Чеченцы

Причины отращивания бороды чеченцами

Почему чеченцы носят бороду? В основном, все мужское население отказывается от бритья и стрижке, на то, у каждого человека есть собственные причины. Некоторые люди даже задаются вопросом, чем мазать, чтоб росла борода.

Согласно общепринятому национальному мнению, сбривание растительности – сильный грех, которого нужно семи силами избегать. Обильная щетина – символ мужественности, своего рода подарок от Господа. Если молодой человек носит его, не отказываясь, это говорит о его преклонении перед религией.

Рассмотрим несколько этапов в развитии этой традиции, начиная с давних времен.

Ранний ислам

В раннем исламе, именно пророк Мухаммед подал людям идею о том, что бритье и стрижка не подходят для истинного мусульманина. Сам он этого не делал, и других предостерегал, считая, что те, кто стрижет щетину – многобожники, огнепоклонники,  которых требуется остерегаться.

Когда Мухаммед проводил свое последнее паломничество, он остриг волосы и разрешил раздать их своим почитателям. Они распространились по всему миру, хранили эти реликвии в бутылках, обернутых материей зеленого цвета.

Средневековье

Об это запрете писал правовед Ибн Хазм, считая его не харамом (полным запретом), а нежелательным действом. Такое мнение существовало, но придерживались его единицы.

Современность

Традиционное общество определяет статус человека от формы, цвет и длины растительности, что обрамляет его подбородок. Современные богословы утверждают, что она отличает представителей сильной половины человечества от слабой, а также от неверующих.

Ближний Восток

Некоторые ближневосточные страны, к примеру, Ливан, страдают от того, что подобные стрижки сегодня перестали быть приверженностью Богу, они даже вызывают подозрительность со стороны полицейских органов.

Бородачи сегодня – это непременные пособники ИГИЛ, так считает большинство общества. На деле же, террористы уже давно избавляются от растительности, чтобы не вызывать подозрения, скрыться среди обычных людей.

Что касается Турции, то тут есть рекомендация по ношению бород. Однако, для государственных служащих длинная щетина находится под строгим запретом.

Когда в Египте находился у власти Хосни Мубарак, густая шевелюра на лице была признаком принадлежности человека к исламистским силам, чтобы настроены против власти президента. Хотя такой аксессуар носили даже христиане-копты. Во время нахождения у власти Мубарака – волосы активно сбривались, после – все пришло в норму, вернулось к историческому равновесию.

Афганистан под властью Талибана

После взятия Кабула талибами, было объявлено о появлении Исламского Эмирата, где царили шариатские нормы. Среди прочих запрещений и рекомендаций, мужчинам предписывалось носить длинную растительность, обрамляющую лицо. По улицам ходили группы, которые проверяли длину стрижек. Если она была меньше сжатого кулака, то людей избивали.

Пакистан

Здесь, на территории, что контролировалась талибами, строго обозначался тот факт, что бритье – это действо, противоречащее законам ислама. На парикмахерские содержались таблички с информацией о том, что нарушение данного закона карается смертью. Те заведения, что отказывались соблюдать данный запрет, неминуемо взрывали. В Вазиристане существовали точно такие же предупреждения.

Расцвет и упадок христианства в Чечне и Ингушетии

С VIII века точно, а возможно и ранее, большинство вайнахов исповедовало веру Христову. В XIV веке с православной церковью у них начал бороться католицизм, чьё влияние стало возможным благодаря Золотой Орде, которой были подчинены равнины Северного Кавказа. Побережье Чёрного моря усеяли колонии генуэзских купцов, и проповедь католических миссионеров оттуда достигла вершин Кавказа. Вероятно, спор между православием и католицизмом поколебал уверенность вайнахов в правоте христианства.

Закат христианства был связан с принятием ислама Золотой Ордой, походами среднеазиатского завоевателя Тимура и распространением власти Османской империи в Закавказье. Большинство вайнахов возвращается к язычеству. XVII век характеризуется частичным возрождением христианства в регионе в связи с кратковременным усилением Грузии. Но всё более прочные позиции у вайнахов завоёвывает ислам.

Тем не менее, христианские общины и многие храмы продолжали действовать вплоть до середины XIX века, почти до перехода региона под власть России. Богослужение велось по книгам, написанным на древнегрузинском языке. Отсутствие находок армянской церковной письменности и граффити у вайнахов не позволяет многим исследователям пока говорить о том, что христианство было принесено сюда из Кавказской Албании ранее VIII века.

Внешность

В антропологии чеченцы являются смешанным типом. Цвет глаз может быть от черного до темно-карего и от голубого до светло-зеленого. Цвет волос — от черного до темно-русого. Нос чеченцев часто вогнутый и вздернутый. Чеченцы высокие и хорошо сложенные, женщины очень красивые.

Повседневная одежда чеченского мужчины состоит из следующих элементов:

  • чекмень, пошитый из серой или темной ткани;
  • архалуки, или бешметы, различных цветов, летом надевали белые;
  • зауженные книзу шаровары;
  • суконные ноговицы и чирики (башмаки без подошв).

Нарядные платья обшиты позументом, особое внимание обращается на украшения оружия. В непогоду носили башлык или бурку, которые очень искусно шили чеченские женщины

Обувь в основном изготавливалась из сыромятной кожи. Многие носили кавказские мягкие сапоги. Богачи носили чувяки и ноговицы из черного сафьяна, к которым иногда пришивали подошвы из кожи буйвола.

Основной головной убор у чеченца — папаха конусообразной формы, которую обычные люди изготавливали из овчины, а богатые — из шкур бухарского барашка. В летний период носили шляпу из войлока.

В виде украшения на мужские костюмы пришивали костяные газьтри, надевали пояс с серебряными бляхами. Завершением образа служил кинжал, изготовленный местными мастерами.

Женщины носили:

  • длинные рубахи до колен, синего или красного цвета;
  • широкие шаровары, которые подвязывали у щиколоток;
  • сверху на рубаху надевали длинное платье с широкими и длинными рукавами;
  • молодые женщины и девушки носили собранные в талии платья с поясом из материи. Платья у пожилых женщин без складок и поясов, широкие;
  • голову покрывали платком из шелка или шерсти. Пожилые женщины носили под платком повязки, которые плотно облегали голову и спускалась на спину в виде мешка. В него укладывали заплетенные в косы волосы. Очень распространен был такой головной убор и в Дагестане;
  • в качестве обуви женщины носили чувяки. В богатых семьях носили галоши, туфли и башмаки местного или городского производства.

Женская одежда из богатой семьи отличалась изысканностью и роскошью. Шили ее из дорогих тканей, обшивали серебряными или золотыми галунами. Очень любили богатые женщины носить украшения: серебряные пояса, браслеты и серьги.

Зимой чеченцы носили бешмет на вате с застежками из металла или серебра. Рукава одежды ниже локтя были разрезные и скреплялись пуговицами из простых или серебряных нитей. Бешмет иногда носили и летом.

В советское время чеченцы перешли на городскую одежду, но многие мужчины сохранили традиционны головной убор, с которым они редко расставались. Сегодня многие мужчины и старики носят папаху, черкески и бешметы. В Чечне встречаются на мужчинах кавказские рубахи со стоячим воротником.

Женский национальный костюм сохранился до сегодняшних дней гораздо больше. И сейчас пожилые женщины носят чохту, платья с шароварами и самодельные чувяки. Молодые женщины и девушки отдают предпочтения платьям городского кроя, но они шьются с длинными рукавами и закрытым воротом. Платки и обувь сегодня носят городского производства.

[править] История

Происхождение чеченцев является предметом бурных дискуссий. Одни считают что чеченцы потомки алан ,оспаривают это мнение; большинство историков считают что относятся к автохтонным для Кавказа народом («дзурдзуки», «кавкасиане»).

