Субъекты российской федерации
Содержание:
- Как регионы отличаются полномочиями?
- Какие города сегодня имеют такое значение?
- Исторические изменения субъектов
- Обоснованность статуса
- Москва — город федерального значения
- История развития территориального деления России
- Национализация как способ приобретения земельных участков в федеральную собственность
- Определение статуса
- Области
- Специфика городов федерального значения
- Процедура разграничения федеральной собственности на землю
- Экономические районы Российской Федерации
- Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
- Порядок изъятия земельного участка
Как регионы отличаются полномочиями?
Прежде всего, стоит сказать о распределении власти согласно Конституции России. Формально все полномочия четко делятся по уровням власти – есть то, за что отвечает федеральный центр, за что отвечают субъекты, и за что они отвечают совместно.
Например, за оборону и безопасность, федеральный бюджет, внешнюю политику, судоустройство, прокуратуру, границы, выпуск денег, защиту прав человека и многое другое отвечает исключительно Российская Федерация. Это означает, что власти региона в принципе не могут вмешиваться в вопросы обороны или работу прокуратуры (хотя и могут содействовать в этом другими способами). А если какую-то часть работ выполняет регион, он обязательно получает на это субсидии из федерального бюджета.
Отдельный блок полномочий находится в совместном ведении федерального центра и регионов, например, владение землей, вопросы образования, здравоохранения, борьба с катастрофами, налогообложение, сельское хозяйство, и т.д. На практике это означает, что на борьбу со стихийными бедствиями регион будет тратить и свои деньги, и полученные от федерального бюджета.
Все, что не входит в соответствующие статьи Конституции, регулируется на уровне региона – и, соответственно, оплачивается региональным бюджетом (хотя некоторые полномочия не связаны с финансовой стороной).
Больше всего прав у республик – Конституция РФ даже определяет республику как государство. Правда, все юристы подчеркивают – такие республики не являются самостоятельными государствами, иначе РФ имела бы статус конфедерации, а не федерации. Кроме этого, ключевое отличие республики от других субъектов – наличие у нее собственной Конституции. Да, формально это тот же устав региона, но по статусу Конституция все же выше. Республиканская Конституция и законы не могут противоречить федеральным законам (в такой ситуации применяется именно федеральный закон).
Еще одно право республики – устанавливать государственный язык, помимо русского. Эти языки могут использоваться в официальных документах, но требовать их знания от жителей региона (например, чтобы получить избирательное право) власти республики не вправе. Также республика может иметь свой флаг, герб, гимн, она владеет землей, лесами, недрами и другими природными ресурсами на своей территории, и т.д.
Но и это еще не все. Из всех республик есть одна, которая имеет еще больше полномочий – это Татарстан. История тянется еще с 1992 года, когда все субъекты, кроме Татарстана и Чечни, подписали Федеративный договор. Власти Татарстана потребовали подписать отдельный документ – и в 1994-м получили его. Договор о разграничении полномочий действует до сих пор (хоть и в урезанном виде), но все равно – в Татарстане есть свой президент, обязательные 2 языка и право на часть доходов от нефти.
Полномочия других регионов скромнее, и не особо отличаются между собой. Край, область и город федерального значения имеют одинаковый правовой статус, но Москва выполняет функции столицы, и получает за это дополнительные деньги от других регионов.
Отдельно стоят автономные области и округа – они отличаются тем, что создаются по национальному признаку, поэтому отличаются национальным составом и бытом населения. Кроме того, как минимум 2 автономных округа в России – ХМАО и ЯНАО – основные доноры федерального бюджета, они суммарно дают порядка 40% его доходов.
Какие города сегодня имеют такое значение?
В список городов федерального значения на данный момент входят следующие населенные пункты Российской Федерации:
- Москва;
- Санкт-Петербург;
- Севастополь.
Также в эту категорию включен Байконур.
