Боголюбский монастырь

Новый духовный и туристический центр.

Туристам будет полезно знать, что в монастыре возможен ночлег, по предварительному договору. Оплата ночлега как правило не денежная, а трудовая – помощь по хозяйству на пользу монастыря. Кроме того, вы сможете более подробно ознакомиться с древними раритетами, выставленными в музее Рождественской церкви, осмотреть остатки княжеского замка, башни и галереи 12 столетия.

Помимо всего прочего, туристов привлекает в это небольшое селение красивая и наивная, исконно русская природа. И зимой и летом можно подолгу любоваться ею.

 А Прогулка по окрестным заливным лугам с фотоаппаратом доставит вам не только массу удовольствия, но и оставит после себя множество прекрасных фотоснимков, даже в том случае если вы совсем неопытный фотограф!

Свято-Боголюбский монастырь

Разрушение монастыря

Ничего этого не осталось в 1920 году. Деревянный монастырь сравняли с землёй, монастырские постройки разобрали на брёвна, детей из приютов перевели в детдом, через сестринский корпус протянули линию электропередачи. А в 70-е годы бульдозером засыпали чудотворный источник, который бил из-под горы раз в год 1 июля, в престольный праздник святой обители — день Боголюбской иконы Божией Матери. Кстати, именно с этого источника и началось возрождение Боголюбского монастыря в начале XXI века.

Митрополит Кирилл совершил великое освящение Боголюбского источника при монастыре. За святой водой в обитель приехали более тысячи паломников. Фото: Павел Ворожцов

История Боголюбовского монастыря

Основан как Боголюбский замок около 1158 года. После того, как Андрей Боголюбский был убит, в этом месте был основан монастырь. В настоящее время от замка сохранилась часть, над которой надстроена колокольня храма Рождества Пресвятой Богородицы.

С 1687 года монастырь стал Патриаршим домовым монастырём, в 1753 году — синодальным, позже перешёл в ведение Владимирских архиереев, с 1882 года до закрытия управлялся викариями Владимирской епархии. Собор в честь Боголюбской иконы Божией матери построен в 1855-66 годах в «русско-византийском стиле» по проекту К. А. Тона.

С 1924 года все монастырские постройки передавались в ведение музейного отдела.

В 1991 году часть зданий была передана верующим для восстановления монастыря.

Закрытие и восстановление

Афанасий Сахаров, ставший последним настоятелем обители, закрытой большевиками в 1923 году, позже причислен к лику святых. Новые хозяева не только сбросили колокола, разорили храмы, осквернили святыни, но и разогнали монахов, некоторые из них были мученически казны.

Некогда прекрасные здания превратили в больницы, школьные классы, почтовое отделение, милицейский участок и даже консервный завод с рабочими цехами, складами и овощехранилищами.

Через 70 лет святыню возвратили монахам во главе со схиигуменом Никодимом, 14 января 1997 года сюда вошел Архимандрит Петр (Кучера) и 60 монахинь из Задонского Преображенского монастыря. Появилось две обители: женская и мужская.

На сегодняшний день Боголюбский монастырь возглавляет игуменья Антония (Шеховцова), под ее покровом проживают 170 насельниц с духовным наставником архимандритом Петром (Кучером) и старшим священником иеромонахом Германом.


Колокольня Всех Святых с надвратной Успенской церковью

Восставшая из руин Свято-Боголюбская женская обитель по праву считается русским центром православной духовности, привлекающей красотой туристов и древними святынями паломников всего мира. В результате реставрации храмовые помещения были оштукатурены, гранит и мрамор использовали для укладки пола, белый мрамор — для украшения:

  • алтаря;
  • престола;
  • жертвенника;
  • солеи;
  • горнего места.

История основания обители

Боголюбский женский монастырь — православная обитель Рождества Божьей Матери, расположенная на территории бывшего замка князей Боголюбовых, построенного в домонгольские времена. Боголюбский женский монастырь берет свое начало с начала XII столетия, времени правления на владимирских землях владимиро-суздальского князя Андрея Юрьевича Боголюбского, сына Юрия Долгорукого.


Свято-Боголюбский женский монастырь

В 1158 году в Боголюбово была основана княжеская резиденция и основана церковь Рождества Божьей Матери. По преданию, причиной выбора места для возведения православной святыни стало явление в 1955 году князю на берегу реки Клязьмы Богородицы.

Причиной не планированного привала стала внезапная остановка лошадей, везущих воз с иконой Богородицы. Кони встали, как вкопанные, и их не могли сдвинуть с места. Целую ночь провел перед иконой в молитве князь, во время молитвы ему явилась Матерь Божия, повелевшая построить во Владимире монастырь.

С 1157 года святой образ Владимирской Богородицы является святыней и символом Православной Церкви на Руси. Князь Андрея повелел написать еще одну икону Богородицы, названную Боголюбской. Это был первый святой образ Божьей Матери, написанный русскими иконописцами, до этого времени иконы передавали из Византии.


Икона Пресвятой Богородицы «Боголюбская»

Созидатель Русских земель Андрей Юрьевич благословил возведение на русской земле более тридцати монастырей и церквей, стремление к объединению Руси стало причиной мученической смерти князя в 1174 году. Переживший разорения и восстановления, часто посещаемый царскими особами, храм продолжал свое существование.

В 1263 году в Боголюбском храме отпевали Александра Невского, панихида была совершена митрополитом Петром.

В XIV столетии на протяжении 10 лет с 1364 года в святой обители служил будущий святой, епископ суздальский Иоанн.

Царь Иоанн Грозный посетил Владимирскую жемчужину в 1552 году, не раз бывали здесь Иосиф и Никон, патриархи всея Руси, цари всех времен, в числе их был Петр Первый и последний российский император Николай Второй, убитый с семьей 17 июля 1918 года, в день поминовения князя Боголюбского.

В 1687 году цари Иоанн и Петр Алексеевичи выдали грамоту, по которой монастырь приобрел статус патриаршего, с 1753 года числится синодальным.

Убийство князя Андрея было совершено в его доме, в лестничной башне, над которой в XVIII веке надстроили шатровую колокольню, но в 1722 году Рождественский белокаменный собор рухнул, был восстановлен через 30 лет.

Духовный расцвет монастыря приходится на XIX столетие, когда стремительно росло число насельников, и возводились новые постройки. Уникальная монастырская колокольня возвышается над городом с 1842 года, в 1855 году приступили к возведению главного храма, освященного в 1866 году в честь иконы Богородицы «Боголюбская».


Собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери

Главный архитектором монументального строения стал Никифоров Я.М., а спонсировала постройки купчиха А.Г. Алексеева. Свято-Боголюбский женский монастырь и поныне занимает лидирующее место среди самых больших храмовых построек в России.

В 1882 году управление обителью переходит под покровительство викариев Владимирской епархии, благословившие возведение храма иконы Богоматери «Боголюбская».

В начале XX столетия численность насельников обители достигла 75 человек, но пришло время разорения, пришла революция.

Фото и описание

Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Боголюбского монастыря был построен в 1751-1758 годах на месте бывшего храма, возведенного, предположительно в 1157-1158 годах. Сначала собор был центром дворцового комплекса Боголюбова, скорее всего, в последней четверти 12 века он стал монастырским. Стены собора 12 века сохранились на уровне трех рядов каменной кладки по всему периметру.

Собор был трехапсидным, одноглавым, четырехстолпным. Круглые колонны, которые венчают резные капители, расписаны под мрамор. Столпам изнутри отвечали плоские лопатки. Просторный и светлый внутренний объем здания был декорирован медью и золочением. Пол был из полированных плит красной меди (на хорах – из глазурованной цветной плитки с изображением орнаментов и птиц); закомары и порталы были покрыты листами золоченой меди. Храм украшали фрески (они были выполнены, вероятнее всего, в 50-х годах 12 века греческими иконописцами), он был насыщен иконами, книгами, тканями, священными сосудами и др.

По периметру снаружи собор охватывался характерным для средневековых владимиро-суздальских храмов аркатурно-колончатым поясом, архивольты перспективных порталов были декорированы резьбой с орнаментами, у цоколя был аттический профиль, стены делились сложно профилированными пилястрами, имеющими тонкие полуколонки

В тимпанах центральных закомар, по мнению Г.К. Вагнера, размещались скульптурные композиции, выполненные в технике белокаменного рельефа (их фрагменты найдены во время археологических раскопок: изображения зверей и птиц, женские маски; 3 львиных изображения были вмонтированы в соборную кладку). Гости князя и богомольцы сравнивали этот собор с храмом Соломона; ближайшим архитектурным аналогом собора является храм Покрова Богородицы на Нерли.

Роскошное убранство собора, вероятнее всего, разграбили войска рязанского князя Глеба, а потом монголо-татарские завоеватели.

При игумене Ипполите (1684-1695) было решено растесать узкие окна церкви, чтобы потом вставить стекла, затем разобрали хоры. В результате этих перестроек здание собора начало разрушаться, и, в конце концов, в 1722 г. он обрушился, хотя опись, проводимая в монастыре в 1767 году, сообщает о том, что своды храма обрушились в 1705 году.

В 1751-1752 годах на месте старого храма возвели новый Рождественский собор, который повторил крестово-купольную систему предыдущего храма. В 1752-1755 годах собор расписали и установили в нем иконостас. 18 июня 1756 года храм был освящен епископом Владимирским и Яропольским Платоном.

В 1764 году в соборе Рождества Богородицы снова сделали хоры, которые окончательно были разобраны в 1802 году. В 1765-1766 годах была отреставрирована настенная живопись собора. В 1802 году по причине ветхости росписи по столпам и на западной стене были уничтожены. Только в алтаре и в четырех клеймах сохранились композиции: Успение, Введение во храм, Сретение Господне, Рождество, на стенах центрального нефа – образы архангела Гавриила и Божией Матери.

В 1803 году устроили новый трехъярусный иконостас, который был увенчан резным изображением Христова Воскресения. В 1804-1809 годах пол храма выстлали известняковыми плитами. В 1892 году храм расписали по образцу Успенского собора.

С хор собора на второй этаж лестничной башни ведет переход, который располагается над арочным проездом и представляет собой прямоугольное в плане помещение, освещенное одним узким окном – с востока и двумя – с запада, и перекрытое сводом. Внутренняя роспись, выполненная в 1764 году, изображает явление князю Андрею Божией Матери, а также сцены расправы над ним. По легенде, переход играл роль моленной комнаты князя. Внизу башни – винтовая лестница. Вход на нее – в восточной стене башни, а в северной стене находится заложенный проем, который выводил на не существующий ныне переход в сторону княжеского дворца.

Секрет холма

При археологическом исследовании открылся и удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то и строительство здесь велось совершенно особенным образом. Сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м , до слоя материковой глины. На фундаменте в два приема возвели основание стен из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м . Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,30 м . Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий ее от коварных весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

Получается, современный облик храма, такой цельный и законченный, — лишь

основное ядро. Когда-то это выглядело совершенно по-иному – над водой поднимались белокаменные ярусы – широкий холм, внушительный пояс аркад-галерей, затем сам храм и, наконец, цилиндрическая башенка барабана с главкой и крестом. Кстати, главка изначально тоже была иная – не луковичная, а шлемовидная, покрытая деревянными «чешуйками».

Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом красной девицы (в отличие от Дмитриевского собора во Владимире – воина-богатыря). И, хотя, тип храма совершенно обычен для этого времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других церквей. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Множество деталей, еле уловимых, очень деликатных, подчеркивают вертикальную ось сооружения. Например, средняя апсида чуть приподнята над боковыми, несколько поднято и среднее окно. Барабан храма высокий и тонкий с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент усиливает впечатление устремленности вверх. И внутреннее пространство церкви Покрова воспринимается как некий воздушный столп с убегающими ввысь пучками вертикалей.

Храм украшен прекрасной белокаменной резьбой, присущей владимиро-суздальскому зодчеству. Здесь есть и излюбленный образ царя Давида в окружении животных, настоящих и фантастических, и богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма. Это один из самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви. В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов, представляющих целую галерею скульптурных портретов. Исполнение этой прекрасной белокаменной резьбы требовало немалого времени и большого технического мастерства. Даже простая обработка каменного блока предполагала более тысячи ударов мастера по инструменту. А на теску фасонного камня и резьбу рельефов церкви Покрова на Нерли по расчетам исследователей должно было потребоваться около трех с половиной тысяч человеко-дней.

После гибели князя, во время княжеских усобиц, а затем в годы татарского разорения храм получил первые разрушения. И только во второй половине XVII века были проведены серьезные ремонтные работы. В это время здание получило четырехскатную деревянную кровлю; ветхие галереи были отломаны. Храм иногда затоплялся во время разливов, вода подступала к самому фундаменту, льдины бились о цокольные камни. В 1784 году храм чуть было не исчез навсегда – настоятель Боголюбова монастыря просил разрешения разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в своем монастыре. К счастью разрушение храма не состоялось, причем по вполне прозаической причине – не сошлись в цене с подрядчиком. Храм пострадал и от невежества. В 1877 году монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: без всякой нужды обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы… Боголюбов монастырь вместе с Покровским были закрыты в 1923 году, а еще ранее, с 1919 года древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев. В начале 1990-х годов храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а затем местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

  • Палестинское монашество
  • Непокоренное монашество

Церкви и Храмы

Церковь Покрова на Нерли

Церковь стоит в месте, где р. Нерль впадает в Клязьму, на насыпном холме. Это позволяет ей не уходить под воду во время разливов рек. По одной из версий, Андрей Боголюбский посвятил церковь своему погибшему сыну Изяславу. По другой — ее воздвигли в 1165 году в память о победе князя в сражениях с Волжской Булгарией. Причем камни для строительства были привезены с земли побежденных.

Церковь считается первой возведенной в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

В XVIII веке ее пытались разобрать ради строительства колокольни. Но работы были прекращены в первый же день: одному из мастеров в глаз попала окалина, и он ослеп. Строитель стал молиться, его просьбы о возвращении зрения длились много часов. После чего он прозрел. Это чудо спасло храм от разрушения.

До наших дней сохранился внешний каменный декор: львы и грифоны, как символы княжеской власти. А также изображения царя Давида среди женских лиц и фигур животных. Из внутреннего убранства уцелел только алтарь, фрески XII века осыпались от ветхости.

Церковь Иоакима и Анны в Боголюбово

В 1857 году, когда церковь только построили, она находилась в центре поселка. Сегодня храм стоит прямо у трассы Москва-Уфа. Свое название он получил в честь родителей Девы Мари — Иоакима и Анны. Работы над ним велись 50 лет.

В 1939 году церковь закрыли, после чего она была частично разрушена. За время правления большевиков здание являлось кинотеатром, парикмахерской, складом и магазином. Восстанавливать храм начали только в 1990-х годах, когда он вернулся в распоряжение верующих.

Сюда приезжают пары, которые просят о даровании им детей.

Монастырь Боголюбивой иконы Божией Матери

Согласно преданию, Андрей Боголюбский вез ценную икону во Владимир. Но внезапно лошади остановились и перестали слушаться. Князь не смог продолжить путь, приказал сделать привал и провел ночь в молитве. В полночь ему явилась Богородица и наказала основать в этом месте монастырь.

Изначально обитель была мужской. Большая часть здешних строений относится к XVIII-XIX векам и находится на месте не сохранившегося княжеского дворца. На территории современного монастыря расположены:

  • собор Боголюбивой Божией Матери, который, предположительно, был построен по чертежам московского Храма Христа Спасителя;
  • собор Рождества Пресвятой Богородицы XII века — объект всемирного наследия ЮНЕСКО;
  • Благовещенская церковь XVII века;
  • Колокольня Всех Святых 1841 года постройки высотой 58 метров;
  • Святые врата — современная версия ворот 1863 года, построенных как часть церкви святого апостола Андрея;
  • Часовня “Живоносный источник”;
  • Часовня-киворий, построенная в месте явления Богородицы князю.

Монастырь посещали такие известные люди, как Александр Невский, Андрей Рублев, Иван Грозный, Александр Суворов, Дмитрий Пожарский, а также патриархи всея Руси Иосиф и Никон.

Часовня иконы Божией Матери “Живоносный источник”

Часовня построена недавно — в 2001 году в 2-х км от монастыря. Чтобы к ней попасть, необходимо обойти южную стену обители и спуститься по лестнице к реке Клязьме.

Посетители, которым тяжело преодолеть крутой спуск, могут испить святой воды источника и на территории комплекса.

В часовне находятся 2 купели: первой пользуются монахини, второй — паломники. Ключи от нее хранятся у дежурной сестры, получить их может любой желающий вместе с благословением на купание.

Возрождение монашества

Женский монастырь в Боголюбово Владимирской области начал возрождаться только в 1991 году. Именно тогда часть зданий была передана монаху Никодиму, который в тот момент был схиигуменом. В 1997 году сюда перевели 60 сестер из Задонского Спасо-Преображенского монастыря. Образовались два монастыря (женский и мужской), после этого началось еще более активное их восстановление.

Собор Боголюбской иконы Божией Матери тщательно оштукатурили, провели паровое отопление. В самом здании установили паникадила — центральное было весом около двух тонн, также повесили еще девять боковых, значительно меньшего размера. Пол выложили мрамором и гранитом, алтарь, престол, горнее место и жертвенник — белым мрамором.

Были отреставрированы большинство росписей Свято-Боголюбовского женского монастыря в Боголюбово, а в 2002 году специально был изготовлен трехъярусный резной иконостас с позолотой. Удалось достаточно быстро восстановить хозяйственные постройки, келейные корпуса, даже высадить настоящий фруктовый сад. Сегодня на территории женского монастыря в Боголюбове есть своя иконописная, столярные мастерские, швейная. По праздникам окрестности оглашает благовест от трех колоколов весом от одной до восьми тонн. Неподалеку от монастыря в Боголюбово Владимирской области есть святой источник, возле которого выстроены две купели и небольшая часовня.

Свято-Боголюбский монастырь: что рядом?

Свято-Боголюбский монастырь находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Церковь Иоакима и Анны ~ 0,0 км. Собор Боголюбской иконы Божией Матери Свято-Боголюбского монастыря ~ 0,1 км

Собор Боголюбской иконы Божией Матери Свято-Боголюбского монастыря ~ 0,1 км

Собор Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Боголюбского монастыря ~ 0,1 км

Церковь Покрова на Нерли ~ 1,6 км

Церковь Михаила Архангела в Красном селе ~ 6,7 км

Князь-Владимирская церковь ~ 8,5 км

Успенская церковь ~ 9,8 км

Дом-музей Столетовых ~ 10,3 км

Описание Боголюбского монастыря

Чудотворная икона Божией Матери, написанная по повелению святого князя Андрея (см. 18 июня), находится в соборном храме ее имени, построенном в 1866 году в византийском стиле; икона писана на кипарисе и имеет в вышину 2 ½ аршина, а в ширину 11/2 аршина. С нею ежегодно 21 мая, при громадном стечении народа, совершается крестный ход в город Владимир.В память явления святому князю Божией Матери, в монастыре в 1158 году установлен 18 июня праздник, который торжественно отправляется и доныне. Северная сторона Рождественского храма занимает бывшую моленную святого князя Андрея, убиенного в примыкавших к ней сенях; в настоящее время здесь устроен придельный алтарь во имя святого князя. При монастыре имеются: школа, больница для братии и странноприимный дом — С.В. Булгаков Русские монастыри в 1913 г.// Русские монастыри. Центральная часть России, М., 1995.

Свято-Боголюбский монастырь — один из древнейших монастырей Русской Православной Церкви — был основан в 1155 г. св. блгв. кн. Андреем Боголюбским — первым после св. равноап. кн. Владимира собирателем Русской земли. Летом 1155 г. св. кн. Андрей переезжал из Киева во Владимиро-Суздальскую землю. В 10 верстах от Владимира кони, везшие чудотворную икону Пресвятой Богородицы, внезапно остановились, а ночью молящемуся князю явилась Богоматерь и повелела на этом месте основать храм в честь Своего Рождества и обитель для иноков, а чудотворную икону поставить во Владимире. С этого дня Владимирская икона стала главной святыней и символом Святой Руси, а Владимиро-Суздальская земля — центром Русского государства. Тогда же по княжескому повелению была написана Боголюбивая (или Боголюбская) икона Божией Матери в том виде, как Владычица явилась св. кн. Андрею в ночном видении. Икона эта (находящаяся ныне в Свято-Успенском Княгинином женском монастыре г. Владимира) прославилась многими чудесами, многочисленные списки ее также являются чудотворными.Летом 1174 г. князь был убит заговорщиками. Место мученической кончины святого князя (в лестничной башне Боголюбского замка) сохранилось до наших дней.

1588 г.1680 г.1690 г.1913 г.1891 г.1921 г.Собор Боголюбской иконы Божией Матери

После революции наступили годы запустения, были разорены храмы, сброшены колокола, осквернены святыни. Монашествующих разогнали, многие из них приняли от рук безбожников мученическую кончину. В монастырских корпусах разместились школа, больница, почта, отделение милиции, консервный завод, а в храмах — хранилища и склады.В 1991 г. часть монастырских зданий была передана Русской Православной Церкви. В июле 1991 г. во время перенесения мощей прп. Серафима Саровского в Дивеево крестный ход заходил в обитель. Мощи были поставлены на паперти собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери, и Святейший Патриарх Алексий II служил перед ним молебен в благословение новой обустроенной обители.За эти годы обитель преобразилась. Летом 1997 г. собор Боголюбской иконы Божией Матери был оштукатурен и побелен снаружи, а внутри было проведено паровое отопление. В соборе повешены паникадила, центральное из которых весит около 2 т, и еще девять малых боковых. В апреле 1999 г. накануне Пасхи в соборе Боголюбской иконы Божией Матери гранитом и мрамором выложен пол, белым мрамором — солея, алтарь, престол, жертвенник и горнее место. Идет восстановление росписи (отреставрированная площадь более 1200 кв. м). Возведены хозяйственные постройки, посажен фруктовый сад, реставрируются келейные корпуса. Есть швейная, иконописная, столярная мастерские. На колокольню подняты колокола весом 1 и 2,5 т, которые оглашают окрестности праздничным звоном.

Музеи Владимира

Главный музей Владимира — Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник – это комплекс, состоящий музеев в городах: Владимир, Суздаль, Боголюбово, Кидекша, Муромцево, Гусь-Хрустальный.

карта музеев Владимира

Во Владимире в состав государственного музея входят:

Дмитриевский собор — канонический бело-каменный храм владимиро-суздальской архитектурной школы с изысканной каменной резьбой. На фасадах собора находятся более полутора тысяч резных камней. Включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Рядом – отличная смотровая площадка.

Свято-Успенский православный собор — Основанный в 1160 году собор, который сотни лет оставался центром Русской православной церкви. Памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси, построенный еще в XII веке. Православный храм, действующий музей, внутри которого сохранились подлинные фрески Андрея Рублева. Собор является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Музей «Старый Владимир» в водонапорной башне – хороший музей о жизни города начала ХХ века, на верхнем ярусе смотровая площадка, к которой ведет красивая винтовая лестница.

Дом-музей Столетовых – род Столетовых подарил миру несколько значимых личностей, сыгравших важную роль в военной истории и в жизни Владимира, один по сути основал Болгарскую армию, другой – выдающийся ученый-физик

Золотые ворота с надвратной церковью Положения риз Богородицы — Объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Ворота построены по указу князя Андрея Боголюбского, Они стали главным въездом во Владимир. Аналогичные постройки существовали в разные годы в крупных православных городах – Иерусалиме, Киеве и Константинополе. А до сегодняшних дней сохранились только во Владимире.

Музей природы – птички, зверюшки, камни, растения – все, как всегда про родной край

Исторический музей – экспозиция небольшая, с экскурсоводами проблема, туалета нет, но здание красивое

Музейный центр «Палаты» — музей с временными выставками и постоянными экспозициями, вид на Клязьму отличный

Музей «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка» — экспозиция художественных промыслов Владимирского края. И хоть вышивку и лаки нам не показали – закрыто – первый этаж с экспозицией изделий гутного промысла – стеклянными и хрустальными — понравился очень. Музей расположен в церкви Троицы Живоначальной рядом с Золотыми воротами. Эта церковь — последняя культовая постройка старого губернского Владимира.  Участок земли близ Золотых ворот купила старообрядческая община, состоящая преимущественно из купцов. Влияние купцов-старообрядцев было настолько велико, что им разрешили построить новую церковь в центре города. Она сложена из красного кирпича крестовой кладкой. Церковь славилась резным иконостасом из чёрного дуба, искусно выполненными иконами – всего этого сейчас нет. Сегодня это светлый, воздушный выставочный зал Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Венец экспозиции – яркая стекольная инсталляция «Воспоминание о Венеции».

  • Владимир, Золотое кольцо России, Успенский собор
  • Владимир, Золотое кольцо России, Успенский собор, фрески Андрея Рублева
  • Владимир, Золотое кольцо России, Успенский собор
  • Владимир, Золотое кольцо России, Успенский собор
  • Владимир, Золотое кольцо России, Успенский собор
  • Владимир, Золотое кольцо России, Козлов вал
  • Владимир, Золотое кольцо России, Старая аптека
  • Владимир, Золотое кольцо России, Дмитриевский собор
  • Владимир, Золотое кольцо России, Дмитриевский собор
  • Владимир, Золотое кольцо России, Музей хрусталя, вышивки и лаковой миниатюры
  • Владимир, Золотое кольцо России, Музей хрусталя, вышивки и лаковой миниатюры
  • Владимир, Золотое кольцо России, Музей хрусталя, вышивки и лаковой миниатюры
  • Владимир, Золотое кольцо России, Музей хрусталя, вышивки и лаковой миниатюры
  • Владимир, Золотое кольцо России, Музей хрусталя, вышивки и лаковой миниатюры
  • Владимир, Золотое кольцо России, Музей хрусталя, вышивки и лаковой миниатюры
  • Владимир, Золотое кольцо России, Водонапорная башня
  • Владимир, Золотое кольцо России, Золотые ворота
  • Владимир, Золотое кольцо России, Золотые ворота

Дом-музей пряника – все о пряниках, как и во многих городах Золотого кольца

Музей ложки – во Владимире таких музея два, оба — частные

Музей сказка Бабуся-Ягуся – для детей и их родителей

Музей науки и человека «Эврика» — для семей с детьми в самый раз

Музей «Старая аптека» — небольшая, но атмосферная экспозиция про уездные старинные аптеки

Владимирский планетарий понравится семьям с детьми.

  • Владимир, Золотое кольцо России Успенский собор и Палаты
  • Владимир, Золотое кольцо России старый город
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector