательность сада – Павильон Венеры нежно-зеленого цвета, с красивой росписью внутри.
Экспозиции и достопримечательности в Музее-заповеднике «Гатчина»
Главные достопримечательности комплекса — великолепные дворцы-музеи: Большой Гатчинский и Приоратский.
Также музейная экспозиция представлена в Павильоне Венеры и Березовом домике (интерьерные музеи в парке), в Сигнальной башне и Собственном саду (сад — только в теплое время года).
Основная часть пейзажной парковой территории — это Дворцовый парк площадью 143 га. К нему примыкает небольшой регулярный парк Сильвия.
Интересные парковые сооружения и достопримечательности:
- Колонна Орла
- Ротонда Павильон Орла
- Адмиралтейские ворота
- Березовые ворота
- Амфитеатр
- Горбатый мост
- Восьмигранный колодец
- Чесменский обелиск
Павильон Венеры на острове Любви, павильон Венеры
Залы Гатчинского дворца
Главный элемент убранства залов Гатчинского дворца – большие живописные полотна. Для этого архитектор определил место, разделив площадь стен тонкими профилированными тягами.
Мраморная столовая
Мраморная столовая площадью 110 квадратных метров использовалась для парадных обедов. Стены украшают живописные полотна. Главное украшение зала – колонны каррарского мрамора с капителями.
Установленные на невысокие пьедесталы, они поддерживают карнизы, богато украшенные лепниной. Стволы колонн декорированы валиками. Пышная отделка перекрытия, полотнища дверей, паркет геометрического рисунка выглядят торжественно и строго.
Гипсовые барельефы на стенах изображают сцены из мифов о греческом боге виноделия Дионисе. Лепной потолок украшен двумя живописными плафонами. Изящно смотрятся предметы декоративной бронзы: часы и подсвечник, мраморный камин, украшенный зеркалом в бронзовой золоченой оправе.
Тронная Павла I
Торжественный и нарядный зал площадью 50 квадратных метров. Украшают зал французские гобелены и декоративные ковры из Индии. Над камином – гобелен богини плодородия Цереры.
Паркет из ценных пород дерева. В центре паркетного покрытия переплетенные венки, окруженные фигурной сеткой из ромбов. Резное золоченое тронное кресло – работа придворного мастера Мейера.
Довершает убранство зала бронзовый стол с круглой доской из яшмы и деревянные белые торшеры. На потолке – лепнина с одноглавыми орлами, венками, гирляндами с обильной позолотой.
Малиновая гостиная
В Малиновой гостиной гобелены и мебель вишневого цвета. Украшает зал люстра из слоновой кости с бронзой и декоративные вазы, украшенные фигурками детей, гирляндами цветов, листьев, гроздьями винограда. Обитая малиновым бархатом резная мебель доставлена во дворец из Франции.
Двери гостиной украшены живописными панно на мифологические сюжеты. Полотнища дверей сверкают золоченым резным орнаментом. Карниз декорирован лепными деталями. Паркет расписан букетами и венками.
Парадная опочивальня
Парадная опочивальня площадью 72 квадратных метра. Каждая стена имеет оригинальную отделку, построенную на сочетании белого и голубого цветов, изысканно оттененных позолотой. Голубой лионский шелк, вытканный серебром медальонами, букетами цветов украшает стены. Размещенные напротив друг друга зеркала создают видимость бесконечного пространства.
Резная кровать огромных размеров с балдахином над ней соседствует с синими фарфоровыми вазами в золоченой бронзе и сочетается с декором дверных полотен. В алькове – потайная дверь на темную винтовую лестницу, ведущую в покои императора.
Белый зал
Белый зал площадью 250 квадратных метров – для многолюдных торжественных церемоний. Лепные украшения стен, мраморные барельефы, арочные оконные проемы, двери из ценных пород дерева с мраморными наличниками украшают зал. Статуи в египетских одеяниях и жрецы с жертвенным подносом, выполненные из черного мрамора, смотрятся необычно и грациозно.
Туалетная комната
Туалетная комната дворца украшена лепниной. Стены серо-голубого цвета с изображением венков, зверей и птиц. Простенки оживлены гирляндами. Над дверями – панно со спящими мраморными амурами. Паркет украшает виртуозный рисунок растительного характера.
Аванзал
Аванзал – приемная для гостей, ожидавших Высочайшего выхода, открывает анфиладу парадных помещений. Зал площадью 55 квадратных метров при Павле I служил для смены караула, охраняющего внутренние покои дворца.
Стены украшает лепной декор: шлемы римских воинов, знамена и щиты. Над мраморным камином с лазуритом – портрет императора Павла I. Вдоль стен расставлены стулья красного дерева.
Подземный ход
Подземный ход длиной 130 метров ведет в грот и выходит на берег Серебряного озера. Стены хода отделаны известняком. Это один из многих ходов подземелья, образующих ходов. В подвалах хранили пищу и вино.
Легенды Приоратского дворца
Конечно, замок, связанный с Мальтийским орденом, окружен тайнами и легендами. Самая известная из них – наличие между Приоратом и Большим Гатчинским дворцом секретной подземной галереи. Будто бы Павел I велел строителям соединить свой кабинет в Часовой башне с одним из помещений Приоратского дворца.
Отчасти эта легенда получила подтверждение, когда реставраторы занимались укреплением фундамента. Они нашли небольшой ход под землей, который был выложен камнем. Самая его высокая точка достигает роста человека, но далее проход только сужается. Реставраторы так и не смогли пройти галерею полностью, и выяснить истинные его функции, исследованы были только первые сто метров.
Подвалы и подземный ход Гатчинского дворца
Познакомившись с историей дворца, мы отправились ощутить ее на себе, что называется, в полной мере.
У Большого Гатчинского дворца есть потайной ход. Историки не сходятся во мнениях когда именно на картах дворца появился этот подземный ход, с самого начала или его достроили при Павле I. Однако доподлинно известно, что тайный ход на винтовую лестницу, соединяющую подвалы и парадную спальню был с самого основания дворца, а вот сам подземный ход могли прорыть и раньше.
Подземный ход идет за пределы дворца и заканчивается гротом «Эхо», расположенный в парке, на северной стороне дворца. Название грот получил из-за акустических особенностей самого подземного хода, в котором ярко выражен эффект эхо. Длина подземного хода всего 120 метров, что позволяет делать предположения, что сам ход использовался скорее для забавы, чем на случай серьезной опасности.
Стены подземного хода выложены аркой из известняковых пород и свод хода снабжен вентиляционными отдушинами.
Архитектура Гатчинского дворца
Гатчинский дворец – архитектурно-дворцовый ансамбль, сочетающий черты классицизма в интерьерах с элементами средневековых замков во внешнем облике.
Комплекс включает:
- Главный корпус с пятигранными башнями по сторонам.
- Две полукруглые галереи.
- Два прямоугольных здания с восьмигранными башенками по углам.
Здание расположено на холме, северный фасад обращен к Белому озеру и Дворцовому парку, южный – на плац внутреннего двора. Первый этаж главного здания и галерей отделан простыми пилястрами. Окна украшают рельефные наличники.
На втором этаже богатые пилястры и колонны. Третий этаж – с простейшими наличниками на окнах.
Северный фасад открывается постепенно при обходе и выглядит скромно. Центр фасада украшает балкон с ажурной решеткой. К аркам входных дверей ведет широкая гранитная лестница, имеющая всходы с трех сторон.
Изогнутые галереи изящно соединяют трехэтажный корпус с боковыми зданиями. Внешние углы, сглажены восьмигранными башнями, что подчеркивает сходство дворца со средневековым замком.
Жилые помещения Гатчинского дворца
Жилые помещения в стиле ампир, рококо выполнены с особым изяществом. Они демонстрируют моду 18-19 веков, пройдя по этим залам, можно представить обстановку, в которой проживало высшее общество и царская семья.
Жилые комнаты Гатчинского дворца
Жилые комнаты Гатчинского дворца
Жилые комнаты Гатчинского дворца
Жилые комнаты Гатчинского дворца
Далее мы попали в Тронную Марии Федоровны и в бальный зал. Это одно из самых больших и шикарных помещений дворца. А с балкона открывается вид на Гатчину.
Гатчинский дворец
Гатчинский дворец
Гатчинский дворец
Гатчинский дворец
Далее мы ходили по выставочным залам, но рассказывать о них не буду, я думаю, что достаточно доказательств, что Гатчинский дворец стоит посетить обязательно.
Одевшись в гардеробе, мы спустились в подземный ход.
Гатчинский дворец
Гатчинский дворец
Его строили для графа Орлова, вед путь к Серебряному озеру. Так как сейчас оно относится к стратегическому запасу питьевой воды, то проход к нему закрыт. Но если вы пройдете вперед по освещенному ходу, то сможете услышать знаменитое эхо, которое обязательно ответит на вопрос: «Кто здесь правил?». Кстати, во времена веселья в этом дворце, гости графа спускались по тайной лестницы из залов сюда именно, чтобы услышать эхо.
Из-за снегопада гулять по парку мы не пошли, но решили вернуться сюда летом.
Как доехать до Гатчины
Гатчина один из городов Ленинградской области, добраться до него можно несколькими способами.
На машине
Из Санкт-Петербурга до Гатчины ведёт Киевское шоссе, относящееся к федеральной автомобильной дороге Р-23 «Псков». Интенсивность движения автотранспорта на этой трассе высокая, особенно в выходные дни во время дачного сезона. Это обстоятельство нужно учитывать, если вы планируете поездку летом в субботу или воскресенье. В последние годы участок дороги от Санкт-Петербурга значительно улучшили, в ходе реконструкции трасса расширена с двух полос до шести, модернизированы развязки с другими дорогами. В настоящее время дорога от съезда с КАД в Санкт-Петербурге до въезда в Гатчину составит примерно 30 минут.
Если основная цель поездки ознакомиться с достопримечательностями Гатчины, то можно попробовать припарковаться у Гатчинского дворца. Рядом с ним расположена организованная парковка. Если повезёт, то найдёте на ней свободное место.
Точного адреса парковки нет, поэтому можете указать в навигаторе «Гатчина Кирасирский проезд». Проезд с односторонним движением и как раз, двигаясь по нему в сторону дворца, вы доедете до парковки.
Если у вас нет машины, но есть права, то можно добраться на каршеринге. Почти у всех компаний по краткосрочному прокату машин Гатчина попадает в зону покрытия, в которой можно завершить аренду автомобиля.
На электричке
Электричка очень удобный способ добраться до Гатчины. Пробок нет и приедете вы почти ко входу к Дворцовому парку.
Электрички в Гатчину уходит с Балтийского вокзала. Время в пути чуть больше часа.
Обратите внимание, что в Гатчине два вокзала Гатчина-Балтийская и Гатчина-Варшавская. Удобнее до дворца добираться от станции Гатчина-Балтийская, поэтому лучше выбрать электричку Санкт-Петербург — Гатчина-Балтийская
В этом случае конечная остановка этого маршрута и будет нужным для вас пунктом назначения. Время дороги займёт около часа
Удобнее до дворца добираться от станции Гатчина-Балтийская, поэтому лучше выбрать электричку Санкт-Петербург — Гатчина-Балтийская. В этом случае конечная остановка этого маршрута и будет нужным для вас пунктом назначения. Время дороги займёт около часа.
Электричка, очень удобный способ доехать до Гатчинского дворца и парков
После выхода с вокзала нужно двигаться по аллее императора Павла Первого. От электрички до дворца всего лишь 300 метров.
Второй вариант — электрички по направлениям в Лугу, Псков или Печоры. В основном это будут «Ласточки», дорога на ней займёт всего полчаса, но приедете вы на станцию Гатчина-Варшавская, от которой до дворца уже будет значительно дальше.
На автобусе или маршрутке
Автобусы в Гатчину уходят от станции метро «Московская»: автобус № 431, маршрутки № К-100, № 18 и 18А. Посадка на этот вид транспорта происходит недалеко от разных выходов у станции метро:
- автобус № 431 — автобусная остановка «Станция метро Московская» (расположена рядом с выходом из метро №1)
- маршрутки № К-100, № 18 и 18А — автобусная остановка «Московская площадь».
Расположение автобусных остановок
Оплата в автобусе и маршрутках наличная, карты не принимаются. Время в дороге зависит от загруженности дорог, но составит не меньше часа.
Второй этаж Центрального корпуса
По парадной лестнице можно подняться на второй этаж, откуда можно пройти либо в галерею с выставкой оружия, которую мы уже осмотрели или пройти в залы Центрального корпуса. Первое помещение это Аванзал. Здесь ожидали приема императора и здесь происходил развод караула охраны дворца.
Из Аванзала можно попасть в Мраморную столовую.
Все комнаты идут одна за другой. За Мраморной столовой располагается тронный зал Павла I, а далее Малиновая гостиная, названная так в честь трех малиновых гобеленов, украшающих зал, подаренных императору Павлу I Людовиком XVI.
За Малиновой гостиной располагается Парадная опочивальня, та самая, из которой есть потайной ход в подвалы дворца.
Дальше следует Овальный будуар императрицы Марии Федоровны из которого можно пройти в башенный кабинет императрицы.
Из окна кабинета открывается чудесный вид на парк и на галерею дворца.
Из Овального будуара мы попадаем в Туалетную Марии Федоровны, супруги Павла I.
Двигаясь дальше по часовой стрелке мы попадаем в Зеленую угловую комнату. Эта комната связывает тронную императрицы Марии Федоровны и правую циркульную галерею дворца.
Из тронной мы попадаем в самое большое помещение второго этажа и всего Центрального корпуса. Это Бальный зал. Его площадь составляет 250 кв. метров. Не трудно догадаться, что именно здесь проходили пышные торжества и балы. Зал украшен статуями, античными горельефами, мраморными рельефами.
Фотографии Большого Гатчинского дворца
Гатчинский дворец
Памятник Павлу I
Гатчинский дворец
Гатчинский дворец
Мемориальная табличка
Находясь в Гатчинском дворце, обязательно поднимитесь на Сигнальную башню. Наверху расположена смотровая площадка, откуда открываются красивые виды на Гатчину, Гатчинский парк, а также сам Гатчинский дворец.
Лестница на Сигнальную башню
Вид на Гатчинский парк с Сигнальной башни
Панорама Гатчины с Сигнальной башни
Панорама Гатчинского дворца с Сигнальной башни
Часы и колокола на башне
Признаюсь, Гатчина — это один из моих самых любимых дворцов в пригородах Петербурга. По этим залам я, кажется, готова бродить бесконечно.
Парадная лестница Гатчинского дворца
Аванзал
Мраморная столовая
Тронный зал
Овальный будуар императрицы Марии Федоровны
Парадная опочивальня
Туалетная
Картинный зал
Белый зал
Часть помещений дворца до сих пор находится в процессе реставрации.
Чесменская галерея
Храм Пресвятой Живоначальной Троицы в Гатчинском дворце
Мраморная лестница
Портрет Александра III
Мраморная лестница
Трон Александра III
Личные покои Александра III и членов его семьи
Личные покои Александра III и членов его семьи
Личные покои Александра III и членов его семьи
Личные покои Александра III и членов его семьи
Кабинет управляющего
Галерея
В сторону парка из дворца идет подземный ход.
Подземный ход
Галерея
К Большому Гатчинскому дворцу примыкает большой парк с озерами, павильонами, декоративными мостами и прочими парковыми затеями.
Чесменская галерея и другие галереи дворца
Настало время ознакомиться с интерьерами галерей, соединяющих Центральный корпус дворца с Кухонным каре и Арсенальным каре. Кстати говоря подробный план Гатчинского дворца с описанием помещений и интерьеров есть все на том же официальном сайте музея вот по этой ссылке.
Стоит отметить, что в основном все открытые для показа интерьеры, комнаты и экспозиции расположены на втором и третьем этажах дворца и находятся в Центральном корпусе. Поэтому отложим Центральный корпус на сладкое и осмотрим галереи дворца.
В галереи второго этажа, примыкающей к Кухонному каре расположилась выставка оружия Гатчинского дворца. Стены галереи реставрированы не до конца.
Рядом расположена так называемая Чесменская галерея дворца. В настоящее время в полном своем великолепии галерею можно наблюдать только на выставленной здесь же фотографии. Сама же галерея не отреставрирована и находится в таком состоянии, в каком прибывала с 1944 года. Чесменская галерея была одним из самых красивых залов Гатчинского дворца, а свое название получила в честь трех полотен, украшавших зал. Картины были написаны художником Якобом Филиппом Хаккертом на тему Чесменского боя.
О былой роскоши Чесменской галереи сейчас можно судить только по остаткам лепнины на стенах.
С другой стороны Центрального корпуса симметрично Чесменской располагается Греческая галерея. Греческой галерея называется потому, что в ее оформлении были использованы только греческие мотивы, картины, рельефы, скульптуры, все складывается в единый ансамбль.
Галереи первого этажа заняты бытовыми помещениями музея, а третий этаж есть только у Центрального корпуса, поэтому осмотр галерей Гатчинского дворца можно считать состоявшимся.