По соглашению о сотрудничестве, заключенному между правительствами РФ и Казахстана в декабре 1994-го, и по арендному договору, комплекс Байконур имеет статус федерального значения с особым режимом безопасности. При этом Байконур не является субъектом РФ, поэтому в Совете Федерации РФ он не представлен. Договор действует до 2050 г.
На данный момент часть жителей Байконура, а это свыше 78 тыс. человек, имеют российское гражданство. В городе используется российский рубль, обучение и делопроизводство осуществляются на русском языке.
Севастополь вошел в категорию городов федерального значения России в результате мартовских событий 2014-го (после присоединения Крыма к РФ). В состав Республики Крым Севастополь не входит.
Исторические изменения субъектов
Союзные республики
СССР образовался 30 декабря 1922 года. Он провозглашался единым социалистическим многонациональным государством и имел общие политику и экономику. При этом союзные республики сохраняли свой суверенитет. В СССР находилось 16 стран:
- Азербайджан.
- Армения.
- Белоруссия.
- Грузия.
- Казахстан.
- Карелия.
- Киргизия.
- Латвия.
- Литва.
- Молдавия.
- Российская Федерация.
- Таджикистан.
- Туркменистан.
- Узбекистан.
- Украина.
- Эстония.
Вследствие экономического и политического кризиса 1980-х годов появились предпосылки к распаду Советского Союза. После этого события, которое произошло 26 декабря 1991 года, республики отделились друг от друга. Россия была признана правопреемником СССР.
Автономные округа
Автономные округа начали появляться в Советском Союзе, в составе краев и областей. До 1992 года они не были самостоятельными субъектами. К 1939 году автономных округов стало 10. Их количество не менялось до 2005 года.
С 2005 по 2008 год количество АО в России сократилось, так как их объединили с соседними субъектами. Были упразднены:
- Агинский Бурятский Автономный Округ стал относиться к Забайкальскому Краю.
- Коми-Пермяцкий Автономный Округ вошел в состав Пермского Края.
- Корякский Автономный Округ перешел к Камчатскому Краю.
- Эвенкийский и Таймырский Автономные Округа были присоединены в Красноярскому Краю.
- Усть-Ордынский Бурятский Автономный Округ вошел в состав Иркутской области.
Обоснованность статуса
Города федерального значения России не случайно имеют свой статус. Их политическое, экономическое или стратегическое значение являются неоспоримыми.
Москва – это столица РФ, где представлены высшие органы всей государственной власти, в том числе президент, сосредоточены важнейшие международные экономические и политические связи России.
Санкт-Петербург – не просто культурная столица страны, но и образовательный, промышленный и научный центр, сосредоточение экономики и деловых отношений.
Севастополь чрезвычайно важен в стратегическом плане, т.к. в городе располагается военная база Черноморского флота РФ, оснащенная последними видами вооружения и современными моделями военных кораблей.
Все три города являются городами-героями.
Важность Байконура трудно переоценить. На площади 7 тыс
гектаров находится 5 площадок для стартов, 3 шахты пусковых установок, предстартовые комплексы. С Байконура осуществляется связь с МКС.
Статус этих городов определяется Конституцией, Федеративным договором от 1992-го и другими актами.
Москва — город федерального значения
В соответствии с Законом «Об организации местного самоуправления», в столице предусмотрено деление местной власти, в зависимости от вида муниципального образования, будь то городской округ (Троицк, Щербинка), муниципальный округ (Арбат, Измайлово, Люблино и т.д.) или поселение (Внуковское, Рязановское, Роговское и т.д.).
Например, в муниципальном округе Арбат действует Совет депутатов, где проводятся заседания и публичные слушания, а также Администрация, которая осуществляет исполнительную деятельность в своих территориальных границах. В других районах, поселениях или округах работают аналогичные органы, и различаются они в основном своими названиями (к примеру, в одном городском образовании может быть учрежден Совет депутатов, а в другом те же функции будет выполнять муниципальное Собрание) и некоторыми другими деталями, обусловленными уже местными требованиями и условиями жизни граждан. Однако сути это не меняет. Стоит заметить, что наименования и границы внутригородских территорий в Москве были установлены еще в 2003 году соответствующим законодательным актом субъекта. Поскольку города федерального значения, ввиду их особого статуса, требуют более тщательного правового регулирования, их внутренняя территория также подпадает под юрисдикцию государственных властей
В связи с этим следует обратить внимание на территориальное устройство субъекта. Особенность административного деления Москвы заключается в установлении определенных законом территориальных округов (Центральный, Северо-Западный, Зеленоградский и т.д.), всего их двенадцать
Каждый округ возглавляет префектура, которая, в свою очередь, подведомственна Правительству РФ. Главной задачей органа является координация деятельности районных управ. Также Префектура осуществляет контроль за московскими госучреждениями и казенными предприятиями. Кроме того, в ее компетенцию входит сотрудничество с органами госвласти Российской Федерации и города Москвы, взаимодействие с местными органами, юридическими и частными лицами. При этом права вмешиваться в дела местного значения она не имеет.
История развития территориального деления России
Киевская Русь была поделена на волости (от слова “власть”). Это был аналог современных областей. В каждой правил наместник – княжеский сын, получавший часть земель от отца в удел. Так, постепенно, к середине 12 века, волости сменились удельными самостоятельными княжествами (землями), что фактически привело к распаду древнерусского государства.
Сохранившиеся экономические связи между родственниками, а также усиление влияния княжества Московского привели в 15 веке к постепенному объединению Руси. Появилась новая территориальная единица – уезд (местность, которую объезжал сборщик дани). В состав уезда могли входить станы (места остановок, отдыха) и волости.
В начале 18 века Петр I разделил Русь на губернии с входящими в их состав провинциями и уездами (первоначально дискритами). А к середине 18 века Екатерина II учредила наместничества, наряду с губерниями и областями. Со временем часть губерний стала называться земствами (это административные единицы с местным самоуправлением).
В первой половине 20 века губернии сменились краями и областями, с делением на районы, автономные области и округа. Впервые было заявлено о федеративном государственном устройстве Российской Республики.
Дальнейшие укрупнения, переименования территорий привели к возникновению республик, городов федерального значения. Согласно конституции 1993 года все крупные административные образования страны получили статус субъектов Российской Федерации.
Национализация как способ приобретения земельных участков в федеральную собственность
Национализация земли представляет собой самостоятельный механизм изъятия частных землевладений в федеральную собственность.
Если обратиться к гражданскому праву, то понятие «национализация земли» или другого имущества является одной из самых непроработанных категорий права. В литературе приводится несколько определений данному понятию, огласим лишь одно из них.
Национализация — это государственно-властный акт, созданный на законных основаниях, направленный на принудительное прекращение права частной собственности и передачу имущества в федеральную собственность с целью обеспечения условий для функционирования того или иного государственного сектора.
Данное определение позволяет вывести следующие отличительные черты национализации:
- государственно-волевой акт, иными словами, национализация земель возможна только уполномоченными представителями органов исполнительной власти (ст. 35 Конституции РФ).
- законный акт: национализация земли возможна только при соблюдении законности. В ином случае любые действия будут признаны насилием и принуждением со стороны органов государственной власти, несмотря на основания возникновения нужд.
- принудительный акт: оспорить необходимость национализации невозможно, но при этом не должны отмечаться факты уменьшения размера имущества.
- возмездный акт: национализация земли должна происходить только на основе равноценной выплаты владельцу справедливой стоимости земельного участка. В ином случае национализация земли будет признаваться незаконным действием со стороны органов исполнительной власти.
Определение статуса
Наряду с краями, республиками, округами и областями такие города являются самостоятельными административными единицами верхнего уровня, т. е. субъектом РФ. По состоянию на 2017-й в стране насчитывается 85 субъектов.
Конституция РФ устанавливает статус города федерального значения, который обладает такими же правами, как и другие субъекты РФ:
- имеет исполнительную власть, возглавляемую главой или губернатором;
- законодательную (региональный парламент);
- конституционный, или уставный, суд.
Москва, Санкт-Петербург и Севастополь имеют собственные уставы и законодательство, регулируемое региональными представительными органами, а также собственные герб, гимн, флаг.
Каждый город, кроме Байконура, в верхней палате Совета Федерации представляют по два сенатора.
Области
1 | Амурская | 361 900 | 829 200 | Благовещенск | 10 | |
2 | Архангельская | 589 900 | 1 228 100 | Архангельск | 11 | 19 муниципальных районов, 7 городских округов |
3 | Астраханская | 49 000 | 1 010 700 | Астрахань | 12 | 11 муниципальных районов, 2 городских округа |
4 | Белгородская | 27 100 | 1 532 700 | Белгород | 14 | 19 муниципальных районов, 3 городских округа |
5 | Брянская | 34 900 | 1 278 100 | Брянск | 15 | 27 муниципальных районов, 7 городских округов |
6 | Владимирская | 29 100 | 1 444 600 | Владимир | 17 | 16 муниципальных районов, 5 городских округов |
7 | Волгоградская | 112 900 | 2 611 200 | Волгоград | 18 | 33 муниципальных района, 6 городских округов |
8 | Вологодская | 144 500 | 1 202 300 | Вологда | 19 | 26 муниципальных районов, 2 городских округа |
9 | Воронежская | 52 200 | 2 335 800 | Воронеж | 20 | 31 муниципальный район, 3 городских округа |
10 | Ивановская | 21 400 | 1 062 600 | Иваново | 24 | 21 муниципальный район, 6 городских округов |
11 | Иркутская | 775 300 | 2 428 700 | Иркутск | 25 | 27 муниципальных районов, 9 городских округов |
12 | Калининградская | 15 100 | 941 500 | Калининград | 27 | 15 муниципальных районов, 6 городских округов |
13 | Калужская | 29 800 | 1 011 600 | Калуга | 29 | 24 муниципальных района, 2 городских округа |
14 | Кемеровская | 95 700 | 2 763 400 | Кемерово | 32 | 28 муниципальных районов, 16 городских округов |
15 | Кировская | 120 400 | 1 341 300 | Киров | 33 | 39 муниципальных районов, 6 городских округов |
16 | Костромская | 60 200 | 667 500 | Кострома | 34 | 24 муниципальных района, 6 городских округов |
17 | Курганская | 71 500 | 910 900 | Курган | 37 | 24 муниципальных района, 2 городских округа |
18 | Курская | 30 000 | 1 126 500 | Курск | 38 | 28 муниципальных районов, 5 городских округов |
19 | Ленинградская | 83 900 | 1 712 700 | Санкт-Петербург | 41 | 17 муниципальных районов, 1 городской округ |
20 | Липецкая | 24 000 | 1 172 800 | Липецк | 42 | 18 муниципальных районов, 2 городских округа |
21 | Магаданская | 462 500 | 157 000 | Магадан | 44 | 8 муниципальных районов, 1 городской округ |
22 | Московская | 45 800 | 7 092 900 | Москва | 46 | 36 муниципальных районов, 36 городских округов |
23 | Мурманская | 144 900 | 796 100 | Мурманск | 47 | 5 муниципальных районов, 14 городских округов |
24 | Нижегородская | 76 600 | 3 310 600 | Нижний Новгород | 22 | 48 муниципальных районов, 4 городских округа |
25 | Новгородская | 54 500 | 634 100 | Великий Новгород | 49 | 21 муниципальный район, 1 городской округ |
26 | Новосибирская | 177 800 | 2 665 900 | Новосибирск | 50 | 30 муниципальных районов, 5 городских округов |
27 | Омская | 141 100 | 1 977 500 | Омск | 52 | 32 муниципальных района, 1 городской округ |
28 | Оренбургская | 123 700 | 2 032 900 | Оренбург | 53 | 35 муниципальных районов, 13 городских округов |
29 | Орловская | 24 700 | 787 200 | Орёл | 54 | 24 муниципальных района, 3 городских округа |
30 | Пензенская | 43 400 | 1 386 200 | Пенза | 56 | 28 муниципальных районов, 5 городских округов |
31 | Псковская | 55 400 | 673 500 | Псков | 58 | 24 муниципальных района, 2 городских округа |
32 | Ростовская | 101 000 | 4 279 200 | Ростов-на-Дону | 60 | 43 муниципальных района, 12 городских округов |
33 | Рязанская | 39 600 | 1 154 200 | Рязань | 61 | 25 муниципальных районов, 4 городских округа |
34 | Самарская | 53 600 | 3 215 700 | Самара | 36 | 27 муниципальных районов, 10 городских округов |
35 | Саратовская | 101 200 | 2 521 800 | Саратов | 63 | 38 муниципальных районов, 4 городских округа |
36 | Сахалинская | 87 100 | 497 900 | Южно-Сахалинск | 64 | 2 муниципальных района, 17 городских округов |
37 | Свердловская | 194 300 | 4 298 000 | Екатеринбург | 65 | 5 муниципальных районов, 67 городских округов |
38 | Смоленская | 49 800 | 985 500 | Смоленск | 66 | 25 муниципальных районов, 2 городских округа |
39 | Тамбовская | 34 500 | 1 092 400 | Тамбов | 68 | 23 муниципальных района, 7 городских округов |
40 | Тверская | 84 200 | 1 353 500 | Тверь | 28 | 36 муниципальных районов, 7 городских округов |
41 | Томская | 314 400 | 1 045 500 | Томск | 69 | 16 муниципальных районов, 4 городских округа |
42 | Тульская | 25 700 | 1 553 900 | Тула | 70 | 23 муниципальных района, 3 городских округа |
43 | Тюменская | 1 464 200 | 3 395 200 | Тюмень | 71 | 21 муниципальный район, 5 городских округов(без ХМАО и ЯНАО) |
44 | Ульяновская | 37 200 | 1 292 200 | Ульяновск | 73 | 21 муниципальный район, 4 городских округа |
45 | Челябинская | 88 500 | 3 478 600 | Челябинск | 75 | 27 муниципальных районов, 16 городских округов |
46 | Ярославская | 36 200 | 1 272 500 | Ярославль | 78 | 17 муниципальных районов, 3 городских округа |
Специфика городов федерального значения
Главным отличием их от остальных субъектов является особая территориальная и политическая организация власти на местах. Города федерального значения делятся на внутригородские территории, являющиеся по своему положению муниципальными образованиями. Их количество в Санкт-Петербурге составляет сто одиннадцать, а в Москве их насчитывается целых сто сорок шесть единиц. Однако в Севастополе на данный момент зарегистрировано всего лишь десять таких образований. На этом особенности городов федерального значения не заканчиваются.
Также стоит отметить политические нюансы в структуре управления субъектов: в целях некоторой централизации власти часть полномочий на местах перешла к компетенции субъекта. Другой особенностью городов, обладающих таким статусом, является применение в их отношении специальных норм российского права. Например, статья восьмая бюджетного кодекса наделяет город федерального значения полномочием определять источники бюджетных средств внутригородских территорий, а также порядок и объем безвозмездных денежных отчислений в форме дотаций и субсидий местным бюджетом. Градостроительный кодекс устанавливает перечень документов планирования внутренних территорий, а также указывает, что в случае, если местными актами не определены вопросы в сфере градостроительства, их решение берут на себя власти субъекта. Кроме того, на территорию этих городов распространяется действие специальных норм налогового, гражданского и уголовного законодательства.
Процедура разграничения федеральной собственности на землю
Федеральная земельная собственность образуется в результате разграничения государственных неразделённых земель в следующем порядке:
- Формируется проект закона о разграничении государственной собственности в федеральную;
- Отдельным постановлением инициируется проведение кадастровых работ;
- Закрепляются границы государственного участка и присваивается уникальный кадастровый номер;
- Принимается закон, определяющий принадлежность образованного участка к федеральным владениям.
В законе указывается категория земли образованного участка федеральных земель, целевое назначение и нормы эксплуатации и предоставления. Для изменения границ уже существующих федеральных земель могут приниматься поправки к действующим законам (Лесному, Водному кодексу), а также границы их применимости.
Кадастровые работы при определении границ федеральных земель, выделяемых из государственной собственности, осуществляются в соответствии с предварительным проектом, который утверждается правительством РФ.
На практике это выглядит следующим образом:
- Правительство решает образовать заповедник в составе федеральной собственности;
- Сотрудники министерства земельных ресурсов составляют схему будущего участка;
- Схема согласовывается, утверждается и направляется в кадастровую службу для выполнения геодезических работ на местности;
- Выполненный кадастровыми инженерами межевой план будущего участка, изготовленный согласно схеме, направляется в министерство земельных ресурсов;
- Межевой план согласовывается и утверждается в министерстве. При необходимости проводятся работы по уточнению.
Вид межевых работ, проводимых при разграничении участка из государственной собственности в федеральную, зависит от наличия первичных границ и масштабов их изменений.
Если участок был образован ранее и меняется только его категория и/или принадлежность, то проводятся только работы по уточнению границ, а первичные межевые работы по образованию границ (с присвоением кадастрового номера) осуществляются, если участок формируется впервые.
Федеральные земли, в свою очередь, могут быть переданы в собственность субъектов федерации или муниципальных властей.
Экономические районы Российской Федерации
Территориальное деление России на экономические районы называется экономическим районированием России. Экономические районы – это территории, внутри которых формируется и развивается специализированное хозяйство, являющееся частью народного хозяйства Российской Федерации и взаимосвязанное с другими его частями обменом производимых в них товаров и другими экономическими отношениями.
В настоящее время в Российской Федерации используется деление территории Российской Федерации на 11 экономических районов.Калининградская область не включена в состав ни одного экономического района. В соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ от 10 января 2006 года «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» Калининградская область наделена статусом особой экономической зоны. В соответствии с Федеральным Законом в Калининградской области действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.
Крупные экономические районы являются высшим звеном экономического районирования и используются для общегосударственного территориального управления экономкой. Это четко специализированные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая большой численностью населения и значительной территорией, а также разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию
Состав экономических районов
Район |
Субъекты РФ |
Площадь, тыс. км² |
1. Центральный |
1. Брянская область 2. Владимирская область 3. Ивановская область 4. Калужская область 5. Костромская область 6. Московская область 7. Орловская область 8. Рязанская область 9. Смоленская область 10. Тверская область 11. Тульская область 12. Ярославская область 13. Москва |
482,3 |
2. Центрально-Чернозёмный |
1. Белгородская область 2. Воронежская область 3. Курская область 4. Липецкая область 5. Тамбовская область |
167,9 |
3. Восточно-Сибирский |
1. Республика Бурятия 2. Республика Тыва 3. Республика Хакасия 4. Забайкальский край 5. Красноярский край 6. Иркутская область |
4155 |
4. Дальневосточный |
1. Республика Саха (Якутия) 2. Камчатский край 3. Приморский край 4. Хабаровский край 5. Амурская область 6. Магаданская область 7. Сахалинская область 8. Еврейская автономная область 9. Чукотский автономный округ |
6169,3 |
5. Северный |
1. Республика Карелия 2. Республика Коми 3. Архангельская область 4. Вологодская область 5. Мурманская область 6. Ненецкий автономный округ |
1476,6 |
6. Северо-Кавказский |
1. Республика Адыгея 2. Республика Дагестан 3. Республика Ингушетия 4. Кабардино-Балкарская Республика 5. Карачаево-Черкесская Республика 6. Республика Крым 7. Республика Северная Осетия — Алания 8. Чеченская Республика 9. Краснодарский край 10. Ставропольский край 11. Ростовская область 12. Севастополь |
382,1 |
7. Северо-Западный |
1. Ленинградская область 2. Новгородская область 3. Псковская область 4. Санкт-Петербург |
195,2 |
8. Поволжский |
1. Республика Калмыкия 2. Республика Татарстан 3. Астраханская область 4. Волгоградская область 5. Пензенская область 6. Самарская область 7. Саратовская область 8. Ульяновская область |
539,8 |
9. Уральский |
1. Республика Башкортостан 2. Республика Удмуртия 3. Пермский край 4. Курганская область 5. Оренбургская область 6. Свердловская область 7. Челябинская область |
823,3 |
10. Волго-Вятский |
1. Республика Марий Эл 2. Республика Мордовия 3. Чувашская Республика 4. Кировская область 5. Нижегородская область |
264,8 |
11. Западно-Сибирский |
1. Республика Алтай 2. Алтайский край 3. Кемеровская область 4. Новосибирская область 5. Омская область 6. Томская область 7. Тюменская область 8. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 9. Ямало-Ненецкий автономный округ |
2454 |
Особая экономическая зона |
1. Калининградская область |
15,1 |
Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
- Субъект РФ часть федеративного государства (субъекты РФ именуются по-разному: республика, автономная область, край, область, автономный округ, город федерального значения).
- Субъект Федерации не является самостоятельным суверенным государством.
- Право выхода субъекта Федерации из состава Федерации Конституция РФ не предусматривает.
- Изменение статуса субъекта Федерации теоретически может быть реализовано в трех направлениях: повышение статуса, понижение статуса, выход из состава Федерации.
- Каждый субъект РФ имеет свою территорию, которая является частью территории РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия.
- Одна и та же территория не может быть территорией двух равноправных субъектов Федерации: у каждого субъекта Федерации своя территория, свои органы государственной власти.
- система органов государственной власти субъектов РФ определяется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционногостроя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
- Каждый субъект РФ имеет свою правовую систему, которая включает конституцию (устав) этого субъекта Федерации, принятые имзаконы и другие нормативные акты, изданные в пределах его компетенции, договоры и соглашения субъекта Федерации с Российской Федерацией, другими ее субъектами, с зарубежными странами, а также акты о делегировании полномочий.
- Каждый субъект РФ вправе иметь свою государственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (республики) и центры других субъектов Федерации.
Особенности правового статуса республик
-
- Конституция РФ признает государствами только республики;
- только республики вправе принимать свои конституции;
- только республики вправе устанавливать свои государственные языки.
Предоставление республикам более широких прав, чем другим субъектам РФ, обычно обосновывается тем, что в республиках образующими их нациями являются народы, отличающиеся от русского народа языком, традициями, историческим прошлым и иными особенностями.
Между тем с правовой точки зрения такое обоснование не может быть принято, поскольку общепризнано, что все люди равноправны независимо от расы, национальности, языка и иных обстоятельств, определяющих их принадлежность к тому или иному конкретному народу. Более того, как уже говорилось, в российской Конституции установлено, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность и никто не
Порядок изъятия земельного участка
Порядок и законодательная процедура изъятия земель у граждан закреплены земельным законодательством и подразумевают соблюдение нескольких ключевых стадий (осуществляется в соответствии с статьями 279-281 ГК РФ):
- После того как будет принято решение об изъятии земель, находящихся у граждан в собственности, для государственных или муниципальных нужд, госорганы должны направить письменное уведомление владельцу в срок не позднее 1 года до того, как пройдет выкуп.
- Правила и порядок изъятия собственности на землю предусматривают отдельные гарантии для граждан, подразумевающие, что в указанный срок после того, как будет получено постановление, участок не может быть изъят без воли субъекта правоотношений, какими бы не были причины возникновения государственных нужд.
- Далее происходит процедура ценовых торгов: госорганы и собственник участка устанавливают выкуп за интересуемую землю.
Если владелец земельного участка считает, что подобное право госорганов на изъятие собственности незаконное, независимо от причины его возникновения, то он может обратиться в судебную инстанцию на основании гл. 24 АПК РФ и гл. 25 ГПК РФ.