Храмы кхаджурахо в стране чудес

Легенда о происхождении храмов Кхаджурахо

Существует красивая легенда, повествующая о происхождении храмов Кхаджурахо. Легенда гласит, что Кхаджурахо был основан богом Чандраварманом (Chandravarman), сыном бога луны Чандры (Chandra). Правители династии Чанделла, как полагают, были прямыми потомками Бога Луны, поскольку представители раджпутского клана Чандела носили еще другое имя — Чандратея (Chandrateya), то есть «потомки Чандры».

Согласно известному поэту средневековой Индии Чандбардаю (в его произведении Mahoba-khand) в городе Каши (старое название Варанаси) жил королевский священник Хемрадж. У него была удивительной красоты дочь по имени Хемавати. Как-то вечером при свете луны молодая дочь священника-брамина купалась в речке (по другой версии, принимала ванну в бассейне у своего дома). Дева была столь прекрасна, что сам Бог Луны Чандра, залюбовавшись ею, спустился на землю и соединился с девушкой в любовном порыве. От этой связи с небожителем Хемавати забеременела. Её ждало всеобщее осуждение за добрачную связь, особенно недопустимую для брахманки. Но Чандра повелел ей уйти из дома и родить сына в глухой деревне. Так Хемавати попала в маленькую деревню Кхаджурахо. Ребенок, рожденный от союза земной женщины и бога, был назван Чандраварманом.

Отвергнутая всеми, одинокая женщина нашла прибежище в густых лесах Центральной Индии, став для сына не только матерью, но и гуру. Чандра же пообещал Хемавати, что её сын со временем станет царем и рассказал, что ему предстоит построить восемьдесят пять храмов, украшенных эротическими изображениями, и совершить жертвоприношение богам. Чандра пояснил, что только это может искупить нечаянный грех его матери. Когда мальчик вырос, он основал великую династию Чанделла. Став полноправным правителем страны, Чандраварман решил осуществить мечту своей матери: она просила его строить храмы, которые показывали бы силу человеческой страсти, способной реализовать пустоту человеческого желания, красоту женщины и величие любви.

Где искать жильё

Предложений было несколько но где то не было душа в номере, где то не понимали зачем в отеле нужен WiFi, где то цена-качество явно не соответствовало запрошенным деньгам. После двадцати минут поисков решил остановиться в «Hotel Zen», стоимость в 300 рупи меня полностью устроила, впоследствии стоимость выросла еще на 10%, с оговоркой говермент фии, WiFi и горячая вода были всегда, чего еще желать в индийской деревне.

После номера без окон в Дели на Мэйн Базаре и комнаты больше похожей на карцер в Варанаси, отель в Кхаджурахо мне казался чуть ли не хилтоном. В этом номере солнце теплыми лучами озаряло мои разбросанные вещи.

А из окна можно было любоваться внутренним двориком, в котором располагались столики маленького ресторана.

Рядом со столиками в кафе, было сооружено что-то, отдаленно напоминающее пруд с кувшинками, вокруг которого суетились пугливые бурундуки и летали огромных размеров бабочки.

Да и сам вид на отель с внутреннего двора радовал глаз.

ИНДИЯ: Каджурахо

21.02 — 15.03.2007 г.

Каджурахо — небольшая деревенька в индийском штате Мадья Прадеш. На 3 тыс.
местного населения здесь 22 Храма Кама-Сутры (когда-то их было 85). Эти Храмы —
самая большая галерея эротических скульптур под открытым небом. Интерес к ним
столь велик, что в этой деревне есть свой аэропорт с регулярными рейсами из
Дели.

Храмы построены более 1000 лет назад. Легенды говорят, что создатели
Каджурахо спустились с Луны. Хемавати, прекрасная дочка Брамина, была соблазнена
богом Луны, когда купалась в реке ночью. От этого союза смертной и бога родился
сын, Чандраварман. Преследуемая обществом, незамужняя мать нашла прибежище в
глухих лесах Центральной Индии, где она стала и матерью, и гуру для своего сына.
Мальчик вырос и стал основателем великой династии Чандела. Когда он был признан
правителем, то увидел во сне свою мать, которая умоляла его построить храм,
обнажающий человеческие страсти и вызывающий понимание пустотности человеческих
желаний.

По храмам бегает куча обезьян. Чтобы они не слишком докучали туристам,
специальные служители гоняют обезьян длинными палками. Но те лишь перебегают с
одного места на другое.

На внешних стенах храмов изображены картины секса. Изображения выглядят
довольно откровенными и даже неприличными. Считается, что если, увидев их,
человек развернется и сбежит, он никогда не сможет достигнуть божества внутри
(внутри храма сексуальных сцен нет). Внутри храма — образ Бога, а снаружи —
изображения, картины секса, страсти, совокупления.

Смешение религиозного и эротичного в архитектуре храмов наводит на мысль о
принадлежности Каджурахо к учению Тантры. В Тантре отношение к сексу священное —
как к молитве и медитации.

Основная тема храмов Каджурахо — женщина. Вот она пишет письмо, играет с ребенком,
накладывает краску для век, страстно танцует, занимается любовью …

Женщина – невинная, кокетливая, улыбающаяся – бесконечно соблазнительная и
прекрасная.

Среди
сексуальных изображений встречаются фрагменты зоофилии.

Статуи изобилуют деталями, четко очерчены, вылеплены с совершенным
мастерством, но лица их ничего не выражают.

Глядя на лица статуй, кажется, они не получают никакого удовольствия от того,
чем они заняты. Или может быть они просто вышли за пределы удовольствия. Храмы и
их скульптуры до сих пор вызывают споры о том, зачем были изображены сексуальные
картины на внешних стенах храма и каково их назначение.

Изображения женщин и мужчин в любовных позах находятся только на внешней стороне храма. Внутри их нет, там нет даже статуй Бога.
Этому есть такое объяснение: только
когда вы пройдете насквозь вашу сексуальнось с полной осознанностью, все ее
стадии, все измерения, только когда вы дойдете до точки, в которой секс уже
больше не имеет значения для вас… Только тогда вы войдете в храм. В
противоположном случае вы снаружи храма, ваш интерес там.

В то же время, внутренние скульптуры, как я заметил, затёрты туристами в
соответствующих местах:

Как и везде, среди туристов преобладают сами индийцы.

Приучают своих детей к культуре там сызмальства.

Межхрамовая территория любви дополняет скульптуры красивейшей
растительностью.

Самые огромные кактусы, которые я видел, растут в Каджурахо.

На храмовой территории имеется вооруженная охрана.

В одном из храмов опять привлекло внимание изображение свастики

В конце дня мы попали на индийский концерт: песни, танцы, сцены из народной
жизни.

Поющий индус — настоящий, фон сзади него — нарисованный.

Индийский фокусник с неестественной гибкостью и какой-то не совсем мужской
внешностью.

Что ещё посмотреть в Индии:

К списку стран и городовP.S.
Рекомендую заказать путешествие по Индии в Эйдос Туре.
 

Храм Лакшми Нарайян

И опять эта Лакшми и супруг её Нараян (с ними мы уже «встречались» в Дели и в Джайпуре). Построен этот храм в 1622 году, а в 1793 перестроен. Расположен он в 2-х км от Орчхи на горке, и с его верхнего этажа открываются чудные виды на окрестности.

Сейчас храм не действует и заброшен. Какие-то реставрационные работы там ведутся, расставлены козлы, щётки, кисти, но рабочих я не видел. Зато можно везде ходить и лазить, чем я и воспользовался. Замечательная возможность.

Интересны росписи, которые почти монохромны. Помимо богов и индийских чертей, на них изображены и англичане. Прямо по песне: «что вижу, о том и пою».

англичане

После этого мы поехали в ресторан, который держат потомки раджей, как мне было сказано. Народу в нём не было. И меня одного обслуживал весь ресторан. Человек 10 подносили и уносили блюда и ждали моих указаний. Я и сам себя отчасти почувствовал раджей.

Заброшенные дворцы Орчхи с почти полным отсутствием туристов, великолепные виды на окрестности, полная свобода идти и залезать куда вздумается, ну, и конечно, архитектурное совершенство дворцов и мастерство резчиков по камню и художников, расписывавших дворцы, — что ещё нужно, чтобы прийти в восторг! Определённо не хватило времени, поэтому рекомендую тем, кто планирует побывать в Индии, остановится в Орчхе на несколько дней.

АКЦИЯ РОСТУРИЗМА Оплачивайте туры картой МИР и получайте кешбэк 20% за покупку туров на российские направления.Ищите туры с кешбэкомTravelataLevel.travelПромокод от ТравелатаAF300putevyeAF500putevye Полезные сайты для подготовки к путешествию

  • авиабилеты — Aviasales
  • отели — Booking и Hotellook
  • туристическая страховка — Cherehapa
  • такси/трансфер — KiwiTaxi или intui.travel
  • прокат авто — Economybookings и Rentalcars
  • экскурсии — Tripster и Sputnik

Ещё…

Особенности архитектуры храмов Кхаджурахо

Большинство их них посвящены Шиве, Парвати, Вишну. Второстепенные постройки, небольшие по размерам, были возведены в честь местных богов-хранителей или благосклонных к людям духов.

Они значительно отличаются от традиционных образцов индийской архитектуры. Подобно древним пирамидам, сооружения четко ориентированы по сторонам света, установлены на специальных постаментах, возведены без использования скрепляющего раствора. На основании располагается конструкция купольной формы, имитирующая горную цепь на которой, по легендам, обитают боги.

Кроме того, они отличаются компактностью, отсутствием стен вокруг основных построек, вытянутыми силуэтами, наличием открытых галерей, большим количеством скульптур и барельефов, расположенных в несколько рядов. Независимо от величины здания, они построены по одному плану:

  • вход;
  • галерея-вестибюль;
  • центральный зал;
  • святилище.

Как и для большинства культовых индийских построек, материалом послужил песчаник. Он достаточно податлив в обработке, но даже этот факт не объясняет, каким образом блоки в 20 тонн были подняты на высоту в 30 м. и филигранно установлены в специальные пазы.

Большинство барельефов и скульптурных групп носит отчетливый эротический характер, остальная часть относится к бытовым темам, демонстрирует сцены охоты, земледелия. Ряды скульптур четко выверены по горизонтали, масштабу. Создается впечатление, будто их создавали единым движением резца. Перемычки между барельефами тоже украшены каменной резьбой в более мелком масштабе. Несмотря на то, что некоторые части фигур сколоты, раскрошились от времени и воздействия ветра, большая часть уцелевших украшений поражает точностью и реалистичностью воспроизведения. Они наполнены жизнью, многие скульптуры запечатлели момент движения.

Храмовые постройки расположены 3 группами. Они возведены на расстоянии нескольких километров, что явно имеет сакральное значение, но его смысл тоже пока скрыт от исследователей.

Восточная группа

Она включает 3 индуистских храма и 4 джайнских. Хануман знаменит статуей бога-обезьяны, достигающей 2,5 м. в высоту и надписью, датированной 922 годом. Она считается одной из самых древних в храмовом комплексе.

Храм Брахмы тоже относится к самым старым, изображение над входом указывает на то, что изначально он был посвящен Вишну. Неплохо сохранились здания, посвященные Ваману и Джавари.

Южная группа

В ее составе до нашего времени дошли всего 3 храма:

  • Дуладео, отличающийся введением деревянных элементов;
  • Чатурохуджа, где полностью отсутствуют статуи и барельефы эротического направления;
  •  Биджамандала, находящийся в процессе раскопки.

Западная группа

В ней находятся самые крупные, хорошо сохранившиеся сооружения. В их число входят храмы:

  • Вараха;
  • Лакшми;
  • Лакшмана;
  • Деви Джагадамба;
  • Читрагупта;
  • Парвати;
  • Вишванат;
  • Нанти.

Здания, находящиеся на внешней стороне ограждения, в большинстве представляют живописные руины.

Прогулка по Кхаджурахо

Утро было свободно, до поезда в волшебную деревушку Орчха, на таком же волшебном поезде, в котором все вагоны были исключительно second class, есть несколько часов. Самое время пешком прогуляться по округе и посмотреть на жизнь деревни.

Одна из самых оживленных улиц на которой располагался мой гестхаус предоставляет практически все услуги в которых нуждается путешественник и выглядит как обычная деревенская улица, грунтовая пыльная дорога по которой во всех направления снуют индийцы на всевозможных транспортных средствах поднимая волны пыли, которая в свою очередь толстым слоем покрывает все до чего способна добраться. Но если отойти подальше, то деревенская картинка выглядит еще скуднее.

По обеим сторонам улицы мирно сосуществуют всяческие сувенирные лавки, интернет-кафе и прочие магазины с безделушками.

Куда в Индии без духовности, вот вам мини-храм, пожалуйста просветляйтесь.

С общепитом в Кхаджурахо проблем нет, можете откушать вот в таком ресторане с видом на дикую природу Индии.

Или пройтись чуть дальше по улице и обнаружить настоящий фуд-корт со всякими снеками местного производства.

Там же есть и фруктовые палатки, в ограниченном количестве, но все же присутствуют.

Так как прогулка происходит по индийской деревне, то начилие колоритных персонажей вам гарантировано.

Свернув с главной туристической улицы можно обнаружить асфальтированные дороги и настоящую деревенскую жизнь. Вот пример двойного использования мотоколяски, в отсутствии туриста можно и стройматериал перевезти, ну не простаивать же технике.

Сразу напротив храма Ханумана, можно обнаружить «Abhilasha laundry shop», в котором постирают и погладят ваши вещи по всем традициям средневековья, сервис полностью независим от всех благ цивилизации, как и в большинстве городов Индии глажка осуществляется утюгом на углях, в чем можно убедиться воочию.

Напротив средневековой прачечной в глаза бросается здание в мусульманских цветах и со странным названием «Hotel New Laxmi Guest House», так отель или гест хаус?

Перейдя пыльную улицу обнаруживаю пустырь на котором народ готовится к ярмарке, настоящей такой ярмарке со всеми атрибутами веселья и широкого народного гулянья.

Павильоны еще строятся, но размах уже виден.

Торговцы, тут же и живу, едят и принимают ежеутреннии водные процедуры.

Многие прямо на торговом месте мастерят свой продукт.

храм

Первоначально в Кхаджурахо было около 80 храмовых построек, разбросанных на общей площади около 21  — сегодня сохранилось лишь около 20 из них, большинство из которых разделены на две группы. Большинство храмов посвящено , некоторые — джайнским тиртханкарам . Вероятно, в Кхаджурахо не было буддийских построек, по крайней мере, буддийских скульптур обнаружено не было.

Все храмы стоят на платформах ( джагати ) высотой от 1,50 до 3 метров , которые защищают здание от непогоды ( муссонные дожди ) и свободно бродящих животных. Кроме того, есть базовая зона, которая в более поздних храмах (примерно с 950 г.) имеет несколько ярусов и может достигать трех метров в высоту. Платформа и цоколь, естественно, также способствуют «возвышению» стоящей конструкции в переносном смысле.

Большинство входов в храм обращены на восток, то есть в сторону восходящего солнца. ЧАС. челла ( гарбхагриха ) находится на западе. С двумя храмами все наоборот: они ориентированы на запад, т.е. ЧАС. в сторону заходящего солнца (Храм Лалгуан Махадева и Храм Чатурбуджа). Обе ориентации были возможны и распространены в индийских храмах на протяжении веков. Два передних святилища храма Лакшмана расположены напротив друг друга и обращены на юг и север соответственно.

Храм Кандария Махадева (ок. 1050 г.) с самой высокой из всех башен Шикхары, посвященный богу Шиве , считается изюминкой архитектуры Кхаджурахо. На переднем плане человеческая фигура преклоняет колени, преклоняя колени с кинжалом, очевидно, непреодолимый лев — эмблема династии Чанделла можно найти на многих храмах в Кхаджурахо.

Западная группа (индуистский храм)

  • Храм Матангешвара (ок. 950 г.)
  • Храм Вараха (ок. 950)
  • Храм Лакшмана (ок. 950 г.)
  • Храм Деви
  • Храм Вишванатхи (ок. 1000)
* Храм Нанди
* Храм Парвати
  • Храм Джагадамби
  • Храм Читрагупта
  • Храм Кандария Махадева ( первая половина XI века)

Единый храм (индуистский храм)

  • Храм Чаусат Йогини (ок. 875)
  • Храм Лалгуан Махадева (ок. 920)
  • Храм Брахмы (около 930 г.)
  • Храм Кхакра Матх (ок. 980)
  • Храм Вамана (ок. 1050 г.)
  • Храм Джавари (около 1100 г.)
  • Храм Чатурбуджа (около 1120 г.)
  • Храм Дуладео (ок. 1120 г.)

Храмы

Два больших храма до сих пор находятся в хорошем состоянии в первоначальном виде. Портик храма Адинатх является более поздним дополнением. В закрытом храме Шантинатха находится массивное монолитное изображение Шантината. Он также включает в себя по крайней мере еще один храм периода Чанделлы. К востоку от этих храмов находится несколько небольших храмов Чанделла, которые были восстановлены с использованием каменной кладки. Храмовый комплекс реставрации в 1870 г. Прошел нашей эры, когда Gajarath фестиваль был организован Kanchhedtilal Джейна из Nagaur маркировки обновление сайта в сопровождении установки новых изображений, как обозначено надписями. Каменные конструкции были укреплены с помощью каменной кладки, и храм Шантинатх был построен из двух храмов периода Чанделла.

Рядом с главным комплексом, построенным в 1984 году для размещения скульптур, имеющих историческое и художественное значение, находится музей под названием Саху Шанти Прасад Джайн Самграхалая. На юге есть дхармашала для паломников.

В Кхаджурао был обнаружен ряд джайнских надписей периода Чанделла. Самой ранней из них является Самват 1011 г. (954 г. н.э.) в храме Паршванатх, а последней — Самват 1234 г. (1177 г. н.э., это также последняя надпись эпохи Чанделлы в Кхаджурахо). События пратиштхи, должно быть, имели место в Самват 1205 и 1215 годов с множеством изображений тех лет. Во времена Кирттивармана (правил ок. 1060–1100 гг. Н. Э.) Столица переместилась в Махобу, а Кхаджурахо пришел в упадок. Деятельность джайнов возобновилась около самвата 1915 года (1858 г.), когда храмы были отремонтированы и установка новых изображений возобновилась.

Храм Паршванатх

Этот храм содержит надпись, датируемую 954 годом нашей эры, сделанную его строителем Пахилой, в которой упоминается дарение садов и содержится призыв к будущим поколениям охранять храм. Он упоминает Chandella Dhanga как царствующий король.

В этом храме находится хорошо известный ранней . Это называется янтрой Чаутиса (тридцать четыре), поскольку сумма каждого подквадрата равна 34.

Храм Адинатх

Adinath храм Jain содержит идол с надписью датированной 1027 году во время правления Chandella короля Madanavarman . Скульптура изображает Адинатху с ушнишей на голове и Дхармачакру с маленькой фигуркой быка.

Храм Шантинатх

Храм Шантинатх — это современное композитное сооружение, которое включает в себя части нескольких храмов и несколько святынь. В главной части находится идол лорда Шантината высотой 15 футов (4,6 м) с надписью 1028 года (VS 1085).

Храм Гхантай

Храм Гантаи был построен около 960 г. н.э. королями Чандела Кхаджурахо. Этот храм был посвящен лорду Ришабхе, поскольку в этом храме можно увидеть Чакрешвари вместе с Девятью планетами и Гомукх-якшей.

Скульптура храмов Кхаджурахо

Каджурахо – это вся философия и психология человека XXI вв. Обилие чисто бытовых, жанровых групп, показывающих процессы приготовления еды, сбора урожая, сельскохозяйственных работ, ловли рыбы, постройки домов, изготовления мебели, сцены свадеб, похорон, военных походов, судов и так далее говорят о том, что храмы Каджурахо — это своеобразная каменная энциклопедия индийского общества. Богатство пуранической мифологии порождает многочисленные образы и символизм, призванные отразить многофункциональность индуистских божеств: многочисленные изображения реальных и мифических существ, а также образы богов индуистского и джайнского пантеонов. Тончайшая резьба, сложность архитектурных решений  создают загадочный лабиринт, в котором каждый находит скрытый смысл, значение и тайное послание из глубины веков. По-видимому, такое расположение сцен и скульптур следует рассматривать как магические схемы, наполненные тайным смыслом или янтры, разработанные для того, чтобы нейтрализовать действие злых духов или мистических врагов богов и людей. Такое украшение храмов аламкара (alamkara) выражает сложные взаимоотношения богов, демонов и людей, описанные в индийской мифологии.

Главной, пожалуй, героиней храмового комплекса Кхаджурахо является женщина, показанная в самых разнообразных ситуациях. На барельефах можно увидеть женщину во всех ее настроениях и во всех жизненных ситуациях: танцующую, играющую на флейте, смотрящую в зеркало, расчесывающую волосы, пишущую письмо, играющую с ребенком, вынимающую занозу из ноги – сюжетам не счесть числа, как нет числа и рельефам, покрывающим стены храмов. И везде она изображена с непревзойденным мастерством и огромной любовью, во всем великолепии естественной первозданной красоты, обаяния и соблазнительности. Активное положение женщины в изобразительном искусстве объясняется, прежде всего, её значением в древних культурах и культах, имевших место в древней Индии.

Другой доминирующей темой храмового комплекса Кхаджурахо является плотская любовь. Известно, что интерес к теме взаимоотношений между мужчиной и женщиной всегда присутствовал в индийской культуре, но особенно он возрос в средневековой Индии под влиянием тантризма.

Большое внимание уделялось чувственной красоте человеческого тела. Идея взаимосвязи и взаимозависимости двух начал, мужского и женского, нашла изящное выражение на рельефах храмов Махабалипурама, Кхаджурахо  (X—XI вв.), Бхубанешвара (XI в.), Конарака (XII в), Пури и др

Ее совершенным воплощением являются митхуны (санскр. «mithuna» — «пара», «двойня», еще созвездие и зодиакальный знак Близнецов в индийской астрологии, в Тантре — пары возлюбленных), украшающие стены, а также майтхуны (санскр. «maithuna», в Тантре – сексуальный союз в ритуальном контексте, в нашем случае — изображение любовных объятий в самых разнообразных вариациях). Но такие композиции составляют не более десятой части всех скульптурных изображений. Мы не найдем эротические сцены и скульптуры внутри храма или вблизи богов. Между тем, чувственным эротизмом проникнуты многие, если не большинство скульптур. Нигде больше в мире чувственная сторона человеческого бытия не отражена с такой интригующей и изящной откровенностью.

Существует точка зрения, что изображения на храмах Кхаджурахо вдохновляли составителей «Кама-сутры», хотя в самой «Кама-сутре» речь идет о рельефах храма Сурьи в Конараке. Стены храмов Кхаджурахо действительно украшены множеством прекрасных и откровенных сексуальных сцен, однако, к знаменитой «Кама-Сутре» храмовый комплекс Кхаджурахо имеет очень далекое отношение. Возможно, на появление таких сюжетов в храмовой скульптуре повлиял древний культ плодородия и стремление отвести от храма дурное влияние. Вероятно, здесь нашли свое отражение сексуальные обряды, которые, как считалось, способствуют плодородию и вместе с тем предохраняют против сил зла и разрушения. Кроме того, корни этих сюжетов уходят в догматы индуизма, который рассматривает плотскую любовь как форму передачи энергии. Именно Тантра, одно из самых загадочных  и закрытых учений Востока, сделала попытку соединить духовность и секс.

Лицезрение эротических фресок Кхаджурахо вызывает стыд у христиан и мусульман в силу соответствующего воспитания. Но в реальности, в глубине души, всех захватывает чувство святости и какая-то божественная умиротворенность. Поскольку храмы Кхаджурахо – это материализованная в камне энергия любви.

Строительство

Храмы сгруппированы в три географических подразделения: западное, восточное и южное.

Храмы Кхаджурахо построены из песчаника с гранитным фундаментом, который почти скрыт от глаз. Строители не использовали раствор: камни складывались с помощью пазов и шипов и удерживались на месте под действием силы тяжести. Такая конструкция требует очень точных стыков. Колонны и архитравы были построены из мегалитов, весивших до 20 тонн. Некоторые ремонтные работы в 19 веке проводились с использованием кирпича и раствора; однако они стареют быстрее, чем оригинальные материалы, и со временем темнеют, поэтому кажутся неуместными.

Регион Кхаджурахо и Калинджар является домом для высочайшего качества песчаника, который можно точно вырезать. Сохранившаяся скульптура отражает мелкие детали, такие как пряди волос, ухоженные ногти и замысловатые украшения.

Во время записи телешоу « Затерянные миры» («Исторический канал») в Кхаджурахо Алекс Эванс воссоздал каменную скульптуру под четырьмя футами, на вырезание которой ушло около 60 дней, пытаясь составить приблизительное представление о том, сколько работы, должно быть, потребовалось. Роджер Хопкинс и Марк Ленер также провели эксперименты по добыче известняка, в ходе которых 12 работникам карьеров потребовалось 22 дня, чтобы добыть около 400 тонн камня. Они пришли к выводу, что для создания этих храмов потребовались бы сотни высококвалифицированных скульпторов.

Западная сторона.

Железнодорожная станция

Железнодорожная станция Кхаджурахо, выбивается из общего представления об железнодорожных станциях в Индии. Не так часто встретишь железнодорожную станцию которая расположена дальше чем аэропорт, в Кхаджурахо именно так.

ЖД станция Кхаджурахо построена не так давно, возможно именно этот факт говорит об ее опрятности, да еще не такое уж оживленное место представляет собой деревня Кхаджурахо.

Но обо всем по порядку. Местный мальчишка вызвался бескорыстно доставить меня из деревни на железнодорожный вокзал Кхаджурахо, у него это получилось и вот я стою перед новеньким зданием с отвалившимися буквами в названии станции, по правую руку стоянка таксистов, которые не так давно оказали теплый прием. Здание сделано с явным намеком на древние храмы Кхаджурахо, но до мастерства древних этим строителям далеко.

Захожу внутрь вокзала, чистота и порядок, рядом с офисами работников стоят растения в больших горшках, у ларька с едой сразу две мусорные корзины, пол в буквальном смысле блестит.

Я в Индии? Спрашиваю я сам себя и повертев головой, найдя глазами кучку местных на лавке, убеждаюсь что в ней самой. На перроне такая же чистота, что и рядом с офисом менеджера по вокзалу, мусора нет даже на шпалах рядом с перроном.

Общий вид умиляет, темно-синее небо в легкой дымке, контрастирует с залитым солнечным светом перроном, на котором мирно ожидают своего часа голубые вагончики, стройная шеренга фонарей поблескивает алюминием козырьков над желтыми навесами и лишь упрямые рельсы убегают прочь за горизонт.

На табличке название станции Кхаджурахо, не совсем понятно, почему на новой станции такая выцветшая табличка.

Лишь беспорядочно разбросанный багаж обшитый джутовой мешковиной, вносит частичку индийского беспорядка, но этот беспорядок напротив добавляет пикантности деревенской станции под названием Кхаджурахо.

Окошко касс стандартно для всех железнодорожных станций Индии, не стандартно лишь то, что народу нет никого.

Из информационного стенда узнаю о расписании поездов, их тут немного, но маршруты весьма удобные: Дели, Варанаси, Джханси, Удайпур, Канпур.

Хронология

Группа храмов Кхаджурахо принадлежит школе индуизма вайшнавизма, школе индуизма шиваизма и джайнизма — почти по трети каждая. Археологические исследования показывают, что все три типа храмов строились примерно в одно и то же время в конце 10 века и использовались одновременно. Уилл Дюрант заявляет, что этот аспект храмов Кхаджурахо иллюстрирует терпимость и уважение к различным религиозным взглядам в индуистской и джайнской традициях. В каждой группе храмов Кхаджурахо были крупные храмы, окруженные храмами меньшего размера — стиль сетки, который в разной степени наблюдается в индуистских храмах в Ангкор-Вате, Парамбаране и Южной Индии.

Самый большой сохранившийся храм Шивы — Кхандарья Махадева, а самая большая сохранившаяся группа вайшнавов включает Чатурбхуджу и Рамачандру.

План храма Кандария Махадева составляет 109 футов в длину на 60 футов и возвышается на 116 футов над землей и на 88 футов над уровнем пола. Центральные пады окружены тремя рядами скульптурных фигур с более чем 870 статуями, большинство из которых имеют половинный размер (от 2,5 до 3 футов). Шпиль — это самовоспроизводящаяся фрактальная структура.

Храмы, религиозная принадлежность и годы освящения
Последовательность Современное название храма Религия Божество Завершено (CE) Изображение
1 Чаусат Йогини индуизм Деви, 64 йогини 885
2 Лалгуан Махадев индуизм Шива 900
3 Храм Брахмы индуизм Шива 925
4 Лакшмана индуизм Вайкунтха Вишну 939
5 Вараха индуизм Вараха 950
6 Паршванатха Джайнизм Паршванатха 954
7 Ghantai Джайнизм Адинатха 960
8 Махишасурамардини индуизм Парвати 995
9 Вишванатха индуизм Шива 999
10 Матангешвар индуизм Шива 1000
11 Вишну-Гаруда индуизм Вишну 1000
12 Руины храма Биджамандал индуизм Шива 1000
13 Ганеша индуизм Шива 1000
14 Джагадамби индуизм Деви Джагадамби 1023
15 Читрагупта индуизм Шива 1023
16 Храм Адинатх Джайнизм Адинатха 1027
17 Храм Шантинатхи Джайнизм Шантинатха 1027
18 Кандария Махадева (самый большой храм) индуизм Шива 1029
19 Вамана индуизм Вамана 1062
20 Хавери индуизм Шива 1090
21 год Чатурбхуджа индуизм Вишну 1110
22 Дуладео (Дуладева) индуизм Шива 1125

На каком транспорте осматривать Кхаджурахо

На выбор путешественника есть несколько вариантов:

  • Моторикша;
  • Пешком;
  • Велосипед;

Стоимость аренды велосипеда на целый день (в моем случае) составила 60 рупи, но изначально за велосипед просили сотню. Кхаджурахо при желании с легкостью возможно обойти пешком, но для ускорения знакомства с древними руинами велосипед самое то. К тому же ландшафт ровный, без перепадов высот, на велосипеде ездить приятно, за одним исключением, на грунтовых дорогах слишком уж пыльно.

Зачем-то к велику в нагрузку вручили велосипедный замок, сложно даже представить кому вздумается угонять такое транспортное средство в деревне, где каждый друг друга знает. Я игнорировал просьбы владельца велосипеда закрывать его на замок когда уходу, но не смотря на мой пофигизм, никаких инцидентов не было, к тому же на багажнике целый день ездил пакет с бананами, на бананы тоже никто не покушался.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector