Флаг ирана история и значение
Содержание:
- Флаг до революции
- Исторический герб Ирана[править | править код]
- Описание
- Значение цветов и символов на флаге
- Символы, использовавшиеся в древней Персии
- Описание флага [ править ]
- Ранний современный Иран (16-20 вв.)
- Символика
- История флага
- Герб Ирана
- История гербов
- Примечания
- Значения цветов и интерпретация символики
Флаг до революции
Дореволюционный флаг выглядел немного иначе. Несмотря на то что цвета были сохранены, изменилась центральная эмблема композиции. В предыдущей версии государственного символа в центре располагался лев на фоне восходящего солнца. Это флаг времен правления Насреддин шаха, конституционного периода и правления Пехлеви (1906 – 1979).
Стоит отметить и то, что до принятия Конституции в 1906 году не существовало четкого определения государственной символики. Впоследствии в 5 статье Конституции было закреплено, что отныне государственный флаг имеет 3 основных цвета: зеленый, белый, красный, а также льва на фоне солнца.
Этот первый символ Ирана был изготовлен в Керманшахе, и для демонстрации его прикрепили к самолету, летевшему из Керманшаха в Тегеран.
Сейчас этот флаг является экспонатом Национального музея Ирана.
Исторический герб Ирана[править | править код]
«Лев и Солнце» — герб Ирана с 1423 г. по 1979 г. | |
---|---|
Детали | |
Утверждён | 1423 г. |
Медиафайлы на Викискладе |
Исторический герб Ирана представляет собой изображение идущего Льва, несущего на спине золотое Солнце и держащего в правой лапе меч. |
Герб династии Пехлевиправить | править код
Династия Пехлеви, основанная Реза Шахом, правила в Иране с 15 декабря г. до 11 февраля г., когда в результате исламской революции был свергнут с трона последний иранский император Мохаммад-Реза Шах.
Герб Ирана при династии Каджаров в 1907—1925 гг. | |
---|---|
Детали | |
Утверждён | 9 мая |
Медиафайлы на Викискладе |
Новая династия сохранила государственную символику предыдущей династии Каджаров, правившей Ираном с г. При Каджарах эмблему «Льва и Солнца» венчала «Кеянидская корона» Каджаров, созданная еще при Фатх-Али-Шахе (прав. — гг.). При Реза-Шахе «Кеянидский венец» Каджаров был заменен на «корону Пехлеви», созданную в 1924-26 г. по образу и подобию корон Сасанидской династии (царств. — гг.), специально для церемонии коронации Резы-Шаха, состоявшейся 25 апреля 1926 г. «Кеянидский венец» и «Корона Пехлеви» ныне являются экспонатами Национального ювелирного музея Ирана и хранятся в Центробанке ИРИ.
Герб Ирана при династии Пехлеви в 1925—1940 гг. | |
---|---|
Детали | |
Утверждён | 9 мая |
Медиафайлы на Викискладе |
В сентябре 1941 г., после оккупации Ирана британскими и советскими силами и отречения и ссылки Реза-Шаха, шахиншахом Ирана был провозглашен его сын Мохаммад-Реза Шах. Однако официальная церемония его коронации состоялась только 26 октября г.
Герб династии Пехлеви в 1925—1979 гг. | |
---|---|
Детали | |
Утверждён | конец 1940-х гг. |
Медиафайлы на Викискладе |
Полный императорский герб Ирана был создан в конце 1940-х гг. и представлял собой соединение символов исторических иранских династий; он олицетворял 2500-летнюю непрерывную государственность Ирана. Щит восточный, четверочастный, в центре которого — малый (сердцевой) щиток с гербом (первоначально — эмблемой) династии Пехлеви: гора Демавенд, из-за которой восходит Солнце.
Первая четверть: «Лев и Солнце» (перс. شیر و خرشید (shir o khorshid): в лазоревом поле идущий Лев, несущий на спине золотое Солнце и держащий в правой лапе серебряный меч.
Вторая четверть: в пурпурном поле — Фаравахар ((перс. فروهر (faravahar)) — разновидность крылатого диска, выступающая как главный символ зороастризма, изображающий Фраваши, подобие ангела-хранителя в авраамических религиях. Изначально представлял собой «окрылённое солнце» (символ власти и божественного происхождения), к которому позже был добавлен человеческий образ.
В современном зороастризме Фаравахар осмысливается как проводник человеческой души на её жизненном пути к единению с Ахура Мазда. Фаравахар был принят Ахеменидами (648—330 гг. до н. э.) у вавилонян как символ Верховного Бога — Ахура-Мазда, о чём свидетельствует оформление зданий Персеполиса. В гербе династии Пехлеви Фаравахар символизирует эпоху Ахеменидов. В верхнем геральдически правом углу этой четверти Фаравахар сопровожден эмблемой солнца. До 1971 г. это поле было серебряным с черными фигурами, с 1971 г. — пурпурным с золотыми фигурами.
Третья четверть: в зеленом, окаймленном золотом, поле Зульфикар — легендарный меч четвертого халифа и по совместительству первого шиитского имама Али ибн Абу Талиба. Символизирует арабо-мусульманское завоевание Ирана и исламскую историю государственности Ирана ( г. — по сей день). Вверху Зульфикар сопровождается золотой пятилучевой звездой.
Четвертая четверть: в лазоревом поле Симург — мифический крылатый морской пес, тело которого покрыто рыбьей чешуей, а хвост — павлиний. Символизирует эпоху двух династий — парфянских царей Аршакидов (250 г. до н. э. — 224 г. н. э.) и персидских царей Сасанидов (224—651 гг.). Облик Симурга символизирует господство над тремя стихиями — землей, водой и воздухом.
Щитодержатели герба — обернувшиеся золотые львы с серебряными когтями и червлёными пастями и языками, держащие серебряные с золотыми рукоятями восточные мечи. Львы стоят на золотом орнаментальном подножии. Щит дополнен цепью ордена Пехлеви.
На лазоревой девизной ленте под щитом, имеющей завершения в виде золотой бахромы — девиз на перс. «مرا داد فرمود و خود داور است» (Mara dad farmud o Khod Davar ast, «Мне велел быть справедливым, и Сам является Судьей»).
Описание
Государственный флаг Республики Таджикистан представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос: верхней — красной, средней — белой и нижней — зелёной в соотношении между собой по ширине как 2:3:2. В центре флага изображена золотая стилизованная корона с полукругом из семи пятиконечных звёзд над ней.
Корона и полукруг из звёзд вписываются в прямоугольник, длина которого равна ширине белой полосы, а высота которого равна 4/5 ширины белой полосы. Пятиконечные звезды вписываются в условные окружности диаметром 3/20 ширины белой полосы и расположены по дуге условной окружности радиусом 1/2 ширины белой полосы.
Корона высотой 0,55 ширины белой полосы прогибается в основании по дуге радиусом 1,2 ширины белой полосы. Четыре дугообразных элемента, формирующие верх короны, венчаются в центре частью круга диаметром 0,2 ширины белой полосы.
Отношение ширины флага к его длине — 1:2.
Цвет | RGB |
---|---|
Белый | #FFFFFF |
Жёлтый | #F8C300 |
Зелёный | #006600 |
Красный | #CC0000 |
Значение цветов и символов на флаге
Зеленый цвет на флаге Ирана характеризует ислам. Как известно, цвет ислама — зеленый. Помимо этого, зеленый цвет символизирует порядок, радость и плодородие.
Белый цвет – цвет мирной жизни, а красный – отваги, храбрости и крови, пролитой во время государственного переворота.
Центральная эмблема характеризует 5 постулатов ислама:
- Провозглашение веры, которая признает достоверность миссии пророка Магомета.
- Намаз – обязательная пятиразовая ежедневная молитва.
- Пост во время священного месяца Рамадан.
- Регулярно платить закят (налоговые отчисления нуждающимся).
- Хадж (паломничество в священную Мекку).
Девиз на флаге Ирана – изречение из Корана: «Аллаху акбар». 22 раза фраза написана на знамени потому, что 22 дня одиннадцатого месяца, согласно иранскому календарю, произошла Исламская революция.
Флаг Ирана для суши и моря един. Он же используется как государственный, военный и гражданский.
По своей композиции флаг Ирана схож с таким же национальным символом Таджикистана. Это обуславливается тем, что народы имеют схожую историю, этнографию, языки и культуру.
Так же как и граждане других стран — обладателей трехцветного флага, иранцы именуют свой государственный символ триколором.
Символы, использовавшиеся в древней Персии
Империя Ахеменидов
Штандарт Кира Великого и реконструкция ахеменидского «сокольного штандарта» (varəγna) |
Во времена империи Ахеменидов , особенно во времена Кира Великого , Имперский штандарт состоял из царского изображения квадратной формы, разделенного на четыре эквивалентных треугольника. Каждые два из этих четырех треугольников были одного цвета. При раскопках Персеполя археологи нашли штандарт, на котором изображен Шахбаз с распростертыми крыльями.
Фаравахар
Фаравахар
Фаравахар — один из самых известных символов зороастризма . Этот религиозно-культурный символ был принят династией Пехлеви для обозначения иранской нации, и после иранской революции он остался в использовании в современном иранском национализме .
Крылатый диск имеет долгую историю в искусстве и культуре древнего Ближнего и Среднего Востока . Исторически сложился, что символ находится под влиянием « крылатое солнце » иероглиф появляющийся на бронзовом век королевских печатях ( лувийский SOL Suus, символизирующий королевскую власть , в частности). В неоасирийские времена к диску добавлен человеческий бюст, а «лучник в перьях» интерпретируется как символ Ашура . Только во время правления Дария I и после этого символ был объединен с человеческой формой над крыльями, возможно, представляющей самого Дария.
Описание флага [ править ]
Эмблема править
Таухид является эмблемой Ирана
Флаг с гербом Исламской Республики Иран
Парламент Ирана в соответствии с конституцией 1980 года изменил флаг и государственную печать, поскольку Лев и Солнце были заменены красной эмблемой в центре флага. Эта эмблема , разработанная Хамидом Надими и официально утвержденная парламентом и верховным аятоллой Хомейни 9 мая 1980 года, представляет собой сильно стилизованную композицию из различных исламских элементов: геометрически симметричной формы слова Аллах (« Бог ») и перекрывающихся частей фраза lÀ’ilāha’illā л-л , (Там нет Бога , кроме Аллаха), образуя монограмму в виде тюльпанаон состоит из четырех полумесяцев и линии. Четыре полумесяца читаются справа налево; первый полумесяц — это буква , второй полумесяц — это первый ; вертикальная линия — это второй лам , а третий и четвертый полумесяцы вместе образуют хе . Над центральным штрихом находится ташдид ( диакритический знак, указывающий на близнечество ), напоминающий букву «W». Форма эмблемы в виде тюльпана в целом увековечивает память тех, кто погиб за Иран, и символизирует ценности патриотизма и самопожертвования, основываясь на легенде о том, что красные тюльпаны вырастают из пролитой крови мучеников.. Эта эмблема чем-то похожа на ханду, но не имеет никакого отношения к сикхизму и его значению для этой религиозной общины.
Куфический шрифт править
Написанная белым и повторяющаяся одиннадцать раз на внутренних краях каждой зеленой и красной полосы, это фраза « Аллаху Акбар» (Бог величайший) в стилизованной версии . Это символизирует призывы Аллаху Акбара в ночь на 22 Бахмана (11 февраля 1979 г.), когда национальное радио Ирана передало: «Из Тегерана, голос Исламской Республики Иран» и ознаменовало неофициальное начало Исламской Республики (с официальный день — 2 мая). Это письмо делает флаг необратимым.
Цвета править
Круг почета по Кимиа Ализаде в течение 2016 года летних Олимпийских игр с флагом триколора Ирана
Зеленый править
В иранской культуре он символизирует рост, счастье, единство, природу, жизненную силу и иранские языки . Исторически сложилось так, что бело-зелёный флаг треугольной формы был флагом персов (Парса). необходима цитата
Белый править
Традиционный белый цвет символизирует свободу, потому что белый символизирует пустоту, и на ней можно носить что угодно. необходима цитата
Красный править
Это означает мученичество. В иранской культуре он символизирует храбрость, огонь, жизнь, любовь, тепло и изысканность. Исторически сложилось так, что красно-белый флаг треугольной формы был флагом мидийцев (Мада). необходима цитата
Кир Великий , перс, победил своего деда Астиага , верховного судью (царя) мидян, и основал Иран, объединив персов и мидян. Иранский флаг (который позже был разработан при Дарии I Великом) символизировал это единство и победу (зеленый над белым и красным) как флаг народа Ирана. требуется цитата для проверки
Схема цветов править
оригинальное исследование?
Зеленый | белый | красный | |
---|---|---|---|
RGB | |||
Шестнадцатеричный | |||
CMYK |
Физические требования к иранскому флагу, простому строительному листу, компасу и линейке для эмблемы и такбира описаны в национальном иранском стандарте ISIRI 1. Соотношение сторон флага явно установлено на 4: 7 в стандарте. Некоторые другие размеры частей флажков описаны в простом строительном листе, но не все эти значения согласуются с точными значениями, полученными при следовании классической конструкции. необходима цитата
Ранний современный Иран (16-20 вв.)
Лев и ВС мотив один из наиболее известных эмблем Ирана , а также между 1576 и 1979 был элемент национального флага Ирана .
Мотив, сочетающий «древние иранские, арабские, турецкие и монгольские традиции», стал популярным символом в Иране в XII веке. Символы льва и солнца в значительной степени основаны на астрономических и астрологических конфигурациях; Древний зодиакальный знак солнца в доме Льва , который восходит к вавилонской астрологии и ближневосточным традициям.
Мотив имеет множество исторических значений. Во-первых, это был астрологический и зодиакальный символ. При Сафвисе и первых королях Каджаров он получил специфически шиитскую интерпретацию. В эпоху Сефевидов лев и солнце были двумя столпами общества, государством и религией. Он стал национальной эмблемой в эпоху Каджаров . В 19 веке европейские посетители двора Каджаров приписывали льва и солнце глубокой древности, и с тех пор это приобрело националистическую интерпретацию.
Во время правления Фатха Али Шаха и его преемников мотив был существенно изменен. Эти изменения коснулись формы льва, солнца. Корона также была помещена на вершине символа, представляющего монархию.
Со времен правления Фатха Али Шаха Каджара исламская составляющая правителя уменьшилась . Это смещение влияет на символику эмблемы. С этого времени до революции 1979 года значение элементов символа менялось много раз. Лев может быть метафорой Али , героев Ирана, которые готовы защищать страну от врагов, и, наконец, его древнее значение как символа королевской власти. Солнце получило различные значения, включая царя Джамшида , мифического царя Ирана и родину.
Многие исторические значения эмблемы послужили богатой почвой для конкурирующих символов иранской идентичности. После Конституционной революции 1906 года парламент разработал новый флаг и новый герб. В 20 веке некоторые политики и ученые предлагали заменить эту эмблему другими символами, такими как Дерафш Кавиани . Однако эмблема оставалась официальным символом Ирана до революции 1979 года , когда символ «Лев и Солнце» был удален с общественных мест и правительственных организаций и заменен современным гербом Ирана.
Символика
Красный цвет — это символ храбрости, смелости и крови, которую пролили иранские воины во множестве войн, выпавших на долю их государства. Белая полоса символизирует мир и порядок, а зеленая олицетворяет процветание и стремление страны к развитию.
В прошлом триколор принято было рассматривать как отсылку к трем сословиям, составляющий основу иранского общества. Представители религии отдавали предпочтение белому, так как он указывал на чистоту их помыслов и святость. Военные выбирали красные одежды, отмечающие их доблесть и готовность пожертвовать собой на благо Родины. Зеленый же цвет был уделом земледельцев, которые много времени проводили на природе и возделывали землю.
Здравствуйте уважаемые!
Продолжим с Вами сегодня тему, начатую вот тут вот: и продолженную тут:
Египет всегда был крайне любопытным государством. Интересен был его статус и перед WWI.В первой половине 19 столетия власть в Египте захватывает некий Махаммед Али (что интересно, албанец по происхождению). За относительно короткие срок он присоединяет к стране обширные территории, изгоняет англичан и де-факто (но не де-юре) делает Египет независимым от Оттоманской Порты и ведет собственную политику.
Потомки его правят Султанатом Египет, однако опять вмешивается Туманный Альбион. Англичане скупают акции Суэцкого канала, а затем и вовсе вводят в Египет войска в 1882 году. Таким образом это с началом Первом мировой войны султанат официально находится под британским протекторатом. Однако знамя собственное имеет. На красном стяге 3 белых полумесяца и звезды, что должно было символизировать Верхний, Средний и Нижний Египет или Судан, Нубию и собственно Египет. Кроме утроения символов, флаг отличался от турецкого еще более темным оттенком.
Флаг Султаната Египет
От Египта, думаю, плавно можно перейти к Персии. Это древнейшее и интереснейшее государство, которое мы ныне знаем под наименованием Исламской Республики Иран, имеет богатейшую и крайне любопытную историю. Соответственно и стяги Персии — тема отдельного разговора.
Флаг Персии.
Ко времени Первой мировой войны Персия стала конституционной монархией во главе с шахом. В 1906 году появилось знамя, которое представляло собой зелено-бело-розовое (позже сменили на красное) полотнище в центре которого можно видеть идущего льва, несущего на спине золотое Солнце и держащего в правой лапе искривленную персидскую саблю. Эта эмблема является одним из самых распространенных и известных символов Персии в мире и использовалась вплоть до Исламской революции 1978-1979 годов. Точное ее значение до конца неясно. Появилось оно примерно в 12 веке и связано, возможно, с созвездием Льва. Этот символ олицетворял царское происхождение и божественность. Солнце же считалось правителем небес, а лев — правителем животных, так и царь — правитель над людьми.
Древний символ Персии
Полосы же на флаге имеют следующее значение: зелёный цвет олицетворяет плодородие, порядок и радость, белый— мир, красный— мужество и пролитую на войне кровь.
Флаг эмирата Афганистан
К 1914 году Афганистан в очередной раз вломивший англичанам, оставался де-юре протекторатом Британии, де факто вел свою политику, под крылом Российской империи. На тот момент это был эмират. Черный флаг государства олицетворял один из основных цветов ислама, а в центре была расположена печать эмира Хабибуллы-хана, которая кстати, с небольшими изменениями перешла и в нынешний флаг страны.
Хабибулла-хан
Печать представляет собой изображение стилизованной мечети с молитвенной нишей (михрабом), обращенной к Мекке и кафедрой для проповедей (минбаром) в окружении оружия и знамен и пшеничных венков. Значение — религия, война и мирный труд.
Являются национальными символами государства и пользуются большим почтением у местного населения. Прежде всего это обусловлено их тесной связью с историей страны, а конкретнее, с национальной революцией, которая состоялась в 1980 году.
История флага
Одно из первых обозначений знака государственности в Иране было слово «дэрафш», т.е. флаг. Это иранское слово, которое обозначает кусочек материи, прикрепленной к голове
Дирафши Кавияни
В мифологии Ирана «Дерафше Кавьиани» существует в восстании, которым управлял кузнец с именованием Кав. Его задачей была борьба с притеснениями со стороны шаха Захака. За несправедливое правление и узурпаторство собственных подданных сатана поцеловал его в плечо, из которого стали выползать змеи. Исходя из этого его и назвали «Захак со змеей на плече». Хоть какой денек он приносил змеям жертву в виде голов 2-ух людей, чтоб его самого не съели.
Захак в числе вторых принес в жертву змеям семнадцать братьев Кава. Собирая люд около себя против Захака, Кав поднял над головой древко копья с закрепленным на нем кожаным фартуком. По окончании разрушения дворца Захака, на трон Ирана взошел Фрейдун, легитимный наследник царей. Он увидел в фартуке Кава знамение блага и отдал приказ находиться на нем золотую звезду с 4-мя лучами и украсить драгоценными камнями и лентами 3-х цветов – красноватыми, золотыми и фиолетовыми. И прошедший фартук кузнеца нарекли «знаменем Кава» либо «Дерафше Кавьиани», флагом свободы.
Хоть какой следующий шах, восходивший на престол, дошивал на флаг очередной драгоценный камень, чтоб ночкой он сверкал в свете луны еще примечательнее.
Четырёхлучевая звезда дала стягу Фаридуна 2-ое наименование — «Ахтари Кавиян» либо Кавиева звезда. Позднее он стал муниципальным флагом Ирана и был им в течении семейства Аршакидов (250 г. до н.э. — 224 г. н.э.) и династии Сасанидов (224 г. — 651 г.)
Ахеменидская империя
Внедрение знамён и флагов в эру правления Ахеменидов находит личный подтверждение в греческих письменах и записках историков Греции. Ксенофонт (427 – 355 до н.э) в собственной книжке «Книга о Кире» писал о знамёнах и флагах, каковые размешались на шатрах иранских полководцев. Они отличались друг от друга. И посыльные имели возможность не путаться, отыскивая по приказанию Кира подходящего предводителя.
Не считая этого, шахиншахи имели знамя центральной власти, которое помещали на троне шаха. в течении перемещения армий оно развевалось посреди их.
На прикрепленном к копью, особом, красном знамени шахиншахов семейства Ахеменидов, был прорисован расправивший крылья золотой орел. Он держал в каждой лапе по одному золотому венцу. Само полотно было окаймлено маленькими трехцветными треугольниками – красного, белого, зеленого цветов. Подобные флаги были до прихода к власти данной семействе, остались и по окончании нее.
Семейство Аршакидов
Штандарт семейства Аршакидов (250 г. до н.э. — 224 г.) был похож на штандарт Ахеменидов и «Дирафши Кавияни». Это было кожаное, квадратной формы полотно с изображением звезды с 4-мя лучами («Дирафши Кавияни»). Полотно закреплялось на древке копья. Наверху был золотой орел, развернувший крылья и держащий в когтях каждой лапы золотой шар (Ахемениды).
Сасанидская империя
Пришедшая на замену Аршакидов семейство персов Сасаниды (224 — 651 гг.), вела личный род с одной стороны от Ахеменидов, с другой – от семейства Кайянидов. Исходя из этого наследовала как символ государственности флаг «Дирафши Кавияни» – четырёхугольное полотнище с четырёхлучевой звездой на древке, венчало которое золотое изображение орла. Он простер личные крылья, а в каждой лапе держал золотой шар.
Герб Ирана
Как уже было отмечено выше, государственный иранский герб состоит из меча и четырёх полумесяцев, что образовывают словосочетание, которое переводится как «Аллах». Каждая отдельная составляющая часть представляет собой символ одного из принципов Ислама, а именно Коран, развитие человека, отрицание всех форм идолопоклонничества и всех властей, а также борьбу за справедливое единое общество. Его автором является местный художник по имени Хамид Надими. Если хорошо присмотреться, то можно увидеть, что он выполнен в виде тюльпана. Это неудивительно, поскольку среди жителей страны бытует древняя легенда, которая связана с этим цветком. Они считают, что на могиле каждого человека, который отдал свою жизнь в борьбе за Иран, вырастает красный тюльпан. Данный государственный символ был утверждён 9 мая 1980 года Аятоллой Хомейни – правителем, который в то время находился у власти.
История гербов
Появление гербов приписывается к далеким временам и относится к 2-3 тысячелетию до нашей эры. Тогда многие малые государства и племена имели свои отличительные символы, которые изображали на оружии, флагах, доспехах и т. д. Эта традиция особенно остро вспомнилась во времена Средневековья и возрождения рыцарства в западной и восточной Европе. Тогда каждый дворянин обязательно имел практически на всех своих личных вещах отличительный знак своего клана — герб.
В настоящее время герб — это неотъемлемая часть любого государства, это символ государственности. Он является предметом почитания, исторической ценности и гордости.
За счет своей приверженности к традициям и древней культуре многие самобытные исламские государства обладали гербами уже с времен более давних, нежели представители запада или севера. Несмотря на это, есть государства, где используемые ныне гербы появились совсем недавно. Яркий пример – это герб Ирана, имеющий относительно непродолжительную историю.
Примечания
- Гафуров Б. Г. Таджики: Древнейшая, древняя и средневековая история. ИВАН СССР, Наука, М. 1972.
- Hasandust, Mohammad. An etymological dictionary of Persian language. Tehran: Iranian Academy of Persian language and literature, 2004. ISBN 964-7531-28-1. Vol. I, p. 258 (перс.)
- Horn, Etymologie, no. 553; AirWb., col. 771
- Gharib B. Sogdian Dictionary (Sogdian-Persian-English). — Tehran: Farhangan Publications, 1995. ISBN 964-5558-06-9 p. 56, #1425 (перс.)
- Schmitt, Rüdiger. Compendium Linguarum Iranicarum, 1989. перевод на персидский язык под ред. Хасана Резаи-Багбиди. — Тегеран: «Какнус», 1382 г. / 2004 г. — стр. 363. ISBN 964-311-403-1 (перс.)
- Видевдад, 1.7
- Ясна, 10.14
- Ясна, 57.25; Яшт 1.11, 4.3, 8.56
- Литвинский Б. А. (ред.), Ранов В. А. История таджикского народа. Т. 1 — Древнейшая и древняя история. АН РТ, Душанбе, 1998. стр. 227
-
Существуют две версии значения названия флага. По одной версии название происходит от имени кузнеца Каве и означает «Кавиево знамя».
По другой версии название происходит от древнеиранского титула «кави» (ср.-перс. «кай»), которым в «Авесте» обозначаются предводители иранских племен, и означает «знамя царей». Во времена индоиранской общности кави были не только племенными вождями, но и верховными жрецами (то есть духовными вождями) племен. В восточноиранской мифологии «кави» — добрые «князья», представители легендарного рода, связываемого зороастрийской традицией и с именем покровителя Заратуштры — Кави Виштаспа. К титулу «кави» восходит имя легендарной династии Кайянидов. В позднейшей зороастрийской литературе «кави» часто выступает в значении «герой». В согдийском языке «кави» сохранилось в значении «правитель, царь» (на бухарских монетах), в религиозных текстах также в значении «богатырь, герой, гигант (см. Литвинский Б. А. (ред.), Ранов В. А. История таджикского народа. Т. 1 — Древнейшая и древняя история. АН РТ, Душанбе, 1998. стр. 223, сн. 139)
- ↑ Гафуров Б. Г. Таджики: Древнейшая, древняя и средневековая история. ИВАН СССР, Наука, М. 1972. — стр. 31
- Bahar, Mehrdad. Pizhuhishi dar asatir-i Iran (Para-i nukhust va para-i duyum). Tehran: Agah, 1375 . ISBN 964-416-045-2. — p. 74 (перс.)
- Зоолишоева Ш. Ф. Символика цвета в шугнано-рушанской национальной одежде // Языки и этнография «Крыши мира». — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2005. — 112 с. — С. 39. — ISBN 5-85803-304-2 (ошибоч.)
- Луконин В. Г. Парфянская и сасанидская администрация // Древний и раннесредневековый Иран. М.: «Наука», 1987. 295 стр. — стр. 116 и прим. 37
- Arrian. Parthica, fr. −1 — Syncellus, c. 539. Цит. по: Луконин В. Г. Парфянская и сасанидская администрация // Древний и раннесредневековый Иран. М.: «Наука», 1987. 295 стр. — стр. 116
- Дьяконов И. М., Лившиц В. А. Документы из Нисы I в. до н. э. (предварительные итоги работы). М., 1960. (XXV Международный конгресс востоковедов). Цит. по: Луконин В. Г. Парфянская и сасанидская администрация // Древний и раннесредневековый Иран. М.: «Наука», 1987. 295 стр. — стр. 241
- ↑ Kaveh Farrokh, Angus McBride. Sassanian Elite Cavalry AD 224—642. 1st Edition. Osprey Publishing, 2005. 64 p. — p. 21 ISBN 1-84176-713-1, ISBN 978-1-84176-713-0
- Луконин В. Г. Парфянская и Сасанидская администрация // Древний и раннесредневековый Иран. М.: «Наука», 1987. 295 стр. — стр. 116; прим. 40 на стр. 241: О начале этого процесса свидетельствует легенды Сасанидских монет (начиная с монет Шапура III): в официальную титулатуру сасанидского монарха вводится титул kdy — «кайанид». Наиболее пространные «легендарные» генеалогии сасанидских царей содержится в поздних арабских переводах «Хватав-намак» и связанных с этой летописью исторических сочинениях. Возможно, что интерес сасанидской официальной истории к восточноиранскому героическому циклу именно в самом конце IV—V в. (судя по легендам монет) возникает отчасти потому, что в эту эпоху Сасаниды овладели Балхом — родиной Виштаспы и «священной землей» зороастризма. Следует отметит, что изменения политической концепции происхождения власти в сасанидскую эпоху синхронны этапам развития зороастрийского канона. Можно предположить, что уже в V веке официальная Сасанидская история начиналась не с Сасана (как это было в эпоху царствования первых сасанидских шаханшахов, о чём свидетельствует, например, данные надписи Шапура в Каабе Зартушта и надписей Картира) и даже не с Дария, (как это было в эпоху Шапура II при создании первого варианта «Карнамака» и новой редакции зороастрийского канона, проведенной Атурпатом Михраспанданом), а с Кайанидов, что позволило в дальнейшем слить в один свод царские исторические анналы и легендарную зороастрийскую историю.
Значения цветов и интерпретация символики
При создании новых государственных символов Таджикистана руководствовались принципом историзма и преемственности. Флаг Таджикистана по своей красно-бело-зелёной цветовой гамме повторяет Флаг Таджикской ССР.
В соответствии с Положением о Государственном флаге Республики Таджикистан, принятым 24 ноября 1992 года, «Государственный флаг Республики Таджикистан является символом … нерушимого союза рабочих, крестьян и интеллигенции…». Рабочих символизирует красный цвет, крестьян — зелёный, интеллигенцию — белый.
Символика цветов флага Таджикистана уходит корнями в глубокую древность. Согласно Авесте, полноправное свободное население древнеиранского общества делилось на три сословия, каждое из которых ассоциировалось с определённым цветом:
- военная знать (авест. raθaē-štar-) — красный цвет — символ воинской доблести и самопожертвования во имя высоких идеалов, поэтому считается самым почитаемым и благородным;
- духовенство (авест. āθravan-, aθaurvan-) — белый цвет — символизирует духовность, моральную чистоту и святость;
- свободные общинники (сословие скотоводов-земледельцев) (авест. vāstrya.fšuyant-) — зелёный цвет — символизирует природу, молодость и процветание.
По сей день на Памире красный цвет символизирует счастье, благополучие и радость, белый — чистоту и ясность, зелёный цвет — молодость и процветание.
Композиция цветов флага соответствует цветам на флаге Ирана, что обусловлено этнической, культурной и языковой близостью двух народов.
Цвета флага RGB:
- Красный 218,41,28
- Жёлтый 246,190,0
- Белый 255,255,255
- Зелёный 0,122,51
Кроме того, существует другая трактовка значений этих цветов, например:
- красный — свобода и независимость (тадж. озодӣ);
- белый — мир и спокойствие (тадж. оромӣ);
- зелёный — благоустроенность и процветание (тадж. ободӣ).
Стилизованная корона с полукругом из семи звёзд
Корона с полукругом из семи звёзд символизирует государственный суверенитет и независимость Республики Таджикистан.
Семь звёзд первоначально олицетворяли семь выдающихся персидско-таджикских поэтов (версия авторов флага), затем семь благих пространств арийского простора (версия первых интерпретаторов, связанных с таджикскими культурологическими элитами). В настоящее время семь звёзд обозначают семь историко-культурных областей современного Таджикистана:
- Согд;
- Зарафшан;
- Хисар;
- Рашт;
- Вахш;
- Хатлон;
- Бадахшан.
Президент Эмомали Рахмон в телевизионном обращении от 23 ноября в честь Дня Флага Таджикистана объяснил значения цветов Государственного флага Республики Таджикистан следующим образом: