Екатерининский собор (пушкин)
Содержание:
- Архитектура, убранство и устройство собора
- Ход строительства
- Жизнь храма во времена демократических перемен
- Литература[править | править код]
- Софийский собор
- Восстановление
- Русская Православная Церковь
- Архитектура и внутреннее убранство
- Святыни и мощи в соборе
- Приход
- История возведения храма
- История
- История Екатерининского дворца в Пушкине
Архитектура, убранство и устройство собора
?ервоначально в храме был один престол — святой Екатерины;
в 1851-1852 годах были устроены правый придел во имя святого
Александра Невского (освящён 18 ноября 1851 года) и левый —
Константина и Елены (освящён 21 мая 1852 года).
Svetlana Takhtamysh @ Foursquare
Антиминсы главного алтаря и левого придела были освящены
епископом Гермогеном 30 июня 1848 года, антиминс правого придела
освящен 1 октября 1850 года митрополитом Никанором
(Клементьевским).
Собор одноэтажный, с подвалом. В подвале помещались: ризница,
свечная кладовая, дрова и склеп для временного помещения умерших. В
подвале же были погребены строитель храма, управляющий Царским
Селом генерал от артиллерии Я. В. Захаржевский, и
священномученник Иоанн Царскосельский.
Алтарь полукруглый. Длина собора — 38 метров, ширина —
30 метров. Собор был каменным, цоколь из путиловского камня; с трех
сторон — три крыльца из путиловской же плиты. Стены собора
снаружи были отштукатурены и выбелены. На всех сторонах — арки
с барельефами святых и лепными изображениями ангелов. Кровля была
окрашена медянкою, четырехскатная. Из фонарей четыре заделаны в
своем основании от сырости и для сохранения тепла; средний
фонарь — открытый. Пять глав собора были поставлены прямо на
шее фонарей. Кресты железные, вызолоченные через огонь,
восьмиконечные, укрепленные в железных яблоках. Окна помещены на
10,5 метров от пола; в алтарях по два окна, а в церкви — по
три на каждой стороне и одно — на хорах; в фонарях — по
четыре окна; в подвале — малые окна с железными решетками.
Кроме трех дверей в церковь были входы в алтарь и в подвал.
Над притвором были устроены хоры; притвор отделяелся от храма
стеклянными дверьми. Столбы, державшие купол, обставлены образными
киотами. Пол храма — из серой плиты. Своды алтаря были
скреплены железными связями, которые в 1846 году разорвались и
сняты по требованию епархиального начальства и городского
архитектора.
Konstantin Lipin @ Foursquare
На престол главного алтаря был устроен в 1863 году серебряный
«киворион» с зеркальными стеклами. На верхней, серебряной, доске
изображен святой антиминс, а по сторонам его — два чеканных
серебряных образа. Жертвенник был подобным престолу. Иконостас
резной, золоченый, в 5 ярусов. На образах Царских дверей были
сребропозлащенные ризы. Солея возвышена на 5 ступеней. В западном
углу собора — надгробная плита, обозначающая место погребения
Я. В. Захаржевского; рядом — образ святого апостола
Иакова, пожертвованный Захаржевскому дворцовыми крестьянами.
В 1883 году собор внутри был выкрашен масляною краскою из
английских белил с кобальтом, образа были поновлены, оконные рамы
исправлены, и переделаны 7 железных печей собора. Все это было
сделано благодаря активности церковного старосты, почетного
гражданина Парамона Парфентьева.
Alexandre @ Foursquare
В 1894 году была произведена архитектором С. А. Данини
реставрация. Возобновлена позолота куполов, сильно пострадавшая от
пожара 1862 года, уничтожившего старый деревянный Гостиный двор;
внутри собор был выкрашен и расписан темными цветами.
Из колоколов был самый большой «воскресный» (треснувший и
перелитый в 1875 году) в 4,7 тонны. На нем находился образ святой
Екатерины и надпись: «Вечер и заутра и полудне возвещу и услышат
глас мой»; на нижнем круговом поясе было написано: «Колокол сей
перелит в 1870 году для Царскосельского Екатерининского собора, с
добавлением в 161 пуду 20 ф. нового металла весом 124 п. 2 ср.
усердием прихожанина Парамона Парфентьева, при настоятеле,
протоиерее Андрее Ветвеницком и при церковном старосте Александре
Кривцове».
В храме находились иконы, написанные знаменитыми художниками,
пожертвованные в собор Николаем I, из при устройстве двух приделов.
Из них профессору Ф. А. Бруни принадлежали иконы святой
великомученицы Екатерины, царицы Александры и Тайной Вечери
(прибыли из Рима в
августе 1841 года); А. Е. Егорову — запрестольный
образ Воскресения Христова и Архангелов Гавриила и Михаила на
боковых дверях; К. П. Брюллову — евангелисты в
куполе, местные образа, образ Аарона и трех святителей.
Примечательны также были копии картин: «Распятие» Ван Дейка и
«Слава Богородицы» Поля Веронезе (поступили в 1850 году из
Гатчинской дворцовой церкви).
Ход строительства
В ходе строительства решили переработать идею внешнего облика храма, которая показалась чересчур громоздкой, к работе подключился другой архитектор и градостроитель Владимир Александрович Покровский – блестящий представитель школы неоклассицизма. Новый зодчий, взяв за образец Благовещенский собор в Московском Кремле, переработал чертежи, изменил концепцию собора, облегчив ее, и приблизил к древним традициям псковских и новгородских мастеров.
Император лично вложил крупную сумму в смету постройки, и следил за возведением собора с огромной заинтересованностью, присутствуя на всех важных стадиях строительства, а также часто общался с архитекторами и высказывал им свои пожелания.
Собор строился в течение трех лет и в августе 1912 года главный придел был освящен в честь Федоровской иконы Божией Матери, боковой придел – в честь святителя Алексея, а в декабре 1912 года был освящен и нижний придел – в память о преподобном Серафиме Саровском.
Специально для нового собора был воспроизведен список почитаемой Федоровской иконы Богоматери, ведь сама икона традиционно являлась покровительницей рода Романовых, именно ей освящалось царствование Михаила Федоровича, первого царя династии Романовых.
Императору нужна была приходская церковь для своей семьи и для многочисленной охраны. И, концептуально, Федоровский собор в Пушкине полностью соответствовал поставленным задачам, а в 1914 году он стал называться Государевом собором. Именно здесь было любимое место для молитвы святого Царя-мученика, своей страшной кончиной доказавшего преданность православной вере и Родине.
Постепенно вокруг собора пристраивались здания для церковного причта и трапезной. Федоровский городок разрастался в течение трех лет – с 1914 по 1917 год. Новые постройки также были выдержаны в стиле древнего русского зодчества и гармонично вписывались в окружение храма.
Жизнь храма во времена демократических перемен
В 1988 году, когда вся страна отмечала тысячелетие крещения Руси, Свято-Екатерининский собор (Краснодар) был отреставрирован, и с его звонницы впервые за многие годы раздался колокольный благовест. В полной же мере первоначальный облик ему был возвращён в 2011 году — купола храма вновь засияли сусальным золотом. Статистика показывает, что в наши дни самым посещаемым во всём Кубанском крае является Екатерининский собор.
Краснодар с давних пор имеет глубокие традиции духовной жизни, и потому его жители с такой любовью относятся к этому памятнику храмового зодчества. Сегодня, придя в собор, можно поклониться хранящимся в нём святыням. Это и чудотворный образ Казанской Божьей матери, и частицы мощей великомучениц Екатерины, и Варвары, и святого апостола Якова — брата по плоти Иисуса Христа. Отрадно сознавать, что процесс религиозного возрождения страны становится всё более и более ощутим.
Литература[править | править код]
- Вильчковский С. Н. Царское Село. — Репринт. воспроизведение изд. 1911 г. — СПб.: Титул-СПб., 1992. — С. 230—236.
- Ласточкин С. Я., Рубежанский Ю. Ф. Царское Село — резиденция российских монархов: Архит. и воен.-ист. очерк. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Тип. «Правда», 2000. — ISBN 5-85991-043-6.
- Мещанинов М. Ю. Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей: Краткий исторический справочник. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Genio Loci, 2007. — С. 40—49. — ISBN 5-9900655-3-1.
- Васильев В. В. Царскосельская София. — СПб.: Санкт-Петербургский центр гуманитарных программ, 2008. — 32 с. — ISBN 978-5903097-66-1.
- Бохонский Д. О. К истории Софийского собора в Царском Селе (конец XVIII — начало XIX вв.) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. — СПб.: СПбДА, 2018. — Вып. 1. — С. 41—52.
Софийский собор
Пожалуй главным храмом Пушкина является Софийский собор. Он был построен в правление Екатерины II которая, как уже говорилось, мечтала о завоевании Константинополя. Это было не просто желание, к предстоящей войне уже отлили медали, а внук Екатерины Константин должен был стать правителем новой империи. Присоединенным в тот период городам давались греческие названия (Севастополь, Симферополь). В честь будущего завоевания императрица велела построить в Царском Селе достойный собор.
Строительство началось летом 1782 года под руководством Камерона. Возведение каменного храма заняло шесть лет. Задачей архитектора быцло придать строению черты знаменитого балканского прототипа. Первое, что бросается в глаза при взгляде на храм – это его парящий в центре купол. Сходство подчеркивают и античные колонны в черно-красных тонах. Однако есть и отличия от оригинала. В Пушкинском соборе явно чувствуется влияние русского классицизма.
Завоевание Константинополя так и не состоялось, однако собор так и остался военным символом — в 1817 он стал полковой церковью лейб-гвардии Гусарского полка. Вскоре, в собор добавили еще один престол в честь Великомученицы Екатерины. В 1832 году здесь проводились службы и для кирасирского полка (у которых еще не было своей церкви).
В 1849 провели новую перестройку, в ходе которой второй придел был переосвящен в честь Константина и Елены. Также построили дополнительный придел, посвященный в честь Александра Невского. В саду около храма построили часовню Серафима Саровского.
После революции, церковное использование собора прекратилось. По некоторой иронии, военный собор был отдан под военные нужды — в 1934 здесь разместили военный склад. Но и такое использование собора было недолгим, в 1960 здесь разместили гаражный кооператив. Службы здесь возобновились только в 1989. А на следующий год, радом установили бюст Александра Невского. Внутреннее убранство храма так и не вернулось в исторический вид. Внутри все довольно аскетично (хотя тут и раньше было просто). Восстановлены алтари и иконостасы. Собор вернул и свое военно-религиозное значение: здесь и сегодня принимают присягу и устраивают молебны для военных.
Практика строительства полковых церквей была широко распространена в России XVIII-XX веков. Каждый гарнизон, училище или корпус создавали себе свой храм. Для служб в таких храмах существовало особое Военное и морское духовенство (глава которого мог повышать и увольнять своих подчиненных не спрашивая Синод). В Пушкине есть несколько полковых соборов.
Восстановление
Большевики разрушили храм на основании того, что он не представлял никакой культурной ценности, но жители г. Пушкина были не согласны с этим, и после разрушения режима советской системы началась последовательная работа по восстановлению Екатерининского собора в городе Пушкин.
Внутреннее убранство собора Екатерины Великомученицы
- В 1995 году на соборной площади, которая теперь являлась сквером, установлен поклонный крест.
- Памятник Ленину был тайно ночью в апреле 2004 года сброшен с пьедестала и полностью разбился.
- В 2006 году начались раскопки в сквере с целью обнаружения фундамента храма.
- Закладка нового восстанавливаемого храма произошла 7 декабря 2006 года. Восстановить собор планировалось к 300-летию Царского Села.
- В 2009 году были подняты все пять глав собора, освящены колокола звонницы.
А 27 июня 2010 года патриарх Кирилл освятил уже полностью готовый Екатерининский собор.
Русская Православная Церковь
В рамках предстоящего 26-27 июня 2010 года Первосвятительского визита в Санкт-Петербургскую митрополию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит освящение возрожденного Екатерининского собора в Царском Селе и Божественную литургию в новоосвященном соборе.
Возвышавшийся в центре Царского Села величественный пятиглавый храм святой великомученицы Екатерины, возведенный в стиле суздальских соборов по проекту и под наблюдением архитектора К.А. Тона, был заложен в 1835 году по повелению императора Николая I.
Освящение собора состоялось 24 ноября 1840 года, в день памяти святой великомученицы, в присутствии императора Николая I и цесаревича Александра Николаевича. В 1851-1852 годах были устроены боковые приделы: правый — во имя святого благоверного великого князя Александра Невского и левый — во имя святых равноапостольных Константина и Елены.
Собор был высотной доминантой города. Его золоченые купола были видны при подъезде к Царскому Селу по железной дороге (собор строился одновременно с Царскосельской железной дорогой — первой железной дорогой в России). Центральная ось Царскосельского железнодорожного вокзала была направлена на городской собор, парадная Широкая улица вела к храму.
Среди внутреннего убранства собора особой красотой и благолепием выделялся резной золоченый пятиярусный иконостас, иконы которого были написаны известными художниками. Кисти Ф.А. Бруни принадлежали иконы святой великомученицы Екатерины и Тайной Вечери, А.Е. Егорова — запрестольная икона Воскресения Христова и образа архангелов Гавриила и Михаила на боковых вратах, Ф.П. Брюллова — евангелисты в куполе, образ Аарона и трех святителей и другие иконы. В алтаре одного из приделов находились два замечательных живописных образа великих мастеров — Распятие работы Ван-Дейка и Слава Богородицы Паоло Веронезе.
Из других святынь, находившихся в храме, следует назвать Владимирскую икону Божией Матери в сребропозлащенной ризе, украшенную драгоценными камнями, — в память коронования императора Александра II и императрицы Марии Александровны, и образ святителей Московских, присланный в 1867 году святителем Филаретом, митрополитом Московским.
В 1917 году в склепе собора был погребен первый по времени новомученик Русской Церкви протоиерей Иоанн Кочуров, убитый большевиками 31 октября 1917 года — через пять дней после штурма Зимнего дворца.
В 1922 году храм был разграблен в ходе так называемого изъятия церковных ценностей. Помимо церковной утвари были отобраны и несколько наиболее ценных в художественном отношении икон.
В 1938 году Екатерининский собор был закрыт, а спустя год, в июне 1939 года, взорван. На месте храма планировалось устроить сквер поэтов, но в итоге был установлен памятник Ленину, который простоял на останках собора более 40 лет.
В 1995 году приходом Софийского собора рядом с памятником был установлен поклонный крест и начали совершаться регулярные молебны.
В 2006 году экспедицией РАН были проведены масштабные археологические раскопки фундамента собора. Был поднят вопрос о возможном восстановлении храма. В 2007 году Совет по сохранению культурного наследия правительства Петербурга единогласно принял концепцию воссоздания собора святой великомученицы Екатерины в Царском Селе. В последние годы шло активное восстановление собора, которое осуществлялось при поддержке благотворительного фонда «Воссоздание собора святой Екатерины в Царском Селе». В настоящее время проводится также комплексная реконструкция всей Соборной площади.
В мае 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время визита в Санкт-Петербургскую митрополию посетил Царское Село и вознес молитву в стенах воссоздаваемого Екатерининского собора.
Возрожденный храм архитектурно тождественен своему предшественнику: высота собора составит 53 метра, общая площадь строения — 1 145 квадратных метров. В подвальной части, где сохранился фундамент ХIХ века, расположится православный музей истории собора святой Екатерины.
Архитектура и внутреннее убранство
Свято-Екатерининский храм в Краснодаре построен в русско-византийском стиле, имеет пять приземистых куполов – большой в центре и четыре меньших по углам. Барабаны опоясаны оконной аркадой. К юбилею собора в 2012 г. мастера г. Москвы и г. Ростова покрыли главный купол сусальным золотом и установили новый крест.
Внешние стены выложены с применением декоративно-рельефной кладки: над окнами арочные бровки, по периметру узорный карниз и орнаментные пояски, кое-где на стенах выступают кресты. Колокольня соединена с основным помещением и служит входом. Перед входом паперть – крыльцо, ступени которого к двери символично сужаются, напоминая всем входящим слова Евангелия: «Входите тесными вратами…»
Внутреннее убранство впечатляет. Стены расписывали именитые художники-иконописцы. Роспись придела св. Варвары (внизу) сохранилась с 1917 г. – это работа художника Ивана Сидоровича Ижакевича, принадлежавшего к товариществу художников религиозной живописи г. Киева.
К празднику 1000-летия Крещения Руси возобновили настенную роспись в Успенском приделе, а в Георгиевском обновили иконостас. К 100-летию собора произведена реставрация приделов Сергия Радонежского и Благовещенского, установлен новый иконостас в центральном Екатерининском.
Святыни храма
После возобновления в г. Краснодар Екатерининский собор пополняется святынями. Прежде всего это рака с мощами прославленного в 2017 г. новомученика Александра Флегинского, покровителя Кубани. Также здесь присутствуют частички мощей:
- св. вмц. Екатерины;
- вмц. Варвары;
- святого Иакова.
Особо почитаемые иконы Божьей Матери «Казанская» и «Иверская». Первая украшена драгоценностями, которые оставили прихожане в знак благодарности за полученную помощь, просимую в молитвах к Богородице. Вернулся и дореволюционный образ «Всех святых», изъятый в богоборческое время.
В мае 2018 г. с греческого острова Эвбея сюда привезли икону Иоанна Русского. Островок этот известен в православном мире тем, что там находятся нетленные мощи упомянутого святого. А образ, прибывший в Краснодар, написан именно там. Теперь желающие могут помолиться перед ликом.
Современная жизнь
Сегодня это место, где ежедневно совершаются богослужения, происходит активная социальная деятельность: действует православная община сестер милосердия, семейный и молодежный центры, открыт благотворительный фонд и отдел по тюремному служению, паломнический комплекс, библиотека.
Под руководством Софии Анатольевны Мачигиной работает иконописная студия. Дети и взрослые обучаются в воскресной школе (богословских курсах). Особо многолюдно тут в праздничные дни. Для совершения богослужения сюда приезжает митрополит Исидор, священники других приходов, гости и паломники из прочих городов Краснодарского края.
Святыни и мощи в соборе
Главной святыней собора является чудотворная Казанская икона Божьей Матери. Люди, которым помогла эта икона, в знак благодарности приносили драгоценности, поэтому святыня постоянно украшена крестиками, цепочками и другими ценными вещами. Также в храме находится Иверская икона Пресвятой Богородицы.
Мощи, хранящиеся в храмовом комплексе:
- Апостола Иакова;
- Великомученицы Екатерины, которая считается покровительницей Краснодара;
- Святой великомученицы Варвары;
- Новомучеников кубанских.
Служба в Екатерининском кафедральном Соборе
Собор работает ежедневно с 7.00 до 19.00. В нём проводятся все виды церковных молебнов. Узнать подробную информацию о работе храма можно на официальном сайте или же по телефону.
Приход
Приписные храмы
К приходу Екатерининского собора приписаны храмы:
- Знаменская церковь — действующая.
- Церковь-часовня благоверного князя Игоря Черниговского — действующая
- Церковь Воскресения Христова в Екатерининском дворце — богослужения единичны и очень редки, восстанавливается
Настоятели собора
Настоятели собора | |
Даты | Настоятель |
21 января (2 февраля) 1841 — 12 (24) декабря 1865 | священник Феодор Иванович Тигодский (1794—1872) |
12 (24) декабря 1865 — 10 (22) сентября 1883 | протоиерей Андрей Афанасьевич Ветвеницкий (1824—1883) |
17 (29) сентября 1883 — июнь 1893 | священник Павел Николаевич Ламанов (1818—1894) |
20 августа (1 сентября) 1893 — 24 октября (6 ноября) 1916 | протоиерей Афанасий Иванович Беляев (1845—1921) |
4 (17) ноября 1916 — март 1935 | протоиерей Николай Иванович Смирнов (1864—1942) |
2 октября 1935 — 12 марта 1938 | протоиерей Феодор Фёдорович Забелин (1868—1949) |
1938—2009 | период закрытия |
2009 — настоящее время | протоиерей Никита Геннадьевич Зверев (род. 1983) |
История возведения храма
Место для строительства храма было выбрано неслучайно: именно здесь, в Царском Селе, с конца девятнадцатого века стояли деревянные казармы Сводного пехотного полка и конвоя Его Величества. Царская охрана состояла из людей глубоко верующих, которые не раз обращались к государю с просьбой построить храм, куда они могли бы ходить, чтобы помолиться. Николай и его супруга, императрица Александра Федоровна, были ревнителями православия и с пониманием относились к таким просьбам. Церкви Царского Села, в том числе и церковь Александра Невского, возведенная в Малиновой гостиной Александровского дворца, были открыты для всех прихожан и моментально наполнялись народом. Царская охрана продолжала настаивать: они заслуживают на свой собственный храм, построенный по велению государя.
Тогда Николай решил построить здесь целый архитектурный комплекс, стилизованный под старину. Его квинтессЭнцией должен был стать собор: царь лично выбрал поляну и отмерил ее шагами – на этом месте и возвели Феодоровский храм.
Строительство собора было приурочено к памятной дате – трехсотлетнему юбилею правящего дома Романовых. Назван собор был в честь Феодоровской иконы Божьей матери, которой царь Михаил Федорович – первый в монаршей истории Романов – был венчан на царство в 1613 году.
Первоначально проект был доверен архитектору Померанцеву. Зодчий замышлял построить грандиозный собор, взяв за основу проекты церквей архитектора Константина Тона. Но вскоре стало понятно, что его видение будущего храма совсем не совпадает с желанием императора. Поэтому Померанцева сменил Владимир Александрович ПокрОвский, который основывался на чертежах оригинального Благовещенского собора в Москве, еще не измененного последующими пристройками. Покровский считал необходимым в своих работах ориентироваться на памятники старины – позиция, с большим энтузиазмом встреченная императором.
Возведение одноглавого собора завершилось в 1913 году. Внешне строгий и простой, храм изнутри поражал великолепием: за настенную роспись отвечал специальный комитет во главе с Ширинским-Шихматовым. Во время строительства возникла идея создать и нижнюю церковь – пещерный храм, где впоследствии часто бывала царская семья. Николай активно следил за процессом возведения храма: ему предоставляли эскизы настенной росписи и ярких мозаик, отражавшие забытые некогда традиции старорусского зодчества. Царская семья лично финансировала строительство храма, выделив 150 000 рублей – по тем меркам, это была огромная сумма. Тогда Николай даже представить себе не мог, что быть прихожанином храма ему придется очень недолго…
История
Екатерининский собор, являющийся центром духовной жизни Краснодара и его окрестностей. Он имеет интересную историю, полную испытаний и радостных моментов.
Свято-Екатерининский кафедральный собор в Краснодаре
Следствие печального события
Летом 1888 года жители Екатеринодара пребывали в радостном предвкушении знаменательного события — ожидаемого приезда императорской четы в сопровождении двух сыновей Николая и Георгия. 21 сентября горожане приветствовали на Екатерининской площади августейших супругов и наследника престола. Пробыв три дня в гостеприимном городе, император продолжил свою поездку по южным территориям государства. Но в конце октября поезд, в котором царственные особы возвращались в столицу, потерпел крушение. В результате чего погибло множество людей, но с Божией помощью все члены правящей семьи не получили серьёзных повреждений.
В честь чудесного спасения правителя во многих городах империи принимались решения о строительстве церквей, которые являлись благодарностью Господу за спасение правителей. Не стал исключением и Екатеринодар, в котором через год после печальных событий приняли решение возвести сакральную благодарственную постройку.
Строительство
После принятия в 1889 году решения о начале строительства храма началась работа по подготовке проекта и сбору денежных средств.
- пожертвования частных лиц и учреждений;
- ежегодные отчисления из городской казны;
- помощь богатых местных меценатов.
К 1896 году подготовили проектную документацию и собрали достаточную для начала работы денежную сумму. Городским властям оставалось решить вопрос о месте строительства. Выбор пал на Екатерининскую площадь, на которой горожане встречали императорскую семью. В её центре размещалась небольшая Екатерининская церковь, возведенная в 1814 г. Старое здание нуждалась в реставрации, и специальная городская комиссия решила, что это место идеально подходит для нового храма, а деньги, собранные прихожанами на ремонт, перейдут в фонд его постройки.
Весной 1900 года состоялась закладка первого камня новой постройки. Это начинание благословил архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский Агафодор.
Историческое фото Екатерининского собора в начале ХХ века
В империи наступили неспокойные времена. Перебои с поступлением средств и революционные события повлияли на сроки строительства. Наиболее важные события этого процесса происходили в следующие годы:
- 1909 г. — окончание возведения стен и сводов;
- 1911 г. — установка крестов;
- 1912 г. — завершение наружной отделки;
- 1912-весна 1914 гг. — внутренние работы.
В марте 1914 г. освятили главный престол в честь святой Екатерины Александрийской. Остальные престолы освятили в честь небесных покровителей правящего рода.
Время испытаний
События 1917 г. отразились и на жизни Свято-Екатерининского кафедрального собора. В 1922 г. собор перешел к обновленцам — части церковнослужителей поддержавших советскую власть. В этом же году под предлогом помощи жителям Поволжья, где годом раньше разразился голод, власти изъяли все церковные ценности.
В 1931 году запретили работу церковной звонницы, а большинство колоколов переплавили. В это же время разрабатывал план уничтожения храма ради получения материала для городского строительства. Здание спас его автор. Мальгерб убедил власти в непригодности красного кирпича со стен церкви для повторного использования и опасности подрыва постройки для окружающих её строений. Богослужения в спасенной церкви прекратились в 1934 г., когда обновленческие деятели заявили о распаде приходской общины.
10 лет святое место использовали в качестве склада. Изменения наметились в 1942 г., когда немецкое оккупационное правительство разрешило использовать складское помещение для молитвы. Через два года советские власти, освободившие город, передали церковь верующим людям и разрешили возобновить богослужения, но при условии переименования малых престолов. В советском государстве не было места для памяти о русских царях.
Возрождение
Серьёзные реставрационные работы начались в храме в связи с приближением 1000-я Крещения Руси. Это событие было отмечено колокольным звоном, впервые за многие годы зазвучавшим под сводами церковной звонницы. Звон создавал единственный из чудом сохранившихся соборных колоколов, который нашли в городе Ейске. К началу нового столетия в церкви провели следующие работы:
- обновили росписи стен и сводов;
- отремонтировали иконостасы малых приделов;
- приобрели новые колокола для звонницы;
- покрыли позолотой центральный купол.
Иконостас собора
История Екатерининского дворца в Пушкине
Строительство
Когда-то на месте Екатерининского дворца находилась усадьба зажиточного шведа. Но, в результате Северной войны эти места перешли во владение Российского государства. Через некоторое время Петр Великий, подарил эту усадьбу Марте Скавронской, которая впоследствии приняла православие и стала Екатериной Алексеевной. Затем она стала женой Петра I.
Большой Царскосельский дворец 1755-1761. Гравюра по рисунку М.Махаева
Чтобы усадьба соответствовала императорскому статусу, Екатерина I велела возвести дворец с 16 комнатами. В 1717 году к строительству приступил Иоганн Фридрих Браунштейн – немецкий архитектор, который также работал над возведением Кронштадта и Большого Меншиковского дворца. Но он не единственный, кто построил Екатерининский дворец в Царском Селе – дворец неоднократно перестраивался, пока не обрел нынешний внешний вид.
Читать еще: Цена билета и режим работы дворца в 2021 году
Перестройка
Когда Елизавета Петровна взошла на престол, она приказала сделать дворец просторнее и роскошнее, и поручила это русским архитекторам. За работу взялись Михаил Земцов, Андрей Квасов и Савва Чевакинский. Именно они расширили дворец до современных масштабов, достроили некоторые корпуса, изменили интерьеры церкви и Тронного зала. Именно в это время внешний и внутренний облик дворца приобрел привычный вид.
Но на этом перестройка не остановилась. В 1752 году Елизавета Петровна поручила Бартоломею Франческо Растрелли вновь изменить дворец. Строительные работы длились 4 года, и появился дворец в стиле Русское барокко. На позолоту деталей интерьера и экстерьера ушло более 100 килограммов золота, а перед дворцом появился парк.
История Екатерининского дворца при Екатерине Великой
Елизавета Петровна перед смертью велела позолотить все статуи в парке. Екатерина Великая, став владелицей дворца, велела соблюсти волю покойной императрицы. Однако, уже после того, как несколько статуй были позолочены, она узнала стоимость такой работы, и тут же велела прекратить их.
Во время своего правления императрица переделывала стиль и особенности планировки Екатерининского дворца так, чтобы он стали более удобными для жизни и скромными, конечно, насколько это было под стать императрице. В этом ей помогал Чарльз Камерон, который создал Арабесковую и Лионскую гостиные, Китайский зал, Купольную столовую, Серебряный кабинет, Синий кабинет и Опочивальню.
Екатерининский дворец во время Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война – самая скорбная страница в истории дворца. Хотя, на самом деле, еще до начала войны императорская резиденция требовала реставрации, поскольку он пострадал во время революции 1917 года и Гражданской войны. Она как раз только началась в 1940 году: расчищали фасады, чтобы узнать оригинальный цвет краски, укрепляли лепнину, делали замеры. Вместе с этим к реконструкции готовили Янтарную комнату, поскольку окаменевшая смола пересохла и потемнела в некоторых местах, как и связывающая камни мастика. Жизнь шла своим чередом, пока не объявили о войне.
Обстрелы города начались в 1941 году, в Пушкине начали возводить оборонительные сооружения, оборонительные окопы. Однако работница музея, Вера Владимировна Лемус, которая оставила дворец одна из последних, вспоминала, что ни один из объектов дворца не пострадал при первых обстрелах. В ночь с 16 на 17 сентября фашисты вошли в город, и дворец был обстрелян. В него попал снаряд, большая часть дворца была разрушена, некоторые – пострадали от огня.
В войну не удалось сохранить ни один зал, авиабомбы были в каждом помещении дворца, он неоднократно горел. К 1945 году это были руины. Эвакуация ценностей в Новосибирск началась в июле, как только стало известно о нападении, она продолжалась до сентября – предметы искусства вывозили под огнем, рискуя своей жизнью ради наследия. Многое спасти не удалось. Когда работники не могли вывезти ценности, они прятали их в подвал, надеясь осуществить план при первой возможности. Скульптуры закапывали в парке. К сожалению, все, что не успели эвакуировать до сентября – безвозвратно утеряно.
Многое вывезти было просто невозможно: обивку стен, резьбу, паркеты – то, что было частью дворца. К тому же, появлялись и мародеры – иконы были вырезаны, а паркетными досками топили печи.
Реконструкция началась сразу после войны – летом 1945. Продолжается она до сих пор – мастера кропотливо восстанавливают каждую деталь. Работы начались там, где сохранилось хоть что-то, это были залы, построенные Чарльзом Камероном. Все остальное было воссоздано.