Здание адмиралтейства, санкт-петербург: история, описание
Содержание:
- Военно-морской музей
- Адмиралтейство при Екатерине II
- Места рядом
- Функции Адмиралтейства
- В XVIII веке
- Кораблик на шпиле
- По плану Петра I
- Интересные факты:
- Памятники, скульптуры
- Архитектура. 10 вопросов – 10 ответов
- Адмиралтейство.
- Проект Захарова
- Архитектура здания Адмиралтейства
- История
- Скандалы
- Адмиралтейство в XIX веке
- Новый фасад Адмиралтейства
Военно-морской музей
Гражданские лица имели доступ лишь к некоторым корпусам огромного комплекса. В частности, с самого появления Адмиралтейства в нем открыли Военно-морской музей. Здесь хранились важнейшие памятники Петровской эпохи. Например, это были модели кораблей, чертежи и личная переписка первого императора, касавшаяся создания Балтийского флота.
До 1939 года этот богатый музей принимало у себя здание Адмиралтейства. Архитектор Захаров расширил площадь для экспозиций, которые с каждым поколением все увеличивались и увеличивались. В Сталинскую эпоху музей переехал в здание бывшей петербургской биржи на стрелке Васильевского острова.
Адмиралтейство при Екатерине II
При Анне Иоанновне и Елизавете Петровне строительству флота не придавалось большого значения, поэтому, когда к власти пришла Екатерина II, она получила в наследство отсутствие практически как флота, так и моряков. Но в июле 1769 г. из Петербурга вышла эскадра из 15 судов, верфь возобновила работу.
В 1777 г. в Петербурге произошло разрушительное наводнение, после которого башня Адмиралтейства стала использоваться в качестве сигнальной: в случае начала наводнения на ней днём вывешивались флаги, а ночью фонари. При этом обязательно стреляли из пушек.
13 мая 1783 года на территории Адмиралтейства произошёл крупный пожар. Была опасность распространения пожара на Зимний дворец, но его удалось предотвратить, однако Екатерина II решила перенести верфь на территорию Кронштадта. Но этому воспротивилась Адмиралтейств-коллегия: сначала чиновники затянули проект перевода Адмиралтейства в Кронштадт, а потом составили смету в 9 миллионов рублей. Екатерина II решила, что это слишком дорого, поэтому были отпущены средства на ремонт и организацию дополнительных противопожарных мер, эти мероприятия были завершены уже при Павле I.
До кончины Екатерины II на башне Адмиралтейства ежедневно устраивались полуденные концерты в исполнении оркестра Адмиралтейства.
Места рядом
Адмиралтейская набережная сама по себе приятное место для прогулок. Рядом с ней находится ещё несколько интересных мест — можно посетить их во время прогулки. Самым знаковым из них является Исаакиевский собор (Исаакиевская пл., д. 4). Адмиралтейская набережная соседствует с Дворцовой, на которой находится ещё одна знаменитая достопримечательность Санкт-Петербурга — Государственный Эрмитаж.
В окрестностях Адмиралтейства, в шаговой доступности от метро находится множество кафе и ресторанов, в которых можно перекусить и просто отдохнуть во время прогулки.
Вид на разведение Дворцового моста, a.v.komova
Для гостей северной столицы здесь же, на набережной находятся отели и хостелы. В одном из флигелей Адмиралтейства находится Военно-морской политехнический институт (Адмиралтейский проезд, д. 2).
Примерно в километре от Адмиралтейства, вниз по течению Невы, на Английской набережной находится ЗАГС.
Функции Адмиралтейства
Первоначально задуманное, как кораблестроительная верфь, Адмиралтейство выполняло различные функции. Основным его предназначением, разумеется, являлось строительство кораблей.
Вскоре после завершения строительства верфи, 29 апреля 1706 года был спущен на воду первый корабль для боя в прибрежных водах – 18-ти пушечный прам. С тех пор на стапелях было построено 262 корабля различного предназначения.
Одновременно здание Адмиралтейства служило местом дислокации руководства флотом и выполняло роль погранично-сторожевого поста. Все корабли, проходившие мимо него по Неве, не оставались без внимания. Их названия, имена капитанов и описания грузов находили свое отражение в специальном лоцманском журнале.
Функции крепости были востребованы до 1820-х годов, после чего насыпные валы были срыты и ров полностью засыпан. На его месте был разбит широкий бульвар, перевоплотившийся впоследствии в знаменитый Александровский сад.
Строительство кораблей продолжалось вплоть до 1844 года и впоследствии, Адмиралтейство использовалось для размещения Морских ведомств, музея и военно-морского училища. Сейчас здесь располагается Главный штаб ВМФ и, в соответствии с этим, над зданием развевается Андреевский флаг.
Адмиралтейство находится в самом центре города и является жемчужиной архитектурного ансамбля трех прекрасных площадей северной столицы – Исаакиевской, Дворцовой и Декабристов. Это – символ Петербурга, российского флота и величия России.
В XVIII веке
За долгие годы своего существования здание Адмиралтейства в Петербурге несколько раз перестраивалось. В 1730-е гг. архитектор Иван Коробов возвел новое каменное здание, заменившее устаревшие корпуса. При этом автор проекта сохранил старую петровскую планировку, но изменил внешний вид, придав ему монументальность.
Важность презентабельности фасада была крайне высока, ведь Главное адмиралтейство находилось на пересечении центральных и самых оживленных улиц столицы – Невского проспекта, Вознесенского проспекта и Гороховской улицы. Тогда же появилась так называемая «игла» — позолоченный шпиль
На протяжении следующих десятилетий городские власти систематически занимались облагораживанием и перестройкой площадей, примыкающих к комплексу. В дни праздников они становились излюбленным местом народных гуляний. В конце правления Елизаветы Петровны был полностью замощен луг, окружавший здание. Этот пешеходный маршрут сразу стал популярным среди жителей и гостей города.
Водное пространство вокруг Адмиралтейства служило центральной площадкой для морских учений флота. Канал, бывший транспортной артерией внутри города, периодически засорялся. При Елизавете Петровне стали проводить регулярные работы по его очистке.
Кораблик на шпиле
В первый раз здание Адмиралтейства перестроили в 1711 году, а еще через восемь лет оно получило свой знаменитый шпиль. На самом его верху расположили фигурку корабля, изготовленную голландскими мастерами, знаменитыми своей любовью к флоту. Именно их европейский опыт Петр старался привить городу своей мечты.
О кораблике на шпиле до сих пор идут острые споры исследователей и краеведов. Единой теории о его прообразе нет. Есть две популярных точки зрения. Одна гласит о том, что моделью корабля стало первое судно, которое принял в своем порту г. Санкт-Петербург. С самого начала здесь кипела жизнь, и удобная верфь стала домом для многих экипажей. Согласно другой теории, фигура корабля была срисована с силуэта фрегата «Орел». Это было первое военное судно российского флота, построенное по приказу отца Петра, Алексея Михайловича, в 60-е годы XVII века.
Шпиль Адмиралтейства несколько раз ремонтировали. В ходе этих процедур кораблик меняли. При этом оригинальная фигурка, изготовленная голландцами в годы Петра I, была утеряна. Шпиль сразу же приглянулся жителям города. Для них он стал неофициальным символом Петербурга. Кораблик Адмиралтейства в этом звании может успешно поспорить с Медным всадником, разводными мостами и Петропавловским собором.
По плану Петра I
Первоначально первая постройка на левом берегу Невы в Санкт-Петербурге задумывалась Петром I только как верфь. И место было подходящее: здесь раньше находилось село, место было обжитое, и Нева здесь довольно широкая – удобное место для спуска кораблей со стапелей. Новая верфь была необходима для строительства кораблей Балтийского флота.
По плану Петра I
План Адмиралтейства составил сам Петр I. Это было одноэтажное сооружение в форме буквы «П», двор был обведен внутренним каналом, во дворе – эллинги для строительства парусных кораблей. Заложено здание было 5 ноября 1704 г.
Стройка велась, как сказали бы сейчас, ударными темпами: строители (около пяти тысяч человек) работали с 5 утра до 9 вечера. В 1704-1705 гг. в конструкцию здания были внесены коррективы – она принимала функции крепости, так как шведы угрожали городу.
Адмиралтейство на гравюре 1716 г.
Строительством руководил А. Д. Меншиков, его помощниками были петербургский обер-комендант Яков Брюс и олонецкий комендант Иван Яковлевич Яковлев, который осуществлял непосредственное наблюдение Адмиралтейского двора.
Вокруг стен Адмиралтейства вырыли наполненные водой рвы. Вокруг крепости создали большой луг, необходимый для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения. На месте луга со временем появились Александровский сад и площади: Сенатская, Исаакиевская, Дворцовая.
1 октября 1705 года над башней с въездными воротами установили шпиль — второй в Петербурге после шпиля Петропавловского собора. Вокруг верфи было установлено 108 пушек. Адмиралтейство как крепость окончательно было оформлено к 15 ноября 1705 г.: Адмиралтейский приказ, 10 эллингов, деревянные склады, деревянная башня в центре.
Адмиралтейство стало крупным предприятием, на котором происходил полностью весь производственный процесс постройки корабля: от заготовки леса до схода корабля со стапелей. Уже через год было готово первое судно: 18-пушечный корабль, построенный при личном участии Петра I. Всего во время царствования Петра здесь было построено более 40 кораблей. В ознаменование Полтавской победы Пётром был заложен на Адмиралтействе первый 54-пушечный корабль «Полтава», спущенный на воду в середине 1712 г. Государь лично следил за тем, как работает верфь.
54-пушечный корабль «Полтава»
К 1715 г. в Петербурге было уже более 10 тыс. кораблестроителей. Правда, вначале это были в основном иностранцы: голландцы, англичане, итальянцы. Всех, кто работал на верфи, селили недалеко, по другую сторону адмиралтейского луга – простые рабочие в шалашах, а чем выше чин – тем жилье качественнее и ближе к Адмиралтейству.
30 мая 1710 г. при Адмиралтействе в одном из её деревянных зданий была заложена церковь во имя святого Исаакия Далматского. 30 мая — день этого святого, а также день рождения Петра I.
19 февраля 1711 года указом царя был создан «Хор военной музыки Адмиралтейского батальона». Он состоял из семи гобоистов и десяти барабанщиков.
Интересные факты:
Здание Адмиралтейства («места для строительства и ремонта военных судов») ведет свою историю от Адмиралтейских крепости и верфи, построенных в 1705-1706 годах по чертежам, утвержденных императором Петром I. Здесь закладывались корабли, а также размещались сопутствующие службы всего флотского хозяйства России. В то время к зданию подходил Адмиралтейский канал, служащий для доставки леса и прочих строительных материалов.
В 1711 году над зданием Адмиралтейства появился знаменитый шпиль, «адмиралтейская игла», увенчанный корабликом, который сегодня считается одним из главных символов Санкт-Петербурга. Первый кораблик установил голландский мастер, и он простоял до 1815 года, пока не был заменен на новый. Вес кораблика — 65 килограмм, длина — 192 сантиметров, высота — 158 сантиметров. Под первым корабликом в специальной кубышке поместили все образцы золотых монет, отчеканенных к тому времени в Санкт-Петербурге. Уже в наше время, в 1977 году, в этот ларец поместили Конституцию СССР.
Когда в 1732-1738 годах строилось первое каменное здание Адмиралтейства, оно повторило П-образные очертания прежней постройки, а высота шпиля стала составлять 72 метра.
Площадь перед Адмиралтейством — Адмиралтейский луг — долгое время никак не использовалась, пока на ней не появился архитектурный ансамбль Дворцовой площади.
Адмиралтейство почти сразу стало играть роль «главного здания» Санкт-Петербурга, к нему тремя лучами сходились основные городские улицы — Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект.
До 1873 года со двора Адмиралтейства производили известный полуденный пушечный выстрел, а с 1777 года в здании был установлен колокол, предупреждающий горожан об опасности наводнения.
Перестройка 1823 года была вызвана необходимостью привести внешний вид здания в соответствие с соседними Дворцовой площадью и Зимним дворцом.
Современное Адмиралтейство состоит из двух П-образных корпусов и монументальной башни со шпилем. Внешнее оформление здания — арка, колоннада и портики на флангах и боковых фасадах. Поверхность богато украшена скульптурой и рельефами с изображением богов, нимф и античных героев (56 статуй, 11 барельефов и 350 лепных украшений). Центральная башня декорирована горельефом «Заведение флота в России» работы И. И. Теребенева.
Строительство кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года, позже здесь размещались Морское министерство, Главный морской штаб, Главное гидрографическое управление, Адмиралтейский собор. После революции 1917 года в здании находились Центрофлот, Военно-морской революционный комитет, Высшее военно-морское училище им. Ф. Э. Дзержинского, штаб Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы и, наконец, с 2012 года — Главный штаб ВМФ России.
Протяженность главного фасада здания — 407 метров.
Здание Главного Адмиралтейства включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Адмиралтейский проезд, 1-2. | |
Здание Главного Адмиралтейства на карте: Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт |
Как добраться: Здание находится на 2-м Адмиралтейском острове между Адмиралтейской набережной и Александровским садом. Ближайшая станция метро — «Адмиралтейская». Наземный транспорт — остановки «Дворцовая площадь», «Адмиралтейский проспект». |
Памятники, скульптуры
Вся набережная — сплошное произведение искусства. Но есть на ней несколько объектов, достойных отдельного упоминания.
Один из двух львов на «спуске со львами» возле Адмиралтейства, Евгений
Спуск со львами на Адмиралтейской набережной
Львы — один из символов Санкт-Петербурга и самые узнаваемые представители семейства кошачьих в городе. Скульптуры были установлены на Дворцовой пристани в 1832 г. — они и Южный спуск Дворцового моста представляют собой единую композицию. Львы медные, созданы мастером И. Прангом на Александровском чугунолитейном заводе Санкт-Петербурга. Идея и модель — И. П. Прокофьева. Там же по рисунку Л. Шарлеманя были изготовлены пьедесталы для них. Внутри львы полые, но во время последней реставрации был добавлен прочный каркас. Дело в том, что львы полюбились приезжим и каждый турист считает своим долгом сфотографироваться сидя на спине одного из этих животных. Однажды скульптура не выдержала — спину льва пришлось восстанавливать.
Парфировая ваза у Петровского спуска , Андрей Масхлая
Порфировые вазы
Вазы, ныне украшающие Петровский спуск, были изготовлены на гранильной фабрике в Швеции. В 1830 г. их доставили в Санкт-Петербург как подарок шведского короля, а 2 года спустя установили рядом со львами, на Дворцовой пристани. В 1873—1873 гг. вазы переместили на Петровский спуск. В 2013 г. на вазах было обнаружено большое количество трещин. Они были отправлены на реставрацию, которая длилась год.
Царь-плотник
Скульптура изображает Петра I, который обучается кораблестроительному мастерству. Изготовлена по проекту архитектора А. И. фон Гогена, скульптором Л. А. Бернштамом. Композиция была установлена в 1910 г., но демонтирована спустя 8 лет. Тогда подобная участь постигла многие памятники Петру I — как «не имеющие художественной ценности». В 1996 г. скульптура вернулась на берег Невы — правительство Нидерландов подарило городу копию утраченного памятника.
Памятник Петру I — «Царь-плотник», Ирина Дементьева
Пётр I спасает утопающих в Лахте в 1724 году
Это вторая скульптура у здания Адмиралтейства, посвящённая императору Петру I, она не сохранилась до наших дней. «Плотник» был установлен с западного крыла, а «Пётр, спасающий рыбаков» — с восточного. Обе скульптуры были изготовлены одними и теми же мастерами и куплены императором Николаем II на выставке в Нидерландах.
С этим памятником связана история, когда Пётр в ноябре 1724 г. бросился в ледяную воду спасать тонущих рыбаков. Тогда он сильно простудился. Оправится от болезни император уже не смог и 28 января 1725 года умер.
Медный всадник
Ещё один памятник Петру I, установленный на берегу Невы и ещё один символ Санкт-Петербурга. Скульптура была установлена на Сенатской площади 7 августа 1782 года. Создавали памятник сразу несколько мастеров: конную статую вылепил Этьен Фальконе, голову его ученица Мари Анн Колло, а змею — Фёдор Гордеев. Для грандиозной скульптуры требовался соответствующий постамент — его нашли в окрестностях деревни Конная Лахта. Когда Гром-камень извлекли из земли на его месте остался огромный котлован. Со временем он заполнился водой, образовав Петровский пруд — он существует до сих пор.
Nomad
Архитектура. 10 вопросов – 10 ответов
Адмиралтейство.
Вопросы |
Ответы |
1. Название здания? |
Здание Главного Адмиралтейства. |
2.Где находится? |
Санкт-Петербург. |
3.Каков тип здания? |
Русский ампир. |
4.В каком веке и году построено? |
XVIII век. 1704-1706. |
5.При каком правителе? |
Пётр I ( 1682-1725). |
6.В честь какого события построено здание? |
Здание задумано как крепость, как верфь для строительства кораблей. |
7.Кто строил здание? |
Архитекторы: А.Д. Захаров, И.К. Коробов. Скульпторы: С. Пименов, В. Демут-Малиновский, А. Анисимов, Ф Щедрин. |
8.Внутреннее убранство? |
Из интерьеров Адмиралтейства сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний и библиотека. Суровая строгость монументальных архитектурных форм смягчена обилием света и исключительным изяществом отделки. |
9.Каковы особенности постройки здания? |
Высота- 72 метра, из них 23 м. – это шпиль. Два П-образных корпуса- внешний и внутренний. В центре- башня со шпилем. Много скульптур. |
10.Судьба здания сегодня. |
С 2012 в здании находится Главное командование ВМС России. |
Интересные факты.
- Сначала здание строилось по чертежам самого царя, затем архитектором был назначен А.Д. Захаров.
- Адмиралтейство изначально представляло крепость, вокруг ограждённую земляным валом и рвом с водой; охраняли его пять бастионов. Перед крепостью было широкое свободное пространство, чтобы видеть противника (эспланада).
- Первый спуск корабля состоялся 10 мая (29 апреля) 1706 г.
- В 1711 году был установлен металлический шпиль с корабликом (автор – Харман ван Болос). Есть мнение что прообразом кораблика стал первый русский корабль «Орёл» ( 1667-1669, построенный при Алексее Михайловиче).
- В 1732-1738 здание перестроили по проекту архитектора И.К. Коробова. В центре была построена башня с позолоченным шпилем («Адмиралтейская игла»), кораблик был вознесён на высоту 72 метра.
- Пространство перед Адмиралтейством активно использовалось: здесь проводились учения солдат, устраивались народные гуляния и ярмарки.
- Луг перед зданием был замощён лишь при Елизавете Петровне в последней четверти 18 века.
- В 1806-1823 г. по проекту А. Захарова здание перестроено было почти полностью. Осталась лишь башня со шпилем. Вокруг был разбит бульвар (сейчас это Александровский сад). Здание рассматривалось как центральное городе, протяжённость главного фасада – 407 м. К нему тремя путями сходятся три главные магистрали.
- Особое место в архитектурном решении Адмиралтейства занимает скульптура. На фасаде изображены: греческая богиню правосудия Фемиду, нимфы, несущие глобусы, фигуры античных героев (Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра). Над колоннадой — 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх сторон света, музы астрономии — Урании и покровительницы корабельщиков-египетской богини Изиды и др.
Назначение Адмиралтейства.
- До 1844 г. строились корабли. Далее в нём находились лишь учреждения.
- С 1718 года в здании находилась Адмиралтейств-коллегия (с 1827 г.- Адмиралтейств-совет).
- С 1709 по 1939 – Модель-камера (с 1805 – Морской музей).
- С июня 1917 – Центрофлот , поддерживающий Временное правительство.
- После революции – ВМРК – Военно-морской революционный комитет.
- 1932-1933 – в здании находилось Высшее военно-морское училище имени Ф.Э. Дзержинского.
- С 1933- 2008 – штаб Краснознамённой Ленинградской военно-морской базы.
- С 2012 – Главное командование ВМС России.
Такова большая и очень интересная история Адмиралтейства.
Поэт О. Мандельштам посвятил ему стихотворение.
Адмиралтейство.
В столице северной томится пыльный тополь. Запутался в листве прозрачный циферблат, И в тёмной зелени фрегат или акрополь Сияет издали, воде и небу брат. Ладья воздушная и мачта недотрога, Служа линейкою преемникам Петра, Он учит: красота не прихоть полубога, А хищный глазомер простого столяра. Нам четырех стихий приязненно господство; Но создал пятую свободный человек. Не отрицает ли пространства превосходство Сей целомудренно-построенный ковчег. Сердито лепятся капризные Медузы, Как плуги брошены, ржавеют якоря, И вот разорваны трех измерений узы И открываются всемирные моря!
<1913>
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.
Проект Захарова
В середине XVIII века был построен Зимний дворец. Он соответствовал стилю, который позже был назван елизаветинским барокко. Дворец находился совсем недалеко от Адмиралтейства. Их разительная несхожесть и принадлежность к разным эпохам легко бросались в глаза. Поэтому в начале XIX столетия городские власти рассмотрели несколько проектов по обновлению и перестройке здания Адмиралтейства.
На роль ведущего архитектора был выбран Андреян Захаров. Он начал работу в 1806 году и скончался, так и не успев увидеть свое детище. Его проект продолжили ученики. Они не изменили основных посылов и замыслов Захарова.
Архитектура здания Адмиралтейства
Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге считается одним из самых значительных исторических памятников архитектуре. Изначально здание, являющееся в наше время Главным Адмиралтейством, имело функцию верфи, использовавшейся для постройки и ремонта военных судов (отсюда и пошло название — Адмиралтейство). Именно от возвышающегося шпиля этой достопримечательности в разные стороны раскинуты три самые главные исторические улицы города: Вознесенский проспект, Невский проспект и Гороховая улица. По этой причине раньше здание Адмиралтейства иногда называли «Невским трезубцем» или «Полярной звездой».
Архитектором Адмиралтейской верфи был сам Петр I, он собственноручно нарисовал план будущего строения, которое должно было выглядеть как огромная буква П, длиной около 425 метров, а шириной — 213 метров. По проекту внутри двора находилась «государева контора» — главное здание Адмиралтейства, по бокам которого располагались дополнительные пристройки в один этаж, выполненные из дерева. Через несколько лет в 1711 году к главному зданию была пристроена высокая башня с тонким возвышающимся шпилем с флюгером, ставшая впоследствии главным символом Санкт-Петербурга. В этой части Адмиралтейства заседала и управляла флотилией Адмиратейств-коллегия. В центре комплекса в свое время были расположены различные помещения для ремонта или постройки судов. В этом же месте была специальная камора для проектирования кораблей, в которой располагались чертежники и архитекторы.
Окружала здание Адмиралтейства основательная стена, укрепленная земляными бастионами в количестве 5 штук, а также защищенная достаточно глубоким крепостным рвом, в котором вместо воды на дне были установлены несколько рядов острых кольев. Верфь с рекой Нева соединяло два канала — один внешний, а второй внутренний. Место, необходимое для обстрела вражеских кораблей, освободили вырубкой леса, и стали именовать — Адмиралтейский луг.
Павел Киселев
Современное Адмиралтейство включает в себя два корпуса в виде букв П. Главный фасад достопримечательности притягивает взгляд туристов своими основательными колоннами, а также аркой, над которой возвышается башня в несколько ярусов, украшенная куполом со шпилем и часами. Главное Адмиралтейство имеет три этажа, а фасад его украшен 56 статуями, 11 барельефами и более 300 различных видов лепнины.
История
Строительство верфи началось на левом берегу Большой Невы 5 ноября 1704 года.
К апрелю 1706 года на воду было спущено первое судно. До декабря 1709 года на верфи строились преимущественно небольшие судна (галеры, буера, прамы, бригантины и шнявы).
Спуск на верфях Николаем II на воду крейсера «Аврора» 11 (24) мая
В декабре 1709 года здесь был заложен первый линейный корабль — 54-пушечная «Полтава» (спущен на воду в 1712 году), ознаменовавший собой новый этап в развитии русского флота. Всего в петровское время на верфях Санкт-Петербургского Адмиралтейства было построено 23 корабля и более двухсот галер.
В году здесь была построена и испытана первая подводная лодка — «потаённое судно» крестьянина Ефима Никонова.
В – гг. верфь была переведена на Галерный двор, а в 1870-х территория старой верфи была продана под застройку. За время существования верфи в Адмиралтействе на ней было построено 256 крупных кораблей.
До 1 января 1908 года все судостроительные учреждения на левом берегу Невы входили в состав Санкт-Петербургского порта и лишь с этого времени Галерный остров и часть территории Нового адмиралтейства со всеми эллингами и мастерскими для постройки судов выделены под Адмиралтейский судостроительный завод, который действовал на тех же основаниях, что и Балтийский завод, имея с ним общее правление, но своего начальника завода.
Советское время
После революции верфи пришли в удручающее состояние. Не было судостроительных заказов, завод занимался судоремонтом, переоборудованием судов и различными сторонними заказами вплоть до ремонта трамваев и автомобилей. Единственным профильным заказом в период 1917–1921 годов стал правительственный заказ на достройку 500-тонных барж с последующим переоборудованием для Онежской флотилии, завершённый к 1919 году. На баржах были установлены артиллерийские орудия калибра 203 мм и калибра 152 мм.
На конец 1919 года ситуация с заказами на предприятии не улучшилась и на заводе остался 1021 работник. В 1921 году было принято решение произвести объединение Адмиралтейского завода и остальных предприятий в единое целое, по мнению инициаторов реформы это должно было сократить административные расходы при отсутствии заказов. С 28 октября 1921 года Адмиралтейский завод, Галерный остров и Охтинский снарядный цех стали отделением Балтийского завода. Оно получило название Адмиралтейский отдел Балтийского завода. За всю историю построено более 400 подводных лодок.
В советское время на верфи осуществлялось множество оборонных проектов, в том числе выпуск атомных подводных лодок проекта 671.
Название в советское время: Дважды ордена Ленина, орденов Отечественной войны I степени и Трудового Красного Знамени Ленинградское адмиралтейское объединение.
Адмиралтейский дом, с 5 ноября 1704 года | ||||||||||||||||
Галерный двор, с 1712 года | Санкт-Петербургское адмиралтейство (Главное адмиралтейство), до 1861 года | Галерный остров, с 1719 года | ||||||||||||||
Галерная верфь, с августа 1721 года | ||||||||||||||||
Новое адмиралтейство, с 1800 года | Литейно-механический завод Берда, с 1792 года | |||||||||||||||
Адмиралтейский судостроительный завод, с 1908 года | ||||||||||||||||
Франко-русский завод, с 1891 года | ||||||||||||||||
Адмиралтейский судостроительный и башенный завод, с по 1914 годы | ||||||||||||||||
Охтинский снарядный цех в аренде у Адмиралтейского завода с 1 января по ноябрь 1921 года | Объединение Адмиралтейского судостроительного завода и Балтийского завода, с 19 октября по 7 марта 1918 года | |||||||||||||||
Адмиралтейский отдел Балтийского завода, с 28 октября по 1922 год | ||||||||||||||||
Отделение имени Андре Марти Балтийского завода, с по 1925 год | Завод имени Карла Либкнехта, с по 1925 год | |||||||||||||||
Судостроительный завод имени Андре Марти, с 13 января по 1936 год | ||||||||||||||||
Новое адмиралтейство, с 1 декабря 1926 года выделено для ликвидации | ||||||||||||||||
Завод вспомогательных механизмов «Судомех», с 13 июля по 1937 год | ||||||||||||||||
Завод № 196, с 1 января по 1966 год | Завод № 194, с 1 января по 1957 год | |||||||||||||||
Ново-Адмиралтейский завод, с 25 октября по 1972 год | Адмиралтейский завод, с 21 декабря по 1972 год | |||||||||||||||
Ленинградское адмиралтейское объединение, с 31 января по 1992 год | ||||||||||||||||
Государственное предприятие Адмиралтейские верфи, с 30 марта 1992 года |
Скандалы
На Адмиралтейских верфях экономическая полиция нашла ущерб Минобороны на 100 млн рублей, в результате чего задержан заместитель главного инженера — начальник инженерного центра Емельченков Г.А.
Бывшего главного инженера предприятия Владимира Байкова обвиняют в краже денег при выполнении заказа Министерства обороны.
27 ноября 2018 года произошел пожар на ледоколе «Виктор Черномырдин» на территории АО «Адмиралтейские верфи». Во время ЧП пострадали два человека. В больницу был госпитализирован сотрудник фирмы-подрядчика с ожогами рук. Площадь пожара составила около 100 квадратных метров. К ликвидации огня на строящемся ледоколе привлекли 35 расчётов и 139 человек. По факту пожара возбуждено уголовное дело по статье 216 УК РФ («Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ»)
По версии следствия, на ледоколе неосторожно работали с открытым огнём
Адмиралтейство в XIX веке
Адмиралтейство в начале XIX века
К началу XIX века старое здание Адмиралтейства оказалось в самом центре столицы и не соответствовало статусу места, не гармонировало с Зимним дворцом и другими архитектурными ансамблями Петербурга. В 1806 г. по указу Александра I к проектированию нового здание Адмиралтейства приступил архитектор А. Д. Захаров. Он блестяще справился со своей задачей: перестроил Адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем. Фортификационные сооружения у верфи были уничтожены, на их месте разбит бульвар (сейчас на этом месте расположен Александровский сад). Сохранив план уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе.
Работа по реконструкции Адмиралтейства проходила в несколько этапов. Ближе к Зимнему дворцу обустраивались жилые комнаты высшего командного состава Морского министерства, а они отделывались богаче, чем остальные. На втором этаже разместили квартиру Морского министра, была спроектирована парадная лестница. Она украшена скульптурами Афины-Паллады и Геркулеса.
До наших дней сохранились интерьеры и мебель, некоторые элементы декора.
Были сломаны все эллинги, мастерские перевели на другую территорию. Захаров построил третье здание Адмиралтейства, которое стало символом морского могущества России. Длина главного фасада — 408 метров. Высота башни со шпилем осталась прежней — 72 метра. Кораблик весом в 65 килограммов покрыт двумя килограммами чистого золота. Он действовал как флюгер. Конструкция коробовской башни осталась цела.
Адмиралтейство сохранило первоначальный план из двух П-образных корпусов. Здание богато украшено скульптурами. Перед башней установлены две скульптуры, изображающие молодых женщин, держащих небесные и земные сферы. На углах первого яруса башни находятся статуи античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Они были выполнены из пудожского камня скульптором Ф. Ф. Щедриным. Над колоннадой 28 скульптурных аллегорий: огонь, вода, земля, воздух, четыре времени года, четыре стороны света, богини Изида (покровительница кораблестроения) и Урания (муза астрономии). В создании скульптур принимали участие С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, А. А. Анисимов.
Центральная башня Адмиралтейства украшена горельефом «Заведение флота в России» скульптора И. И. Теребенёва. В центре изображён бог морей Нептун, который передаёт свой трезубец (эмблему власти над морем) Петру I. Около царя стоит Минерва, смотрящая на нифм и тритонов, занятых строительством кораблей. В 1812-1813 гг. Теребенёв создал горельефы для четырёх фронтонов. Со стороны Зимнего дворца установили «Гений Славы, венчающий науки», со стороны Сенатской площади – «Гений Славы, венчающий военные подвиги». Восточный портик главного фасада украшен горельефом «Фемида, увенчивающая труды художника», а западного – «Фемида, награждающая за военные и морские подвиги».
Архитектор Захаров умер в 1811 г. Работу к 1823 году завершили его помощники.
В верхней части с 12 декабря 1821 г. работала церковь с главным алтарём во имя святого Спиридона Тримифунтского. Домовая Надвратная церковь была освящена во имя святых Елизаветы и Захария. Её помещение сохраняется и в наши дни.
7 ноября 1824 г. снова случилось страшное наводнение, и после этого у восточного павильона Адмиралтейства на деревянном возвышении поставили 24-фунтовую пушку. Она извещала жителей о прибытии воды тремя выстрелами, а фонарь на куполе Адмиралтейства использовался в качестве пожарной каланчи: здесь дежурил часовой.
После закрытия верфи перестали быть нужными обслуживающие его каналы. На месте Адмиралтейского канала в 1810-х годах появился Конногвардейский бульвар.
«Люблю тебя, Петра творенье…»
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светлаАдмиралтейская игла… (А.С. Пушкин «Медный всадник»).
В 1872 году морское училище было переведено в Кронштадт.
Строительство парусных кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года. В дальнейшем в здании остались только учреждения флота: Морское министерство, Главный морской штаб, Главное гидрографическое управление, Адмиралтейский собор.
Новый фасад Адмиралтейства
Согласно предложению архитектора, было перестроено почти все Главное адмиралтейство. От старого здания осталась лишь былая башня, на которой покоился позолоченный шпиль с корабликом. Были снесены прежние фортификации, оставшиеся в городе со времен Северной войны. Теперь столица наслаждалась мирной жизнью, и необходимость в бастионах отпала. На освобожденном месте появился популярный среди жителей Петербурга бульвар. Сейчас здесь находится не менее востребованный Александровский сад.
Продолжительность нового фасада достигла 400 метров. Все архитектурные решения Захарова реализовывались только с одной целью – подчеркнуть ключевое значение здания Адмиралтейства в облике столицы. Г. Санкт-Петербург и тогда, и сейчас сложно представить без знаменитого фасада этого административного комплекса.