1 день в истре: достопримечательности и храмы нового иерусалима, как добраться и что посмотреть

Где поесть в Истре

Гуляя по городу вы, конечно, проголодаетесь. Вот несколько вариантов, где можно поесть.

Первый раз перекусить удастся в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» — в нем есть небольшое кафе, где продают разную еду в одноразовой посуде: салаты, бутерброды, кексы.

Если вы взяли еду с собой, то дороге из музея в монастырь можно остановиться и устроить пикник на берегу реки Истра (она же Иордан).

Пара кафе работают и в монастыре. Напротив главного собора находится «Трапезная» — очень простое дешевое заведение с разнообразными горячими блюдами.

Кафе «Трапезная» в Новоиерусалимском монастыре

Более приятное впечатление производит «Вареничная». Она располагается внутри монастырского двора слева от ворот, через которые мы вошли. В меню разные виды вареников с пылу с жару, безалкогольные напитки.

Кафе «Вареничная» в Новоиерусалимском монастыре

В городе тоже есть пара заведений, которые можем порекомендовать. Прежде всего это паб «Белый лис» (ул. Адасько, дом 7, корпус 1). Не пугайтесь адреса: на самом деле, он, фактически, находится в доме, стоящем на улице Ленина (можете ориентироваться на адрес ул. Ленина, дом 16). Очень приятный интерьер типичного паба. В барной карте много видов разливного и бутылочного пива из разных стран, в меню — не только закуски, но и нормальные блюда. Все, что мы пробовали, было вкусно.

Паб «Белый лис» в Истре

Еще одно неплохое место расположено у железнодорожного и автовокзалов — непосредственно на вокзальной площади перед возвращением домой можно поесть в ресторане «Вински Подрум» (пл. Воскресенская, дом 2а). Интерьер выдержан в стиле винного погреба и типичного национального ресторана где-нибудь в Болгарии. В меню разнообразные блюда балканской кухни и вина из разных мест планеты.

Ресторан «Вински Подрум» в Истре

Музей «Новый Иерусалим»

В основу экспозиции музея легли оригинальные монастырские артефакты, среди которых религиозные предметы, утварь, документы и иконы, музейная коллекция насчитывает свыше 180 тысяч единиц. В 2014 году музей переехал в новое здание и получил современный, интерактивный вид. Постоянная экспозиция рассказывает о Новом Иерусалиме как об историческом, культурном и архитектурном памятнике России, позволяет лучше узнать об этапах возведения монастыря, познакомиться с мастерами, которые трудились над его созданием, увидеть древние иконы, подлинные документы и получить больше информации о патриархе Никоне.

Музей «Новый Иерусалим»

Музей «Новый Иерусалим»

Также в музее проходят выставки известных художников, например, в октябре этого года были представлены работы Роберта Фалька.

Отдельного внимания заслуживает концертная программа. В октябре 2018 года впервые на сцене музея «Новый Иерусалим» выступили «Виртуозы Москвы».

Адрес музея «Новый Иерусалим»: г. Истра, Ново-Иерусалимская набережная, д. 1, http://njerusalem.ru

Организацией туров на электричках занимается АО «Центральная ППК».

Новый Иерусалим

Это название в Истре применимо к двум туристическим объектам – монастырю и музею. НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ виден издалека, он сияет после реставрации. Звонница, разрушенная в Великую Отечественную, украсилась пятнадцатью колоколами, голос которых слышен далеко в округе. Монастырские стены поражают внушительностью. Их протяженность около километра, толщина доходит до трех метров, высота – девять метров, настоящая крепость.

В огромном, феерически красивом Воскресенском соборе –Голгофа с благоуханным кипарисовым крестом, потрясающе прекрасный огромный купол собора, уникальный керамический иконостас.

Главная святыня Нового Иерусалима — Живоносный Гроб Господень. Здесь же – подземная церковь Константина и Елены, заглубленная на шесть метров. Внутри церкви бьет святой источник, в котором можно набрать воды.

При создании монастыря все его окрестности были переименованы на библейский манер. Сам монастырь стоит на холме Сион, к востоку от него – холм Елеон с часовней, на севере – холм Фавор. Река тут уже не Истра, она называется Иорданом.

Музей «НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ» раньше располагался в монастыре, а теперь у него своё здание.В 2009 году было принято решение отделить искусство от религии. В настоящее время собрание музея насчитывает более 180 тысяч единиц хранения. Это коллекции археологических и этнографических материалов, письменных источников и фотодокументов, рукописей и редких книг, нумизматики, оружия, русских и зарубежных изобразительных материалов разных эпох. В музейное собрание входят и уникальные реликвии, напрямую связанные с историей Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и личностью его основателя – патриарха Московского и всея Руси Никона.

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь в 1656 году основал патриарх Никон. Цель постройки — создать образ иерусалимских святых мест на подмосковной земле, чтобы главная из христианских святынь — храм Гроба Господня стал чуть ближе к верующим, живущим в России.

Для постройки вырубили лес на берегу реки Истры, затем укрепили холм, на котором должна была расположиться обитель. Сам холм получил имя Сион

На освящении Воскресенского собора присутствовал лично царь Алексей Михайлович, он и дал молодому монастырю его имя — Новый Иерусалим. К XVII веку в монастыре сформировалась богатейшая библиотека и даже работала собственная типография, которую Никон перевел сюда из Иверского монастыря.

На рубеже XIX и ХХ веков монастырь становится одним из главных паломнических центров в России: перед Первой Мировой войной его посещало примерно 35 000 паломников в год. Монастырь закрыли в 1919 году, спустя год в его стенах появился музейно-выставочный комплекс. Во время Великой Отечественной войны фашисты взорвали Воскресенский собор, на восстановление построек ушли годы.

В углу священнослужитель отпускает грехи. Справа лестница на Голгофу

В 1959 году музей вновь начал принимать посетителей, а с 1994 года Новому Иерусалиму вернули статус монастыря.

Как было сказано выше — одна из главных архитектурных жемчужин монастыря — это, конечно же, Воскресенский собор. Никон при жизни его достроить не успел, но все равно внешний вид храма действительно напоминает храм Гроба Господня. Как и в иерусалимском храме, к Воскресенскому собору примыкает подземная церковь Константина и Елены — с той лишь разницей, что на Святой земле она находится в скале.

Гроб Господень

Голгофа

Смотровая площадка

.Музей «НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ» раньше располагался в монастыре, а теперь у него своё здание.В 2009 году было принято решение отделить искусство от религии. В настоящее время собрание музея насчитывает более 180 тысяч единиц хранения. Это коллекции археологических и этнографических материалов, письменных источников и фотодокументов, рукописей и редких книг, нумизматики, оружия, русских и зарубежных изобразительных материалов разных эпох. В музейное собрание входят и уникальные реликвии, напрямую связанные с историей Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и личностью его основателя – патриарха Московского и всея Руси Никона.

Среди просторов можно и не заметить огромное трехэтажное сооружение футуристического вида, мягко вписанное в пространство, почти скрытое в валах. Высокотехнологичный проект архитектора Валерия Лукомского выдержан в духе “зеленой архитектуры”. Стилистика была выбрана не случайно: при разработке проекта предполагалось, что доминирующая роль ансамбля Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря – памятника архитектуры XVII–XIX веков – останется неизменной.

И монастырь и музей расположены в городе Истра Московской области.

Историческая справка

Музей в Истре был основан в 1922 году — путем объединения художественно-исторического и краеведческого музеев. В первоначально сформированную экспозицию вошли предметы искусства, археологические находки и другие экспонаты, найденные в подмосковных усадьбах, монастырях и храмах.

К 1940 году в Новый Иерусалим перевезена часть экспонатов из расформированного музея в Звенигороде. К началу Великой Отечественной войны музей уже имел в своём распоряжении огромную историческую и художественную коллекцию.

В ноябре 1941 года самые ценные предметы искусства транспортировали в Москву, затем в Алма-Ату. Часть фонда музея спрятали в тайниках, но большинство экспонатов остались в галереях.

При отступлении немецких войск здания Новоиерусалимского монастыря были уничтожены. Работы по восстановлению музея начались в конце 1940-х годов, и только в 1959 году закончили работы по формированию первой со времен войны выставки.

Московский областной краеведческий музей, так до 1991 года назывался «Новый Иерусалим», предстал в своем нынешнем виде только в 2014 году, после переезда из стен монастыря в новое отдельное здание.

Официальная группа музея в VK

Новое здание

Проект архитектурного ансамбля был запланирован с размахом. Общая площадь главного здания занимает 28 тысяч кв. метров и включает в себя выставочные залы, фондохранилище, реставрационные мастерские, а также развлекательную зону. Два года назад музейный центр был полностью открыт для посетителей. С этого момента он носит официальное название музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим».

Архитекторы и инженеры, работающие над концепцией нового комплекса, взяли за основу идею соединения в одном культурном пространстве ансамбля Ново-Иерусалимского монастыря и музейного корпуса. Это нелёгкая архитектурная и ландшафтная задача была с блеском решена, а сам проект удостоен нескольких престижных наград.

Кроме главного здания, в комплекс музейных объектов входят: выставочный корпус, музей деревянного зодчества, который располагается под открытым небом. Проектом предусмотрена и обширная садово-парковая зона для прогулок, художественных и культурных акций.

Строительство новых объектов на территории музейного комплекса продолжается и окончательное его завершение запланировано на 2018 год.

О фестивале

«Лето. Музыка. Музей» – молодой и амбициозный российский open-air фестиваль, уже ставший заметным культурным событием не только подмосковного региона. С 14 по 18 июля 2021 года он в 4-й раз пройдет в музее «Новый Иерусалим».

Главные идеологи фестиваля — его президент народный артист России, художественный руководитель Московской областной филармонии Максим Дунаевский и художественный руководитель фестиваля – главный дирижер Королевского филармонического оркестра Ливерпуля, Молодежного оркестра Евросоюза, главный приглашенный дирижер Госоркестра России имени Е.Ф. Светланова – Василий Петренко.

С самого начала этот масштабный музыкальный форум отличала концептуальная цельность: его афиша демонстрирует приверженность высоким образцам мирового наследия, и в то же время — свежесть и оригинальность идей, способность чутко откликаться на запросы современного зрителя. Из года в год фестиваль формирует собственную публику, привлекая молодую аудиторию и выполняя просветительскую миссию.

Всего за три года на фестивальной сцене уже успели выступить выдающиеся мастера и коллективы: скрипач Максим Венгеров, пианисты Николай Луганский и Кирилл Герштейн, главный дирижер Лондонского филармонического оркестра Владимир Юровский, сотрудничающий с ведущими оркестрами мира дирижер Андрей Борейко, Камерный оркестр «Виртуозы Москвы», а также постоянный резидент фестиваля — Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова и многие другие.

В афише фестиваля 2021 года ожидается участие таких звезд мировой классической сцены, как Миша Майский (виолончель), Альбина Шагимуратова (сопрано), дирижер Кирилл Карабиц, Сергей Догадин (скрипка), Артем Дервоед (классическая гитара) и другие. Запланировано проведение пяти симфонических и трех камерных концертов. Три фестивальных вечера за пультом – художественный руководитель фестиваля Василий Петренко.

Фестиваль «Лето. Музыка. Музей» — это синтез музыки, визуального ряда, ландшафта и особенной атмосферы. Зрители могут насладиться шедеврами классической музыки на открытом воздухе в живописном историческом пространстве Русской Палестины рядом с жемчужиной Подмосковья — Ново-Иерусалимским монастырем. Традиционно все гости фестиваля имеют возможность посетить экспозиции музея «Новый Иерусалим».

Мероприятие проводится Государственным историко-художественным музеем «Новый Иерусалим» совместно с Московской областной филармонией при поддержке Правительства Московской области и Министерства культуры РФ.

Выставки и коллекции

«Новый Иерусалим» – музейно-выставочный комплекс, равных которому сегодня нет ни по архитектурному решению, ни по масштабности и наполненности коллекций. Постоянная экспозиция, разбитая на несколько тематических разделов, занимает цокольный этаж.

Первый зал посвящён русскому церковному искусству 16-19 веков. Здесь представлена интереснейшая коллекция икон и памятников церковного декоративно-прикладного искусства. Не стоит забывать, что именно церковное искусство стояло у истоков формирования коллекции музея, и сегодня здесь хранится одно из крупнейших собраний русского сакрального искусства.

Следующий зал посвящён светскому искусству конца 17 – начала 20 веков. Большую его часть занимает портретная живопись. Первые парсуны, образы современников петровского времени, галерея пышных портретов эпохи барокко и рококо, картины 19 века представлены здесь в хорошо продуманной последовательности.

Интересную выставочную концепцию связи времён представляет Зал с колоннами. Его экспозиция состоит из монументальных произведений, выполненных в различных техниках, где современное искусство тесно переплетается с христианской традицией и наследием древности.

Большую часть выставочных площадок занимают временные выставки и проекты, посвящённые как современному искусству, так и классическим памятникам.

Возрождённый из пепла

Во время войны архитектура и коллекция музея сильно пострадали. К началу военных действий его не успели эвакуировать. В ноябре 1941 года в срочном порядке вывозились наиболее ценные экспонаты, остальные прятались в тайниках здесь же, на территории музейного комплекса.

Здания монастыря были сильно разрушены немецкими войсками при отступлении. В послевоенные годы начали активно проводиться восстановительные работы. Уже через десятилетие вывезенные в Москву и Алма-Ату коллекции вновь встречала Истра.

Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» в послевоенный период в прямом смысле слова был восстановлен из пепла. В последующие годы ансамбль дополнился архитектурно-этнографической экспозицией, расположенной вокруг основных построек.

Как добраться до Нового Иерусалима

  • Пригородных поездах, которые курсируют с Курского вокзала, через станцию «Тушино» к остановкам «Истра» или «Новоиерусалимская». А также на электричках, которые ходят от станций «Москва Рижская», «Серпухов», «Волоколамск», «Румянцево», «Шаховская». От «Новоиерусалимской» или «Истры» к обители нужно идти пешком около 2 км. Это расстояние можно преодолеть на местной маршрутке;
  • Автобусах №372, которые ходят от станции метро «Тушино» в Истру. Выходить из транспорта необходимо на остановке «Почта». На автовокзале города Истра останавливаются автобусы, которые идут из Павловского и Касимова;
  • Автомобиле, нужно двигаться по Волоколамскому шоссе до улицы Московской в городе Истра, а также по улицам Первомайская и Советская. Парковка для машин построена возле стен обители.

Время в пути из Москвы на электричках составляет около полутора часов, на автобусах – 1 час. Цена проезда из столицы России в поездах – 143,5 рублей, в автобусах – 97 рублей 65 копеек (по карте «Стрелка»).

Судьба Патриарха Никона

Патриарх Никон – идейный вдохновитель и участник строительства Новоиерусалимского монастыря имел много разногласий с царем. Правителя не устраивало, что церковь пыталась влиять на государственные дела. В 1660 году, через 4 года после основания обители, в Москве был проведен Собор высших иерархов, на котором монахи хотели лишить Никона должности. Но суд над патриархом не состоялся и дело было решено передать на рассмотрение на суд владык восточных церквей: сирийской и египетской (коптской). Представители вышеозначенных организаций смогли прибыть в Москву только в 1666 году. В течение 8 лет до суда и отправки в ссылку патриарх Никон обитал в монастыре и способствовал развитию молельни.


Патриарх Никон

В 2014 году в музее «Новый Иерусалим» была торжественно открыта выставка «Новый Иерусалим – памятник истории и культуры XVII–XIX веков». Экспозиция состоит из 3 залов. Отдельная часть ее выделена, как память музея Патриарха Никона, который был основан в 1870 году.

В учреждении хранятся личные факсимильная печать Его Святейшества, фрагмент омофора, копия парсуны архиепископа с клиром, останки кареты владыки, некоторые личные вещи главы православной церкви. Экспонаты описывают путь Патриарха от простого священника до личного друга царя, заслуги перед христианством и суд над Никоном. Последнее событие наглядно иллюстрирует картина С. Д. Милорадовича. На полотне изображены высшие церковные иерархи, которые решают судьбу Патриарха.


Капелла

Паломничество выходного дня в Воскресенский монастырь в Истре

Идея Предстоятеля была основана на убеждении, что Россия, единственная православная держава тогдашнего мира – новый центр христианства, подобный земной родине Господа. Именно туда Святейший на начале 1650-х гг. отправил своих эмиссаров за подробными планами святынь, прежде всего, главной из них – храма Воскресения. А вскоре Предстоятель с царем Алексеем Михайловичем уже выбирали место для уникального комплекса – образа Святого Града.

В 1656 году на берегу речки Истры закипело невиданное ранее строительство. При этом, по велению государя и патриарха:

  • Истра стала Иорданом, небольшой ручей – Кедроном;
  • окрестные холмы – Елеон, Фавор; место самой обители – Сион;
  • небольшие местные деревеньки назвали Назаретом, Капернаумом, Преображенским; а нынешняя Истра с середины XVII века до начала XX называлась Воскресенском.

Духовным центром будущего монастыря стал храм, построенный по подобию Иерусалимского. Однако освятить необычную церковь смогли только спустя почти 20 лет. Уникальный проект стал жертвой выяснения отношений между царем и иерархом. После ряда конфликтов Никона лишили патриаршества (1666), сослали. Без него работы остановились на 14 лет.

Возобновил стройку (1679) только духовный сын патриарха, царь Феодор Алексеевич. Он же позволил Никону вернуться в любимый монастырь, но больной святитель скончался, не доехав до места. Местом последнего упокоения основателя стал соборный придел Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (1681).

Начало истории

По официальным документам музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» открыт в 20-е годы прошлого века. Однако история его начинается на полвека раньше, с организации в трапезной монастыря небольшой экспозиции в память о патриархе Никоне. Идея его создания принадлежала архимандриту Леониду – видному церковному деятелю и учёному.

Скромная экспозиция из вещей, книг и живописных полотен открылась в 1874 году. Это был первый церковный музей в Российской империи. В таком виде он просуществовал 30 лет. По инициативе нового архимандрита первоначальный музей расширили, коллекция пополнилась новыми пожертвованиями, заработала монастырская библиотека.

Перипетии судьбы: революция

Пришедшая власть внесла свою лепту в развитие музея. В 1919 году монастырь опустел, а через год на его территории заработал первый музей. Именно от его открытия ведёт свою историю современный музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим». Коллекция музея могла похвастать не только разнообразием церковных памятников, когда-то принадлежавших монастырю. Входило в неё обширное собрание картин, церковной утвари, декоративной пластики, экспонатов из археологических раскопок.

Период 20-30-х годов для музея на Истре отмечены бурными событиями. Музейно-выставочный комплекс в Новом Иерусалиме, тогда ещё Государственный художественно-исторический музей, постепенно разрастался, в фонды свозились предметы искусства, конфискованные из частных владений. После реставрации монастырских построек в 1925 году заработала первая постоянная экспозиция, по свидетельствам того времени, пользовавшаяся огромным успехом у публики.

Копия Иерусалимской часовни

Идеей и основой для строительства монастырского комплекса послужила модель реально существующего храма, которую патриарх Иерусалима Паисий подарил Никону в 1649 году. Макет был выполнен из дерева. Он до сих пор хранится в музее «Новый Иерусалим». Учреждение расположено по соседству с обителью. Также при строительстве использовались гравюры чертежей, сделанные с рисунков итальянского путешественника Бернардино Амико, и воспоминания русского верующего монаха Арсения – «Проскинитарий».

Часовня включает в себя 2 части:

  • Западного здания, в котором сохраняется копия Гроба Господнего. Это сооружение имеет длину 2,07 метра, ширину 1,93 метра. По форме является 6-угольником;
  • Восточного здания длиной 3,9 и шириной 3,4 метра с приделом Ангела и частичкой камня, который был убран ангелом для выхода Иисуса из пещеры.

Точно посредине часовни стоит пьедестал с частью вышеозначенного камня. Вход в оба здания открыт для всех желающих во время, когда не проводится божественная литургия.

НОВАЯ ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ

Начиная с 1950-х гг. в Новоиерусалимском монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин.

Монастырь, который называют городом-храмом, расположен на холме, получившем название Сион.

Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, например, Воскресенский собор, который и возводился по образу романского храма Гроба Господня в Иерусалиме. При строительстве зодчие использовали чертежи иерусалимского храма, данные о его размерах, приведенные в старинных рукописях, и даже деревянную модель, в 1649 г. привезенную в Россию патриархом Александрийским Паисием.

Храм — четырехстопный однокупольный, с южной стороны к нему примыкает колокольня, с западной — ротонда, увенчанная шатром, прорезанным тремя ярусами больших люкарн — оконных проемов в скате крыши.

Главный вход в Воскресенский собор, так же как и в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, находится с южной стороны. На месте западного входа на Святую Голгофу установлены белокаменные плиты с резной стихотворной «Летописью» архимандрита Никанора, в которой рассказано о строительстве Воскресенского собора от его закладки до освящения, а также названы его святыни.

В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя.

Главная святыня Нового Иерусалима именуется Живоносный Гроб Господень. Как и его иерусалимский оригинал, он находится внутри белокаменной часовни, расположенной к западу от Святой Голгофы. Рядом лежит округлый камень — подобие того, что был отвален от Гроба Господня ангелом в ночь Воскресения Христова. Камень небольшой, потому что повторяет тот, что остался в Иерусалиме после того, как от него в течение веков откалывали части, чтобы перенести в другие храмы.

Справа от входа — придел архистратига Божия Михаила, где сохранился изразцовый иконостас XVII в.

В XVIII—XIX вв. в Воскресенском соборе было полтора десятка придельных церквей, устроенных благотворителями Нового Иерусалима, в том числе — из царствовавшей династии Романовых.

Сохранился только один — придел святой равноапостольной Марии Магдалины в северной галерее ротонды, там, где стояла в Иерусалиме Мария Магдалина при погребении Христа. Придел был создан в 1801 г. императрицей Марией Федоровной, супругой императора Павла I, в честь своей небесной покровительницы. Это прекрасное сооружение оформлено по проекту великого архитектора М. Ф. Казакова в стиле классицизма.

С востока к собору примыкает подземная церковь Константина и Елены. В самом Иерусалиме такая церковь вырезана прямо в теле скалы. В северной части церкви погребены Варвара Суворова-Рымникская и Аркадий Суворов — жена и сын великого русского полководца Александра Васильевича Суворова (1730-1800 гг.), при жизни сделавшие немалые пожертвования Новоиерусалимскому монастырю.

Монастырь обнесен по периметру самой настоящей высокой крепостной стеной длиной в целый километр и со стенами трехметровой толщины. Такие толстые стены понадобились ещё и для того, чтобы по их верхней части пустить так называемый «боевой ход» — крытую галерею с двумя рядами бойниц. Верхний ряд предназначался для дальнего боя, нижний представлял собой навесные бойницы-машикули для обороны основания стены. Восемь башен крепостной стены получили каждая особое «палестинское» название: Гефсиманская, Сионская и т. п.

Осмотр Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря

После внешнего осмотра красивейшего Воскресенского собора, мы отправились во внутрь. Внутри здание является очень сложным, поэтому рекомендую вам до его посещения в киоске приобрести карту, либо как мы , воспользоваться услугами экскурсовода.

Выкладываю план собора. Те, кто был в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, могут отметить, что устройство Воскресенского собора по расположению основных элементов полностью совпадает с Воскресенским собором.

Воскресенский собор. План собора

Воскресенский собор. План собора

Внутренние интерьеры собора резко контрастируют с его внешнем видом. Помещение, безусловно, очень величественное, но выполнено оно в стиле барокко, с характерной лепниной, ангелочками, бантами и так далее. Сразу понятно, кто был заказчиком внутреннего убранства. Это была Елизавета Петровна, которая обожала все эти дворцовые атрибуты. Мы удивились, насколько внешнее убранство Собора, напоминающее русский терем, диссонирует с внутренним дворцовым декором. Как будто это совершенно разные помещения, но каждое по-своему шикарное.

Новый Иерусалим. Внутри Собора

Купол собора уже расписан мастерами.

Воскресенский собор. Купол собора

Сам храм, несмотря на ненастную погоду, выглядит очень светлым и чистым.

Внутри собора также ведутся грандиозные работы. Огромный иконостас зияет черными дырами вместо икон. Совсем скоро они займут здесь свои места.

Новый Иерусалим. Иконостас

Сейчас можно увидеть над иконостасом фигуру Спасителя, сделанную из картона. Гид объяснила, что это один из этапов реставрации, когда будущие скульптуры выполняют из картона, согласовывают эстетический вид с государственными служащими, и только потом делают настоящий декор.

Новый Иерусалим. Фигура Спасителя

Гид рассказывала нам, что собор по своим размерам и расположению основных церквей полностью совпадает с Храмом Гроба Господня в Иерусалиме. У меня это не укладывалось в голове, так как по размерам, он, возможно, и похож, но по внутреннему стилю убранству и атмосфере это совершенно другое место.

Воскресенский собор. Ложа императора

Экскурсовод показала нам путь на «голгофу», которая также как и в Храме гроба Господня расположена слева от главного входа в Храм. Пока пройти наверх нет возможности , так как ведутся работы. По ходу того, как гид вела свой рассказ, к нам присоединялось все больше и больше людей. Так наша маленькая группа из трех человек разрослась до 15 человек. Ну да ладно.

Новый Иерусалим. Всем интересно послушать экскурсию

Внутри храма находится также «пещера гроба Господня», где, по словам экскурсовода на православную Пасху сюда снисходит исцеляющий голубой огонь. Мягко говоря, мы были удивлены.

Вокресенский собор. Пещера Гроба Господня

Кто захотел, приложился к Гробу. Кстати, здесь есть правило — из пещеры можно выходить не поворачиваясь к ней спиной.

После осмотра основного храма мы отправились в Придел Успения Пресвятой Богородицы, где можно увидеть настоящие фрагменты оформления того самого первого храма Воскресения. Автором оформления данного придела по распоряжению императора  выступил знаменитый Матвей Казаков (1802 год).

Вокресенский собор. Придел Успения Пресвятой Богородицы

Больше всего меня поразило искусство изразцов. Ничего подобного я не видела ни в одном православном храме.

Одним из символов, который был воплощен в изразцах был «цветок граната», который символизирует кровь Христа — символ мученической смерти спасителя. Рисунок же «около павлина» символизирует Воскресение христово.

Воскресенский собор. Фрагменты изразцов

Также экскурсовод показала нам еще один символ, зашифрованный в изразцах – льва, означающего власть на Земле.

Изразец-лев

В этом же приделе можно поставить свечи.
На стене размещены немногочисленные иконы, например список с афонской иконы «Богоматери Троеручицы». В это же приделе можно набрать святой воды.
Прощальный взгляд на собор.

Воскресенский собор. Новый Иерусалим

В 16-00 из Храма мы вышли из храма и продолжили осмотр территории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector