Донской монастырь, москва (как добраться на метро, на общественном транспорте)
Содержание:
- Донской монастырь
- Действующие мужские монастыри Москвы
- ПЕТРОВСКИЙ КОЛОКОЛ
- Архитектура Донского монастыря в Москве
- История
- Донской монастырь в Москве — история
- Адрес, часы работы, расписание богослужений, как добраться
- Конструктивизм
- Войны и революции
- Святой узник
- Донской монастырь: где остановиться паломнику или туристу?
- Заключение
Донской монастырь
Недалеко от Свято-Данилова находится ещё один мужской монастырь – Донской. Основан в 1591 году. Был закрыт с установлением Советской власти и возрождён вновь в 1991 году.
В монастыре хранятся мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. На территории монастыря находится некрополь, где похоронены видные деятели культуры, учёные, архитекторы.
Богослужения. Ежедневно в Донском монастыре богослужения проводятся в 6:40, в 7:40, в 8:00, в 16:40. По средам в 16:00. По субботам в 8:00, в 9:00, в 16:20, в 17:00. По воскресеньям в 7:00, в 8:30, в 9:00, в 10:00, в 16:40.
Адрес: Донская площадь, д. 1.
Как добраться. От станции метро «Шаболовская» Калужско-Рижской (Оранжевой) линии необходимо пройти пешком по улице Шаболовка до Донской площади или проехать это расстояние на 14 трамвае.
Также до монастыря можно добраться на 39 трамвае (остановка «Университет дружбы народов»). Кроме того, в 5 минутах ходьбы до обители имеется остановка «Улица Стасовой», где останавливаются автобусы №111, 196, М1, Н1 и троллейбусы №4, 7, М4, М4К.
Действующие мужские монастыри Москвы
На территории столицы 8 мужских монастырей, которые действуют:
- Данилов;
- Андреевский;
- Высоко-Петровский;
- Николо-Перервинский;
- Донской;
- Заиконоспасский;
- Новоспасский
- Сретенский.
У каждого из них, как и у женских, свой устав и история. На их территории и в некоторых помещениях проводят экскурсии.
Данилов монастырь
Стоит на правом берегу Москвы-реки, на Даниловском валу, дом 22 (метро «Тульская»). Основан в 1282 году по велению князя Данилы Московского, сына Александра Невского. Название происходит от имени покровителя, святого Столпника Даниила. Монастырь был почти полностью уничтожен во время татарского набега. Свой прежний облик он обрел во времена правления Ивана Грозного.
В 1812 году был разграблен французами. В 30-е годы прошлого столетия обитель закрыли, разместив в ее стенах изолятор НКВД. В 1982 году монастырь передали церкви. В нем хранится необычная святыня – башмачок святого Спиридона Тримифунского.
Андреевский монастырь
Расположен у подножия Воробьевых гор, на Андреевской набережной, дом 2 (метро «Ленинский проспект», «Воробьевы горы»). Предшественницей этого монастыря считают Преображенскую пустынь, которая существовала в XIII веке. Ее постройки сгорели в 1547 году. На их месте через столетие был возведен новый каменный монастырь. При Петре I его упразднили. В 1991 году появилось мужское подворье. Монастырь был создан вновь только в 2013 году.
Высоко-Петровский монастырь
Обитель находится на Петровке, дом 28 (метро «Чеховская»). Она была основана в 1315 году с подачи митрополита Петра. Уникальные постройки появились позже, в XVI веке. В монастырских стенах хранится несколько святынь, среди которых мощи основателя, Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Спиридона Тримифунтского.
Николо-Перервинский монастырь
Находится на Шоссейной улице, дом 28 (метро «Печатники»). О монастыре впервые упоминается в 1623 году. Изначально представлял собой деревянный храм. Каменные постройки относятся к XVIII веку. Сейчас обитель имеет статус Патриаршего подворья. На ее базе работает духовная семинария.
Донской монастырь
Эта обитель считается одной из самых почитаемых в столице. Она расположена на Донской площади, дом 1 (метро «Шаболовская»). Монастырь заложил царь Федор Иоаннович в 1591 году в знак избавления столицы от татарского хана Казы-Гирея. Он посчитал отход врагов божьим чудом. Царь был набожным и накануне битвы приказал русским воинам обойти вокруг стен Москвы с иконой Божией Матери. Татары отступили, а та самая икона до сих пор хранится в монастыре.
Заиконоспасский монастырь
Обитель имеет статус Патриаршего подворья. Расположена на Никольской улице, дом 7 (метро «Площадь Революции»). Монастырь основан в 1600 году Борисом Годуновым. Многие постройки того времени сохранены, поэтому обитель признана памятником истории и архитектуры. В советские годы в монастыре располагались различные организации. В 90-е годы он был передан церкви.
Новоспасский монастырь
Находится на Крестьянская площади, дом 10 (метро «Пролетарская»). Монастырь заложен в 1490 году сыном Александра Невского на месте, где в наши дни стоит Даниловский монастырь. Уже его сын, Иван Калита, перенес обитель в Кремль, поближе к своему дворцу. Впоследствии татары монастырь разграбили и спалили, убив настоятеля. Отстроил его заново уже Дмитрий Донской. В монастыре хранится пояс святого Иоанна Кронштадтского.
Сретенский монастырь
Находится на Большой Лубянке, дом 19 (метро «Сретенский бульвар»). Монастырь основан в 1397 году по велению князя Василия I. В 1925 году был закрыт. Монашеская жизнь в его стенах возродилась в 1991 году. В нем хранится точная копия Туринской плащаницы, частицы мощей Николая Чудотворца и Серафима Саровского.
ПЕТРОВСКИЙ КОЛОКОЛ
У Петровского колокола интересная судьба , в 1812 во время нашествия Наполеона, обитель подверглась разграблению и осквернению от поганых европейских цивилизаторов.
Перед бегством из Москвы французы пытались взорвать спасо-Преображенский Собор, но у подонков, как всегда что-то пошло не так, взрывной механизм, Божьим попущением не сработал.
Единственно, как смогли нагадить европейские просветители, подожгли монастырь, предварительно разграбив захоронения. Во время пожара вспыхнули деревянные перекрытия на звоннице колокольни над церковью Саввы Освященного, заложенной патриархом Филаретом.
История Новоспасского монастыря в Москве
И колокол подаренный Петром упал, деревянные брусья прогорели и он сорвался с первого яруса, проломил свод , но при этом не пострадал. Когда колокольня вспыхнула полностью, то сверху упал колокол меньшей величины и разбил колокол Петра l.
К 400-сот летию дома Романовых для Спаса на Новом отлили подобный колокол, весом всего на сто пудов меньше. Средства на отливку гиганта собрали прихожане, изготовили на Тутаевском колоколо литейном заводе в Ярославской области и он получил название Романовский.
Сейчас он находится под колокольней и ждет своего часа , чтоб занять свое достойное место на колокольне которую построил русский архитектор Иван Гребцов в царствование императрицы Елизаветы Петровны и Екатерины II, колокольня всего на метр ниже колокольни Ивана Великого.
Новоспасский монастырь княжна Тараканова
Княжна Тараканова
Императрица Елизавета благоволила монастырю и часто посещала его и здесь нашли упокоение останки княжны Таракановой, которая была дочерью Елизаветы Петровны с графом Алексеем Разумовским.
Она была пострижена в монахини под именем Досифеи по воле императрицы Екатерины II, не хотевшей брать на себя душегубство невинной княжны.
Старица Досифея провела в Иоанно-Предтеченском монастыре 25 лет, умерла она 1810 году. На ее отпевании прибыла вся Московская знать во главе с генерал-губернатором.
Храм Романа сладкопевца в Москве
Погребение ее состоялось именно на территории Новоспасского монастыря в усыпальнице Романовых по прямому повелению Императора, этот прямо указывает на ее происхождение.
Спустя столетие 1907 году над захоронением была сооружена часовня. в конце XX века прах инокини Досифеи был перезахоронен в храме Преподобного Романа Сладкопевца.
Генерал-губернатор, Великий Князь Сергей Александрович Романов, сын Царя Освободителя
Последним захоронением усыпальницы Романовых стал прах великого князя Сергея Александровича сына императора освободителя Александра II и дяди императора Николая II. Он был Московским генерал-губернатором погиб от взрыва бомбы брошенной террористом Каляевым.
Вначале его останки были захоронены в Чудовом монастыре, после революции Чудов монастырь был уничтожен, наконец через 90 лет после гибели его останки обрели покой в усыпальнице Романовых.
Усыпальница Романовых В Новоспасском монастыре
О том, что произошло после взрыва молча, но красноречиво рассказывают личные вещи Сергея Александровича хранящиеся в музее Новоспасского монастыря. В музее хранятся сапоги Великого князя, обивка кареты.
Его гроб был вскрыт большевиками, жадными до чужих денег, искавшими сокровища. На могиле Сергея Александровича всегда лежат живые цветы и горит лампада. Особенно много людей приходит 17 февраля , именно в этот день в 1905 году он был убит.
В память о Великом князе на территории монастыря установлен поклонный крест. Точная копия памятника , созданного по проекту художника Виктора Васнецова в 1908 году.
Елизавета Федоровна вдова великого князя простила Каляева, она ходатайствовала о его помиловании , но он отказался подписывать прошение и был повешен.
Душегуб Каляев
Пришедшие к власти большевики , сразу кинулись осквернять и грабить могилы и крушить кресты.ьПервым был уничтожен поклонный крест-памятник Васнецова , в его разрушении участвовал Ульянов — Ленин, лично подписавший указ о сносе крестов на могилах Романовых.
Николай ll в Новоспасском монастыре
Все без исключения Государи Всероссийские, начиная с Михаила Федоровича совершали торжественные царские выходы в обитель к могилам предков.
Что является для нас примером отношения к своим усопшим прародителям, каждый день памяти усопших они приезжали в монастырь и совершали панихиду.
В год 300 — летия дома Романовых монастырь посетил император Николай II, 26 мая 1913 года государь изволил благодарить за стройное и красивое пение народный хор монастыря.
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь, Москва
Архитектура Донского монастыря в Москве
Старейшим храмом в обители является Малый собор, построенный в честь Донской иконы Божией Матери. Это изящный красивый одноглавый храм времени Бориса Годунова. Бесстолпный, перекрытый изящной трёхступенчатой пирамидой кокошников, завершается шлемовидной главой на стройном барабане. Первоначально храм был украшен фресками, среди которых было изображение Бориса Годунова. Позже были переустроены купол и колокольня, приделы и трапезная. Уникальной архитектурой отличается Большой собор обители. Построен он был почти на сто лет позже Малого на пожертвования от знати и царского двора в честь новой победы над Крымским ханством. Это 5-главый, 4-лепестковый в плане храм, по периметру которого устроена обширная галерея. Возвышается над всем ансамблем обители. Постановка глав по сторонам света, поэтажное деление фасада характеризуют новый архитектурный стиль — Нарышкинское барокко. Внутри собор украшен фресками итальянского художника Антона Клаудо по идее Василия Баженова. Сохранился монументальный резной иконостас с иконами «фряжского письма». Стены и колонны украшены росписью и золочением. Первоначально здесь находилась Донская икона Божьей Матери работы предположительно Феофана Грека. Затем она была перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля. Сейчас находится в Третьяковской галерее.
Над Северными воротами находится Надвратная церковь Тихвинской Иконы Богоматери начала 18 века, построенная на средства царицы Прасковьи Федоровны и ее дочери, царевны Екатерины Иоанновны. Над западными воротами — надвратная трёхъярусная колокольня с часами, построенная в 1730–1753 годах. Эти храмы относятся к переходному периоду от нарышкинского барокко к архитектуре петровской эпохи. В них используются заимствованные из Европы декоративные мотивы. Стены обители построены в виде практически правильного квадрата. По периметру расположено двенадцать двухэтажных башен с белокаменным завершением. Угловые башни круглые, на стенах — квадратные. В середине 18 века завершено строительство колокольни под руководством архитекторов Д. Трезини, Д.В. Ухтомского и А.П. Евлашева. Недалеко от Северных ворот — Церковь Иоанна Златоуста, храм-усыпальница Первушиных, построенная в 1888–1891 годах по проекту А.Г. Венсана архитекторами В.Д. Шером, В.П. Гавриловым и М.П. Ивановым. Снаружи, при северных воротах, находится часовня конца 19 века.
В южной части построена Больничная церковь Архангела Михаила — фамильная усыпальница Голицыных. Сооруженная в начале 18 века она была перестроена в начале 19 века. Её парадный портик с лепными украшениями перекликается с надгробиями некрополя. Здесь располагалась экспозиция монументальной скульптуры Музея архитектуры с работами Ф.Г. Гордеева и И.П. Мартоса, С.С. Пименова и других русских и европейских мастеров. У ее стен нашли пристанище также и члены семьи Нарышкиных. С востока от Большого собора находится Церковь Александра Свирского. К северо-востоку от неё расположена Церковь Иоанна Лествичника — храм-усыпальница семьи Терещенко. На месте бывших братских огородов в 1997 году построена Церковь Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. В 2000 году сооружена Церковь Георгия Победоносца. В центральной части восточной стены находятся шесть горельефов и скульптуры взорванного Храма Христа Спасителя, выполненные в 1847–1849 годах скульпторами П.А. Клодтом и А.В. Логановским, Н.А. Рамозановым и А.И. Теребеньевым. Горельефы посвящены теме защиты России от неприятеля, а также изображают сцены библейской истории. Здесь находятся и части Триумфальной арки, храмов Успения Богородицы на Покровке.
История
В 1591 году Москва находилась под угрозой нападения крымско-татарского войска под предводительством хана Казы-Гирея. Правивший тогда царь Федор Иоаннович распорядился об организации вокруг стен города крестного хода с Донской иконой Божьей Матери. После этого ее разместили в походной церкви в месте, где стояло русское войско перед битвой с неприятелем. Между армиями противников произошло несколько локальных сражений, после которых вдруг войско татар охватила паника, что-то внезапно заставило обратиться их в бегство.
Стены и башни монастыря, Nomad
Русские посчитали, что помогло заступничество Донской иконы Богоматери, которая и до этого поддерживала русское войско в сражениях. В 1593 году в знак благодарности ей на месте размещения войск перед атакой татар был образован монастырь, на его территории возвели собор в честь чудотворного образа. Обитель выполняла и роль крепости, защищавшей город от нападений со стороны Калужской дороги. Во второй половине XVII века в обители был возведен новый собор, нареченный в честь Донской иконы Богоматери, впоследствии его назовут Большим.
Наряду с ним обитель обзавелась и другими каменными постройками — стенами и башнями. В связи с запретом на захоронения в черте города после эпидемии чумы 1771 года, представителей московского дворянства стали хоронить на кладбище монастыря. Во время Отечественной войны постройки обители не были затронуты пожаром, однако сама она была разорена и разграблена французской армией. После того, как войско неприятеля покинуло город, монастырь начинают возрождать. Обитель связана с судьбой святителя Тихона, который оказался в ней в заключении после событий Октябрьской революции 1917 года.
Горельефы на территории монастыря, Nomad
В 1926 году монастырь закрыли, разогнав и репрессировав его служителей. На территории же размещались антирелигиозный музей, интернат и различные предприятия. В 1930-е годы в обители стал работать музей, посвященный русской архитектуре. Сюда перевезли фрагменты памятников московского зодчества, подготовленных к уничтожению. Так здесь появились горельефы храма Христа Спасителя, бронзовые фрагменты с Триумфальной арки и другие архитектурные формы.
Радостной новостью стало возвращение патриархии Малого собора, ставшего приходским храмом. Полностью же обитель была передана Московской патриархии лишь в 1990 году. На его территории появилось несколько небольших храмов, по сей день ведутся работы по реставрации архитектурного ансамбля, благодаря которым обитель преображается и радует паломников и многочисленных посетителей.
Донской монастырь в Москве — история
На Руси вокруг больших городов для их обороны часто строили монастыри-крепости. Так были возведены Новодевичий и Симонов, Андроников и Новоспасский, а также Данилов монастыри-крепости. В 1591–1592 годах царем Феодором Иоанновичем и боярином Борисом Феодоровичем Годуновым был основан Донской монастырь в Москве в память избавления от нашествия крымского хана Казы-Гирея. Этим было завершено создание оборонительного полукольца крепостей, охранявших столицу от степных набегов. Был построен первый каменный собор во имя Донской иконы Божией Матери. Сейчас это Малый или Старый собор. В Смутное время Донской монастырь в Москве был разорен польскими войсками. Каменные стены и башни, напоминающие ограду Новодевичьего монастыря, были возведены в 1686 году. В 1698 году был освящён новый величественный храм, также посвященный Донской иконе, — Большой собор, построенный с помощью царевны Екатерины Алексеевны. В 1745 году Донской монастырь был причислен к ставропигиальным, то есть подчиняющимся непосредственно патриарху. В то время это было крупное феодальное хозяйство. Формируется величественный комплекс обители. В 1713–1714 годах строится Тихвинская надвратная церковь. К середине 18 века завершается строительство колокольни над западными воротами и архимандритских покоев. Сооружаются здание духовной семинарии и хозяйственные постройки. А к 1798 году завершена церковь Александра Свирского. С конца 17 века Донской монастырь стал усыпальницей московской знати. В Сретенском храме находится усыпальница грузинских царей, в Михайловском храме — усыпальница кнн. Голицыных. Одно из печальных событий в жизни обители произошло в 1771 году во время Чумного бунта. Чтобы предотвратить распространение заразы, Архиепископ Авмросий велел убрать от Варварских ворот чудотворную икону, к которой прикладывались и больные и здоровые прихожане. За это толпа растерзала архиерея. По приказу Екатерины II зачинщики беспорядков были повешены на Красной площади.
В 1914 году был освящен храм на новой территории кладбища, примыкающей к обители. С 1922 года в обители находился под стражей Святейший Патриарх Всероссийский Тихон. В 1925 году после смерти в больнице он был похоронен в Малом соборе. В 1926 году обитель была закрыта, но монастырская жизнь шла до конца 1920-х гг. Затем здесь были открыты антирелигиозный музей, интернат и даже ферма. Храм Серафима Саровского и Анны Кашинской на новом кладбище был переоборудован в крематорий. На территорию обители свозились остатки сносимых московских храмов. Во время Великой Отечественной войны на средства верующих была построена целая танковая колонна из 40 единиц техники. При входе в обитель стоит танк Дмитрий Донской, пушка и БТРы. В Малом соборе богослужения возобновились в 1949 году. В храме была устроена печь, которая и поныне используется для изготовления мира (ароматного масла для помазания тела человека) для всей Русской Церкви. В ноябре 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче обители Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха. Из-за смерти Генерального секретаря это решение было приостановлено, а затем Патриархии был отдан Даниловский монастырь. В 1991 году обитель была передана Московскому патриарху. Братия монастыря была малочисленна. 18 августа того же года был вновь освящён Большой собор. В 1992 году во время ремонта Малого собора после пожара было вскрыто захоронение Патриарха Тихона. Его мощи поместили в раку и позже перенесли в Большой собор.
1 сентября, в день празднования в честь Донской иконы Божией Матери, совершается Божественная литургия в Большом соборе. По традиции, в связи с праздником чудотворная Донская икона доставляется в обитель из Государственной Третьяковской галереи. С 2010 года праздник в честь Донской иконы Божией Матери по благословению Его Святейшества стал главным праздником российского казачества.
Адрес, часы работы, расписание богослужений, как добраться
Храм находится в городе Москва, на Донской площади 1-3, около Шаболовского метро. Связаться с настоятелями храма можно по почте (индекс 115413) и по телефонам +7 495 95202-63 и +7 495 95216-46.
Работает монастырь каждый день. Время и дату проведения таинств и обрядов можно уточнить по номеру либо лично в братии монахов.
Возьмите на заметку: обычно службы начинаются с 7:00 в приходе Малого собора и с 10:00 в помещении Большого храма и собора С.Саровского.
Религиозные службы проводят не каждый день. Дату и время начала лучше узнавать у представителей храма.
Посетить храм может каждый желающий. Женщинам проход не воспрещен. Стоит помнить, что посещение религиозных мест должно быть по правилам: запрещено приходить в одежде, оголяющей ноги, грудь и руки. На женщине должна быть косынка.
Добраться до монастыря можно на метро. Вначале следует добраться до Шаболовского метро, а затем пройти на перекресток Шаболовка/Донской проезд, повернуть вправо и пройти 1,5 километра, двигаясь до самых ворот.
Конструктивизм
В конце 1920-х начале 1930-х годовна улице был построен образцовый малоэтажный «Хавско-Шаболовский жилой комплекс» в стиле авангард, сегодня — это архитектурный памятник советской эпохи, объект культурного наследия, часть исторической довоенной застройки. Сначала проектировалось 24 дома, но построили всего 15 пятиэтажек.Особенность зданий в том, что они стоят под углом 90 градусов по отношению друг к другу и 45 — к улице. Так появилась новая система дворов, удобная при плотной застройке. Дом отличается лаконичным оформлением фасадов, витражами на лестницах, необычными балконами и эркерами. Один из авторов проекта — Борис Николаевич Блохин — был ярким представителем рационализма в архитектуре, он много занимался научной и практической деятельностью. Его здания сегодня можно было бы отнести к классу «комфорт».
Адрес: улица Шаболовка, 63
Дом-коммуна
Общежитие текстильного института
Одно из самых интересных зданий находится практически в конце Шаболовки, на пересечении с улицей Орджоникидзе. Здесь стоит знаменитый дом-коммуна, построенный Иваном Николаевым. Архитектору и инженеру поручили сконструировать здание общежития Текстильного института. В итоге появился утопический проект нового времени. По замыслу автора, внутри должна была протекать вся студенческая жизнь: учеба, развлечения, сон, привычный быт. В доме находилась столовая, спортзал, библиотека, помещения для занятий. Когда строительство коммуны было завершено, внутри располагались около 1000 двухместных кабин размером 2,7 х 2,3 м, где можно было только спать. Двери раздвигались, как в купе поезда. Кабины были неудобными и бесполезными. В итоге жесткий распорядок дня внес свои коррективы и кабины для сна превратились в боксы для хранения вещей. Социальный эксперимент не удался, общежитие было расселено. Сегодня у него началась вторая жизнь, здание полностью отреставрировано, территория вокруг благоустроена, дом снова используют как общежитие и для проведения исторических экскурсий.
Войны и революции
Во время Отечественной войны 1812 года обитель сильно пострадала. Французы устроили в Донском монастыре казармы конного полка, а все ценные вещи разграбили и вывезли. С образов были сняты драгоценные венцы и оклады, ризы и серебряная утварь уничтожены и украдены, и даже полы и двери храмов и келий были вырублены и сожжены. Монастырь восстанавливали на средства графа Матвея Платонова, бывшего атаманом Донского казачьего войска.
Ветер революционных перемен 1917 года принес в Донской монастырь, как и во многие другие религиозные учреждения, постановление о закрытии. Казначейские покои обители служили в 20-х годах тюрьмой для патриарха Московского и Всея Руси Тихона, а с 1926 года Донской монастырь был объявлен историко-культурным и бытовым музеем. В этой ипостаси он просуществовал три года, а затем музей был переименован в антирелигиозный.
Новый этап жизни Донского монастыря начался в 30-х годах прошлого века. Обитель передали Музею архитектуры и в нее начали привозить сохранившиеся детали и фрагменты культовых сооружений и архитектурных памятников, уничтожаемых новой властью. В монастыре оказались части храма Христа Спасителя, Триумфальных ворот Осипа Бове, храма Успения Божией Матери на Покровке и Сухаревой башни.
После войны в Малом соборе разрешили проводить богослужения, и до 1960 года они проходили регулярно. Затем храм действовал лишь по праздникам, пока в 1991 году в обители не была возрождена монашеская жизнь. Решением Московского горисполкома храмы Донского монастыря вернулись в лоно православной церкви.
Святой узник
В 1918 году монастырь был официально закрыт, но монастырская жизнь в нем теплилась еще несколько лет, хотя на территории уже проводились антирелигиозные выставки и был открыт антирелигиозный музей.
В здании бывшей караульни, которая примыкает к северным вратам монастыря, с 1922 года содержался под стражей святитель Тихон, патриарх Московский. Почти до самой своей смерти он прожил в двух тесных кельях под постоянным присмотром комсомольцев. Выходя на монастырскую стену, святитель мог общаться с паствой, стоявшей внизу, через решетку ограды. На жизнь святителя неоднократно покушались. Во время одной из таких попыток, в 1924 году, был убит Яков Полозов, келейник Патриарха. Когда убийцы поднялись на стену, Яков вышел им навстречу и, приняв три пули, защитил патриарха ценой своей жизни. Святитель настоял на том, чтобы Полозова похоронили на территории монастыря. Его могила сейчас находится у южной стены Малого Донского собора.
Святитель Тихон скончался через полгода после этих событий, 7 апреля 1925 года, в больнице на Остоженке. Его последние слова: «Ночь будет темная, долгая… Долгая…» Патриарха-исповедника хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Но за 70 лет гонений место его захоронения было утеряно. Только через несколько лет после прославления святителя, в 1989 году, его нетленные мощи были обретены чудесным образом — захоронение обнаружили случайно во время ремонтных работ после пожара в Малом соборе. Сейчас рака с мощами святителя Тихона находится в Большом соборе, слева от Царских врат.
В домике, где жил святой патриарх, в его келье, планируется создание дома-музея. Уже сейчас в нем хранятся оставшееся нетленным облачение, в котором он был похоронен, фотографии, документы, личные вещи.
В монастыре создается музей патриарха Тихона. Уже сейчас в нем хранятся документы, фотографии, личные вещи патриарха. Открыть широкий доступ в музей пока нет возможности — у монастыря не хватает средств на покупку дорогостоящего музейного оборудования, которое могло бы помочь сохранить уникальные экспонаты. В 2011 году монастырю исполняется 420 лет. Возможно, найдутся благотворители, которые пожертвуют деньги на создание и открытие для посетителей музея свт. Тихона к этой дате. Полная комплектация музея оборудованием обойдется всего в 30 тыс. евро. Фото из архива музея: святитель Тихон в окопе во время Первой мировой войны
Донской монастырь: где остановиться паломнику или туристу?
- К огромному облегчению паломников и бюджетных туристов, на территории Донского монастыря есть паломническая гостиница, которая может принять своих гостей в номера размещением от 1 до 6 человек, а также от 16 до 22 человек для организованных паломнических групп. Конечно, это ночлег не для самых избалованных цивилизацией граждан, однако на каждом этаже представлены удобства (туалеты, умывальники, душ с горячей водой), а что еще нужно утомленному путнику от временного пристанища? Если вам по душе ночлег в стенах монастыря, наводите справки по телефону +7-495-952-02-63, и вам радушно предоставят ночлег за 400 рублей в сутки. Среди уникальных преимуществ этой гостиницы – расположение в историческом центре столицы и непосредственная близость от самых знаменитых московских святынь: Новодевичьего, Покровского и Новоспасского монастырей, а также Даниловского кладбища. А еще здесь есть интернет и принимают банковские карты.
- Если же вам просто необходимо ощущение домашнего комфорта, выбирайте апартаменты «Vudoma» (ул. Лестева, 20). Здесь помимо удобных и современных гостиной, спальни, кухни, санузла и прихожей есть бесплатный интернет и парковка. Правда, это удовольствие стоит уже 4500 за ночь, так что взвесьте соотношение цены и ноток комфорта и примите верное решение.
Паломническая гостиница
Заключение
Возрожденный монастырь открылся в 2013 году, первым наместником стал епископ Феофилакт, который сразу поставил задачу налаживание здесь монашеской жизни, суть которой в первую очередь в молитве, в предстательстве пред Господом за Русскую землю и за весь мир.
Андреевская церковь в Москве
Это и стало периодом зарождения и возрождения монастыря. Поэтому с первого дня открытия обители начались ежедневные Богослужения. Налаживалась молитвенная и религиозная жизнь.
Формировался дух монастыря и прихода. Прошел достаточно большой период времени, накапливалась определенная традиция традиция, хотя конечно не на пустом месте восстанавливался монастырь.
Дорогие москвичи и гости нашей Православной Столицы, приходите помолиться в старинных стенах, монастырь ждет вас. На сем заканчиваю. Храни вас БОГ. До встречи.