История чеченцев в Средние века известна мало, что связано с отсутствием письменных документов, которые уничтожил имам Шамиль и Сталин.

Конфликт с Россией связан с заселением чеченских земель казаками. В 19 веке Российская Империя вела войну с чеченцами и другими народами Северного Кавказа — Кавказскую войну. Но и после её завершения, чеченцы поднимали в конце 19 веке ряд восстаний.

Ингуши и чеченцы во время Гражданской войны были на стороне большевиков, благодаря чему им удалось отобрать у казаков часть земель (позднее, Хрущев ещё передал им казачьих территорий).

При Сталине чеченцы вновь подняли восстание во главе с Хасаном Исраиловым.

23 февраля 1944 правительство СССР депортировало чеченцев и ингушей с Северного Кавказа в Среднюю Азию и Сибирь. Их земли заняли русские, аварцы, кумыки, осетины и т. д.

9 января 1957 года правительство СССР разрешило чеченцам вернуться на прежнее место жительства. Некоторое количество чеченцев осталось в Казахстане и Киргизии.

В 1991 в Чечня вышла из состава Чечено-Ингушской АССР и объявила независимость под названием Чеченская республика Ичкерия во главе с Дудаевым.

В результате последовали две войны (см. Чеченская война), первую из которых выиграла Чеченская республика, а вторая война закончилась возвратом Чечни в состав Российской Федерации, и к власти пришёл Ахмат Кадыров, которого позднее сменил Алу Алханов, а затем Рамзан Кадыров.

Чеченское общество очень консервативно. Распадается на тукхумы, тейпы и гары (семьи).

Чеченский язык относится к нахской ветви нахско-дагестанских языков, включаемой в гипотетическую синокавказскую макросемью. Распространён в основном в Чеченской Республике и в Хасавюртовском, Новолакском, Казбековском, Бабаюртовском и Кизилюртовском районах Дагестана, а также в Ингушетии и других регионах Российской Федерации и в Грузии, частично — в Сирии, Иордании и Турции. Число говорящих по-чеченски до войны 1994—2001 — около 1,3 миллиона человек.

Характер

Чеченцы веселые, впечатлительные и остроумные люди, но в тоже время отличаются суровостью, коварством и подозрительностью. Эти черты характера, вероятно, выработались у народа в ходе вековой борьбы. Даже враги чеченцев давно признали, что эта нация храбрая, неукротимая, ловкая, выносливая и спокойная в борьбе.

Важен для чеченцев этический кодекс чести Къонахалла, который представляет собой универсальный кодекс поведения для любого мужчины, независимо от его религии. В этом кодексе отражаются все нормы нравственности, которыми обладает верующий человек и достойный сын своего народа. Этот кодекс древний и существовал у чеченцев еще в аланскую эпоху.

Никогда чеченцы не поднимают руку на своих детей, потому что не хотят, чтобы они выросли трусами. Очень привязаны эти люди к своей родине, которой посвящены различные трогательны песни и стихи.

История

Храм основан в конце XIX веке терскими казаками. Храм заложен в 1868 году, по имеющимся епархиальным сведениям построен в 1890 г. и освящён в 1892 г. Строили из природного камня на общественные пожертвования. По окончанию строительства является постоянно действующим.

Ансамбль церкви Михаила Архангела в г. Грозный является памятником архитектуры и находится под охраной государства согласно постановлению Совета Министров Чечено-Ингушской АССР № 413 от 25 ноября 1988 г. На фото 80-х годов 20 века храм и церковный дом обложены красным кирпичом с белой отделкой. Имел такой вид на момент принятия под государственную охрану. До начала первой чеченской войны был одним из двух действующих православных храмов в Чечено-Ингушской АССР.

Исторически, комплекс представлял собой: — храм трехкупольного типа в русском стиле с пристроенной колокольней, ограда с воротами (данный архитектурный ансамбль охраняется государством); — каменный двухэтажный церковный (приходской) дом с подвалом; — церковно-приходскую школу; — котельную, вспомогательные помещения.

Комплекс пострадал в период нейтрализации в Чечне незаконных вооруженных формирований 1994—1996 годов. В январе 1995 разрушена крыша колокольни, купол богослужебной части, купол алтарной части, купол боковой пристройки, поврежден второй этаж церковного дома. В ходе контртеррористической операции 1999—2000 годов храмовый комплекс получил дополнительные разрушения. Богослужения продолжались в подвале церковного дома.

С 2004 г. храмовые сооружения частично восстанавливались (силами подразделений Минобороны РФ). В дальнейшем, из фонда Госстроя России (по федеральной программе) были выделены финансовые средства на строительство храма. Восстановление проходило при финансовом и организационном участии Президента республики А. Д. Алханова и премьер-министра Р. А. Кадырова. Строительные работы проходили в 2005 г., завершены в начале 2006 года, внутренние работы (роспись, установка иконостаса, убранство) далее продолжались.

После восстановительных работ здание церкви представляет из себя вновь построенное сооружение, в целом сохранившее размеры и основную архитектуру исторического оригинала. Однако, цвет оригинала (красного кирпича с белой отделкой) не сохранился. Форма окон центрального купола, форма и количество окон алтарного купола, характерная обналичка окон, форма купола боковой пристройки, элементы декора (решетка колокольни и др.) не восстановлены. В 2006 году стены храма были выкрашены в бело-голубой гамме, купола и кровля ярко-синие (традиционные цвета Терского казачьего войска), кресты золоченые. Церковный дом выкрашен в белый цвет, кровля ярко-синяя. Цвет дома (красного кирпича с белой отделкой) не сохранился. 23 апреля 2006 г. проведено Пасхальное богослужение. 21 ноября 2006 г. Храм освятил архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков).

В 2008—2009 годах, в ходе реконструкции центральной части г. Грозного купола храма покрыли позолотой, кровля выполнена из металлочерепицы вишневого цвета, бело-голубые стены были выкрашены в белый цвет, отделка темно-красной мраморной плиткой. Благотворительный Фонд имени Ахмата Кадырова выделил для этого денежные средства. В период придания определенного архитектурного типа зданиям, находящимся по проспекту имени А. А. Кадырова, двухэтажный церковный дом, пристроенные к нему помещения, а также котельная были разобраны. Сохранился подвал, фундаменты зданий, металлическая труба котельной. В течение нескольких лет широко озвучивалось, что вместо разобранного дома будет построено новое многофункциональное здание. Вместо этого, вблизи разобранного строения установлен небольшой временный щитовой «финский» дом. 26 апреля 2009 года архиепископ Феофан освятил храм после данной реконструкции. Присутствовали первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин, президент ЧР Р. А. Кадыров. Архиепископ обратился к Р. А. Кадырову с просьбой построить приходской комплекс с соответствующими помещениями.

Характер народа

Нохчалла — именно так можно охарактеризовать одним словом всю сущность чеченца. Внешность, внутреннее ощущение себя как человека с достоинством, отношение к жизни и к людям — все это входит в слово «нохчо».

То есть это своего рода честь чеченца. То, как они строят отношения в семье, в любви, в дружбе, на работе — это и есть нохчалла.

Чеченцы настолько почитают дружеские отношения, что за друга могут отдать свою жизнь. Дружба для них — святое. Горцы поддерживают друга в любом положении.

Отношение к женскому полу особенное. Они всегда ведут себя сдержанно в присутствии женщин, встают при встрече и не позволяют сказать что-то лишнее.

Никогда чеченский мужчина не позволит себе ударить женщину или тем более ребенка. В детях они не хотят воспитать трусость, поэтому физическое наказание полностью отсутствует. Если же горец ударит девушку, то в ответе за это будет вся его семья.

Если же так случится, что жена изменила мужу, то он имеет право выгнать ее из своего жилища, потребовав калым к возврату.

Чеченцы — веселый гостеприимный народ. Да, внешность чеченцев-мужчин иногда вселяет страх в сердца людей другой национальности, но это не значит, что они на самом деле такие жестокие.

Хотя справедливости ради стоит сказать, что все-таки вековая борьба за земли выработала в них бесстрашие, смелость, ловкость, неукротимость и выносливость. Даже враги этого народа не могут это не признать.

Жилище

Чеченцы живут аулами — селениями. Из-за природных условий местности жилища отличаются. У чеченцев, живущих в горах, дома построены из камня и называются сакли. Строили такие сакли и из самана, их можно возвести за неделю. К сожалению, многим так и приходилось делать, когда на селения часто нападали враги. На равнинах строили преимущественно турлучные дома, опрятные и светлые внутри. Для строительства использовалось дерево, глина и солома. Окна в домах без рам, но оснащены ставнями для защиты от ветра и холода. У входа есть навес, который защищает от жары и дождя. Отапливались дома каминами. В каждом доме есть кунацкая, которая состоит из нескольких комнат. В них хозяин проводит весь день и к вечеру возвращается к семье. У дома есть двор, обнесенный плетнем. Во дворе строят специальную печь, в которой пекут хлеб.

При строительстве важно было учитывать безопасность и надежность, возможность обороняться, если нападет враг. Кроме того, поблизости должны были располагаться сенокосы, вода, пахотная земля и пастбища

Чеченцы берегли землю и для строительства жилья выбирали места даже на скалах.

Самыми распространенными в горных селениях были одноэтажные дома с плоскими крышами. Строили чеченцы и дома в 2 этажа, башни в 3 или 5 этажей. Жилой дом, башня и хозяйственные постройки вместе назывались усадьбы. В зависимости от рельефа гор, застройка усадеб была горизонтальной или вертикальной.

История

В истории этого народа происходило несколько расселений. Около 5 000 чеченских семей после Кавказской войны в 1865 году переселилось на территорию Османской империи. Называется такое движение мухаджирство. Сегодня основная часть диаспор чеченцев в Турции, Иордании и Сирии представлена потомками тех переселенцев.

В 1944 году полмиллиона чеченцев были депортированы в Среднюю Азию, в 1957 году им было разрешено вернуться в прежние жилища, но некоторые чеченцы остались в Киргизии и Казахстане.

После двух чеченских войн много чеченцев покинуло свою родину и уехало в арабские страны, Турцию и страны Западной Европы, регионы Российской Федерации и страны бывшего СССР, особенно в Грузию.

Внешность мужчин

По антропологическим данным чеченцы не являются каким-либо цельным типом. Внешность чеченцев можно отнести к переднеазиатской расе.

Им свойственны средний или высокий рост, крепкое телосложение, вздернутый или орлиный нос, волевой подбородок, густые брови. У смешанного типа волосы могут быть и угольно-черными, и светло-русыми. Так же и с глазами, встречаются люди и с темно-карими глазами, и со светло-зелеными.

Основная особенность внешности чеченцев — долихоцефалия, то есть форма головы у них более длинная, чем у других кавказских народов. Многие мужчины носят бороду или усы, что придает им еще больше мужественности.

Присущие мужчинам грозность, сила и храбрость в какой-то мере отражаются и на внешности чеченцев. Твердый и прямой взгляд показывает несгибаемую волю и упрямство этих красивых горцев.

Характерные черты внешности чеченцев — это волевой подбородок, чуть выступающий вперед, и строгие очертания лица.

Традиции

Чеченцы всегда отличались своим гостеприимством. Еще в древние века они всегда помогали путникам, давали им пищу и кров. Так принято в каждой семье. Если гостю понравилась какая-нибудь вещь в доме, хозяева должны ему ее подарить. При гостях хозяин занимает место поближе к двери, тем самым показывая, что гость является в доме самым важным. За столом хозяин должен оставаться до последнего гостя. Неприлично прерывать прием пищи первым. Если в дом зашел родственник, даже дальний, или сосед, обслуживать его должны младшие члены семьи и юноши. Женщины показываться гостям не должны.

Многие думают, что в Чечне права женщин ущемлены, но на самом деле это далеко не так. Женщина, которая смогла вырастить достойного сына, наравне с другими членами семьи обладает правом голоса во время принятия решений. Когда в помещение входит женщина, присутствующие мужчины должны встать. Когда в гости приезжает женщина, тоже проводятся особые церемонии и обычаи в ее честь.

Когда мужчина с женщиной идут рядом, она должна на шаг отставать, мужчина обязан принимать на себя опасность первым. Молодая жена должна сперва накормить его родителей и потом уже его самого. Если между девушкой и парнем есть даже самое дальнее родство, брак межу ними запрещен, но это не является грубым нарушением традиций.

Отец всегда считается главой семьи, женщина следит за хозяйством. По имени муж и жена друг друга не называют, а говорят «моя жена» и «мой муж», «та, что в доме», «мать моих детей», «хозяин этого дома».

Для мужчины унизительно и оскорбительно вмешиваться в женские дела. Когда сын приводит в дом невестку, на нее ложатся основные обязательства домашнего хозяйства. Она должна вставать раньше всех, делать уборку и позже всех ложиться спать. Раньше, если женщина не хотела соблюдать правила семьи, ее могли наказать или выгнать.

Невесток воспитывает мать мужа, которую называют нана. Молодая жена не должна вольно разговаривать со свекровью, показываться перед ней с непокрытой головой и в неопрятном виде. Нана может переложить часть своих обязанностей на старшую невестку. Кроме хозяйства, мать мужа должна соблюдать все традиции и семейные обряды. Самую старшую в семье женщину всегда считали хранительницей домашнего очага.

Очень некультурным читается перебивать старшего и начинать разговор без его просьбы и разрешения. Младшие должны всегда пропускать старшего, вежливо и почтительно с ним поздороваться. Для мужчины большое оскорбление, если кто-кто прикоснется к его папахе. Это равносильно прилюдной пощечине. Если дети подрались, родители первым делом отругают своего ребенка и только потом начинают выяснять, кто виноват, а кто прав. Если сын начал курить, отец через мать должен внушить ему, что это очень вредно и недопустимо, и сам отказаться от этой привычки.

Существует у этого народа обычай избегания, который запрещает проявлять чувства на людях. Распространено оно на всех членов семьи. Все должны вести себя при людях сдержанно. У чеченцев до сих пор сохранился культ огня и очага, традиция клятвы и проклятия огнем.

Множество обрядов и ритуалов связано с оружием и войной. Считалось позором и трусостью достать при враге или обидчике из ножен шпагу и не воспользоваться ею. В 63 года у мужчин наступал возраст развязывания пояса, он мог выходить на улицу без оружия. И по сей день у чеченцев сохранился такой обычай как кровная месть.

Свадьба у чеченцев состоит из множества обрядов и традиций. Жениху запрещалось видеться с невестой до свадьбы и некоторое время после торжества. Свадебное платье является одновременно праздничным нарядом для девушек и молодых женщин. Шьют его из яркого или белого шелка, спереди платья сплошной разрез. С обеих сторон в области груди пришивают украшение в виде серебряных пуговиц кубачинского производства. Платье дополняется серебряным поясом кавказского типа. На голову надевают белый платок, который покрывает полностью голову и волосы невесты. Иногда надевают поверх платка фату.

Проповедь христианства на Восточном Кавказе

Большую роль в распространении Христова учения на Восточном Кавказе сыграла церковь Кавказской Албании. Церковная традиция связывает первую проповедь христианства здесь с именем апостола из двенадцати Варфоломея. По легендам, апостол Варфоломей был мученически умерщвлён (с него живьём содрали кожу) в городе Альбаны, под которым большинство исследователей понимают некое место в Кавказской Албании. До 1937 года в Баку стояла православная церковь на месте древней базилики, где, по преданию, и был когда-то умучен св. Варфоломей.

Также в Албании проповедовал Елисей, ученик апостола из семидесяти Фаддея. Елисей является местночтимым святым в удинских церквях Армяно-григорианской церкви. Удины – народ Дагестана, являющийся прямым потомком кавказских албанов и сохранивший христианскую веру с тех древних времён.

По традиции, крестителем Кавказской Албании считается первый католикос армян равноапостольный Григорий Просветитель. Он обратил в христианство царя албанов Урнайра. Историки считают эту традицию анахроничной – Урнайр правил во второй половине IV века и в 371 году был ещё язычником, а Григорий Просветитель скончался в 326 году. Не был он крещён и внуком равноапостольного Григория – св. Григорисом Албанским, принявшим посвящение от своего деда. Григорис стал первым епископом Албанской церкви, но принял мученическую смерть ещё до правления Урнайра. Однако его проповедь пустила глубокие корни, и в конце IV века в Кавказской Албании существовала мощная христианская община, которая в итоге и способствовала крещению правителей страны.

Албанская церковь была дочерней по отношению к Армянской, но вскоре стала автокефальной. В 451 году обе они отвергли решения IV Вселенского (Халкидонского) собора, осудившего монофизитство (учение о единой – Божественной – природе Христа).

Укрепление христианства в Чечне и Ингушетии

Историки обычно называют началом проповеди христианства среди вайнахов VIII век и указывают, что она шла со стороны Абхазского и Грузинского царств, находившихся в тесном союзе с Византийской империей. Однако, как мы показали выше, предки чеченцев и ингушей могли познакомиться с христианством значительно раньше – из Кавказской Албании. Под влиянием новой волны проповедничества среди вайнахов утвердилась православная версия христианства вместо первоначальной – монофизитской.

Недавно учёные установили, что древнейший сохранившийся до наших дней памятник христианства в Ингушетии – храм Алби-Ерды – был построен ещё в VII веке, то есть на три века раньше, чем считалось. Если так, то время его возведения совпадает со временем начала разорения Кавказской Албании арабами.

В эпоху, когда Закавказье подпало в той или иной мере под власть мусульман, а Северный Кавказ стал ареной борьбы между арабами и хазарами, глухие ущелья Кавказских гор становились убежищами для многих христиан с равнин. Когда мощь Арабского халифата стала ослабевать, и он начал терять территории на Кавказе, вновь укрепились христианские государства региона. Большую роль при царе Давиде IV Строителе (1089-1125) стало играть Грузинское царство. Давид Строитель, кстати, отбил у мусульман Тбилиси и перенёс туда столицу Грузии.

Грузия последовательно усиливает свои позиции на Северном Кавказе. Царица Тамара (1166-1213) укрепляет там положение церкви. В 1318 году грузинский патриарх-католикос Евфимий III посетил приходы в землях вайнахов и аварцев – первая известная поездка грузинского первоиерарха в Чечню, Ингушетию и Горный Дагестан. Население этих стран в то время было в подавляющем большинстве формально православным, хотя и сохраняло многие пережитки язычества, которые пыталось извести духовенство.

Единственные вайнахи-православные

Если принять во внимание возраст древних ингушских православных храмов (Тхаба-Ерды, Алби-Ерды и Таргимского), многочисленных археологических находок (христианские книги, кресты), то можно предположить, что распространение христианства среди вайнахских народов, от которых произошли чеченцы, ингуши и бацбийцы, пришлось на XI – XIII века. Чеченская топонимика также указывает на христианское прошлое обитателей этих мест – к примеру, название села Кернстне переводится как «Христианское», а Гоьчачга ага – «поляна святого Георгия»

Предки вайнахов поддерживали связь с Грузинской Церковью до нашествия Тамерлана, после чего христианизация горцев надолго прекратилась, и эти народы стали тяготеть к языческой культуре

Чеченская топонимика также указывает на христианское прошлое обитателей этих мест – к примеру, название села Кернстне переводится как «Христианское», а Гоьчачга ага – «поляна святого Георгия». Предки вайнахов поддерживали связь с Грузинской Церковью до нашествия Тамерлана, после чего христианизация горцев надолго прекратилась, и эти народы стали тяготеть к языческой культуре.

А в XVII – XVIII веках вайнахи в большинстве своем приняли ислам. Только лишь бацбийцы остались православными и исповедуют эту религию доныне.

История становления христианства, развитие и упадок

С конце VIII века[источник не указан 98 дней] миссионеры начали проповедовать христианство среди вайнахских племён, вытесняя язычество. В основном они приходили из Абхазского царства, багратионовскойГрузии и Византии. Также большую роль в христианизации вайнахов сыграла царица Тамара, распространяя среди вайнахов грузинское православие[1]. В 1310 году Евфимий III, католикос-патриарх всей Грузии, посетил христианские храмы на территориях вайнахов, в частности, был в храме хунзахскихаварцев и чеченцев.

Некоторые исследователи, такие как Л. Ильясов, считают, что на религиозные воззрения вайнахов в XIII—XIV веках повлиял католицизм, принесённый миссионерами и купцами из Генуэзской республики, основавшей на черноморском побережье Кавказа свои колонии[2][неавторитетный источник?]. Уже к началу 1300-х годов католические епархии крепко обосновались на всём Кавказе[3]. Золотоордынское присутствие в регионе не мешало проповедям миссионеров, как католических, так и православных. Но приход Тимура в 1395 году сильно ослабил положение европейцев в восточных частях Кавказа. Некоторые племена возвращались к прежнему укладу жизни. В 1453 году, после падения Константинополя, генуэзские колонии были проданы, распавшаяся Грузия постепенно попадает под влияние Османской империи, после чего дальнейшая христианизация остановится почти на 200 лет[источник не указан 98 дней].

Впоследствии христианство было вытеснено язычеством.

В некоторых равнинных уголках Чечни уже осел ислам. Так продолжалось вплоть до военного вторжения 1638 года царя ГрузииТеймураза I на Кавказ, которое привело к появлению немногочисленных, но долговременных христианских ячеек у некоторых племён вайнахов, их прозвали «ламан кераста» («горные христиане»). В частности, таковыми считались галгаевцы и чаберлоевцы[4].

Почему в Чечне женщина не может пожать руку мужчине?

Рядом с каждой женщиной в Чечне можно представить воображаемую табличку «Не трогать!», и нарушение этого табу чревато очень серьезными последствиями. Выбирая жену, парень будет оценивать не столько ее красоту, ум и обаяние, сколько целомудрие — даже одно невинное прикосновение уже может испортить ей репутацию.

Старики любят рассказывать историю о том, как во время танца джигит коснулся рукава девичьего наряда и ему отрубили руку. Но рисковых чеченских парней это не останавливало. Танцуя, джигит мог сделать такое движение, словно обхватывает девушку за талию, — но не касался ее. Таким образом он выражал серьезность своих намерений по отношению к девушке. Он понимал, что если дотронется до партнерши, то ему не сносить головы, тем более что рядом с танцевальным кругом находились ее вооруженные кинжалами родственники, и все же был готов рискнуть ради нее жизнью. Сейчас, кстати, порядки на чеченских танцах стали еще строже: никаких игривых движений — за этим следят представители министерства культуры Чеченской Республики.

Поэтому, если вдруг вы знакомитесь с чеченкой, ограничьтесь фразой «Очень приятно». И никакой протянутой для рукопожатия ладони — иначе неловкой ситуации не избежать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector